Состраданию быть? Л.Н.Андреев. «Кусака»
план-конспект урока по литературе по теме
Предварительный просмотр:
Дата -
Класс - 7
Тема: Состраданию быть? Л.Н.Андреев. «Кусака»
Цели: Воспитывать чуткость ко всему живому, ответственность за «братьев наших меньших»
Развивать операции логического мышления: анализ, умение делать выводы, сравнивать; связную речь, навыки просмотрового чтения.
Дать понятие «сострадания», познакомить с некоторыми биографическими фактами писателя, о его реалистическом методе в искусстве, проанализировать рассказ «Кусака», определить его тему, идею, образы героев, роль пейзажа.
Оборудование: карточки слова, раздаточные тексты, аудиозапись песенки.
Ход урока.
- Организационный момент
- Целеполагание: работа с эпиграфом.
Рассматривая отношения человека с животным миром, Л.Андреев так пояснял свою позицию:
« В рассказе «Кусака» героем является собака, ибо все живое имеет одну и ту же душу, все живое страдает одними и теми же страданиями и в великом безличии и равенстве сливается воедино перед грозными силами жизни» (Л.Андреев)
- Как вы думаете, о чем пойдет сегодня речь на уроке? (О сострадании, о чуткости, о сочувствии, об отзывчивости, об ответственности)
Запись темы в тетрадь.
- Словарная работа: Сострадание – сочувствие чужому страданию, участие, возбужденное горем, несчастьем другого человека. (Ушаков. Словарь современного русского языка. Т. 4. М., 2001)
- Проблемный вопрос – А нужно ли сострадание в жизни?
- Работа с литературным материалом.
- Обзор содержания произведения – пересказ по готовому плану «История Кусаки»
а) Жизнь собаки до встречи с дачниками;
б) Как Кусака получила свое имя;
в) В жизни есть счастье: это Леля и другие дети, люди, которым можно служить!
г) Уезжают!
д) Снова одиночество.
(во время пересказа дается задание: составить цитатный план рассказа
- «Она никому не принадлежала; у нее не было собственного имени…»
-« У нее отняли ее непримиримую злобу»
-«Всею своею собачьей душой расцвела Кусака»
-«Как же нам быть с Кусакой?»
-«Собака выла») - коллективный разбор цитатного плана, оценивание более удачных работ.
2) Беседа по содержанию, элементы лингвистического анализа.
- Если бы вам предложили нарисовать иллюстрацию к рассказу, то что бы вы изобразили?
- Вспомните самые трогательные эпизоды. Как менялась внешность Кусаки в зависимости от того, чувствовала ли она любовь людей: сначала «грязная и некрасивая», затем она «изменилась до неузнаваемости», и в конце – вновь «промокшая, грязная». Как эти слова называют с точки зрения русского языка, лексики? (синонимы, антонимичные понятия, контекстуальные синонимы) Какова их роль?
- Какую роль в повествовании играет пейзаж, помогает ли он почувствовать настроение собаки?
- Как Кусака выражала свою любовь и ненависть?
-Как относились люди к Кусаке?
-Почему собаку не взяли с собой в город? Как вы думаете, кто будет больше скучать и почему: Леля о Кусаке или Кусака о Леле?
-Какой еще пример жестокости людей можно найти в рассказе?
- Вспомните, кто еще из русских писателей создал образы четвероногих друзей? (А.П.Чехов «Каштанка», И.С.Тургенев «Му-му») и др.
- Кто виноват в одиночестве Кусаки?
-Если бы собака жила в других условиях, была ли у нее такая кличка?
- Нужно ли сострадание в жизни? И кому это надо в первую очередь?
3) Теория литературы: реалистический метод в искусстве
-Послушайте детскую песенку в исполнении Т.и С.Никитиных «Собака бывает кусачей». Определите интонацию песенки и рассказа. Отличаются ли они? Если да, то чем?
- Сопоставьте слова песни и отрывки из рассказа. (первый и последний абзац рассказа)
Собака хватает прохожих за пятку
Собака съедает гражданку лошадку
А с ней – гражданина кота,
Когда проживает собака не в будке,
Когда у нее завывает в желудке.
И каждому ясно, что эта собака
Круглая сирота.
(Определяется, что в детской песенке страдания собаки передаются схематично, с некоторой шутливой интонацией. А в рассказе Андреева – мы вместе с героиней переживаем тоже, что и она. И наши чувства более определенны. Так бывает, когда произведение носит реалистический характер.)
Вывод: (запись в тетрадь) Рассказ Л.Андреева «Кусака» можно считать одним из примеров реалистического метода в искусстве, т. к. мы вместе с героиней переживаем то же, что и она, и наши чувства точно определяются.
- Личность писателя. Беседа. Самостоятельная работа.
- Кто же был автор, который создал этот замечательный рассказ?
Книга К.И.Чуковского «Из воспоминаний» рассказывает о множестве его современников-писателей. В очерке «Люди и книги» Л.Андреев предстает как необычайно интересный человек.
- Посмотрите на портрет, приведенный в учебнике. Какие черты характера вы могли бы предположить в нем, судя по этому портрету?
ЗАДАНИЕ. Прочитайте очерк в учебнике и ответьте на вопросы:
1 Совпало ли ваше впечатление от портрета с рассказом Чуковского?
2 Какие черты характера Андреева вам симпатичны?
3 Как он работал?
- Итог урока. Оценка самостоятельных работ по желанию обучающихся.
- Может ли такой человек, как Андреев сострадать? Можно ли брать с Андреева пример?
8. Домашнее задание.
1. Написать рассказ о любимом животном: своем, бездомном «Имя моего любимца»
2. Прочитать рассказ А.Платонова «Юшка»
3. Дополнительно. Прочитать рассказ Л.Толстого «Бешеная собака». Определите, в чем сходство этого рассказа и рассказа Л.Андреева.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
СОСТРАДАНИЕ. По рассказам Л.Андреева «Кусака» и А.Платонова «Юшка». 8 класс
УРОК-МАСТЕРСКАЯ в 8 классе. СЛОВЕСНОСТЬ: ЛИТЕРАТУРА-РУССКИЙ.Цели урока.1. Обеспечить усвоение роли художественного текста в процессе обучения по техноло...
Л.Н. Андреев "Кусака". Слово о писателе. Сострадание и бессердечие как критерии нравственности человека
Урок знакомит с личностью Л. Андреева, "этапными" произведениями, определившими эволюцию писателя, позволяет заложить основы воспитания чувства сострадания и любви ко всему живому у детей....
Подготовка к написанию сочинения по теме: "Нужны ли в жизни сочувствие и сострадание?" (по произведениям Л. Андреева "Кусака", В. Маяковского "Хорошее отношение к лошадям", А. Платонова "Юшка") в 7 классе. Урок РР.
Презентация и материал к уроку литературы по теме: РР Написание сочинения по теме: "Нужны ли в жизни сочувствие и сострадание?" (по произведениям писателей 20 века). По материалам видеоурока, провед...
«Л.Н.Андреев «Кусака»». Сострадание и бессердечие как критерий нравственности человека. 7-й класс
Вид: рассказ учителя, беседа.Цели урока:Образовательные: формировать умение определять тему, идею рассказа; составлять план, характеризовать героев.Развивающие: развивать мыслительную деятельность уча...
Урок по литературе в 7 классе "Л.Андреев «Кусака». Сострадание и бессердечие как критерии нравствености человека.
технологическая карта...
"Л. Н. Андреев «Кусака». Чувство сострадания к братьям нашим меньшим".
Цель урока: формировать умение определять тему, идею рассказа, характеризовать героев, использовать устное словесное рисование, кратко пересказывать эпизоды; учить создавать...