Конспект урока по чтению 9 класс. Тема: Максим Горький. «Песня о Соколе» .
материал по литературе (9 класс) на тему
Конспект урока по чтению 9 класс. Тема : Максим Горький. "Песня о Соколе".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_gorkiy.docx | 23.51 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока по чтению 9 класс.
Тема: Максим Горький. «Песня о Соколе» .
Учитель Власова Татьяна Николаевна
Цель: познакомить учащихся с отражением двух типов сознания в произведении М. Горького «Песня о Соколе»;
Задачи:
- Обучающие : познакомить с личностью писателя;
- познакомить с творчеством писателя на примере «Песни о Соколе»;
- учить работать над композицией произведения
- учить оценивать поступки героев, обосновывая своё мнение через работу с текстом, в беседе
Развивающие:
- развивать связную речь, логическое мышление;
- развивать умение сопоставлять и осмысливать поступки героев, мотивы их поведения
- выявить в совместной деятельности авторскую позицию, основную идею произведения
Воспитывающие:
- воспитывать любовь к родному слову.
Ход урока 1. Организация класса.
2. Подготовка к восприятию нового. Вступительное слово учителя.
- Ребята, послушайте, пожалуйста, высказывание и скажите, как вы его понимаете: «Спорьте, заблуждайтесь, ошибайтесь, но ради Бога, размышляйте. И хотя криво, да сами» (уч-ся высказывают своё понимание цитаты Дж. Лессинга)
- Скажите, легко ли размышлять?
3. Сообщение темы урока.
А) - Наш сегодняшний урок посвящён писателю Максиму Горькому и его творчеству.
Б) Запись в тетрадях учащихся. «Неугасимая вера в победу разума». Эти слова можно произнести в адрес этого великого человека.
4. Знакомство с новым материалом.
Работа с презентацией.
- Максим Горький пронёс через свою жизнь веру в разум, с юношеских лет до последнего вздоха. А сама жизнь писателя была очень сложна.
Алексей Максимович Пешков (это подлинная фамилия писателя Максима Горького) родился (на доске появляется запись: Максим Горький (Алексей Максимович Пешков) 1868-1936) 16 марта 1868 года в Нижнем Новгороде в семье столяра. Рано осиротев, детские годы провёл в доме деда. С 11лет пошёл « в люди», работал пекарем, грузчиком на пристани, ночным сторожем. Перепробовал много профессий, пытался поступить в Казанский университет. Когда Горький познакомился с В. Короленко и показал ему своё первое литературное произведение (поэму «Пень старого дуба»), началась творческая жизнь молодого писателя Пешкова. По мнению мудрого Толстого, Горький впервые принёс в литературу народный взгляд на мир. В молодые годы Горький жил преимущественно в Нижнем Новгороде, Самаре и Казани. С 1906 по 1913 – в добровольной политэмиграции на острове Капри, в Берлине, Чехословакии, снова в России. Вторая половина биографии Горького оказывается гораздо более драматичной, чем первая: он вступает в глубокое противоречие со строем и властью. В официальной биографии фигурирует писатель - политик, в подлинной биографии Горького живёт гражданин, борющегося со всякого рода насилием в культуре. 16 июня 1936 года Горький умирает, но остаётся его творчество. Сотни оттенков человеческого чувства встречаем мы в произведениях писателя, сколько красок звучит в его книгах – от любви, обожания, воспеваний до гнева, презрения, ненависти. Он был певцом света. Бесстрашно изображал мрак и мерзость жизни, картины « дна», разоблачал низость человеческих чувств, пытался пробудить в человеке гордость самим собой, говорил ему, что он в жизни – самое лучшее, самое значительное, самое доброе, святое, и что кроме его – нет ничего достойного внимания.
- С какими произведениями Максима Горького вы знакомы?
5. Знакомство с новым произведением.
а) Запись в тетрадь «Песня о Соколе» б) Первичное восприятие текста. Чтение учителем.
- На этом уроке мы познакомимся с ещё одним произведением М.Горького «Песня о Соколе». Внимательно послушайте произведение и задумайтесь над вопросом : - Какие чувства у вас рождает «Песня о Соколе»?
После чтения учителем, выслушать ответы детей на поставленный ранее вопрос ( заставляет нас задуматься над вопросами о сущности жизни, о смерти и бессмертии).
в) Выявление первичного восприятия. – Понравилось ли вам это художественное произведение? - В какой форме оно написано? - Кто главные действующие лица этого произведения?
- Какими являются герои этого произведения?
6. Выборочное чтение по ролям уч-ся (диалог между Соколом и Ужом)
А) С.166 со слов: «Подполз он ближе к разбитой птице…» до «… и поживёшь ещё немного в твоей стихии».
Б) с.168 с начала и до конца страницы
7. Подведение итогов урока.
- Кому предназначена эта «Песня…»? (для сильных и смелых духом)
- Я веду вас к мысли, что любое художественное произведение – это новый мир, мир неизведанного, таинственного и проводником в этот мир является автор. Я надеюсь, что М.Горький откроет для вас много нового в вас самих. И вы постараетесь ответить для себя на вопрос: «Кто я: Сокол или Уж»?
8. Выставление оценок. Домашнее задание.
- Спасибо всем за работу и внимание. На следующем уроке мы продолжим размышлять, осмысливать мотивы и поступки героев. Обосновывать своё мнение цитатами из текста. Дома: выразительное чтение произведения, иллюстрации.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Внеклассное мероприятие по литературе "Песня о Соколе" (М.Горький и Н.И.Кузнецов)
Методическая разработка внеклассного мероприятия по литературе может быть использована также для проведения урока внеклассного чтения по произведениям М.Горького (6-7 классы) и темат...
Презентация к уроку литературы в 8 классе "В чем смысл человеческой жизни? Противопоставление Ужа и Сокола. Идейное своеобразие "Песни о Соколе" М.Горького"
Презентация к уроку литературы в 8 классе содержит вопросы для беседы, иллюстрации к произведению М.Горького "Песня о Соколе"...
Разработка урока по литературе в 8 классе "М.Горький. Знакомство с "Песней о Соколе"
Разработка урока литературы в 8 классе по теме: "М.Горький. Знакомство с Песней о Соколе". Программа В.Я. Коровина...
6 класс Тема: "Авторская песня: прошлое и настоящее"
6 класс Тема: "Авторская песня: прошлое и настоящее"...
Изучение «Песни о Соколе» М. Горького на уроке литературы в 8 классе
Конспект урока, составленный в логике ФГОС ООО...
Конспект урока чтения в 9 классе "М.Горький "Песня о соколе" (Школа VIII вида)
Конспект урока чтения с использованием элементов технологии критического мышления...
Урок чтения М Горький "Песня о Соколе"
Конспект урока чтения в 9 классе...