Конспект урока литературы в 8 классе по повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка». Тема: «Проблема чести, достоинства, нравственного выбора и духовного становления в повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка»».
план-конспект урока по литературе (8 класс) на тему
В конспекте урока используется исценировка фрагмента повести А.С.Пушкина "Капитанская дочка".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_literatury_v_8_klasse_po_povesti_a.s._pushkina_kapitanskaya_dochka.doc | 58.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока литературы в 8 классе по повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка».
Тема: «Проблема чести, достоинства, нравственного выбора и духовного становления в повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка»».
На фоне картин о России, класс исполняет песню «Я люблю тебя, Россия».
Цели:
- проследить по тексту путь духовного становления Гринева;
- пробудить интерес к чтению произведений А.С. Пушкина и к русской классике;
- учиться быть настоящим человеком, вбирая в себя все то лучшее, что присуще положительным героям повести и другим произведениям.
Ход урока.
Звучит мелодия Чайковского из цикла «Времена года» «Осень». На фоне музыки звучат стихи.
Учитель: Октябрь уж наступил,
Уж роща отряхает
Последние листы с нагих своих ветвей,
Дорога промерзает.
Журча, еще бежит за мельницу ручей…
Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса!
Люблю я пышное природы увяданье
В багрец и золото, одетые леса…
И снова с нами А.С. Пушкин…
(Слайд «Портрет А.С. Пушкина)
Мы привыкли к его имени, к его поэзии. Прошло много лет с тех пор, как не стало великого поэта, но покуда вертится земля, пока живы люди, для всех времен он самый современный. Великий и желанный спутник, он идет с нами от нашего детства и до нашей старости. А почему?
(Учитель читает эпиграфы под портретом. Вместе с учащимися делается вывод.)
Ученик: Да потому что его произведения учат жить, растят настоящего человека, воспитывая самые лучшие качества характера.
Учитель: Действительно, Александр Сергеевич – великий и желанный спутник, идет с нами от нашего детства и до старости. И сегодня на уроке мы это докажем.
Вернемся на время в мир нашего детства… Вспоминаем строки:
Свет мой зеркальце, скажи
Да всю правду расскажи… или
«Приплыла к нему рыбка, спросила: «Чего тебе надобно, старче?»».
Переживаем, плачем, радуемся…
Учитель: Растем мы, растет вместе снами и великий поэт. Теперь мы не только восхищаемся окружающей нас природой, но и задумываемся над судьбой Владимира Дубровского, возмущаемся поведением Троекурова и размышляем о несправедливости крепостнической России. А прочитав рассказ «Станционный смотритель», задумываемся о милосердии. о долге перед родителями.
Учитель: Сегодня мы поговорим с вами об очень интересной, нужной, злободневной книге-повести «Капитанская дочка». Проблема, затронутая в книге. очень серьезная. важная, и очень современная, которая и послужит теме нашего урока.
(Слайд – Тема урока)
Учитель: А цель урока: проследить по тексту путь духовного становления Гринева. Посмотрите. какие святые слова отражены в постановке темы: «Честь, достоинство, нравственность».
(Слайд – Словарная работа)
Учитель: В качестве домашнего задания я просила выяснить по «Толковому словарю», значение слов: честь, достоинство, нравственность, достоинство, милосердие.
Ученик 1: Честь – достоинство. высоко ценимое моральное состояние, вызывающее чувство гордости.
Ученица 2: Нравственность – правила, определяющие нравы, поведение, духовные и душевные качества, необходимые человеку в обществе, а также выполнение этих правил, поведение в обществе.
Ученик 3: Достоинство – положительное качество, это совокупность лучших человеческих качеств характера и уважение к себе.
Ученик 4: Милосердие – готовность помочь кому–нибудь или простить кого-то из сострадания, человеколюбия.
Учитель: Итак, закрыта последняя страница книги. Какое впечатление оставила она у вас? Какие эпизоды, страницы наиболее запомнились и взволновали? Кто главные герои?
Ученик: Капитан Миронов, Пугачев, Гринев, Швабрин. Все основные герои проходят через нравственные испытания. И один из них – Петр Андреевич Гринев.
Учитель: Прежде чем говорить о его нравственных испытаниях, мы обязаны отметить, чем характерно время, в какое происходит действие.
Ученица: Действие происходит не просто во время войны – оно разворачивается на фоне одного из самых крупных и кровавых. жестоких и беспощадных восстаний в России – восстании под предводительством Е. Пугачева.
(Слайд – портрет Пугачева)
Историческая справка. (Подготовленный ученик рассказывает о причинах восстания, работа с картой).
(Слайд – вступление казачества в пугачевское войско).
Учитель: Почему мы уделяем внимание истории? Да потому что все герои повести так или иначе связаны с пугачевским бунтом, выявляя свои нравственные и далеко не нравственные идеалы. А еще мы должны отметить, что во время важных исторических событий происходит переделка человеческого характера. Эту переделку, своего рода метаморфозу, качеств характера мы особенно заметим на образах Гринева и Швабрина.
Учитель: Итак, перед нами образ Гринева.
- В какой семье воспитывался Петр Гринев? Что можно сказать об отце и матери.
Ученик: П. Гринев воспитывался в патриархальной дворянской семье. самые разные влияния пришлось испытать Петруше в это время. В отце уживались высокие представления о долге и чести дворянина, презрение к карьеристам и светским молодым повесам и в то же время замашки крепостника.
Ученица: Мать – мягкая и безвольная. Преданный, но недалекий Савельич. Добрый, но беспутный мосье Бопре. Поэтому неудивительно, что домашнее воспитание ограничивалось умение судить о свойствах борзового кобеля, кое-как читать по-французски и драться на шпагах, ав нравственных понятиях царила самая невероятная путаница. мечтая служить в гвардии и вести веселую жизнь в Петербурге.
Учитель: А сейчас мы посмотрим фрагмент из повести. отражающий тот момент, когда Гринев рассказывает о своей жизни в родительском доме и решение отца отправит его на настоящую службу.
Сценка.
Действующие лица.
Петр Гринев
Отец – Андрей Петрович Гринев
Мать Гринева
Монолог Петруши о жизни в родительском доме. Начало действия.
(Матушка вяжет. Петруша интересуется вязанием, припевая. вытанцовывает какие-то движения). Батюшка в это время читает усердно «Придворный календарь», проговаривает какие-то слова, охает, вздыхает, затем задумывается, швыряет календарь и лицом, не предвещающим ничего доброго, обращается к матушке).
БАТЮШКА: Авдотья Васильевна, а сколько лет Петруше?
МАТУШКА: Да вот пошел 17 годок. Петруша родился в тот самый год. как окривела тетушка Настасья Герасимовна, и когда ещё…
БАТЮШКА: (резко прерывает матушку) Добро. Пора его в службу. Полно ему бегать по девичьим да лазить на голубятни.
(Матушка чуть ли не падает в обморок, уронила вязанье. Петруша поддерживает ее, а она плачет).
ПЕТРУША (радостно). Матушка, не надо плакать. Ведь это так хорошо! Я хочу на службу! Это свобода! (В сторону, тихо, чтобы маменька не услышала). Я буду офицером гвардии, окунусь в удовольствия петербургской жизни. У меня будет много денег! Для меня будут открыты все питейные заведения! Ура!
БАТЮШКА: (строго посмотрел на сына) Так, через 5 дней я назначаю отъезд, а я сию минуту намерен написать к будущему твоему начальнику, с которым был близко знаком. Палашка! Принеси немедля перо и лист бумаги.
МАТУШКА: (в страшном волнении, руки дрожат и голос с плачем) Не забудь, Андрей Петрович, поклониться князю Бокареву; я, дескать, надеюсь, что он не оставит Петрушу своими милостями.
БАТЮШКА: (нахмурился, стал чернее тучи) Что за вздор! К какой стати стану я писать к князю Бокареву?
МАТУШКА: Да ведь ты сказал, что изволишь писать к начальнику Петруши.
БАТЮШКА: Ну, а там что?
МАТУШКА: Да ведь начальник Петрушин – князь Бокарев. Петруша-то записан в Семеновский полк.
БАТЮШКА: Записан!!! А мне какое дело, что он записан! Петруша в Петербург не поедет! Чему он научится. служа в Петербурге? Безрассудно тратить деньги на развлечения и удовольствия? Повесничать? Нет! пускай послужит он в армии, да потянет лямку, да понюхает пороху, да будет солдат, а не гуляка, шалопай, бездельник. Да, не шаматон! Записан в гвардии! Где его пашпорт? Подай его сюда.
МАТУШКА: (берет шкатулку, копается, достает вначале распашонку, в которой крестили Петрушу, крестится, целует ее, а потом дрожащими руками вручает паспорт мужу).
Возьми пашпорт, вот он хранится вместе с сорочкою, в которой крестили нашего Петрушеньку.
БАТЮШКА: (Читает внимательно в паспорте, затем кладет его перед собой и начинает писать).
(Петруше). Вот я пишу письмо к Андрею Карловичу Разумовскому, моему старинному товарищу и другу. Ты едешь в Оренбург служить под его начальством (отдает ему письмо).
МАТУШКА: Батюшка, в какую же неведомую даль посылать единственного сыночка, единственное чадо наше. За что же так? Вместо петербургской жизни Петрушу ждет сторона глухая и отдаленная. И служба там для него будет тяжким несчастьем.
БАТЮШКА: (строго) Хватит причитать! Пусть он будет настоящим солдатом. Идите, Авдотья Васильевна, собирайте сына в дорогу.
(Матушка с причитаниями уходит).
БАТЮШКА: (обращается с достоинством, с волнением к Петру).
Прощай, Петр. Служи верно, кому присягнешь; слушайся начальников; за их лаской не гоняйся; на службу не напрашивайся; от службы не отговаривайся; и помни пословицу : береги платье снову, а честь смолоду (целует его по-русски 3 раза, а матушка крестит его, благославляя в дорогу, затем прислоняется лицом в плечо мужа; Петруша уходит, кланяясь родителям).
(После просмотра сценки, класс делает выводы о воспитании Гринева и характере его отца).
Учитель: Как вы считаете, когда начинается второй этап формирования Гринева?
Учитель: Первое испытание в самостоятельной жизни (встреча с Зуриным). Какие качества характера проявились при этой встрече?
Учитель: Встреча в степи с вожатым. Что интересного вы узнали из этого эпизода о Гриневе?
РАБОТА С ТЕКСТОМ. (Учащиеся зачитывают строки о поведении Гринева с вожатым 9СТР.74 от слов: «Хорошо»,- сказал я…)
Ученик: Гринев то доброе, светлое, что вынес из родительского дома. В благодарности Гринева заключено и жалость, и сострадание, и уважение к человеку. А человеку холодно… И если мы безразлично проходим мимо человека, которому холодно, то это кощунство. Значит, в книге затрагивается и тема милосердия. Очень злободневная тема.
Учитель: Тема милосердия занимает немалое место в книге. Милосердие, конечно, не совсем ушло из нашей жизни. Но … многие стыдятся своих истинных чувств, поэтому люди стали равнодушны друг к другу. Мерилом ценности человека стали деньги, положение в обществе. Наверно, это потому, что падает нравственность. И вы, ребята, должны очень серьезно подойти к разрешению данной проблемы. А что мы сейчас наблюдаем в нашей жизни?
(Дети приводят примеры нравственных и безнравственных поступков из окружающей их действительности.)
Пример 1. Снимается скрытой камерой такой эпизод: лежит на улице мужчина; проходят мимо люди, много людей. Одни считают, что это пьяница, пусть протрезвеет, другим некогда, а третьим все равно. Но вот подошел к нему человек, нагнулся над несчастным, огляделся по сторонам и … снял с него шапку, убежал.
Пример 2. Ученица утверждает, что животные проявляют заботы, милосердия больше, чем люди. В газете она прочитала сообщение о том, как в волчьей стае растет ребенок, чудом оказавшийся среди волков, кормится молоком волчицы. Но вот облава. Волки почувствовали это и смогли бы убежать. Но у зверей есть неписанный закон: спасаться не в одиночку, но маленький человек не умеет быстро бегать, и волчица, вскормившая человеческого детеныша, не оставила малыша, а стая не смогла оставить волчицу… Черный силуэт вертолета уже опустился над ними… Волчица погибает, а мальчик громко воет над ней, плакать по-человечески научить его было некому.
Учитель: Это страшное сравнение. Но оно о многом заставляет нас задуматься. Произведения классической литературы высоко нравственны. Во многом очень ярко выделена тема милосердия. Примеры поучительные. Берите с собой в жизнь все то лучшее, что увидели в книгах великих писателей. Вернемся к повести.
Итак, продолжается путь духовного становления Гринева. Он приезжает в пункт назначения – Белгородскую крепость.
(Слайд – «Белгородская крепость»).
Учитель: Какой мечтал увидеть крепость Гринев?
- А что увидел?
РАБОТА С ТЕКСТОМ. (Описание крепости.)
- Сравните крепость на слайде с описанием крепости в книге: гл. «Крепость» со слов: «Я глядел…»
- В чем он разочаровывается и что доставляет ему удовольствие в Белгородской крепости? (зачитывают)
(Слайд – Василиса Егоровна и Иван Игнатьевич за пряжей)
АНАЛИЗ УВИДЕННОГО.
Ученик: Гринев видит красоту простых людей, добрые взаимоотношения, тесное общение, любовь.
Учитель: - С какой целью автор вводит Швабрина?
- Что стало причиной ссоры со Швабриным?
- А почему Гринев не отказался от дуэли?
Итак, вернемся к великому историческому событию – восстанию крестьян под предводительством Е.И. Пугачева.
Пугачев без боя берет Белгородскую крепость. Как же показана автором 1-я встреча Гринева с Пугачевым - «государем»?
(Слайд – Гринев перед Пугачевым)
РАБОТА С ТЕКСТОМ.
Стр.105 от слов «Очередь была за мною..» Идет работа с текстом, раскрывается характер Гринева и параллельно с ним Е. Пугачева.
Исполняется фрагмент из повести «Гринев и Пугачев».
Учитель: Внимательно прочитали отрывок из повести.
- Что можно сказать о Гриневе?
- Какие качества характера Гринева и Пугачева проявились в этом кульминационном эпизоде повести?
В книге немало пейзажных зарисовок. Какую роль играют картины природы в повести?
Учащиеся находят в повести пейзажные зарисовки, зачитывают. (Например, стр. 112, со слов «Я оставил Пугачева и вышел на улицу…»)
Учитель: Первый раз за свое пребывание в крепости Гринев почувствовал мир, покой, появилась надежда на жизнь, на счастье.
Итак, честь стала в повести мерой человечности и порядочности всех героев. Погибает Иван Игнатьевич, Мироновы. Отношение к долгу и чести развело Гринева и Швабрина. А честность и искренность Гринева привлекли к нему Пугачева. Достоинство и честь офицера… В каких произведениях особо затрагивается эта тема? (Ребята приводят в пример немало книг, одна из них А. Куприна «Брегет»)
Ученики: Приводят примеры о состоянии нашей армии в 90-х годах, встречаются случаи, когда офицеры распродавали военное имущество, даже оружие; офицеры пьянствовали; в армии царила «дедовщина»; родители покупают справки, чтобы сыновья не шли в армию. Факты кричащие.
Учитель: Да, беспорядков у нас в армии было много, к счастью, положение в настоящее время улучшилось. Престиж армии снова на высоте. Очень надеюсь, что страницы повести не пройдут бесследно. Вам в будущем строить новую жизнь, вам руководить страной. Возьмите в самостоятельную жизнь книги Пушкина, которые помогут вам в трудных жизненных ситуациях. А сейчас вернемся к повести.
- В каких эпизодах показано, где еще Гринев проявляет свое благородство?
РАБОТА С ТЕКСТОМ.
Дети приводят примеры из повести. Зачитывают страницы об отношении к Савельичу. («Мятежная слобода» стр. 124 «Темнота приближающейся ночи… повели нас с торжеством» и другие.)
Учитель: И снова судьба сводит Гринева с Пугачевым.
(Слайд – «Гринев снова перед Пугачевым» Анализ картины).
Учитель: Скажите, пожалуйста, в каком поступке Гринев-человек побеждает Гринева-солдата?
- Как вы смотрите на самовольный отъезд Гринева?
Ответ: Самовольный отъезд Гринева из осажденного Оренбурга формально является нарушением дворянского долга. Но Петр действует не с дворянских, а с общечеловеческих позиций. Им движет любовь и сознание своего долга по отношению к бедной сироте. Именно в этот момент Гринев-человек побеждает Гринева-солдата.
Учитель: каким же предстал перед нами Гринев в конце повести?
Ответы: Образ Гринева дан в развитии. Несмотря на ошибки героя книги, перед нами вырастает образ честного, верного в любви, своему долгу. а ведь в начале перед нами легкомысленный молодой человек, ограниченный во взглядах и в понимании истинного назначения тех событий, участником которых он стал. И пусть поступки Гринева не имеют большого исторического значения, но Пушкин показывает, что эти незаметные, тихие подвиги, человеческие поступки важнее событий государственного масштаба.
Учитель: Таким образом, в повести «Капитанская дочка» нравственными являются гордость, верность слову (клятве, присяге, чести дворянина, умение сострадать, а также умение быть великодушным, умение прощать и быть благородным. А вот обращение пишущего записки Гринева в старости своему внуку: «Ты увидишь, что завлеченный пылкостью моих страстей во многие заблуждения, находясь несколько раз в самых затруднительных обстоятельствах, я выплыл, наконец, и слава Богу, дожил до старости, заслужив почтение моих близких и добрых знакомых. То же пророчу и тебе … если сохранишь в сердце твоем два прекрасных качества… доброту и благородство».
Эти строки – великое напутствие вам, молодым, нашей смене. Возьмите их с собой с нашего урока. Пронесите эти золотые слова великого поэта через всю свою жизнь. Мы живем с вами сейчас в очень трудное время. Главное, вы любите свой отчий край, гордитесь державой, а когда вырастите, будете преумножать ее богатства, любить Россию.
(Слайд – «Виды просторов нашей Родины»)
На фоне картин о России класс исполняет песню «Я люблю тебя, Россия».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект урока литературы (11 класс) по теме "Роман М.А.Шолохова "Тихий Дон". Семья как хранилище нравственности"
Цели урока: размышление над вечными проблемами добра и зла, духовного и душевного здоровья семьи и нации; развивать умение анализировать текст, выделять в нём главное, сравнивать, сопоставлять; ...
Урок по литературе в 8 классе по повести А.С.Пушкина "Капитанская дочка"
Фотоматериал урока...
Презентация интегрированного урока литературы и истории по роману А.С.Пушкина "Капитанская дочка"
Презентация содержит цели и задачи интегрированного урока, иллюстративный материал...
: Урок развития речи. Сочинение по повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка»
Разработка урока по подготовке к сочинению по повести А.С.Пушкина "Капитанская дочка". На уроке проводится работа по закреплению умения учащихся работать со сложным планом, развитию...
Технологическая карта урока литературы (8 класс) по повести А.С. Пушкина "Капитанская дочка"
quot;Долг и честь в повести "Капитанская дочка"...
Урок литературы «Е. Пугачев в романе А.С. Пушкина «Капитанская дочка» и в историческом труде «История Пугачёвского бунта».
(4 урок из 5 запланированных по произведению А.С. Пушкина «Капитанская дочка». Темы предыдущих уроков: «История создания произведения «Капитанская дочка. Герои и их...