Разработка урока по литературному чтению в 5 классе коррекционной школы 8 вида Обобщающий урок по теме "Зима"
план-конспект урока по литературе (5 класс)
Обобщающий урок по теме "Зима" по литературному чтению в 5 классе для обучающихся в коррекционной школе 8 вида является интегрированным уроком чтения и рисования. При проведении урока используется презентация, послушивание музыкальных произведений, работа с репродукциями картин. Предлагаемый на уроке материал соответствует возрасту учащихся, их способностям и жизненному опыту.
Реализация поставленных задач происходит на уроке в процессе меняющихся учебных ситуаций и в использовании разных методических приёмов. Форма и методы урока способствуют появлению у учащихся интереса к чтению и воспитывают потребность в знаниях.
Несмотря на интенсивность учебной деятельности учащихся на уроке, сочетание разных форм обучения - индивидуальной, групповой, фронтальной - позволяет каждому ученику получить отметку за работу, обеспечивает сотрудничество между учениками, способствует включению каждого ученика в деятельность по достижению цели.
Подобранные задания на уроке способствуют достижению поставленных задач, обеспечивают эффективность методов обучения и соответствуют содержанию учебного материала
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obobshchayushchiy_urok_po_teme_zima.docx | 51.54 КБ |
Предварительный просмотр:
ТЕМА УРОКА: ОБОБЩЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА ПО ТЕМЕ «ЗИМА».
ЦЕЛЬ: обобщить, систематизировать полученные учащимися знания по теме «Зима сравни».
ЗАДАЧИ:
- прививать интерес к чтению художественной литературы;
- показать учащимся красоту зимней природы различными средствами: музыкальными, поэтическими, художественными;
- отрабатывать навыки выразительного чтения и рассказывания, развивать речь учащихся;
- развить умение сравнивать, наблюдать, делать выводы;
- развивать творческое воображение;
- воспитывать любовь к родной природе, бережное отношение к ней.
МЕТОДЫ ВЕДЕНИЯ УРОКА: словесный (беседа), практические (исполнение стихов, создание картины под музыку и стихотворение), самостоятельная работа.
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ: информационно-коммуникационные, коррекционно-развивающие, игровые, нетрадиционная терапия (музыкотерапия, цветотерапия).
ТИП: интегрированный урок.
ОБОРУДОВАНИЕ: презентация, рисунки учащихся к изученным произведениям, карточки с индивидуальными заданиями, запись МР3 П.И.Чайковский «Декабрь», мелодия «Музыка без слов». учебник чтения для 5 класса,;принадлежности для рисования: альбомные листы; акварельные краски; кисточка широкая; стаканчики для воды; куски восковых свечей.
ХОД УРОКА:
ОРИЕНТИРОВОЧНО-МОТИВАЦИОННЫЙ ЭТАП
1. Организационный момент
- Всё ли на месте, все ли на местах?
- Улыбнитесь друг другу и за дело.
Чтобы наш урок прошел успешно, давайте пожелаем друг другу что-то приятное.
«Пожелай мне»
II. Сообщение темы урока.
- Ребята, сегодня у нас с вами необычный урок. Сейчас, не покидая нашего класса, мы отправимся в гости … К кому? Сейчас вы подскажите нам. Слайд
- Выберите буквы, которые не повторяются, и вы узнаете тему урока. Слайд
- Сегодня на уроке мы повторим произведения, изученные нами по теме «Зима».
III. Постановка учебной задачи.
- Поднимите руку те, кто любит зиму?
- Зима - самое загадочное время года. Она дарит нам любимые праздники, весёлые игры, волшебные сказки длинными, таинственными вечерами.
- Итак, мы отправляемся в гости к Зиме, чтобы понаблюдать, как поэты, писатели, художники показывают нам красоту зимы.
КОНТРОЛЬНО-КОРРЕКЦИОННЫЙ ЭТАП
I.Упражнения на закрепление изученного материала.
- Вспомните с какими произведениями мы познакомились в разделе «Зима».
- КОНКУРС «Соедини автора и его произведение»
У вас на карточках даны названия произведений которые мы изучали и фамилии авторов. Правильно соедините фамилию автора и его произведение.
Поёт зима – аукает А.С.Пушкин
Всяк по-своему… Ф.И.Тютчев
К зиме
Декабрь С.А.Есенин
Берёза Г.А.Скребицкий
Чародейкою Зимою К. Бальмонт
Зимняя дорога
Фронтальная проверка .
2. Ф.И.ТЮТЧЕВ «ЧАРОДЕЙКОЮ ЗИМОЮ»
- Скажите, в каком произведении мы встречаемся с чудесами, которые совершает в природе волшебница- зима? И как автор называет зиму?
- Кто автор этого стихотворения? Слайд
- Давайте расскажем это стихотворение хором.
- Почему Ф.И.Тютчев назвал зиму «чародейкою»?
- Какое волшебство она совершила? Слайды 2
- Какой вы представляли себе зиму, слушая стихотворение?
- Каким настроением проникнуто стихотворение?
(весёлое, грустное, загадочное, сказочное, равнодушное, тревожное) Слайд
- Поэты и писатели передают нам свои мысли и настроение с помощью слова. А с помощью чего передают настроение природы художники?
- Ребята, посмотрите картины известных художников и скажите, какая из этих картин могла бы стать иллюстрацией к стихотворению?
Слайды 3
Учащиеся просматривают репродукции картин известных художников и выбирают наиболее подходящую к стихотворению «Зима».
- Почему вы выбрали именно эту картину?
Ответы учащихся.
2. Г.А.СКРЕБИЦКИЙ «ДЕКАБРЬ».
- А мы продолжаем прогуливаться пот зимнему лесу.
И сейчас по фотографиям и картинкам попробуем узнать, какие произведения они иллюстрируют. Слайд
- Ребята, посмотрите на фотографию с изображением зимнего леса и скажите, к какому рассказу относятся эти картины природы.
Учащиеся просматривают фото в презентации.
- Эти фотографии могут стать иллюстрациями к рассказу Георгия Алексеевича Скребицкого «Декабрь». Слайд
- Найдите в тексте и прочитайте, о каких изменениях в природе рассказал нам писатель?
- Какие звуки можно услышать зимой? (скрип снега, шум ветра, вой метели)
- Как вы думаете, ребята, можно ли звуками выразить красоту зимней природы?
- Сейчас прозвучит музыкальное произведение великого русского композитора Петра Ильича Чайковского, которое называется «Декабрь». Вы его внимательно послушайте и подумайте, какие картины природы вы представляете?
Слушание музыкального произведения «Декабрь».
- Вам понравилась музыка?
- Какие картины вы представили?
- Расскажите, какую зиму видят композитор и писатель? Слайд
- Какие из этих слов употреблены в переносном значении?
(сонная, сверкающая, морозная, молчаливая, солнечная, тихая, спокойная, веселая)
3. К.БАЛЬМОНТ «К ЗИМЕ»
- Иногда нам кажется, что природа зимой одинаковая: много снега, холод и ветер. А если присмотреться внимательнее, то можно заметить, что зимний день тоже бывает разный. Иногда он пасмурный, хмурый, морозный, ветреный, но вот наступает оттепель, и природа становится сверкающей, солнечной, звонкой.А сколько весёлых развлечений дарит нам зима! Ребята, назовите зимние забавы.
- Какое настроение испытываете вы, когда катаетесь с горки или на коньках скользите по льду?
- Как называется стихотворение, в котором автор передал весёлое настроение от ожидания зимы?
- Сейчас мы прочитаем это стихотворение хором. Помните, чтобы чтение хором получилось красивым, надо уметь слушать друг друга.
Учащиеся читают стихотворение наизусть.
ФИЗМИНУТКА.
Дети выходят к доске и встают полукругом.
- Послушайте и отгадайте загадки о весёлых зимних развлечениях. А отгадку мы будем показывать.
Загадки о зимних забавах. Читают дети – проверка чтения незнакомого текста
По сугробам возле речки
Едут длинные дощечки,
Ищут горочки повыше. Слайд
Назови дощечки! (Лыжи)
Мчусь как пуля я вперед,
Лишь поскрипывает лед,
Да мелькают огоньки. Слайд
Кто несет меня? ... (Коньки)
Ой, насыпало снежка!
Вывожу коня-дружка.
За веревочку-узду
Через двор коня веду, Слайд
С горки вниз на нем лечу,
А назад его тащу.
Снежный шарик сделать можно,
Это ведь совсем не сложно!
Лепим мы не пирожки: Слайд
Для игры нужны… (снежки)
Во дворе катали ком,
Шляпа старая на нем.
Нос приделали, и вмиг Слайд
Получился …
(Снеговик)
4. Г. СКРЕБИЦКИЙ «ВСЯК ПО-СВОЕМУ».
- Мы продолжаем наслаждаться удивительной красотой зимнего леса,а ведь, несмотря на кажущийся покой, в лесу продолжается жизнь. Кого же можно увидеть в зимнем лесу?
- К каком у произведению подходит это фото? Слайды 2
- О каком животном написал рассказ Георгий Скребицкий?
- Как называется этот рассказ? («Всяк по-своему»)
Работа с текстом.
- Найдите и прочитайте:
Каким стал зайчик с наступлением зимы? Слайд
Почему он радовался зиме?
Дайте молча правильный ответ на вопросы:
1. На какое произведение устного народного творчества похож этот рассказ?
- пословица
- сказка
- загадка
2.Чему научился зайчишка у лосей?
- бегать по сугробам
- добывать еду
- смотреть по сторонам
3.Чему научился заяц у тетеревов?
- обрывать серёжки
- рыть снежную норку
- бегать по лесной поляне
5. С.А.ЕСЕНИН «ПОЁТ ЗИМА – АУКАЕТ».
- Вспомните, как называется стихотворение, в котором главные герои – это зима, лес, метелица, воробышки, вьюга, весна?
- Это стихотворение «Поёт зима – аукает».
- Кто автор этого стихотворения? Слайд
- Прочитайте в тексте, как автор описывает воробышков. Какие они?
- Как живётся птицам зимой?
- А можете ли вы помочь птицам пережить суровую зиму?
-Как человек помогает птицам пережить трудную зиму?
-Поднимите руки, у кого есть кормушки? (Очень легко сделать из пакета, из пластмассовой бутылки)
Вы кормушку смастерили,
Вы столовую открыли.
- С поведением воробышков зимой связаны разные приметы. Составьте и прочитайте одну из этих примет. Слайд
6. . А.С.ПУШКИН «ЗИМНЯЯ ДОРОГА»
- Ребята, послушайте внимательно, кто же к нам приближается?
Звук тройки с бубенцами. Слайд
- К какому произведению эта иллюстрация?
Докажите строчками стихотворения.
- Кто автор произведения? Слайд
- Скажите, какой прием использует автор, чтобы показать нам, что совершает зама и её помощники? Как называется этот приём?
- В каких произведениях он используется?
7 С.А.ЕСЕНИН «БЕРЁЗА».
О каком произведении мы ещё не вспомнили?
- Кто автор стихотворения «Берёза»? Слайд
- Когда я смотрю на зимний пейзаж, у меня возникает в душе чувство какого-то волшебства, таинственности. Зимний лес завораживает.
Давайте вместе прикоснёмся к этому волшебству, побудем немного в роли художника-волшебника.
- Я научу вас рисовать зимнюю березу необыкновенным, можно сказать, немного волшебным способом. Для начала давайте приготовим для практической работы.
(альбомный лист, карандаш, кусочек свечи губка, стаканчик с водой, краски, широкая кисточка, клеёнка под альбомный лист)
Учитель чтения
- Поможет вам лучше почувствовать зимнее настроение музыка. Ведь в ней можно услышать и шум ветра, и завывание вьюги, и таинственные звуки трескучего мороза.
Мелодия
III. Практическая работа.
1. Располагаем лист вертикально, посередине простым карандашом рисуем ствол, чёрные «кармашки» на нём
2. Справа и слева от ствола рисуем ветви, которые сначала тянутся вверх, а затем плавно опускаются вниз (чем выше ветви, тем короче)
3. У каждой взрослой ветки есть веточки-деточки (ветки не должны получиться слишком мелкими, иначе сложно будет осуществить нанесение воска)
4. Ствол и каждую веточку необходимо закрасить-обвести уголком свечи (нажим достаточно сильный)
5. При определённом наклоне листа становятся видны восковые линии, это позволит не пропустить ни одной ветки; также можно заполнить воском сугробы и нанести в воздухе точки-снежинки
6. Поролоном или толстой кистью смочить весь лист водой для нанесения акварели в технике а-ля-прима (рисование по-мокрому)
7. А теперь, дорогие волшебники-художники, приступаем к самому ответственному моменту. Зимой быстро темнеет. Поэтому мы изобразим вечерний зимний лес. Какой можно это сделать краской?
(синей, серой, фиолетовой)
Возьмите кисточки, выберите соответствующие цвета красок и закрасьте полностью весь лист бумаги, включая деревья, натёртые свечой.
Передать цветом красоту неба - зарю: горизонтальными линиями «залить» весь лист акварелью, постепенно спускаясь от верхнего края листа к нижнему, выполняя плавные переходы от цвета к цвету
8. Волшебство, которое происходит при заливке акварелью, не передать словами: заснеженная берёзка как бы возникает из ниоткуда, поражая воображение
Давайте посмотрим, что у нас получилось?
- Получился великолепный зимний пейзаж. Эти рисунки могут послужить иллюстрацией к стихотворению С. Есенина. Давайте объединим очарование музыки, красоту слов и волшебство красок.
- И получим настоящую зимнюю сказку. Прикрепите, пожалуйста, каждый свой рисунок на доску и прочитаем стихотворение.
Хоровая мелодекламация стихотворения «Берёза»
РЕФЛЕКСИВНЫЙ ЭТАП
I. Итог урока.
- Какие произведения о зиме прозвучали сегодня на уроке?
- Какое из этих произведений вам особенно запомнилось или понравилось?
II. Оценивание учащихся
III. Рефлексия(сенсорная).
- Какое настроение было у вас во время работы на уроке? Подчеркните.
Карточки с изображением смайликов.
Покажите смайлик, который характеризует вашу работу на уроке.
Молодцы! Мы отлично поработали! Всем спасибо!
ЭТАП ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ
Выучить стихотворение А. Пушкина «Зимняя дорога» наизусть
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
разработка урока внеклассного чтения, 6 класс, коррекционная школа 8 вида
разработка урока по теме "К.Паустовский. Кот-ворюга" для 6 класса коррекционной школы 8 вида...
Конспект урока чтения, 1 класс коррекционной школы первого вида
Представлен конспект урока чтения для 1 класса коррекционной школы для глухих детей по теме "Работа над содержанием рассказа "Радостно светит ... ". В Приложении находятся картинки в уроку....
Конспект урока чтения, 2 класс коррекционной школы первого вида
Представлен конспект урока чтения для 2 класса коррекционной школы для глухих детей по теме "Сказка "Умелые руки"....
Конспект урока чтения, 3 класс коррекционной школы первого вида
Представлен конспект урока чтения для 3 класса коррекционной школы для глухих детей по теме "Рассказ "Зимняя ночь". В Приложении находятся фигурки животных и картинка к рассказу....
Презентация к уроку чтения 6 класс коррекционная школа 8 вида Х.К.Андерсен "Ель"
В презентации использованы слайды на коррекцию и развитие памяти,внимания,зрительных восприятий,умения анализировать,сравнивать....
Тест к обобщающему уроку по теме "Литературные сказки". Литературное чтение 4 класс УМК "Школа России".
В тесте содержатся задания по произведениям раздела "Литературные сказки", а так же ключ к тестовым заданиям....
Конспект урока по предмету "Чтение" 8 класс коррекционной школы. Тема: "Что есть красота" (по произведению Н. Заболоцкого "Некрасивая девочка").
Изучить стихотворение Н. Заболоцкого "Некрасивая девочка", побудить ребят задуматься над тем, что является истинной красотой....