«Л.Н.Андреев «Кусака»». Сострадание и бессердечие как критерий нравственности человека. 7-й класс
учебно-методический материал по литературе (7 класс) на тему
Вид: рассказ учителя, беседа.
Цели урока:
- Образовательные: формировать умение определять тему, идею рассказа; составлять план, характеризовать героев.
- Развивающие: развивать мыслительную деятельность учащихся, умение анализировать, находить в тексте ключевые эпизоды.
Методы обучения: частично-поисковый, поисковый, репродуктивный
Оборудование: художественный текст рассказа Л.Н. Андреева «Кусака»;
Презентация на мультимедийной установке, выставка книг, толковые словари.
… Чтобы понять, есть ли у животных душа, надо самому иметь душу.
Альберт Швейцер.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_kusaka.docx | 18.91 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Школа №150 имени Героя Советского союза В.И.Чудайкина
Городского округа Самара.
Конспект урока
«Л.Н.Андреев «Кусака»». Сострадание и бессердечие как критерий нравственности человека. 7-й класс
Составила: Учитель русского языка и
Литературы Дмитриева Т.И.
Самара, 2016 г.
Конспект урока
«Л.Н.Андреев «Кусака»». Сострадание и бессердечие как критерий нравственности человека. 7-й класс
Вид: рассказ учителя, беседа.
Цели урока:
- Образовательные: формировать умение определять тему, идею рассказа; составлять план, характеризовать героев.
- Развивающие: развивать мыслительную деятельность учащихся, умение анализировать, находить в тексте ключевые эпизоды.
Методы обучения: частично-поисковый, поисковый, репродуктивный
Оборудование: художественный текст рассказа Л.Н. Андреева «Кусака»;
Презентация на мультимедийной установке, выставка книг, толковые словари.
… Чтобы понять, есть ли у животных душа, надо самому иметь душу.
Альберт Швейцер.
Ход урока
- Организационный момент
- Вступительное слово учителя
- Дома вы прочитали рассказ Леонида Николаевича Андреева «Кусака». Я надеюсь, что рассказ вас тронул, задел за живое, вызвал какие-то чувства. Наш мир огромен, в нем есть все: прекрасное и уродливое, доброе и злое, в нем уживаются верность и предательство, любовь и ненависть, сострадание и бессердечие. Главная задача для каждого из вас не по-теряться в этом мире, не сбиться, найти свой путь. И как важно, чтобы в своих жизненных поисках, когда будут терзать какие-то сомнения, вы обращались к книгам, к писателям. Тема нашего урока: «Л.Н.Андреев. «Кусака». Сострадание и бессердечие как критерии нравственности человека». (Тему дети записывают в тетрадь, читают и объясняют смысл эпиграфа.)
Слайд 2
- Постановка целей урока
(Вместе с учащимися формулируем цели урока.)
Слайд 3
- Слово о писателе.
Слайд 4
Андреев Леонид Николаевич родился 9(21) августа в городе Орле в семье чиновника. В шесть лет научился читать. Читал много, «все, что попадалось под руку».
В 11 лет поступил в Орловскую гимназию, которую окончил в 1891 году.
Слайд 5
В 26 лет окончил юридический факультет Московского университета. Андреев собирался спать присяжным поверенным, но неожиданно получил предложение от знакомого адвоката занять место судебного репортера в газете «Московский вестник».
Слайд 6
Первый рассказ «Баргамот и Гараська» (1898), напечатанный в «Курьере», понравился читателям и привел в восторг Горького.
В 1904 году, в период начала русско-японской войны, Андреев пишет рассказ «Красный смех». Безумие войны выражено символическом образе Красного смеха. Во время революции 1905 года Андреев оказывал помощь революционерам, за что был арестован и заключен в тюрьму. Однако он никогда не был убежденным революционером.
Его сомнения отразились в его творчестве – пьеса «К звездам», рассказ «Так было»
Слайд 7
- Работа с выставкой книг
- Теме «Животные и люди» посвящены многие произведения русской литературы. Назовите, какие произведения, посвященные собаке, вы читали?
- Все названные вами произведения и книги, подобранные на выставку, посвящены одной теме и объединены общей идеей. Какой?
- Почему, по-вашему, писатели обращались и обращаются к этой теме? (Много людей жестоких и равнодушных, в жизни часто видим жестокое отношение к животным.)
- Леонид Андреев о своем рассказе «Кусака» писал: «…В рассказе «Кусака» героем является собака, ибо все живое имеет одну и туже душу, все живое страдает одними и теми же страданиями и в великом безразличии и равенстве сливается воедино перед грозными силами жизни».
Слайд 8
- Словарная работа
- В теме нашего урока звучат слова: сострадание, бессердечие, нравственность. Что они означают? (Дети дают определения сами, а потом зачитывают по толковому словарю.)
Слайд 9
- Анализ произведения
- Каков жанр «Кусаки»? По каким признакам его можно определить?
- Какова тема рассказа? (Тему определяет заголовок рассказа: история взаимоотношения собаки и людей. Кусака – имя, данное собаке людьми.)
- Близка ли эта тема вам?
- Есть ли у вас собака, за что вы ее любите? Смогли бы вы ее обмануть, предать?
- Какова композиция рассказа «Кусака»? (Кольцевая, первая и пятая части перекликаются между собой.)
- Как можно озаглавить каждую из частей рассказа? (Вместе с учениками составляет план).
Слайд 10
- Работа над первой частью рассказа.
- Кто главный герой рассказа?
- Всегда ли ее так звали?
- Какой предстает Кусака в начале рассказа?
- Какое ключевое слово выражает отношение между собакой и человеком?
Слайд 11
- Почему так подробно описывается жизнь Кусаки в начале рассказа? (Показ жестокости, бесчеловечности людей.)
- Как к ней относились дети, взрослые? (Зачитываем из текста)
- Как появляется человек в 1 части и как «уходит»? (Ребята пересказывают этот эпизод.)
- Почему писатель о нем говорит?
- В чем здесь сходство человека и собаки? (зачитываем из текста).
- Какие слова хочется взять в кавычки, кажется, что они употреблены в переносном значении? Почему? (Добрые люди)
- Чем заканчивается первая часть? (Описание пейзажа зачитываем из текста).
- Какое настроение он у вас вызывает?
- Как описание природы перекликается с описание Кусаки в первой части? (Зимний пейзаж усиливает чувство одиночества, тоски, неприкаянной, но он не совсем мрачный, в нем есть свет.)
2. Работа над второй частью рассказа
- Выделите пейзаж из второй части рассказа. (Зачитываем из текста.)
- Какое настроение он вызывает?
- Почему Кусака боялась людей?
- Почему она полюбила Лелю?
- Какие слова становятся ключевыми и вытесняют из души собаки злобу? (Зачитываем из текста эпизод, в котором Кусака доверяется людям.)
3. Работа над третьей частью рассказа.
- Какой теперь мы видим Кусаку? (Записываем в правую сторону тетради словесный ряд: всей….душой расцвела; было имя, стремглав неслась, изменилась; длинная шерсть… стала лосниться, как атлас; выбегала, важно осматривала).
Слайд 11
- Почему у Кусаки не «выпарился» да конца страх, почему она «ждала побоев»?
4. Работа над четвертой частью рассказа.
- Какое настроение создает описание пейзажа в начале четвертой части? (Зачитываем из текста.)
- Сопоставьте эти строки и заключительный пейзаж в первой части. (Сейчас огни гаснут, наступает темнота, предчувствие беды.)
-Почему Кусаку не взяли в город?
- Кто будет скучать: Кусака о Леле или Леля о Кусаке?
- Как прощается Леля с Кусакой?
- Вроде бы Леля не злая, но почему она так поступает? (Она воспринимала собаку как развлечение, в душе девочки не пробудилось сострадание.)
- Зачем Андреев вставляет в рассказ эпизод с дурачком Илюшей, не имеющий прямого отношения к истории Кусаки? (Люди жестоки не только к животным, но и друг к другу.)
5. Работа на пятой частью рассказа.
(Читаем вслух пятую часть рассказа.)
- Почему собака выла?
- Сопоставьте 1 и 5 части. Первая и последняя главы говорят нам об одиночестве собаки. Одинаковые ли это одиночество? (В первой главе собака не знала человеческой ласки, а в последней главе испытала человеческое предательское.)
- Мы отменили, что в конце первой части появляется надежда. А сейчас? (Зачитываем ключевые слова: «… свет долго еще боролся с тьмою …, но скоро уступил и он».
- О чем хотел сказать нам автор в рассказе?
- Одобряет или осуждает он поступок Леди?
Вывод: Человек должен нести ответственность за судьбу тех, кто ему доверился.
Своим рассказом Леонид Андреев призывает нас обратить внимание на то, что люди жестоки, и не только по отношению к животным, но и друг к другу. Автор показывает, какими люди быть не должны.
- Заключение
(Вместе с учениками подводим итог урока.)
- На этом уроке вы познакомились с писателем Леонидом Андреевым и его рассказом «Кусака». Вы узнали:
- некоторые факты из жизни и литературной деятельности Л.Н.Андреева;
- определили жанр произведения и дали его понятие;
- провели анализ рассказа «Кусака»;
- выявили идею, которая заложена в этом произведении.
IX. Домашнее задание
Слайд 12
Написать рассказ «Мой друг».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Л.Н. Андреев "Кусака". Слово о писателе. Сострадание и бессердечие как критерии нравственности человека
Урок знакомит с личностью Л. Андреева, "этапными" произведениями, определившими эволюцию писателя, позволяет заложить основы воспитания чувства сострадания и любви ко всему живому у детей....
Состраданию быть? Л.Н.Андреев. «Кусака»
Конспект урока литературы....
Урок литературы в 7 классе Л. Андреев "Кусака". Нравственные проблемы рассказа
урок анализа произведения...
Открытый урок по литературе в 7 классе на тему "Л.А.Андреев. "Кусака"
Урок соответствует ФГОС. Актуальность в применении инновационных технологий...
Урок по литературе в 7 классе "Л.Андреев «Кусака». Сострадание и бессердечие как критерии нравствености человека.
технологическая карта...
"Л. Н. Андреев «Кусака». Чувство сострадания к братьям нашим меньшим".
Цель урока: формировать умение определять тему, идею рассказа, характеризовать героев, использовать устное словесное рисование, кратко пересказывать эпизоды; учить создавать...