Урок литературы в 7 классе Л. Андреев "Кусака". Нравственные проблемы рассказа
план-конспект урока по литературе (7 класс) на тему

Гайворонская Марина Николаевна

урок анализа произведения

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gayvoronskaya_m._n._uchitel_russkogo_yazyka_i_literatury.docx20.61 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка

урока литературы

в 7 классе

Тема. Л. Андреев «Кусака». Нравственные проблемы рассказа

учитель Гайворонская М. Н.

МОУ «Правдинская ООШ»

Ртищевского района Саратовской области

Урок литературы  в 7 классе

Тема. Л. Андреев «Кусака». Нравственные проблемы рассказа

Цель  урока:   познакомить учащихся с рассказом Л. Андреева «Кусака», обсудить нравственные проблемы, поднятые на её страницах;

Задачи:

 - обучающие: формировать в ходе урока навыки анализа художественного текста, понятия об авторской позиции и способах её выражения;

-развивающие: развивать умение выделять главное, существенное, логически излагать свои мысли;

-воспитательные: содействовать нравственному воспитанию учащихся;

 Тип урока: комбинированный;

Оборудование: компьютер, портрет Л. Андреева

Эпиграф:                                                             «Мы в ответе за тех, кого приучили»

                                                                        ( Антуан  де  Сент – Экзюпери «Маленький принц»)

Ход урока:

I. Мотивация учебной деятельности:

  1. Чтение стихотворения учителем

 Вы смотрели бездомной собаке в глаза? 
Вы когда- нибудь видели столько печали? 
Две дорожки от глаз "протоптала" слеза. 
Сколько боли, несчастья у ней за плечами.

Разве Вас не учили: «Мы в ответе за тех..." 
Или может Вы просто про это забыли ,
Когда Вам надоело и после утех
Вы за ней двери дома закрыли?

А она до сих пор верит людям и ждет, 
Хоть сомненья давно её гложут, 
Что хозяин (какой бы он не был)- ПРИДЁТ! 
И на голову руку положит...

- О ком это стихотворение? Давайте определим его тему.

- Основная мысль стихотворения.

- Кого вам напомнило это стихотворение?

(Конечно, героиню рассказу Л. Андреева «Кусака»)

-Что же сегодня мы будем изучать на уроке? Записываем тему.

- Что общего между этим стихотворением и рассказом, который вы прочитали дома?

- Как вы думаете, на какие вопросы мы должны будем с вами найти ответы сегодня на уроке? (допишем тему)

- А в качестве эпиграфа к нашему уроку я взяла слова Лиса из сказки Антуана де Сент – Экзюпери  «Маленький принц»: «Мы в ответе за тех, кого приучили».

- Что значит « ПРИРУЧИТЬ» ?

2.  Работа с толковым словарем Ожегова: « Приручить – сделать ручным, послушным»

Почему мы должны быть в ответе за тех, кого приучили? Ответим на этот вопрос немного позже.

А теперь давайте обратимся к рассказу.

II. Анализ произведения:

1. Беседа:

-Кто является главным героем рассказа «Кусака»?

-Что мы узнаем о бездомной собаке ?(не было имени, дома, хозяина,голодала,..)

-Как люди относились  к ней?

Что чувствовала она к людям ?(Бездомная собака»(злоба,страх, обида, грязная, голодная, худая)

-Где жила собака ? Кем она себя чувствовала на даче ?

-Как изменилась жизнь собаки с наступлением весны ?

_Расскажите о первой встрече гимназистки Лели с собакой.

-Почему собака схватила Лелю за подол ?(не доверяла, чувствовала себя хозяйкой)

-Какое имя дали они собаке?

-Как изменилась жизнь Кусаки?

-Что означает фраза «расцвела всей своей собачьей душой» ?(ее любили)

-Как вы понимаете строки «Каждый день Кусака уменьшала пространство, отделявшее ее от людей?»

2.Чтение по ролям

Какой мы видим Кусаку? «Счастливая собака»(имя, хозяева, любовь, добрая, ласковая)

Вывод :Собака оттаяла душой окончательно. Как вы понимаете эти слова?

3. Беседа

-Но «желтыми огнями загорелась осень…»Дачники собирались уезжать.

-Что чувствовала Леля ?

-Предчувствовала ли беду Кусака ?(зачитать «смутно предчувствовала беду»)

-Что она чувствовала? (зачитать отрывок «Отъезд хозяев)

-Почему автор 3 раза повторил : «Собака выла»?

-Почему ей было так больно, ведь она и раньше не знала хорошего отношения ?

И мне хотелось бы  услышать ваше мнение:  Кусаке было бы легче, если бы  ее не приручали, или   легче в той ситуации, которая описана автором?

 Каковы могут быть последствия поступка людей?( собака либо озлобится, либо погибнет от тоски )

-А кто в этом виноват? Почему? ( давайте вернемся к эпиграфу урока)

-Как же должен  поступать человек, осознающий ответственность за свои поступки?» (должен соизмерять свои желания и возможности, ведь именно человеку, в отличие от животного, это по силам!  должен уметь  задумываться о последствиях  своих поступков и отвечать  за них,  в первую очередь, перед самим собой;  милосердие, доброта, забота должны быть непременно увязаны с чувством долга и ответственности.)

 Слово учителя. Собака вновь осталась в одиночестве. Но теперь она забыта и брошена теми людьми, которым доверяла, к которым привязалась  и которых любила: «собака выла — ровно, настойчиво и безнадёжно спокойно». В начале рассказа собака не знала человеческой ласки, а в конце испытала человеческое предательство.

– Сможет ли Кусака вновь когда-нибудь поверить людям?

Скорее всего, нет.

– Какую проблему поднимает автор рассказа?

Автор обращает внимание на проблему человеческого равнодушия, жестокости и бессердечия. Люди должны нести ответственность за судьбу тех, кого приручили, быть милосердными, добрыми, внимательными, защищать обиженных и обездоленных.  То есть, быть (обращение к теме урока) нравственными

Слово учителя.

Да, действительно мы должны быть в ответе за тех, кого приучили. Но, к сожалению, люди не всегда помнят об этом. Бываю случаи, когда хозяин  выбрасывает собаку на улицу, обрекая ее на верную гибель. Одним словом предает ее. А собака… Собака же никогда не предаст своего хозяина. Свою преданность и любовь человеку собаки доказывали не раз. Давайте посмотрим одну историю (просмотр видеоролика  «Памятник собаке в г. Тольятти»)

И таких примеров собачьей верности  можно привести очень много.

Собака не только преданный друг человека, но и его помощник. У вас было дополнительное домашнее задание – выполнить проект «Собака – друг человека».

Защита проектов

III. Итог урока.

Собака- друг человека. Как часто человек забывает об этом. Сначала приручает, заботится, а потом, когда животное надоест или заболеет, выбрасывает его, как надоевшую игрушку. Я надеюсь, что  после сегодняшнего урока, вы будете помнить о том, что вы в ответе за тех, кого приручили! Мне бы хотелось, чтобы вы пришли сегодня домой, обняли своего домашнего питомца и сказали: « Я тебя никогда не предам».

Домашнее задание:

  1. Написать рассказ о своем домашнем питомце
  2. Написать продолжение к рассказу Л. Андреева «Кусака»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок литературы и граждановедения в 6 классе «Нравственные проблемы рассказа В.П.Астафьева «Конь с розовой гривой». Название: «Жить надо по совести».

Цели урока - формирование умения анализировать текст художественного произведения, воспитание нравственных качеств личности, стремления разобраться в трудных ситуациях, умения найти и принять верное р...

Презентация по литературе в 6 классе на тему "Нравственные проблемы рассказа Виктора Астафьева "Конь с розовой гривой" ".

Презентация содержит наглядный материал к уроку по рассказу Виктора Астафьева  "Конь с розовой гривой"....

План-конспект урока литературы в 9 классе на тему «Нравственные проблемы рассказа Тэффи «Жизнь и воротник».

Тип урока:Оборудование:Цели урока: 1. Коротко познакомить с личностью Тэффи и содержанием рассказа «Жизнь и воротник». 2. Проанализировать жизненную ситуацию героини. 3. Определит...

Открытый урок по литературе в 8 классе "Куст сирени". Нравственные проблемы рассказа"

Цель урока: выявить нравственные проблемы рассказа, развивать умение мыслить, воспитывать правильное отношение к чувствам другого человека....

план урока литературы 6 класс "Нравственные проблемы рассказа В.Распутина "Уроки французского"

план урока литературы 6 класс "Нравственные проблемы рассказа В.Распутина "Уроки французского"...