Интрига как способ построения сюжета комедии Н.В. Гоголя «Ревизор»
план-конспект урока по литературе (8 класс)

Силкина Светлана Михайловна

Данная публикация представляет собой конспект урока литературы по комедии Н.В. Гоголя "Ревизор" в 8 классе

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

лицей поселка городского типа Афипского

МО Северский район имени Д.И. Вишни

 

Урок литературы в 8 классе

«Интрига как способ построения сюжета комедии Н.В. Гоголя «Ревизор»

Разработала:

учитель русского языка и литературы

Силкина Светлана Михайловна

пгт Афипский

декабрь 2023


Тема урока: Интрига как способ построения сюжета комедии «Ревизор». Приёмы сатирического изображения героев.

Эпиграфы урока:

                                                 «Ревизор» – это целое море страха».

Ю.Манн

Хлестакову принадлежит главная роль в действии.

Около него вращаются все прочие лица,

как планеты около солнца.

                                                                                                Ю. Манн.

Цели:

  1. Обучающая: работа над художественными особенностями пьесы; страх      перед ревизором как основа комедийного действия.
  2. Развивающая: развитие аналитических умений и навыков учащихся.
  3. Воспитывающая: формирование положительных нравственных ориентаций.

Методические приёмы: чтение отдельных эпизодов комедии, аналитическая беседа, презентация, анализ рисунков художников к пьесе,  литературный диктант.

Оборудование: презентация “Ревизор”, рисунки к комедии,  таблица с характеристикой Хлестакова.

Ход урока:

  1. Оргмомент.

Учитель:

- Добрый день, уважаемые коллеги! Здравствуйте, ребята!

Ну что же, я собрала вас здесь, чтобы сообщить пренеприятное известие… Какое? (К нам едет ревизор). Да нет, все ревизоры уже на месте. Итак, какое же…

КОНВЕРТ

Как поживают ваши дневники? Я вас предупреждала. Подготовьте их, пожалуйста. После урока сдаём на проверку ревизору -  Василине Анатольевне.

Перейдём к уроку.

Новость о дневниках для вас, так же как и новость о ревизоре для героев комедии…(автор, название), была … какой (неожиданной). Чтобы вы на минуту отчасти почувствовали себя героями комедии Гоголя , я создала … Что? ИНТРИГУ

«интрига» - 1)происки, затаённые действия

2) способ построения сюжета произведения

К эпиграфу из «Авторской исповеди» Н.В.Гоголя: «В «Ревизоре» я решился собрать в одну кучу всё дурное в России…, все несправедливости, какие делаются в тех местах и в тех случаях, где больше всего требуется от человека справедливости, и за одним разом посмеяться над всем. Но сквозь смех читатель услышал грусть»

- Прочтите 1-й эпиграф к уроку. слайд

- Как вы понимаете слова литературоведа Юрия Манн? (море страха – это боязнь наказания, потеря должности)

-  Прочтите 2-й эпиграф к уроку. Кто же эти планеты? (чиновники) Значение этого эпиграфа в ходе урока мы будем разбирать.

Исходя из смысла эпиграфов, придумайте название нашему уроку – Интрига как способ построения сюжета.

Запишем название и первый эпиграф.

Цели урока?... Через анализ интриги выявить приёмы сатирического изображения героев.

2. Проверка домашнего задания (знание текста).

- определите, к какому роду литературы относится комедия «Ревизор».

(драма, потому что герои характеризуются только речью);

- сопоставьте  действующих лиц и свойственные им характеристики:

1. Городничий

2. Жена Городничего

3. Хлестаков

4. Осип

5. Ляпкин – Тяпкин

6. Земляника

7. Почтмейстер

1. «неглупый по-своему человек»

2. «умнее своего барина»

3. «очень услужлив и суетлив»

4. «молодой человек, несколько приглуповат»

5. «простодушный до наивности»

6. «провинциальная кокетка»

7. «…прочитавший 5-6 книг»

Ответы:

  • 1. 1
  • 2. 6
  • 3. 4
  • 4. 2
  • 5. 7
  • 6. 3
  • 7. 5

У кого ни одной ошибки?

Литературный диктант с анализом средств выразительности: отгадываем героя

1. «Я как будто предчувствовал: сегодня мне всю ночь снились какие-то две необыкновенные крысы. Право, этаких я никогда не видывал: черные, неестественной величины! Пришли, понюхали - и пошли прочь». (Городничий, Антон Антонович Сквозник-Дмухановский)

Хар-ка речи: мнителен, эпитет - необыкновенные

2. «…есть так хочется и в животе трескотня такая, как будто бы целый полк затрубил в трубы. Вот не доедем, да и только, домой! … профинтил дорогою денежки, голубчик, теперь сидит и хвост подвернул…» (Осип)

Хар-ка речи: разговорная лексика – трескотня, профинтил; сравнение

3. «Отчего же нет? Я видел сам, проходя мимо кухни, там много готовилось. И в столовой сегодня поутру двое каких-то коротеньких человека ели семгу и еще много кой-чего».    (Хлестаков)

Хар-ка речи: необразованный, слова разговорного стиля

4. «Фи,  маменька, голубое! Мне совсем не нравится: и Ляпкина-Тяпкина ходит в таком, и дочь Земляникина тоже в голубом. Нет лучше я надену цветное». (Дочь городничего, Марья Антоновна)

Хар-ка речи: слова-паразиты в речи

5. (входя и останавливаясь, про себя). «Боже, Боже! Вынеси благополучно; так вот коленки и ломает. (Вслух, вытянувшись и придерживая рукой шпагу.) Имею честь представиться: судья здешнего уездного суда, коллежский асессор…» (Аммос Федорович Ляпкин-Тяпкин, судья)

Хар-ка речи: разговорный стиль смешивает с канцеляризмами

6. «Очень может быть. (Помолчав.) Могу сказать, что не жалею ничего и ревностно исполняю службу. (Придвигается ближе с своим стулом и говорит вполголоса.) вот здешний почтмейстер совершенно ничего не делает: все дела в большом запущении, посылки задерживаются…Судья тоже…в присутственных местах держит собак и поведения…самого предосудительного». (Артемий Филиппович Земляника, попечитель богоугодных заведений)

Хар-ка речи: разговорный стиль смешивает с канцеляризмами. Метафора – ревностно исполняю

7. «(бьет себя по лбу). Как я – нет, как я, старый дурак? Выжил, глупый баран, из ума!.. тридцать лет живу на службе … мошенников над мошенниками обманывал … Трех губернаторов обманул!...» (Городничий)

Хар-ка речи: разговорный стиль, вульгаризмы – дурак, баран. Метафора – живу на службе

8. «Разумеется. Прибежали как сумасшедшие из трактира: «Приехал, приехал и денег не плотит… Нашли важную птицу!» (Лука Лукич Хлопов, смотритель училищ)

Хар-ка речи: разговорный стиль – не плотит. Сравнение, фразеологизм – важная птица

Вывод:… через речь персонажей Гоголь создаёт представление автора и читателя о героях как каких людей?.. необразованных, недалеких.

СЛАЙД

РИСУНКИ

 Анализ 4 действия комедии:            (Обращение ко 2-му эпиграфу)

        «Хлестакову принадлежит главная роль в действии. Около него вращаются все прочие лица, как планеты около солнца».

                                                                                                Ю. Манн.

- Что же представляют собой планеты, которые вращаются вокруг солнца?  (планеты – это чиновники, которые вращаются около солнца-Хлестакова, Хлестаков для них – есть солнце, от которого зависит их благополучие)

Помимо речи для сатирического изображения героев драматург воспользовался приёмом классицизма. Каким?... «Говорящие фамилии».

Посмотрим на имена героев: их фамилии говорят сами за себя.

Антон Антонович Сквозник-Дмухановский – городничий.

С чем ассоциируется первая часть фамилии «Сквозник»? 
В Толковом словаре русского языка Ожегова «Сквозняк- струя воздуха, продувающая помещение через отверстия, расположенные друг против друга». Это говорит о том, что городничему свойственна беззаконность, развязность, полная безнаказанность.

Лука Лукич Хлопов

Смотритель училищ. Автор использует интересный момент - говорящие фамилии, двойная фамилия говорит о двойственности человека. Фамилия образована от слова «хлопотать» - вечно испуганный, робкий.

Аммос Федорович Ляпкин-Тяпкин

Судья. В фамилии раскрыт принцип его отношения к служебным делам «тяп-ляп» и дело готово, а также его душевная неуклюжесть, несообразность, неповоротливость, косноязычность речи.

Артемий Филиппович Земляника

Попечитель богоугодных заведений. Человек осторожный, хитрый.

Иван Кузьмич Шпекин

Почтмейстер. Фамилия образована от слова «шпик» - постоянно шпионит, читая чужие письма, бесцеремонный в своем простодушии.

Петр Иванович Бобчинский
Петр Иванович Добчинский

Городские. Заменена лишь одна буква в фамилии, во всем похожи, любопытны, болтливы.

Иван Алексеевич Хлестаков

«Хлест», «ухлестывать», «хлестать – бить, ударять чем-нибудь, гибкий прут»

Христиан Иванович Гибнер

Уездный лекарь. Фамилия ассоциируется со словом «гибнуть».

Степан Ильич Уховертов

Частный пристав. Фамилия образована путем сложения двух основ «ухо вертеть».

Свистунов
Пуговицын
Держиморда

Полицейские. Сами фамилии говорят о действиях этих стражах порядка.

- Обратимся теперь к Хлестакову, которого Манн сравнивает с солнцем: (Д 2, Явл.5,  стр.333)

Читаем

Как этот монолог х-ет Хлестакова? Какие чиновники – такое и солнце.

- Переходим к анализу 4 действия и анализируем сцены, где чиновники собираются в доме городничего.   Слайд

- С какими намерениями собрались они в доме городничего на следующий день? (Изыскивают наилучшую форму представления “ревизору” и стремятся найти лучший способ дать взятку высокому гостю)

Словарная работа.  слайд

- Дайте лексическое толкование слову “взятка”.

(Взятка - деньги или материальные ценности, даваемые должностному лицу как подкуп, как оплата караемых законом действий.)

- Как вы думаете, почему Гоголь не употребляет нигде слово “взятка”, а заменил его на просторечие “подсунуть”, так говорят про себя чиновники, а вслух «дать вдолг»? (сказать «взятка» - это признать себя виноватым, что-то делающим не так, как надо или не делающим совсем. А они, естественно в этом не признаются даже сами себе.) Например, вспомните почтмейстера: он прочитал письмо, вслух говорит об этом, но не считает это преступлением…»

- Какие детали указывают на то, что взятки – привычное дело?

(Рассуждают о том, как даются взятки и как берутся)

- Кто первый предлагает “подсунуть”? (Судья) Цель этих взяток?

(Защитить, предохранить своё ведомство от ревизий)

- Как чувствует себя судья во время дачи взятки? (Страх)

- Как он даёт взятку?

Кто еще дает взятки? (все)

- Как они делают? (входят и обращаются к Хлестакову торжественно,  волнуются: Лука Лукич не с того конца закуривает сигарету)

- Это придает комедии пафос 

Словарная работа. Слайд.

- Здесь комедия превращается в трагедию, т. е. меняется пафос комедии. Дайте лексическое толкование слова “пафос”.

ПАФОС. (Воодушевление, подъём, энтузиазм)

- Запишите новое слово в тетрадь и запомните его значение.

- А Хлестаков понимает, почему ему дают деньги? (Нет)

- Как ведут себя с Хлестаковым Добчинский и Бобчинский? (Они дают ему мало денег, они его не боятся, как другие, но один из них – Добчинский - имеет дело к Хлестакову)

- Давайте вновь обратимся ко 2 эпиграфу.

-  Теперь вам понятнее стало как планеты – чиновники вращаются вокруг Хлестакова. Что можете сказать о чиновниках?

Вывод в тетрадь (слайд) : «Растерянность, страх, трепет свойственны всем чиновникам, каждый из них даёт взятку по-своему, что отражено в их речи, действиях и ремарках».

- Есть ли в комедии любовный сюжет? (Нет). Почему вы так думаете?  (потому что  главные слабости Хлестакова -  деньги, женщины и вранье. Во всем этом он не может себе отказать, если есть хоть малейшая возможность).

В комедии нет любовного сюжета. А объяснение его с матерью и дочкой является пародированием любовной интриги.

Слайд. Тетрадь: «В комедии нет любовного сюжета, а есть пародия на любовную интригу.)

- Как чиновники узнают, что Хлестаков не ревизор?  (почтмейстер Шпекин)

НЕМАЯ СЦЕНА

  1. Почему Гоголь заставил каждого из своих персонажей застыть?
  2. Почему так важно было для выражения смысла всей пьесы передать всеобщее мгновенное «окаменение»?

- Почему они не хотят его догнать? (Боятся, что об этом узнают другие, и они станут посмешищем)

Вывод по образу Хлестакова:

- Хлестаков лучше или хуже чиновников? (такой же как они)

ГЕРОЙ (Хлестаков, Городничий, Ляпкин-Тяпкин)

Желающие у доски, работа в паре

1) природное явление

2) формула

3) музыка

4) актер

5) символ

Итак, мы проанализировали литературные образы через их… речь, портрет, «говорящие фамилии», поступки и отношения

3. Подведение итогов

- А чем по-вашему  будет для них «новый» ревизор? У вас есть уверенность, что приехал честный ревизор? И что будет потом? (Возможно то, что и было, и придется снова давать взятки. Или, он не возьмет их и тогда они лишатся своих мест). И то и другое для чиновников страшно.

- Комедия устарела?

- Вопросы, которые волновали Гоголя около 200 лет назад, актуальны?

- Чем опасно взяточничество? (Взяточничество считается одним из самых опасных и в то же время одним из самых распространенных проявлений коррупции. Взяточничество является наиболее типичным проявлением коррупции – опаснейшего криминального явления, которое подтачивает основы государственной власти и управления)

4. Оценки за работу на уроке:

(назвать всем оценки, отметить работу каждого)

5. Задание на дом: Слайд.

Ну что ж, ребята, с дневниками был небольшой интерактив на уроке. Но в любом случае недостатки нужно устранить. Чтобы не стать героями современного «Ревизора». Запишем Д/З:

1. Дайте письменный ответ на один из вопросов (на выбор):

  •  Кто такой Хлестаков?
  •  Что такое «хлестаковщина»?

2. Подготовьте выразительное чтение любых сцен комедии.

Гоголь всегда путешествовал с одним саквояжем. Так вот как  символ Гоголя, его комедии о вятках станет вот такая

КОПИЛКА, которую мы наполним нашими ценностями - мыслями

Напишите, пожалуйста, что вы взяли с урока? Какую мудрость, мораль усвоили? Или, может быть, это будет вопрос писателю.

ОЗВУЧИТЬ

Благодарю за работу!

ФИЛЬМ


1. Городничий

2. Жена Городничего

3. Хлестаков

4. Осип

5. Ляпкин – Тяпкин

6. Земляника

7. Почтмейстер

1. «неглупый по-своему человек»

2. «умнее своего барина»

3. «очень услужлив и суетлив»

4. «молодой человек, несколько приглуповат»

5. «простодушный до наивности»

6. «провинциальная кокетка»

7. «…прочитавший 5-6 книг»

I.

II.

Литературный диктант: отгадываем героя и анализируем средства выразительности

1. «Я как будто предчувствовал: сегодня мне всю ночь снились какие-то две необыкновенные крысы. Право, этаких я никогда не видывал: черные, неестественной величины! Пришли, понюхали - и пошли прочь».

2. «…есть так хочется и в животе трескотня такая, как будто бы целый полк затрубил в трубы. Вот не доедем, да и только, домой! … профинтил дорогою денежки, голубчик, теперь сидит и хвост подвернул…»

3. «Отчего же нет? Я видел сам, проходя мимо кухни, там много готовилось. И в столовой сегодня поутру двое каких-то коротеньких человека ели семгу и еще много кой-чего».    

4. «Фи,  маменька, голубое! Мне совсем не нравится: и Ляпкина-Тяпкина ходит в таком, и дочь Земляникина тоже в голубом. Нет лучше я надену цветное».

5. (входя и останавливаясь, про себя). «Боже, Боже! Вынеси благополучно; так вот коленки и ломает. (Вслух, вытянувшись и придерживая рукой шпагу.) Имею честь представиться: судья здешнего уездного суда, коллежский асессор…»

6. «Очень может быть. (Помолчав.) Могу сказать, что не жалею ничего и ревностно исполняю службу. (Придвигается ближе с своим стулом и говорит вполголоса.) вот здешний почтмейстер совершенно ничего не делает: все дела в большом запущении, посылки задерживаются…Судья тоже…в присутственных местах держит собак и поведения…самого предосудительного

7. «(бьет себя по лбу). Как я – нет, как я, старый дурак? Выжил, глупый баран, из ума!.. тридцать лет живу на службе … мошенников над мошенниками обманывал … Трех губернаторов обманул

8. «Разумеется. Прибежали как сумасшедшие из трактира: «Приехал, приехал и денег не плотит… Нашли важную птицу!»

III. 

ГЕРОЙ

1) природное явление

2) формула

3) музыка

4) актер

5) символ

IV. Д/З:

1. Дайте письменный ответ на один из вопросов (на выбор):

  •  Кто такой Хлестаков?
  •  Что такое «хлестаковщина»?

2. Подготовьте выразительное чтение любых сцен комедии.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Бессмертная комедия Н. В. Гоголя « Ревизор» (Обобщающий урок по комедии Н. В. Гоголя ) ( 2 часа)

Обобщающий урок по комедии Н. В. Гоголя " Ревизор" с ис пользованием таких современных образовательных технологий . как развивающее обучение, метод проектов,проблемно- диалогическое обучение. В игрово...

Конспект и презентация к уроку литературы по комедии Н. В. Гоголя "Ревизор" "По страницам гоголевской комедии..."

Тип урока: обобщение и закрепление изученного. В ходе урока учащиеся включаются в различные формы и виды учебной деятельности. Семиклассники разгадывают кроссворд, выполняют задания литературного дикт...

Урок литературы по теме: «Городничий и Хлестаков в комедии Н.В. Гоголя «Ревизор». «Миражная интрига» в комедии»

Автор делится опытом, как сделать урок и знания, приобретаемые учениками на нем значимыми, показывает инновационную форму и систему работы обучающихся на девайсах...

Урок литературы в 8 классе по комедии Н.В.Гоголя "Ревизор" в форме игры "К нам едет ревизор!"

Презентация к заключительному уроку литературы в 8 классе по комедии Н.В.Гоголя "Ревизор" в форме игры "К нам едет ревизор!"...

Конспект открытого урока по теме: "Смешная или грустная комедия?"(по комедии Н. В. Гоголя "Ревизор")

Конспект открытого урока по теме: "Смешная или грустная комедия?"(по комедии Н. В. Гоголя "Ревизор")...