Разработка урока по литературному чтению для 2 класса по теме: "Нанайская народная сказка "АЙОГА"
план-конспект урока по литературе по теме

Новичкова Анна Андреевна

Данная разработка содержит презентацию, конспект урока, раздаточный материал для учеников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka.doc95 КБ
Файл razdatochnyy_material.docx96.49 КБ

Предварительный просмотр:

Новичкова Анна Андреевна

ГБОУ СОШ №1065

Предмет: Литературное чтение.

Класс: 2 «В»

Тема урока: Нанайской народная сказка «Айога».

Цельурока:

выявить идею нанайской сказки  «Айога»

развивать коммуникативные элементы деятельности на уроках чтения;

способствовать формированию первичных исследовательских навыков;

совершенствовать навыки работы с текстом;

способствовать воспитанию нравственных качеств личности;

http://diafilmy.su/1372-chelovek-so-shramom.html

 Задачи:

обсудить смысл сказки, исследовать, почему героиня стала такой(«Красивая девочка. Все её очень любили…Айога загордилась»)

развивать умение самостоятельно работать с текстом, читательское умение предопределять содержание

воспитание нравственных качеств личности ребенка

создание творческой атмосферы сотрудничества в классе

Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, презентация, рабочие странички.

Организационный момент.

2. Активизация знаний. Сейчас нам предстоит вспомнить сказки, которые мы изучали. Чему они нас учат? Белорусская сказка «Пых», русская народная «У страха глаза велики», русская народная «Зимовье», корякская сказка «Хитрая лиса», русская сказка «Лисичка-сестричка и серый волк»

Постановка цели урока. В каждом живом существе: в тебе, во мне – живёт много персонажей, и далеко не все из них симпатичные…

- Как вы понимаете смысл этих слов Шерлока Хомса?

Сообщение темы урока:

Прочитайте вопрос. Выскажите своё мнение. Можно гордиться красотой?

- Мы вернёмся к этому вопросу позже.


- Используя знаки под буквами, расшифруйте слово. (Айога)

- Литературное произведение, с которым мы сегодня будем работать называется Айога.

- К какому жанру относится это произведение? (сказка)

- Верно, это нанайская народная сказка.

- Знаете ли вы что-нибудь о нанайском народе? (нет). Тогда я вам расскажу.

4. Подготовка к восприятию. Рассказ учителя о нанайском народе с показом слайдов. Дети слушают и рассматривают иллюстрации.

- Нанайцы – (нанай, "здешний человек", устаревшее название – гольды) один из малочисленных народов Дальнего Востока, живший в 17 веке по реке Уссури,а также вокруг озера Ханка.
Занимались они в основном ловлей рыбы и ей одной почти и питались. Рыбу заготавливали летом и осенью, затем сушили на зиму для себя и для собак. Гольды – отличные охотники. Из искусно выделанной и раскрашенной кожи крупных рыб и их меха зверей они шили себе одежду. Собирали также дикие ягоды, яблоки, виноград. Зимой они ездили на собачьих упряжках.

- Что вы узнали о нанайском народе?

- Посмотрите на картинку. Попробуйте описать эту девочку, определить черты ее характера.

5. Подготовка к восприятию текста. Снятие лингвистических трудностей.

 

В тексте нам встретятся новые слова, значение которых нам неизвестно. Кто знает значение этих слов?
Очаг – устройство для разведения и поддержания огня.
Покоробятся – искривятся, станут неровными.
Мялкой разомну – мялка – приспособление, чтобы мять кожу.

6. Первичное слушание текста сказки. Чтение диктора, дети следят.

7. Первичное восприятие сказки. Что же обозначает слово Айога?

- Что вам понравилось в сказке? Что удивило? Чем вы огорчились?

8. Физ.мин.

9. Чтение сказки учениками по частям.

1 часть: (до слов …всё любуется собой)

- Кому из вас хотелось бы прочитать эту сказку и подробнее о ней поговорить?

- Что вы можете сказать об этой девочке? (она была красивая)

2 часть: (до слов … и принесла воды, сколько надо)

 - Что вы ещё узнали об этой девочке? (отказалась помочь матери, придумывала отговорки)
- Какие качества характера Айоги здесь проявились? (Лень, ум, находчивость, хитрость)

- Очень красивая девочка! Такая не может не понравиться, не так ли?

- Почему же она вам не понравилась? (Стала ленивая и всё время любовалась собой.)

3 часть: (до слов …и отдала соседской девочке)

- Что ещё заметили в этом диалоге? (они как будто поменялись ролями.)

- Теперь дочь просит, но все отговорки, придуманные Айогой раньше, возвращаются к ней.

 - Любила ли мать свою дочь? Давайте разберёмся. Мать не отдала ей лепёшку. Почему? (матери было небезразлично, какая у неё растёт дочь. Её огорчало поведение дочери.)

- А поняла ли Айога, чему хотела её научить мать? (нет, она бы изменила свое поведение, извинилась)

4 часть:

- Как была наказана Айога? (превратилась в гуся)

- Жалел ли кто-нибудь Айогу в конце сказки? (нет)

- Послужило ли Айоге это уроком? (нет, она продолжала гордиться своей красотой)

- А на самом деле какой она стала? (некрасивой, неуклюжей)

Раскрытие основной идеи текста.

- Почему же с этой девочкой случилось такое несчастье? (она очень гордилась своей красотой)

- С чего началось превращение Айоги в самовлюблённую и эгоистичную девочку? (её все хвалили)

- Кто же виноват в том, что Айога так изменилась? (в первую очередь – она сама, и окружающие)

- Какого же испытания не выдержала Айога? (красотой)

- Красота дана человеку на радость ему и всем окружающим. Она может принести как радость, так и горе. Главное, чтобы человек правильно распорядился этим даром. Не занимался самолюбованием и не стал эгоистом.

- На что обрекают себя самовлюблённые люди?(они остаются одни)


-  Попробуйте открыть тайну названия сказки.

- Конечно, у каждого из вас сформировался свой образ Айоги, а художник изобразил её так. Какая главная героиня?

10. Рефлексия.

- Какими качествами должен обладать современный человек, что бы его можно было назвать красивым? Впиши эти качества в портрет.

 - О чём же вы задумались, прочитав эту сказку? (Нужно быть добрыми, не зазнаваться)

- А что ценят в людях разные народы? (доброту и трудолюбие)

- А хотелось ли вам, чтобы эта сказка закончилась по-другому?

- Что же должна сделать наша героиня, чтобы конец у сказки был хорошим? (должна понять, что поступала плохо и тогда она опять сможет превратиться в девочку.)

Дома прочитайте эту сказку вместе с родителями, придумайте своё продолжение сказки и сделайте иллюстрацию к сказке.
Изменилось ли ваше первоначальное мнение?

В сказке Айога превращается в гуся, а в реальной жизни, что ждет человека, который не видит кроме себя никого и ничего (Одиночество)?

Домашнее задание:

. Читатель – исследователь!
Если тебя заинтересовала тема нашего разговора, дома выполни любое задание на выбор:
1. Познакомь своих домашних с этой сказкой и узнай их мнение о поступках героев.
2. Придумай своё продолжение сказки.

М О Ж Н О    Г О Р Д И Т Ь С Я    К Р А С О Т О Й ?



Предварительный просмотр:

                                                                                       

                      ____      ____     ____    ____    ____                                                                                             ____    ____    ____     ____    ____

 

________________________________________________                                                           ________________________________________________  

________________________________________________                                                           ________________________________________________    

________________________________________________                                                           ________________________________________________

________________________________________________                                                           ________________________________________________

                                                                 

                       ____    ____    ____    ____    ____                                                                                                    ____    ____    ____    ____    ____

_______________________________________________                                                             ________________________________________________

_______________________________________________                                                             ________________________________________________

_______________________________________________                                                             ________________________________________________

_______________________________________________                                                             ________________________________________________

\


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«С. А. Есенин. Слово о поэте, созданного природой исключительно для поэзии». Разработка урока по литературному чтению в коррекционной школе

Конспект открытого урока по литературному чтению в 9 классе коррекционной школы: «С. А. Есенин. Слово о поэте, созданного природой исключительно для поэзии».  Цель: Обобщение знаний учащихся о би...

Конспект урока по литературному чтению 3 класс : А.С.Пушкин «Сказка о Мёртвой царевне и семи богатырях»

Конспект урока по литературному чтению 3 класс : А.С.Пушкин «Сказка о Мёртвой царевне и семи богатырях»...

Методическая разработка урока по литературному чтению С.А.Есенин "Бабушкины сказки" в 4 классе коррекционной школы седьмого вида.

Методическая разработка открытого урока в 4 классе в коррекционной школе седьмого вида на тему  "С.А.Есе...

Урок по литературному чтению 3 класс

Урок по литературному чтению в 3 классе "Суд над декабрем"...

Разработка урока по литературному чтению в 5 классе коррекционной школы 8 вида Обобщающий урок по теме "Зима"

Обобщающий урок по теме "Зима" по литературному чтению в 5 классе для обучающихся в коррекционной школе 8 вида  является интегрированным уроком чтения и рисования. При проведении урока ...