Технологическая карта урока литературы в 5 классе "Лирика Ф. И. Тютчева"
план-конспект урока по литературе (5 класс) на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologicheskaya_karta_uroka_literatury.docx | 29.22 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: Лирика Тютчева Ф.И. «Зима недаром злится…», «Весенние воды».
Эпиграф урока:
Не то, что мните вы, природа...
В ней есть душа, в ней есть свобода.
Ф. И. Тютчев
Цели урока:
развивать умения детей работать со стихотворным текстом, выразительно читать стихотворения; развивать умение подмечать авторское мастерство в процессе языкового анализа текста; развивать интерес к чтению, воспитывать читательскую активность и любовь к поэзии; воспитывать любовь к природе; развивать коммуникативные навыки
Планируемые результаты: определять тему и главную мысль произведения; анализировать языковые средства, используемые автором в произведении; правильно выбирать средства выразительности: темп, тон, логические ударения, интонацию.
Предметные:
совершенствовать речь учащихся, отрабатывать навыки выразительного чтения.
Познавательные УУД:
поиск и выделение необходимой информации, осознанное построение речевого высказывания в устной форме, свободное восприятие текста художественного произведения, осмысленное чтение; содействие развитию мыслительных операций: сравнения, анализа, синтеза, обобщения, систематизации. Помощь в развитии творческого воображения, познавательной активности, интеллектуальных и артистических способностей.
Личностные УУД: самоопределение, стремление к речевому самосовершенствованию; нравственно-этическая ориентация.
Регулятивные УУД: целеполагание, планирование, саморегуляция, осознание обучающимися стремления к постижению нового.
Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, соблюдение правил речевого поведения, умение полно выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
Средства обучения: компьютер, учебник, раздаточный материал.
Литература. 5 класс. Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений. В 2 ч./ . Используемые учебники и учебные пособия: Автор-составитель: В. Я. Коровина. М., 2014. Толковый словарь русского языка И.С.Ожегова, листы с текстами (стихи Ф. И. Тютчева «Весенние воды», «Зима недаром злится…»).
План урока | Методы обучения | Формируемые УУД | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Этап 1. Создание условий для осознанного восприятия нового материала
1.Организация начала урока | Словесный, метод мотивации учебной деятельности | личностные: внимание, уважение к окружающим; коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками; регулятивные: саморегуляция | Психологический настрой детей на урок. - Здравствуйте! На улице еще зима, но весна уже стучится в дверь. Внимательно слушай - и всё услышишь. Внимательно смотри - и всё увидишь. Думай - и всё поймёшь. | Оценивание готовности к уроку. Самоорганизация на учебную деятельности |
Этап 2. Мотивация к учебной деятельности
1.Повторение | Индивидуальная работа. | регулятивные: саморегуляция | самостоятельная работа, взаимопроверка | Подготовка речевого аппарата к говорению |
2.Мотивация к учебной деятельности Сообщение темы урока. Постановка учебных задач. | Проблемный, метод фронтальной организации учащихся | познавательные УУД: выбор критериев для классификации материала; коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками, умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; личностные УУД: формирование желания формировать новые знания регулятивные УУД: целеполагание | Ребята, внимательно рассмотрим несколько слайдов презентации, которые вам помогут определить тему урока, а может быть даже и цель. ( Слайд 3) Портрет Тютчева Проблемный вопрос: - Можно ли понять по данным картинкам, о чем мы сегодня будем говорить на уроке? -А у вас есть желание узнать, о чем писал Тютчев??? Мы с вами на уроке литературы, где главный наш инструмент – слово, поэтому попробуйте сформулировать тему сегодняшнего урока. А цель? Пейзажная лирика Тютчева Ф.И. «Зима недаром злится…», «Весенние воды». Будем работать со стихотворным текстом, выразительно читать стихотворения; развивать умение подмечать авторское мастерство в процессе языкового анализа текста; развивать интерес к чтению, воспитывать читательскую активность и любовь к поэзии; воспитывать любовь к природе; | чтение про себя, затем выразительно вслух читает один из учеников. Дети дают развернутый ответ на поставленный вопрос. Формулируют предполагаемую тему занятия, цель Стихотворения Ф.И. Тютчева. Записывают тему урока в тетрадь. |
Этап 3. Организация и самоорганизация учащихся в ходе дальнейшего усвоения материала. Организация обратной связи.
Тема природы всегда интересовала многих русских поэтов и занимала одно из главных мест в их творчестве. Красочными пейзажами восхищался А. С. Пушкин, воспевал природное величие и стихию романтик М. Ю. Лермонтов. У каждого художника было свое восприятие этого непростого явления. Особым отношением к природе отмечены стихи, написанные Федором Ивановичем Тютчевым. Познакомимся с его стихотворениями «Зима недаром злится…» и «Весенние воды». Для этого предлагаю прослушать исполнение первого стихотворения мастером художественного слова Лексическая работа – В стихотворении нам встретились трудные, непонятные слова На доске выписаны слова: Чтение стихотворения вполголоса, определение темы. 3. Чтение стихотворения про себя, определение идеи (главной мысли). (Заслушивание вариантов ответов, их редактирование.) Как бы зима ни злилась, весна наступит. | Дети слушают стихотворение в исполнении актера, следят по учебнику. - Как бы зима ни злилась, весна всё равно наступит. |
Физ. минутка (пауза релаксации) | личностные УУД: работа в команде одноклассников под руководством учителя. коммуникативные УУД: умение работать в группе, взаимодействуя с товарищами. | Физминутка. | Выполняется физминутка |
Этап 4. Практикум. Аналитическая работа с текстом (слайды 4-13).
Работа с текстом стихотворения | Проблемный метод фронтальной организации учащихся | личностные УУД: стремление к речевому самосовершенствованию, формирование навыков развернутого анализа; познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, осознанное построение речевого высказывания в устной форме, смысловое чтение, извлечение необходимой информации из текста.коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками, умение достаточно полно выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. | – А теперь посмотрим, какие приемы использует автор, чтобы раскрыть идею. – Такой прием, когда о неживом существе говорят, как о человеке, называется …олицетворением. - Ребята, мы убедились, что поэт показал два образа – два настроения. - А как вы, думаете, на чьей стороне автор? - В своем стихотворении поэт использует прием контраста. -Что такое контраст?(Контраст – это резкая противоположность.) - Что описывается в контрасте? (Зима и Весна.) Заполнение кластера:( Работа в группах) Какие глаголы показывают, что и Зима, и Весна изображены как живые существа? Зима – Весна – - А эпитеты? "злая" ( "ведьма злая" - инверсия, "прекрасное" ( "прекрасное дитя" - прямой порядок слов ) и сравнительная степень прилагательного "румяней" в составном именном сказуемом ( "румяней стала" - обратный порядок слов Подготовка к выразительному чтению стихотворения, языковой анализ – В каком темпе будем читать стихотворение: в медленном, быстром или среднем? Почему? (В среднем, Зима сдерживает торопливость Весны, но Весна упорно наступает, не медлит.) – Работаем со вторым четверостишием. Что происходит вокруг? (Засуетилось, нудит.) – Читаем дальше и назовем вестников Весны. (Жаворонки.) – Работаем с третьим четверостишием. Замените синонимом.(Рассердилась.) – Что сделала Зима дальше? (Снегу пустила.) – Готовимся к чтению этой части. – Добилась Зима своей цели? Как поступила Весна? | Ребята дают развёрнутые ответы на вопросы учителя Два хорошо подготовленных ученика читают стихотворение. (Он радуется Весне, и осуждает Зиму, за то, что она не хочет уходить.) |
Слушание выразительного чтения учеников.
– Кто хочет порадовать нас чтением всего стихотворения? Беседа по прослушанному. -Понравилось ли вам чтение стихотворения Тютчева? - Кому из ребят удалось лучше прочитать стихотворение? | Дети слушают, дают свои оценки. Отвечают на вопросы учителя. |
Этап 5. Закрепление полученных знаний
Групповая работа. Самостоятельный анализ стихотворения | Работа в группах и выступление перед аудиторией. | личностные УУД: формирование эстетических потребностей, наблюдательности и фантазии; нравственно-этическая ориентация. регулятивныеУУД: адекватное восприятие предложения учителя и одноклассников. познавательные УУД:умение осуществлять сравнение, классификацию по заданным критериям. коммуникативные УУД: умение строить монологические высказывания; проявление активности в решении познавательных задач | Ф. И. Тютчев. «Весенние воды». Прослушивание стихотворения 1.Какие чувства вызвало у вас это стихотворение? 2.Какие впечатления оставило? 3.Какой образ весны складывается у нас под впечатлением этого стихотворения? (Весна — это образ праздничный, молодой, нежный и радостный). 4.В стихотворении много глаголов. Для чего поэт их использует? (Глаголы передают действие, быструю смену событий, весна – время, когда все меняется очень быстро, нет покоя, как зимой). 5.Средства выразительности (Эпитеты: молодая весна, румяный, светлый хоровод. Олицетворение – воды) Прослушаем романс С.В. Рахманинова «Весенние воды». - Давайте попробуем вместе прочитать стихотворение Тютчева так, чтобы передать настроение весны, ее образ. (Коллективное выразительное чтение стихотворения). | Стихотворения Ф.И.Тютчева оставляют доброе, радостное впечатление). Весна — это образ праздничный, молодой, нежный и радостный |
Этап 6. Подведение итогов урока
Особенность тютчевского стиля состоит в том, что поэт изображает постоянное движение времени, постоянно меняющийся мир. | Вывод записать в тетрадь |
Самооценка | Самоанализ | Анализ работы учащихся. | Самооценка работы на уроке | |
Домашнее задание | Словесный, наглядный | Создайте свою иллюстрацию к одному из стихотворений Тютчева и подготовьтесь к её защите. | Запись домашнего задания. | |
| Метод контроля, Познаватель- но-рефлек- сивный | регулятивные УУД: рефлексия, коммуникативные УУД: умение с достаточно полно выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. | Что удалось нам сегодня на уроке? Чем запомнится эта встреча? Кто узнал новое для себя? А как обстоят дела с нашим настроением??? Перед вами картина весны.. Пока еще хмурая. А вот засияло в небе солнышко. Итоговый комментарий. | Дают развернутый ответ на вопрос (2-3 человека) |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дифференциация обучения на уроках литературы.Технологическая карта урока литературы на основе дифференциации обучения.
Класс: 5 Литературная тема: Н.А.Некрасов. Судьбы крестьянских детей, их жизнь. Тема урока: Н.А.Некрасов. Рассказ о поэте .Стихотворение «Крестьянские дети». Тип урока: вступительный (опережаю...
Технологическая карта урока литературы в 5 классе "Басня как жанр литературы"
Технологическая карта урока литературы по ФГОС с формируемыми УУД...
Технологическая карта урока литературы в 8 классе по теме "Н.В. Гоголь, "Шинель". Образ маленького человека в литературе"
Материал содержит технологическую карту урока литературы по творчеству Н.В. Гоголя, а также презентацию к нему. Урок выполнен в технологии развития критического мышления, получил высокие оценки специа...
технологическая карта урока Литературы "Роль книг в жизни человека. Учебник литературы и работа с ним. Диагностика уровня литературного развития пятиклассников" 5 класс
технологическая карта урока Литературы "Роль книг в жизни человека. Учебник литературы и работа с ним. Диагностика уровня литературного развития пятиклассников" 5 класс...
Технологическая карта урока литературы в 7 классе по теме "Введение. Изображение человека как важнейшая идейно-нравственная проблема литературы".
Технологическая карта урока литературы в 7 классе (УМК по литературе под редакцией В.Я. Коровиной для 7 класса) Введение. Изображение человека как важнейшая идейно-нравственная проблема...
Методическая разработка по литературе. Технологическая карта урока литературы в 6 классе.
Технологическая карта урока поможет учителям литературы провести урок по творчеству А.П.Чехова, в основе которого лежит постановка проблемного вопроса. Поисковая деятельность учащихся приводит их к ра...
Технологическая карта урока литературы по теме "Мир лирики Ф.М. Тютчева" - 11 класс
Разработаная технологическая карта в соответствии с требованиями к обновлённым ФГОС СОО...