Интрига как способ построения сюжета комедии Н.В. Гоголя «Ревизор»
план-конспект урока по литературе (8 класс)
Данная публикация представляет собой конспект урока литературы по комедии Н.В. Гоголя "Ревизор" в 8 классе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект урока литературы в 8 классе | 117.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
лицей поселка городского типа Афипского
МО Северский район имени Д.И. Вишни
Урок литературы в 8 классе
«Интрига как способ построения сюжета комедии Н.В. Гоголя «Ревизор»
Разработала:
учитель русского языка и литературы
Силкина Светлана Михайловна
пгт Афипский
декабрь 2023
Тема урока: Интрига как способ построения сюжета комедии «Ревизор». Приёмы сатирического изображения героев.
Эпиграфы урока:
«Ревизор» – это целое море страха».
Ю.Манн
Хлестакову принадлежит главная роль в действии.
Около него вращаются все прочие лица,
как планеты около солнца.
Ю. Манн.
Цели:
- Обучающая: работа над художественными особенностями пьесы; страх перед ревизором как основа комедийного действия.
- Развивающая: развитие аналитических умений и навыков учащихся.
- Воспитывающая: формирование положительных нравственных ориентаций.
Методические приёмы: чтение отдельных эпизодов комедии, аналитическая беседа, презентация, анализ рисунков художников к пьесе, литературный диктант.
Оборудование: презентация “Ревизор”, рисунки к комедии, таблица с характеристикой Хлестакова.
Ход урока:
- Оргмомент.
Учитель:
- Добрый день, уважаемые коллеги! Здравствуйте, ребята!
Ну что же, я собрала вас здесь, чтобы сообщить пренеприятное известие… Какое? (К нам едет ревизор). Да нет, все ревизоры уже на месте. Итак, какое же…
КОНВЕРТ
Как поживают ваши дневники? Я вас предупреждала. Подготовьте их, пожалуйста. После урока сдаём на проверку ревизору - Василине Анатольевне.
Перейдём к уроку.
Новость о дневниках для вас, так же как и новость о ревизоре для героев комедии…(автор, название), была … какой (неожиданной). Чтобы вы на минуту отчасти почувствовали себя героями комедии Гоголя , я создала … Что? ИНТРИГУ
«интрига» - 1)происки, затаённые действия
2) способ построения сюжета произведения
К эпиграфу из «Авторской исповеди» Н.В.Гоголя: «В «Ревизоре» я решился собрать в одну кучу всё дурное в России…, все несправедливости, какие делаются в тех местах и в тех случаях, где больше всего требуется от человека справедливости, и за одним разом посмеяться над всем. Но сквозь смех читатель услышал грусть»
- Прочтите 1-й эпиграф к уроку. слайд
- Как вы понимаете слова литературоведа Юрия Манн? (море страха – это боязнь наказания, потеря должности)
- Прочтите 2-й эпиграф к уроку. Кто же эти планеты? (чиновники) Значение этого эпиграфа в ходе урока мы будем разбирать.
Исходя из смысла эпиграфов, придумайте название нашему уроку – Интрига как способ построения сюжета.
Запишем название и первый эпиграф.
Цели урока?... Через анализ интриги выявить приёмы сатирического изображения героев.
2. Проверка домашнего задания (знание текста).
- определите, к какому роду литературы относится комедия «Ревизор».
(драма, потому что герои характеризуются только речью);
- сопоставьте действующих лиц и свойственные им характеристики:
1. Городничий 2. Жена Городничего 3. Хлестаков 4. Осип 5. Ляпкин – Тяпкин 6. Земляника 7. Почтмейстер | 1. «неглупый по-своему человек» 2. «умнее своего барина» 3. «очень услужлив и суетлив» 4. «молодой человек, несколько приглуповат» 5. «простодушный до наивности» 6. «провинциальная кокетка» 7. «…прочитавший 5-6 книг» |
Ответы:
- 1. 1
- 2. 6
- 3. 4
- 4. 2
- 5. 7
- 6. 3
- 7. 5
У кого ни одной ошибки?
Литературный диктант с анализом средств выразительности: отгадываем героя
1. «Я как будто предчувствовал: сегодня мне всю ночь снились какие-то две необыкновенные крысы. Право, этаких я никогда не видывал: черные, неестественной величины! Пришли, понюхали - и пошли прочь». (Городничий, Антон Антонович Сквозник-Дмухановский)
Хар-ка речи: мнителен, эпитет - необыкновенные
2. «…есть так хочется и в животе трескотня такая, как будто бы целый полк затрубил в трубы. Вот не доедем, да и только, домой! … профинтил дорогою денежки, голубчик, теперь сидит и хвост подвернул…» (Осип)
Хар-ка речи: разговорная лексика – трескотня, профинтил; сравнение
3. «Отчего же нет? Я видел сам, проходя мимо кухни, там много готовилось. И в столовой сегодня поутру двое каких-то коротеньких человека ели семгу и еще много кой-чего». (Хлестаков)
Хар-ка речи: необразованный, слова разговорного стиля
4. «Фи, маменька, голубое! Мне совсем не нравится: и Ляпкина-Тяпкина ходит в таком, и дочь Земляникина тоже в голубом. Нет лучше я надену цветное». (Дочь городничего, Марья Антоновна)
Хар-ка речи: слова-паразиты в речи
5. (входя и останавливаясь, про себя). «Боже, Боже! Вынеси благополучно; так вот коленки и ломает. (Вслух, вытянувшись и придерживая рукой шпагу.) Имею честь представиться: судья здешнего уездного суда, коллежский асессор…» (Аммос Федорович Ляпкин-Тяпкин, судья)
Хар-ка речи: разговорный стиль смешивает с канцеляризмами
6. «Очень может быть. (Помолчав.) Могу сказать, что не жалею ничего и ревностно исполняю службу. (Придвигается ближе с своим стулом и говорит вполголоса.) вот здешний почтмейстер совершенно ничего не делает: все дела в большом запущении, посылки задерживаются…Судья тоже…в присутственных местах держит собак и поведения…самого предосудительного». (Артемий Филиппович Земляника, попечитель богоугодных заведений)
Хар-ка речи: разговорный стиль смешивает с канцеляризмами. Метафора – ревностно исполняю
7. «(бьет себя по лбу). Как я – нет, как я, старый дурак? Выжил, глупый баран, из ума!.. тридцать лет живу на службе … мошенников над мошенниками обманывал … Трех губернаторов обманул!...» (Городничий)
Хар-ка речи: разговорный стиль, вульгаризмы – дурак, баран. Метафора – живу на службе
8. «Разумеется. Прибежали как сумасшедшие из трактира: «Приехал, приехал и денег не плотит… Нашли важную птицу!» (Лука Лукич Хлопов, смотритель училищ)
Хар-ка речи: разговорный стиль – не плотит. Сравнение, фразеологизм – важная птица
Вывод:… через речь персонажей Гоголь создаёт представление автора и читателя о героях как каких людей?.. необразованных, недалеких.
СЛАЙД
РИСУНКИ
Анализ 4 действия комедии: (Обращение ко 2-му эпиграфу)
«Хлестакову принадлежит главная роль в действии. Около него вращаются все прочие лица, как планеты около солнца».
Ю. Манн.
- Что же представляют собой планеты, которые вращаются вокруг солнца? (планеты – это чиновники, которые вращаются около солнца-Хлестакова, Хлестаков для них – есть солнце, от которого зависит их благополучие)
Помимо речи для сатирического изображения героев драматург воспользовался приёмом классицизма. Каким?... «Говорящие фамилии».
Посмотрим на имена героев: их фамилии говорят сами за себя.
Антон Антонович Сквозник-Дмухановский – городничий. | С чем ассоциируется первая часть фамилии «Сквозник»? |
Лука Лукич Хлопов | Смотритель училищ. Автор использует интересный момент - говорящие фамилии, двойная фамилия говорит о двойственности человека. Фамилия образована от слова «хлопотать» - вечно испуганный, робкий. |
Аммос Федорович Ляпкин-Тяпкин | Судья. В фамилии раскрыт принцип его отношения к служебным делам «тяп-ляп» и дело готово, а также его душевная неуклюжесть, несообразность, неповоротливость, косноязычность речи. |
Артемий Филиппович Земляника | Попечитель богоугодных заведений. Человек осторожный, хитрый. |
Иван Кузьмич Шпекин | Почтмейстер. Фамилия образована от слова «шпик» - постоянно шпионит, читая чужие письма, бесцеремонный в своем простодушии. |
Петр Иванович Бобчинский | Городские. Заменена лишь одна буква в фамилии, во всем похожи, любопытны, болтливы. |
Иван Алексеевич Хлестаков | «Хлест», «ухлестывать», «хлестать – бить, ударять чем-нибудь, гибкий прут» |
Христиан Иванович Гибнер | Уездный лекарь. Фамилия ассоциируется со словом «гибнуть». |
Степан Ильич Уховертов | Частный пристав. Фамилия образована путем сложения двух основ «ухо вертеть». |
Свистунов | Полицейские. Сами фамилии говорят о действиях этих стражах порядка. |
- Обратимся теперь к Хлестакову, которого Манн сравнивает с солнцем: (Д 2, Явл.5, стр.333)
Читаем
Как этот монолог х-ет Хлестакова? Какие чиновники – такое и солнце.
- Переходим к анализу 4 действия и анализируем сцены, где чиновники собираются в доме городничего. Слайд
- С какими намерениями собрались они в доме городничего на следующий день? (Изыскивают наилучшую форму представления “ревизору” и стремятся найти лучший способ дать взятку высокому гостю)
Словарная работа. слайд
- Дайте лексическое толкование слову “взятка”.
(Взятка - деньги или материальные ценности, даваемые должностному лицу как подкуп, как оплата караемых законом действий.)
- Как вы думаете, почему Гоголь не употребляет нигде слово “взятка”, а заменил его на просторечие “подсунуть”, так говорят про себя чиновники, а вслух «дать вдолг»? (сказать «взятка» - это признать себя виноватым, что-то делающим не так, как надо или не делающим совсем. А они, естественно в этом не признаются даже сами себе.) Например, вспомните почтмейстера: он прочитал письмо, вслух говорит об этом, но не считает это преступлением…»
- Какие детали указывают на то, что взятки – привычное дело?
(Рассуждают о том, как даются взятки и как берутся)
- Кто первый предлагает “подсунуть”? (Судья) Цель этих взяток?
(Защитить, предохранить своё ведомство от ревизий)
- Как чувствует себя судья во время дачи взятки? (Страх)
- Как он даёт взятку?
Кто еще дает взятки? (все)
- Как они делают? (входят и обращаются к Хлестакову торжественно, волнуются: Лука Лукич не с того конца закуривает сигарету)
- Это придает комедии пафос
Словарная работа. Слайд.
- Здесь комедия превращается в трагедию, т. е. меняется пафос комедии. Дайте лексическое толкование слова “пафос”.
ПАФОС. (Воодушевление, подъём, энтузиазм)
- Запишите новое слово в тетрадь и запомните его значение.
- А Хлестаков понимает, почему ему дают деньги? (Нет)
- Как ведут себя с Хлестаковым Добчинский и Бобчинский? (Они дают ему мало денег, они его не боятся, как другие, но один из них – Добчинский - имеет дело к Хлестакову)
- Давайте вновь обратимся ко 2 эпиграфу.
- Теперь вам понятнее стало как планеты – чиновники вращаются вокруг Хлестакова. Что можете сказать о чиновниках?
Вывод в тетрадь (слайд) : «Растерянность, страх, трепет свойственны всем чиновникам, каждый из них даёт взятку по-своему, что отражено в их речи, действиях и ремарках».
- Есть ли в комедии любовный сюжет? (Нет). Почему вы так думаете? (потому что главные слабости Хлестакова - деньги, женщины и вранье. Во всем этом он не может себе отказать, если есть хоть малейшая возможность).
В комедии нет любовного сюжета. А объяснение его с матерью и дочкой является пародированием любовной интриги.
Слайд. Тетрадь: «В комедии нет любовного сюжета, а есть пародия на любовную интригу.)
- Как чиновники узнают, что Хлестаков не ревизор? (почтмейстер Шпекин)
НЕМАЯ СЦЕНА
- Почему Гоголь заставил каждого из своих персонажей застыть?
- Почему так важно было для выражения смысла всей пьесы передать всеобщее мгновенное «окаменение»?
- Почему они не хотят его догнать? (Боятся, что об этом узнают другие, и они станут посмешищем)
Вывод по образу Хлестакова:
- Хлестаков лучше или хуже чиновников? (такой же как они)
ГЕРОЙ (Хлестаков, Городничий, Ляпкин-Тяпкин)
Желающие у доски, работа в паре
1) природное явление
2) формула
3) музыка
4) актер
5) символ
Итак, мы проанализировали литературные образы через их… речь, портрет, «говорящие фамилии», поступки и отношения
3. Подведение итогов
- А чем по-вашему будет для них «новый» ревизор? У вас есть уверенность, что приехал честный ревизор? И что будет потом? (Возможно то, что и было, и придется снова давать взятки. Или, он не возьмет их и тогда они лишатся своих мест). И то и другое для чиновников страшно.
- Комедия устарела?
- Вопросы, которые волновали Гоголя около 200 лет назад, актуальны?
- Чем опасно взяточничество? (Взяточничество считается одним из самых опасных и в то же время одним из самых распространенных проявлений коррупции. Взяточничество является наиболее типичным проявлением коррупции – опаснейшего криминального явления, которое подтачивает основы государственной власти и управления)
4. Оценки за работу на уроке:
(назвать всем оценки, отметить работу каждого)
5. Задание на дом: Слайд.
Ну что ж, ребята, с дневниками был небольшой интерактив на уроке. Но в любом случае недостатки нужно устранить. Чтобы не стать героями современного «Ревизора». Запишем Д/З:
1. Дайте письменный ответ на один из вопросов (на выбор):
- Кто такой Хлестаков?
- Что такое «хлестаковщина»?
2. Подготовьте выразительное чтение любых сцен комедии.
Гоголь всегда путешествовал с одним саквояжем. Так вот как символ Гоголя, его комедии о вятках станет вот такая
КОПИЛКА, которую мы наполним нашими ценностями - мыслями
Напишите, пожалуйста, что вы взяли с урока? Какую мудрость, мораль усвоили? Или, может быть, это будет вопрос писателю.
ОЗВУЧИТЬ
Благодарю за работу!
ФИЛЬМ
1. Городничий 2. Жена Городничего 3. Хлестаков 4. Осип 5. Ляпкин – Тяпкин 6. Земляника 7. Почтмейстер | 1. «неглупый по-своему человек» 2. «умнее своего барина» 3. «очень услужлив и суетлив» 4. «молодой человек, несколько приглуповат» 5. «простодушный до наивности» 6. «провинциальная кокетка» 7. «…прочитавший 5-6 книг» |
I.
II.
Литературный диктант: отгадываем героя и анализируем средства выразительности
1. «Я как будто предчувствовал: сегодня мне всю ночь снились какие-то две необыкновенные крысы. Право, этаких я никогда не видывал: черные, неестественной величины! Пришли, понюхали - и пошли прочь».
2. «…есть так хочется и в животе трескотня такая, как будто бы целый полк затрубил в трубы. Вот не доедем, да и только, домой! … профинтил дорогою денежки, голубчик, теперь сидит и хвост подвернул…»
3. «Отчего же нет? Я видел сам, проходя мимо кухни, там много готовилось. И в столовой сегодня поутру двое каких-то коротеньких человека ели семгу и еще много кой-чего».
4. «Фи, маменька, голубое! Мне совсем не нравится: и Ляпкина-Тяпкина ходит в таком, и дочь Земляникина тоже в голубом. Нет лучше я надену цветное».
5. (входя и останавливаясь, про себя). «Боже, Боже! Вынеси благополучно; так вот коленки и ломает. (Вслух, вытянувшись и придерживая рукой шпагу.) Имею честь представиться: судья здешнего уездного суда, коллежский асессор…»
6. «Очень может быть. (Помолчав.) Могу сказать, что не жалею ничего и ревностно исполняю службу. (Придвигается ближе с своим стулом и говорит вполголоса.) вот здешний почтмейстер совершенно ничего не делает: все дела в большом запущении, посылки задерживаются…Судья тоже…в присутственных местах держит собак и поведения…самого предосудительного
7. «(бьет себя по лбу). Как я – нет, как я, старый дурак? Выжил, глупый баран, из ума!.. тридцать лет живу на службе … мошенников над мошенниками обманывал … Трех губернаторов обманул
8. «Разумеется. Прибежали как сумасшедшие из трактира: «Приехал, приехал и денег не плотит… Нашли важную птицу!»
III.
ГЕРОЙ
1) природное явление
2) формула
3) музыка
4) актер
5) символ
IV. Д/З:
1. Дайте письменный ответ на один из вопросов (на выбор):
- Кто такой Хлестаков?
- Что такое «хлестаковщина»?
2. Подготовьте выразительное чтение любых сцен комедии.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок литературы в 8 классе по комедии Н.В.Гоголя « Ревизор». "Разоблачение нравственных и социальных пороков чиновничьей России. Финал комедии и его идейно – композиционное значение."
Заключительный урок по комедии Гоголя "Ревизор". Анализ ключевых сцен комедии, подведение итогов по всему произведению....
Бессмертная комедия Н. В. Гоголя « Ревизор» (Обобщающий урок по комедии Н. В. Гоголя ) ( 2 часа)
Обобщающий урок по комедии Н. В. Гоголя " Ревизор" с ис пользованием таких современных образовательных технологий . как развивающее обучение, метод проектов,проблемно- диалогическое обучение. В игрово...
Конспект и презентация к уроку литературы по комедии Н. В. Гоголя "Ревизор" "По страницам гоголевской комедии..."
Тип урока: обобщение и закрепление изученного. В ходе урока учащиеся включаются в различные формы и виды учебной деятельности. Семиклассники разгадывают кроссворд, выполняют задания литературного дикт...
Урок литературы по теме: «Городничий и Хлестаков в комедии Н.В. Гоголя «Ревизор». «Миражная интрига» в комедии»
Автор делится опытом, как сделать урок и знания, приобретаемые учениками на нем значимыми, показывает инновационную форму и систему работы обучающихся на девайсах...
«Комедия Н.В.Гоголя «Ревизор». История создания комедии. Роль первого действия в композиции пьесы».
Урок изучения комедии Н. В Гоголя "Ревизор"....
Урок литературы в 8 классе по комедии Н.В.Гоголя "Ревизор" в форме игры "К нам едет ревизор!"
Презентация к заключительному уроку литературы в 8 классе по комедии Н.В.Гоголя "Ревизор" в форме игры "К нам едет ревизор!"...
Конспект открытого урока по теме: "Смешная или грустная комедия?"(по комедии Н. В. Гоголя "Ревизор")
Конспект открытого урока по теме: "Смешная или грустная комедия?"(по комедии Н. В. Гоголя "Ревизор")...