Технологическая карта урока литературы в 5 классе "Басня как жанр литературы"
план-конспект урока по литературе (5 класс) на тему
Технологическая карта урока литературы по ФГОС с формируемыми УУД
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
basnya.docx | 23.92 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока литературы в 5 классе
Тема: «Басня как жанр литературы»
УМК: учебник литературы для 5 класса под редакцией В.Я.Коровиной
Тип урока: урок «открытия» нового знания
Учитель: Алексеева Н.С.
Цель: расширить представление учащихся о басне как жанре литературы через сравнение с другими жанрами.
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД |
Организационный момент | Психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению нового материала. Учитель приветствует учащихся, проверяет их готовность уроку. Создает благоприятный настрой на работу. | Здороваются с учителем, проверяют готовность уроку. | |
1.Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности | Цель этапа: включение учащихся в учебную деятельность - Ребята, сейчас мы с вами послушаем сказку «Лиса и Тетерев». Это поможет нам сегодня в определении целей урока. |
| Познавательные: восприятие текстов разных стилей. Личностные: готовность к личностному самоопределению на основе развития самопознания и мировоззрения. |
2.Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности | Цель этапа: актуализировать знания о жанрах литературы, зафиксировать затруднение в пробном действии. - Вспомните три вида сказок. - Чем сказки о животных отличаются от других сказок? - А кто на самом деле подразумевается под животными? - Какое произведение мы читали на прошлом уроке? - Кто главные герои этого стихотворения? - Могли ли они на самом деле встретиться? - О чём спорили учёные? -Кто разрешил их спор? - Какой комический эффект содержат заключительные строфы? | Формулирование ответов на вопросы учителя, высказывание собственного мнения и аргументирование его. - Сказки бывают: волшебные, бытовые, о животных. - В сказках о животных главные герои – животные, и они разговаривают, совершают поступки. - На самом деле под животными подразумеваются люди, их пороки, недостатки. - На прошлом уроке мы читали стихотворение Ломоносова «Случились вместе два Астронома в пиру...». - Коперник и Птолемей. - Нет, они не могли встретиться, т.к. жили в разное время. - Учёные спорили о том, что же вертится: Солнце вокруг Земли или Земля вокруг Солнца? - Их спор разрешил повар, доказав, что Солнце не может вертеться вокруг Земли. - Комический эффект состоит в том, что спор учёных разрешил обычный поварю | Познавательные: поиск и выделение информации. Коммуникативные: умение слушать и вступать в диалог. Регулятивные:целеполагание как постановка учебной задачи. Личностные: формирование умения ставить учебные цели и определять мотивы для их достижения. |
3.Выявление места и причины затруднения | Цель этапа: зафиксировать задание, вызвавшее затруднение, выявить места и причины затруднений для осознания того, в чём именно состоит недостаточность знаний, умений. - Сегодня на уроке мы начнём изучать короткие рассказы, часто стихотворные, обычно про животных, говорящих и действующих по-человечески. В этих рассказах есть короткая мораль, которая раскрывает основную мысль рассказа. | Учащиеся думают над словами учителя, высказывают предположения, о чём пойдёт речь на уроке. | Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. Регулятивные: коррекция (внесение необходимых дополнений) |
4.Построение проекта выхода из затруднения | Цель этапа: постановка целей учебной деятельности - С каким жанром литературы мы сегодня познакомимся? - Что нам нужно сделать, чтобы это узнать? - Хорошо, тему мы определили, а какие цели мы поставим? | Учащиеся думают над словами учителя, высказывают предположения, о чём пойдёт речь на уроке. В сильных классах ребята могут сразу определить тему урока, в слабых классах возможно задать вопрос: «Что нам нужно сделать, чтобы это узнать?» (Прочитать статью в учебнике) - Сегодня на уроке мы будем говорить о баснях. - Сегодня мы должны расширить наши представления о басне, прочитать новые басни, понять, чем сказки о животных отличаются от басен и чем они похожи. | Регулятивные : составление плана и последовательности действий; коррекция (внесение необходимых дополнений),оценка (выделение и осознание того, что уже усвоено и что подлежит усвоению). Коммуникативные:планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. Познавательные: самостоятельное выделение и формирование познавательной цели. |
5.Реализация построенного проекта | Цель этапа: актуализировать знания о басне. Чтение учебника с.57 - Запишем в тетрадь, что такое басня. | Статью читают сильные учащиеся. Учащиеся оформляют работу в тетради. | Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. Регулятивные: коррекция (внесение необходимых дополнений),оценка (выделение и осознание того, что уже усвоено и что подлежит усвоению). Познавательные: поиск и выделение информации. |
Физкультминутка | |||
6.Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи | Цель: организовать проговаривание изученного материала во внешней речи Чтение учебника с.65-67 (басня «Ворона и Лисица») - Что мы сейчас прочитали? - Кто автор этой басни? - Что вы знаете о И.А.Крылове? - В чём заключается мораль этой басни? | Чтение теоретического материала в учебнике. Формулирование ответов на вопросы учителя, высказывание собственного мнения и аргументирование его. | Регулятивные: контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном; коррекция (внесение необходимых дополнений). Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; умение слушать и вступать в диалог. Познавательные: умение структурировать знания; умение строить речевое высказывание. Личностные: способность оценивать свое поведение и поступки, понимание моральных норм: взаимопомощи, правдивости, честности. |
7.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону | Цель: провести самостоятельную работу в группах, вспомнить биографию И.А.Крылова, подготовить выразительное чтение басни, определить мораль басни 1группа: чтение статьи учебника с.58-59, пересказ статьи; 2 группа: чтение статьи учебника с.58-59,оценивание работы группы №1; 3 группа: выразительное чтение басни «Свинья под Дубом» с.63-64; 4 группа: выразительное чтение басни «Свинья под Дубом» с.63-64, оценивание работы группы №3. | Учащиеся работают по группам | Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; разрешение конфликтов; умение выражать свои мысли в соответствии с условиями коммуникации. Регулятивные: контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном; коррекция (внесение необходимых дополнений); способность к волевому усилию - к выбору в ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий. Познавательные: умение структурировать знания; умение строить речевое высказывание; построение логической цепи рассуждений, доказательств. Личностные: способность оценивать свое поведения и поступки. |
8.Включение в систему знаний и повторения | Цель этапа: повторить и закрепить представление о басне как жанре литературы - Вспомните, что мы слушали в начале урока? - Что роднит басню со сказками о животных? - А чем сказки о животных отличаются от басен? - Похоже ли стихотворение М.В.Ломоносова «Случились вместе два Астронома в пиру…» на басню? Если да, то чем? - Запишите в тетрадь название басен, которые мы сегодня прочитали, и их автора. | Формулирование ответов на вопросы учителя, высказывание собственного мнения и аргументирование его. - В начале урока мы слушали сказку «Лиса и Тетерев». - В басне, как и в сказках о животных, главные лица – животные. - Басня пишется в рифму( как стихотворение) и имеет мораль , которая раскрывает её основную мысль. - Это стихотворение похоже на басню тем, что в нём тоже высмеиваются пороки людей и есть мораль. Учащиеся оформляют работу в тетради. | Регулятивные: волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии. Коммуникативные: умение выражать свои мысли в соответствии с условиями коммуникации. Познавательные: выбор оснований и критериев для сравнения. |
9.Рефлексия учебной деятельности на уроке | Цель этапа: зафиксировать новое содержание, оценить собственную деятельность - Вспомните, какие цели мы ставили в начале урока? - Удалось нам достичь их? Аргументируйте свой ответ. -Возьмите цветную ручку или карандаш и в карточке рефлексии отметьте «+» те высказывания, с которыми вы согласны. | Осуществляется самоконтроль, оценка собственной учебной деятельности. - Сегодня мы должны были расширить наши представления о басне, прочитать новые басни. - Да, мы достигли поставленных целей, прочитали две басни «Ворона и Лисица» и «Свинья под Дубом». Учащиеся ставят в карточке «+» , сдают карточки учителю. | Регулятивные : оценка (выделение и осознание того, что уже усвоено и что подлежит усвоению). Коммуникативные: умение выражать свои мысли в соответствии с условиями коммуникации. Личностные: способность оценивать свое поведения и поступки. |
Информация о домашнем задании | С.59, в.1,2 устно; С.68-69 письменно. | Учащиеся записывают домашнее задание в дневник |
ПРИЛОЖЕНИЕ
Карточка для этапа рефлексии:
Я понял изученную тему
Я умею отличать басню от других жанров
Я еще плохо отличаю басню от других жанров
В самостоятельной работе у меня всё получилось
Я понял ошибки, которые допустил в самостоятельной работе
Я доволен своей работой на уроке
Я считаю, что мог бы лучше работать на уроке
Сказка «Лиса и Тетерев»
Тетерев сидел на дереве. Лисица подошла к нему и говорит:
— Здравствуй, Тетеревочек, мой дружочек! Как услышала твой голосочек, так и пришла тебя проведать.
— Спасибо на добром слове, - сказал Тетерев.
Лисица притворилась, что не расслышала и говорит:
— Что говоришь? Не слышу. Ты бы Тетеревочек, мой дружочек, сошел на травушку погулять, поговорить со мной, а то я с дерева не расслышу.
Тетерев сказал:
— Боюсь я сходить на траву. Нам птицам опасно ходить по земле.
— Или ты меня боишься? — сказала Лисица.
— Не тебя, так других зверей боюсь, — сказал Тетерев. — Всякие звери бывают.
—Нет, Тетеревочек, мой дружочек, нынче указ объявлен, чтобы по всей земле мир был. Нынче уж звери друг друга не трогают.
— Вот это хорошо, — сказал тетерев, — а то вот собаки бегут; кабы по-старому, тебе бы уходить надо, а теперь тебе бояться нечего.
Лисица услыхала про собак, навострила уши и хотела бежать.
— Куда ж ты? — сказал тетерев. — Ведь нынче указ, собаки не тронут.
— А кто их знает! — сказала лиса. — Может, они указ не слыхали.
И убежала.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока литературы: 6 класс (ЗПР) школы для глухих детей.
Конспект урока по теме: "Стихотворение М. Ю. Лермонтова "Бородино". Тип урока: обобщение пройденного материала....
Технологическая карта урока литературы 8 класс
Тема: Н.С.Лесков. Слово о писателе. Нравственные проблемы рассказа «Старый гений». ТДЦ: Обучающий аспект: расширить знания...
технологическая карта урока литературы по теме: Басни И.А. Крылова
урок изучения нового материала...
Технологическая карта урока литературы. 10 класс. Л.Н.Толстой "Война и мир"
Технологическая карта урока составлена в соответствии с требованиями ФГОС с использованием АМО ( активных методов обучения)...
Технологическая карта урока литературы 6 класс.
Технологическая карта составлена в соответствии ФГОС. Тип урока - урок "открытия" нового знания. На уроке используется самостоятельная работа по группам и индивидуальная....
технологическая карта урока литературы 8 класс
технологическая карта урока литературы по роману В.А.Каверина "Два капитана" к фрагменту видеоматериала...
технологическая карта урока литературы 5 класс
Данная технологическая карта составлена к уроку литературы в 5 классе "Басня - к мудрости ступенька". Карта учитывает требования ФГОС. Технологическая карта была использована на открытом уроке....