Конспект урока по чтению в 7 классе по повести М. Горького "Детство"
план-конспект урока по литературе

Гребенникова Ольга Викторовна

Конспект урока по чтению в 7 классе по повести М. Горького "Детство"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Открытый урок по чтению в 7 классе по повести М. Горького «Детство»

24.01.2023г.

Тема: Обобщающий урок по повести М. Горького «Детство»

Цель: закрепить с ребятами понятие о литературном герое, умение пользоваться текстом во время анализа образа; развивать навык выразительного и эмоционального чтения текста; учить ребят сопереживать с героями; уметь давать свою оценку их поступкам.

Задачи: 

Образовательная — отработка термина “автобиографическая повесть”, работа с текстом и словом писателя, анализ ключевых сцен, эпизодов.

Развивающая -  развивать навыки работы с художественным текстом, умение обобщать, сопоставлять, формулировать вывод; способствовать совершенствованию устной речи учащихся, развитию творческих способностей, читательской культуры школьников.

Воспитательная – привлечь внимание к теме детства, воспитывать сочувствие, сострадание, целеустремленность, мужество, настойчивость в преодолении жизненных трудностей.   

Методы: проблемное обучение, беседа,

Формы работы: индивидуальная, групповая, парная.

Виды деятельности: выборочное чтение, комментированное чтение,

чтение по ролям, выборочный пересказ, сопоставительная характеристика.

Оборудование: компьютер, портрет Максима Горького, презентация «Жизнь и творчество Максима Горького», мультимедийный проектор, видеоматериалы (с оборудованием для просмотра – DVD проигрыватель,  DVD диск с х/ф «Детство Горького»), кроссворд, учебник, ручки.

Ход урока

  1. Организационный момент (2 мин)

Психологический настрой «Сотвори солнце в себе».

- Сядьте правильно, удобно, улыбнитесь.

- В природе есть солнце (на плакат помещаю солнышко). Оно всем светит и всех любит и греет. Давайте сотворим солнце в себе (на плакат помещаю человечка).

- Прислушайтесь к музыке. Я произношу текст, вы мысленно представляете услышанное.

- Закройте глаза, представьте в своем сердце маленькую звездочку. Мысленно направляйте к ней лучик, который несёт любовь. Звездочка увеличилась. Направляем лучик, который несет мир. Звездочка опять увеличилась. Направляем лучик с добром, здоровьем, теплом, светом, нежностью. Звездочка стала большой (открываем глаза), как солнце и несет тепло всем, всем, всем.

-Хочу пожелать все нам интересной и плодотворной работы.

Эпиграф: «...Не только тем изумительна жизнь наша, что в ней так плодовит и жирен пласт всякой скотской дряни, но тем, что сквозь этот пласт всё таки победно прорастает яркое, здоровое и творческое, растёт доброе – человечье, возбуждая несокрушимую надежду на возрождение наше к жизни светлой, человеческой...»

Максим Горький

«Главная тема повести говорит о том, что в недрах старого, отмирающего мира зарождается новое, светлое, жизнеутверждающее начало, и это новое прекрасно.»

2. Формулировка целей урока учащимися.

- Закачиваем изучение повести М.Горького «Детство». Тему урока я хочу назвать  «Все начинается с детства». 

«Корзина идей»: подумайте, какова цель сегодняшнего занятия.

- Как вы считаете, почему я взяла такое название?

(Именно от того с кем и как пройдет детство, будет зависеть дальнейшая судьба человека. Нам сегодня предстоит обобщить весь изученный материал, посмотреть, как различные чувства, люди, обстоятельства повлияли на формирование характера Алеши Пешкова.)

3. Введение в тему урока. 

Информация учителя.  Повесть «Детство» в творчестве писателя.

Детство - важный период в жизни человека. В эту пору закладываются все нравственные основы. Есть такое утверждение: «Все мы родом из детства». И ваш возраст – семиклассники – можно назвать… уже не дети, ещё не взрослые, и уже что-то осталось позади. Это что-то детство.

Каждый писатель по-своему отображает этот очень важный период в жизни каждого человека. И задается вопросом: как помочь детям увидеть этот мир, удивиться ему.

 

Метод «Да-нет» (отмечают в тетрадях «да» или «нет»)

-Как вы считаете, созвучны ли эти высказывания с впечатлениями Горького?

Л. Н. Толстой: “Счастливая, счастливая, невозвратимая пора детства! Как не любить, не лелеять воспоминания о ней? Воспоминания эти освежают, возвышают мою душу и служат для меня источником лучших наслаждений”.

Ф.М. Достоевский: “Знайте, что нет ничего выше, и сильнее, и здоровее, и полезнее впредь для жизни, как хорошее какое-нибудь воспоминание, вынесенное из детства, из родительского дома”.

В. Г. Распутин: “Я уверен, что писателем человека делает детство, способность в раннем возрасте увидеть и почувствовать всё то, что даёт ему потом право взяться за перо”

(Ответы детей)

- Детство, изображенное Горьким, далеко не прекрасный период его жизни. Это не только история души ребенка, но и широкая картина русской жизни в определенную эпоху.

 - А что для вас значит детство?

 Кластер

 Алёши

Ваше

https://documents.infourok.ru/a51e6568-f99e-4030-9c4c-c7c317811460/4/image001.gif               https://documents.infourok.ru/a51e6568-f99e-4030-9c4c-c7c317811460/4/image001.gif

Ребята, сегодня у нас урок особый, урок-прощание с героями повести Горького «Детство», с героями, которые, с одной стороны, составляют тот жуткий, тесный и мерзкий мир собственности, наживы, в который окунулся Алёша в доме своего деда Каширина. Мир, который не вызывает иных чувств, как ненависть и отвращение. И, с другой стороны, с героями, которые излучают свет, тепло, любовь к людям, заряжая и нас этими чувствами, с теми «прекрасными душами», которые, как пишет Горький, вселяли «надежду на возрождение к жизни светлой, человеческой». Сегодняшний урок проведём как обобщающий урок по повести и проведём его в виде «литературного хоккея».

Итак, у нас 2 команды, 2 группы, у каждой группы свой вратарь, он же капитан. Условия игры таковы: 1ая команда задаёт вопрос по содержанию повести 2ой команде  и наоборот. Команда, которая задаёт вопрос, будет называться «группой нападения». Команда, которая отвечает, выступит в роли «группы защиты». Если команда не отвечает, «вопрос-мяч» пасуется вратарю. Если и тот не знает ответа, команде засчитывается гол. Чтобы определить, какая команда будет начинать игру, мой вопрос будет капитанам.

В-с: На первых уроках, посвящённых повести, мы с вами определили, что это произведение автобиографическое. Но на первых же страницах повести автор заявляет: «Не про себя я рассказываю» Почему? (Автобиографической мы называем повесть, в основу которой положены достоверные события и факты, сохранившиеся в памяти автора. Горький показывает общность своей судьбы с народом. Его герой выступает в числе других, рядом с ними, в потоке тяжёлой, безотрадной жизни. И это, действительно, не только история души ребёнка, а русская жизнь в определённую эпоху.

1ой в игру вступает команда…….

Вопросы 1ой команды:

Вопрос №1 в конверте:

Назовите псевдоним Алёши Пешкова .  Почему он взял псевдоним?

Максим Горький, судьба тяжёлая, горькая.

Вопрос №2 в конверте:

Назовите всех героев повести:

Алёша

Дед Каширин

Бабушка Акулина Ивановна

Мастер Григорий Иванович

Дядья Михаил и Яков

Подмастерье Ваня Цыганок

Мать Варвара Васильевна

Вопрос №3 в конверте:

2.Послушайте отрывок. Узнайте героя. Каково ваше отношение к этому герою? Как к нему относятся окружающие и сам автор? (стр .171 Я хорошо видел…)

Вопросы 2- ой команды:

Вопрос №1 в конверте:

От кого Алексей впитал то лучшее, что в них было и сумел выстоять перед всеми обстоятельствами, которые другого бы загнали в угол?

Вопрос №2 в конверте:

стр 179. Прочитайте сцену после порки. Дед засёк меня… Прочитать по цепочке по 2 предложения.

Вопрос : Как вы понимаете выражение «.. точно мне содрали кожу с сердца.., и оно стало невыносимо чутким ко всякой обиде и боли, своей и чужой». 

Вопрос №3 в конверте:

Прочитайте стр 182 , какое впечатление (словарь Ожегова)- след, оставляемый в сознании человека окружающими предметами, лицами, событиями. произвел на Алёшу дом, у чертёжника, когда Алёша вынужден был пойти « В люди»- т.е жить и работать у хозяев. Тяга к чему не сломили его,  не дали опуститься на «дно жизни»?  Прочитать стр 187. И грустно и смешно…

    Как вы понимаете его высказывание: «Книги...показывали мне иную жизнь...» (Книги уводили в совершенно иной мир, где он не видел всего того, что творилось с ним наяву. Ему нравился «тот» мир, он чувствовал себя здесь совершенно по-другому. Он видел другую жизнь, и эта жизнь ему больше нравилась.)

Вывод: Обратимся к эпиграфу. Несмотря на трудное детство у Алеши появляется вера в себя, появляется стремление заступиться за обиженных, спасти от боли всех, над кем издеваются.

- Несмотря на тяжелую жизнь, мальчик тянется ко всему солнечному, радостному, потому что его окружали хорошие люди: щедрая душою бабушка Алеши; свободолюбивая, обделенная счастьем мать мальчика; добрый и рано погибший Цыганок (все они оставили свой неизгладимый след в памяти мальчика). Трудности закаляют подростка, способствуют формированию важных личностных качеств.

  Прогнозируйте будущее Алеши: сможет ли он адаптироваться в обществе?

IV. Давайте подведем итог нашему разговору.

Чему учит рассказ М.Горького «Детство?

Не смотря на трудности, Алексей сохранил личностные качества – доброту к людям, чуткость, заботу, стремление к знаниям, честность и понёс их людям.

Хотелось бы, чтобы и в жизни вы смогли увидеть это доброе, человеческое, прекрасное, сами бы росли честными, гуманными.

V.Рефлексия. По принципу незаконченного предложения.

Продолжите фразу : повесть «Детство» – это…

Было интересно….

Я работал….

Урок дал мне для жизни…

Больше всего мне понравилось….

Выставление оценок.

- Мне очень понравилось, как вы сегодня работали на уроке, отвечали на вопросы, читали и выполняли задания

Урок окончен.

5.Прочитайте по ролям стр179.  

Передайте при чтении:

- извиняющийся тон деда;

- обвиняющий – бабушки;

- тоскливый – матери Алеши;

- лукавый, ласковый – Цыганка.

3. Работа над деформированным текстом.

- Я раздам вам карточки с пропущенными словами в предложениях из текста, с помощь страниц, которые я вам указала, вы вставите пропущенные слова.

а) Мне захотелось самому …….. что – ни будь, и я сказал об этом………Яковову.(стр.175)

б)  Высеку – прощу - …………, пропуская длинный влажный…………..сквозь кулак.(стр.177)

в)  Врешь, - …………, - это не больно! А вот эдак …………..!(стр.178)

Викторина «Узнай героя» по описанию.

1. Он всегда держался на виду у взрослых, со всеми был ласковый, готовый всем услужить, все хвалили его… а кто говорил, что он подхалим? Сашка Яковов

2. Плешивый, бородатый человек в темных очках. Мастер Григорий Иванович

3. Он всегда следил за Алешей умными и зоркими глазами и Алеше всегда хотелось спрятаться от его обжигающих глаз. дед Василий Каширин

4. Она умела говорить краткие слова как-то так, точно отталкивала ими людей от себя, отбрасывала их. Мать Варвара Васильевна

5. С огромной кудрявой головой, широкогрудый и квадратный, обутый в скрипучие сапоги гармоникой. Ваня Цыганок.

6. Кто из героев повести смешно ругал Алешу: «Ах ты, пермяк, солены уши! Чтоб те приподняло да шлепнуло!» (Злость это была или что-то другое). Бабушка Акулина Ивановна

1. Каким родственником приходился Алёше Пешкову Василий Каширин?

2.   Назовите фамилию Алексея Максимовича.

3.  Название города, из которого вернулся Алёша вместе с матерью после смерти отца

4. Как называлась мастерская деда Каширина?

5. Как можно назвать объединение людей одной профессии для совместной работы?

6. Как называется толстая верёвка или канат, с помощью которой перетягивали по реке суда?

7. Назовите новую фамилию Алексея Пешкова.

8. Назовите название повести М Горького «Детство»

Кроссворд

1

 Д

 е

 д

 у

ш

 к

 а

2

 П 

 е

ш

 к

 о

 в

3

 А 

 с

 т

р

 а

х

а

 н

 ь

4

 К 

 р

 а

 с

и

 л

 ь

 н

 а

 я

5

 А 

 р

 т

 е

 л

 ь

 Б 

 е

 ч

 е

 в

 а

7

 Г 

 о

 р

 ь

к

 и

 й


1

 Д

 

 

 

 

 

2

 

 е

 

 

 

3

 

 т

4

 с

5

 т

6

 в

 

7

 

 о

1. Каким родственником приходился Алёше Пешкову Василий Каширин?

2.   Назовите фамилию Алексея Максимовича.

3.  Название города, из которого вернулся Алёша вместе с матерью после смерти отца

4. Как называлась мастерская деда Каширина?

5. Как можно назвать объединение людей одной профессии для совместной работы?

6. Как называется толстая верёвка или канат, с помощью которой перетягивали по реке суда?

7. Назовите новую фамилию Алексея Пешкова.

8. Назовите название повести М Горького «Детство»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по чтению 3 класс II отделение

Конспект открытого урока по чтению для детей, обучающихся в 3 классе школы - интерната 2 вида II отделения....

Конспект урока по чтению 7 класс И.А. Крылов "Кукушка и Петух"

Урок поможет создавать на уроке благоприятный психологический микроклимат, способствующий раскрытию личностных качеств каждого учащегося;познакомить учащихся с басней И. А. Крылова; вспомнить другие, ...

Конспект урока литературы в 10 классе по повести В.П. Астафьева "Пастух и Пастушка"

В работе применяются различные подходы к анализу текста....

Конспект урока по чтению 9 класс. Тема: Максим Горький. «Песня о Соколе» .

Конспект урока по чтению 9 класс. Тема : Максим Горький. "Песня о Соколе"....

Конспект урока по чтению 3 класс II отделение "Мамины руки" М.Родина

Конспект урока, разбор стихотворения М.Родина "Мамины руки"...