Технологическая карта урока литературы в 7 классе по лирике А.Н. Заболоцкого
методическая разработка по литературе (7 класс) на тему

Конспект урока литературы в 7 классе по теме "Лирика А.Н. Заболоцкого. Анализ стихотворения "Не позволяй душе лениться..." ( по рабочей программе, составленной  к учебнику Г.С. Меркина)

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: Тема и художественная идея стихотворения Н.А. Заболоцкого «Не позволяй душе лениться». Духовность, духовный труд – основное нравственное достоинство человека.

Цели: нравственно-духовное развитие личности через анализ поэтического текста и организацию деятельностно-творческого общения учащихся.

Обучающие: познакомить с некоторыми фактами из биографии поэта, обратить внимание на эволюцию его поэтики; раскрыть идейно-тематическое содержание стихотворения при помощи анализа лексики, стилистики, синтаксиса произведения, рассмотреть стихотворение в контексте творчества поэта.

Развивающие: развивать навык аналитической работы с поэтическим текстом; развивать устную и письменную речь, развивать воображение и ассоциативное мышление; навык давать аргументацию своему ответу; умение вступать в учебный диалог; навык выразительного чтения; навык целеполагания и коррекции деятельности в соответствии с поставленными целями.

Воспитывающие: ориентировать на нравственные нормы жизни; ответственное отношение к своей деятельности; «умного читателя».

Тип: объяснение нового материала

 

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формирование УУД

Мотивация учебной деятельности

Настроить на совместную деятельность

Приветствие.

- На ваш взгляд, что труднее анализировать прозаическое произведение или лирику? Мы вместе попробуем справиться с трудностями лирического текста.

Вступают в диалог

Личностные

Нравственно-этическая ориентация

Индуктор

Заинтересовать учащихся, воздействовать средствами разных видов искусств (показать разноплановость стилистической манеры Заболоцкого)

Сопоставление

- Прочитайте стихотворения и попробуйте их сопоставить с живописными произведениями, найдите перекличку.

(обсуждение:  картины Филонова «Ломовые», «Голова(Девушка)», Брюллов «Портрет Демидова», Рокотов «Портрет Струйской» )

- Как вы думаете,  эти стихотворения написали разные люди или у них один автор?

- Можете представить, как выглядит этот человек? (портрет) (Не похож на избранника муз, но под этим сдержанным и. на первый взгляд, несколько педантичным обличием, скрывалась пламенная душа и вечно  ищущий ум)

Работа в парах

Читают стихи,

находят ассоциации с произведениями живописи,

аргументируют свою точку зрения

Коммуникативные

Аргументировать свою т.зр.;

Слушать собеседника;

Развивающие:

Ум. сопоставлять,

Разв. эстетического вкуса

Тема и целеполагание

Познакомиться с фактами биографии Заболоцкого

Проанализировать стихотворение и раскрыть идейно-тематическое содержание

Развивать монологическую речь, умение анализировать поэтический текст, умение слушать и доказывать свою точку зрения

Воспитывать в себе «умного читателя»

Ставят цели работы совместно с учителем

Регулятивные

навык целеполагания

Анализ лексики, стилистики, образов, мотивов, синтаксиса, ИВС стихотворения

Прослушивание стихотворения (исполняет Михаил Глусский)

- Что значит проанализировать стихотворение? Давайте попробуем сами составить вопросы, на которые следует ответить?  (выбирают по желанию, какой частью анализа стихотворения хотят заняться)

Лексика

Синтаксис

Стиль (изобразительно-выразительные средства)

Образы

Тема, идея произведения

Есть ли непонятные слова, интересные слова? Какова лексика (высокая, просторечная, низкая, нейтральная). Фразеологизмы, лексические повторы использованы?

Как особенности синтаксиса влияют на интонацию стихотворения?

(обратите внимание на восклицательные предложения, ряды однородных членов). Каковы  предложения по цели высказывания?

Какие изобразительно-выразительные средства использованы в стихотворении? К какому средству автор прибегает особенно часто?

Ключевые образы стихотворения?

Лексические цепочки, выстраивающие эти образы в стихотворении?

Как бы вы назвали произведение?

К чему призывает автор? К кому он обращается?

Нейтральная лексика, «Человечьи» выразительное разг. Фразеологизмы активно используются, повторы в 1-й и последней строфах)

Торжественность придают восклицательные предложения. Градация во 2-й строфе (однородность), анафора в последней. Антитеза в последней строфе заканчивает на высокой ноте

Построено на метафорах

Душа – царица – рабыня (приказывает, имеет власть, главенствует, требует поклонения)

(подчиняется власти тела, выполняет прихоти)

А с чем вы бы сравнили душу? (цветок- надо ухаживать, поливать, взращивать)

Душа – толочь в ступе воду, спит, лентяйка, последнюю рубашку без жалости сорвёт, училась жить по человечьи, царица, рабыня, работница, дочь.

Лирический герой – гони, тащи – не разрешай спать, держи в чёрном теле

Образы, находящиеся в борьбе, противоположные, эмоциональном напряжении.

Сквозной образ поэзии Заболоцкого. 

«Труд души», «Воспитание души» - тема

 «Не позволяй душе лениться» - идея произведения

Это стихотворение адресовано не столько нам, читателям, сколько самому себе. Это последнее стихотворение, написанное за несколько дней до смерти. Завещание «умному читателю»

Выразительное чтение по строчке.

 

Составляют таблицу и записывают выводы

Исследуют текст

Формулируют краткие выводы

Участвуют в обсуждении

Подбирают метафоры к слову «душа»

Выразительно читают

Предметные

Умение составлять вопросы к тексту, используя алгоритм анализа,

Знание терминологии

Коммуникативные

Разв. навык смыслового чтения

Ум поддерживать учебный диалог

Развитие ассоциативного и творческого мышления

Нав. Выразительного чтения

Написание эссе «Труд души»

«не позволять душе лениться» - девиз самого Заболоцкого, который эволюционировал, прошёл долгий трудный путь от авангардной поэзии до её простых, ясных, классических форм.

Человек развивается только в труде, в испытаниях, в борьбе, в стремлении познать как можно больше в этом мире. Только тогда он движется вперед, только тогда может чего-то достичь в жизни. Чтобы стать достойным человеком, необходимо учиться, овладевать новыми знаниями и умениями. Но знания и навыки не приходят сами по себе. Поэтому нужно постоянно трудиться над собой, развивать свой разум и свою душу.

Самостоятельно пишут эссе

Коммуникативная

Разв. творческого мышления, письм. Речи

Рефлексия

- Справились ли мы с поставленными задачами?

- Что вызвало затруднения на уроке?

- Что запомнилось?

-  Самым большим счастьем для поэта является то, что его стихи уходят в народ, иногда стают песнями, находят отклик в душах других людей, как это произошло с этим стихотворением.

рефлексируют



Предварительный просмотр:

Движение.

Сидит извозчик как на троне,

из ваты сделана броня,

и борода, как на иконе,

лежит, монетами звеня.

А бедный конь руками машет,

то вытянется, как налим,

то снова восемь ног сверкают

в его блестящем животе.

Портрет.

Любите живопись, поэты!

Лишь ей, единственной, дано

 Души изменчивой приметы

 Переносить на полотно.

Ты помнишь, как из тьмы былого,

Едва закутана в атлас,

 С портрета Рокотова снова

 Смотрела Струйская на нас?

Её глаза - как два тумана,

Полуулыбка, полуплач,

 Её глаза - как два обмана,

Покрытых мглою неудач.

Соединенье двух загадок,

Полувосторг, полуиспуг,

Безумной нежности припадок,

 Предвосхищенье смертных мук.

Когда потёмки наступают

И приближается гроза,

Со дна души моей мерцают

 Её прекрасные глаза.

Движение.

Сидит извозчик как на троне,

из ваты сделана броня,

и борода, как на иконе,

лежит, монетами звеня.

А бедный конь руками машет,

то вытянется, как налим,

то снова восемь ног сверкают

в его блестящем животе.

Портрет.

Любите живопись, поэты!

Лишь ей, единственной, дано

 Души изменчивой приметы

 Переносить на полотно.

Ты помнишь, как из тьмы былого,

Едва закутана в атлас,

 С портрета Рокотова снова

 Смотрела Струйская на нас?

Её глаза - как два тумана,

Полуулыбка, полуплач,

 Её глаза - как два обмана,

Покрытых мглою неудач.

Соединенье двух загадок,

Полувосторг, полуиспуг,

Безумной нежности припадок,

 Предвосхищенье смертных мук.

Когда потёмки наступают

И приближается гроза,

Со дна души моей мерцают

 Её прекрасные глаза.

http://www.artwall.ru/files/products/poster_p-42532.jpg

https://fs00.infourok.ru/images/doc/293/292724/hello_html_m4d038e07.png

http://www.tg-m.ru/catalog/sites/default/files/catalog/f-033.jpg

https://art-on-web.ru/imgs/p/o/portret_a_n_demidova_san-donato_1000_800.jpg

Лексика.

Есть ли непонятные слова, интересные слова? Какова лексика (высокая, просторечная, нейтральная). Значение фразеологизмов? Лексические повторы использованы?

Синтаксис.

Как особенности синтаксиса влияют на интонацию стихотворения (обратите внимание на восклицательные предложения, ряды однородных членов)? Каковы  предложения по цели высказывания?

Образы.

Ключевые образы стихотворения? Лексические цепочки, выстраивающие эти образы в стихотворении?

Стиль. ИВС.

Какие изобразительно-выразительные средства использованы в стихотворении? К какому средству автор прибегает особенно часто?

Познакомьтесь со статьей учебника на стр. 163-164. Скажите, отражены ли в стихотворении «Душа обязана трудиться»  факты личной биографии поэта?


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 3

Стихотворение подобно человеку – у него есть лицо, ум и сердце. Если человек не дикарь и не глупец, его лицо всегда более или менее спокойно. Так же спокойно должно быть и лицо стихотворения. Умный читатель под покровом внешнего спокойствия отлично видит всё игралище ума и сердца. Я рассчитываю на умного читателя.

Слайд 4

Тема и художественная идея стихотворения Н.А.Заболоцкого «Не позволяй душе лениться».

Слайд 5

Цели урока Познакомиться Проанализировать… и раскрыть Развивать Воспитывать

Слайд 7

Анализ стихотворения Лексика Синтаксис Стиль (ИВС) Ключевые образы Место в творчестве Тема, идея

Слайд 8

Цели урока Познакомиться Проанализировать… и раскрыть Развивать Воспитывать

Слайд 9

Николай Алексеевич Заболоцкий «Не позволяй душе лениться…»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока литературы: 6 класс (ЗПР) школы для глухих детей.

Конспект урока по теме: "Стихотворение М. Ю. Лермонтова "Бородино". Тип урока: обобщение пройденного материала....

Технологическая карта урока литературы 8 класс

Тема: Н.С.Лесков. Слово о писателе. Нравственные проблемы рассказа «Старый гений».      ТДЦ:       Обучающий аспект: расширить знания...

Технологическая карта урока литературы. 10 класс. Л.Н.Толстой "Война и мир"

Технологическая карта урока составлена в соответствии с требованиями ФГОС с использованием АМО ( активных методов обучения)...

Технологическая карта урока литературы 6 класс.

Технологическая карта составлена в соответствии ФГОС. Тип урока - урок "открытия" нового знания. На уроке используется самостоятельная работа по группам и индивидуальная....

технологическая карта урока литературы 8 класс

технологическая карта урока литературы по роману В.А.Каверина "Два капитана" к  фрагменту  видеоматериала...

технологическая карта урока литературы 5 класс

Данная технологическая карта составлена к уроку литературы в 5 классе "Басня - к мудрости ступенька". Карта учитывает требования ФГОС. Технологическая карта была использована на открытом уроке....

Технологическая карта урока литературы 8 класс по теме: « Характеристика одного из героев повести (А.С. Пушкин «Капитанская дочка»)»

Урок. Характеристика одного из героев повести (А.С. Пушкин «Капитанская дочка»)Рабочее название урока: Какие персонажи и почему важны для развития действия повести «Капитанская дочка...