Технологическая карта урока литературы в 7 классе по лирике А.Н. Заболоцкого
методическая разработка по литературе (7 класс) на тему
Конспект урока литературы в 7 классе по теме "Лирика А.Н. Заболоцкого. Анализ стихотворения "Не позволяй душе лениться..." ( по рабочей программе, составленной к учебнику Г.С. Меркина)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
конспект урока литературы в 7 классе по лирике Заболоцкого | 18.97 КБ |
раздаточный материал к уроку по лирике Заболоцкого | 696.15 КБ |
презентация к уроку литературы по лирике Заболоцкого | 1.3 МБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Тема и художественная идея стихотворения Н.А. Заболоцкого «Не позволяй душе лениться». Духовность, духовный труд – основное нравственное достоинство человека.
Цели: нравственно-духовное развитие личности через анализ поэтического текста и организацию деятельностно-творческого общения учащихся.
Обучающие: познакомить с некоторыми фактами из биографии поэта, обратить внимание на эволюцию его поэтики; раскрыть идейно-тематическое содержание стихотворения при помощи анализа лексики, стилистики, синтаксиса произведения, рассмотреть стихотворение в контексте творчества поэта.
Развивающие: развивать навык аналитической работы с поэтическим текстом; развивать устную и письменную речь, развивать воображение и ассоциативное мышление; навык давать аргументацию своему ответу; умение вступать в учебный диалог; навык выразительного чтения; навык целеполагания и коррекции деятельности в соответствии с поставленными целями.
Воспитывающие: ориентировать на нравственные нормы жизни; ответственное отношение к своей деятельности; «умного читателя».
Тип: объяснение нового материала
Предварительный просмотр:
Движение.
Сидит извозчик как на троне,
из ваты сделана броня,
и борода, как на иконе,
лежит, монетами звеня.
А бедный конь руками машет,
то вытянется, как налим,
то снова восемь ног сверкают
в его блестящем животе.
Портрет.
Любите живопись, поэты!
Лишь ей, единственной, дано
Души изменчивой приметы
Переносить на полотно.
Ты помнишь, как из тьмы былого,
Едва закутана в атлас,
С портрета Рокотова снова
Смотрела Струйская на нас?
Её глаза - как два тумана,
Полуулыбка, полуплач,
Её глаза - как два обмана,
Покрытых мглою неудач.
Соединенье двух загадок,
Полувосторг, полуиспуг,
Безумной нежности припадок,
Предвосхищенье смертных мук.
Когда потёмки наступают
И приближается гроза,
Со дна души моей мерцают
Её прекрасные глаза.
Движение.
Сидит извозчик как на троне,
из ваты сделана броня,
и борода, как на иконе,
лежит, монетами звеня.
А бедный конь руками машет,
то вытянется, как налим,
то снова восемь ног сверкают
в его блестящем животе.
Портрет.
Любите живопись, поэты!
Лишь ей, единственной, дано
Души изменчивой приметы
Переносить на полотно.
Ты помнишь, как из тьмы былого,
Едва закутана в атлас,
С портрета Рокотова снова
Смотрела Струйская на нас?
Её глаза - как два тумана,
Полуулыбка, полуплач,
Её глаза - как два обмана,
Покрытых мглою неудач.
Соединенье двух загадок,
Полувосторг, полуиспуг,
Безумной нежности припадок,
Предвосхищенье смертных мук.
Когда потёмки наступают
И приближается гроза,
Со дна души моей мерцают
Её прекрасные глаза.
Лексика.
Есть ли непонятные слова, интересные слова? Какова лексика (высокая, просторечная, нейтральная). Значение фразеологизмов? Лексические повторы использованы?
Синтаксис.
Как особенности синтаксиса влияют на интонацию стихотворения (обратите внимание на восклицательные предложения, ряды однородных членов)? Каковы предложения по цели высказывания?
Образы.
Ключевые образы стихотворения? Лексические цепочки, выстраивающие эти образы в стихотворении?
Стиль. ИВС.
Какие изобразительно-выразительные средства использованы в стихотворении? К какому средству автор прибегает особенно часто?
Познакомьтесь со статьей учебника на стр. 163-164. Скажите, отражены ли в стихотворении «Душа обязана трудиться» факты личной биографии поэта?
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Стихотворение подобно человеку – у него есть лицо, ум и сердце. Если человек не дикарь и не глупец, его лицо всегда более или менее спокойно. Так же спокойно должно быть и лицо стихотворения. Умный читатель под покровом внешнего спокойствия отлично видит всё игралище ума и сердца. Я рассчитываю на умного читателя.
Тема и художественная идея стихотворения Н.А.Заболоцкого «Не позволяй душе лениться».
Цели урока Познакомиться Проанализировать… и раскрыть Развивать Воспитывать
Анализ стихотворения Лексика Синтаксис Стиль (ИВС) Ключевые образы Место в творчестве Тема, идея
Цели урока Познакомиться Проанализировать… и раскрыть Развивать Воспитывать
Николай Алексеевич Заболоцкий «Не позволяй душе лениться…»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока литературы: 6 класс (ЗПР) школы для глухих детей.
Конспект урока по теме: "Стихотворение М. Ю. Лермонтова "Бородино". Тип урока: обобщение пройденного материала....
Технологическая карта урока литературы 8 класс
Тема: Н.С.Лесков. Слово о писателе. Нравственные проблемы рассказа «Старый гений». ТДЦ: Обучающий аспект: расширить знания...
Технологическая карта урока литературы. 10 класс. Л.Н.Толстой "Война и мир"
Технологическая карта урока составлена в соответствии с требованиями ФГОС с использованием АМО ( активных методов обучения)...
Технологическая карта урока литературы 6 класс.
Технологическая карта составлена в соответствии ФГОС. Тип урока - урок "открытия" нового знания. На уроке используется самостоятельная работа по группам и индивидуальная....
технологическая карта урока литературы 8 класс
технологическая карта урока литературы по роману В.А.Каверина "Два капитана" к фрагменту видеоматериала...
технологическая карта урока литературы 5 класс
Данная технологическая карта составлена к уроку литературы в 5 классе "Басня - к мудрости ступенька". Карта учитывает требования ФГОС. Технологическая карта была использована на открытом уроке....
Технологическая карта урока литературы 8 класс по теме: « Характеристика одного из героев повести (А.С. Пушкин «Капитанская дочка»)»
Урок. Характеристика одного из героев повести (А.С. Пушкин «Капитанская дочка»)Рабочее название урока: Какие персонажи и почему важны для развития действия повести «Капитанская дочка...