Язык художественной литературы. Основные признаки художественной речи: образность, изобразительно-выразительные средства
методическая разработка по литературе (11 класс)
В данном уроке рассматривается важнейший аспект проблемы имплицитности в лингвистической науке – источники выявления и интерпретации скрытых смыслов с помощью изобразительно-выразительных средств художественной речи.
Тип урока: лекция, урок обобщения и систематизации знаний, совершенствования знаний, умений и навыков
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
yazyk_hudozhestvennoy_literatury.docx | 35.75 КБ |
Предварительный просмотр:
Ольга Апреликова
Язык художественной литературы. Основные признаки художественной речи: образность, изобразительно-выразительные средства
11 класс
Тема: «Язык художественной литературы. Основные признаки художественной речи: образность, изобразительно-выразительные средства»
Название учебно-методического комплекса: УМК Бабайцева В.В. «Русский язык» 10-11 кл., Греков В.Ф., Чешко Л.А., Крючков С.Е. «Русский язык» 10-11 класс».
Аннотация: В данном уроке рассматривается важнейший аспект проблемы имплицитности в лингвистической науке – источники выявления и интерпретации скрытых смыслов с помощью изобразительно-выразительных средств художественной речи.
Тип урока: лекция, урок обобщения и систематизации знаний, совершенствования знаний, умений и навыков
Цели урока.
Обучающие: Подвести школьников к выводу, что богатство языка художественной литературы заключается в его разнообразной лексической системе, в разнообразии изобразительно-выразительных средств, которые помогают полноценно интерпретировать смысл текста. Актуализировать навыки при работе по комплексному анализу текста. Закрепить основные понятия темы.
Развивающие: развивать умение обобщать материал и применять полученные знания, творческие способности, речь, обогащать словарный запас учащихся, развивать способность работать с текстом и находить в нем иллюстративный материал к теоретическим знаниям, умение анализировать и осмыслять собственную учебную деятельность, развивать навыки абстрактного, анализирующего и синтезирующего мышления, понятийный аппарат и умение видеть причинно-следственные связи, обогащать историко-культурный фон мышления учащихся, развивать умения частично-поисковой познавательной деятельности: частичная постановка проблемы, выдвижение гипотезы, ее решение. Пропедевтика вузовского обучения.
Воспитательные: воспитать уважение к великой стране, ее великому языку и великой литературе. Воспитать в учениках способность испытывать эмоциональный отклик на художественный текст, любовь к русской литературе, развивать познавательные способности учащихся – речь, внимание, мышление, воображение, восприятие и эстетические взгляды. Развивать инициативу, уверенность в своих силах; Привлечь внимание к современной литературе.
Задачи: показать отличие языка художественного стиля от остальных, показать взаимосвязь и взаимообусловленность всех элементов текста; познакомить с понятиями «Импликат» и «Имплицитность», научить использовать приобретённые знания и умения для подготовки к ЕГЭ по русскому языку (задания 1, 26, 27).
Формы урока: фронтальная, групповая
Технология: технология усвоения новых знаний
Методы: словесный, беседа, элементы лекции, проблемно-поисковый, самостоятельно-познавательной деятельности и анализа.
Виды контроля: индивидуальный, взаимоконтроль, самоконтроль
Оборудование и материалы: проектор, компьютер. мультимедийная презентация, раздаточный материал (тексты), экран, учебники.
Использованные источники:
- Тажибаева Д.С. Баимбетова А.П. «Источники выявления и интерпретации имплицитных смыслов» https://7universum.com/ru/philology/archive/item/10638
- Е.В. Ермакова «Имплицитность и подтекст: термины и понятия, стоящие за ними» https://cyberleninka.ru/article/n/implitsitnost-i-podtekst-terminy-i-ponyatiya-stoyaschie-za-nimi/viewer
- Е. Водолазкин о языке художественной литературы(видео) https://youtu.be/wvo1Cp3huLY
ХОД УРОКА
Задания, мотивирующие учащихся и подводящие их к восприятию материала
- Вступительное слово
СЛАЙД 2
Цель нашего урока – обобщение знаний о языке художественной литературы и о роли средств художественной выразительности в тексте. Также мы узнаем о, возможно, новых для вас терминах и понятиях.
Сила художественной литературы, ее задача.
– в чем она?
СЛАЙД 3
Авторское миропонимание и трансляция его читателю. Читательские интерпретации. Как автору добиться понимания? Суггестия. Эстетика. Сюжет и стиль. Мышление в образах. Объединение мысли и чувства в едином образе нашим сознанием.
СЛАЙД 4
Эстетика – композиция – проблема – идея – философия – этика. (записать)
СЛАЙД 5
Ефим Эткинд (советский и французский филолог, историк литературы, переводчик европейской поэзии) писал: «Все без исключения оказывается содержанием. Каждый даже самый ничтожный элемент формы строит смысл, выражает его».
СЛАЙД 6
Фрактальные множества Мандельброта
– Кто такой Мандельброт и в чем сущность описанного им явления?
- Фракталы Мандельброта – метафора функционирования художественного стиля.
Потому что адекватные восприятие и анализ художественного текста возможны лишь при одновременном осмыслении множества независимых переменных. Каких? Это гармония на нескольких уровнях, от буквы до подтекста. Чтобы текст ожил в нашем сознании, писатель оставляет нам подсказки, манипулирует нами, подсказывает, через какие шлюзы на поверхности текста мы можем выйти в открытое – и очень глубокое – море смыслов и интерпретировать их.
Задания, способствующие осмыслению материала
- СЛАЙД 7
Давайте посмотрим, как это происходит. Послушайте, как говорит о любви к России один из ее великих поэтов, Михаил Лермонтов:
Но я люблю - за что, не знаю сам –
Ее степей холодное молчанье,
Ее лесов безбрежных колыханье,
Разливы рек ее, подобные морям…
– Вам понравилось? Почему? (чувство любви к родине выражено через образный строй, форма и содержание даны в единстве и рождают сопереживание лирическому герою, мы вместе с автором любуемся величием природы)
– что делает эти строчки особенно красивыми? (тропы)
- СЛАЙД 8
Давайте вспомним основные средства выразительности с помощью писателя Евгения Водолазкина https://youtu.be/wvo1Cp3huLY Пожалуйста, по мере перечисления делайте записи в тетради, чтобы названия средств художественной выразительности были у вас перед глазами в течение урока.
СЛАЙД 9
Как сказал Девид Бом: «Под поверхностью нашей жизни заложен гармонический порядок», так и под поверхностью книжного листа существует целый мир. Средства художественной выразительности не существуют сами по себе. Как я уже говорила, это шлюзы к смыслу. Современная лингвистическая наука называет такие точки входа ИМПЛИКАТАМИ.
СЛАЙД 10
Импликат – единица глубинного уровня текста.
Троп словно подает сигнал читателю, что через него можно попасть на следующий смысловой уровень. Вот как звук может быть катализатором или ингибитором химических реакций в мозгу, так и слово в суперпозиции тропа вызывает креативное возбуждение. И человек стремится расшифровать этот скрытый – имплицитный – смысл.
Другими словами, импликат дает нам доступ к подтекстам и подтекстам подтекстов. Читатель замечает что-то необычное и интерпретирует это, истолковывает содержание, в котором имеется скрытый смысл. В силу своего разумения, в силу фоновых знаний. Без них узнавание импликата не состоится. Другими словами, мы не найдем пасхалку, если у нас нет ключа). Как писал Юрий Михайлович Лотман: «Текст делит читателей по принципу: понимающий и не понимающий».
Поэтому полноценное чтение – это свобода интерпретации, сотворчество, это интеллектуальный процесс, а не пассивное восприятие информации. На сто процентов мы, конечно, не расшифруем, что у автора было в голове, но это, по большому счету, и не надо, главное, чтобы мы его понимали: от идеи, от философской мысли автора зависит его художественная задача (изображение, осмысление, проблематизация), а художественная задача определяет художественные средства.
СЛАЙД 12
– Итак, автор – это человек, который ставит вопросы и ищет ответы. А читатель? (человек, который ищет ответы на свои вопросы) Что такое чтение? – расшифровка смысла текста.
Задания, способствующие закреплению материала
Применение знаний в знакомой ситуации
- СЛАЙД 13
Посмотрим, как действует главная формула литературы «мышление в образах». Это мы сделаем вместе. Рассмотрим первый текст.
Алексей Иванов, «Бронепароходы»:
«...Большевики не успели перегородить горло затона плашкоутным мостом, да это и не помогло бы. Махина «Фельдмаршала Суворова» – длинная, белая, сложно устроенная, - двигалась к выходу прямо и точно, с неуклонностью природной силы. Грозно дымили две черных трубы с красными полосками. На полукруглом «сиянии» перекрещивались торговые флаги погибшей империи, яростно вращались гребные колеса, и под широкими обносами клокотала пена.
Броневик, такой маленький в сравнении с лайнером, торчал на съезде и лаял, как бульдог – бил из пулемета: его башенка медленно поворачивалась вслед за судном. Вокруг рассыпались красногвардейцы и тоже гвоздили по «Суворову» из винтовок. Пули дырявили белые стены надстройки, летела щепа; будто взбесившись, на прогулочной галерее прыгали и кувыркались плетеные кресла; бешено полыхая на солнце, лопались оконные стекла.
Впереди свободно блистала Кама.»
– Какие тропы эмоционально задели вас? Как их можно интерпретировать? (столкновение двух разных миров, правота – страшная сила, непримиримые противоречия социума, в гражданской войне не бывает правых, уязвимость цивилизации, варвары и империя) Обобщим наш анализ: какие уровни подтекста мы смогли заметить?
СЛАЙД 14
- проблемный
- исторический
- философский
- этический
Итак, мы видим, что имплицитный смысл текста связан с наличием в тексте смысловых скважин, сдвигов «нормальных» смысловых, языковых, речевых формул. Троп словно подает сигнал читателю, что через него можно попасть на следующий смысловой уровень – уровень подтекста.
– Но от чего зависит успех интерпретации?
Все дело в подключаемых архивах. Художественный текст дает возможность читателю взглянуть на привычное заново, переосмыслить его как нечто новое. Изображение психологически неоднозначных ситуаций, противопоставление (часто не комментируемое автором) диаметрально противоположных точек зрения в тексте, введение в текст неоднозначных образов – все это способы «обращения» к читателю, мобилизации его внимания, ресурсов памяти, ресурсов накопленного опыта. На основе анализа отрывка из «Бронепароходов» мы лучше понимаем теперь термин «подтекст», а именно – как смысл, который в художественном произведении «моделируется» читателем на основе содержания текста как целого в культурно-историческом контексте.
СЛАЙД 15
Свойство подтекста – намеренная направленность на читателя, который способен вычислить смысл.
- Применение знаний в незнакомой ситуации
Прослушайте стихотворение
Прочитайте его про себя, проартикулируйте.
Прочтите вслух те четверостишия, которые вам наиболее понравились. Почему?
Самостоятельно проанализируйте текст, найдите импликаты и интерпретируйте их.
СЛАЙД 16
Борис Пастернак «На пароходе» (выборочно)
Был утренник. Сводило челюсти,
И шелест листьев был как бред.
Синее оперенья селезня
Сверкал за Камою рассвет.
Седой молвой, ползущей исстари,
Ночной былиной камыша
Под Пермь, на бризе, в быстром бисере
Фонарной ряби Кама шла.
Волной захлебываясь, на волос
От затопленья, за суда
Ныряла и светильней плавала
В лампаде камских вод звезда.
На пароходе пахло кушаньем
И лаком цинковых белил.
По Каме сумрак плыл с подслушанным,
Не пророня ни всплеска, плыл.
Был утренник. Сводило челюсти,
И шелест листьев был как бред.
Синее оперенья селезня
Сверкал за Камою рассвет.
И утро шло кровавой банею,
Как нефть разлившейся зари,
Гасить рожки в кают-компании
И городские фонари.
1916 г.
- Ответы учащихся
Рефлексия
– Какой практический смысл имеют эти знания об имплицитности текста? В долгосрочной перспективе понимание того, что такое процесс чтения художественной литературы – это развитие навыков полноценного, квалифицированного чтения, это вкус к хорошей литературе. СЛАЙД 16 Как сказал Владимир Набоков, детский способ чтения – это следить за сюжетом и ассоциировать себя с героем. СЛАЙД 17 Но взрослый способ чтения – это ассоциировать себя с автором.
– Что значит «Ассоциировать себя с автором»? – значит, понимать его.
– А с помощью чего мы приходим к пониманию авторской мысли? – в том числе и с помощью слов в суперпозиции, то есть импликатов, то есть средств художественной изобразительности.
– А какое значение для нашей с вами ближайшей задачи успешной сдачи ЕГЭ по русскому языку имеет материал сегодняшнего урока? – быстрая идентификация средств художественной изобразительности в задании 1 и 26. – В задании 27, в анализе публицистического или художественного текста, импликаты помогут нам лучше понять автора – то есть обозначить проблему текста и выразить авторскую позицию, особенно если она прямо не сформулирована в тексте.
Заключительное слово учителя:
СЛАЙД 19
Итак, мы говорили о языке художественной литературы, и главное, что мы поняли сегодня: художественный текст – это отражение авторского миропонимания через отбор художественных средств; чтение текста – это интерполяция имплицитных смыслов в сознание читателя и интерпретация их; импликаты – сигналы погружения в подтекст
СЛАЙД 20 Бакен – метафора импликата
Задание на дом:
СЛАЙД 21
- Подготовьте ответ на вопрос: как именно средства художественной выразительности могут привести внимательного читателя к слоям подтекста?
- Закончите анализ стихотворения Б. Пастернака “На пароходе”. Расскажите о теме, композиции, жанре стихотворения. Интерпретируйте смысл текста. Укажите те средства художественной выразительности, которые помогли вам прийти именно к вашей интерпретации.
.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка в 11 классе по теме "Фразеологизмы как изобразительно-выразительное средство языка" в рамках подготовки к ЕГЭ
Урок комплексного применения знаний.Урок-практикум. Имеет целью выработку умений самостоятельно применять знания в комплексе, в новых условиях....
Функционирование сложносочиненных предложений в научной речи и в языке художественной литературы
Методический материал для использования при изучении темы...
Технологическая карта открытого урока литературы в 5 классе по теме «Изобразительно-выразительные средства языка стихотворения М.Ю.Лермонтова «Бородино».
Технологическая карта открытого урока литературы в 5 классе по теме «Изобразительно-выразительные средства языка стихотворения М.Ю.Лермонтова «Бородино». Анализ поэтического про...
Методическое пособие для учителей русского языка и литературы "Интеграция предметов художественно-эстетического цикла на уроках русского языка и литературы как средство повышения мотивации"
laquo;Интеграция предметов художественно-эстетического цикла на уроках русского языка и литературы в 5-9 классах как средство повышения мотивации учащихся»Ратынская Нина Александровна,учитель р...
Статья: "Использование произведений искусства (живописи) на уроках русского языка и литературы, как средства развития речи и повышение общей культуры"
В статье приведены примеры использовния произведений живописи на уроках русского языка и литературы - в письменных урпажнениях и устных рассказах. Рассматриваются методы работы с картиной в целом, сфо...
Основные признаки художественной речи
Тропы и фигуры речи...
Интегрированный урок русского языка и литературы «Роль средств художественной выразительности в рассказе А.С. Новикова – Прибоя «Две песни». 6 класс
Интегрированный урок русского языка и литературы «Роль средств художественной выразительности в рассказе А.С. Новикова – Прибоя «Две песни». 6 классИнтегрированные уроки &ndash...