Формирование функциональной грамотности на уроках литературы
методическая разработка по литературе
Формирование функциональной грамотности на уроках литературы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
priemy_formirovaniya_fuktsionalnoy_gramotnosti_na_urokah_literatury.docx | 17.08 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование функциональной грамотности на уроках литературы
Для формирования функциональной грамотности обучающихся на уроках литературы уместно использовать методические разработки, которые будут выполнять роль личного навигатора в процессе чтения и перечитывания. Это могут быть шаблоны, неполные схемы (схемы, в которых часть информации присутствует, часть необходимо найти или вывести из уже имеющейся), списки ключевых слов, которые надо логически связать друг с другом, то есть такие задания, которые предполагают следование определённой стратегии при работе с материалом (биографией автора или художественным текстом), но оставляют пространство свободы для обучающегося (возможность выразить личное отношение, найти «точки схода» изучаемого текста и актуальных для подростка явлений жизни).
На этапе изучения биографии писателя удобным инструментом становится шаблон биографии, позволяющий в рамках заданной структуры свободно выбирать факты, которые станут определяющими для описания жизненного пути писателя, и те, которые отойдут на второй план. В процессе такой работы подростки учатся находить «смысловые узлы», связывать факты жизни и творчества автора, выносить суждения о том, какие события (в том числе в стране и мире), особенности социального статуса, личные переживания могут или должны стать основой специфики создаваемого писателем художественного мира.
Традиционно шаблон – это тиражируемая форма для заполнения некими сведениями; ёмкая, позволяющая структурировать информацию. В данном случае функции шаблона не сводятся исключительно к анализу и обобщению, хотя и в этом заключается его несомненное преимущество, а предлагают обучающемуся активную роль в оформлении портрета автора. Структура шаблона позволяет использовать его при просмотре документального фильма о писателе, самостоятельном чтении биографии, прослушивании лекции учителя.
Знакомые школьникам из других предметных областей геометрические фигуры и символы, используемые в шаблоне, демонстрируют причинно-следственные связи, иерархию, приоритетность информации, последовательность описываемых событий или
список, ряд равнозначимых фактов, удивление, «разрыв шаблона», противоречия или противопоставленность фактов. Итогом погружения в биографию становится выбор «кредо» или ключевой цитаты, наиболее полно отражающей, по мнению обучающегося, внутренний мир, идеи, образ мыслей писателя. Заполненный шаблон становится примером живого диалога писателя и школьника – биография перестаёт быть сухой сводкой информации и превращается в отобранный в соответствии с собственными устремлениями обучающегося материал (прожитый, присвоенный). К этому материалу мы не раз вернёмся на уроках: при написании сочинения, во время разговора о литературном процессе как части процесса исторического, для объяснения феноменов художественного текста этого автора и т.д.
Паспорт произведения – в некотором смысле ещё один шаблон, но уже для работы
с художественным текстом. Это форма, объединяющая фактические данные о произведении (точные и объективные) и смысловую составляющую (вариативную, подлежащую интерпретации). Содержание заполненного паспорта у обучающихся будет похожим, но не идентичным. Важным преимуществом работы с паспортом является его универсальность. Мы снова можем выбирать любые формы работы на уроке: лекция учителя, беседа, самостоятельный поиск информации, комментированное чтение фрагментов произведения, подготовка индивидуальных докладов, работа с дополнительными источниками, анализ эпизода и т.д. Контроль заполнения паспорта удобно вести соответственно на каждом уроке по одному листу – от более общих тем к сути.
Общая логика работы с паспортом такова: от образа эпохи и её отражения в произведении – к композиции и обсуждению личности главного героя посредством речевой характеристики; от поисков баланса между пониманием историко-культурных реалий второй половины 19 века и осознанием вневременного характера философии автора – к самостоятельной работе с текстом; финал изучения произведения – рефлексия, то есть форма критического самоанализа, которая позволяет обучающимся накануне написания сочинения ещё раз расставить акценты, обратиться к собственному пониманию прочитанного и связать эти впечатления с полученными знаниями.
Каждый лист паспорта – это этап освоения и присвоения чужого текста. Естественно, что основой для создания такого инструмента становится специфика изучаемого произведения, однако общие принципы его создания легко тиражируемы, а формат «рабочей тетради» позволяет акцентировать внимание обучающихся именно на тех фрагментах и деталях художественного текста, которые выполняют ведущую роль на уроке.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование функциональной грамотности на уроках русского языка и литературы
Какими же практическими умениями и навыками должен обладать функционально грамотный человек? Организацией по международному сотрудничеству и развитию (OECD) и Институтом образования ЮНЕСКО в двенадцат...
«Формирование функциональной грамотности на уроках литературы как новая парадигма образовательного процесса»
Выступление на педсовете...
Презентация "Пути формирования функциональной грамотности на уроках литературы и обществознания"
Мастер-класс...
Мастер-класс "Реализация системно-деятельностного подхода с целью формирования функциональной грамотности на уроках русского языка и литературы".
Материал, представленный в данной презентации, был продемонстрирован на городском семинаре, участником которого я стала. Семинар был одним из этапов конкурса "Учитель года 2022"...
Формирование функциональной грамотности на уроках русского языка и литературы
Формирование функциональной грамотности на уроках русского языка и литературы...
Формирование функциональной грамотности на уроках русского языка и литературы
Определение функциональной грамотности, виды. Читательская грамотность как базовый навык функциональной грамотности. Требования ФГОС к читательской грамотности. Группы читательских действий, примеры у...
Деятельностный подход при формировании функциональной грамотности на уроках русского языка и литературы
Выступление на педсовете "Деятельностный подход при формировании функциональной грамотности на уроках русского языка и литературы" (презентация и текст к ней) помогут учителям разнообразить ...