Конспект и презентация к уроку литературы по комедии Н. В. Гоголя "Ревизор" "По страницам гоголевской комедии..."
презентация к уроку по литературе (7 класс) по теме

Агапова Татьяна Николаевна

Тип урока: обобщение и закрепление изученного. В ходе урока учащиеся включаются в различные формы и виды учебной деятельности. Семиклассники разгадывают кроссворд, выполняют задания литературного диктанта, работают с эпиграфом к уроку. В качестве домашнего задания предлагаю выполнить творческую работу: придумать продолжение гоголевской комедии. Учащиеся с большим интересом справляются с поставленными перед ними задачами.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок литературы в 7-ом классе

на тему:

« По страницам Гоголя…»

Учитель русского языка и литературе

 МБОУ Михайловской СОШ

Красносулинского района

Ростовской области: Агапова Т. Н.

ИТОГОВЫЙ УРОК ПО КОМЕДИИ Н. В. ГОГОЛЯ «РЕВИЗОР».

ПО СТРАНИЦАМ ГОГОЛЕВСКОЙ КОМЕДИИ…

Цели урока:

  1. продолжить формирование умения выборочно работать с текстом;
  2. продолжить работу по развитию устной и письменной речи учащихся;
  3. способствовать развитию у учащихся творческих способностей;
  4. воспитывать у учащихся познавательный интерес к изучению классических произведений.

Тип урока: обобщение и закрепление изученного.

Оборудование урока:

компьютерная презентация, выполненная в программе «powerpoint»;

раздаточный материал;

печатные листы для выполнения литературного диктанта и творческой работы.

ХОД УРОКА:

Эпиграф к уроку:     

Ошибаются те, кто думает, что эта комедия смешна и только. Да, она смешна, так сказать, снаружи, но внутри это горе - гореванище…                         Н. В. Гоголь

  1. Организация начала урока.
  2. Целеполагание.
  3. Вступительное слово учителя.

Во всем мире сейчас необычайно широк интерес к творчеству Гоголя. Повсеместно издают его книги, ставят на сцене пьесы и инсценировки прозаических произведений, создают кинофильмы. Гоголь создал книги, которые явились подлинным открытием в художественной культуре, оказали большое влияние на развитие русской литературы и искусства вообще.

В течение нескольких уроков мы изучали великое произведение Гоголя «Ревизор». На страницах комедии перед нами, читателями, предстали разнообразные герои со всеми их пороками и недостатками. Герои легкомысленные и мудрые, добрые и злые, смешные и грустные. Анализируя поступки героев, мы говорили о сложности их характеров. Некоторые эпизоды произведения вызывали на наших лицах улыбку, а иногда и задорный смех. Но сегодня наше знакомство с произведением подходит к финалу. И нам предстоит ответить на вечные вопросы, которые волнуют каждого из нас. А, кроме этого, познакомиться с новым героем произведения, о котором до сегодняшнего дня мы ничего не знали. Но об этом чуть позже, а сейчас запишите тему урока «ПО страницам гоголевской комедии …».

  1. Работа с эпиграфом к уроку.

Как вы понимаете смысл высказывания Н. В. Гоголя?

В русском языке есть крылатое выражение «смех сквозь слезы». Имеет ли оно какое-нибудь отношение к «Ревизору»?

В самом начале работы над комедией Гоголь планировал назвать ее «Городничий». Как вы считаете, почему?

Какие эпизоды запомнились вам больше всего? Почему?

Какие герои предстали перед вами? Кто из них вызывает симпатию и антипатию?

Дайте характеристику любого образа комедии?

  1. А теперь проверим, насколько внимательно вы прочитали произведение и поняли сущность героев. Для этого вам необходимо выполнить следующее задание. На доске слева написаны действующие герои, а справа – черты поведения и характера, свойственные им. Ваша задача сделать верный выбор. (Устная работа). Слайд № 3.

                

  1. Городничий

1

1.неглупый по своему человек

2

  1. Жена городничего

2

2.умнее своего барина

3

  1. Хлестаков

3

3.услужлив и суетлив

4

  1. Осип

4

  4.молодой человек, несколько приглуповат

5

  1. Ляпкин-Тяпкин

5

5.простодушный до наивности

6

  1. Земляника

6

6.провинциальная кокетка

7

  1. Почтмейстер

7

7.прочитавший 5-6 книг

Ключ к заданию:

1 – 1

2 – 6

3 – 4

4 – 2

5 – 7

6 – 3

7 – 5

Если бы вы были актером, роль какого героя вы сыграли бы на сцене театра? Почему?

Как вы думаете, с какой целью Гоголь дает характеристику каждому из героев в начале произведения?

Какие черты характера отражены в афише: положительные или отрицательные? Почему драматург не наделил героев чем-то светлым и добрым?

Обратите внимание на высказывание А. И. Герцена  «Гоголь приподнял одну сторону занавеси и показал нам русское чиновничество во всем безобразии его». Как вы понимаете смысл этих слов?

Среди живых героев комедии есть образ, который каждый из нас может считать таковым, а может и нет, но, по мнению Гоголя, главным героем произведения является смех. Почему драматург так считал?

Какие эпизоды вызывают смех?

Кто из героев, на ваш взгляд, является самым смешным?

Над чем все мы с вами смеемся?

Каждый из героев играет свою роль блестяще. А теперь постараемся выяснить, насколько блестяще вы помните содержание реплик, принадлежащих героям комедии.

  1. Литературный диктант. ( работа выполняется на печатных листах)

Прочитайте фразы из комедии. Определите героя, которому принадлежат эти слова. Слайды №5 -14.

ГОРОДНИЧИЙ.  Я как будто предчувствовал: сегодня мне всю ночь снились какие-то две необыкновенные крысы. Право, этаких я никогда не видывал: черные, неестественной величины! Пришли, понюхали - и пошли прочь.

ОСИП. Черт побери, есть так хочется и в животе трескотня такая, как будто бы целый полк затрубил в трубы. Вот не доедем, да и только, домой! … профинтил дорогою денежки, голубчик, теперь сидит и хвост подвернул, и не горячится.

ХЛЕСТАКОВ. Отчего же нет? Я видел сам, проходя мимо кухни, там много готовилось. И в столовой сегодня поутру двое каких-то коротеньких человека ели семгу и еще много кой-чего.

МАРЬЯ АНТОНОВНА. Фи, маменька, голубое! Мне совсем не нравится: и Ляпкина-Тяпкина ходит в таком, и дочь Земляники тоже в голубом. Нет, лучше я надену цветное.

МИШКА. Да для вас, дядюшка, еще ничего не готово. Простова блюда вы не будете кушать, а вот как барин ваш сядет за стол, так и вам того же кушанья отпустят.

АММОС ФЕДОРОВИЧ.  (входя и останавливаясь, про себя). Боже, Боже! Вынеси благополучно; так вот коленки и ломает. (Вслух, вытянувшись и придерживая рукой шпагу.) Имею честь представиться: судья здешнего уездного суда, коллежский асессор Ляпкин-Тяпкин.

АРТЕМИЙ ФИЛИППОВИЧ. Очень может быть. (Помолчав.) Могу сказать, что не жалею ничего и ревностно исполняю службу. (Придвигается ближе с своим стулом и говорит вполголоса.) вот здешний почтмейстер совершенно ничего не делает: все дела в большом запущении, посылки задерживаются…Судья тоже…в присутственных местах держит собак и поведения…самого предосудительного.

ГОРОДНИЧИЙ.  (бьет себя по лбу). Как я – нет, как я, старый дурак? Выжил, глупый баран, из ума!.. тридцать лет живу на службе … мошенников над мошенниками обманывал … Трех губернаторов обманул!...

ЛУКА ЛУКИЧ. Разумеется. Прибежали как сумасшедшие из трактира: «Приехал, приехал и денег не плотит…» Нашли важную птицу!

ЖАНДАРМ. Приехавший по именному повелению из Петербурга чиновник требует вас сей же час к себе. Он остановился в гостинице.

  1. Работа с иллюстрациями к произведению, выполненными учащимися.

Читая то или иное произведение, характеризуя героев, в нашем сознании предстают разнообразные картины. Мы представляем, как выглядят герои, во что они одеты, в кокой обстановке находятся. К сегодняшнему уроку учащиеся приготовили иллюстрации к произведению, которые сейчас нам продемонстрируют.

Какие эпизоды изображены на иллюстрациях?

Озаглавьте их?

Почему именно этот эпизод вы запечатлели?

И в завершении урока вам следует разгадать кроссворд. (работа выполняется в группах). Самопроверка. Слайд № 15.

1. С чего начинается произведение?

2. Жанр произведения?

3. Кто сообщил городничему в письме о приезде ревизора?

4. Как звали Хлестакова?

5. Кто написал «Ревизора»?

6. Фамилия уездного лекаря?

7. Название последней сцены?

8. Сколько действий в комедии?

9. На чем Хлестаков мечтал вернуться домой?

1

П

Я

Т

Ь

2

Н

Е

М

А

Я

3

К

А

Р

Е

Т

А

4

Г

О

Г

О

Л

Ь

5

Э

П

И

Г

Р

А

Ф

6

К

О

М

Е

Д

И

Я

7

Г

И

Б

Н

Е

Р

8

Ч

М

Ы

Х

О

В

9

И

В

А

Н

  1. Подведение итогов. Задание на дом.

Какие впечатления произвела на вас комедия Н. В. Гоголя?

Существуют ли в современном мире гоголевские герои?

          Выразительное чтение немой сцены.

Какова роль этой сцены?

Придумайте продолжение гоголевской комедии. Напишите домашнее  сочинение ( объем 50-80 слов ).

Список используемой литературы:

  1. Н. В. Гоголь. Ревизор. Ленинград. «Художественная литература». 1985.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку литературы по комедии А.С.Грибоедова "Горе от ума"

«Горе от ума» — комедия в стихах А. С. Грибоедова — произведение, сделавшее своего создателя классиком русской литературы.Комедия «Горе от ума» — сатира на аристократическое московское общество первой...

Конспект и презентация к уроку литературы "Дедушка Крылов и его басни"

Урок-концерт направлен на обобщение басенного мастерства И.А. Крылова. В ходе урока дети инсценируют басни, рассматривают мораль в изучаемых баснях. Презентация является сопровождением урока и использ...

Конспект и презентация к уроку литературы "Причуды матушки-зимы" (А. С. Пушкин "Зимнее утро").

Разработка представляет собой интегрированный урок литературы, ИЗО и музыки. Дети познакомятся с пейзажной лирикой Пушкина, а именно со стихотворением "Зимнее утро". Вспомнят, что такое композиция, из...

презентация к уроку литературы по комедии Грибоедова "Горе от ума"

урок с использованием элементов технологии развития критического мышления по по комедии Грибоедова "Горе от ума". Т ема урока: " Кто главный герой комедии?"...

Опорный конспект и презентация к уроку литературы в 6 классе по произведению В.Г. Распутина "Уроки французского"

Материал содержит основные моменты в рабочем конспекте для учеников (для самостоятельной работы) и презентацию по теме. Так же на уроке могут быть использованы видеофрагменты из отечественного фильма ...

план-конспект и презентация к уроку литературы в 9 классе «Жизнь и творчество Н.В.Гоголя»

Урок литературы в 9 классе«Жизнь и творчество Н.В.Гоголя»Цель урока: знакомство с жизнью и творчеством Н.В.Гоголя; повторение ранее изученных произведений писателя; закрепление навыков конспектировани...

Презентация к уроку литературы "Проблематика комедии Д.И. Фонвизина "Недоросль"

Презентация к уроку литературы в 8 классе "Проблематика комедии Д. И. Фонвизина "Недоросль" состоит из 9 слайдов....