Функциональная грамотность на уроках литературы
учебно-методический материал по литературе

Толстухина Ольга Петровна

Функциональная грамотность на уроках литературы по роизведению В.Белова "Лад"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл funktsionalnaya_gramotnost_na_urokah_literatury.docx722.59 КБ

Предварительный просмотр:

ПЛОТНИКИ.

Крестьянин не мог не быть плотником. Мы не имеем права спрашивать, что важнее: соха или секира? Плотницкое дело пришло к нам вместе с земледелием из глубокой старины. Перед тем как вспахать землю, надо было вырубить лес…

Плотницкий мир широк и многообразен. Подросток начинал постигать его с обычного топорища. Сделать топорище — значит сдать первый экзамен. Дед, или отец, или старший брат подавал мальчишке свой топор и сухую березовую плашку из лучинных запасов. Далеко не с первого раза получалось настоящее топорище: иной испортит беремя березовых плашек. Но мало было случаев, когда парень не добивался своего и не заслужил бы похвалы старшего.

Уже в первый сезон артельной работы подросток постигал один-два способа рубить угол, учился прирубать косяки, обзаводился собственным инструментом. Просить у кого-либо инструмент, особенно топор, считалось дурным тоном. Давали неохотно и вовсе не из скопидомства. Топор у каждого плотника был как бы продолжением рук, к нему привыкали, делали топорище сообразно своим особенностям. Хороший плотник не мог работать чужим топором.

В плотницкий инструмент, кроме топора, входили пила поперечная (можно было носить одну на двоих), скобель, пила-ножовка, долото, напарья (бурав для сверления дерева), струг.

Рубанок и молоток для плотника были необязательны.

Конечно, самое главное в плотницком деле — это научиться рубить угол. Если постройка четырехугольная, то, само собою, и угол прямой. Тупые углы рубились реже. Тупой угол требовался для некоторых видов колокольни, алтарной части деревянного храма, а также при воздвижении шестигранных шатров.  

Хорошему плотнику, конечно же, никогда не мешала богатырская сила. Но и без нее он все равно был хорошим плотником. Пословица «Сила есть — ума не надо» родилась в плотницком мире в насмешку над тупоумием и горячностью. Силу уважали тоже. Но не в одном ряду с талантом и мастерством, а саму по себе. Настоящие плотники экономили силу. Были неторопливы. Без однорядок-рукавиц не работали. Бревна катали, а не волочили. Времени на точку топоров не жалели. Плотников кормили мясными щами даже в разгар сенокоса.

В.Белов. ЛАД. Очерки о народной эстетике.

1. Ответь на вопросы. Отметь правильный ответ

1

Плотницкое ремесло появилось недавно

да

нет

2

Первый экзамен плотника – сделать топорище

да

нет

3

Плотники с удовольствием делились своим инструментом

да

нет

4

Самое главное в плотницком деле – научиться делать топорище

да

нет

5

Самый лучший способ угол избы «в крюк»

да

нет

6

Девиз плотников: «Сила есть ума не надо»

да

нет

2. Выбери предметы, которые нужны плотнику для работы        

СКОБЕЛЬ

ЖЕРНОВА

ТОПОР

ПИЛА

ГОНЧАРНЫЙ КРУГ

https://tools-markets.ru/image/cache/data/petrograd/petrograd-1/00013040-460x460_0.jpg

https://thumbs.dreamstime.com/b/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%80%D0%B0%D1%8F-%D1%80%D1%83%D1%87%D0%BD%D0%B0%D1%8F-%D0%BA%D0%B0%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D0%B0%D1%8F-%D0%BC%D0%B5-%D1%8C%D0%BD%D0%B8%D1%86%D0%B0-43958451.jpg

https://images.ru.prom.st/307840025_w700_h500_topor-1400-g.jpg

https://i8.rozetka.ua/goods/15786280/162467978_images_15786280063.jpg

А

Б

В

Г

Д

3. Плотник – рабочий, занимающийся обработкой лесного материала. Кто и что может обрабатывать? Установи соответствие.

1

крестьянин

А

Тот, кто обрабатывает меха и кожи

2

кузнец

Б

Тот, кто занимается обработкой земли

3

ювелир

В

Тот, кто занимается обработкой металла

4

скорняк

Г

Тот, кто обрабатывает текст

5

редактор

Д

Тот, кто обрабатывает драгоценные камни и металлы

4. Выбери иллюстрации, которые отображают работу плотника

А

https://s.sakh.com/i/alg/market/2017/05/09/7a4e3785821c8f6b79b38bf7d83b7db3.jpeg

Б

https://cdn.pixabay.com/photo/2018/02/15/22/46/mural-3156541_1280.jpg

В

https://ic.pics.livejournal.com/nikkolainen/17115890/161678/161678_original.jpg

Г

5. Подумай и напиши: Какое отношение было у людей к плотникам? Почему?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие функциональной грамотности на уроках русского языка и литературы.

      Задачей наших школ является формирование гармонически развитой личности. Важнейший показатель всесторонне и гармонично развитой личности – наличие высокого уровня мыслитель...

Функциональная грамотность на уроках русского языка и литературы.

Выступление включает небольшой теоретический материал и несколько примеров работы с ними....

Функциональная грамотность на уроках русского языка и литературы

Статья о том, какими методами выявляется функциональная грамотность на уроках русского языка и литературы...

Формирование функциональной грамотности на уроках литературы

Формирование функциональной грамотности на уроках литературы...

Обобщение опыта по теме "Методы и приемы формирования креативного мышления как компонента функциональной грамотности на уроках литературы" (доклад и презентация на районный конкурс "Учитель года")

Обобщение опыта по теме "Методы и приемы формирования креативного мышления как компонента функциональной грамотности на уроках литературы"...