Язык художественной литературы. Основные признаки художественной речи: образность, изобразительно-выразительные средства
методическая разработка по литературе (11 класс)

Апреликова Ольга Сергеевна

В данном уроке рассматривается важнейший аспект проблемы имплицитности в лингвистической науке – источники выявления и  интерпретации скрытых смыслов с помощью изобразительно-выразительных средств художественной речи.

Тип урока: лекция, урок обобщения и систематизации знаний, совершенствования знаний, умений и навыков

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл yazyk_hudozhestvennoy_literatury.docx35.75 КБ

Предварительный просмотр:

Ольга Апреликова

Язык художественной литературы. Основные признаки художественной речи: образность, изобразительно-выразительные средства

11 класс

Тема: «Язык художественной литературы. Основные признаки художественной речи: образность, изобразительно-выразительные средства»

Название учебно-методического комплекса: УМК Бабайцева В.В. «Русский язык» 10-11 кл., Греков В.Ф., Чешко Л.А., Крючков С.Е. «Русский язык» 10-11 класс».

Аннотация: В данном уроке рассматривается важнейший аспект проблемы имплицитности в лингвистической науке – источники выявления и  интерпретации скрытых смыслов с помощью изобразительно-выразительных средств художественной речи.

Тип урока: лекция, урок обобщения и систематизации знаний, совершенствования знаний, умений и навыков

 Цели урока.

Обучающие: Подвести школьников к выводу, что богатство языка художественной литературы заключается в его разнообразной лексической  системе, в разнообразии изобразительно-выразительных средств, которые помогают полноценно интерпретировать смысл текста. Актуализировать навыки при работе по комплексному анализу текста.  Закрепить основные понятия темы.

Развивающие: развивать умение обобщать материал и применять полученные знания, творческие способности, речь, обогащать словарный запас учащихся, развивать способность работать с текстом и находить в нем иллюстративный материал к теоретическим знаниям, умение анализировать и осмыслять собственную учебную деятельность, развивать навыки абстрактного, анализирующего и синтезирующего мышления, понятийный аппарат и умение видеть причинно-следственные связи, обогащать историко-культурный фон мышления учащихся, развивать умения частично-поисковой познавательной деятельности: частичная постановка проблемы, выдвижение гипотезы, ее решение. Пропедевтика вузовского обучения.

Воспитательные: воспитать уважение к великой стране, ее великому языку и великой литературе.  Воспитать в учениках способность испытывать эмоциональный отклик на художественный текст, любовь к русской литературе, развивать познавательные способности учащихся – речь, внимание, мышление, воображение, восприятие и эстетические взгляды. Развивать инициативу, уверенность в своих силах; Привлечь внимание к современной литературе.

Задачи: показать отличие языка художественного стиля от остальных, показать взаимосвязь и взаимообусловленность всех элементов текста; познакомить с понятиями «Импликат» и «Имплицитность», научить использовать приобретённые знания и умения для подготовки к ЕГЭ по русскому языку (задания 1, 26, 27).

Формы урока: фронтальная, групповая

Технология: технология усвоения новых знаний

Методы: словесный, беседа, элементы лекции, проблемно-поисковый, самостоятельно-познавательной деятельности и анализа.

Виды контроля: индивидуальный, взаимоконтроль, самоконтроль

Оборудование и материалы: проектор, компьютер. мультимедийная презентация, раздаточный материал (тексты), экран, учебники.  

Использованные источники:

  1. Тажибаева Д.С. Баимбетова А.П. «Источники выявления и интерпретации имплицитных смыслов»  https://7universum.com/ru/philology/archive/item/10638 
  2. Е.В. Ермакова «Имплицитность и подтекст: термины и понятия, стоящие за ними»  https://cyberleninka.ru/article/n/implitsitnost-i-podtekst-terminy-i-ponyatiya-stoyaschie-za-nimi/viewer
  3. Е. Водолазкин о языке художественной литературы(видео) https://youtu.be/wvo1Cp3huLY 

ХОД УРОКА

Задания, мотивирующие учащихся  и подводящие их к восприятию материала

  1. Вступительное слово

СЛАЙД 2

Цель нашего урока – обобщение знаний о языке художественной литературы и о роли средств художественной выразительности в тексте. Также мы узнаем о, возможно, новых для вас терминах и понятиях.

Сила художественной литературы, ее задача.

– в чем она?

СЛАЙД 3

Авторское миропонимание и трансляция его читателю. Читательские интерпретации. Как автору добиться понимания? Суггестия. Эстетика. Сюжет и стиль. Мышление в образах. Объединение мысли и чувства в едином образе нашим сознанием.

СЛАЙД 4

Эстетика – композиция – проблема – идея – философия – этика. (записать)

СЛАЙД 5

Ефим Эткинд (советский и французский филолог, историк литературы, переводчик европейской поэзии) писал: «Все без исключения оказывается содержанием. Каждый даже самый ничтожный элемент формы строит смысл, выражает его».

СЛАЙД 6

Фрактальные множества Мандельброта  

– Кто такой Мандельброт и в чем сущность описанного им явления?

  1. Фракталы Мандельброта  – метафора функционирования художественного стиля.

Потому что адекватные восприятие и анализ художественного текста возможны лишь при одновременном осмыслении множества независимых переменных. Каких? Это гармония на нескольких уровнях, от буквы до подтекста. Чтобы текст ожил в нашем сознании, писатель оставляет нам подсказки, манипулирует нами, подсказывает, через какие шлюзы на поверхности текста мы можем выйти в открытое – и очень глубокое – море смыслов и интерпретировать их.

Задания, способствующие осмыслению материала

  1. СЛАЙД 7

Давайте посмотрим, как это происходит. Послушайте, как говорит о любви к России один из ее великих поэтов, Михаил Лермонтов:

Но я люблю - за что, не знаю сам –

Ее степей холодное молчанье,

Ее лесов безбрежных колыханье,

Разливы рек ее, подобные морям…

– Вам понравилось? Почему? (чувство любви к родине выражено через образный строй, форма и содержание даны в единстве и рождают сопереживание лирическому герою, мы вместе с автором любуемся величием природы)

– что делает эти строчки особенно красивыми? (тропы)

  1. СЛАЙД 8

Давайте вспомним основные средства выразительности с помощью писателя Евгения Водолазкина   https://youtu.be/wvo1Cp3huLY  Пожалуйста, по мере перечисления делайте записи в тетради, чтобы названия средств художественной выразительности были у вас перед глазами в течение урока.

СЛАЙД 9

Как сказал Девид Бом: «Под поверхностью нашей жизни заложен гармонический порядок», так и под поверхностью книжного листа существует целый мир.  Средства художественной выразительности  не существуют сами по себе. Как я уже говорила, это шлюзы к смыслу.  Современная лингвистическая наука называет такие точки входа ИМПЛИКАТАМИ.  

СЛАЙД 10

Импликат – единица глубинного уровня текста.

Троп словно подает сигнал читателю, что через него можно попасть на следующий смысловой уровень. Вот как звук может быть катализатором или ингибитором химических реакций в мозгу, так и слово в суперпозиции тропа вызывает креативное возбуждение. И человек стремится расшифровать этот скрытый – имплицитный – смысл.

Другими словами, импликат дает нам доступ к подтекстам и подтекстам подтекстов. Читатель замечает что-то необычное и интерпретирует это, истолковывает содержание, в котором имеется скрытый смысл. В силу своего разумения, в силу фоновых знаний. Без них узнавание импликата не состоится. Другими словами, мы не найдем пасхалку, если у нас нет ключа). Как писал Юрий Михайлович Лотман: «Текст делит читателей по принципу: понимающий и не понимающий».

Поэтому полноценное чтение – это свобода интерпретации, сотворчество, это интеллектуальный процесс, а не пассивное восприятие информации. На сто процентов мы, конечно, не расшифруем, что у автора было в голове, но это, по большому счету, и не надо, главное, чтобы мы его понимали: от идеи, от  философской мысли автора зависит его художественная задача (изображение, осмысление, проблематизация), а художественная задача определяет художественные средства.

СЛАЙД 12

– Итак, автор – это человек, который ставит вопросы и ищет ответы. А читатель? (человек, который ищет ответы на свои вопросы) Что такое чтение? – расшифровка смысла текста.

Задания, способствующие закреплению материала

Применение знаний в знакомой ситуации

  1. СЛАЙД 13

Посмотрим, как действует главная формула литературы «мышление в образах». Это мы сделаем вместе. Рассмотрим первый текст.

Алексей Иванов, «Бронепароходы»:

«...Большевики не успели перегородить горло затона плашкоутным мостом, да это и не помогло бы. Махина «Фельдмаршала Суворова» – длинная, белая, сложно устроенная, - двигалась к выходу прямо и точно, с неуклонностью природной силы. Грозно дымили две черных трубы с красными полосками. На полукруглом «сиянии» перекрещивались торговые флаги погибшей империи, яростно вращались гребные колеса, и под широкими обносами клокотала пена.

Броневик, такой маленький в сравнении с лайнером, торчал на съезде и лаял, как бульдог – бил из пулемета: его башенка медленно поворачивалась вслед за судном. Вокруг рассыпались красногвардейцы и тоже гвоздили по «Суворову» из винтовок. Пули дырявили белые стены надстройки, летела щепа; будто взбесившись, на прогулочной галерее прыгали и кувыркались плетеные кресла; бешено полыхая на солнце, лопались оконные стекла.

Впереди свободно блистала Кама.»

– Какие тропы эмоционально задели вас? Как их можно интерпретировать? (столкновение двух разных миров, правота – страшная сила, непримиримые противоречия социума, в гражданской войне не бывает правых, уязвимость цивилизации, варвары и империя) Обобщим наш анализ: какие уровни подтекста мы смогли заметить?

СЛАЙД 14

- проблемный

- исторический

- философский

- этический

Итак, мы видим, что имплицитный смысл текста связан с наличием в тексте смысловых скважин, сдвигов «нормальных» смысловых, языковых, речевых формул. Троп словно подает сигнал читателю, что через него можно попасть на следующий смысловой уровень – уровень подтекста.

– Но от чего зависит успех интерпретации?

Все дело в подключаемых архивах. Художественный текст дает возможность читателю взглянуть на привычное заново, переосмыслить его как нечто новое. Изображение психологически неоднозначных ситуаций, противопоставление (часто не комментируемое автором) диаметрально противоположных точек зрения в тексте, введение в текст неоднозначных образов – все это способы «обращения» к читателю, мобилизации его внимания, ресурсов памяти, ресурсов накопленного опыта. На основе анализа отрывка из «Бронепароходов» мы лучше понимаем теперь термин «подтекст», а именно – как смысл, который в художественном произведении «моделируется» читателем на основе содержания текста как целого в культурно-историческом контексте.

СЛАЙД 15

Свойство подтекста – намеренная направленность на читателя, который способен вычислить смысл.

  1. Применение знаний в незнакомой ситуации

Прослушайте стихотворение

Прочитайте его про себя, проартикулируйте.

Прочтите вслух те четверостишия, которые вам наиболее понравились. Почему?

Самостоятельно проанализируйте текст, найдите импликаты и интерпретируйте их.

СЛАЙД 16

Борис Пастернак «На пароходе» (выборочно)

Был утренник. Сводило челюсти,

И шелест листьев был как бред.

Синее оперенья селезня

Сверкал за Камою рассвет.

Седой молвой, ползущей исстари,

Ночной былиной камыша

Под Пермь, на бризе, в быстром бисере

Фонарной ряби Кама шла.

Волной захлебываясь, на волос

От затопленья, за суда

Ныряла и светильней плавала

В лампаде камских вод звезда.

На пароходе пахло кушаньем

И лаком цинковых белил.

По Каме сумрак плыл с подслушанным,

Не пророня ни всплеска, плыл.

Был утренник. Сводило челюсти,

И шелест листьев был как бред.

Синее оперенья селезня

Сверкал за Камою рассвет.

И утро шло кровавой банею,

Как нефть разлившейся зари,

Гасить рожки в кают-компании

И городские фонари.

1916 г.

  1. Ответы учащихся

Рефлексия

– Какой практический смысл имеют эти знания об имплицитности текста? В долгосрочной перспективе понимание того, что такое процесс чтения художественной литературы – это развитие навыков полноценного, квалифицированного чтения, это вкус к хорошей литературе. СЛАЙД 16  Как сказал Владимир Набоков, детский способ чтения – это следить за сюжетом и ассоциировать себя с героем. СЛАЙД 17 Но взрослый способ чтения – это ассоциировать себя с автором.

– Что значит «Ассоциировать себя с автором»? – значит, понимать его.

– А с помощью чего мы приходим к пониманию авторской мысли? – в том числе и с помощью слов в суперпозиции, то есть импликатов, то есть средств художественной изобразительности.

– А какое значение для нашей с вами ближайшей задачи успешной сдачи ЕГЭ по русскому языку имеет материал сегодняшнего урока? – быстрая идентификация средств художественной изобразительности в задании 1 и 26. – В задании 27, в анализе публицистического или художественного текста, импликаты помогут нам лучше понять автора – то есть обозначить проблему текста и выразить авторскую позицию, особенно если она прямо не сформулирована в тексте.

Заключительное слово учителя:

СЛАЙД 19

Итак, мы говорили о языке художественной литературы, и главное, что мы поняли сегодня: художественный текст – это отражение авторского миропонимания через отбор художественных средств; чтение текста – это интерполяция имплицитных смыслов в сознание читателя и интерпретация их; импликаты – сигналы погружения в подтекст            

СЛАЙД 20  Бакен – метафора импликата

Задание на дом:

СЛАЙД 21

  1. Подготовьте ответ на вопрос: как именно средства художественной выразительности могут привести внимательного читателя к слоям подтекста?
  2. Закончите анализ стихотворения Б. Пастернака “На пароходе”. Расскажите о теме, композиции, жанре стихотворения. Интерпретируйте смысл текста. Укажите те средства художественной выразительности, которые помогли вам прийти именно к вашей интерпретации.

.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в 11 классе по теме "Фразеологизмы как изобразительно-выразительное средство языка" в рамках подготовки к ЕГЭ

Урок комплексного применения знаний.Урок-практикум. Имеет целью выработку умений самостоятельно применять знания в комплексе, в новых условиях....

Технологическая карта открытого урока литературы в 5 классе по теме «Изобразительно-выразительные средства языка стихотворения М.Ю.Лермонтова «Бородино».

Технологическая карта открытого урока литературы в 5 классе по теме «Изобразительно-выразительные средства языка стихотворения М.Ю.Лермонтова «Бородино». Анализ поэтического про...

Методическое пособие для учителей русского языка и литературы "Интеграция предметов художественно-эстетического цикла на уроках русского языка и литературы как средство повышения мотивации"

laquo;Интеграция предметов художественно-эстетического цикла на уроках русского языка и литературы в 5-9 классах как средство повышения мотивации учащихся»Ратынская Нина Александровна,учитель р...

Статья: "Использование произведений искусства (живописи) на уроках русского языка и литературы, как средства развития речи и повышение общей культуры"

В статье приведены примеры использовния произведений живописи на уроках русского языка и литературы - в письменных урпажнениях и устных рассказах. Рассматриваются методы работы с картиной в целом, сфо...

Интегрированный урок русского языка и литературы «Роль средств художественной выразительности в рассказе А.С. Новикова – Прибоя «Две песни». 6 класс

Интегрированный урок русского языка и литературы «Роль средств художественной выразительности в рассказе А.С. Новикова – Прибоя «Две песни». 6 классИнтегрированные уроки &ndash...