Методическая разработка урока по литературному чтению С.А.Есенин "Бабушкины сказки" в 4 классе коррекционной школы седьмого вида.
презентация к уроку по литературе на тему

Федченко Вера Борисовна

                Методическая разработка открытого урока в 4 классе в коррекционной школе седьмого вида на тему  "С.А.Есенин Бабушкины сказки" по программе "Школа России".

Цели урока: Познакомить со стихотворением «Бабушкины сказки» С.А. Есенина; пополнить биографические знания о поэте; обогащать словарный запас.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Тема урока

С.А. Есенин «Бабушкины сказки»

учитель Федченко В.Б.

4 «А» класс

Цели урока

Познакомить со стихотворением «Бабушкины сказки» С.А. Есенина; пополнить биографические знания о поэте; обогащать словарный запас.

Задачи

  • Обучающие: обеспечить полноценное восприятие детьми стихотворения С.А. Есенина «Бабушкины сказки»; учить анализировать поэтическое произведение; расширить словарный запас учащихся.
  • Развивающие: развивать навык выразительного чтения стихотворения, речь учащихся, аналитические способности, внимание, память.
  • Воспитательные: воспитывать любовь к Родине, семье, русской поэзии.

Предполагаемые результаты урока:

  • Личностные: понимание особенностей поэтического текста и выражение своих чувств, оценка собственной учебной деятельности, мотивирование своих действий, проявление внимания и помощи одноклассникам.
  • Предметные: умение прогнозировать содержание произведения, читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя, увеличивать темп чтения вслух, воспринимать на слух поэтическое произведение.
  • Метапредметные:
  1. Регулятивные: формулирование учебной задачи урока, исходя из анализа материала учебника в совместной деятельности, планирование вместе с учителем деятельности по изучению темы урока, оценивание своей работы на уроке.
  2. Познавательные: анализ художественного текста, выделение в нем основной мысли, поиск необходимой информации в книге.
  3. Коммуникативные: работа в группе, осуществление сотрудничества с учителем и сверстниками.

Оборудование урока: компьютер, проектор, презентация.

Формы организации деятельности обучающихся на уроке: групповая и индивидуальная.

Методы: словесный, наглядный, практический.

Технологии: квест-технология, ИКТ, проблемного обучения, технология развития критического мышления.


Ход урока

Этапы урока

Действия учителя

Действия
обучающихся

Доска и
оборудование

Организационный момент. Мотивация учебной деятельности.

Приветствует учащихся, проверяет готовность к уроку.

Наш урок мы начинаем с речевой разминки.

  Я сегодня быстро встал,

  В школу рано прибежал. 

  Очень я хочу учиться,

 Не лениться, а трудиться.

Слушают учителя Готовят рабочее место к уроку.

Презентация

Слайд №2

Актуализация знаний

Логические цепочки

Прочитайте записанные на доске фамилии авторов, разделите их на две группы. В каждой из них должны быть авторы, в творчестве которых преобладает один и тот же жанр.

Учащиеся выполняют задание на листах.

Проверка. Самооценка. Выставление баллов. 

Слайд №3

Слайд №4

Формулирование темы и задач урока учениками

Обратите внимание на цифры, стоящие над буквами некоторых фамилий авторов. Попытайтесь определить, что мы можем узнать и их помощью.

Откройте учебники на стр. 71 и рассмотрите иллюстрацию к стихотворению. Что вы видите?

А сейчас прочитайте название стихотворения. Как вы думаете, о чем оно будет? Сформулируйте тему урока полностью.

Зная тему, поставьте задачи урока.

Можем определить фамилию автора. Это Есенин.

Тема урока: С.А. Есенин «Бабушкины сказки».

Задачи урока:

Познакомиться с биографией Сергея Есенина и его стихотворением «Бабушкины сказки».

Учиться правильно, выразительно читать стихотворение.

Слайд №4

Слайд №5

Знакомство со сведениями из биографии С.А. Есенина

Какие стихи вам уже знакомы?

Какие образы возникают у вас, когда вы слышите имя «Сергей Есенин»?

«Береза», «Пороша», «Воробушки», «Черемуха», «Лебедушка», «Ночь»

Слайд №6

Этапы урока

Действия учителя

Действия
обучающихся

Доска и
оборудование

Работа по теме урока

Давайте познакомимся с биографией Сергея Есенина.

Каковы истоки поэзии Есенина?

Слайд №7—10

Слайд №11

Физ. минутка

Мы шагаем по сугробам.

По сугробам крутолобым.

Не боимся мы пороши.

Ловим снег — хлопок в ладоши.

Руки в стороны, по швам.

Снега хватит вам и нам.

Дети выполняют различные движения.

Чтение нового произведения и проверка первичного восприятия

Прослушивание аудиозаписи «Бабушкины сказки» в исполнении Диомида Виноградова под музыку Л. Казаковой «Сказки»

О чем вспоминает поэт в этом стихотворении?

С каким чувством он вспоминает детские годы?

Посмотрите на иллюстрацию в учебнике на стр. 71. Как вы думаете, что из детей может быть маленьким Сережей Есениным?

А вам бабушки читают сказки?

Ученики слушают, отвечают на вопросы, рассуждают

Слайд №12


Этапы урока

Действия учителя

Действия
обучающихся

Доска и
оборудование

Чтение и анализ стихотворения

Словарная работа

Уточним значения некоторых слов:
«
по задворкам» — задворки — часть крестьянского двора за домом, место за двором; «разухабистой гурьбой» — молодцеватой, задорной толпой; «опостылеть» — надоесть; «салазки» — маленькие деревянные ручные санки.

Давайте теперь выполним задание на листе.

  1. Подбери синоним «бредём» —
  2. Подбери антоним «загалдели» —
  3. Найди олицетворение —

Почему ребята загалдели?

Подумайте, как жизнь поэта отразилась в содержании стихотворения?

Самостоятельная устная работа.

Дети читают стихотворение и отмечают непонятные слова

Самостоятельная работа на листах.

Самооценка работы. Выставление баллов.

Слайд №13

Выразительное чтение. Работа в парах.

Работа с памяткой
«Как правильно читать стихотворение»

Какие чувства нужно передать при чтении?

Первые четыре строки — дети устали, следующие девять — внимательно слушают, последние — обрадовались.

О чем же это стихотворение?

Работа с учебником. Чтение в парах.

Взаимопроверка.

Самооценка работы. Выставление баллов.

О теплых, нежных воспоминаниях детства Сергея Есенина, связанных с бабушкой.

Слайд №14

Домашнее задание.

Уровневая дифференциация.

  1. Выучить стихотворение «Бабушкины сказки» наизусть
  2. Найти другие стихи Есенина
  3. Нарисовать иллюстрации к стихам Есенина

Выбирают задание для домашней работы.

Слайд №15


Этапы урока

Действия учителя

Действия
обучающихся

Доска и
оборудование

Итог урока.

Сопоставьте задачи урока с содержанием нашей работы.

Познакомились со сведениями из биографии С.А. Есенина и с его произведением «Бабушкины сказки»

Учились выразительно читать стихотворение «Бабушкины сказки»

Учились анализировать стихотворный текст

Слайд №16

Рефлексия.

Синквейн.

1-я строчка — 1 имя существительное;

2-я строчка — 2 имени прилагательных;

3-я строчка — 3 глагола, которые характеризуют действия предмета;

4-я строка — фраза из 4 слов, основная мысль;

5-я строчка — синоним к первому слову, другое название.

Оцените свою работу на уроке. Сосчитайте баллы.

Дети

Шумные, разные 

Бредут, сидят, слушают

Мы загалдели, начинаем приставать

Гурьба

Самооценка работы. Подсчет баллов.

Слайд №17


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Урок литературного чтения в 4 классе Учитель: Федченко В.Б. Санкт-Петербург 2015 ГБСКОУ №131 Красносельского района Бабушкины сказки

Слайд 2

Речевая разминка Я сегодня быстро встал, В школу рано прибежал. Очень я хочу учиться, Не лениться, а трудиться .

Слайд 3

Задание: Прочитайте записанные на доске фамилии авторов. Составьте из них две группы. В каждой из них должны быть авторы, в творчестве которых преобладает один и тот же жанр. А.С. Пушкин Е.А . Благинина В.А . Осеева В.В . Бианки Н.Н . Носов А.А . Фет

Слайд 4

Проверь себя А.С. Пушкин Е.А . Благинина В.А . Осеева В.В . Бианки Н.Н . Носов А.А . Фет Поэты: Они пишут стихи Писатели: Они пишут рассказы 1 2 3 4 5 6

Слайд 5

Сергей Александрович Есенин (1895 – 1925) «Бабушкины сказки»

Слайд 6

Какие образы (ассоциации) возникают у вас, когда вы слышите имя «Сергей Есенин»? В этом имени – слово « есень ». Осень, ясень, осенний цвет. Что – то есть в нем от русских песен – Поднебесье, тихие веси, сень берёзы И синь рассвет. Что-то есть в нём и от весенней Грусти, юности, чистоты… Только скажут – «Сергей Есенин», Всей России встают черты… (Н.Браун)

Слайд 7

Родина поэта — село Константиново расположено на холмистом берегу реки Оки, недалеко от старинного русского города Рязани.

Слайд 8

Дом, в котором родился и жил поэт

Слайд 9

Родители поэта Мать – Татьяна Федоровна Есенина Отец – Александр Никитич Есенин

Слайд 10

Из автобиографии «Стихи начал слагать рано. Толчки давала к этому бабка. Она рассказывала сказки. Некоторые сказки с плохими концами мне не нравились, и я их переделывал на свой лад Стихи начал писать, подражая частушкам.» «Дедушка пел мне песни старые, такие тягучие, заунывные. По субботам и воскресеньям он рассказывал мне библию и священную историю.»

Слайд 11

Истоки поэзии Сергея Есенина

Слайд 12

Бабушкины сказки

Слайд 13

Словарная работа По задворкам – задворки – часть крестьянского двора за домом, место за двором Разухабистой гурьбой – молодцеватой, задорной толпой Опостылеть – надоесть Салазки – маленькие деревянные ручные санки

Слайд 14

Как правильно читать стихотворение Нужно представить в воображении картины, которые описал поэт Произносить стихи в два раза медленнее, чем говоришь в жизни Соблюдать знаки препинания При чтении постараться передать настроение, чувства, эмоции с помощью силы голоса, смыслового ударения, мимики и жестов, интонации

Слайд 15

Домашнее задание Выучить стихотворение « Бабушкины сказки» наизусть - Найти другие стихи Есенина Нарисовать иллюстрации к стихам Есенина

Слайд 16

Итог урока П ознакомились со сведениями из биографии С.А . Есенина и с его произведением «Бабушкины сказки» Учились выразительно читать стихотворение «Бабушкины сказки» Учились анализировать стихотворный текст На уроке мы:

Слайд 17

Синквейн 1-я строчка – 1 имя существительное 2-я строчка – 2 имени прилагательных 3-я строчка – 3 глагола, которые характеризуют действия предмета 4-я строка – фраза из 4 слов, основная мысль 5-я строчка – синоним к первому слову, другое название


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного урока чтения и ИЗО в 5 классе коррекционной школы VIII вида

Особенности психофизического развития школьников с умственной недостаточностью требуют от педагогов повышения эффективности учебного процесса в специальных (коррекционных) учреждениях VIII в...

Интегрированный урок чтения и музыки в 8 классе коррекционной школы 8 вида

Данный урок является обобщающим уроком чтения  из раздела "Устное народное творчество" программы коррекционной школы 8 вида. Составлен на основе регионального компонента .содержит раличные жанры ...

Тематическое планирование уроков письма и развития речи в 8-м классе коррекционной школы VIII вида

Тематическое планирование уроков письма и развития речи в 8-м классе коррекционной школы VIII вида...

Тематическое планирование уроков письма и развития речи в 8-м классе коррекционной школы VIII вида

Тематическое планирование уроков письма и развития речи в 8-м классе коррекционной школы VIII вида...

Рабочая программа по чтению и развитию речи 3 класс Коррекционная школа VIII вида

Рабочая программа по чтению и развитию речи 3 класс Коррекционная школа VIII вида...

Урок чтения и развития речи 6 класс коррекционная школа 8 вида Х.К.Андерсен "Ель"

План-конспект урока чтения в 6 классе коррекционнаяшкола 8 вида.Использованы стихи известных поэтов,слайды,видеомультфильм "Ель"....

Разработка урока по письму и развитию речи для 6 класса коррекционной школы VIII вида "Повторение по теме "Имя существительное"

Данный урок проводится после изучения темы "Имя существительное" и включает в себя разнообразные задания, способствующие актуализации полученных знаний и их закреплению; предлагаются различн...