Л. Н. АНДРЕЕВ «КУСАКА»
план-конспект урока по литературе (7 класс)

Константин Владимирович Ярушин

Конспект урока в 7 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл l.docx8.62 КБ

Предварительный просмотр:


Л. Н. АНДРЕЕВ «КУСАКА»

Цели: познакомить с биографией писателя, его интересом к жизни простых обездоленных людей, отметить сочувствие им, любовь ко всему живому, попытку раскрыть ценности, таящиеся внутри человека; выявить впечатление от прочитанного; раскрыть гуманистическую направленность рассказа; развивать умения анализировать, обобщать, делать выводы.

Планируемые результаты обучения:

Предметные: познакомятся с биографией Л. Н. Андреева, главными героями, композицией, художественными особенностями.

Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД):

познавательные: ориентироваться в справочной литературе; отвечать на вопросы учителя; сравнивать и делать выводы; находить нужную информацию в учебнике, различных справочниках, ресурсах Интернета;

регулятивные: овладевать способностями понимать учебные задачи урока, оценивать свои достижения; уметь самостоятельно организовывать собственную деятельность;

коммуникативные: владеть умениями произносить монолог, вести диалог, работать индивидуально и участвовать в работе группы; использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств и мыслей; владеть навыками конструктивного взаимодействия со взрослым и сверстниками.

Личностные: анализировать и характеризовать эмоциональные состояния и чувства окружающих; строить свои взаимоотношения с их учетом; проявлять познавательный интерес к изучению предмета, уважительное отношение к русской литературе.

Методические приемы: работа по учебнику, выразительное чтение, аналитическая беседа.

Сценарий урока

I. Сообщение темы и целей урока.

II. Изучение нового материала.

1. Слово учителя.

– Три больших имени – А. И. Куприн, И. А. Бунин, Л. Н. Андреев – обозначили пути развития русской прозы в начале XХ века. Два имени вам уже известны. Сегодня – наше первое знакомство с Леонидом Николаевичем Андреевым (показ портрета), который родился в России, в Орле, а умер в эмиграции в Финляндии в 1919 году.

Талант Андреева даже в самые ранние годы отмечали и Л. Н. Толстой, и А. П. Чехов, и В. Г. Короленко, и многие другие писатели.

Леонид Андреев выступает в защиту слабых и обездоленных, униженных и несчастных. Во многих произведениях отразились воспоминания детства и юности писателя.

2. Работа по учебнику.

Чтение статьи «В творческой лаборатории Леонида Андреева» (с. 91– 92).

– Чем интересен характер писателя? О каких особенностях творчества и личности Леонида Андреева сообщает нам Корней Иванович Чуковский?

– Какова особенность ранних произведений Андреева?

– Ранние произведения писателя проникнуты гуманизмом. Автор выступает в защиту слабых и обездоленных. Вот один из его рассказов – «Бергамот и Гараська». Последний пьяница-босяк, которого постоянно преследовал городовой Бергамот. И вот этот самый Бергамот приглашает Гараську на праздник, на Пасху, к себе домой, угощает обедом. И в этом пьянице просыпается чувство собственного достоинства, когда его первый раз в жизни называют по имени и отчеству. Он плачет. В рассказе «Петька на даче» повествуется о жизни десятилетнего кухаркиного сына, попавшего на дачу и впервые увидевшего природу в ее первозданной красе. Но любоваться ею ему некогда: он служит в парикмахерской и ежедневно слышит один и тот же отрывистый крик: «Мальчик, воды!». И мы видим уже не мальчика, а маленького, сморщенного старичка.

Задание 1.

– Зачитайте строчки, которые говорят о том, что Андреев думал не только о своем благополучии?

Чтение рассказа «Кусака» учителем (I глава).

Беседа по вопросам.

– Как начинается рассказ «Кусака»? (Начинается повествование о живом существе без крыши, без еды, без имени.)

– Что отличало ее от дворовых собак? («...Принадлежность к дому», возможность общения. Никакое живое существо не может вынести одиночества и ненужности, то есть собака должна иметь хозяина, должна иметь обязанности, быть нужной, служить ему.)

– Как вы понимаете: «Только один раз ее пожалели и приласкали»? (Измученная одиночеством и неприкаянностью, она, мучимая недоверием и страхом, виляя хвостом, поверила пьянице, который вдруг вспомнил обиды, нанесенные ему людьми. Жучка легла перед ним на спину, он же ткнул ее сапогом в бок. Писатель удивительно тонко подметил то, что должна чувствовать собака – обиду. И с тех пор она не доверяла людям.)

Задание 2.

– Прокомментируйте строчки: «...но сквозь злобу проглядывало некоторое довольство собой и даже гордость». (Она не бесцельно бегает и лает, она нужна, она делает то, что должна делать всякая собака.)

Продолжение изучения рассказа.

– Расскажите о знакомстве девочки с собакой.

Беседа по вопросам.

– Почему она не оставила своего места, а осталась под террасой? («Люди... беспомощны и не страшны... А тревожных звуков было много...»)

– Что удерживало собаку на расстоянии от людей? (Страх, она боялась взмаха руки, бросающего ей хлеб, знала об этом опасном для нее движении по опыту. И вот она преодолела свой страх, перевернулась на спину и закрыла глаза, ожидая удара. Любое живое существо, в том числе и человек, с трудом избавляется от страха, испытанного от чего-то неприятного. Кусака тоже «вздрагивала».)

– Почему «расцвела Кусака»? («...Она принадлежала людям и могла им служить».)

– Что изменилось в ее внешности? Как она выражала свой восторг, любовь и благодарность людям?

Задание 3.

– Зачитайте начало IX главы; нарисуйте устную картину осени, отметьте ее признаки.

– Кто задумался о судьбе Кусаки? («“Жалко”, – повторила Леля, готовая заплакать», «“Жалко”, – повторила Леля, но не заплакала».

– Чем отличаются эти фразы? (Мама сумела погасить обещанием искорку жалости в душе дочери. Пока погасить! Но постепенно мамины железные доводы по этому и другим вопросам погасят искры человечности. А потом мы спрашиваем: откуда в детях бесчувственность, безразличие и жестокость? А вот оно и доказательство этой жестокости!)

Задание 4.

– Зачитайте конец IX главы. (Будто бы из века в век кочует издевательство над теми, кто слабее. Беспричинно гоняют собаку, беспричинно издеваются те же люди над дурачком, вынуждая его цинично и грязно ругаться, научившись этому у тех же людей.)

– Когда Кусака почувствовала беду? (Когда пришли незнакомые люди, Кусака убежала, «смутно предчувствуя беду». Предчувствие беды погнало ее на станцию, потом заставило подняться на террасу, встав на задние лапы, «заглянуть в стеклянную дверь и поскрести когтями». «...В комнатах тоже было пусто...». Пусто стало и в душе собаки: она все поняла. Опять тоска, одиночество, ненужность. И Кусака завыла «ровно, настойчиво и безнадежно».

Тот, кто слышал этот вой, поторопился домой, где его ждали, к теплу, к любящему сердцу.)

– В чем проявилось мастерство писателя при описании природы? (Природа импонирует душевному состоянию собаки. Частый дождь, надвигавшийся мрак осенней длинной ночи, неприветливое небо, борьба света с тьмою – все это обостряло чувство одиночества, усиливало безысходность и тоску.)

Вывод. Л. Андреев – тонкий психолог не только человеческой души; он как бы пытается вразумить человека, что испытываемые им страдания не чужды живым существам, которых мы называем (как-то уж очень легковесно!) меньшими братьями, и эта фраза должна быть не только фразой, она должна быть подкреплена человеческими поступками.

III. Итог урока. Рефлексия деятельности.

– Какие чувства и переживания вызвал у вас рассказ «Кусака»?

– Можно ли сказать об авторском отношении к событиям?

Домашнее задание: I группа – составить выборочный пересказ на тему «История Кусаки»; II группа – подготовить диалог на тему «Разговор с другом о прочитанном рассказе “Кусака” Л. Андреева»; III группа – написать отзыв о рассказе; IV группа – подготовить иллюстрации к рассказу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока "Мы в ответе за того, кого приручили" (Л.Андреев "Кусака"

План открытого урока литературы в 7 «Б» классе(Учитель литературы Л.Н.Нагаева, МБОУ Гимназия №9 г.о.Химки Московской области) Тема урока: "Мы в ответе за того, кого приручили" по расск...

Л.Н. Андреев "Кусака". Слово о писателе. Сострадание и бессердечие как критерии нравственности человека

Урок знакомит с личностью Л. Андреева, "этапными" произведениями, определившими эволюцию писателя, позволяет заложить основы воспитания чувства сострадания и любви ко всему живому у детей....

Леонид Андреев "Кусака"

На примере рассказа Л. Андреева "Кусака" показать, что люди порой беспощадны не только к животным, но и по отношению друг к другу....

Состраданию быть? Л.Н.Андреев. «Кусака»

Конспект урока литературы....

Л.Н. Андреев "Кусака"

Данный тест рассчитан на развитие умения работать с текстом, определять жанр произведения и находить художественно- выразительные средства...

«Л.Н.Андреев «Кусака»». Сострадание и бессердечие как критерий нравственности человека. 7-й класс

Вид: рассказ учителя, беседа.Цели урока:Образовательные: формировать умение определять тему, идею рассказа; составлять план, характеризовать героев.Развивающие: развивать мыслительную деятельность уча...