Разработка урока по литературному чтению 2 класс "Барбос и Жулька" А.И.Куприна
план-конспект урока по литературе

Дедеева Наталья Владимировна

План-конспект урока по литературному чтению

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема. А. И. Куприн «Барбос и Жулька». Герои произведения о животных. Поступок как характеристика  героя произведения.

Урок № 98,99                                              

         

Тема. А. И. Куприн «Барбос и Жулька». Герои произведения о животных. Поступок как характеристика  героя произведения

Планируемые результаты.

Личностные: осмысление понятий «художественный и познавательный рассказ», «автор-рассказчик», «периодическая литература», привитие нравственных ценностей (любовь к природе, к животным, малой родине, родителям, уважение к старшим).

Метапредметные: Р — формулирование учебной задачи урока, исходя из анализа материала учебника в совместной деятельности, планирование вместе с учителем деятельности по изучению темы урока, оценивание своей работы на уроке, П — анализ художественного и научно-познавательного текста, выделение в нем основной мысли, отбор опорных (ключевых) слов для создания собственного текста, поиск необходимой информации в учебной и справочной книге, самостоятельный и целенаправленный выпор книги, К - ответы на вопросы на основе художественного текста учебника, осмысление правил взаимодействия в паре и группе.

Предметные: умения прогнозировать содержание рассказа, читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя, увеличивать темп чтения вслух, исправляя ошибки при повторном чтении текста, воспринимать на слух художественное и научно-познавательное произведение.

Оборудование: выставка книг и портрет изучаемого писателя.

Ход урока

1.Организационный момент.

Добрый день и добрый час,

Я очень рада видеть вас.

Но что бы нам урок начать,

Добра всем нужно пожелать.

Мы друг к другу повернемся

И друг другу улыбнемся.

-Тихо садитесь.

-Ребята, чему мы учимся на уроках литературного чтения?

-Что ждёте, от сегодняшнего урока? Начните свой ответ так: Сегодня на уроке мне хотелось бы…

-Мы с вами настроились на серьезную работу. Пусть у вас все получится.

3. Речевая разминка.

-Посмотрите на слайд. Проведем небольшую разминку.

Читаем медленно: Ы  А  О  У  Э  И  . Читаем быстрее.

Добавляем эмоции: ы – испугали товарища, а – испугались сами, о- удивились, у – разочаровались, э – задумались, и – улыбнулись. 

Знакомый

Сегодня вышел я из дома.

Пушистый снег лежит кругом.

Гляжу – навстречу мой знакомый

Бежит по снегу босиком.

И вот мы радости не прячем,

Мы – неразлучные друзья.

Визжим, и прыгаем, и скачем –

И он, и я, и он, и я!   Валентин  Берестов

- Прочитайте это стихотворение по слогам, грустно, весело, с ускорением, выразительно.

4. Актуализация знаний.

- Догадались ли вы, о ком идёт речь?

- О чём хотел рассказать нам автор?

- Как вы думаете, о ком пойдет речь сегодня на уроке?

- Кто будет героями урока?

- У кого из вас дома есть собака?

- Какие породы собак вы знаете? 

5. Самоопределение к деятельности, постановка учебных задач.

— Прочитайте записи. («Слон», «Чудесный доктор», «Белый пудель»)

— Что объединяет эти произведения? (Все произведения о животных)

Их написал Александр Иванович Куприн

— О творчестве писателя мы будем говорить сегодня.

 Знакомство с биографией Куприна

Александр Иванович Куприн родился 7 сентября 1870 году в городе Наровчат Пензенской губернии.

Фамилия Куприн происходит от названия речонки в Тамбовской губернии – Купры. Куприн родился в семье мелкого чиновника. Отец его умер, когда мальчику не было четырёх лет. Семья осталась без денег, и мать переехала в Москву, поселилась во вдовьем доме, мальчик  жил с ней до шести лет, а потом его отправили в сиротский пансион, затем в военное училище.

 

Куприн был человеком широкой, доброй и отзывчивой души.
На заре воздухоплавания одним из первых поднялся на воздушном шаре, а несколько позднее – на самолёте и едва не погиб, когда самолёт начал неожиданно падать.
Носился в бурю по морю с рыбаками в лодке и спускался в скафандре водолаза на дно.

Случалось работать ему корреспондентом газеты, певчим в хоре, зубным врачом, грузчиком арбузов. Широкоплечий, коренастый, коренастый Куприн менее всего походил на писателя. Его зоркий взгляд всегда светился добротой, любовью, талантом.
Творчество Куприна дышит любовью к Родине, к трудолюбивому народу, к щедрой природе, к могучему русскому языку. Он любил русскую природу, превосходно знал характер и повадки птиц и животных. Он написал много рассказов о собаках, кошках, обезьянах, птицах и слонах.

Умер 25 августа 1938 года в городе Ленинграде.

– Что узнали нового о жизни Куприна?  

– О ком или о чём были его произведения? (Писал о животных. Много произведений о собаках.)

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

Сегодня мы познакомимся ещё с одним произведением А.И. Куприна «Барбос и Жулька».

- Как вы думаете, о чём может быть этот рассказ? (О жизни собак; о дружбе собак; о ссорах между собаками; о том, как собаки помогали людям и др.)

- Какой вы себе представляете Жульку?

- Каким вы представляете себе Барбоса?

Задачи урока. 

- Нам на уроке нужно познакомиться с рассказом, понять смысл произведения, проанализировать поведение и поступки героев, а также работать над выразительным чтением.

6. Подготовка к чтению

В этом рассказе вам встретятся непонятные слова.

- Посмотрите на слайд:

СТАЛАКТИТ. Что это? Где можно узнать значение непонятных слов?

- Я немного поработала с толковым словарем Ожегова. Прочитайте статью к слову.

СТАЛАКТИТ–сосульки, известковые наросты, свисающие с потолка пещеры.

ПОДПАЛИНА – рыжеватое или белесое пятно на шерсти животного.

ЛИЦЕМЕРНЫЙ – неискренний.

КАРЬЕР - самый быстрый конский бег, ускоренный галоп.

ТРИУМФАЛЬНЫЙ – победный.

ИСКОНИ – издавна.

ПРИЗЕМИСТЫЙ – маленького роста.

ЛАВРЫ – ветви лаврового дерева, венок из них – символ победы, славы, награды.

ФЕСТОН - один из выступов зубчатой каймы по краям штор, занавесок.

7. Первичное знакомство с произведением

Откройте учебник с. 85. Я начну читать, а вы внимательно следите.

1 абзац:

- Что в этом абзаце нам рассказывает автор? (описание Барбоса.)

- Какой он? (небольшого роста, широкогрудый, похож на белого пуделя.)

-Какие в нем отрицательные качества? (неряшлив, драчлив.)

-Какие положительные? (верность, независимый характер, тонкий слух.)

2 абзац – читает …(сильный ученик)

- Что в этом абзаце нам рассказывает автор? (описание Жульки.)

- Какая она? (маленькая, тонконогая, с гладкой шерсткой, чистоплотная.)

- Что вы можете сказать о ее характере? (деликатная, застенчивая, вежливая.)

3 абзац читает …

- О чем абзац? (более подробное описание Жульки) 

- Что описано? (как она знакомилась с людьми, кушала. Она вежливая, благородная, не унижается ни перед кем.)

4 абзац читает …

-Жульку все считали комнатной собакой, а Барбоса нет, почему?

- Почему Барбос был разбойником?

5 абзац ...

-Можно ли назвать Барбоса хитрым? Прочитайте, какая у него была тактика. (нет, он не разбирался, а …)

6 и 7 абзац (читает учитель)

-Какие отношения были между ними? Выборочное чтение.

- Как они играли между собой? Выборочное чтение.

8 абзац читает …

- Почему Барбос так вел себя при виде этой собаки? (она была бешенная.)

- Как вели себя люди?

Бешенство – это смертельно-опасное инфекционное заболевание….

9 абзац …

-Как вы оцениваете подвиг Жульки?

10 абзац …

-Что случилось с Жулькой после подвига?

11 абзац…

-Как родители поступили с Жулькой? (отнесли в сарай.)

-Как вы думаете, почему?

А теперь послушайте, что же случилось дальше.

- Почему Барбосу было жалко Жульку? (они дружили, Жулька защитила его)

-Почему Барбос смог почувствовать, что она умерла? (присушивался к тому, что делается в сарае.)

8.Закрепление. Применение новых знаний.

- Вам понравился рассказ?

– Скажите, какие чувства вы пережили, читая это произведение? (радость, переживание, разочарование).

-  Почему?

-Что поразило, удивило в этом рассказе?

- Как люди относились к собакам?

(К Жульке относились хорошо, заботились о ней, это была домашняя собака. А Барбоса постоянно гнали на улицу, но тоже любили и заботились).

- Кто лучше всего понимал животных? (Дети).

- Как вы думаете, почему автор в начале произведения подробно описывает внешний вид собак? (Чтобы мы смогли понять их характер).

 Работа в парах

- Выберите характеристику для героев и отметьте «+».

- Жульки,– Барбоса.

№ п/п

Характеристика

Барбос

Жулька

Невелик ростом

+

Деликатная, застенчивая вежливость

+

Сходство с белым пуделем

+

Никогда не попрошайничает

+

Имеет смутные понятия о праве собственности

+

Светлые и умные глаза

+

Гладкая черная шерсть

+

Не отличался аккуратностью в туалете

+

Уши превращались в причудливые фестоны

+

Желтые подпалины над бровями

+

-Как вы думаете, зависит ли смелость от внешнего вида собаки?

Делают вывод: (От внешности собаки не зависит её характер. Большая собака может быть трусливой, а маленькая, воспитанная собачка, быть смелой и проявлять героизм.)

- Эти две собаки отличаются только внешностью?

-  Предлагаю выбрать черты характера, относящиеся к  Жульке и Барбосу.( - верность

- независимость, - разбойничья натура, - неаккуратный, - деликатность,- застенчивость,- вежливость.

                                          Характер Барбоса и Жульки

                Барбос

                    Жулька

- верность

- независимость

- разбойничья натура

- неаккуратный

- деликатность

- застенчивость

- вежливость

 

Вывод: Внешность и характеры различны.

- Что связывало таких разных собак? (ДРУЖБА)

 9.Подведение итога урока.

Так какую мысль хотел выразить Куприн в своём рассказе?

Что он хотел донести до нас?

(Смелость собаки не зависит от её внешнего облика. Большая собака может быть трусливой, а маленькая может быть смелой. Судить нужно не по внешности, а по поступкам.)

 (+Куприн в этом рассказе хотел показать читателям, что и животные могут испытывать "человеческие" чувства - дружить, сочувствовать, быть верными и самоотверженными. )

10. Домашнее задание

Стр. 85-90 перечитать, изменить концовку.

11.Рефлексия

-Кому на уроке было интересно? (поднимание рук)

-У кого возникли трудности?

-Кто узнал для себя что-то новое?

-Продолжите предложение «Сегодня на уроке я…»

-Оцените свою работу на уроке. Сигнальные карточки


Приложение.

№ п/п

Характеристика

Барбос

Жулька

Невелик ростом

Деликатная, застенчивая вежливость

Сходство с белым пуделем

Никогда не попрошайничает

Имеет смутные понятия о праве собственности

Светлые и умные глаза

Гладкая черная шерсть

Не отличался аккуратностью в туалете

Уши превращались в причудливые фестоны

Желтые подпалины над бровями

Деликатность,  - верность, - вежливость,  - независимость, - разбойничья натура, - неаккуратный, - застенчивость.

                                        

  Характер Барбоса и Жульки

                Барбос

                    Жулька


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока по литературному чтению для 2 класса по теме: "Нанайская народная сказка "АЙОГА"

Данная разработка содержит презентацию, конспект урока, раздаточный материал для учеников....

«С. А. Есенин. Слово о поэте, созданного природой исключительно для поэзии». Разработка урока по литературному чтению в коррекционной школе

Конспект открытого урока по литературному чтению в 9 классе коррекционной школы: «С. А. Есенин. Слово о поэте, созданного природой исключительно для поэзии».  Цель: Обобщение знаний учащихся о би...

Методическая разработка урока по литературному чтению С.А.Есенин "Бабушкины сказки" в 4 классе коррекционной школы седьмого вида.

Методическая разработка открытого урока в 4 классе в коррекционной школе седьмого вида на тему  "С.А.Есе...

Методическая разработка разнотемного урока по литературному чтению во 2, 4 классах 1 тема: «Сергей Михалков. «Мой щенок»» 2 тема: «Борис Пастернак. «Золотая осень»»

Методическая разработка разнотемного урока по литературному чтениюво 2, 4 классах1 тема: «Сергей Михалков. «Мой щенок»»  2 тема: «Борис Пастернак. «Золотая осень»»...

Разработка урока по литературному чтению в 5 классе коррекционной школы 8 вида Обобщающий урок по теме "Зима"

Обобщающий урок по теме "Зима" по литературному чтению в 5 классе для обучающихся в коррекционной школе 8 вида  является интегрированным уроком чтения и рисования. При проведении урока ...