Конспект открытого урока по теме: "Смешная или грустная комедия?"(по комедии Н. В. Гоголя "Ревизор")
план-конспект занятия по литературе (8 класс)
Конспект открытого урока по теме: "Смешная или грустная комедия?"(по комедии Н. В. Гоголя "Ревизор")
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologicheskaya_karta.docx | 33.52 КБ |
gogol_revizor.pptx | 2.16 МБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока.
Урок . Тема: Смешная или грустная комедия? (По комедии Н.В.Гоголя «Ревизор»)
.Цели урока:
- развивать навыки и умения анализа художественного текста;
- развивать творческие способности учащихся;
- помочь учащимся извлечь нравственный урок;
Задачи:
- выявить особенности мира чиновников города;
- выявить положительных и отрицательных героев;
- понять своеобразие гоголевского смеха, комическое в пьесе.
Этапы урока | Материал ведения урока | Деятельность учащихся | УУД на этапах урока | |
1 | Организационный момент | Дети рассаживаются по местам. Проверяют наличие принадлежностей. | Личностные УУД: - формирование навыков самоорганизации - формирование навыков письма | |
2 | Этап мотивации к учебной деятельности | Сегодня ,ребята ,продолжаем с вами говорить о бессмертной комедии Н.В.Гоголя «Ревизор» -Давайте обратимся к эпиграфу нашего урока. -Как вы понимаете эти слова? Гоголь очень огорчался ,когда зрителям было лишь смешно во время просмотра спектакля Для чего решил посмеяться? О чем грустит писатель? -Исходя из этого высказывания Гоголя давайте определим тему нашего сегодняшнего урока | -Как вы понимаете эти слова? -.. Для чего решил посмеяться? О чём грустит писатель? Исходя из высказывания Гоголя, давайте определим тему сегодняшнего урока. Запишем тему.. ы в тетрадь | |
3 | Этап актуализации и фиксирования Индивидуального затруднения в пробном действии. | : -Сегодня мы раскроем суть смешного и постараемся увидеть, над чем же грустит писатель? 3 слайд -Дома ребята готовили выразительное чтение по ролям отрывка из комедии ,давайте внимательно их послушаем и подготовимся отвечать на вопросы по отрывку. Смех смеху рознь, Гоголь ведь смеется по-разному, выступает и как юморист, и как сатирик Работа с учебником-(стр.354, вопрос №9) -Значит первоосновой комического является закон несоответствия Давайте ,ребята, подумаем ,как закон несоответствия реализован в комедии «Ревизор»? Где мы можем видеть эти несоответствия?) -Давайте посмотрим на их портреты , ребята помогут мне их повесить на доску. Они без подписей. Вы узнаете их, удалось художникам передать портреты наших персонажей? Что комического увидели в персонажах комедии? .Вы дома заполняли таблицу о чиновниках,послушаем ваши сообщения. -Где вы услышали смех? -Дела во всех сферах городской жизни,как мы можем заметить, обстоят неблагополучно. В чем причина? _Какие пороки и грехи обнаружились у чиновников? Можете их назвать? | Как характеризует чиновников города № приведенная сцена? Что вы узнаете о порядках в городе № из приведенной сцены? -Какие чувства испытывают участники этой сцены? Осознают ли они комичность «Словарь литературоведческих терминов» Юмор- веселый ,беззаботный смех, насмешливое отношение к чему-либо, кому-либо. Сатира -обличающая .бичущая ирония, высмеивающая отрицательные недостатки. своих слов | Личностные УУД: - Совершенствование духовно- нравственных качеств личности\; Метапредметные: формирования умения критически мыслить, анализировать ,оценивать прочитанное |
4 | Этап выявления места и причины затруднения | Работа с учебником-(стр.354, вопрос №9) Сатирический смех.Это особый смех.он обличает.(смех сквозь слезы) -Кого же высмеивает автор? 4 слайд.Дети(Это чиновники города) Справка- словарь: Чиновник-это…… Чего же так испугались чиновники уездного города?(«инкогнито проклятое».грехи по службе) -Давайте посмотрим на их портреты , ребята помогут мне их повесить на доску. Они без подписей. Вы узнаете их, удалось художникам передать портреты наших персонажей? Что комического увидели в персонажах комедии? .Вы дома заполняли таблицу о чиновниках,послушаем ваши сообщения. | - он получает информацию; - да; -« Информация вокруг нас» - повторить как человек получает информацию, какая она бывает, что с ней делают Дети :Прежде всего в фамилиях персонажей ,в речи героев ,в «немой сцене» Физкультминутк Прослушивание сообщений учащихся о чиновниках города.а и др | Регулятивные УУД: - развитие способности устанавливать связи между целью учебной деятельности и ее мотивом; Познавательные УУД: - развитие читательских навыков, -поиск и выделение и необходимой информации; -анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных); Коммуникативные УУД: - инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; разрешение конфликтов -умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка. Личностные УУД: Действия смыслообразования, нравственно-этического оценивания ,самопознание и самоопределение. |
5 | Этап построения выхода из затруднений. | .(Сообщения учащихся) Отчего же чиновники и город так смешны? Почему городничий «очень не глупый по своему человек» обманулся в Хлестакове? 5 слайд -Почему именно этого проезжающего приняли за ревизора?
Что вы можете сказать про Хлестакова? -Обманывает ли чиновников и обывателей города Хлестаков? Комизм этой ситуации? (у всех персонажей комедии есть реплики в «сторону»,у Хлестакова они есть ?Почему? Учитель Великий театральный режиссер В.И.Немирович-Данченко отмечал,чтоу Хлестакова в отличие от других героев почти совсем нет реплик «в сторону», такие реплики передают внутреннюю речь персонажа .его тайные намерения Хлестаков, как лакмусовая бумага, неожиданно вскрывает всю порочность мира чиновников. Их греховность. | Ответы учеников (всего-навсего оттого, что он непролазно глуп.-этот город, но в учености свое Дети:(городничий всех обманывал. В этом его греховность, .он не видит того, что должен видеть ,он парализован страхом.) Дети:(Страх подстегивает чиновников, и они обнаруживают свою сущность, свои грехи) «Ревизор»? Дети:(у него что на уме , то и на языке, мошенники планируют, а он не планирует. Почему? | |
6 | Этап реализации построенного проекта | - Ребята ,так смешная комедия или грустная? Дети( цель писателя:собрать все дурное и посмеяться разом ,потому что смех помогает увидеть недостатки, смех –страшная разоблачительная сила, много смешных моментов………..» А почему писатель грустит? Ответы учащихся. Приедет настоящии ревизор,как вы думаете,что-то изменится в жизни города? ? | - Дети( цель писателя:собрать все дурное и посмеяться разом ,потому что смех помогает увидеть недостатки, смех –страшная разоблачительная сила, много смешных моментов………..» Их греховность, плохие управленцы, отягощают грехи, потеряна совесть Автор грустит о несовершенстве человека. Ответы учащихся. | Личностные УУД: Действия смыслообразования, нравственно-этического оценивания ,самопознание и самоопределение. Коммуникативные УУД: - умение работать в парах, развитие диалогической речи |
7 | Этап самостоятельной работы | Почему так разом поглупели чиновники в комедии? 6 слайд Обратите внимание на слова Н.В.Гоголя об этой комедии, как думал он? Как вы понимаете это выражение? Автор грустит о несовершенстве человека.
| Работа с дневниками | Личностные УУД: - развитие самооценки |
8 | Этап рефлексии |
| ||
9 | Домашенее задание | 1Перечитать 4-5 действие комедии. 2Подготовить сообщение о Хлестакове. 3Выявить комическое в поведении Хлестакова |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Текст слайда Заголовок слайда
Будто не знаете, кто этот ревизор? Что прикидываться? Ревизор этот наша проснувшаяся совесть, которая заставит нас вдруг и разом взглянуть во все глаза на самих себя. Перед этим ревизором ничто не укроется… Н.В. Гоголь («Развязка «Ревизора», 1842 г.)
Домашнее задание Перечитать IV,V действие комедии. Подготовить сообщение о Хлестакове. Выявить комическое в поведении Хлестакова
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка открытого урока по литературе по теме "Мещанин во дворянстве"- комедия эпохи классицизма.
Данная разработка может быть использована как при изучении раздела "Зарубежная литература", так и при изучении темы "Классицизм 18 века"....
Конспект открытого урока по технологии в 6 классе. Тема урока: Игровые технологии на уроках обслуживающего труда. Одежда и требование к ней. Снятие мерок для построения чертежа юбки. (Презентация к уроку)
Разработка урока с презентацией помогает учителю более доступно и понятно познакомить учащихся с историей юбки. На уроке используются игровые технологии, что помогают учащимся лучше усвоить материал у...
План-конспект урока № 68 по физической культуре для учащихся 10 класса МБОУ гимназии «Интеллект». Ессентуки Ставропольского края по теме волейбол. Конспект открытого урока по физической культуре для учащихся 7 классов.
Проводил урок: учитель высшей категории Антонов Петр Андреевич.Раздел учебной программы: Спортивные игры.Тема урока: Волейбол, ИКТ...
План-конспект урока № 68 по физической культуре для учащихся 10 класса МБОУ гимназии «Интеллект». Ессентуки Ставропольского края по теме волейбол. Конспект открытого урока по физической культуре для учащихся 7 классов.
Проводил урок: учитель высшей категории Антонов Петр Андреевич.Раздел учебной программы: Спортивные игры.Тема урока: Волейбол, ИКТ...
Конспект открытого урока географии " Географическое положение Евразии. История открытия"
Конспект урока географии " Географическое положение Евразии. История открытия"...
Конспект открытого урока в 5 классе на тему "Открытие Антарктиды"
Конспект открытого урока в 5 классе на тему "Открытие Антарктиды"...
Презентация по географии , конспект урока, конспект открытого урока
Презентация мероприятия "Знатоки географии",Конспект по географииКонспект открытый урок "Северная Америка"...