Бессмертная комедия Н. В. Гоголя « Ревизор» (Обобщающий урок по комедии Н. В. Гоголя ) ( 2 часа)
методическая разработка по литературе (7 класс) по теме
Обобщающий урок по комедии Н. В. Гоголя " Ревизор" с ис пользованием таких современных образовательных технологий . как развивающее обучение, метод проектов,проблемно- диалогическое обучение. В игровой форме учащиеся закрепят полученные знания и подготовятся к домашнему сочинению
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
satira.doc | 61 КБ |
Предварительный просмотр:
а
Тема урока:
Бессмертная комедия Н. В. Гоголя « Ревизор»
(Обобщающий урок по комедии Н. В. Гоголя ) ( 2 часа)
Цель урока:
1)углубить понимание идейно-художественного богатства комедии, учить разгадывать замысел автора, хорошо ориентироваться в тексте;
2) подготовить учащихся к написанию домашнего сочинения,
3) формировать интерес к творчеству Н. В. Гоголя.
4) развивать фантазию учащихся;
5) воспитывать честность, уважение к окружающим, нетерпение злу, насилию, подхалимству, взяточничеству.
Подготовка к уроку:
Предварительно класс разбит на три группы с учетом пожеланий ребят, каждая группа получила задания. Каждый член группы должен выбрать себе задание по душе.
Задания:
- Взять интервью у старших школьников или у взрослых о комедии Н.В.Гоголя «Ревизор», выбрать самые интересные высказывания.
- Нарисовать афишу к спектаклю по комедии Н.В.Гоголя «Ревизор» и приготовиться к её защите.
- Нарисовать обложку к книге « Ревизор» Н.В. Гоголя.
- Подготовиться к конкурсу Хлестаковых.
- Подготовить вопросы Н.В.Гоголю.
- Написать письмо в стиле XIX века.
- Индивидуальное задание: дать характеристику Хлестакову.
Оборудование: Портрет Н.В. Гоголя, презентация.
Эпиграф
Сатира — это оскорбленная любовь: к людям, к родине
или к человечеству в целом.
Ф. Искандер
Горьким словом моим посмеются
Пророк Иеремия
Ход урока.
- Слово учителя.
Сегодня у нас необычные уроки. Мы заканчиваем разговор о комедии Н.В. Гоголя «Ревизор», и наш сегодняшний разговор должен будет помочь вам сориентироваться в выборе темы для домашнего сочинения.
Итак, приготовились… Я собрала вас, господа, чтобы …. Представьте, что нам очень повезло, и в наш городок приезжает труппа петербургского драматического театра и мы сможем посмотреть спектакль. Но прежде , чем мы туда отправимся, давайте узнаем мнение жителей нашего города о Н.В. Гоголе и его комедии.
- Интервью. ( По одному участнику из каждой группы )
Учащиеся зачитывают наиболее интересные высказывания миньярцев о комедии Гоголя .
Слово учителя.
-Как видим, комедию «Ревизор» знают и любят люди разных поколений.
-Чтобы известить всех жителей нашего города о спектакле, нужно расклеить афиши, из которых было бы ясно, где и когда состоится спектакль.
- Конкурс афиш и обложек книги и их защита. ( Возможно выступление группы учащихся)
Слово учителя.
- Спасибо всем участникам. Ребята, какая афиша вам понравилась больше? Почему? Теперь , конечно, все жители Миньяра придут на спектакль.
- Ребята, какая афиша вам понравилась больше? Почему?
- А сейчас давайте посмотрим на настоящие афиши к спектаклю и обложки книг.
( слайды №4-5)
-Я думаю, что вы потрудились , как настоящие художники.
- Ребята, а если бы вы были не зрителями, а актерами, какую роль бы для себя выбрали?
( Ответы учащихся с обоснованием)
-Сейчас некоторые из вас попытаются сыграть роль Хлестакова в течение 1 минуты. Но прежде давайте посмотрим, какого же героя нужно играть.
- Индивидуальное задание: « Характеристика Хлестакова»
Ученик дает характеристику герою, другие дополняют.
- Конкурс Хлестаковых
По одному ученику из группы инсценируют монолог Хлестакова ( 3 действие, 6 явление)
Ученики оценивают Хлестаковых.
- На слайдах мы можем увидеть актеров, которые играли роль Хлестакова.( Слайд№6-7)
Неслучайно лучшие актеры брались за эту роль, характер очень интересный.
Слово учителя.
–Открываю дверь, и в наш класс входит сам Николай Васильевич Гоголь! Зашел только на минутку, и у вас есть прекрасная возможность задать ему вопрос.
- Вопрос писателю.
Предполагаемые вопросы :
- Хотел бы он остаться жить в нашем времени?
- О чем мечтает написать еще?
- кому сегодня на Руси жить хорошо?
- Вопросы задали, теперь давайте продемонстрируем писателю, что мы внимательно читали его комедию и помним все до мелочей.
- Викторина.
- Известно, что А.С. Пушкин подсказал Гоголю два сюжета для его произведений. Для каких?
- В комедии « Ревизор» упомянуты два учителя. Они люди, конечно, ученые, но имеют очень странные поступки, не совместимые с ученым званием. Какие это странные поступки?
- В какие дни, по словам купцов, справлял свои именины городничий?
- Как называлась рыба, которую подавали на завтрак Хлестакову в богоугодном заведении?
- Кто обыграл в карты Хлестакова в Пензе?
- В какой комнате жил Хлестаков в гостинице и чем она знаменита?
- Чем было положено кормить больных в богоугодном заведении и какая пища была у них на самом деле?
- На что жаловались Хлестакову слесарша и унтер-офицерша?
- Кого Гоголь называл единственным положительным лицом в комедии?
2 урок.
- Слово учителя.
После постановки комедии « Ревизор» на петербургской сцене в газетах писали: « Автор выдумал какую-то Россию и какой –то город, в который свалил все мерзости, которые изредка на поверхности настоящей России находишь: сколько накопил плутней, подлостей, невежества»
Николай I. После первого представления комедии заявил:» Ну и пьеска! Всем досталось, а мне больше всех!» В Перми полиция потребовала прекратить спектакль. В Ростове –на- Дону городничий грозил упрятать актеров в тюрьму.
-Почему все так возмущались? Разве Гоголь исказил русскую действительность , оболгал, опорочил Россию?
- Вспомните, какой эпиграф взял Гоголь для комедии. Почему и когда взял Гоголь этот эпиграф?
VIII. Работа с учебником
- Используя материал учебника на стр. 162-164, докажите, что комедия лишь зеркало
-Действительно, эпиграф был ответом Гоголя на негодование чиновной публики. Писатель утверждает, что если сочинитель комедии сумел вызвать отвращение к изображенным нравам, характерам и событиям, то тем самым он показал свой положительный идеал: «Разве все это накопление низостей, отступление от законов и справедливости не дает уже ясно знать, чего требуют от нас закон, долг и справедливость?
-«Ревизор»- это сатирическая комедия. Что же такое сатира?
Словарная работа ( Слайд №8)
Сатира- (лат. satira) - обличительное произведение, изображающее отрицательные явления действительности в смешном, уродливом виде.
САТИРА — вид комического, отличающийся от других видов (юмора, иронии) резкостью обличения.
Слово учителя.
- Фазиль Искандер, российский прозаик и поэт, дал такое определение сатиры:
«Сатира — это оскорбленная любовь: к людям, к родине или к человечеству в целом.»
Патриот своей страны, страдающий от беззакония, несправедливости, казнокрадства, лихоимства, болеющий за народ, оказавшийся под властью целой армии сквоздник-дмухановских, ляпкиных- тяпкиных, земляник, держиморд, которые бессовестно угнетали народ, подавляли его духовно и физически, нагло донимали поборами. Действующие лица комедии Гоголя не только смешат, но и вызывают отвращение и негодование. Это был смех сквозь слезы, смех гневный сквозь слезы горечи и негодования.
- Эпиграфом к сегодняшнему уроку я взяла слова пророка Иеремии, которые были вырезаны на кресте, поставленном графом Воронцовым на могиле Гоголя:
«Горьким словом моим посмеются»
Словарная работа: (Слайд № 9)
пророк
предсказатель
пророчить
- Можно ли эти слова Иеремии отнести к произведению Гоголя?
- Более 170 лет прошло со времени написания комедии, а интерес к ней не угасает.
4 января 2006 года в Челябинский академический театр драмы имени Наума Орлова приехала труппа петербургского театра с постановкой комедии «Ревизор». По данным кассира ,были распроданы все билеты. Зал не мог вместить всех желающих, поэтому зрителям приходилось располагаться даже на ступеньках.
-Как вы можете объяснить такой интерес к произведению?
- Если бы вы были режиссерами, стали бы вы ставить её в наши дни, актуальна ли она сейчас, современна ли?
-Да, такие произведения потому и называются классическими, они бессмертны во все времена: в XXI веке другие скорости, научные открытия, космические и компьютерные технологии, а пороки у людей все те же. Говорили, танцевали, развлекались в XIX веке по-другому. А как писали письма в XIX веке?
IX. Письмо в стиле XIX века.
- Важно, чтобы не получилось такого письма, как у Шуры Борискиной. Послушайте и скажите, в чем ошибка девочки.
«Милостивая государыня княжна Марина. Ваше письмо меня порадовало. Спешу уведомить вас, что я хожу на баскетбол. Рада, что вы купили новый телевизор. За сим остаюсь Ваш покорный слуга.»
Давайте вспомним, какие же слова и выражения употребляли люди в письмах вXIX веке
(Слайд №10-11)
Ученики каждой группы читают свои письма.
- Чьи письма вам больше понравились? Почему?
-Вам всем предстоит написать сочинение в стиле школьной письменной работы ученика 7 класса XXI века.
X. Темы домашнего сочинения. (слайд№12)
- « Всякий хоть на минуту делался или делается Хлестаковым» (Гоголь) Согласны ли вы с этим утверждением?
- Мечты Хлестакова и мечты городничего.
- Уездный город, его обитатели и правители.
- Что произойдет в городе после приезда настоящего ревизора?
- Как понимаете смысл эпиграфа к комедии Гоголя «Ревизор»?
- Докажите, что смех- единственное честное, благородное лицо в комедии .
XI. Повторение типов сочинений. (Слайд №)
Типы сочинения:
- Описание ( признаки предметов).
- Повествование –(последовательность событий)
- рассуждение ( причина, следствие, размышление)
- Определите, какого типа текст будете создавать .
XII. Итоги урока.
-Что понравилось на уроке?
-Чьи ответы удачны?
Объявление оценок за урок.
XIII. Домашнее задание: написать сочинение.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Система уроков по комедии Н.В.Гоголя "Ревизор" в 8 классе.
Данная разработка представляет из себя 7 уроков по комедии Гоголя "Ревизор", на которых детально исследуются особенности драматических произведений, речевая характеристика персонажей, раскрытие внутре...
Урок литературы в 8 классе "Бессмертная комедия Н.В.Гоголя "Ревизор" (обобщение)
Цель урока: Закрепить и обобщить пройденный материал, углубить понимание идейно-художественного богатства комедии. Задачи: Формировать интерес к творчеству Н.В.Гоголя; выделять элементы...
урок литературы "Завершающий урок по комедии Н.В.Гоголя "Ревизор".Анализ "немой" сцены.
Идея завершения пьесы ("немая" сцена) родилась у Гоголя сразу после начала его работы над "Ревизором" и в процессе создания комедии более уже никогда не изменялось. Гоголь считал, что эта сцена должна...
презентация к уроку Завершающий урок по комедии Н.В.Гоголя "Ревизор".
Презентация является итоговым занятием по комедии Н.В.Гоголя "Ревизор". Цель презентации - закрепить знания учащихся о литературном произведении, проверить, насколько хорошо они поняли его смысл....
Обобщающий урок по комедии Н.В. Гоголя "Ревизор"
Обобщение знаний учащихся по комедии Н.В. Гоголя "Ревизор":1. Опрос учащихся 2. Инсцинирование сценок3. Викторина...
Урок по комедии Н.В.Гоголя "Ревизор", первый урок.
Урок - усвоения новых знаний, первое знакомство с чиновниками, опора на 1 и 2 действие....
открытый урок по комедии Н.В.Гоголя "Ревизор"."Вновь открываем для себя Гоголя"
Данный урок был проведен мной в гуманитарном 10-м классе. Есть презентации учеников, отрывок из комедии "ревизор". В концу урока запланирована подготовка к сдаче ЕГЭ по литературе. так как болше полов...