Леонид Андреев "Кусака"
план-конспект урока (литература, 7 класс) по теме
На примере рассказа Л. Андреева "Кусака" показать, что люди порой беспощадны не только к животным, но и по отношению друг к другу.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
andreev_kusaka.docx | 25.93 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока по произведению Л. Андреева «Кусака» 7 класс
Тема урока: «Мы в ответе за тех, кого приручили»
Цели:
- Выявить отношения между людьми и собакой.
- Показать роль композиции пейзажа, роль портретных зарисовок.
- Воспитывать способность к переживанию и сопереживанию, что является
проявлением духовности.
Оборудование: портрет писателя, рисунок с изображением собаки.
План урока:
- Орг. момент.
- Вступительное слово. Эмоциональная подготовка к восприятию нового материала.
- Выявление первоначального восприятия.
- Анализ 1ой главы. Окончательная потеря веры собаки в людей.
- Анализ 2-3 глав. Возвращение веры к людям.
- Анализ 4-5 главы. Кусака вновь обманута…
- Вывод.
- Домашнее задание.
Ход урока
Да, меньшие братья нам преданно служат от века.
Однако жестокого сколько ещё вокруг?
Мы часто твердим, что собака – друг человека.
Но вот человек. Он всегда ли собаке друг?
Эдуард Асадов
- Орг. момент.
- Вступительное слово. Эмоциональная подготовка к восприятию нового материала.
- Ребята, на доске записан эпиграф. Давайте прочитаем его. Эти замечательные строки принадлежат перу Эдуарда Асадова.
- О чём эти строки?
- Какова их основная мысль?
- Ответьте на вопрос: «Человек всегда ли собаке друг»?
- Согласны ли вы с утверждением, что «собака – друг человека»?
- Вспомните, кто из писателей создал в русской литературе прекрасные образы четвероногого друга («Муму» И.Тургенев, «Каштанка» А.Чехов, «Булька» Л.Толстой). Во всех этих рассказах собака предстает как верный, ласковый, добрый друг человека.
Дома вы познакомились с еще одним рассказом о четвероногом друге – «Кусака», который написал Леонид Андреев в 1901 году.
Леонид Николаевич Андреев родился в 1871 году в городе Орле, умер за границей в 1919 году. Талант Андреева даже в самые ранние годы отмечали и Толстой Л. Н. , и Чехов А. П., и Короленко В. Г. И многие другие писатели.
Леонид Андреев выступает в защиту слабых и обездоленных, униженных и несчастных. Во многих произведениях отразились воспоминания детства и юности («Весной», «Петька на даче», «Кусака» и др.).
В письме К. И. Чуковскому, написанном до 19 июля 1902 г., Андреев подчеркивал: "Мне не важно, кто "он" - герой моих рассказов: поп, чиновник, добряк или скотина. Мне важно только одно: что он за человек и как таковой несет одни и те же тяготы жизни. Более того в рассказе "Кусака" героем является собака, ибо все живое имеет одну и ту же душу, все живое страдает одними страданиями и в великом безличии и равенстве сливается воедино перед грозными силами жизни"
- Выявление первоначального восприятия.
- Какие чувства вызвал у вас рассказ?
- Какие моменты в рассказе вас особенно затронули?
- Где вам было радостно? Грустно?
- Анализ 1ой главы. Окончательная потеря веры собаки в людей.
- Как зовут главную героиню рассказа? (у нее не было собственного имени).
- Зачитайте 1ый абзац. Сколько картин можно составить по нему? (3-4 картины: 1) Зима. Стоят дома, из труб которых идет дым. Рядом с домами – гордые и сильные собаки. Они оскалили свои пасти на Кусаку – забитую, худую; 2) На улице много ребят, они что-то кричат, у них подняты руки вверх, в руках камни и палки, которые вот-вот полетят в сторону собаки, которая прижалась к земле.)
- Как первый раз было обмануто её доверие? (Пропойца – мужик с размаху ткнул ее в бок носком тяжелого сапога…).
- Как это повлияло на её дальнейшую жизнь, на её характер? Покажите это, используя текст (С тех пор собака не доверяла людям, которые хотели ее приласкать…)
- Для чего в конце 1 ой главы дается пейзаж? (сопоставлена природа и чувства, настроение Кусаки).
- Анализ 2-3 глав. Возвращение веры к людям.
- Что изменилось в жизни собаки с наступлением весны? (из города приехали дачники). Выделите слова, которые говорят о приезде дачников (громкий говор, скрип колес, топот людей, кто-то кричал, кто-то пел, смеялся…)
- Расскажите при каких обстоятельствах Кусака познакомилась с людьми? (В саду она увидела девочку Лёлю, на которую набросилась и ухватила за платье).
- Найти и зачитать эпизод знакомства девочки с собакой. Почему же Кусака всё-таки укусила Лёлю?
- Почему собака, боявшаяся людей, охраняет их ночью? Зачитайте этот эпизод.
- Давайте попробуем передать глазами Кусаки эпизод, когда Леля просит ее подойти ближе (Я стала понемногу привыкать к людям, уже стала подходить ближе. Очень боялась подойти к той девочке, что настойчиво зовет меня… недоверие брало верх надо мной. Девочка сделала мне уйму комплиментов по поводу моей внешности…и я, забыв прежние обиды, растаяла…)
- Почему собаке «было больно от непривычной ласки, словно от удара»?
- Какие изменения произошли с Кусакой с момента появления дачников? (Всею своею собачьей душою расцвела Кусака. У нее было имя, на которое она стремглав неслась из зеленой глубины сада; она принадлежала людям и могла им служить. Разве недостаточно этого для счастья собаки?).
- Какие чувства испытает Кусака в этот момент жизни? (чувство радости, любви).
- Почему её радость неполная, чем она ограничена? (Страх не совсем еще выпарился огнем ласк из ее сердца, и всякий раз при виде людей, при их приближении, она терялась и ждала побоев. И долго еще всякая ласка казалась ей неожиданностью, чудом, которого она не могла понять и на которое она не могла ответить. Она не умела ласкаться. Другие собаки умеют становиться на задние лапки, тереться у ног и даже улыбаться, и тем выражают свои чувства, но она не умела).
VI. Анализ 4-5 главы. Кусака вновь обманута…
- Выразительно прочитайте описание осени в начале IV главы. В нем нет Кусаки, но от чего так сжимается наше сердце? (осень предвещает что-то недоброе, холодное).
- Давайте прочитаем по ролям разговор Лели с мамой.
- Какие слова в четвертой главе говорят о том, что сожаление Лели было не совсем искренним? (- Жа-а-лко, - повторила Леля, но не заплакала.)
- Как вы отнеслись к Леле в самом начале рассказа?
- Изменилось ли теперь ваше мнение?
- Какого поступка вы ожидали от Лёли?
- Почему, по-вашему, она его не совершила?
- Что делала собака после отъезда людей? (Кусака долго металась по следам уехавших людей, добежала до станции и - промокшая, грязная - вернулась на дачу. Там она проделала еще одну новую штуку, которой никто, однако, не видал: первый раз взошла на террасу и, приподнявшись на задние лапы, заглянула в стеклянную дверь и даже поскребла когтями. Но в комнатах было пусто, и никто не ответил Кусаке).
- Сможет ли Кусака еще раз довериться людям?
- С каким чувством вы закрыли последнюю страницу?
- Как вы думаете, будет ли Леля сожалеть о том, что оставила Кусаку на даче?
VII. Вывод.
Своим рассказом Леонид Андреев призывает нас обратить внимание на то, что люди жестоки, и не только по отношению к животным, но и друг к другу. Эта жестокость стала настолько привычной, что порой её не замечают не только окружающие, но и те, кто эту жестокость совершает. В рассказе «Кусака» Леонид Андреев показывает, какими люди быть не должны. Давайте с сегодняшнего начнем понимать то, что мы в ответе за тех, кого приручили. Ведь не только у людей есть душа, не только люди умеют страдать…
VIII. Домашнее задание. Сочинение на тему: «Мы в ответе за тех, кого приручили».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация "Творчество Леонида Андреева"
Содержит подробный рассказ о жизни и творчестве писателя....
Поэты Алтая. Встреча С Леонидом Мерзликиным. (план-конспект урока литературы)
данный урок посвящен Леониду Мерзликину. Урок сопровождается презентацией....
Урок литературы 7 класс "Авторская позиция в рассказе Леонида Андреева «Кусака»
Формирование в ходе урока навыков анализа художественного текста, понятия об авторской позиции и способах её выражения.....
статья "В гостях у Леонида Васильевича Лапцуя"
28-29 марта 2012 г. в г. Салехард проводились мероприятия для победителей 1 окружного литературного конкурса «Лапцуевские чтения». Конкурс был приурочен к 80- летию со дня рождения Л.В. Лапцуя ...
Презентация ученика 11-б класса Масляникова Леонида
Данная презентация посвящается 200-летию "Отечественной войне 1812 г", на тему: "Музеи, архитектурные памятники, посвященные победе России в Отечественной войне 1812 года"...
Урок литературы в 6 классе "Встреча с ангелом"/Леонид Андреев"Ангелочек"/
На уроке учащиеся знакомятся с рассказом Л.Андреева «Ангелочек», работают над анализом образа главного героя с точки зрения его душевных переживаний, пытаются почувствовать тра...
Мир ребёнка в рассказе Леонида Николаевича Андреева «Петька на даче»
Цели урока: - знакомство с «ранним» рассказом Л.Андреева «Петька на даче»; - формирование навыков анализ...