Конспект урока литературы в 8 классе по повести А.С.Пушкина " Пиковая дама"
план-конспект урока по литературе (8 класс)
Цель урока- проанализировать образ Германна
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mou_litsey_no_29_urok_literatury_v_8_klasse.doc | 43.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МАОУ ЛИЦЕЙ № 29
УЧИТЕЛЬ: НЕВЕРОВА Л.А.
ТАМБОВ 2008
Тема урока: Образ Германна в повести А.С.Пушкина «Пиковая Дама»
Форма урока: урок-беседа
Задачи урока:
1) развивать речевые навыки (пересказ, участие в диалоге);
2) развивать умение обобщать факты;
3) формировать навык составления психологического портрета Германна;
4) добиться понимания учащимися того, что преступление против человека убивает в преступнике личность;
5) пробудить чувство ответственности за свою собственную жизнь, за свои поступки.
Оборудование урока: иллюстрация художника А.Бенуа к повести «Пиковая Дама», три карты («тройка», «семёрка», «туз»), свеча
Оформление доски:
Эпиграф: Деньги, - вот чего алкала его душа! А.С.Пушкин «Пиковая Дама»
Строки, характеризующие Германна:
1) «Он был ………. и …………, и товарищи его редко имели случай посмеяться над его излишней …………».
2) «………., …………….. и …………..: вот мои три верные карты, вот что утроит, усемерит мой капитал и доставит мне ………… и ………….».
3) «……….. у него профиль ………….., а душа …………».
Ход урока
I. Оргмомент (учитель сообщает задачи урока).
II. Работа над составлением психологического портрета Германна.
Ученики называют основные черты характера героя. Один ученик работает с предложениями у доски, вставляет пропущенные слова (скрытен, честолюбив, бережливость; расчёт, умеренность, трудолюбие доставит покой и независимость; профиль Наполеона, а душа Мефистофеля).
- Что значит честолюбие? (Искательство внешней чести, уважения, почёта, почестей. Честолюбивый человек – страстный к чинам, отличиям, славе и потому действующий не по нравственным убеждениям).
- Какова цель жизни Германна? (Покой и независимость).
- Что поможет, по мнению Германна, обрести покой и независимость?
( Деньги).
- Какими средствами герой хочет добиться покоя и независимости? (Расчёт, умеренность и трудолюбие).
- Что меняется, когда Германн узнаёт анекдот о 3 картах? ( Цель та же, но средства меняются. Германн, обладая сильными страстями и огненным воображением, мечтает сделаться любовником 87-летней старухи).
- Но как Герману попасть в дом графини? (Для этого он использует Лизу).
- Для чего Пушкин вводит в повествование образ Лизы? (Любовный сюжет необходим Пушкину, без него не может быть полноценного раскрытия образа главного героя).
III. Игра «Литературная дуэль».
Вступительное слово учителя о правилах дуэли. (Участники дуэли смогут почувствовать себя на месте героев художественного произведения, перевоплотиться в литературных персонажей и ответить на ряд вопросов, связанных с жизнью этих персонажей на страницах книги).
Лиза | Германн |
1) Кем вы приходитесь графине? Почему Пушкин называет вас домашней мученицей? 2) Почему вы решились ответить на письма незнакомого человека? 3) Любили ли вы Германна? | 1) Вы вступили в переписку с Лизой. Что представляло собой ваше первое письмо? 2) А остальные ваши послания? Неужели в них не было ни капли искренности? 3) Не прошло и трёх недель с той поры, как Лиза впервые увидела вас в окошко, а вы уже успели вытребовать от неё ночное свидание. Что вы чувствовали, когда дожидались назначенного часа? |
Микровывод: Первое злодейство Германна – он обманул Лизу, ему удалось внушить девушке чувство любви, и тем ужаснее истина: «Деньги, - вот чего алкала его душа».
- Итак, Германн в доме графини.
IV. Инсценирование эпизода «Разговор Германна с графиней».
- Что готов предложить Германн графине в обмен на тайну? (Для удовлетворения своего честолюбия Германн готов заключить сделку с дьяволом, продать ему свою душу.)
- Виновен ли Германн в смерти графини?
- А как думает Лиза, А.С.Пушкин? (гл.4. Лиза называет Германна чудовищем, автор – разбойником и убийцей, человеком, у которого нет ничего святого.) Именно после убийства старухи Германна сравнивают с Наполеоном и Мефистофелем?
- Кто такой Наполеон? (Человек без сердца, который ставит себя выше всех, может совершить преступление, оправдывая это высокой целью.)
- Кто такой Мефистофель? (Злой дух)
- Почему Германна сравнивают с Наполеоном и Мефистофелем?
Микровывод: второе злодейство – Германн убил графиню.
V. Самостоятельная работа.
Ученики составляют таблицу:
Чувства Германна до встречи с графиней | После убийства графини | После выигрыша |
Спокоен. В сердце его отозвалось нечто похожее на угрызения совести и снова умолкло. Он окаменел. | Он не чувствовал угрызений совести при мысли о мёртвой старухе. Одно его ужасало: невозвратная потеря тайны, от которой он ожидал обогащения. Не чувствуя раскаяния, не мог совершено заглушить голос совести. | Хладнокровие. |
- Для чего Германн идёт на отпевание старухи?
- Можем ли мы сказать, что пока ещё в душе героя идёт борьба добра и зла? (1и 2 столбцы таблицы) (Германн ещё слышит голос совести, хотя и не раскаивается в содеянном.)
- Графиня не открыла Германну тайну 3 карт. Почему? (Тайны не было.)
- Но Германн всё же знает карты. Это «тройка», «семёрка», «туз». Почему в сознании Германна появились именно эти карты? (Ученики доказывают, что эти 3 карты – плод больного воображения Германна.)
- Какие чувства испытывает Германн после выигрыша? (Заполняется 3 столбик таблицы.)
Микровывод: Германн превращается в существо, не способное любить, сожалеть о содеянном. Третье злодейство Германна – он убил в себе человека. Идея обогащения уничтожила в нём все человеческие чувства.
- Случайно ли Германну вместо «туза» выпала «пиковая дама»? (Германн наказан.)
Ученики рассматривают иллюстрацию А.Бенуа, высказывают свои соображения по поводу рисунка.
- Можно ли с помощью преступления обрести покой, независимость, счастье?
VI. Итог урока.
В повести «Пиковая Дама» А.С.Пушкин впервые в русской литературе затронул тему злодеяния, тему пре-ступления (т.е. переступления через евангельские заповеди) и показал, что зло порождает зло, преступление против человека ведёт к отчуждению от общества, от людей, убивает в самом преступнике человека.
VII. Домашнее задание.
Ответить на вопрос: «Существуют ли причины, способные оправдать преступление?»
VIII. Выставление мотивированных оценок.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок литературы в 8 -м классе "Три злодейства". Создание кластера по повести А.С.Пушкина "Пиковая дама"
Урок по повести А.С.Пушкина "Пиковая дама" с созданием кластера по этому произведению....
Заяц М.С. Урок литературы Три злодейства (по повести А.С.Пушкина "Пиковая Дама")
Заяц М.С. Урок литературы Три злодейства (по повести А.С.Пушкина "Пиковая Дама") 9 класс. Материалы содержат: конспект-сценарий урока, рецензию замдиректора по УМР, появснительную записку, характ...
Конспект урока литературы 6 класс "Анализ стихотворения А.С.Пушкина "Зимнее Утро""
В материале содержится конспект урока литературы 6 класс ,включающий анализ стихотворения АюС.Пушкина "Зимнее утро"...
Технологическая карта урока литературы (8 класс) по повести А.С. Пушкина "Капитанская дочка"
quot;Долг и честь в повести "Капитанская дочка"...
План-конспект урока «Значение судьбы в повести А.С. Пушкина «Пиковая дама»
Материал представляет собой план-конспект урока литературы в 8 классе по теме: "Значение судьбы в повести А.С. Пушкина "Пиковая дама". Материал рассчитан на то, что учащиеся первично оз...
конспект урока литературы 7 класс по повести "Тарас Бульба"
Разработка урока литературы по повести Н.В. Гоголя "Тарас Бульба". Тема урока " Да разве найдутся на свете такие огни, муки и такая сила, которая бы пересилила русскую силу!"...