Технологическая карта урока литературы в 5 классе "Лирика Ф. И. Тютчева"
план-конспект урока по литературе (5 класс) на тему

Белякова Галина Александровна
Технологическая карта урока литературы разработана в соответствии с требованиями ФГОС. Карта предназначена для урока литературы в 5 классе по теме " Лирика Ф.И. Тютчева. На уроке анализируем стихотворения " Весенние воды" и "Неохотно и несмело...".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_uroka_literatury.docx29.22 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: Лирика Тютчева Ф.И. «Зима недаром злится…», «Весенние воды».

Эпиграф урока:

Не то, что мните вы, природа...
В ней есть душа, в ней есть свобода.

Ф. И. Тютчев

Цели урока: 

развивать умения детей работать со стихотворным текстом, выразительно читать стихотворения; развивать умение подмечать авторское мастерство в процессе языкового анализа текста; развивать интерес к чтению, воспитывать читательскую активность и любовь к поэзии; воспитывать любовь к природе; развивать коммуникативные навыки

Планируемые результаты: определять тему и главную мысль произведения; анализировать языковые средства, используемые автором в произведении; правильно выбирать средства выразительности: темп, тон, логические ударения, интонацию.

Предметные:

совершенствовать речь учащихся, отрабатывать навыки выразительного чтения.

Познавательные УУД:

поиск и выделение необходимой информации, осознанное построение речевого высказывания в устной форме, свободное восприятие текста художественного произведения, осмысленное чтение; содействие развитию мыслительных операций: сравнения, анализа, синтеза, обобщения, систематизации. Помощь в развитии творческого воображения, познавательной активности, интеллектуальных и артистических способностей.

Личностные УУД: самоопределение, стремление к речевому самосовершенствованию; нравственно-этическая ориентация.

Регулятивные УУД: целеполагание, планирование, саморегуляция, осознание обучающимися стремления к постижению нового.

Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, соблюдение правил речевого поведения, умение полно выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Средства обучения: компьютер, учебник, раздаточный материал.

Литература. 5 класс. Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений. В 2 ч./ . Используемые учебники и учебные пособия: Автор-составитель: В. Я. Коровина. М., 2014. Толковый словарь русского языка И.С.Ожегова,  листы с текстами (стихи Ф. И. Тютчева «Весенние воды», «Зима недаром злится…»).

План урока

Методы обучения

Формируемые УУД

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Этап 1. Создание условий для осознанного восприятия нового материала

1.Организация начала урока

Словесный, метод мотивации учебной деятельности

личностные: внимание, уважение к окружающим;

коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками;

регулятивные: саморегуляция

Психологический настрой детей на урок.

- Здравствуйте! На улице еще зима, но весна уже стучится в дверь.

Внимательно слушай - и всё услышишь.

Внимательно смотри - и всё увидишь. Думай - и всё поймёшь.

Оценивание готовности к уроку.

Самоорганизация на учебную деятельности

Этап 2. Мотивация к учебной деятельности

1.Повторение

Индивидуальная работа.

регулятивные:

 саморегуляция

самостоятельная работа, взаимопроверка

Подготовка речевого аппарата к говорению

2.Мотивация к учебной деятельности

Сообщение темы урока. Постановка учебных задач.

Проблемный, метод фронтальной организации учащихся

познавательные УУД: выбор критериев для классификации материала;

коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками, умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; личностные УУД: формирование желания формировать новые знания

регулятивные УУД: целеполагание

Ребята, внимательно рассмотрим несколько слайдов презентации, которые вам помогут определить тему урока, а может быть даже и цель. ( Слайд 3) Портрет Тютчева

Проблемный вопрос:

- Можно ли понять по данным картинкам, о чем мы сегодня будем говорить на уроке?

-А у вас есть желание узнать, о чем писал Тютчев???

Мы с вами на уроке литературы, где главный наш инструмент – слово, поэтому попробуйте сформулировать тему сегодняшнего урока.

А цель?

Пейзажная лирика Тютчева Ф.И.

«Зима недаром злится…», «Весенние воды».

Будем работать со стихотворным текстом, выразительно читать стихотворения; развивать умение подмечать авторское мастерство в процессе языкового анализа текста; развивать интерес к чтению, воспитывать читательскую активность и любовь к поэзии; воспитывать любовь к природе;

чтение про себя, затем выразительно вслух читает один из учеников.

Дети дают развернутый ответ на поставленный вопрос.

Формулируют предполагаемую тему занятия, цель

Стихотворения Ф.И. Тютчева.

Записывают тему урока в тетрадь.

Этап 3. Организация и самоорганизация учащихся в ходе дальнейшего усвоения материала. Организация обратной связи.

Тема природы всегда интересовала многих русских поэтов и занимала одно из главных мест в их творчестве. Красочными пейзажами восхищался А. С. Пушкин, воспевал природное величие и стихию романтик М. Ю. Лермонтов. У каждого художника было свое восприятие этого непростого явления. Особым отношением к природе отмечены стихи, написанные Федором Ивановичем Тютчевым. Познакомимся с его стихотворениями «Зима недаром злится…» и «Весенние воды». Для этого предлагаю прослушать исполнение первого стихотворения мастером художественного слова

Лексическая работа

– В стихотворении нам встретились трудные, непонятные слова

На доске выписаны слова:
Пора – время 
Нудит – заставляет, (архаизм)
Трезвон – частые, резкие звонки, сильный звон 
Хлопочет – занимается чем-то усердно, добивается чего-то
Пуще – сильнее, (архаизм)
Горя мало – о беззаботном, не унывающем человеке, 
Наперекор – назло

Чтение стихотворения вполголоса, определение темы.

3. Чтение стихотворения про себя, определение идеи (главной мысли).

(Заслушивание вариантов ответов, их редактирование.)

Как бы зима ни злилась, весна наступит.

Дети слушают стихотворение в исполнении актера, следят по учебнику.

- Как бы зима ни злилась, весна всё равно наступит.

Физ. минутка (пауза релаксации)

личностные УУД: работа в команде одноклассников под руководством учителя.

коммуникативные УУД: умение работать в группе, взаимодействуя с товарищами.

Физминутка.

Выполняется физминутка

Этап 4. Практикум. Аналитическая работа с текстом (слайды 4-13).

Работа с текстом стихотворения

Проблемный метод фронтальной организации учащихся

личностные УУД: стремление к речевому самосовершенствованию, формирование навыков развернутого анализа;

познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, осознанное построение речевого высказывания в устной форме, смысловое чтение, извлечение необходимой информации из текста.коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками, умение достаточно полно выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

– А теперь посмотрим, какие приемы использует автор, чтобы раскрыть идею.
– Что делает Зима?
– О ком так говорят?
 (О человеке.)
– Каким человеком представляете Зиму? 
– С каким выражением будем читать о зиме? 
(Сердито, ворчливо, со злобой, недовольно, разъяренно, гневно.)
– Что делает Весна? 
– Как бы изобразили Весну?
– С каким выражением будем читать о Весне?
 (Весело, жизнерадостно, светло, задорно, с ликованием)

– Такой прием, когда о неживом существе говорят, как о человеке, называется …олицетворением.

- Ребята, мы убедились, что поэт показал два образа – два настроения.

- А как вы, думаете, на чьей стороне автор?

- В своем стихотворении поэт использует прием контраста.

-Что такое контраст?(Контраст – это резкая противоположность.)

- Что описывается в контрасте? (Зима и Весна.)

Заполнение кластера:( Работа в группах) Какие глаголы показывают, что и Зима, и Весна изображены как живые существа?

Зима –

Весна –

- А эпитеты? "злая" ( "ведьма злая" - инверсия, "прекрасное" ( "прекрасное дитя" - прямой порядок слов ) и сравнительная степень прилагательного "румяней" в составном именном сказуемом ( "румяней стала" - обратный порядок слов

Подготовка к выразительному чтению стихотворения, языковой анализ

– В каком темпе будем читать стихотворение: в медленном, быстром или среднем? Почему? (В среднем, Зима сдерживает торопливость Весны, но Весна упорно наступает, не медлит.)
– Расставим 
логические ударения.
– Читаем 
первую строчку и отметим действие Зимы. (Злится.) 
– Подберите синоним. 
(Сердится, не довольна.) 
– Читаем вторую строку и отметим, почему Зима злится. 
(Прошла…)
– Читаем далее. На кого злится Зима? Какое слово отметим? 
(Весна.)
– Следующая строка. Назовите действие Весны. 
(Гонит.) Замените синонимом. (Заставляет уйти, провожает.)

– Работаем со вторым четверостишием. Что происходит вокруг? (Засуетилось, нудит.)
– Подберите синоним к слову “нудит". 
(Заставляет.)

– Читаем дальше и назовем вестников Весны. (Жаворонки.) 
– Кого еще называют вестниками весны?
 (Грачей, скворцов.) 
– Почему здесь – жаворонки?
(Очень звонкие, все сразу услышат, что Весна пришла.)
– Какое слово доказывает, что все вокруг слышат приход Весны? 
(Трезвон.)

– Работаем с третьим четверостишием.
– Что делает Зима? 
(Хлопочет, ворчит.) Скажите иначе. (Ругается, злится, кричит.) 
Весны.
 (Хохочет.) Подберите синоним. (Смеется.) 
– Почему у Тютчева – хохочет? 
(Звонко, заливисто, задорно.)
– Читаем четвертую строку и найдем слово, которое показывает, что веселье все усиливается и усиливается. 
(Пуще.) 
– Можно упустить это слово? Что потеряем? 
(Потеряем усиление действия.)
- Отметьте в первой строчке действие Зимы. 
(Взбесилась.)

Замените синонимом.(Рассердилась.)

– Что сделала Зима дальше? (Снегу пустила.) 
– Что обычно делают со снегом, снежками? 
(Бросают.)

– Готовимся к чтению этой части.
– Читаем 
последнее четверостишие. Найдем в первой строчке слова, говорящие о характере Весны.(Горя мало.)
– Что она сделала со снегом, которым Зима хотела ее прогнать, засыпать? 
(Умылася.) 
– Какой стала Весна от снега? 
(Румяней.) Скажите иначе (Краснее.)

– Добилась Зима своей цели? Как поступила Весна? 
– Найдите в последней строчке слово. 
(Наперекор) Что оно означает? (Назло)

Ребята дают развёрнутые ответы на вопросы учителя

Два хорошо подготовленных ученика читают стихотворение.

(Он радуется Весне, и осуждает Зиму, за то, что она не хочет уходить.)

Слушание выразительного чтения учеников.

– Кто хочет порадовать нас чтением всего стихотворения?

Беседа по прослушанному.

-Понравилось ли вам чтение стихотворения Тютчева?

- Кому из ребят удалось лучше прочитать стихотворение?

Дети слушают, дают свои оценки. Отвечают на вопросы учителя.

Этап 5. Закрепление полученных знаний

Групповая работа. Самостоятельный анализ стихотворения

Работа в группах и выступление перед аудиторией.

личностные УУД: формирование эстетических потребностей, наблюдательности и фантазии; нравственно-этическая ориентация.

регулятивныеУУД: адекватное восприятие предложения учителя и одноклассников.

познавательные УУД:умение осуществлять сравнение, классификацию по заданным критериям.

коммуникативные УУД: умение строить монологические высказывания; проявление активности в решении познавательных задач

Ф. И. Тютчев. «Весенние воды».

Прослушивание стихотворения

1.Какие чувства вызвало у вас это стихотворение?

2.Какие впечатления оставило?

3.Какой образ весны складывается у нас под впечатлением этого стихотворения? (Весна — это образ праздничный, молодой, нежный и радостный).

4.В стихотворении много глаголов. Для чего поэт их использует? (Глаголы передают действие, быструю смену событий, весна – время, когда все меняется очень быстро, нет покоя, как зимой).

5.Средства выразительности (Эпитеты: молодая весна, румяный, светлый хоровод. Олицетворение – воды)

Прослушаем романс

С.В. Рахманинова «Весенние воды».

- Давайте попробуем вместе прочитать стихотворение Тютчева так, чтобы передать настроение весны, ее образ. (Коллективное выразительное чтение стихотворения).

Стихотворения Ф.И.Тютчева оставляют доброе, радостное впечатление).

Весна — это образ праздничный, молодой, нежный и радостный

Этап 6. Подведение итогов урока

Особенность тютчевского стиля состоит в том, что поэт изображает постоянное движение времени, постоянно меняющийся мир.

Вывод записать в тетрадь

Самооценка

Самоанализ

Анализ работы учащихся.

Самооценка работы на уроке

Домашнее задание

Словесный, наглядный

Создайте свою иллюстрацию к одному из стихотворений Тютчева и подготовьтесь к её защите.

Запись домашнего задания.


Рефлексия

Метод контроля,

Познаватель-

но-рефлек-

сивный

регулятивные УУД: рефлексия, коммуникативные УУД: умение с достаточно полно выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Что удалось нам сегодня на уроке? Чем запомнится эта встреча? Кто узнал новое для себя? А как обстоят дела с нашим настроением??? Перед вами картина весны.. Пока еще хмурая. А вот засияло в небе солнышко. Итоговый комментарий.

Дают развернутый ответ на вопрос (2-3 человека)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дифференциация обучения на уроках литературы.Технологическая карта урока литературы на основе дифференциации обучения.

Класс: 5 Литературная тема: Н.А.Некрасов. Судьбы крестьянских детей, их жизнь. Тема урока: Н.А.Некрасов. Рассказ о поэте .Стихотворение «Крестьянские дети».  Тип урока: вступительный (опережаю...

Технологическая карта урока литературы в 5 классе "Басня как жанр литературы"

Технологическая карта урока литературы по ФГОС с формируемыми УУД...

Технологическая карта урока литературы в 8 классе по теме "Н.В. Гоголь, "Шинель". Образ маленького человека в литературе"

Материал содержит технологическую карту урока литературы по творчеству Н.В. Гоголя, а также презентацию к нему. Урок выполнен в технологии развития критического мышления, получил высокие оценки специа...

технологическая карта урока Литературы "Роль книг в жизни человека. Учебник литературы и работа с ним. Диагностика уровня литературного развития пятиклассников" 5 класс

технологическая карта урока Литературы "Роль книг в жизни человека. Учебник литературы и работа с ним. Диагностика уровня литературного развития пятиклассников" 5 класс...

Технологическая карта урока литературы в 7 классе по теме "Введение. Изображение человека как важнейшая идейно-нравственная проблема литературы".

Технологическая карта урока литературы в 7 классе (УМК по литературе под редакцией В.Я. Коровиной для 7 класса) Введение. Изображение человека как важнейшая идейно-нрав­ственная проблема...

Методическая разработка по литературе. Технологическая карта урока литературы в 6 классе.

Технологическая карта урока поможет учителям литературы провести урок по творчеству А.П.Чехова, в основе которого лежит постановка проблемного вопроса. Поисковая деятельность учащихся приводит их к ра...

Технологическая карта урока литературы по теме "Мир лирики Ф.М. Тютчева" - 11 класс

Разработаная технологическая карта в соответствии с требованиями к обновлённым ФГОС СОО...