Конспект урока "Мы в ответе за того, кого приручили" (Л.Андреев "Кусака"
план-конспект урока по литературе (7 класс) по теме
План открытого урока литературы в 7 «Б» классе
(Учитель литературы Л.Н.Нагаева, МБОУ Гимназия №9 г.о.Химки Московской области)
Тема урока: "Мы в ответе за того, кого приручили" по рассказу Л.Андреева «Кусака».
Цель урока:
- Развитие навыка анализа художественного текста;
- формирование мыслительной деятельности учащихся;
- воспитание ответственного отношения человека за прирученное им живое существо и любви ко всему живому на Земле.
Проблема: Взаимоотношения человека и животных; жестокое и равнодушное отношение людей к «братьям нашим меньшим».
Применение образовательных технологий:
- Проблемная технология;
- Технология критического мышления;
- Личностно - ориентированная технология;
- ИКТ.
Оборудование: Интерактивная доска, карточки с заданиями по группам, карточки с набором тематической лексики, толковый словарь С.И.Ожегова.
...Всё живое имеет одну душу, все живое
страдает одним страданием...
Л. Андреев
Мы в ответе за того, кого приручили.
Антун де Сент Экзюпери
Ход урока.
1.Вступительное слово учителя
(Вставить о жизни презентацию детей)
Леонид Андреев - один из талантливых и своеобразных писателей XIX - начала XX века. Он родился в Орле в семье землемера. Пока отец был жив, семья жила безбедно. Леонид окончил гимназию. После смерти отца началось бедствование, нищенство. Юноша зарабатывал как мог: давал уроки, рисовал и продавал пейзажи.
Учитель:( Подготовка к восприятию )Лучшие произведения писателя отличаются вниманием и сочувствием к страдающим и обездоленным людям. В основу многих из них легли впечатления детских и юношеских лет писателя. Главным персонажем рассказа «Кусака» становится бездомная собака. Почему собака?
Сам Л. Андреев писал об этом так: «В рассказе «Кусака» героем является собака, ибо все живое имеет одну душу, все живое страдает одним страданием».
К.И.Чуковский писал в своих воспоминаниях о работе Л. Андреева над произведениями: «Он не просто писал свои вещи, он был охвачен ими как пожаром. Как бы малы они ни были, он придавал им грандиозные размеры, насыщая их гигантскими образами.»
А.М. Горький высоко ценил Л. Андреева, называя его «человеком редкого таланта и достаточно мужественным в своих поисках истины.» Обратимся к рассказу «Кусака» и попытаемся найти ту истину, поисками которой был озабочен писатель и которую донес до нас в очень серьезном и щемящем душу произведении.
2.Аналитическая работа над текстом.
Дома вы прочитали рассказ Л.Андреева «Кусака» и теперь приступаем к аналитической работе над текстом.
1. Каков жанр этого произведения? (рассказ, потому что один главный герой – собака, показан эпизод из ее жизни)
2.Какова тема рассказа? (история собаки, взаимоотношения собаки и людей).
3. Чьим глазами и через чье восприятие показаны события в рассказе?(Это тоже одна из художественных особенностей рассказа – очеловечивание животного, которое видит окружающих, размышляет, переживает, чувствует их настроение)
3.Дома вы готовили план рассказа по сюжетной линии, еще одной художественной особенности рассказа, т.е. вам нужно было проследить за цепочкой событий в рассказе. План мог быть составлен своими словами или в более сложной форме – в цитатном варианте. Прочитаем его.
План рассказа Л.Андреева «Кусака» (цитатный)
1. «Она никому не принадлежала…»
2. «У нее отняли ее непримиримую злобу...»
3. «Всей своей собачьей душой расцвела Кусака...»
4. «Смутно предчувствуя беду...»
5. «Собака жалобно и громко завыла...»
Примерный план.
1. Жизнь бездомной собаки до встречи с «добрыми» людьми.
2. Как Кусака получила свое имя.
3. Дружба Кусаки с Лелей и другими детьми.
4. Отъезд дачников.
5. Кусака снова одна.
1. 1 часть
- Все отметили в 1 пункте плана, что собака бездомная и что у нее нет имени. (Обратить внимание, что имя дают человеку. Автор подчеркивает, что собака не получила имени от человека. Давая кличку, человек очеловечивает собаку. Значит, она должна чувствовать и переживать, как это делает человек)
- Что еще мы узнаем о собаке? (не было имени, никому не принадлежала, голодная,зализывала ушибы и раны).
- Как к ней относились люди? (зачитываем и комментируем поступки мальчишек, мужика-пропойцы)
- Как ведут себя люди по отношению к собаке. Общее качество. (Жестокость)
- Какое значение имела встреча с пропойцем-мужиком для собаки? (передалась злоба, перестала верить людям. Добрые люди (этот эпитет вызывает недоверие Это ирония)
Запись определения иронии в тетрадь.
Учитель:
Добрые люди – в эпизоде с мужиком - пропойцем наносили ему обиды, и он стал добрым, когда пожалел собаку и тут же ткнул ее в бок носком тяжелого сапога, он добрый, когда дарит жене новый платок и тут же рвет его на кусочки – вот она доброта.
Такой приём и называется «иронией». Давайте запишем определение этого понятия. Дети списывают с доски:
«Ирония – это художественный приём, состоящий в употреблении слова или выражения в противоположном значении с целью насмешки».
- Что в рассказе помогает нам понять состояние природы? (состояние собаки).
( Анализ текста: настроение - одиночество, холод;
эпитеты - черные окна, пустые дачи, неподвижный сад, робкий луг).
2 часть 1. Но не все люди жестоки, не все бьют и унижают. С приходом весны на даче, где поселилась тайком Кусака, появились красивые, добрые люди ( опять ирония) Нам думается, что писатель искренне называет дачников добрыми людьми. Они, не зная тяжёлого прошлого Кусаки, может быть, и сами не догадывались, какую роль сыграли в её жизни. Но их доброта поверхностна, она не переходит в ответственность за того, кого приручили».
- Проследим, как складывались взаимоотношения собаки с этими людьми.
- Наступает весна…(зачитываем «Наступила весна…»)
- Что несет весна? (тепло, свет, добро, обновление)
- Происходят ли изменения в жизни Кусаки? С чем они связаны? (с приездом дачников).
- Как они отнеслись к собаке? (зачитываем и комментируем).
- Какие качества проявили? (доброту, внимание, заботу)
- С кем больше всех подружилась Кусака? ( зачитываем и комментируем)
(обратить внимание на рисунок в учебнике и на доске).
3.3 часть
- Давайте рассмотрим иллюстрацию в учебнике и найдем соответствующий отрывок в тексте.
( «Единственное, что могла Кусака..»)
Работы с толковым словарем. Разбираем слово «наитие» (Собака думает, как это делает человек)
- Как же изменилась собака после встречи с дачниками и Лелей? ( дали имя «Кусака»)
Работа с фразеологическим словарем. Что значит «всей душой»? (всею своей собачьей душой расцвела, изменилась до неузнаваемости, уже искала и просила ласк )
- Собака поверила людям. Только деталь: «Никто не видел в ее глазах странной мольбы». О чем мольба?
- Найдите детали, которые говорят о том, что счастье Кусаки будет недолгим. Что в отношении дачников к собаке вас настораживает?
- Вспомните первое появление Лели. Как мы к ней относимся?
- Чтение в ролях сцены «Разговор с матерью».
Звучит запись музыкальной пьесы Шумана «Первая утрата».
- Изменилось ли ваше отношение к Леле? Почему?
- «Симпатии, испытываемые человеком ко всем живым существам, делают его настоящим человеком», - сказал философ А. Швейцер.
Почему так нельзя сказать о Леле и ее матери?
4.4 часть
- С мольбой Кусаки перекликается настроение 4 части. Прошло лето, наступила осень…
Анализ эпизода «Желтыми огнями…».
(настроение - безрадостное, печальное, что-то случится;
эпитеты - частые дожди, непрерывный дождь;
олицетворение- заплакало небо).
- Предчувствия оправдались
(чтение по ролям диалога Лели и мамы) (комментируем: предали, черствые люди уезжают) ( предательство, черствость, бездушие)
Деталь: «Прорвался солнечный луч, желтый и анемичный ...» (инверсия)
Работа с толковым словарем. Анемия – болезнь - малокровие.
- Солнце ли неизлечимо больно? А может Леля? Душой? (Наверно, у нее больная душа).
Новое понятие - « душевная глухота»
Обратим внимание на деталь: «И только на вокзале она вспомнила, что не простилась…»
- Как вы считаете, полюбила ли по-настоящему Леля собаку?
- Какой предстала перед нами девочка? Была ли она по-настоящему доброй или это только видимость? сиюминутное увлечение?
5. 5 часть
Прослушайте музыкальное произведение: «Органная фуга» Какому состоянию Кусаки оно созвучно?
– Чтение учителем V главы под эту же музыку.
– Какие чувства вы испытывали, слушая музыку и конец рассказа?
- Что стало с собакой? (опять промокшая,грязна- эпитеты)
- Как свою боль и негодование выражает собака? - Трижды повторяет автор эту фразу, усиливая эмоциональный эффект – это градация
III. Обобщение. Итоговая беседа. Организация дискуссии.
В жизни Кусаки было три основных состояния:
одиночество,
счастье,
опять одиночество.
– Рассмотрите иллюстрации и по ним восстановите ее чувства, ее внутреннее состояние «от одиночества до счастья» и «от счастья до одиночества».
Злоба, страх; недоверие к людям;
злоба исчезла; благодарность, любовь, счастье;
тревога, глухая тоска)..
– Какое одиночество в жизни Кусаки страшней? Почему?
– О чем же этот рассказ?
– Какую истину вы поняли для себя? В чем нравственное значение истории Кусаки?
IV. Заключительное слово учителя под песню «Собака бывает кусачей»
Т.и С. Никитиных
Человек и природа тесно связаны между собой. Теряя связь с живым миром природы, человек теряет что-то очень хорошее в себе. Рассказ Л. Андреева вызывает сочувствие и сострадание к «братьям нашим меньшим» и в то же время учит ответственному отношению к тем, кого мы приручили. Он помогает нам посмотреть на свои поступки со стороны.
Писатель осуждает черствость, жестокость, безразличие ко всему живому, необременительную доброту. История Кусаки взывает: «Люди, будьте милосерднее, добрее, не жалейте своего сердца, тепла одиноким и страдающим».
Сегодняшний разговор заставил нас задуматься, какими мы быть не должны, чтобы никогда не слышать жуткого воя брошенной собаки, чтобы никогда не видеть, как обиженный нами же, людьми, человек вымещает злобу на другом человеке или на наших четвероногих друзьях.
Оценки
Домашнее задание: Написать сочинение-миниатюру на тему :
«Мой четвероногий друг»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мы в ответе за тех, кого приручаем
Цель: 1. Формирование нравственной культуры . 2. Повысить у детей интерес к художестве...
"Ты навсегда в ответе за тех, кого приручил..."По рассказу Л.Андреева "Кусака"
Урок в 7 классе по программе Коровина В.Я. Технология - мастреская ценностных ориентаций. Презентация обеспечивает наглядность урока, помогает проанализировать основные проблемы произведения. Урок зан...
Учатся у того, кого любят
Статья о роли семьи в воспитании гражданина с фрагментами сочинений учащихся 8 класса....
Конспект урока "Мы в ответе за того, кого приручили" по рассказу Л.Андреева «Кусака» 7 класс
Применение на уроке образовательных технологий (критического мышления, личностно-ориентированной)....
Урок 6. (Маргарита. Бал). «Тот, кто любит, должен разделить судьбу того, кого он любит».
Данная разработка поможет учителям школ эффективнее подготовиться к уроку изучения творчества М.А.Булгакова. В методической разработке раскрыта методика проведения урока различными методами и фор...
Конспект урока. «Мы в ответе за тех, кого приручили» (по рассказу Л.Андреева «Кусака»)
Технологическая карта урока. Цель-знакомство обучающихся с рассказом Л.Андреева "Кусака", обсуждение нравственных проблем, поднятых на ее страницах....
Методическая разработка урока ""Мы в ответе за того, кого приручили" по рассказу Л.Андреева «Кусака»" (технологическая карта)
Данный урок направлен на анализ рассказа "Кусака" (текст читают учащиеся дома самостоятельно) и яляется первым при изучении данной темы. На уроке предполагается парная, групповая и индивидаь...