«С. А. Есенин. Слово о поэте, созданного природой исключительно для поэзии». Разработка урока по литературному чтению в коррекционной школе
план-конспект урока по литературе (9 класс) по теме
Конспект открытого урока по литературному чтению в 9 классе коррекционной школы: «С. А. Есенин. Слово о поэте, созданного природой исключительно для поэзии». Цель: Обобщение знаний учащихся о биографических данных и творческих направлениях С. А. Есенина.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 44.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Сызранский филиал
ГБС(К)ОУ школа-интернат №2 г.о. Жигулевск
«С. А. Есенин. Слово о поэте, созданного природой исключительно для поэзии».
Разработка урока по литературному чтению в коррекционной школе
АВТОР Напалкова Татьяна Федоровна, учитель
г. Сызрань
2013 г.
Конспект открытого урока по литературному чтению в 9 классе коррекционной школы.
Тема урока : «С. А. Есенин. Слово о поэте, созданного природой исключительно для поэзии».
Цель: Обобщение знаний учащихся о биографических данных и творческих направлениях С. А. Есенина.
Задачи:
Образовательные :систематизировать знания учащихся о различных периодах жизни С.А.Есенина, влиянии деревенской жизни на творчество поэта.
Коррекционно-развивающие: активизировать пассивный словарь учащихся, развивать выразительность речи, произвольное внимание и точность воспроизведения.
Воспитательные: воспитывать устойчивый интерес к творчеству С. А. Есенина.
Оборудование и материалы: портрет поэта, выставка его произведений, презентация о Сергее Есенине, оборудованный уголок «русской избы», русские костюмы для учащихся, стихи и романсы на слова поэта в грамзаписи.
Тип урока: комбинированный.
Ход урока:
I. Организационный момент:
Учитель: Наш урок проходит в необычной обстановке, в компьютерном классе. С правилами работы за компьютером вы знакомы; я лишь напомню о том, что на этом уроке отвечать на вопросы учителя можно сидя, рассматривая изображение на экране. Но отвечайте громко, чтобы вас слышали ученики и все присутствующие.
II.Работа над темой:
1. Вступительная беседа учителя:
«О, Русь, взмахни крылами,
Поставь иную крепь!
С иными именами
Встаёт иная степь!»
-Кому принадлежат эти строки? (Ответы учащихся).
-Верно, эти строки поэт написал о себе и молодых друзьях поэтах, которые с большой любовью, вдохновением прославляют в своём поэтическом творчестве свободную, великую, красивую, « с деревенским отливом» Русь.
2. Сообщение темы:
-Сегодня наш разговор посвящён творчеству великого мастера пера Сергею Есенину.
3. Беседа с учащимися с использованием презентации о поэте:
Учитель: Сергей Есенин – великий русский поэт, его имя в ряду гениев русской литературы Пушкина, Лермонтова, Блока занимает особое место. Оно определяется в первую очередь тем, что Есенин один из самых читаемых поэтов в России, его стихи знают, любят и помнят наши дедушки и бабушки, папы и мамы, их изучаем и мы.
Поэзия Есенина… Чудесный, прекрасный, неповторимый мир! Истоки своей поэзии он видел в жизни русской деревни, в богатом духовном мире русских крестьян, среди которых он вырос. Поэтому давайте с помощью видео – журнала совершим заочное путешествие на родину поэта и вспомним, как прошли детство и юность поэта, чтобы увидеть, как зародилась неугасимая любовь Сергея Есенина к Родине, её природе, народу.
-Посмотрим на первую страницу журнала:
-Назовите годы жизни поэта. Место в России, где родился Сергей Есенин. (Ответы учащихся).
-Перелистываем страницу. Что мы видим на этой странице?
(Ответы учащихся: дом, где родился и вырос поэт. Около дома берёза, поодаль – тополя).
-Какие можете назвать стихи поэта, которые он посвятил этим деревьям? (Ответы учащихся).
-Заглянем в этот дом на следующей странице. Что мы здесь видим? (Ответы учащихся: комната поэта, старинные часы, предметы мебели, гардероба).
-Что сейчас в этом доме? (Дом – музей поэта, библиотека).
-Перелистываем страницу. Кого вы увидели на этой фотографии? (Родители поэта).
-Как поэт говорит о своём происхождении? (Ответы учащихся из автобиографических данных).
-Расскажите, как прошло детство С. Есенина? (Ответы учащихся).
-Открываем следующую страницу журнала. Что увидели на экране?
(Ответы учащихся: сельская школа, класс, где учился Сергей Есенин).
-Перелистываем страницу. Что изображено на этой фотографии?
(Ответы учащихся: церковь, куда по воскресеньям водил дед маленького Сергея молиться Богу).
-Вспомните, как С. Есенин в автобиографии рассказывает о своих первых стихах? О каких событиях своей жизни он в них писал? (Ответы учащихся).
-Перелистываем страницу журнала. Здесь мы видим Сергея Есенина юношей. Что можете сказать об этой фотографии? (Ответы учащихся: Есенин приехал получать образование в Москву.
-В этот период поэт издаёт свой первый сборник стихов. Какие стихи сюда вошли? Какова была оценка читателей? (Ответы учащихся).
-Заглянем на следующую страницу. С кем видим С.Есенина на этой фотографии? (Ответы учащихся).
-Каких великих поэтов С Есенин считал учителями в поэтическом творчестве? (Ответы учащихся).
-Перелистываем страницу журнала. Мы видим рукопись С. Есенина. Здесь записано автором стихотворение, посвящённое
А. С. Пушкину. Он сравнивает свою жизнь с жизнью А. С. Пушкина, потому что А. С. Пушкин тоже вырос с няней и с ранних лет слушал народные сказки. В этом стихотворении С. Есенин говорит о том ,что он ещё долго будет воспевать в своём творчестве любимую Родину.
4.Пауза отдыха.
) Сейчас выйдем из-за рабочих столов, соберёмся в центре зала. Подведём итог нашему разговору. Почему деревенский паренёк в кепке (каким мы видели его на фотографии) стал великим поэтом России? Как оценивает поэт своё творчество? (Ответы учащихся)
Учитель обобщает ответы учащихся и зачитывает эпиграф к уроку, помещённый на доске: «Моя лирика жива одной большой любовью к родине. Чувство родины – основное в моем творчестве».
-Назовите, какие стихи поэта вы знаете? (Ответы учащихся).
-Каждая есенинская строка согрета чувством безграничной любви Родине. Даже когда он был вдалеке от неё, чувство тоски по родному краю не покидало его.
-Я предлагаю вернуться за столы и послушать уникальную запись: голос Сергея Есенина. Он читает своё стихотворение «Я покинул родимый дом». Послушайте, как поэт читает стихи – задушевно, нараспев, как русский народ слагал и рассказывал сказания, былины, песни.
-Стихи С. Есенина имеют мировую славу. Певцы исполняют романсы, написанные композиторами на его стихи, мастера слова читают его стихи на сценах театров. Я предлагаю послушать в исполнении актёра Валерия Золотухина стихотворение С. Есенина «Гой ты, Русь моя родная!». Вы знакомы с его содержанием. Обращаю ваше внимание на выразительное чтение стиха актёром. (Прослушивание в грамзаписи).
5.Чтение учащимися стихов С. Есенина.
-А сейчас я приглашаю вас в этот замечательный есенинский уголок «русской избы» (оборудован на другой половине класса) и почитать его стихи.
-Какие стихи С. Есенина, показывающие любовь поэта к Родине, родному краю, земле, к своим родным вы подготовили к этому уроку и хотели бы сейчас прочесть?
Дима Китаев читает стихотворение «Топи да болота…»
-С помощью каких слов автор передаёт в этом стихотворении звуки природы? Почему автор говорит о своём крае «забытый, родной». (Ответы учащихся).
Вова Чернышов читает стихотворение «Спит ковыль, равнина дорогая…»
-Какими словами в этом стихотворении автор выражает мысль: «Родину разлюбить нельзя»? (Ответы учащихся).
-Особое место в творчестве С. Есенина занимает образ русской природы. Поэта не зря называли волшебником русской природы.
Аня Землянская читает стихотворение «О, Русь, малиновое поле…».
-В чём видит поэт красоту русской земли? (Ответы учащихся).
Маша Попкова читает стихотворение «Ночь».
-Какие слова и образные выражения использует поэт при описании летней ночи? (Ответы учащихся).
Женя Кузнецов читает стихотворение «Задремали звёзды золотые…».
-Какими словами поэт передаёт восторженную радость наступившего утра?(Ответы учащихся).
-В каком стихотворении С. Есенин передал особую любовь, красоту природы с помощью традиционного народного образа русской берёзы? (Ответы детей).
Вася Гаранин читает стихотворение «Берёза».
-Назовите стихи, в которых автор рассказывает о своих чувствах к матери, к родным? (Ответы учащихся).
Таня Нестерова читает стихотворение «Письмо к матери».
-Какими словами говорит поэт о любви к своей матери? (Ответы учащихся).
-А сейчас послушайте Таню Шуваткину. Она прочтёт стихотворение «В зимний вечер по задворкам…» Здесь автор описывает те чувства, которые он испытывает к своему творчеству.
-Прослушав это стихотворение, можно ли сказать, что любовь к поэзии у С. Есенина возникла в те далёкие зимние вечера? (Ответы учащихся)
-Как вы знаете, что у С. Есенина есть стихи, в которых он воспевает любовь к женщине. Одно из таких стихотворений прочтёт Люба Фокина « Под окошком месяц, под окошком ветер…».
-Ребята, сегодня на уроке, посвящённом творчеству С. Есенина, мы получили заряд лирического вдохновения, бодрости от творчества замечательного русского поэта Сергея Александровича Есенина. С его стихами мы ещё встретимся на страницах книг, представленных на этой выставке. Познакомиться с этой выставкой можно будет после урока.
III Подведение итогов.
-Все ребята активно отвечали на вопросы и старались выразительно читать стихи, выученные к этому уроку наизусть. (Выставление оценок).
IY. Заключение.
Сейчас я предлагаю прослушать романс « Отговорила роща золотая» на стихи С. Есенина, а домашнее задание будет таковым: «Отразить в рисунках те чувства, которые вызвали у вас стихи и песни Сергея Есенина».
Урок закончен.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2011/11/17/picture-34161.jpg)
Разработка урока по литературному чтению для 2 класса по теме: "Нанайская народная сказка "АЙОГА"
Данная разработка содержит презентацию, конспект урока, раздаточный материал для учеников....
![](/sites/default/files/pictures/2015/02/13/picture-590589-1423775179.jpg)
Методическая разработка урока по литературному чтению С.А.Есенин "Бабушкины сказки" в 4 классе коррекционной школы седьмого вида.
Методическая разработка открытого урока в 4 классе в коррекционной школе седьмого вида на тему "С.А.Есе...
![](/sites/default/files/pictures/2015/10/25/picture-695418-1445754815.jpg)
Использование метода проектов на уроках письма и чтения в коррекционной школе
•Проект по чтению и развитию речи «Мир вокруг нас»;•Проект по письму и развитию речи «Правила русского языка»;•Проект по чтению и развитию речи «Расскажем нашим детям о войне»...
Разработка урока по литературному чтению в 5 классе коррекционной школы 8 вида Обобщающий урок по теме "Зима"
Обобщающий урок по теме "Зима" по литературному чтению в 5 классе для обучающихся в коррекционной школе 8 вида является интегрированным уроком чтения и рисования. При проведении урока ...
Разработка урока по литературному чтению на родном башкирском языке для 2 класса "Миңлеғәли Шайморатов - башҡорт халҡының милли батыры" , "Минигали Шаймуратов - национальный герой башкирского народа "
Конспект урока по родной башкирской литературе для 2 класса общеобразовательных школ с русским языком обучения....
![](/sites/default/files/pictures/2014/10/31/picture-507060-1414788040.jpg)
Обобщение опыта по теме: "Использование современных образовательных технологий на уроках письма и чтения в коррекционной школе"
Особенности психофизического развития школьников с умственной отсталостью требуют от педагогов повышения эффективности учебного процесса в специальных (коррекционных) учреждениях. Эффективность и каче...
![](/sites/default/files/pictures/2023/04/11/picture-1468903-1681174466.jpg)
Разработка урока по литературному чтению 2 класс "Барбос и Жулька" А.И.Куприна
План-конспект урока по литературному чтению...