Разработка урока по литературному чтению 2 класс "Барбос и Жулька" А.И.Куприна
план-конспект урока по литературе
План-конспект урока по литературному чтению
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
План- конспект урока по литературе А.И.Куприна "Барбос и Жулька" | 29.21 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема. А. И. Куприн «Барбос и Жулька». Герои произведения о животных. Поступок как характеристика героя произведения.
Урок № 98,99
Тема. А. И. Куприн «Барбос и Жулька». Герои произведения о животных. Поступок как характеристика героя произведения
Планируемые результаты.
Личностные: осмысление понятий «художественный и познавательный рассказ», «автор-рассказчик», «периодическая литература», привитие нравственных ценностей (любовь к природе, к животным, малой родине, родителям, уважение к старшим).
Метапредметные: Р — формулирование учебной задачи урока, исходя из анализа материала учебника в совместной деятельности, планирование вместе с учителем деятельности по изучению темы урока, оценивание своей работы на уроке, П — анализ художественного и научно-познавательного текста, выделение в нем основной мысли, отбор опорных (ключевых) слов для создания собственного текста, поиск необходимой информации в учебной и справочной книге, самостоятельный и целенаправленный выпор книги, К - ответы на вопросы на основе художественного текста учебника, осмысление правил взаимодействия в паре и группе.
Предметные: умения прогнозировать содержание рассказа, читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя, увеличивать темп чтения вслух, исправляя ошибки при повторном чтении текста, воспринимать на слух художественное и научно-познавательное произведение.
Оборудование: выставка книг и портрет изучаемого писателя.
Ход урока
1.Организационный момент.
Добрый день и добрый час,
Я очень рада видеть вас.
Но что бы нам урок начать,
Добра всем нужно пожелать.
Мы друг к другу повернемся
И друг другу улыбнемся.
-Тихо садитесь.
-Ребята, чему мы учимся на уроках литературного чтения?
-Что ждёте, от сегодняшнего урока? Начните свой ответ так: Сегодня на уроке мне хотелось бы…
-Мы с вами настроились на серьезную работу. Пусть у вас все получится.
3. Речевая разминка.
-Посмотрите на слайд. Проведем небольшую разминку.
Читаем медленно: Ы А О У Э И . Читаем быстрее.
Добавляем эмоции: ы – испугали товарища, а – испугались сами, о- удивились, у – разочаровались, э – задумались, и – улыбнулись.
Знакомый
Сегодня вышел я из дома.
Пушистый снег лежит кругом.
Гляжу – навстречу мой знакомый
Бежит по снегу босиком.
И вот мы радости не прячем,
Мы – неразлучные друзья.
Визжим, и прыгаем, и скачем –
И он, и я, и он, и я! Валентин Берестов
- Прочитайте это стихотворение по слогам, грустно, весело, с ускорением, выразительно.
4. Актуализация знаний.
- Догадались ли вы, о ком идёт речь?
- О чём хотел рассказать нам автор?
- Как вы думаете, о ком пойдет речь сегодня на уроке?
- Кто будет героями урока?
- У кого из вас дома есть собака?
- Какие породы собак вы знаете?
5. Самоопределение к деятельности, постановка учебных задач.
— Прочитайте записи. («Слон», «Чудесный доктор», «Белый пудель»)
— Что объединяет эти произведения? (Все произведения о животных)
Их написал Александр Иванович Куприн
— О творчестве писателя мы будем говорить сегодня.
Знакомство с биографией Куприна
Александр Иванович Куприн родился 7 сентября 1870 году в городе Наровчат Пензенской губернии.
Фамилия Куприн происходит от названия речонки в Тамбовской губернии – Купры. Куприн родился в семье мелкого чиновника. Отец его умер, когда мальчику не было четырёх лет. Семья осталась без денег, и мать переехала в Москву, поселилась во вдовьем доме, мальчик жил с ней до шести лет, а потом его отправили в сиротский пансион, затем в военное училище.
Куприн был человеком широкой, доброй и отзывчивой души.
На заре воздухоплавания одним из первых поднялся на воздушном шаре, а несколько позднее – на самолёте и едва не погиб, когда самолёт начал неожиданно падать.
Носился в бурю по морю с рыбаками в лодке и спускался в скафандре водолаза на дно.
Случалось работать ему корреспондентом газеты, певчим в хоре, зубным врачом, грузчиком арбузов. Широкоплечий, коренастый, коренастый Куприн менее всего походил на писателя. Его зоркий взгляд всегда светился добротой, любовью, талантом.
Творчество Куприна дышит любовью к Родине, к трудолюбивому народу, к щедрой природе, к могучему русскому языку. Он любил русскую природу, превосходно знал характер и повадки птиц и животных. Он написал много рассказов о собаках, кошках, обезьянах, птицах и слонах.
Умер 25 августа 1938 года в городе Ленинграде.
– Что узнали нового о жизни Куприна?
– О ком или о чём были его произведения? (Писал о животных. Много произведений о собаках.)
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
- Сегодня мы познакомимся ещё с одним произведением А.И. Куприна «Барбос и Жулька».
- Как вы думаете, о чём может быть этот рассказ? (О жизни собак; о дружбе собак; о ссорах между собаками; о том, как собаки помогали людям и др.)
- Какой вы себе представляете Жульку?
- Каким вы представляете себе Барбоса?
Задачи урока.
- Нам на уроке нужно познакомиться с рассказом, понять смысл произведения, проанализировать поведение и поступки героев, а также работать над выразительным чтением.
6. Подготовка к чтению
В этом рассказе вам встретятся непонятные слова.
- Посмотрите на слайд:
СТАЛАКТИТ. Что это? Где можно узнать значение непонятных слов?
- Я немного поработала с толковым словарем Ожегова. Прочитайте статью к слову.
СТАЛАКТИТ–сосульки, известковые наросты, свисающие с потолка пещеры.
ПОДПАЛИНА – рыжеватое или белесое пятно на шерсти животного.
ЛИЦЕМЕРНЫЙ – неискренний.
КАРЬЕР - самый быстрый конский бег, ускоренный галоп.
ТРИУМФАЛЬНЫЙ – победный.
ИСКОНИ – издавна.
ПРИЗЕМИСТЫЙ – маленького роста.
ЛАВРЫ – ветви лаврового дерева, венок из них – символ победы, славы, награды.
ФЕСТОН - один из выступов зубчатой каймы по краям штор, занавесок.
7. Первичное знакомство с произведением
Откройте учебник с. 85. Я начну читать, а вы внимательно следите.
1 абзац:
- Что в этом абзаце нам рассказывает автор? (описание Барбоса.)
- Какой он? (небольшого роста, широкогрудый, похож на белого пуделя.)
-Какие в нем отрицательные качества? (неряшлив, драчлив.)
-Какие положительные? (верность, независимый характер, тонкий слух.)
2 абзац – читает …(сильный ученик)
- Что в этом абзаце нам рассказывает автор? (описание Жульки.)
- Какая она? (маленькая, тонконогая, с гладкой шерсткой, чистоплотная.)
- Что вы можете сказать о ее характере? (деликатная, застенчивая, вежливая.)
3 абзац читает …
- О чем абзац? (более подробное описание Жульки)
- Что описано? (как она знакомилась с людьми, кушала. Она вежливая, благородная, не унижается ни перед кем.)
4 абзац читает …
-Жульку все считали комнатной собакой, а Барбоса нет, почему?
- Почему Барбос был разбойником?
5 абзац ...
-Можно ли назвать Барбоса хитрым? Прочитайте, какая у него была тактика. (нет, он не разбирался, а …)
6 и 7 абзац (читает учитель)
-Какие отношения были между ними? Выборочное чтение.
- Как они играли между собой? Выборочное чтение.
8 абзац читает …
- Почему Барбос так вел себя при виде этой собаки? (она была бешенная.)
- Как вели себя люди?
Бешенство – это смертельно-опасное инфекционное заболевание….
9 абзац …
-Как вы оцениваете подвиг Жульки?
10 абзац …
-Что случилось с Жулькой после подвига?
11 абзац…
-Как родители поступили с Жулькой? (отнесли в сарай.)
-Как вы думаете, почему?
А теперь послушайте, что же случилось дальше.
- Почему Барбосу было жалко Жульку? (они дружили, Жулька защитила его)
-Почему Барбос смог почувствовать, что она умерла? (присушивался к тому, что делается в сарае.)
8.Закрепление. Применение новых знаний.
- Вам понравился рассказ?
– Скажите, какие чувства вы пережили, читая это произведение? (радость, переживание, разочарование).
- Почему?
-Что поразило, удивило в этом рассказе?
- Как люди относились к собакам?
(К Жульке относились хорошо, заботились о ней, это была домашняя собака. А Барбоса постоянно гнали на улицу, но тоже любили и заботились).
- Кто лучше всего понимал животных? (Дети).
- Как вы думаете, почему автор в начале произведения подробно описывает внешний вид собак? (Чтобы мы смогли понять их характер).
Работа в парах
- Выберите характеристику для героев и отметьте «+».
- Жульки,– Барбоса.
№ п/п | Характеристика | Барбос | Жулька |
Невелик ростом | + | ||
Деликатная, застенчивая вежливость | + | ||
Сходство с белым пуделем | + | ||
Никогда не попрошайничает | + | ||
Имеет смутные понятия о праве собственности | + | ||
Светлые и умные глаза | + | ||
Гладкая черная шерсть | + | ||
Не отличался аккуратностью в туалете | + | ||
Уши превращались в причудливые фестоны | + | ||
Желтые подпалины над бровями | + |
-Как вы думаете, зависит ли смелость от внешнего вида собаки?
Делают вывод: (От внешности собаки не зависит её характер. Большая собака может быть трусливой, а маленькая, воспитанная собачка, быть смелой и проявлять героизм.)
- Эти две собаки отличаются только внешностью?
- Предлагаю выбрать черты характера, относящиеся к Жульке и Барбосу.( - верность
- независимость, - разбойничья натура, - неаккуратный, - деликатность,- застенчивость,- вежливость.
Характер Барбоса и Жульки
Барбос | Жулька |
- верность - независимость - разбойничья натура - неаккуратный | - деликатность - застенчивость - вежливость |
Вывод: Внешность и характеры различны.
- Что связывало таких разных собак? (ДРУЖБА)
9.Подведение итога урока.
– Так какую мысль хотел выразить Куприн в своём рассказе?
– Что он хотел донести до нас?
(Смелость собаки не зависит от её внешнего облика. Большая собака может быть трусливой, а маленькая может быть смелой. Судить нужно не по внешности, а по поступкам.)
(+Куприн в этом рассказе хотел показать читателям, что и животные могут испытывать "человеческие" чувства - дружить, сочувствовать, быть верными и самоотверженными. )
10. Домашнее задание
Стр. 85-90 перечитать, изменить концовку.
11.Рефлексия
-Кому на уроке было интересно? (поднимание рук)
-У кого возникли трудности?
-Кто узнал для себя что-то новое?
-Продолжите предложение «Сегодня на уроке я…»
-Оцените свою работу на уроке. Сигнальные карточки
Приложение.
№ п/п | Характеристика | Барбос | Жулька |
Невелик ростом | |||
Деликатная, застенчивая вежливость | |||
Сходство с белым пуделем | |||
Никогда не попрошайничает | |||
Имеет смутные понятия о праве собственности | |||
Светлые и умные глаза | |||
Гладкая черная шерсть | |||
Не отличался аккуратностью в туалете | |||
Уши превращались в причудливые фестоны | |||
Желтые подпалины над бровями |
Деликатность, - верность, - вежливость, - независимость, - разбойничья натура, - неаккуратный, - застенчивость.
Характер Барбоса и Жульки
Барбос | Жулька |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока по литературному чтению для 2 класса по теме: "Нанайская народная сказка "АЙОГА"
Данная разработка содержит презентацию, конспект урока, раздаточный материал для учеников....
Конспект урока по литературному чтению по теме: Урок-викторина "Сказки А.С.Пушкина" 3 класс
Урок-викторина по сказкам А.С.Пушкина...
«С. А. Есенин. Слово о поэте, созданного природой исключительно для поэзии». Разработка урока по литературному чтению в коррекционной школе
Конспект открытого урока по литературному чтению в 9 классе коррекционной школы: «С. А. Есенин. Слово о поэте, созданного природой исключительно для поэзии». Цель: Обобщение знаний учащихся о би...
Методическая разработка урока по литературному чтению С.А.Есенин "Бабушкины сказки" в 4 классе коррекционной школы седьмого вида.
Методическая разработка открытого урока в 4 классе в коррекционной школе седьмого вида на тему "С.А.Есе...
Методическая разработка разнотемного урока по литературному чтению во 2, 4 классах 1 тема: «Сергей Михалков. «Мой щенок»» 2 тема: «Борис Пастернак. «Золотая осень»»
Методическая разработка разнотемного урока по литературному чтениюво 2, 4 классах1 тема: «Сергей Михалков. «Мой щенок»» 2 тема: «Борис Пастернак. «Золотая осень»»...
Разработка урока по литературному чтению в 5 классе коррекционной школы 8 вида Обобщающий урок по теме "Зима"
Обобщающий урок по теме "Зима" по литературному чтению в 5 классе для обучающихся в коррекционной школе 8 вида является интегрированным уроком чтения и рисования. При проведении урока ...
Разработка урока по литературному чтению на родном башкирском языке для 2 класса "Миңлеғәли Шайморатов - башҡорт халҡының милли батыры" , "Минигали Шаймуратов - национальный герой башкирского народа "
Конспект урока по родной башкирской литературе для 2 класса общеобразовательных школ с русским языком обучения....