Бессмертная комедия Н. В. Гоголя « Ревизор» (Обобщающий урок по комедии Н. В. Гоголя ) ( 2 часа)
методическая разработка по литературе (7 класс) по теме

Обобщающий урок по комедии Н. В. Гоголя " Ревизор" с ис пользованием таких современных образовательных технологий . как развивающее обучение, метод проектов,проблемно- диалогическое обучение. В игровой форме учащиеся закрепят полученные знания и подготовятся к домашнему сочинению

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon satira.doc61 КБ

Предварительный просмотр:

а

Тема урока:

 Бессмертная комедия Н. В. Гоголя « Ревизор»

 (Обобщающий урок по комедии Н. В. Гоголя ) ( 2 часа)

Цель урока:  

  1)углубить понимание идейно-художественного богатства комедии, учить разгадывать замысел автора, хорошо ориентироваться в тексте;

 2) подготовить учащихся к написанию домашнего сочинения,

 3) формировать интерес к творчеству Н. В. Гоголя.

 4) развивать фантазию учащихся;

 5) воспитывать честность, уважение к окружающим, нетерпение злу, насилию, подхалимству, взяточничеству.

 Подготовка к уроку:

 Предварительно класс разбит на три группы с учетом пожеланий ребят, каждая группа получила задания. Каждый член группы должен выбрать себе задание по душе.

Задания:

  1. Взять интервью у старших школьников или у взрослых о комедии Н.В.Гоголя «Ревизор», выбрать самые интересные высказывания.
  2. Нарисовать афишу к спектаклю по комедии Н.В.Гоголя «Ревизор» и приготовиться к её защите.
  3. Нарисовать обложку к книге « Ревизор» Н.В. Гоголя.
  4. Подготовиться к конкурсу Хлестаковых.
  5. Подготовить вопросы Н.В.Гоголю.
  6. Написать письмо в стиле XIX века.
  7. Индивидуальное задание: дать характеристику Хлестакову.

Оборудование: Портрет Н.В. Гоголя, презентация.

                                                               Эпиграф

                                                   Сатира — это оскорбленная любовь: к  людям, к родине  

                или к человечеству в целом.

                                                                                                                    Ф. Искандер

                                                             Горьким словом моим посмеются

        Пророк Иеремия

Ход урока.

  1. Слово учителя.

Сегодня у нас  необычные уроки. Мы заканчиваем разговор о комедии Н.В. Гоголя «Ревизор», и наш сегодняшний разговор должен будет помочь вам сориентироваться в выборе темы для домашнего сочинения.

 Итак, приготовились… Я собрала вас, господа, чтобы …. Представьте, что нам очень повезло, и в наш городок приезжает труппа петербургского драматического театра и мы сможем посмотреть спектакль. Но прежде , чем мы туда  отправимся, давайте узнаем мнение жителей нашего города о Н.В. Гоголе и его комедии.

  1. Интервью. ( По одному участнику из каждой группы )

Учащиеся зачитывают  наиболее интересные высказывания миньярцев о комедии Гоголя .

 

                    Слово учителя.

  -Как видим, комедию «Ревизор» знают и любят люди разных поколений.

  -Чтобы известить всех жителей нашего города о спектакле, нужно расклеить афиши, из которых было бы ясно, где и когда состоится спектакль.

  1. Конкурс афиш  и обложек книги и их защита. ( Возможно  выступление группы учащихся)

            Слово учителя.

- Спасибо всем участникам. Ребята, какая афиша вам понравилась больше? Почему? Теперь , конечно, все жители Миньяра придут на спектакль.

- Ребята, какая афиша вам понравилась больше? Почему?

- А    сейчас давайте посмотрим на настоящие афиши к спектаклю и обложки книг.

( слайды №4-5)

-Я думаю, что вы потрудились , как настоящие художники.

- Ребята, а если бы вы были не зрителями, а актерами, какую роль бы для себя выбрали?

( Ответы учащихся с обоснованием)

-Сейчас некоторые из вас попытаются сыграть роль Хлестакова в течение 1 минуты. Но прежде давайте посмотрим, какого же героя нужно играть.

  1. Индивидуальное задание: « Характеристика Хлестакова»

 Ученик дает характеристику герою, другие дополняют.

 

  1. Конкурс Хлестаковых

 По одному ученику из группы инсценируют монолог Хлестакова ( 3 действие, 6 явление)

Ученики оценивают Хлестаковых.

- На слайдах мы можем увидеть актеров, которые играли роль Хлестакова.( Слайд№6-7)

 Неслучайно лучшие актеры брались за эту роль, характер очень интересный.

 

        Слово учителя.

–Открываю дверь, и в наш класс входит сам Николай Васильевич Гоголь! Зашел только на минутку, и у вас есть прекрасная возможность задать ему вопрос.

  1. Вопрос писателю.

 

Предполагаемые вопросы :

  1. Хотел бы он остаться жить в нашем  времени?
  2. О чем мечтает написать еще?
  3. кому сегодня на Руси жить хорошо?

- Вопросы задали, теперь давайте продемонстрируем писателю, что мы внимательно читали его комедию и помним все до мелочей.

  1. Викторина.

  1. Известно, что А.С. Пушкин подсказал Гоголю два  сюжета для его произведений. Для каких?
  2. В комедии « Ревизор» упомянуты  два учителя. Они люди, конечно, ученые, но имеют очень странные поступки, не совместимые с ученым званием. Какие это странные поступки?
  3. В какие дни, по словам купцов, справлял свои именины городничий?
  4. Как называлась рыба, которую подавали на завтрак Хлестакову в богоугодном заведении?
  5. Кто обыграл в карты Хлестакова в Пензе?
  6. В какой комнате жил Хлестаков  в гостинице и чем она знаменита?
  7. Чем было положено кормить больных в богоугодном заведении и какая пища была у них на самом деле?
  8. На что жаловались Хлестакову слесарша и унтер-офицерша?
  9.  Кого Гоголь называл единственным положительным лицом в комедии?

2 урок.

  1. Слово учителя.

После постановки комедии « Ревизор» на петербургской сцене в газетах писали: « Автор выдумал какую-то Россию и какой –то город, в который свалил все мерзости, которые изредка на поверхности настоящей России находишь: сколько накопил плутней, подлостей, невежества»

Николай I. После первого представления комедии заявил:» Ну и пьеска! Всем досталось, а мне больше всех!» В Перми полиция потребовала прекратить спектакль. В Ростове –на- Дону городничий грозил упрятать актеров в тюрьму.

-Почему все так возмущались? Разве Гоголь исказил русскую действительность  , оболгал, опорочил Россию?

- Вспомните, какой эпиграф взял Гоголь для комедии. Почему и когда взял Гоголь этот эпиграф?

VIII. Работа с учебником

- Используя материал учебника на стр. 162-164, докажите, что комедия лишь зеркало

-Действительно, эпиграф был ответом Гоголя на негодование чиновной публики. Писатель утверждает, что если сочинитель комедии сумел вызвать отвращение к изображенным нравам, характерам и событиям,  то тем самым он показал свой положительный идеал: «Разве все это накопление низостей, отступление от законов и справедливости не дает уже ясно знать, чего требуют от нас закон, долг и справедливость?

-«Ревизор»- это сатирическая комедия. Что же такое сатира?

Словарная работа ( Слайд №8)

Сатира-  (лат. satira) - обличительное произведение, изображающее отрицательные явления действительности в смешном, уродливом виде.

САТИРА — вид комического, отличающийся от других видов (юмора, иронии) резкостью обличения.

 Слово учителя.

- Фазиль Искандер, российский прозаик и поэт, дал такое определение сатиры:

«Сатира — это оскорбленная любовь: к людям, к родине или к человечеству в целом.»

 Патриот своей страны, страдающий от беззакония, несправедливости, казнокрадства, лихоимства, болеющий за народ, оказавшийся под властью целой армии сквоздник-дмухановских,  ляпкиных- тяпкиных, земляник, держиморд, которые бессовестно угнетали народ, подавляли его духовно  и физически, нагло донимали поборами. Действующие лица комедии Гоголя не только смешат, но и вызывают отвращение и негодование. Это был смех сквозь слезы, смех гневный сквозь слезы горечи и негодования.

- Эпиграфом к сегодняшнему уроку я взяла слова пророка Иеремии,  которые были вырезаны на кресте, поставленном графом Воронцовым на могиле Гоголя:

«Горьким словом моим посмеются»

Словарная работа: (Слайд № 9)

пророк

предсказатель

пророчить

- Можно ли эти слова Иеремии отнести к произведению Гоголя?

- Более 170 лет прошло со времени написания комедии, а интерес к ней не угасает.

4 января 2006 года в Челябинский академический театр драмы имени Наума Орлова приехала труппа петербургского театра с постановкой комедии «Ревизор». По данным кассира ,были распроданы все билеты. Зал не мог вместить всех желающих, поэтому зрителям приходилось располагаться даже на ступеньках.

-Как вы можете объяснить такой интерес к произведению?

- Если бы вы были режиссерами, стали бы вы ставить её в наши дни, актуальна ли она сейчас, современна ли?

-Да, такие произведения потому и называются классическими, они бессмертны во все времена: в XXI веке другие скорости, научные открытия, космические и компьютерные технологии, а пороки у людей все те же. Говорили, танцевали, развлекались в XIX веке по-другому. А как писали письма в XIX веке?

IX. Письмо в стиле XIX века.

- Важно, чтобы не получилось такого письма, как у Шуры Борискиной. Послушайте и скажите, в чем ошибка девочки.

«Милостивая государыня княжна Марина. Ваше письмо меня порадовало. Спешу уведомить вас, что я хожу на баскетбол. Рада, что вы купили новый телевизор. За сим остаюсь Ваш покорный слуга.»

Давайте вспомним, какие же слова и выражения употребляли люди в письмах вXIX веке

(Слайд №10-11)

 Ученики каждой группы читают свои письма.

- Чьи письма вам больше  понравились? Почему?

-Вам всем предстоит написать сочинение в стиле школьной письменной работы ученика 7 класса XXI века.

X. Темы домашнего сочинения. (слайд№12)

  1. « Всякий хоть на минуту делался или делается Хлестаковым» (Гоголь) Согласны ли вы с этим утверждением?
  2. Мечты Хлестакова и мечты городничего.
  3. Уездный город, его обитатели и правители.
  4. Что произойдет в городе после приезда настоящего ревизора?
  5. Как понимаете смысл эпиграфа к комедии Гоголя «Ревизор»?
  6. Докажите, что смех- единственное честное, благородное лицо в комедии .

XI. Повторение типов сочинений. (Слайд №)

Типы сочинения:

  1. Описание ( признаки предметов).
  2. Повествование –(последовательность событий)
  3. рассуждение ( причина, следствие, размышление)

- Определите, какого типа текст будете создавать .

        XII. Итоги урока.

-Что понравилось на уроке?

-Чьи ответы удачны?

Объявление оценок за урок.

XIII. Домашнее задание: написать сочинение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система уроков по комедии Н.В.Гоголя "Ревизор" в 8 классе.

Данная разработка представляет из себя 7 уроков по комедии Гоголя "Ревизор", на которых детально исследуются особенности драматических произведений, речевая характеристика персонажей, раскрытие внутре...

Урок литературы в 8 классе "Бессмертная комедия Н.В.Гоголя "Ревизор" (обобщение)

Цель урока: Закрепить и обобщить пройденный материал, углубить понимание идейно-художественного богатства комедии.   Задачи: Формировать интерес к творчеству Н.В.Гоголя; выделять элементы...

урок литературы "Завершающий урок по комедии Н.В.Гоголя "Ревизор".Анализ "немой" сцены.

Идея завершения пьесы ("немая" сцена) родилась у Гоголя сразу после начала его работы над "Ревизором" и в процессе создания комедии более уже никогда не изменялось. Гоголь считал, что эта сцена должна...

презентация к уроку Завершающий урок по комедии Н.В.Гоголя "Ревизор".

Презентация является итоговым занятием по комедии Н.В.Гоголя "Ревизор". Цель презентации - закрепить знания учащихся о литературном произведении, проверить, насколько хорошо они поняли его смысл....

Обобщающий урок по комедии Н.В. Гоголя "Ревизор"

Обобщение знаний учащихся по комедии Н.В. Гоголя "Ревизор":1. Опрос учащихся 2. Инсцинирование сценок3. Викторина...

Урок по комедии Н.В.Гоголя "Ревизор", первый урок.

Урок - усвоения новых знаний, первое знакомство с чиновниками, опора на 1 и 2 действие....

открытый урок по комедии Н.В.Гоголя "Ревизор"."Вновь открываем для себя Гоголя"

Данный урок был проведен мной в гуманитарном 10-м классе. Есть презентации учеников, отрывок из комедии "ревизор". В концу урока запланирована подготовка к сдаче ЕГЭ по литературе. так как болше полов...