Функциональная грамотность на уроках литературы
учебно-методический материал по литературе
Функциональная грамотность на уроках литературы по роизведению В.Белова "Лад"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
funktsionalnaya_gramotnost_na_urokah_literatury.docx | 722.59 КБ |
Предварительный просмотр:
ПЛОТНИКИ.
Крестьянин не мог не быть плотником. Мы не имеем права спрашивать, что важнее: соха или секира? Плотницкое дело пришло к нам вместе с земледелием из глубокой старины. Перед тем как вспахать землю, надо было вырубить лес…
Плотницкий мир широк и многообразен. Подросток начинал постигать его с обычного топорища. Сделать топорище — значит сдать первый экзамен. Дед, или отец, или старший брат подавал мальчишке свой топор и сухую березовую плашку из лучинных запасов. Далеко не с первого раза получалось настоящее топорище: иной испортит беремя березовых плашек. Но мало было случаев, когда парень не добивался своего и не заслужил бы похвалы старшего.
Уже в первый сезон артельной работы подросток постигал один-два способа рубить угол, учился прирубать косяки, обзаводился собственным инструментом. Просить у кого-либо инструмент, особенно топор, считалось дурным тоном. Давали неохотно и вовсе не из скопидомства. Топор у каждого плотника был как бы продолжением рук, к нему привыкали, делали топорище сообразно своим особенностям. Хороший плотник не мог работать чужим топором.
В плотницкий инструмент, кроме топора, входили пила поперечная (можно было носить одну на двоих), скобель, пила-ножовка, долото, напарья (бурав для сверления дерева), струг.
Рубанок и молоток для плотника были необязательны.
Конечно, самое главное в плотницком деле — это научиться рубить угол. Если постройка четырехугольная, то, само собою, и угол прямой. Тупые углы рубились реже. Тупой угол требовался для некоторых видов колокольни, алтарной части деревянного храма, а также при воздвижении шестигранных шатров.
Хорошему плотнику, конечно же, никогда не мешала богатырская сила. Но и без нее он все равно был хорошим плотником. Пословица «Сила есть — ума не надо» родилась в плотницком мире в насмешку над тупоумием и горячностью. Силу уважали тоже. Но не в одном ряду с талантом и мастерством, а саму по себе. Настоящие плотники экономили силу. Были неторопливы. Без однорядок-рукавиц не работали. Бревна катали, а не волочили. Времени на точку топоров не жалели. Плотников кормили мясными щами даже в разгар сенокоса.
В.Белов. ЛАД. Очерки о народной эстетике.
1. Ответь на вопросы. Отметь правильный ответ
1 | Плотницкое ремесло появилось недавно | да | нет |
2 | Первый экзамен плотника – сделать топорище | да | нет |
3 | Плотники с удовольствием делились своим инструментом | да | нет |
4 | Самое главное в плотницком деле – научиться делать топорище | да | нет |
5 | Самый лучший способ угол избы «в крюк» | да | нет |
6 | Девиз плотников: «Сила есть ума не надо» | да | нет |
2. Выбери предметы, которые нужны плотнику для работы
СКОБЕЛЬ | ЖЕРНОВА | ТОПОР | ПИЛА | ГОНЧАРНЫЙ КРУГ |
А | Б | В | Г | Д |
3. Плотник – рабочий, занимающийся обработкой лесного материала. Кто и что может обрабатывать? Установи соответствие.
1 | крестьянин | А | Тот, кто обрабатывает меха и кожи |
2 | кузнец | Б | Тот, кто занимается обработкой земли |
3 | ювелир | В | Тот, кто занимается обработкой металла |
4 | скорняк | Г | Тот, кто обрабатывает текст |
5 | редактор | Д | Тот, кто обрабатывает драгоценные камни и металлы |
4. Выбери иллюстрации, которые отображают работу плотника
А | Б | ||
В | Г |
5. Подумай и напиши: Какое отношение было у людей к плотникам? Почему?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие функциональной грамотности на уроках русского языка и литературы.
Задачей наших школ является формирование гармонически развитой личности. Важнейший показатель всесторонне и гармонично развитой личности – наличие высокого уровня мыслитель...
Функциональная грамотность на уроках русского языка и литературы.
Выступление включает небольшой теоретический материал и несколько примеров работы с ними....
«Формирование функциональной грамотности на уроках литературы как новая парадигма образовательного процесса»
Выступление на педсовете...
Формирование функциональной грамотности на уроках литературы
Формирование функциональной грамотности на уроках литературы...
Презентация "Пути формирования функциональной грамотности на уроках литературы и обществознания"
Мастер-класс...
Обобщение опыта по теме "Методы и приемы формирования креативного мышления как компонента функциональной грамотности на уроках литературы" (доклад и презентация на районный конкурс "Учитель года")
Обобщение опыта по теме "Методы и приемы формирования креативного мышления как компонента функциональной грамотности на уроках литературы"...
Функциональная грамотность на уроке литературы в 6 классе
Технологическая карта урока литературы "Пословицы и поговорки"...