Урок литературы по теме: «Городничий и Хлестаков в комедии Н.В. Гоголя «Ревизор». «Миражная интрига» в комедии»
план-конспект урока по литературе (8 класс) на тему

Зинина Татьяна Евгеньевна

Автор делится опытом, как сделать урок и знания, приобретаемые учениками на нем значимыми, показывает инновационную форму и систему работы обучающихся на девайсах

Скачать:


Предварительный просмотр:

Автор делится опытом, как сделать урок и знания, приобретаемые учениками на нем значимыми, показывает инновационную форму и систему работы обучающихся на девайсах

Зинина Татьяна Евгеньевна,                                                                                    

учитель русского языка и литературы

    МАОУ Домодедовская гимназия № 5

Г. Домодедово                                       

Урок литературы по теме: «Городничий и Хлестаков в комедии Н.В. Гоголя «Ревизор». «Миражная интрига» в комедии».

Ключевые слова: «миражная интрига»; инсценировка эпизода комедии; элементы сюжета; тест на девайсах; лист контроля; рефлексия; алгоритм работы с девайсом

Цель: познакомить обучающихся с понятием «миражная интрига», развивать навыки анализа текста, характеристики героя.

Планируемые образовательные результаты:

Личностные: желание осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом, созидательном процессе; осознание себя как индивидуальности, одновременно как члена общества; проявлять уважение к собеседнику.

Коммуникативные: управлять поведением партнера (контроль, коррекция, оценка действия партнера, умение убеждать), формировать навыки работы в группе(включая ситуацию учебного сотрудничества); применение приобретённых знаний, умений и навыков в повседневной жизни; применение полученных знаний, умений и навыков анализа и характеристики литературного героя на межпредметном уровне.

Регулятивные: проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества; планировать и организовывать свою работу; рассчитывать или определять время прохождения маршрута; умение концентрироваться, контролировать свою деятельность в ходе прохождения выбранного из 2 маршрута.

Познавательные: объяснять процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе анализа текста.

Предметные: научиться собирать необходимый материал о героях; овладение элементарными приёмами анализа художественного текста; использование различных видов чтения; умение давать и обосновывать оценку поступков героев.

Оборудование урока:

Технические средства: интерактивная доска, мультимедийный проектор, компьютер, девайсы.

Ресурсы урока: выставка иллюстраций, презентация, выполненная учащимися.

Тип урока: урок развивающего контроля.

        Технологическая карта урока литературы

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формирование УУД

I.Орг. момент

Цель. Включение в деятельность. Мотивация  учебной деятельности.

Цель. Определение содержательных рамок урока

- Здравствуйте, ребята и гости нашей гимназии…

Создание эмоционального настроя.

Инсценировка начала комедии обучающимися.

Вступительное слово. Как вам кажется, смогли ли наши артисты передать то напряжение, которое присутствовало в доме Городничего?

Итак, комедия Н.В. Гоголя «Ревизор» прочитана, в ней 2 главных героя, которые вступают в своеобразный конфликт.

Кто они? (Городничий и Хлестаков). Каковы основания для сопоставления этих героев? Почему мы сравниваем таких разных героев? (Общность: берут и дают взятки, пользуются служебным положением, испытывают страх перед выше стоящими).

Попробуйте определить, о чем мы будем сегодня говорить на уроке? Запишите в тетради тему урока «Городничий и Хлестаков в комедии Н.В. Гоголя «Ревизор».

Какие цели и задачи мы должны решить?

Предполагают, о чем пойдет речь на уроке, какие проблемы будут обсуждаться.

Формирование познавательного интереса к предмету исследования. Самоопределение,

планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

II.Актуализация и углубление изученного.

Цель. Актуализация знаний.

Давайте посмотрим, что произошло дальше. Продолжите сюжет комедии вслед за мной.

 В I действии перед нами появились следующие герои (продолжает ученик) – жители уездного города, городничий, его жена, 2 квартальных, Добчинский и Бобчинский, слуга Осип, едва образованный судья Ляпкин-Тяпкин, попечитель богоугодных заведений Земляника, почтмейстер, Хлестаков. Сюжет комедии разворачивается вокруг некоего ревизора, который должен посетить город и за которого по ошибке принимают Хлестакова – молодого человека без царя в голове, и едва понимающего, что значит для жителей города его приезд. Первое действие начинается с явления, в котором городничий приглашает судью, пристава, квартальных, почтмейстера, чтобы сообщить им пренеприятное известие о приезде ревизора, и даёт соответствующие указания: в богоугодном заведении приодеть больных, чтобы не походили на кузнецов и запретить курить им табак. Судья советует решить проблему по поводу гусей, которых завели сторожа в передней здания суда, и которые все время шныряют под ногами. Смотрителю училищ городничий советует обратить внимание на учителей, дабы не гримасничали некоторые из них, взойдя на кафедру. 

В явлении II происходит разговор между почтмейстером и городничим. В том разговоре городничий признается, что испытывает неописуемый страх по поводу ожидаемого приезда.

Второе действие начинается с монолога Осипа, слуги Хлестакова, который делится с читателем историей жизни Хлестакова. Будучи коллежским регистратором, Хлестаков любит играть в карты, из-за чего очень часто остается без денег. Осип жалуется на то, что очень хочется есть, и в животе трескотня такая, а все потому, что трактирщик не хочет кормить Хлестакова и Осипа до тех пор, пока они не заплатят. С 8 явления комедии начинают возникать недоразумения, связанные с приездом ревизора. Городничий беседует с Хлестаковым – в этом разговоре явно ощущается, что городничий боится Хлестакова, а Хлестаков разговаривает с ним грозным голосом по той же причине: из страха. В итоге Хлестаков оказывается приглашённым в дом городничего.

В 3 действии автор рассказывает о Хлестакове как о заядлом лгуне: он автор женитьбы Фигаро, и с А.С. Пушкиным на короткой ноге. Затем чиновники решают дать ревизору взятку. В 8 явлении слуга Осип советует Хлестакову уехать, говоря, что его приняли за кого-то другого. Но молодой человек решает задержаться еще на 1 день – успевает даже сделать предложение дочери городничего.

Пятая часть начинается с того, что прибегает почтмейстер и кричит: «Никакой это не ревизор!» Он рассказывает, что распечатал письмо, которое Хлестаков хотел отправить в Петербург. Письмо зачитывается вслух и выясняется, что Хлестаков…  Услышанное приводит окружающих в ярость, а больше всех сердится городничий. В последнем явлении на сцене появляется жандарм, говорящий, что чиновник приехал и требует всех к себе.

Комедия «Ревизор» завершается немой сценой всех героев.

Внимательно слушают, делают краткие ответы по содержанию сюжета.

Выявление глубины знания художественного текста, формирование потребности в самовыражении через слово.

Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях.

III.Постановка целей и задач.

Городничий и Хлестаков – 2 персонажа комедии, которые принимают друг друга не за того, за кого бы следовало. Возникает вопрос: кто кого боится больше: Городничий совместно с чиновниками Хлестакова или наоборот?

Кто оказывается хитрее? Почему?

Слышат ли городничий и чиновники «оговорки» Хлестакова? Вспомните эти «оговорки».

Почему городничему хочется верить Хлестакову?

Какую роль пытается играть Хлестаков?

Он играет ее случайно, по неожиданному капризу, или она выражает его мечты и тайные стремления? См. с. 219-220.

Учащиеся отвечают на вопросы и делают выводы:

1. При первой встрече Хлестакова с чиновниками неизвестно, кто кого боится больше.

2. Хлестаков оказывается хитрее и предприимчивее, быстро ориентируется в ситуации.

3. Сцена вранья является кульминацией.

4.Если это ревизор, городничий может контролировать его передвижения и посетителей, объясняя недоразумения на свой лад.

5.Городничий будет строить планы породниться с Хлестаковым и уехать в Петербург.

Поиск необходимой информации в тексте комедии.

Уметь принимать и сохранять учебную задачу.

Уметь с достаточной полнотой выразить свои мысли в соответствии с задачей.

Уметь слушать одноклассников, уважать чужое мнение.

IV.Открытие новых знаний. Первичное усвоение новых знаний.

Что такое мираж?

Что такое интрига?

Попробуйте соединить это в понятие «миражная интрига». Как вы это понимаете? (Обсуждение в парах и коллективно).

Мы изучили комедию Н.В. Гоголя «Ревизор». Предлагаю вам сейчас выполнить тест на девайсах.

Зачитывают определения слов «интрига» и «мираж».

Выводят самостоятельно определение понятия «миражная интрига». (Чиновники сами обманывают себя. Они, всячески обхаживая Хлестакова, устремляются в никуда, в погоню за пустотой, миражом. Именно это обстоятельство заставляет говорить о «миражной интриге». Завязывается «миражная интрига» при появлении Бобчинского и Добчинского с известием о ревизоре. При появлении Хлестакова мираж как бы материализуется. За несколько минут в сцене вранья Хлестакова мираж вырастает до неимоверных размеров.на глазах чиновников Хлестаков делает головокружительную карьеру. Миражная интрига заключается в превращении Хлестакова в значительное лицо, в государственного человека, т.е. в наполнении полной пустоты вымышленным содержанием.)

Решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование.

Сотрудничество в поиске и выборе информации

V.Первичное закрепление. Первичная проверка понимания.

Выполнение заданий по 2 маршрутам на девайсах.

Итоговый тест

Маршрут 1

Раздел А. Вопрос 1. Вариант 1. Какова конечная цель путешествия Хлестакова?

1)Вариант ответа: Петербург.

2)Вариант ответа: Уездный город, где он проводит проверку.

3)Вариант ответа: Поместье отца в Саратовской губернии.

4) Вариант ответа: В пьесе нет сведений об этом

Раздел А. Вопрос 2. Вариант 1. Хлестаков много врет, но иногда выдает и правдивую информацию о себе. Какую информацию городничий считает враньем, хотя на самом деле это правда?

1)Вариант ответа: Службу Хлестакова в Петербурге.

2)Вариант ответа: Недовольство отца тем, что сын не сделал карьеры.

3)Вариант ответа: Плохое обслуживание Хлестакова в трактире.

4)Вариант ответа: Общение Хлестакова с министром.

Раздел А. Вопрос 3. Вариант 1. Городничий, напуганный тем, что ревизор знает о его преступлениях, выдает себя, признаваясь в них. В каком преступлении городничий НЕ признался?

1) Вариант ответа: Взяточничество.

2)Вариант ответа: Несправедливое наказание унтер-офицерской вдовы.

3)Вариант ответа: Воровство денег, выделенных на строительство церкви.

4) Вариант ответа: Во всех признался.

Раздел А. Вопрос 4. Вариант 1. Какова главная роль Осипа во втором действии комедии?

1)Вариант ответа: Он дает нам достоверные сведения о Хлестакове.

2)Вариант ответа: Он помогает Хлестакову врать в разговоре с городничим.

3)Вариант ответа: Он добывает для хозяина пропитание.

4)Вариант ответа: Его роль незначительна, с ним не связана новая информация о приезжем.

Раздел А. Вопрос 5. Вариант 1. В чем суть столкновения городничего и Хлестакова?

1)Вариант ответа: У них противоположные взгляды на порядок в городе.

2) Вариант ответа: Они соревнуются – кто важнее.

3)Вариант ответа: Их столкновение вызвано ошибкой, недоразумением.

4)Вариант ответа: Каждый из них пытается уличить другого во вранье.

Раздел B. Вопрос 1. Вариант 1

Соотнеси имя героя (1, 2) и суждение о нем (a, b).

1) Городничий.

2) Хлестаков.

a) Во вранье бесхитростен, не имеет далеко идущих намерений, «плывет по течению» наудачу.

b) Хитер, думает одно, а говорит другое, выстраивает, как ему кажется, умную игру с противником.

Запиши сначала цифру 1 и соответствующую букву и т. д.

1в2а

Раздел B. Вопрос 2. Вариант 1.

Из предложенных утверждений выбери два НЕВЕРНЫХ. Укажи их номера. 

1) Городничий считает своим долгом помочь человеку, попавшему в трудную ситуацию, поэтому одалживает Хлестакову деньги.

2) Городничий предлагает Хлестакову осмотреть различные учреждения города, в том числе и тюрьмы, а Хлестаков принимает это приглашение за вежливый намек на арест.

3) Хлестаков никогда ранее не был в такой затруднительной финансовой ситуации, поэтому его положение в трактире кажется ему ужасающим.

4) Хлестаков старается выйти из трудной ситуации, пытаясь приобрести еду в кредит, но ему отказывают.

5) Городничий, как ему кажется, помогает ревизору сохранить инкогнито.

13

Раздел C. Вопрос 1. Вариант. 1. Объясни, как ты понимаешь термин «миражная интрига».

__________________________________________

__________________________________________

В случае сбоя техники обучающимся дается письменный тест.

Я ненадолго закрою лист контроля, кто еще не выполнил тест, продолжает работу и не отвлекается. А кто этот вид работы уже закончил, предлагаю  игру «Узнай героя комедии Н.В. Гоголя «Ревизор» на иллюстрации презентации.

Затем открывается экран обсуждений, проходит анализ ошибок, допущенных в итоговом тесте.

Обучающиеся выполняют задания, выбирают правильные ответы из предложенных вариантов.

Индивидуальная работа на девайсе.

Выполнение итогового теста.

Узнают и называют героев комедии по иллюстрациям презентации.

Контроль.

Коррекция.

Умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач.

VI.Итог урока. Рефлексия. Цель. Зафиксировать новое содержание.

Какие выводы вы сделаете по теме нашего с вами урока?

Что вы узнали о «миражной интриге»?

Какие вопросы задали себе?

О чем вы задумались, прочитав комедию?

Обучающиеся заполняют лист рефлексии.

Что понравилось на уроке?

Что было интересно на уроке?

Что было трудно сделать?

О чем задумались после изучения произведения?

Рефлексия способности организовывать собственную деятельность.

VII.Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.

Кто не успел закончить итоговый тест, выполнит его дома на компьютере и отправит мне на проверку. Оценки за тест вы узнаете на следующем уроке, а сегодня за устную работу получили…

Кто выполнил итоговый тест, подготовит презентацию иллюстраций к комедии Н.В. Гоголя «Ревизор». (Художники: Моллер Фёдор Антонович, Добужинский Мстислав Валерианович, Кардовский Дмитрий николаевич, Боклевский Пётр Михайлович, Агин Александр Алексеевич, Кукрыниксы, Савицкий Константин Аполлонович).

Мы выяснили понятие «миражная интрига». Есть еще одно явление «хлестаковщина», тесно связанное с этим. Но об этом будем говорить на следующем роке.

Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.



Предварительный просмотр:

Автор делится опытом, как сделать урок и знания, приобретаемые учениками на нем значимыми, показывает инновационную форму и систему работы обучающихся на девайсах

Зинина Татьяна Евгеньевна,                                                                                    

учитель русского языка и литературы

    МАОУ Домодедовская гимназия № 5

Г. Домодедово                                       

Урок литературы по теме: «Городничий и Хлестаков в комедии Н.В. Гоголя «Ревизор». «Миражная интрига» в комедии».

Ключевые слова: «миражная интрига»; инсценировка эпизода комедии; элементы сюжета; тест на девайсах; лист контроля; рефлексия; алгоритм работы с девайсом

Цель: познакомить обучающихся с понятием «миражная интрига», развивать навыки анализа текста, характеристики героя.

Планируемые образовательные результаты:

Личностные: желание осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом, созидательном процессе; осознание себя как индивидуальности, одновременно как члена общества; проявлять уважение к собеседнику.

Коммуникативные: управлять поведением партнера (контроль, коррекция, оценка действия партнера, умение убеждать), формировать навыки работы в группе(включая ситуацию учебного сотрудничества); применение приобретённых знаний, умений и навыков в повседневной жизни; применение полученных знаний, умений и навыков анализа и характеристики литературного героя на межпредметном уровне.

Регулятивные: проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества; планировать и организовывать свою работу; рассчитывать или определять время прохождения маршрута; умение концентрироваться, контролировать свою деятельность в ходе прохождения выбранного из 2 маршрута.

Познавательные: объяснять процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе анализа текста.

Предметные: научиться собирать необходимый материал о героях; овладение элементарными приёмами анализа художественного текста; использование различных видов чтения; умение давать и обосновывать оценку поступков героев.

Оборудование урока:

Технические средства: интерактивная доска, мультимедийный проектор, компьютер, девайсы.

Ресурсы урока: выставка иллюстраций, презентация, выполненная учащимися.

Тип урока: урок развивающего контроля.

        Технологическая карта урока литературы

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формирование УУД

I.Орг. момент

Цель. Включение в деятельность. Мотивация  учебной деятельности.

Цель. Определение содержательных рамок урока

- Здравствуйте, ребята и гости нашей гимназии…

Создание эмоционального настроя.

Инсценировка начала комедии обучающимися.

Вступительное слово. Как вам кажется, смогли ли наши артисты передать то напряжение, которое присутствовало в доме Городничего?

Итак, комедия Н.В. Гоголя «Ревизор» прочитана, в ней 2 главных героя, которые вступают в своеобразный конфликт.

Кто они? (Городничий и Хлестаков). Каковы основания для сопоставления этих героев? Почему мы сравниваем таких разных героев? (Общность: берут и дают взятки, пользуются служебным положением, испытывают страх перед выше стоящими).

Попробуйте определить, о чем мы будем сегодня говорить на уроке? Запишите в тетради тему урока «Городничий и Хлестаков в комедии Н.В. Гоголя «Ревизор».

Какие цели и задачи мы должны решить?

Предполагают, о чем пойдет речь на уроке, какие проблемы будут обсуждаться.

Формирование познавательного интереса к предмету исследования. Самоопределение,

планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

II.Актуализация и углубление изученного.

Цель. Актуализация знаний.

Давайте посмотрим, что произошло дальше. Продолжите сюжет комедии вслед за мной.

 В I действии перед нами появились следующие герои (продолжает ученик) – жители уездного города, городничий, его жена, 2 квартальных, Добчинский и Бобчинский, слуга Осип, едва образованный судья Ляпкин-Тяпкин, попечитель богоугодных заведений Земляника, почтмейстер, Хлестаков. Сюжет комедии разворачивается вокруг некоего ревизора, который должен посетить город и за которого по ошибке принимают Хлестакова – молодого человека без царя в голове, и едва понимающего, что значит для жителей города его приезд. Первое действие начинается с явления, в котором городничий приглашает судью, пристава, квартальных, почтмейстера, чтобы сообщить им пренеприятное известие о приезде ревизора, и даёт соответствующие указания: в богоугодном заведении приодеть больных, чтобы не походили на кузнецов и запретить курить им табак. Судья советует решить проблему по поводу гусей, которых завели сторожа в передней здания суда, и которые все время шныряют под ногами. Смотрителю училищ городничий советует обратить внимание на учителей, дабы не гримасничали некоторые из них, взойдя на кафедру. 

В явлении II происходит разговор между почтмейстером и городничим. В том разговоре городничий признается, что испытывает неописуемый страх по поводу ожидаемого приезда.

Второе действие начинается с монолога Осипа, слуги Хлестакова, который делится с читателем историей жизни Хлестакова. Будучи коллежским регистратором, Хлестаков любит играть в карты, из-за чего очень часто остается без денег. Осип жалуется на то, что очень хочется есть, и в животе трескотня такая, а все потому, что трактирщик не хочет кормить Хлестакова и Осипа до тех пор, пока они не заплатят. С 8 явления комедии начинают возникать недоразумения, связанные с приездом ревизора. Городничий беседует с Хлестаковым – в этом разговоре явно ощущается, что городничий боится Хлестакова, а Хлестаков разговаривает с ним грозным голосом по той же причине: из страха. В итоге Хлестаков оказывается приглашённым в дом городничего.

В 3 действии автор рассказывает о Хлестакове как о заядлом лгуне: он автор женитьбы Фигаро, и с А.С. Пушкиным на короткой ноге. Затем чиновники решают дать ревизору взятку. В 8 явлении слуга Осип советует Хлестакову уехать, говоря, что его приняли за кого-то другого. Но молодой человек решает задержаться еще на 1 день – успевает даже сделать предложение дочери городничего.

Пятая часть начинается с того, что прибегает почтмейстер и кричит: «Никакой это не ревизор!» Он рассказывает, что распечатал письмо, которое Хлестаков хотел отправить в Петербург. Письмо зачитывается вслух и выясняется, что Хлестаков…  Услышанное приводит окружающих в ярость, а больше всех сердится городничий. В последнем явлении на сцене появляется жандарм, говорящий, что чиновник приехал и требует всех к себе.

Комедия «Ревизор» завершается немой сценой всех героев.

Внимательно слушают, делают краткие ответы по содержанию сюжета.

Выявление глубины знания художественного текста, формирование потребности в самовыражении через слово.

Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях.

III.Постановка целей и задач.

Городничий и Хлестаков – 2 персонажа комедии, которые принимают друг друга не за того, за кого бы следовало. Возникает вопрос: кто кого боится больше: Городничий совместно с чиновниками Хлестакова или наоборот?

Кто оказывается хитрее? Почему?

Слышат ли городничий и чиновники «оговорки» Хлестакова? Вспомните эти «оговорки».

Почему городничему хочется верить Хлестакову?

Какую роль пытается играть Хлестаков?

Он играет ее случайно, по неожиданному капризу, или она выражает его мечты и тайные стремления? См. с. 219-220.

Учащиеся отвечают на вопросы и делают выводы:

1. При первой встрече Хлестакова с чиновниками неизвестно, кто кого боится больше.

2. Хлестаков оказывается хитрее и предприимчивее, быстро ориентируется в ситуации.

3. Сцена вранья является кульминацией.

4.Если это ревизор, городничий может контролировать его передвижения и посетителей, объясняя недоразумения на свой лад.

5.Городничий будет строить планы породниться с Хлестаковым и уехать в Петербург.

Поиск необходимой информации в тексте комедии.

Уметь принимать и сохранять учебную задачу.

Уметь с достаточной полнотой выразить свои мысли в соответствии с задачей.

Уметь слушать одноклассников, уважать чужое мнение.

IV.Открытие новых знаний. Первичное усвоение новых знаний.

Что такое мираж?

Что такое интрига?

Попробуйте соединить это в понятие «миражная интрига». Как вы это понимаете? (Обсуждение в парах и коллективно).

Мы изучили комедию Н.В. Гоголя «Ревизор». Предлагаю вам сейчас выполнить тест на девайсах.

Зачитывают определения слов «интрига» и «мираж».

Выводят самостоятельно определение понятия «миражная интрига». (Чиновники сами обманывают себя. Они, всячески обхаживая Хлестакова, устремляются в никуда, в погоню за пустотой, миражом. Именно это обстоятельство заставляет говорить о «миражной интриге». Завязывается «миражная интрига» при появлении Бобчинского и Добчинского с известием о ревизоре. При появлении Хлестакова мираж как бы материализуется. За несколько минут в сцене вранья Хлестакова мираж вырастает до неимоверных размеров.на глазах чиновников Хлестаков делает головокружительную карьеру. Миражная интрига заключается в превращении Хлестакова в значительное лицо, в государственного человека, т.е. в наполнении полной пустоты вымышленным содержанием.)

Решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование.

Сотрудничество в поиске и выборе информации

V.Первичное закрепление. Первичная проверка понимания.

Выполнение заданий по 2 маршрутам на девайсах.

Итоговый тест

Маршрут 1

Раздел А. Вопрос 1. Вариант 1. Какова конечная цель путешествия Хлестакова?

1)Вариант ответа: Петербург.

2)Вариант ответа: Уездный город, где он проводит проверку.

3)Вариант ответа: Поместье отца в Саратовской губернии.

4) Вариант ответа: В пьесе нет сведений об этом

Раздел А. Вопрос 2. Вариант 1. Хлестаков много врет, но иногда выдает и правдивую информацию о себе. Какую информацию городничий считает враньем, хотя на самом деле это правда?

1)Вариант ответа: Службу Хлестакова в Петербурге.

2)Вариант ответа: Недовольство отца тем, что сын не сделал карьеры.

3)Вариант ответа: Плохое обслуживание Хлестакова в трактире.

4)Вариант ответа: Общение Хлестакова с министром.

Раздел А. Вопрос 3. Вариант 1. Городничий, напуганный тем, что ревизор знает о его преступлениях, выдает себя, признаваясь в них. В каком преступлении городничий НЕ признался?

1) Вариант ответа: Взяточничество.

2)Вариант ответа: Несправедливое наказание унтер-офицерской вдовы.

3)Вариант ответа: Воровство денег, выделенных на строительство церкви.

4) Вариант ответа: Во всех признался.

Раздел А. Вопрос 4. Вариант 1. Какова главная роль Осипа во втором действии комедии?

1)Вариант ответа: Он дает нам достоверные сведения о Хлестакове.

2)Вариант ответа: Он помогает Хлестакову врать в разговоре с городничим.

3)Вариант ответа: Он добывает для хозяина пропитание.

4)Вариант ответа: Его роль незначительна, с ним не связана новая информация о приезжем.

Раздел А. Вопрос 5. Вариант 1. В чем суть столкновения городничего и Хлестакова?

1)Вариант ответа: У них противоположные взгляды на порядок в городе.

2) Вариант ответа: Они соревнуются – кто важнее.

3)Вариант ответа: Их столкновение вызвано ошибкой, недоразумением.

4)Вариант ответа: Каждый из них пытается уличить другого во вранье.

Раздел B. Вопрос 1. Вариант 1

Соотнеси имя героя (1, 2) и суждение о нем (a, b).

1) Городничий.

2) Хлестаков.

a) Во вранье бесхитростен, не имеет далеко идущих намерений, «плывет по течению» наудачу.

b) Хитер, думает одно, а говорит другое, выстраивает, как ему кажется, умную игру с противником.

Запиши сначала цифру 1 и соответствующую букву и т. д.

1в2а

Раздел B. Вопрос 2. Вариант 1.

Из предложенных утверждений выбери два НЕВЕРНЫХ. Укажи их номера. 

1) Городничий считает своим долгом помочь человеку, попавшему в трудную ситуацию, поэтому одалживает Хлестакову деньги.

2) Городничий предлагает Хлестакову осмотреть различные учреждения города, в том числе и тюрьмы, а Хлестаков принимает это приглашение за вежливый намек на арест.

3) Хлестаков никогда ранее не был в такой затруднительной финансовой ситуации, поэтому его положение в трактире кажется ему ужасающим.

4) Хлестаков старается выйти из трудной ситуации, пытаясь приобрести еду в кредит, но ему отказывают.

5) Городничий, как ему кажется, помогает ревизору сохранить инкогнито.

13

Раздел C. Вопрос 1. Вариант. 1. Объясни, как ты понимаешь термин «миражная интрига».

__________________________________________

__________________________________________

В случае сбоя техники обучающимся дается письменный тест.

Я ненадолго закрою лист контроля, кто еще не выполнил тест, продолжает работу и не отвлекается. А кто этот вид работы уже закончил, предлагаю  игру «Узнай героя комедии Н.В. Гоголя «Ревизор» на иллюстрации презентации.

Затем открывается экран обсуждений, проходит анализ ошибок, допущенных в итоговом тесте.

Обучающиеся выполняют задания, выбирают правильные ответы из предложенных вариантов.

Индивидуальная работа на девайсе.

Выполнение итогового теста.

Узнают и называют героев комедии по иллюстрациям презентации.

Контроль.

Коррекция.

Умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач.

VI.Итог урока. Рефлексия. Цель. Зафиксировать новое содержание.

Какие выводы вы сделаете по теме нашего с вами урока?

Что вы узнали о «миражной интриге»?

Какие вопросы задали себе?

О чем вы задумались, прочитав комедию?

Обучающиеся заполняют лист рефлексии.

Что понравилось на уроке?

Что было интересно на уроке?

Что было трудно сделать?

О чем задумались после изучения произведения?

Рефлексия способности организовывать собственную деятельность.

VII.Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.

Кто не успел закончить итоговый тест, выполнит его дома на компьютере и отправит мне на проверку. Оценки за тест вы узнаете на следующем уроке, а сегодня за устную работу получили…

Кто выполнил итоговый тест, подготовит презентацию иллюстраций к комедии Н.В. Гоголя «Ревизор». (Художники: Моллер Фёдор Антонович, Добужинский Мстислав Валерианович, Кардовский Дмитрий николаевич, Боклевский Пётр Михайлович, Агин Александр Алексеевич, Кукрыниксы, Савицкий Константин Аполлонович).

Мы выяснили понятие «миражная интрига». Есть еще одно явление «хлестаковщина», тесно связанное с этим. Но об этом будем говорить на следующем роке.

Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Бессмертная комедия Н. В. Гоголя « Ревизор» (Обобщающий урок по комедии Н. В. Гоголя ) ( 2 часа)

Обобщающий урок по комедии Н. В. Гоголя " Ревизор" с ис пользованием таких современных образовательных технологий . как развивающее обучение, метод проектов,проблемно- диалогическое обучение. В игрово...

Сравнительная характеристика Хлестакова и городничего (по комедии Н.В. Гоголя "Ревизор")

Этот текст окажет помощь учащимся 8-го класса в подготовке к сочинению на тему "Что общего между Хлестаковым и городничим в комедии Н.В. Гоголя "Ревизор"...

Хлестаков и городничий (анализ II действия комедии Н.Б. Гоголя «Ревизор»).

Цели:1. Знакомство с содержанием II действия и его анализ. Продолжение работы над характеристикой Хлестакова. Понятие о несоответствии как основе комического.2. Введение понятия «анализ монолога...

Урок-суд над городничим и чиновничеством города (по комедии Н.В.Гоголя «Ревизор»).

Урок-суд над городничим и чиновничеством города(по комедии Н.В.Гоголя «Ревизор»)....

Конспект урока по теме "История создания и постановки комедии Н. В. Гоголя «Ревизор»"

Конспект урока по теме "История создания и постановки комедии Н. В. Гоголя «Ревизор»"...

Конспект урока на тему "Чиновники города N" (по комедии Н.В. Гоголя "Ревизор")

Конспект урока литературы на тему "Чиновники города N" разработан с целью побудить обучающихся к самостоятельному анализу образов чиновников в комедии Н.В. Гоголя,  внимательному прочте...

Интрига как способ построения сюжета комедии Н.В. Гоголя «Ревизор»

Данная публикация представляет собой конспект урока литературы по комедии Н.В. Гоголя "Ревизор" в 8 классе...