Конспект урока литературы в 10 классе по повести В.П. Астафьева "Пастух и Пастушка"
план-конспект урока по литературе (10 класс) на тему

Емалетдинов Марат Жульевич

В работе применяются различные подходы к анализу текста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_pastuh_i_pastushka.docx31.65 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Башкирский лицей-интернат №3» городского округа

город Стерлитамак Республики Башкортостан

Конспект урока литературы в 10 классе

«Изображение войны в повести В.П. Астафьева

«Пастух и пастушка»

Выполнил учитель русского языка и

литературы высшей категории

Емалетдинов Марат Жульевич

Стерлитамак, 2015.

Конспект урока на тему «Изображение войны в повести В.П. Астафьева

«Пастух и пастушка»

  1. Организационный момент. Слово учителя.

Здравствуйте, ребята! Садитесь.

Кто отсутствует сегодня? По какой причине?

История человечества изобилует войнами. Но войны, подобной 2-й мировой, мир не знал никогда. Она втянула в свою огненную орбиту десятки стран, сотни миллионов людей. Еще не ушла в историю эта война. Еще живы очевидцы, участники военных событий, хотя с каждым годом их становится меньше.

Сегодняшний урок проходит в преддверии главного праздника не только для нашей страны и постсоветского пространства, но и для всего мира – 70-летия Победы в Великой Отечественной войне.  

На рубеже 50-х - 60-х годов в военную литературу входит целый ряд писателей - новая волна военной прозы. Виктор Петрович Астафьев принадлежит к поколению писателей-фронтовиков. Он ушёл добровольцем, тяжелые ранения, контузия, обжигающая боль утраты боевых товарищей – всё это он отразил в своём творчестве.

Сегодня мы познакомимся с замечательной повестью В.П. Астафьева «Пастух и пастушка». В качестве домашнего задания вы подготовили различные проекты по данному произведению, сегодня мы с ними познакомимся. Вы будете работать в группах, в конце второго урока мы подведём итоги вашей деятельности.

  1. Постановка целей и задач урока.

Тема урока звучит следующим образом: «Изображение войны в повести В.П. Астафьева «Пастух и пастушка». Ребята, опираясь на тему урока, на домашнее задание, на прочитанный текст, сформулируйте основные цели и задачи урока. Записать число и тему урока, записать цели и задачи.

  1. Блиц-опрос.

Мы уже знакомились с творчеством В.П. Астафьева. Ребята, давайте возобновим в памяти некоторые этапы его жизни и творчества.

  1. Назовите писателей эпохи ВОВ. Их произведения.
  2. Назовите годы жизни В.П. Астафьева.
  3. Назовите произведения В.П. Астафьева, известные вам.
  4. В каком году была написана повесть «Пастух и пастушка»?
  5. Что вы знаете о боевых подвигах В.П. Астафьева?

  1. Работа с высказываниями.

«…невозможно уцелеть на войне, даже возвратившись с нее без единой царапины…»

В. Курбатов

«Перед тем, как идти на кого-то с войной, не забудь приготовить могилу и себе»

Конфуций

«Когда-нибудь мы вспомним так много, что соорудим самый большой в истории экскаватор, выроем самую глубокую, какая когда-либо была, могилу, и навек похороним в ней войну»

Р.Д. Брэдбери

Выделите ключевые, на ваш взгляд, слова.

Объясните смысл высказывания.

Вывод по высказываниям.

Как вы считаете, что объединяет данные высказывания?

Отражаются ли идеи высказываний в повести В.П. Астафьева?

  1. Особенности жанра, названия, композиции.

Верно, именно память, сломанная судьба движет героиней в начале и в конце повести.

Каким эпизодом начинается и завершается повесть?

Как называется такая композиция произведения? (Кольцевая)

Ребята, перед вами композиционные части произведения, объедините их в три группы. Объясните, почему вы сделали именно такое распределение частей?

Пролог

1 часть «Бой»

2 часть «Свидание»

3 часть «Прощание»

4 часть «Успение»

Эпилог

Должно получиться следующее: «Пролог и эпилог»; «Свидание и прощание»; «Бой Успение».

Таким образом, композиция передаёт художественный замысел автора. По мнению Дмитрия Быкова, форму «кольца» в повести имеет всё: композиция, жанр, определённый самим автором, сквозной образ повести.

Как сам автор определяет жанр произведения? (Современная пастораль)

Работа со словарями:

1 группа – слово «пастораль»

2 группа – слово «успение»

3 группа – термин «сквозной образ»

Пастораль – жанр античной пастушеской поэзии, изображавшей деревенскую мирную жизнь пастухов (прославление красоты природы и прелести мирной сельской жизни), к середине XIX века исчезнувший в русской литературе. В пасторалях пейзаж всегда мирный, жизнь безмятежна. Бурные события эпохи не являются содержанием пасторали.

Работа после первой группы:

Как вы считаете, какой троп используется автором в определении жанра «Современная пастораль»? Почему? (оксюморон, ирония).

С какой целью автор соединяет два этих слова в одном словосочетании? (Приблизить современность к мирной и безмятежной жизни).

Таким образом, в желании приблизить два этих слова в определении жанра – это очередная попытка автора «очертить круг».

Работа после второй группы:

Интересное наблюдение, но на Руси долгое время «успением» называли не только «смерть, кончину», но и «длительный сон». Например, у православных христиан в конце августа отмечается праздник «Успение Богородицы».

Как вы считаете, какую стилистическую окраску имеет слово «успение»? (Высокий)

Почему же автор решил использовать именно это слово, а не «смерть»? (Для автора главный герой не мёртв, но и для героини, так как встреча всё равно состоится).

Какие слова Люси указывают на предстоящую встречу героев? («Спи..»)

Как вы считаете, доказывает ли это точку зрения Дмитрия Быкова?

Работа после третьей группы:

Кто является сквозным образом в повести? (Пастух и пастушка)

В скольких ипостасей мы встречаем этот образ в повести? (3)

Какие? (из воспоминаний Бориса Костяева, образ мёртвых старика и старухи, образы главных героев Бориса и Люси).

Давайте найдём эпизод, где Борис рассказывает Люси о детских воспоминаниях образа «Пастуха и пастушки».

Соответствуют ли эти описания определению жанра «пастораль»? Почему?

Таким образом, композиция, жанр, сквозной образ повести – всё это подчёркивает самое главное чувство, возвышающее человека, делающее его бессмертным – это любовь, бесконечная любовь.

Какой элемент композиции в повести отчётливо указывает на тему любви в произведении? (эпиграф) – прочитать эпиграф.

В связи с этим я вспомнил памятник в Ярославле – «Бесконечная любовь». Фигуры сливаются в одно целое, тем самым образуют знак «бесконечности». Не кажется ли вам, что именно об этом говорит и Дмитрий Быков, и, конечно же, В.П. Астафьев.

  1. Эпизод «Пастух и пастушка» и его анализ.

И это чувство не в состоянии разрушить даже война, которая своей силой сметает всё. И нам порой кажется, что идиллические пасторальные картины разрушаются. Но так ли это на самом деле?

Давайте обратимся к следующему изображению сквозного образа «Пастуха и пастушки» в повести. (читает Халиков Артур).

Почему именно таких «Пастуха и пастушку» мы видим впервые в повести? (Показать разрушительную силу войны)

Найдите черты пасторали в данном эпизоде?

Что разрушает пасторальную идиллию?

  1. Эпизод знакомства с Люсей и его анализ.

Вы выделили третье выражение образа «Пастуха и пастушки» в повести. Это Борис и Люся.

Давайте прочитаем эпизод знакомства Люси и Бориса.

Как вы считаете, есть ли в этом эпизоде черты пасторали? Почему?

Можно ли это связать с определением жанра?

В чём наоборот проявляется идиллия в отношениях Бориса и Люси не только в этом эпизоде, но и во всей повести (в открытости и доверчивости, вслух читает письмо матери, разговоры с Люсей о книгах, умение сопереживать, чувство справедливости и героизма, возраст героя).

Верно, именно эти качества сближают это героя с героем романа Л.Н. Толстого. С каким героем? (Пьер).

Именно, но ведь даже и Пьер ассоциируется у нас с чем-то круглым, с шаром. Когда Толстой указывает на это сходство? (Пьеру снится сон в плену).

  1. Эпизод с Малышевым и его анализ.

А какие ключевые слова вы можете подобрать к образу Пьера в романе Л.Н. Толстого?

А обладает ли этими качествами Борис Костяев? Приведите примеры.

Выступает Хайруллин Наиль.

Вывод о том, что образы схожи своей добротой, отзывчивостью ко всему живому.

  1. Финал повести, анализ финала.

Но финал повести у В.П. Астафьева в очередной раз доказывает, что во время войны всё же «беззащитные доступны злу».

Выступает Шаяхметов Салават.

Какие чувства испытывает героиня в финале?

Почему ей всё кажется «зыбким в этом мире»?

Как вы понимаете финальные слова повести? (сердце России)

Наблюдаются ли в финале повести пасторальные картины?

Что разрушает идиллию?

Продолжает ли Люся любить Бориса?

  1. Проекты «Символические рисунки».

Верно, это любовь становится вечностью, бесконечностью, как на данном символическом рисунке, выполненным группой. В качестве домашнего задания каждой группе было предложено выполнить символический рисунок по повести. Давайте познакомимся с ними.

План анализа символического рисунка:

  1. Что изображено?
  2. Что символизирует?
  3. Почему выбрал такие цвета?
  4. Как рисунок соотносится с прочитанным произведением?

  1. Сообщение о дедах и прадедах.

«Нет в России семьи такое, где б ни памятен был свой герой» - это строки из песни Владимира Златоустовского «От героев былых времён не осталось почти имён». Страшная война, которая античеловечна по своей природе, коснулась каждой семьи в нашей стране. Пару месяцев назад, например, мне пришло письмо,  котором сообщалось, что среди братских захоронений под Смоленском был найден именной медальон моего дедушки. Это сообщение породило во мне смешанные чувства: боль, горечь, гордость. В очередной раз я могу сказать, что моя семья внесла свой вклад в развитие моей страны, и этим невозможно не гордится.

Несомненно, и вам есть, что сказать по этому поводу. В качестве домашнего задания группам было предложено подготовить сообщение о своих дедах и прадедах, отцах – участниках различных боевых действий.

  1. Буктрейлер.

  1. Рефлексия.

Задания для групп:

1 группа:

Синквейн – это не простое стихотворение, а стихотворение, написанное по следующим правилам:

1 строка – одно существительное, выражающее главную тему cинквейна.

2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль.

3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы.

4 строка – фраза, несущая определенный смысл.

5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом).

2 группа:

Хокку (или хайку) - лирическое стихотворение, форма японской поэзии. Хокку состоит из трех стихов: первый и последний стих хокку – пятисложные, а второй стих хокку – семисложный. 

3 группа:

Даймонд состоит из 7 строк. Два существительных (первая и последняя строки) выражают два противоположных понятия. Вторая строка – два прилагательных или причастия, раскрывающих признаки первого существительного. Следующая строка – три глагола или деепричастия, которые выражают действие. Центральная четвертая строка состоит из четырех слов, причем два из них характеризуют первое существительное, а два – контрастное ему понятие, завершающее даймонд. Остальные строки являются зеркальным отражением третьей и второй строк, только эти характеристики уже раскрывают существительное в последней строке.

Гипербола 
Огромная, наибольшая.
Преувеличивает, преумножает, расширяет.
Гулливера превращает в Мальчика с пальчика.
Преуменьшает, умаляет, суживает.
Крохотная, наименьшая
Литота
.

  1. Домашнее задание.

  1. Выставление и комментирование оценок.

  1. Заключительное слово учителя.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока (литература, 6 класс) по теме: Повесть Н.В. Гоголя "Ночь перед Рождеством"

Урок по повести Н.В. Гоголя « Ночь перед Рождеством».1. Цели:Образовательные: обеспечить усвоение новых понятий, актуализировать знания.Развивающие: создать условия для развития памяти, внимания и воо...

Презентация к уроку литературы 11 класс по повести Б.Васильева "А зори здесь тихие"

Красочная, иллюстративная презентация из 18 слайдов,  информирующая  об авторе и героях повести. Является прекрасным наглядным пособием для учителя при изучении раздела"Литература ...

Конспект урока литературы"Нравственные проблемы в повести В.Распутина "Живи и помни".(10 класс)

В.Распутин- один из русских писателей,обращающийся к нравственным проблемам в своих произведениях."Уроки французского","Живи и помни","Пожар","Прощание с Матёрой","Последний срок"-вот те немногие из е...

Конспект урока Литературы 8 класс Тургеневская девушка (по повести И.С. Тургенева "Ася")

Тургеневская девушка(по повести И.С. Тургенева "Ася")Тип урока:        обобщение и систематизация знанийФорма поведения:     урок-исследованиеЦел...

Конспект урока. Литература. 8 класс. Тема: Суд над Гриневым по повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка».

Урок построен в форме ролевой игры "Судебное заседание", что позволяет проверить и углубить понимание содержания повести, совершенствовать специальные умения - выделять в тексте главные смыс...