Формирование функциональной грамотности на уроках литературы.
методическая разработка по литературе
На уроках русского языка и литературы я использую различные методы и приёмы, которые способствуют развитию творческой активности, формируют мыслительную деятельность, учат школьников отстаивать свою точку зрения, помогают добиться глубокого понимания материала.
Методы и приёмы, которые способствуют развитию функциональной грамотности у обучающихся, я использую на всех этапах урока.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zadaniya_napravlennye_na_formirovanie_funktsionalnoy_gramotnosti.docx | 19.12 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка заданий,
направленных на формирование функциональной
грамотности на уроках литературы.
(можно использовать при изучении В.П. Астафьева «Конь с розовой гривой»)
Учитель: Коломбитова В.С.
I. Активизация ранее полученных знаний
Задание: рассказать биографию писателя.
1.Можно использовать приём «Конкурс шпаргалок».
Технология приема:
Конкурс шпаргалок — форма учебной работы, в процессе подготовки которой отрабатываются умения «сворачивать и разворачивать информацию» в определенных ограничительных условиях. Ученик может отвечать по подготовленной дома «шпаргалке», если:
1) «шпаргалка» оформлена на листе бумаги форматом А4;
2) в шпаргалке нет текста, а информация представлена отдельными словами,
условными знаками, схематичными рисунками, стрелками, расположением единиц информации относительно друг друга;
3) количество слов и других единиц информации соответствует принятым
условиям (например, на листе может быть не больше 10 слов, трех условных знаков, семи стрелок или линий).
Лучшие «шпаргалки» по мере их использования на уроке вывешиваются на
стенде.
2.Можно использовать прием «Ассоциация»
Описание: К теме или конкретному понятию урока нужно выписать в столбик слова-ассоциации.
Ассоциации: 1924 год, Енисей, арест, семья переехала, улица ,детский дом, с бабушкой и дедом, светлые воспоминания, автобиография, 18 лет, фронт, литература.
Ученик рассказывает биографию писателя, используя слова - ассоциации.
Происходит вызов уже имеющихся знаний по изучаемому вопросу, мотивация для дальнейшей работы.
- Изучение нового материала.
Задание: составить рассказ о главном герое.
3. Работа с текстом.
Класс разделён на две группы, где одна группа выискивает слова, характеризирующие положительные качества героя-рассказчика, а другая группа - отрицательные качества его, глаголы, сопутствующие слова находят и подтверждают примерами из текста. В конце урока учащиеся составляют полную характеристику героя-рассказчика.
4. Можно использовать прием «Верите ли вы, что…»
Этот прием может стать нетрадиционным началом урока и в то же время способствовать вдумчивой работе с текстом, критически воспринимать информацию, делать выводы о точности и ценности информации. Учащимся предлагаются утверждения, с которыми они работают дважды: до чтения текста параграфа учебника и после знакомства с ним.
Верите ли вы, что…»
-Рассказ называется «Конь с оранжевой гривой»
- Витя отправляется собирать землянику
- Чтобы получить такого коня, Витя отправляется один в лес
- Действие происходит в одной из деревень на берегу Оки
- Витя прибыл на каникулы из города
- Витя собрал полный туесок грибов, чтобы после их продажи бабушка купила ему пряник
- Левонтьевские ребятишки не учились в школе
5. Работа с текстом (выборочное чтение).
- Найдите описание рыбалки, описание летнего дня: “День был ясный, летний”.
Прочитаем выразительно. Какова роль пейзажной зарисовки?
- Из данного эпизода каждый из вас должен найти художественные средства и записать их в тетрадь.
- Какова развязка истории?: “Тут я провалился сквозь землю…»
III .Первичное закрепление знаний.
6.Работа в группах (каждая группа получает карточку с заданием)
1 группа: составить вопросы викторины (по художественному тексту)
2 группа: вспомнить и записать пословицы о доброте;
3 группа: из текста выписать цитаты, в которых дается характеристика главных героев. Затем зачитать их одноклассникам, которые должны узнать героя, назвать его имя.
IV.Рефлексия
Задание: написать синквейн по ключевому слову поработанного текста, например, к слову пряник
7. Можно использовать прием «Синквейн» (Технология развития критического мышления)
Синквейн – самая лёгкая форма стихотворения по алгоритму. Данный приём помогает выразить свои мысли кратко и точно. Можно использовать синквейн и на стадии мотивации и на стадии рефлексии
Синквейн – «белый стих», слоган из пяти строк (от фр. Cing – пять), в котором синтезирована основная информация. Структура синквейна:
1. Существительное (тема).
2. Два прилагательных (описание).
3. Три глагола (действие).
4. Фраза из четырех слов (описание).
5. Существительное (перефразировка темы)
8.Творческая мастерская.
Задание: - В своих тетрадях каждый из вас должен написать небольшое сочинение-рассуждение на тему «Нужна ли миру доброта?»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование функциональной грамотности на уроках русского языка и литературы
Какими же практическими умениями и навыками должен обладать функционально грамотный человек? Организацией по международному сотрудничеству и развитию (OECD) и Институтом образования ЮНЕСКО в двенадцат...
«Формирование функциональной грамотности на уроках литературы как новая парадигма образовательного процесса»
Выступление на педсовете...
Формирование функциональной грамотности на уроках литературы
Формирование функциональной грамотности на уроках литературы...
Презентация "Пути формирования функциональной грамотности на уроках литературы и обществознания"
Мастер-класс...
Мастер-класс "Реализация системно-деятельностного подхода с целью формирования функциональной грамотности на уроках русского языка и литературы".
Материал, представленный в данной презентации, был продемонстрирован на городском семинаре, участником которого я стала. Семинар был одним из этапов конкурса "Учитель года 2022"...
Формирование функциональной грамотности на уроках русского языка и литературы
Формирование функциональной грамотности на уроках русского языка и литературы...
Формирование функциональной грамотности на уроках русского языка и литературы
Определение функциональной грамотности, виды. Читательская грамотность как базовый навык функциональной грамотности. Требования ФГОС к читательской грамотности. Группы читательских действий, примеры у...