Класс | 11 |
Место урока (по тематическому планированию ПРП) | 1 четверть |
Тема урока | Мир лирики Ф.И. Тютчева |
Уровень изучения: | базовый |
Тип урока: | урок освоения новых знаний и умений
|
Планируемые результаты (по ПРП): |
Личностные 1) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию; 2) развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия Ф.И.Тютчева; 3) обогащение словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения.
|
Метапредметные
владение всеми видами речевой деятельности:
• адекватное понимание информации устного и письменного сообщения; • владение разными видами чтения; • способность извлекать информацию из различных источников; • овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умение вести самостоятельный поиск информации, ее анализ и отбор; • способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме; • способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме; 2) коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какой-либо задачи, участия в спорах, обсуждениях; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения. |
Предметные а) освоение базовых знаний о жизни и творчестве Ф.И.Тютчева; б) проведение анализа творчества Тютчева; в) восприятие на слух поэтических произведений , осмысленное чтение и адекватное восприятие; г) применение полученных знаний в процессе учебной деятельности и речевого общения. |
Ключевые слова: Лирика, мотив, лирический герой, философский, мирощущение, ассоциации, связи в искусстве; открытие, самостоятельность, исследование. |
Краткое описание Данный материал может быть использован на уроке литературы в 11 классе при изучении творчества Ф.И. Тютчева на базовом уровне. Также материал поможет для подготовки к ЕГЭ по литературе. Используются материалы любого допущенного учебника, сборник стихотворений поэта. Применяется музыкальное оборудование для демонстрации исполнения романсов на стихи Тютчева Ф.И. Возможно представление трёх-четырёх слайдов электронной презентации (на этапе самопроверки и подведения итогов) |
БЛОК 1. Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала |
Этап 1.1. Мотивирование на учебную деятельность |
Демонстрируются репродукции с картин русских художников о природе, фотографии современных пейзажей в разное время года. Звучит музыка С.В. Рахманинова - романс (фрагмент) на стихотворение Ф. Тютчева «Ещё в полях белеет снег…» («Весенние воды») После прослушивания вопрос учителя: - Что можно сказать о человеке, который мог бы словами описать увиденное и сподвигнуть композитора на такую музыку? После ответов учащихся: - О его душе писали Аксаков, Фет, Тургенев, Толстой. Поэт 20 века подытожил: «Великие силы в мире духовном, так же, как и в вещественном, действуют невидимо. Никто не видит радия, но он во всём живом…» - и добавляли: «…так и Тютчев – в нас, во всех; невидим, неведом, но не бездействен. ‹…› Влечёмся к нему, идём на него. ‹…› И, может быть, те, кто менее всех видит его, влекутся к нему более. Где-то незримо, неслышно колдует колдун, и все живут под его колдовством» (Д. Мережковский) (Осуществление самоконтроля готовности; принятие и сохранение учебной цели. Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками) |
Этап 1.2. Актуализация опорных знаний |
Укажите формы организации учебной деятельности и учебные задания для актуализации опорных знаний, необходимых для изучения нового
|
Небольшая викторина с самопроверкой (ответы- факты из биографии и творческого пути – на слайде)
(Выделение и извлечение нужной информации, умение осуществлять анализ прочитанного материала, рассуждать, доказывать)
|
Этап 1.3. Целеполагание |
- Сегодня и на следующих уроках вы узнаете, каковы были мотивы лирики поэта и какие образы становились ключевыми. Научитесь раскрывать секрет магии лирики Тютчева, чтобы определить особенности его мировосприятия и поэтического таланта.
|
БЛОК 2. Освоение нового материала |
Этап 2.1. Осуществление учебных действий по освоению нового материала |
Укажите формы организации учебной деятельности, включая самостоятельную учебную деятельность учащихся (изучаем новое/открываем новое). Приведите учебные задания для самостоятельной работы с учебником, электронными образовательными материалам (рекомендуется обратить внимание учеников на необходимость двукратного прочтения, просмотра, прослушивания материала. 1) на общее понимание и мотивацию 2) на детали). Приведите задания по составлению плана, тезисов, резюме, аннотации, презентаций; по наблюдению за процессами, их объяснением, проведению эксперимента и интерпретации результатов, по построению гипотезы на основе анализа имеющихся данных и т.д.
|
- Выразительное чтение после предварительной подготовки
стихотворения: «Певучесть есть в морских волнах…», «Я встретил Вас…», Самостоятельная работа - заполнение таблицы (раздаются распечатанные листы): стихотворение | мотивы | образы |
|
|
|
- Индивидуальное задание: а )определить ключевые детали; б) определить средства выразительности
(Принятие и сохранение учебной задачи. Извлечение необходимой информации, владение устной и письменной речью, анализ, сравнение, заполнение таблицы) |
Этап 2.2. Проверка первичного усвоения |
Укажите виды учебной деятельности, используйте соответствующие методические приемы. (Сформулируйте/Изложите факты/Проверьте себя/Дайте определение понятию/Установите, что (где, когда)/Сформулируйте главное (тезис, мысль, правило, закон) |
- Работа с материалом учебника (об особенностях лирики Ф. Тютчева):
– Проверьте свои предположения и дополните. - Выводы после самостоятельной работы с учебником и таблицей:
- Сформулируйте тезисно, каковы особенности лирики Ф. Тютчева, какими мотивами и образами она отличается (выводы могут быть выведены на слайд – для самопроверки).
(Построение высказывания, анализ, сравнение, формулирование вывода, построение логической цепи рассуждений, выведение следствий).
|
БЛОК 3. Применение изученного материала |
Этап 3.1. Применение знаний, в том числе в новых ситуациях |
Практическая работа по стихотворениям «Не то, что мните вы, природа…», «О вещая душа моя!..» - Проведите анализ стихотворений, используя выводы, сделанные ранее и знания об особенностях лирики поэта.
(Извлечение необходимой информации, владение устной и письменной речью, анализ, сравнение. Самоконтроль в форме письменного обобщения)
|
Этап 3.2. Выполнение межпредметных заданий и заданий из реальной жизни |
Подберите соответствующие учебные задания |
-Какому из направлений изобразительного искусства близка лирика Ф. И. Тютчева? (импрессионизму – см. картины К. Моне, Куинджи и др.)
(Анализ, сравнение, сопоставление, формулирование высказывания, построение логической цепи рассуждений, выведение следствий)
|
Этап 3.3. Выполнение заданий в формате ГИА (ОГЭ, ЕГЭ) |
Темы сочинений 17.2 В чем необычность изображения мира природы в лирике Ф.И. Тютчева? Почему многие стихотворения Ф.И. Тютчева, представляющие собой своеобразные «пейзажи в стихах», традиционно относят к философской лирике? Что придаёт теме любви в лирике Ф.И. Тютчева трагическое звучание?
Задания: - Определите размер, которым написано стихотворение Ф.И. Тютчева «Есть в осени первоначальной». - Для создания поэтического настроения поэт использует образные определения. Как называется это художественное средство? - Укажите средство иносказательной выразительности, которое использует Тютчев для создания поэтического образа во второй строфе («на праздной борозде»). - Для создания поэтического настроения Ф.И. Тютчев использует определения «чистая», «теплая» и др. Как называется это художественное средство?
8. Почему Ф.И. Тютчева, певца природы, называют поэтом-философом?
(Анализ, сравнение, сопоставление, формулирование высказывания, построение логической цепи рассуждений, выведение следствий)
|
Этап 3.4. Развитие функциональной грамотности |
«Один литературовед темпераментно выступал против всякого анализа, нудного разбора, ненужных комментариев, мешающих читателю окунуться в текст: впрочем, этому специалисту остроумно возразил один из его слушателей: «Вы доказываете ненужность знания, которым сами обладаете. Разрешите нам сначала самим узнать, а потом уж решать, помогает это нам или мешает!» - Оцените высказывание с опорой на работу, которую сегодня проделали
(Формулирование и аргументация своего мнения, учет разных мнений).
|
Этап 3.5. Систематизация знаний и умений |
Подберите учебные задания на выявление связи изученной на уроке темы с освоенным ранее материалом/другими предметами |
- Что объединяет и чем различаются позиции (взгляд на мир) лирического героя Ф. Тютчева и Раскольникова, героя романа И.С. Тургенева «Отцы и дети»?
(Сопоставление, анализ, формулировка вывода)
|
БЛОК 4. Проверка приобретенных знаний, умений и навыков |
Этап 4.1. Диагностика/самодиагностика |
- На этапе актуализации урока – самопроверка (викторина о творческом пути и фактах из биографии поэта).
- Сопоставление своих наблюдений и выводов с материалом статьи учебника – самооценивание с самокоррекцией.
- Для самостоятельной подготовки выразительного чтения – критерии оценивания: правильность речи (в том числе фонетичекая), чёткость речи, эмоциональность.
- Для оценивания работы на уроке:
«Отлично» - включённость (деятельность на всех этапах), наличие заполненной таблицы, тезисов (в результате работы с учебником), анализ стихотворения, звучание поэтической речи (в качестве иллюстрации при анализе или др.) «Хорошо» -если недостаточно полно реализованы требования по одному-трём из критериям. «Три» - если недостаточно полно реализовано каждое требование по критериям или выполнено три требования из всех.
|
БЛОК 5. Подведение итогов, домашнее задание |
Этап 5.1. Рефлексия |
1. Вопросы: -Итак, ребята, что нового вы узнали на уроке? -Какие трудности вы испытывали в течение урока? -Какую ставили учебную задачу? - Удалось ли ее решить? -Что понравилось на уроке?
2.Оцените свою работу на уроке:
1). На уроке я работал…активно/пассивно. 2). Своей работой на уроке я доволен/не доволен, почему?
3. Письменно (2-3 предложения): Какое открытие я сделал сегодня на уроке?
(Обоснование и оценка собственной деятельности. Осуществление самооценки собственной учебной деятельности, соотношение цели и результатов). |
Этап 5.2. Домашнее задание |
- Прочитать стихотворения и подготовить выразительное чтение стихотворения «О как убийственно мы любим…», подготовить сообщение об истории создания этого стихотворения. (индивидуальное задание).
- Прочитать стихотворение «Умом Россию не понять…», подготовить отзыв на стихотворение
- Прочитать и проанализировать стихотворение «Нам не дано предугадать..»
|