Урок литературы в 7 классе Л. Андреев "Кусака". Нравственные проблемы рассказа
план-конспект урока по литературе (7 класс) на тему
урок анализа произведения
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
gayvoronskaya_m._n._uchitel_russkogo_yazyka_i_literatury.docx | 20.61 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка
урока литературы
в 7 классе
Тема. Л. Андреев «Кусака». Нравственные проблемы рассказа
учитель Гайворонская М. Н.
МОУ «Правдинская ООШ»
Ртищевского района Саратовской области
Тема. Л. Андреев «Кусака». Нравственные проблемы рассказа
Цель урока: познакомить учащихся с рассказом Л. Андреева «Кусака», обсудить нравственные проблемы, поднятые на её страницах;
Задачи:
- обучающие: формировать в ходе урока навыки анализа художественного текста, понятия об авторской позиции и способах её выражения;
-развивающие: развивать умение выделять главное, существенное, логически излагать свои мысли;
-воспитательные: содействовать нравственному воспитанию учащихся;
Тип урока: комбинированный;
Оборудование: компьютер, портрет Л. Андреева
Эпиграф: «Мы в ответе за тех, кого приучили»
( Антуан де Сент – Экзюпери «Маленький принц»)
Ход урока:
I. Мотивация учебной деятельности:
- Чтение стихотворения учителем
Вы смотрели бездомной собаке в глаза?
Вы когда- нибудь видели столько печали?
Две дорожки от глаз "протоптала" слеза.
Сколько боли, несчастья у ней за плечами.
Разве Вас не учили: «Мы в ответе за тех..."
Или может Вы просто про это забыли ,
Когда Вам надоело и после утех
Вы за ней двери дома закрыли?
А она до сих пор верит людям и ждет,
Хоть сомненья давно её гложут,
Что хозяин (какой бы он не был)- ПРИДЁТ!
И на голову руку положит...
- О ком это стихотворение? Давайте определим его тему.
- Основная мысль стихотворения.
- Кого вам напомнило это стихотворение?
(Конечно, героиню рассказу Л. Андреева «Кусака»)
-Что же сегодня мы будем изучать на уроке? Записываем тему.
- Что общего между этим стихотворением и рассказом, который вы прочитали дома?
- Как вы думаете, на какие вопросы мы должны будем с вами найти ответы сегодня на уроке? (допишем тему)
- А в качестве эпиграфа к нашему уроку я взяла слова Лиса из сказки Антуана де Сент – Экзюпери «Маленький принц»: «Мы в ответе за тех, кого приучили».
- Что значит « ПРИРУЧИТЬ» ?
2. Работа с толковым словарем Ожегова: « Приручить – сделать ручным, послушным»
Почему мы должны быть в ответе за тех, кого приучили? Ответим на этот вопрос немного позже.
А теперь давайте обратимся к рассказу.
II. Анализ произведения:
1. Беседа:
-Кто является главным героем рассказа «Кусака»?
-Что мы узнаем о бездомной собаке ?(не было имени, дома, хозяина,голодала,..)
-Как люди относились к ней?
Что чувствовала она к людям ?(Бездомная собака»(злоба,страх, обида, грязная, голодная, худая)
-Где жила собака ? Кем она себя чувствовала на даче ?
-Как изменилась жизнь собаки с наступлением весны ?
_Расскажите о первой встрече гимназистки Лели с собакой.
-Почему собака схватила Лелю за подол ?(не доверяла, чувствовала себя хозяйкой)
-Какое имя дали они собаке?
-Как изменилась жизнь Кусаки?
-Что означает фраза «расцвела всей своей собачьей душой» ?(ее любили)
-Как вы понимаете строки «Каждый день Кусака уменьшала пространство, отделявшее ее от людей?»
2.Чтение по ролям
Какой мы видим Кусаку? «Счастливая собака»(имя, хозяева, любовь, добрая, ласковая)
Вывод :Собака оттаяла душой окончательно. Как вы понимаете эти слова?
3. Беседа
-Но «желтыми огнями загорелась осень…»Дачники собирались уезжать.
-Что чувствовала Леля ?
-Предчувствовала ли беду Кусака ?(зачитать «смутно предчувствовала беду»)
-Что она чувствовала? (зачитать отрывок «Отъезд хозяев)
-Почему автор 3 раза повторил : «Собака выла»?
-Почему ей было так больно, ведь она и раньше не знала хорошего отношения ?
И мне хотелось бы услышать ваше мнение: Кусаке было бы легче, если бы ее не приручали, или легче в той ситуации, которая описана автором?
Каковы могут быть последствия поступка людей?( собака либо озлобится, либо погибнет от тоски )
-А кто в этом виноват? Почему? ( давайте вернемся к эпиграфу урока)
-Как же должен поступать человек, осознающий ответственность за свои поступки?» (должен соизмерять свои желания и возможности, ведь именно человеку, в отличие от животного, это по силам! должен уметь задумываться о последствиях своих поступков и отвечать за них, в первую очередь, перед самим собой; милосердие, доброта, забота должны быть непременно увязаны с чувством долга и ответственности.)
Слово учителя. Собака вновь осталась в одиночестве. Но теперь она забыта и брошена теми людьми, которым доверяла, к которым привязалась и которых любила: «собака выла — ровно, настойчиво и безнадёжно спокойно». В начале рассказа собака не знала человеческой ласки, а в конце испытала человеческое предательство.
– Сможет ли Кусака вновь когда-нибудь поверить людям?
Скорее всего, нет.
– Какую проблему поднимает автор рассказа?
Автор обращает внимание на проблему человеческого равнодушия, жестокости и бессердечия. Люди должны нести ответственность за судьбу тех, кого приручили, быть милосердными, добрыми, внимательными, защищать обиженных и обездоленных. То есть, быть (обращение к теме урока) нравственными
Слово учителя.
Да, действительно мы должны быть в ответе за тех, кого приучили. Но, к сожалению, люди не всегда помнят об этом. Бываю случаи, когда хозяин выбрасывает собаку на улицу, обрекая ее на верную гибель. Одним словом предает ее. А собака… Собака же никогда не предаст своего хозяина. Свою преданность и любовь человеку собаки доказывали не раз. Давайте посмотрим одну историю (просмотр видеоролика «Памятник собаке в г. Тольятти»)
И таких примеров собачьей верности можно привести очень много.
Собака не только преданный друг человека, но и его помощник. У вас было дополнительное домашнее задание – выполнить проект «Собака – друг человека».
Защита проектов
III. Итог урока.
Собака- друг человека. Как часто человек забывает об этом. Сначала приручает, заботится, а потом, когда животное надоест или заболеет, выбрасывает его, как надоевшую игрушку. Я надеюсь, что после сегодняшнего урока, вы будете помнить о том, что вы в ответе за тех, кого приручили! Мне бы хотелось, чтобы вы пришли сегодня домой, обняли своего домашнего питомца и сказали: « Я тебя никогда не предам».
Домашнее задание:
- Написать рассказ о своем домашнем питомце
- Написать продолжение к рассказу Л. Андреева «Кусака»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированный урок литературы и граждановедения в 6 классе «Нравственные проблемы рассказа В.П.Астафьева «Конь с розовой гривой». Название: «Жить надо по совести».
Цели урока - формирование умения анализировать текст художественного произведения, воспитание нравственных качеств личности, стремления разобраться в трудных ситуациях, умения найти и принять верное р...
Презентация по литературе в 6 классе на тему "Нравственные проблемы рассказа Виктора Астафьева "Конь с розовой гривой" ".
Презентация содержит наглядный материал к уроку по рассказу Виктора Астафьева "Конь с розовой гривой"....
План-конспект урока литературы в 9 классе на тему «Нравственные проблемы рассказа Тэффи «Жизнь и воротник».
Тип урока:Оборудование:Цели урока: 1. Коротко познакомить с личностью Тэффи и содержанием рассказа «Жизнь и воротник». 2. Проанализировать жизненную ситуацию героини. 3. Определит...
Урок по литературе в 6 классе по теме: «Нравственные проблемы рассказа В.Г. Распутина "Уроки французского"» (программа Коровиной В.Я.)
презентация к уроку литературы...
Открытый урок по литературе в 8 классе "Куст сирени". Нравственные проблемы рассказа"
Цель урока: выявить нравственные проблемы рассказа, развивать умение мыслить, воспитывать правильное отношение к чувствам другого человека....
план урока литературы 6 класс "Нравственные проблемы рассказа В.Распутина "Уроки французского"
план урока литературы 6 класс "Нравственные проблемы рассказа В.Распутина "Уроки французского"...