Технологическая карта урока литературы в 5 классе. Тема "Образ Родины в лирике 20 века".
план-конспект урока по литературе (5 класс) на тему
Технологическая карта содержит план урока, его цели, прогнозируемые результаты, 6 этапов ведения урока, методы обучения, формируемые УУД, деятельность учителя и учащихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
teh_karta._pisateli_20_veka_o_rodine.doc | 104.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока
Составила: Узких Антонина Николаевна,
учитель русского языка и литературы, высшей квалификационной категории,
МБОУ «СШ № 6» г. Нижневартовска.
Предмет: литература
Класс: 5
Учебник: Литература. 5 класс. Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений. В 2 ч./ Автор-составитель: Т.Ф. Курдюмова. – Москва, : Дрофа, 2016 г
Название раздела, темы: Образ Родины в лирике и прозе 20 века.
Тема урока: Образ Родины в лирике 20 века. (2 часа)
Цели урока: 1) Образовательная: знакомство со стихотворениями А.А. Блока «На лугу», «Ворона», И.А.Бунина « Сказка…», К.Д. Бальмонт «Снежинка», С.А. Есенин «Пороша», «Черёмуха», с краткой биографией поэтов, идейно-художественным смыслом стихотворений .
2) Развивающая: создать условия для развития коммуникативных навыков через разнообразные виды речевой деятельности (монологическая, диалогическая речь); развитие творческих способностей.
3) Воспитательная: содействовать формированию патриотических чувств; любви к родной природе и бережному отношению к ней, содействовать развитию интереса к изучению литературы.
Прогнозируемые результаты:
Предметные: знакомство с краткой биографией поэтов, с тематикой и идейно-художественным содержанием их стихотворений, способствовать развитию речи учащихся, отрабатывать навыки анализа и выразительного чтения.
Метапредметные УУД:
-результативные: организация рабочего места, принятие учебной цели, целеполагание;
-познавательные: планирование, сравнение, обобщение, анализ, синтез;
- коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, соблюдение правил речевого поведения, умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
-межпредметные: связывать между собой и обобщать предметные знания по литературе, истории, краеведению.
- надпредметные: отвечать на вопросы и решать задачи непродуктивного характера, формулировать гипотезы, выделить главную мысль, создавать проекты.
Личностные УУД: самоопределение, стремление к речевому самосовершенствованию; нравственно-этическая ориентация, способность к самооценке своих действий, поступков; развитие моральной готовности ценить свою Родину и любить и беречь её природу. На примере отношения поэтов к Родине и родной природе способствовать привитию у пятиклассников чувства патриотизма.
Средства обучения: компьютер, мультимидийный проектор, учебник, памятки, раздаточный материал.
Ресурсы сети Интернет:
- Еремина О.А. Уроки литературы в 5 классе (http://www.prosv.ru/ebooks/Eremina_Uroki-liter_5kl_Kniga-uchit/3.html)
- Коровина В. Я., Збарский И. С. Литература. 5 класс. Методические советы (http://www.prosv.ru/ebooks/Korovina_Literatura_5kl_Metod/2.html#3)
План урока | Методы обучения | Формируемые УУД | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Этап 1. Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала. | ||||
Организация начала урока | Словесный, метод мотивации учебной деятельности | личностные: внимание, уважение к окружающим; коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками; регулятивные: саморегуляция | Психологический настрой детей на урок. - Рада вас видеть, дети, давайте пожелаем друг другу успеха на уроке, улыбнитесь… Молодцы!!! Начинаем наш урок. | Оценивание готовности к уроку. Самоорганизация на учебную деятельность. |
Этап 2. Мотивация к учебной деятельности | ||||
1.Мотивация к учебной деятельности | Проблемный, метод фронтальной организации учащихся | познавательные УУД: выбор оснований и критериев для сравнения и классификации материала; коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками, умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. личностные УУД: акцентировать любовь к Родине. регулятивные УУД: целеполагание | - Какое домашнее задание было дано к уроку? Проблемный вопрос: -Как вы думаете, что общего у всех стихотворений, которые вы прочитали дома? Целеполагание. - Попытайтесь сформулировать тему нашего урока. - Прочтите название раздела, Здесь речь идёт не только о Родине, но и о себе, т.е. о личностном восприятии Родины. | Анализ, сопоставление. Построение развернутого ответа на поставленный вопрос. Формулируют предполагаемую тему занятия; составляют план своей деятельности, направленный на получение недостающих знаний и умений. |
2.Сообщение темы урока. Постановка учебных задач. | Проблемный, метод фронтальной организации учащихся | познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, построение речевого высказывания в устной форме; коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками, умение грамотно и доказательно выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; регулятивные УУД: целеполагание | - К какому роду литературы относятся произведения изучаемого раздела? - Вспомните, как мы строили работу при изучении лирических произведений? - Каким образом мы построим сегодня работу, какие задачи нам нужно решить? | Отвечают на вопросы. Построение развернутого ответа на поставленный вопрос.
|
Этап 3. Организация и самоорганизация учащихся в ходе дальнейшего усвоения материала. Организация обратной связи. | ||||
1.Выборочная проверка домашнего задания | Словесный, познавательный, эвристический, наглядный. Индивидуальная работа, выступление перед аудиторией. | познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, смысловое чтение, извлечение необходимой информации из текста, преобразование текста с целью выявления общих законов; анализ, умение доказывать; коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками, умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; оказывать в сотрудничестве взаимопомощь; соблюдать правила общения. личностные УУД: ценностное отношение к внутреннему миру человека. регулятивные УУД: взаимооценка личностные УУД: стремление к речевому самосовершенствованию, формирование навыков развернутого анализа; познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, смысловое чтение, извлечение необходимой информации из текста, преобразование текста с целью выявления общих законов; анализ, умение доказывать; учитель способствует возникновению на уроке проблемной ситуации, в ходе анализа которой учащиеся понимают, что имеющихся знаний для её решения недостаточно; коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками, умение доказательно и правильно выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; поиск новых знаний в паре, в группе | Проверка страниц из (биография поэта + выразительное чтение каждого стихотворения). Оценивание - Выразительно ли было прочитано стихотворение? Чему можно поучиться у того, кто читал стихотворение, что можно поставить ему в упрёк? | Выступления учащихся. Выразительное чтение. Отвечают на вопросы учителя. Коллективная оценка. |
2.Работа с литературоведческими понятиями. | Репродуктивный метод | «План анализа литературного произведения» –Найдите в своей папке памятки: «План анализа стихотворений» и «Литературоведческие термины». Эти памятки нам пригодятся сегодня в работе на уроке. | Ответы на вопросы. | |
Этап 4. Практикум. Аналитическая работа с текстом | ||||
3.Самостоятельный анализ стихотворений в группе. | Проблемный, метод групповой организации учащихся | Задание. - Предлагаю проанализировать эти три стихотворения, пользуясь планом анализа. 1 группа анализирует стихотворение А.А. Блока «На лугу»; 2 - я - стихотворение «Сказка» И.А. Бунина; 3 – я - стихотворение К.Д. Бальмонта «Снежинка»; 4 – я - стихотворение К.Д. Бальмонта «Осень». Для анализа нам необходимо будет ответить на вопросы учебника, которые даны к этим стихотворениям. Оценивание Вывод. - Поэты чувствуют Родину, её природу через собственные восприятия и ощущения. | Исследовательская работа. Самостоятельный анализ стихотворения, представление результатов работы. Отвечают на вопрос учителя. Ответ на вопрос: «Так как же мы решили проблему?» (вопрос учебника № 2) | |
| личностные УУД: работа в команде одноклассников под руководством учителя. коммуникативные УУД: интегрироваться в группу и строить продуктивное взаимодействие. | Физ. минутка «Упражнения и гимнастика для глаз». Организует упражнения. | Активно выполняют физические упражнения. | |
Этап 5. Проектная деятельность учащихся | ||||
Представление проектов | Проектный метод. Выступление перед аудиторией с защитой проекта. | личностные УУД: формирование эстетических потребностей, наблюдательности и фантазии; нравственно-этическая ориентация, обеспечивающая личностный моральный выбор; развитие творческого мышления регулятивные УУД : адекватно воспринимать предложения учителя, одноклассников и адекватно использовать речь. познавательные УУД: абстрагирование коммуникативные УУД: строить монологические высказывания; | Вводная беседа - Мы с вами познакомились со стихотворениями великих русских поэтов 20 века, в которых звучит любовь к родной природе, предстают яркие поэтические зарисовки весны, лета, зимы. А что для нас, школьников, людей 21 века, значит Родина и природа. Что мы можем сделать, чтобы сохранить природу? - В нашем классе есть дети, которые сочинили дома стихотворения о Родине и бережном отношении к природе, ко всему живому на Земле. - Вам понравились стихотворения? - Не каждый может выразить своё ощущение Родины через стихотворения, поэтому некоторые ваши одноклассники подготовили творческие проекты, в которых передали своё собственное отношение к Родине. - Сегодня мы познакомились не со всеми проектами, на следующем уроке продолжим знакомство с остальными и выберем из них 3 лучших. | Групповая работа. Обсуждение и представление результатов работы. Чтение стихотворений собственного сочинения. Защита проектов. |
Этап 6. Подведение итогов урока | ||||
1.Обобщение | Индивидуальная работа, выступление перед аудиторией. | Личностные: соотносить свою часть работы с общим замыслом. Познавательные: овладение логическими действиями сравнения, обобщения; активность в решении творческой задачи. Коммуникативные: навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками. | Составить кластер «Что для меня природа? | Защита кластеров. Ответы на вопросы. |
2.Самооценка | Самоанализ | Анализ работы учащихся. | Самооценка работы на уроке. | |
3.Домашнее задание | Словесный, наглядный. | Выразительное чтение стихотворений С.А. Есенина «Пороша» и «Снежинка». Сравните эти стихотворения, пользуясь памяткой анализа лирического произведения. | Записывают задания в дневники. | |
4.Рефлексия | Метод контроля, познавательно-рефлексивный | регулятивные УУД: рефлексия, коммуникативные УУД: умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. | Что удалось нам сегодня на уроке? Чем запомнится эта встреча? Кто узнал новое для себя? Итоговый комментарий. | Дают развернутый ответ на вопрос (2-3 человека) |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока литературы: 6 класс (ЗПР) школы для глухих детей.
Конспект урока по теме: "Стихотворение М. Ю. Лермонтова "Бородино". Тип урока: обобщение пройденного материала....
Технологическая карта урока литературы 8 класс
Тема: Н.С.Лесков. Слово о писателе. Нравственные проблемы рассказа «Старый гений». ТДЦ: Обучающий аспект: расширить знания...
Технологическая карта урока литературы. 10 класс. Л.Н.Толстой "Война и мир"
Технологическая карта урока составлена в соответствии с требованиями ФГОС с использованием АМО ( активных методов обучения)...
Технологическая карта урока литературы 6 класс.
Технологическая карта составлена в соответствии ФГОС. Тип урока - урок "открытия" нового знания. На уроке используется самостоятельная работа по группам и индивидуальная....
технологическая карта урока литературы 8 класс
технологическая карта урока литературы по роману В.А.Каверина "Два капитана" к фрагменту видеоматериала...
технологическая карта урока литературы 5 класс
Данная технологическая карта составлена к уроку литературы в 5 классе "Басня - к мудрости ступенька". Карта учитывает требования ФГОС. Технологическая карта была использована на открытом уроке....
Технологическая карта урока литературы 8 класс по теме: « Характеристика одного из героев повести (А.С. Пушкин «Капитанская дочка»)»
Урок. Характеристика одного из героев повести (А.С. Пушкин «Капитанская дочка»)Рабочее название урока: Какие персонажи и почему важны для развития действия повести «Капитанская дочка...