Конспект урока по чтению в 7 классе по повести М. Горького "Детство"
план-конспект урока по литературе
Конспект урока по чтению в 7 классе по повести М. Горького "Детство"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_po_chteniyu_v_7_klasse_po_povesti_m._gorkogo_detstvo.docx | 59.48 КБ |
Предварительный просмотр:
Открытый урок по чтению в 7 классе по повести М. Горького «Детство»
24.01.2023г.
Тема: Обобщающий урок по повести М. Горького «Детство»
Цель: закрепить с ребятами понятие о литературном герое, умение пользоваться текстом во время анализа образа; развивать навык выразительного и эмоционального чтения текста; учить ребят сопереживать с героями; уметь давать свою оценку их поступкам.
Задачи:
Образовательная — отработка термина “автобиографическая повесть”, работа с текстом и словом писателя, анализ ключевых сцен, эпизодов.
Развивающая - развивать навыки работы с художественным текстом, умение обобщать, сопоставлять, формулировать вывод; способствовать совершенствованию устной речи учащихся, развитию творческих способностей, читательской культуры школьников.
Воспитательная – привлечь внимание к теме детства, воспитывать сочувствие, сострадание, целеустремленность, мужество, настойчивость в преодолении жизненных трудностей.
Методы: проблемное обучение, беседа,
Формы работы: индивидуальная, групповая, парная.
Виды деятельности: выборочное чтение, комментированное чтение,
чтение по ролям, выборочный пересказ, сопоставительная характеристика.
Оборудование: компьютер, портрет Максима Горького, презентация «Жизнь и творчество Максима Горького», мультимедийный проектор, видеоматериалы (с оборудованием для просмотра – DVD проигрыватель, DVD диск с х/ф «Детство Горького»), кроссворд, учебник, ручки.
Ход урока
- Организационный момент (2 мин)
Психологический настрой «Сотвори солнце в себе».
- Сядьте правильно, удобно, улыбнитесь.
- В природе есть солнце (на плакат помещаю солнышко). Оно всем светит и всех любит и греет. Давайте сотворим солнце в себе (на плакат помещаю человечка).
- Прислушайтесь к музыке. Я произношу текст, вы мысленно представляете услышанное.
- Закройте глаза, представьте в своем сердце маленькую звездочку. Мысленно направляйте к ней лучик, который несёт любовь. Звездочка увеличилась. Направляем лучик, который несет мир. Звездочка опять увеличилась. Направляем лучик с добром, здоровьем, теплом, светом, нежностью. Звездочка стала большой (открываем глаза), как солнце и несет тепло всем, всем, всем.
-Хочу пожелать все нам интересной и плодотворной работы.
Эпиграф: «...Не только тем изумительна жизнь наша, что в ней так плодовит и жирен пласт всякой скотской дряни, но тем, что сквозь этот пласт всё таки победно прорастает яркое, здоровое и творческое, растёт доброе – человечье, возбуждая несокрушимую надежду на возрождение наше к жизни светлой, человеческой...»
Максим Горький
«Главная тема повести говорит о том, что в недрах старого, отмирающего мира зарождается новое, светлое, жизнеутверждающее начало, и это новое прекрасно.»
2. Формулировка целей урока учащимися.
- Закачиваем изучение повести М.Горького «Детство». Тему урока я хочу назвать «Все начинается с детства».
«Корзина идей»: подумайте, какова цель сегодняшнего занятия.
- Как вы считаете, почему я взяла такое название?
(Именно от того с кем и как пройдет детство, будет зависеть дальнейшая судьба человека. Нам сегодня предстоит обобщить весь изученный материал, посмотреть, как различные чувства, люди, обстоятельства повлияли на формирование характера Алеши Пешкова.)
3. Введение в тему урока.
Информация учителя. Повесть «Детство» в творчестве писателя.
Детство - важный период в жизни человека. В эту пору закладываются все нравственные основы. Есть такое утверждение: «Все мы родом из детства». И ваш возраст – семиклассники – можно назвать… уже не дети, ещё не взрослые, и уже что-то осталось позади. Это что-то детство.
Каждый писатель по-своему отображает этот очень важный период в жизни каждого человека. И задается вопросом: как помочь детям увидеть этот мир, удивиться ему.
Метод «Да-нет» (отмечают в тетрадях «да» или «нет»)
-Как вы считаете, созвучны ли эти высказывания с впечатлениями Горького?
Л. Н. Толстой: “Счастливая, счастливая, невозвратимая пора детства! Как не любить, не лелеять воспоминания о ней? Воспоминания эти освежают, возвышают мою душу и служат для меня источником лучших наслаждений”.
Ф.М. Достоевский: “Знайте, что нет ничего выше, и сильнее, и здоровее, и полезнее впредь для жизни, как хорошее какое-нибудь воспоминание, вынесенное из детства, из родительского дома”.
В. Г. Распутин: “Я уверен, что писателем человека делает детство, способность в раннем возрасте увидеть и почувствовать всё то, что даёт ему потом право взяться за перо”
(Ответы детей)
- Детство, изображенное Горьким, далеко не прекрасный период его жизни. Это не только история души ребенка, но и широкая картина русской жизни в определенную эпоху.
- А что для вас значит детство?
Кластер
Алёши
Ваше
Ребята, сегодня у нас урок особый, урок-прощание с героями повести Горького «Детство», с героями, которые, с одной стороны, составляют тот жуткий, тесный и мерзкий мир собственности, наживы, в который окунулся Алёша в доме своего деда Каширина. Мир, который не вызывает иных чувств, как ненависть и отвращение. И, с другой стороны, с героями, которые излучают свет, тепло, любовь к людям, заряжая и нас этими чувствами, с теми «прекрасными душами», которые, как пишет Горький, вселяли «надежду на возрождение к жизни светлой, человеческой». Сегодняшний урок проведём как обобщающий урок по повести и проведём его в виде «литературного хоккея».
Итак, у нас 2 команды, 2 группы, у каждой группы свой вратарь, он же капитан. Условия игры таковы: 1ая команда задаёт вопрос по содержанию повести 2ой команде и наоборот. Команда, которая задаёт вопрос, будет называться «группой нападения». Команда, которая отвечает, выступит в роли «группы защиты». Если команда не отвечает, «вопрос-мяч» пасуется вратарю. Если и тот не знает ответа, команде засчитывается гол. Чтобы определить, какая команда будет начинать игру, мой вопрос будет капитанам.
В-с: На первых уроках, посвящённых повести, мы с вами определили, что это произведение автобиографическое. Но на первых же страницах повести автор заявляет: «Не про себя я рассказываю» Почему? (Автобиографической мы называем повесть, в основу которой положены достоверные события и факты, сохранившиеся в памяти автора. Горький показывает общность своей судьбы с народом. Его герой выступает в числе других, рядом с ними, в потоке тяжёлой, безотрадной жизни. И это, действительно, не только история души ребёнка, а русская жизнь в определённую эпоху.
1ой в игру вступает команда…….
Вопросы 1ой команды:
Вопрос №1 в конверте:
Назовите псевдоним Алёши Пешкова . Почему он взял псевдоним?
Максим Горький, судьба тяжёлая, горькая.
Вопрос №2 в конверте:
Назовите всех героев повести:
Алёша
Дед Каширин
Бабушка Акулина Ивановна
Мастер Григорий Иванович
Дядья Михаил и Яков
Подмастерье Ваня Цыганок
Мать Варвара Васильевна
Вопрос №3 в конверте:
2.Послушайте отрывок. Узнайте героя. Каково ваше отношение к этому герою? Как к нему относятся окружающие и сам автор? (стр .171 Я хорошо видел…)
Вопросы 2- ой команды:
Вопрос №1 в конверте:
От кого Алексей впитал то лучшее, что в них было и сумел выстоять перед всеми обстоятельствами, которые другого бы загнали в угол?
Вопрос №2 в конверте:
стр 179. Прочитайте сцену после порки. Дед засёк меня… Прочитать по цепочке по 2 предложения.
Вопрос : Как вы понимаете выражение «.. точно мне содрали кожу с сердца.., и оно стало невыносимо чутким ко всякой обиде и боли, своей и чужой».
Вопрос №3 в конверте:
Прочитайте стр 182 , какое впечатление (словарь Ожегова)- след, оставляемый в сознании человека окружающими предметами, лицами, событиями. произвел на Алёшу дом, у чертёжника, когда Алёша вынужден был пойти « В люди»- т.е жить и работать у хозяев. Тяга к чему не сломили его, не дали опуститься на «дно жизни»? Прочитать стр 187. И грустно и смешно…
Как вы понимаете его высказывание: «Книги...показывали мне иную жизнь...» (Книги уводили в совершенно иной мир, где он не видел всего того, что творилось с ним наяву. Ему нравился «тот» мир, он чувствовал себя здесь совершенно по-другому. Он видел другую жизнь, и эта жизнь ему больше нравилась.)
Вывод: Обратимся к эпиграфу. Несмотря на трудное детство у Алеши появляется вера в себя, появляется стремление заступиться за обиженных, спасти от боли всех, над кем издеваются.
- Несмотря на тяжелую жизнь, мальчик тянется ко всему солнечному, радостному, потому что его окружали хорошие люди: щедрая душою бабушка Алеши; свободолюбивая, обделенная счастьем мать мальчика; добрый и рано погибший Цыганок (все они оставили свой неизгладимый след в памяти мальчика). Трудности закаляют подростка, способствуют формированию важных личностных качеств.
Прогнозируйте будущее Алеши: сможет ли он адаптироваться в обществе?
IV. Давайте подведем итог нашему разговору.
Чему учит рассказ М.Горького «Детство?
Не смотря на трудности, Алексей сохранил личностные качества – доброту к людям, чуткость, заботу, стремление к знаниям, честность и понёс их людям.
Хотелось бы, чтобы и в жизни вы смогли увидеть это доброе, человеческое, прекрасное, сами бы росли честными, гуманными.
V.Рефлексия. По принципу незаконченного предложения.
Продолжите фразу : повесть «Детство» – это…
Было интересно….
Я работал….
Урок дал мне для жизни…
Больше всего мне понравилось….
Выставление оценок.
- Мне очень понравилось, как вы сегодня работали на уроке, отвечали на вопросы, читали и выполняли задания
Урок окончен.
5.Прочитайте по ролям стр179.
Передайте при чтении:
- извиняющийся тон деда;
- обвиняющий – бабушки;
- тоскливый – матери Алеши;
- лукавый, ласковый – Цыганка.
3. Работа над деформированным текстом.
- Я раздам вам карточки с пропущенными словами в предложениях из текста, с помощь страниц, которые я вам указала, вы вставите пропущенные слова.
а) Мне захотелось самому …….. что – ни будь, и я сказал об этом………Яковову.(стр.175)
б) Высеку – прощу - …………, пропуская длинный влажный…………..сквозь кулак.(стр.177)
в) Врешь, - …………, - это не больно! А вот эдак …………..!(стр.178)
Викторина «Узнай героя» по описанию.
1. Он всегда держался на виду у взрослых, со всеми был ласковый, готовый всем услужить, все хвалили его… а кто говорил, что он подхалим? Сашка Яковов
2. Плешивый, бородатый человек в темных очках. Мастер Григорий Иванович
3. Он всегда следил за Алешей умными и зоркими глазами и Алеше всегда хотелось спрятаться от его обжигающих глаз. дед Василий Каширин
4. Она умела говорить краткие слова как-то так, точно отталкивала ими людей от себя, отбрасывала их. Мать Варвара Васильевна
5. С огромной кудрявой головой, широкогрудый и квадратный, обутый в скрипучие сапоги гармоникой. Ваня Цыганок.
6. Кто из героев повести смешно ругал Алешу: «Ах ты, пермяк, солены уши! Чтоб те приподняло да шлепнуло!» (Злость это была или что-то другое). Бабушка Акулина Ивановна
1. Каким родственником приходился Алёше Пешкову Василий Каширин?
2. Назовите фамилию Алексея Максимовича.
3. Название города, из которого вернулся Алёша вместе с матерью после смерти отца
4. Как называлась мастерская деда Каширина?
5. Как можно назвать объединение людей одной профессии для совместной работы?
6. Как называется толстая верёвка или канат, с помощью которой перетягивали по реке суда?
7. Назовите новую фамилию Алексея Пешкова.
8. Назовите название повести М Горького «Детство»
Кроссворд
1 | Д | е | д | у | ш | к | а | |||
2 | П | е | ш | к | о | в | ||||
3 | А | с | т | р | а | х | а | н | ь | |
4 | К | р | а | с | и | л | ь | н | а | я |
5 | А | р | т | е | л | ь | ||||
Б | е | ч | е | в | а | |||||
7 | Г | о | р | ь | к | и | й |
1 | Д |
|
|
|
|
| ||||
2 |
| е |
|
|
| |||||
3 |
| т | ||||||||
4 | с | |||||||||
5 | т | |||||||||
6 | в |
| ||||||||
7 |
| о |
1. Каким родственником приходился Алёше Пешкову Василий Каширин?
2. Назовите фамилию Алексея Максимовича.
3. Название города, из которого вернулся Алёша вместе с матерью после смерти отца
4. Как называлась мастерская деда Каширина?
5. Как можно назвать объединение людей одной профессии для совместной работы?
6. Как называется толстая верёвка или канат, с помощью которой перетягивали по реке суда?
7. Назовите новую фамилию Алексея Пешкова.
8. Назовите название повести М Горького «Детство»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по чтению 3 класс II отделение
Конспект открытого урока по чтению для детей, обучающихся в 3 классе школы - интерната 2 вида II отделения....
Конспект урока по чтению 7 класс И.А. Крылов "Кукушка и Петух"
Урок поможет создавать на уроке благоприятный психологический микроклимат, способствующий раскрытию личностных качеств каждого учащегося;познакомить учащихся с басней И. А. Крылова; вспомнить другие, ...
Конспект урока литературы в 10 классе по повести В.П. Астафьева "Пастух и Пастушка"
В работе применяются различные подходы к анализу текста....
Конспект урока по чтению 9 класс. Тема: Максим Горький. «Песня о Соколе» .
Конспект урока по чтению 9 класс. Тема : Максим Горький. "Песня о Соколе"....
Конспект урока литературы в 8 классе по повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка». Тема: «Проблема чести, достоинства, нравственного выбора и духовного становления в повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка»».
В конспекте урока используется исценировка фрагмента повести А.С.Пушкина "Капитанская дочка"....
Конспект урока по чтению 3 класс II отделение "Мамины руки" М.Родина
Конспект урока, разбор стихотворения М.Родина "Мамины руки"...
Конспект урока литературы в 8 классе по повести А.С.Пушкина " Пиковая дама"
Цель урока- проанализировать образ Германна...