Методическая разработка разнотемного урока по литературному чтению во 2, 4 классах 1 тема: «Сергей Михалков. «Мой щенок»» 2 тема: «Борис Пастернак. «Золотая осень»»
план-конспект урока по литературе на тему

Бехлер Любовь Сергеевна

Методическая разработка

разнотемного урока

по литературному чтению

во 2, 4 классах

1 тема: «Сергей Михалков. «Мой щенок»»

  2 тема: «Борис Пастернак. «Золотая осень»»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл raznotemnyy_urok_literaturnogo_chteniya_vo2_i_4_klassah.docx29.48 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Начальная школа – детский сад» пст. Керки

Методическая разработка

разнотемного урока

по литературному чтению

во 2, 4 классах

1 тема: «Сергей Михалков. «Мой щенок»»

  2 тема: «Борис Пастернак. «Золотая осень»»

учитель начальных классов

Бехлер Л.С

2015 г.

Методическая разработка урока

литературного чтения

для учащихся 2,4 классов

с использованием национально – регионального компонента.

       

          Бехлер Любовь Сергеевна

Учитель начальных классов

МБОУ «НШ – ДС» пст. Керки

Технологическая карта урока:

Тип урока

Форма урока

Урок изучения и первичного закрепления нового материала.

Проблемный урок, классический метод постановки проблемы. Создание проблемной ситуации, с использованием национально – регионального компонента.

Цели урока:  

1. Обобщить знания детей о творчестве С.В. Михалкова. Познакомить учеников с произведением “Мой щенок”.

2. Познакомить обучающихся  с творчеством Б.Пастернака и его произведением «Золотая осень»

Задачи:

Образовательные:

        Познакомить обучающихся 2 класса с произведением С.В. Михалкова «Мой щенок», обучающихся 4 класс с произведением Б.Л. Пастернака «Золотая осень»

Воспитательные:

Развивать познавательный интерес к культуре своей страны и республики, умение работать в парах, коллективе.

Развивающие:

Развивать монологическую и диалогическую речь

Оборудование:

Компьютер. Проектор.

Видеозапись «Мой щенок»

Аудиозапись стихотворения «Золотая осень»».

Компьютерная презентация.

Планируемые результаты:

Личностные(воспитательные) результаты:

- воспитывать любовь к живой природе; к природе родного края.

- бережное отношение к «братьям меньшим»

Метапредметные (развивающие) результаты:

- развивать речь, мышление, память, воображение;

- расширять словарный запас учащихся; долговременную память, логическое мышление и кругозор учащихся

Предметные (образовательные) результаты:

-познакомить учащихся с жизнью и творчеством Б.Л. Пастернака

-формировать навыки беглого, осознанного, выразительного чтения

-учить анализировать поступки героев.

ХОД УРОКА

.        Приветствие:

Придумано кем-то просто и мудро
При встрече здороваться: "Доброе утро!"
Доброе утро солнцу и птицам!
Доброе утро доверчивым лицам!
И каждый становится добрым, доверчивым,
Доброе утро длится до вечера.

4 класс

  1. класс

1. Самостоятельная работа по карточке

1. Работа с учителем

- Я подготовила для вас викторину. Прочитайте отрывки из стихотворений и вспомните их название.

В той удивительной Стране,

Где я увидел свет,

Как многим исполнялось мне

И пять, и десять лет. (Мой секрет)

И я лежу, лежу, лежу,

Глаза закрытыми держу

И засыпаю наконец.

Ну, разве я не молодец! (Сила воли)

- Кто автор этих произведений? (С.В. Михалков)

Сегодня мы прочитаем ещё одно стихотворение С .В .Михалкова.

В этом тренажере спрятался герой нового произведения. Найдите его.

с

а

щ

р

ф

 в

е

м

г

о

н

к

л

е

о

н

а

з

к

л

- Скажите, о каком животном мы прочитаем сегодня в стихотворении. (О щенке)

- Кто такой щенок? Объясните значение этого слова.

( Щенок – это детёныш собаки)

         А у кого в вашем доме или у ваших родственников есть животные. Расскажите, как вы заботитесь о них.

1.1 Слушание фонограммы стихотворения С. Михалкова «Мой щенок».

Понравилось ли вам стихотворение?

- Чем оно понравилось?

-Кто из героев вам понравился больше всех? Почему?

- Почему девочка горевала, когда щенок пропал?

1.2 . Словарная работа.

Кладовка – пристройка к дому, где хранят вещи, продукты.

Жбан – деревянный сосуд для хранения продуктов.

Пчелиный рой – семья пчел.

Перекошена щека – неодинаково выглядит левая и правая стороны.

Лежит пластом - лежит, вытянувшись, не шевелится.

От чьего имени ведётся рассказ?

-Как долго девочка ждала щенка?

-Какое выражение лица было у девочки, когда она рассказывала в начале, что у неё пропал щенок?

-Как можно выразить это душевное состояние при помощи мимики? Покажите.

-Как вы думаете, где был щенок?

 

       1.3 Составление плана

На какие три части можно разбить  стихотворение давай те их озаглавим

.( составление плана)

План

1. Проказы щенка.

2. Волнение девочки.

3. Щенок нашёлся!

2.Работа с учителем   (НРК)

         

          Ребята, перед вами репродукция картины коми художника Москвина Владимира Афанасьевича  «За городом»

-  Почему именно этот эпиграф  я взяла на сегодняшний урок?

Здесь мало увидеть,
Здесь нужно всмотреться,
Чтоб ясной любовью наполнилось сердце.
Здесь мало услышать,
Здесь вслушаться нужно,
Чтоб в душу созвучья нахлынули дружно

                                                        (н Рыленков)

(ответы)

 - Какое время года на картине? Как вы догадались?

- Какие приметы осени вы еще  знаете?

(короткий день, ледостав, дождливо, птицы улетают на юг …)

- Какие стихи об осени вы знаете?

- А какие стихи русских поэтов об осени вы знаете?

(Бальмонт «Поспевает брусника» А.С. Пушкин «Унылая пора»)

- Давайте послушаем как звучат стихи коми поэтов об этом времени года

А. Илларионов  (…  А осень мне машет и машет крылом. Давай полетим…)

- Что у вас получилось при расшифровки записи

(Борис Леонидович Пастернак)

 - Сформулируйте тему урока

Ученики: Тема урока: Борис Пастернак» Стихотворение «Золотая осень»

 - Зная тему, определите цель  

поставьте задачи урока

Цель; Познакомиться с биографией и творчеством Б. Пастенака

Задачи:

1.Определим его тему и особенности стихотворения. «Золотая осень»

2.Будем учиться  правильно, выразительно читать стихотворение .

- Так Кто же такой был поэт Б,Пастернак?

-Посмотрите на его портрет.

О Борисе Пастернаке нам расскажет  (ученик подготовивший сообщение). (слайд Портрет)

 -Сегодня мы познакомимся с вами с стихотворением «Золотая осень»

- Давайте прослушаем как это стихотворение читает актер (аудиозапись)

- Понравилось ли вам это стихотворение?

- Какие чувства  вызывает у вас это стихотворение?

(чувство радости этим временем года)

 1.1. Словарная работа.

      -В этом стихотворении встретилось много сложных слов.

Чертог – царский дворец

Обруч – венец драгоценный – головной убор корона

Флигель – постройка сбоку главного здания или дом во дворе большого здания.

Сгусток – комок

Каталог – перечень

Ребята, подберите синоним к слову  - просека (тропинка)

Подберите антоним к слову -  застывает (оттаивает)

  1. Анализ стихотворения

      - Для чего использует автор данную лексику? (Чтобы ярче и выразительнее раскрыть лирическую тему  произведения)

      - Чем же еще  достигается красота и мелодичность этого стихотворения?(Изобразительными средствами языка)

       - А что относится к изобразительным средствам языка?(К изобразительным средствам языка относятся эпитеты, сравнения, олицетворения метафоры).

        -Какие художественные средства использует автор? ( эпитеты, метафоры, сравнительные средства)

         -Найдите в тексте эпитеты.

(сказочный чертог, фатой подвенечной и прозрачной, погребенная земля, в золоченых рамах, в желтых кленах, лист древесный, вишневый клей, древний уголок.)

        -Найдите в тексте сравнительные средства. (флигеля словно в золоченых рамах, т.е. дом во дворце как в золоченой рамке.

-Обруч золотой как венец на новобрачной.

-заря застывает в виде сгустка.)

           -Найдите метафоры?(лик березы

Бушует лист древесный Зари вишневый клей

Сокровищ каталог Перелистывает стужа.)

   --Прочитаем это стихотворение еще раз вместе с актером.

- Кто желает попробовать прочитать самостоятельно

(Читает)

1.3. Анализ репродукции  «Осенняя песня»

            Рассмотрите репродукцию на с 115 учебника

          - Как называется эта картина?

         -  Как вы считаете почему автор дал именно такое название?

         -  Как можно было еще ее назвать?

          - Какие краски выбрал художник?

          - Какое настроение они создают?

          - Подходят ли строчки Пастернака к этой картине если да, то какие?

2. Карточка (самостоятельная работа)

1 задание.

Если вы были внимательны, то без труда разгадаете этот кроссворд и узнаете, как звали хозяйку щенка.

  1. Какой рой летел за щенком?
  2. Как называется сосуд, который перевернул щенок?
  3. Как лежал щенок после укуса пчёл?
  4. Какую книжку порвал щенок?
  5. Что делал щенок, чтобы разбудить семью?

2 задание

В рабочей тетради .

Составьте небольшой рассказ о том, как пропал щенок. Запишите в рабочую тетрадь.

3 задание

Нарисуйте рисунок к стихотворению.

3. Физкультминутка

4. Самостоятельная работа в  рабочей тетради стр 89

5.Рефлексия

Выбери и продолжи любое предложение:

- На сегодняшнем уроке  я узнал…

- На этом уроке я похвали л бы себя за …

- Сегодня я сумел…

Домашнее задание:

Придумать текст на  тему осень Записать рассказ  в рабочую тетрадь на стр. 88.

3. Физкультминутка

 4. Работа с учителем

      Я надеюсь, что вы разгадали кроссворд и узнали имя девочки

(Да молодцы, девочку звали Настя)

- Прочитайте рассказ, который у вас получился. (замечательно)

        Мы с вами уже сказали, что щенок это детеныш собаки. А какие породы собак вы знаете. Собаки – наши верные друзья, более других животных заслуживают уважения – за их преданность, верность,  и отвагу.

(Сообщение учителя о собаках) НРК

        Собаки помогают человеку охранять  свое жилье, есть собаки – поводыри, которые помогают слепым людям, есть собаки которые охраняют границу, помогают работникам полиции, а у нас на севере есть особая порода собак лайки, которые помогают оленеводам сейчас   я прочту стихотворение  Александра Журавлева  «Лайка».

- Почему Лайку называют оленегонной?

- Чем отличается лайка от других собак?

 - Кто как ты думаешь в этом стихотворении рассказывает о лайке?

5.Рефлексия

Выбери и продолжи любое предложение:

- На сегодняшнем уроке  я узнал…

- На этом уроке я похвали л бы себя за …

- Сегодня я сумел…

Домашнее задание:

Составить рассказ о своем домашнем питомце.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока внеклассного чтения для 11 класса Тема: Жизнь богата человеком (по рассказу Бориса Екимова «Возвращение»)

Тема:Жизнь богата человеком (по рассказу Бориса Екимова «Возвращение»).Тип урока:урок-беседа.Цели: - выявление художественного мастерства и нравственной проблематики рассказа;-формирование умени...

Разработка конспекта урока литературы по теме "Особенности пейзажа в стихотворении Б.Л.Пастернака "Золотая осень"

урок разработан с целью научить детей видеть в стихотворении изобразительно-выразительные средства, анализировать лирическое произведение,развивать творческие их способности ....

Конспект урока по литературному чтению в 9 классе коррекционной школы 8-го вида Тема урока: Маленький герой Э.Сетона -Томпсона (по рассказу «Снап»)

Конспект урока по литературному чтению в 9 классе коррекционной школы 8-го вида Тема урока: Маленький герой Э.Сетона -Томпсона (по рассказу «Снап»)...

Конспект урока по литературному чтению в 5 классе коррекционной школы 8-го вида Тема: Д.Н. Мамин - Сибиряк "Серая Шейка"

Конспект урока по литературному чтению в 5 классе коррекционной школы 8-го видаТема: Д.Н. Мамин - Сибиряк "Серая Шейка" Тема: Взаимосвязь природы и внутреннего состояния героев в сказке Д.Н. Мам...

Разработка урока литературы в 7 классе по теме " Борис Пастернак "Никого не будет в доме...", "Июль"".

Конспект урока литературы в 7 классе по теме "Борис Пастернак "Никого не будет в доме", "Июль""...