Функционирование сложносочиненных предложений в научной речи и в языке художественной литературы
методическая разработка по русскому языку (7 класс) на тему
Методический материал для использования при изучении темы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskie_rekomendatsii.docx | 17.06 КБ |
Предварительный просмотр:
« Функционирование сложносочиненных предложений в научной речи и в языке художественной литературы».
Знакомство с темой «Сложносочиненное предложение» предлагается в 7 классе при изучении темы «Сочинительные союзы». Учащимся необходимо иметь четкое и ясное представление о системе функционально-речевых стилей современного русского языка. Учет особенностей функционирования языковых единиц в различных речевых сферах обеспечивает понимание соответствующих текстов (научных, публицистических, художественных), а также обогащает речь учащихся. Надо дать понять детям, что и в научной речи сложносочиненные предложения встречаются реже. Это связано с особенностями научной речи, ее точностью, лаконичностью, информативностью. Здесь чаще употребляют подчинительные конструкции, т.е. сложноподчиненные предложения, которые способны более четко довести мысль до читателя, доказать выдвинутую гипотезу.
Более частое употребление сложносочиненных предложений в языке художественной литературы связано с индивидуальностью стиля автора произведения, задачами художественного изображения героев или обстановки, быта, эпохи, данной автором. Эти конструкции (сочинительные) часто употребляют в описаниях природы, портретных зарисовках, в речи персонажей.
В научных текстах на 500 сложных предложений встречалось 117 предложений с сочинительной связью: из них 79 представляют минимальные конструкции, а 38 – предложения усложненного типа с сочинением и подчинением. (Д.Э. Розенталь «Словарь русского языка»).
В текстах художественных произведений на 1500 сложных предложений встречается только 330 предложений с сочинительной связью, из них 168 минимальные конструкции, а 94 – предложения усложненного типа с сочинением и подчинением.
При сопоставлении семантических разновидностей сложносочиненных предложений в научной речи и в языке художественной литературы были найдены некоторые различия. Так в научных текстах встречались пояснительные предложения с союзом – то есть – и – а именно -, необнаруженные в текстах художественных произведений. В художественных же текстах чаще встречаются усилительные предложения с союзом – да и -, не отмеченные в научных текстах.
Употребление тех или иных союзов в том или ином стиле языка связано со спецификой данного стиля. Очевидно, не случайно отсутствие предложений с союзами – то есть – и а именно – в текстах литературного языка. Союзы эти, конечно, встречаются и в них, но частота их употребления меньше, чем в научной литературе, поскольку значения, выражающиеся этими союзами более характерны для точного и систематического изложения научных вопросов, для уточнения мысли.
Например: «Значением безличного глагола, выступающего в роли главного члена, определяется общее значение безличного предложения, а именно: безличные глаголы служат для сообщения о состоянии природы, окружающей среды. Психического и физического состояния человека». (Д.Э. Розенталь «Современный русский язык»).
Союзу – да и – присущ оттенок разговорной речи, следовательно, употребление его характерно, прежде всего, для художественных текстов.
Было отмечено, что в научной речи чаще, чем в художественных произведений, употребляются сопоставительные предложения. Для определения значения предложений в художественной литературе часто бывает, необходим контекст.
Сложные предложения, употребляющиеся в научной речи и в языке художественной литературы, резко отличаются по своей структуре.
Для сложносочиненных предложений в научной речи характерна двучленность и закрытость структуры, то есть имеют только два главных члена предложения. Предложения открытой структуры и многочленные сложносочиненные конструкции в научной речи вообще не встречаются. Здесь были обнаружены минимальные конструкции, позволяющие четко и точно выразить основную мысль.
В языке художественной литературы, напротив, широко применяются многочленные сложносочиненные предложения (т.е. имеющие несколько грамматических основ), позволяющие выразить несколько различных смысловых оттенков.
Например: «Ночь была темная, И по небу двигались толстые пласты лохматых туч, НО море было спокойно, черно и густо, как масло». (М. Горький «Челкаш»).
Предложения усложненного типа с сочинением и подчинением употребляются как в научной речи, так и в языке художественной литературы. Однако для научного стиля характерно сочетание в рамках единого синтаксического цикла сразу 2-х компонентов.
Научный стиль:
Функции русского языка многочисленны, но в их основе лежат два его основных назначения: быть средством общения и средством мысли, так как без средств общения нет жизни. («Функции русского языка в современном мире» С.Г. Бархударов).
В языке художественной литературы встречается огромное количество сложносочиненных предложений усложненного типа: с причастиями, деепричастиями, сравнительными оборотами, с уточняющими членами предложения, с вводными словами и вводными предложениями. Бывают сложносочиненные предложения с различными видами комбинаций сочинительной, подчинительной и бессоюзной связи.
Например: «После ужина я танцевал с нею обещанную кадриль, и, несмотря на то, что был, казалось, бесконечно счастлив, счастье мое все росло и росло». (Л.Н. Толстой «После бала»).
В научном стиле предложения усложненного типа, включающие в состав бессоюзную связь, не встречаются. Это объясняется многозначностью бессоюзной связи, ее неточностью, то есть свойствами, совершенно не допустимыми для научного изложения. В научной речи чаще встречаются сложносочиненные предложения, имеющие 2 грамматические основы:
Например: «Русский язык является одним из распространенных языков на земном шаре, и вместе с украинским и белорусским языками он входит в группу славянских языков».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа элективного курса по литературе «Язык художественной литературы»
Настоящий курс предназначен для более подробного изучения языкахудожественной литературы. Показать выразительные возможности слова, особенности организации текста как динамичн...
Развитие речи ребенка средствами художественной литературы в области музыкального воспитания
Даны рекомендации по ознакомлению детей с художественной литературой в синтезе с музыкальным воспитанием....
Роль Н.В. Гоголя в развитии русского литературного языка и языка художественной литературы
Роль Н.В. Гоголя в развитии русского литературного языка и языка художественной литературы...
Разработка урока русского языка на тему "Язык художественной литературы"
Разработка урока предназначена для учащихся 8 класса,по УМК С.И. Львовой. Задания и материал урока нацелен на формирование умения доказывать принадлежность текста к художественному с...
Конспект открытого урока по родному русскому языку "Язык художественного литературы"
На примере лирического отступления в 11 главе поэмы Н.В.Гоголя "Мертвые души" рассматривается особенности языка художественной литературы. Домашнее задание направлено на повторение функциона...
Русский язык – язык художественной литературы
По учебнику Л.М. Рыбченковой...
Язык художественной литературы. Основные признаки художественной речи: образность, изобразительно-выразительные средства
В данном уроке рассматривается важнейший аспект проблемы имплицитности в лингвистической науке – источники выявления и интерпретации скрытых смыслов с помощью изобразительно-выразительных ...