Интегрированный урок русского языка и литературы «Роль средств художественной выразительности в рассказе А.С. Новикова – Прибоя «Две песни». 6 класс
план-конспект урока по литературе (6 класс)

Петракова Екатерина Ивановна

Интегрированный урок русского языка и литературы «Роль средств художественной выразительности в рассказе А.С. Новикова – Прибоя «Две песни». 6 класс

Интегрированные уроки – не новшество образовательной системы, но в современном учебном мире они требуют к себе особого отношения, так как расширяют сферу знаний обучающихся, а также играют важную роль в формировании у ребёнка целостной картины мира.

Предлагаемый конспект урока призван познакомить учащихся с творчеством писателя-мариниста Алексея Силыча Новикова-Прибоя, проникнуть в художественный мир писателя. Основная задача урока – показать искреннюю любовь писателя к своей Родине.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл integrirovannyy_urok.docx42.55 КБ

Предварительный просмотр:

Петракова Екатерина Ивановна

Учитель русского языка  литературы

«Пичкиряевская ОШ» - филиал МКОУ «Придорожная СШ» им. А.С. Новикова-Прибоя

Конспект урока русского языка в 6 классе по УМК Л.М. Рыбченковой

 

2022 год

Интегрированный урок русского языка и литературы «Роль средств художественной выразительности в рассказе А.С. Новикова – Прибоя «Две песни». 6 класс

Интегрированные уроки – не новшество образовательной системы, но в современном учебном мире они требуют к себе особого отношения, так как расширяют сферу знаний обучающихся, а также играют важную роль в формировании у ребёнка целостной картины мира.

Предлагаемый конспект урока призван познакомить учащихся с творчеством писателя-мариниста Алексея Силыча Новикова-Прибоя, проникнуть в художественный мир писателя. Основная задача урока – показать искреннюю любовь писателя к своей Родине.

Цели:

  • обучающие: способствовать развитию познавательного интереса обучающихся  к творчеству А.С. Новикова – Прибоя; помочь учащимся понять главные черты мировоззрения писателя на основе анализа его рассказа; показать, как речевые средства работают на выражение авторской идеи в рассказе;
  • развивающие: развивать творческие способности учащихся и развивать умение анализировать;
  • воспитательные:  приобщать учащихся к нравственным ценностям, прививать любовь к чтению.

Формируемые УУД:

  • познавательные: общеучебные, логические, постановка и решение проблемы;
  • регулятивные: умеют планировать и контролировать свою деятельность;
  • коммуникативные: умеют слушать и слышать друг друга; устанавливают рабочие отношения, учатся эффективно сотрудничать; вступают в диалог, участвуют в коллективном обсуждении; учатся владеть монологической и диалогической речью;
  • личностные: создавать условия для формирования вдумчивого чтения художественных произведений; воспитывать эстетически развитого читателя.

Формы работы: индивидуальная, групповая.

Оборудование: портрет писателя, текст рассказа «Две песни»; аудиозапись колыбельной песни; презентация о писателе; текстовыделители – голубой, розовый и зелёный (или другие удобные для учителя цвета), клей, ножницы; толковый словарь.

Тип урока: интегрированный урок.

Ход урока

Этап урока

Деятельность учителя и учащихся

Формируемые УУД

I.Организационный момент.

Мотивация к началу урока

Регулятивные: саморегуляция

II.Мотивация учебной деятельности.

  1. Прослушивание колыбельной песни.
  2.  Беседа.
  • Сегодняшний урок я начала с песни. Что это за песня, к какому жанру она относится? (Это колыбельная песня.)
  • Какие чувства пробудила в вас эта песня? Назовите свои ассоциации с колыбельной песней. ( Песня пробуждает нежные, радостные чувства и приятные воспоминания, связанные с радостными моментами прошлого. Самая главная ассоциация – мама, которая чаще всего исполняет колыбельные песни.)
  • На ваших партах лежат листы с текстом рассказа Алексея Силыча Новикова – Прибоя «Две песни». Догадайтесь, о каких песнях нам предстоит сегодня говорить? (Эти песни – тоже колыбельные.)

III.Сообщение темы, целей урока

   Учитель. Сегодня мы познакомимся с рассказом нашего писателя – земляка А.С. Новикова – Прибоя «Две песни». Изучая это замечательное произведение,  мы проследим, как мастерски  писатель использует средства художественной выразительности в этом произведении для выражения главной мысли произведения.

   (Запись числа и темы урока в тетради.)

Регулятивные: формулируют цели и задачи урока.

IV.Работа над темой урока

V.Физминутка

1)Актуализация изученного о средствах художественной выразительности.

Учащиеся получают листы с заданиями. На одном перечислены средства художественной выразительности (СХВ). Их необходимо разрезать. На втором листе – таблица с предложениями, в которых представлены средства художественной выразительности. Задание: прочитать предложение и определить, какое СХВ в нём содержится. (Приклеить напротив предложения вырезанный квадрат, а в самом предложении с помощью текстовыделителя обозначить данное СХВ).

Материалы данного этапа урока см. в Приложении 2.

- Ребята, обратите внимание на последний поэтический фрагмент в таблице. Кто автор этих строк? Как этот поэт связан с Рязанской областью? О чём он говорит в приведённом четверостишии? (Автор – С.А. Есенин, наш земляк, родившийся в с. Константиново, Рязанской области. В стихотворении чувствуется любовь к родной земле, к своей стране).

- Действительно, Рязанский край – родина многих замечательных людей. Об одном из них мы сегодня и будем говорить на уроке. И родился этот человек всего в нескольких километрах от нашего села.

2) Рассказ о писателе  с презентацией (Приложение 3.) (Учащиеся отмечают в тетрадях основные факты из рассказа учителя).

   Алексей Силыч Новиков - Прибой родился в селе Матвеевское Сасовского района Рязанской области 12 марта (по старому стилю) 1877 года. Тогда село относилось к Тамбовской губернии. Детство писателя прошло  среди бескрайних полей и густых лесов. Родители его были простыми крестьянами. Трудился и Алёша. Мама писателя, Мария Ивановна, очень хотела видеть сына монахом. И так бы и могло быть, если бы однажды маленький Алёша не встретил матроса. Уж очень интересным показался Алёше рассказ  о морях и кораблях. С тех пор он мечтал стать моряком. Этот биографический эпизод вошёл в рассказ «Судьба».  Шли годы… Алёша вырос, но от своей мечты о море не отказался. Когда пришла пора, идти служить, он попросился  во флот. Служба его прошла на Балтийском флоте.  В этот период он много читал и, по-собственному признанию, именно  в тот период Алексей Силыч решил стать писателем.  Конечно, главной темой его творчества стало море и моряки. Множество рассказов посвящены этой теме. Главным произведением Алексея Силыча является роман «Цусима». Рассказ «Две песни» написан в 1912-1913 гг. на о. Капри, где писатель находился в гостях у Максима Горького.

  Учитель демонстрирует на экране проектора карту с изображением острова Капри.

3) Чтение рассказа «Две песни». Работа над средствами художественной выразительности произведения.

  • Давайте прочитаем рассказ «Две песни».

Выразительное чтение учителем начала рассказа.

   «Только всего и было, что колыбельная песня, «простая» народная песня матери над засыпающим ребёнком, в молитвенный час вечера. Только и всего, что песня. Но, как тяжкая тень в чутком зеркале, замерла она навсегда в памяти Сергея. И не раз в часы усталости и скорби пробуждалась отдалённым отзвуком прошлого…  Было это похоже на засушенные, когда-то целованные, дремотные цветы. Только песня.

   Незаметно тихо, как закатный ветерок, влюблённый в ночную сирень, родилась песня. И, как ветерок цветолюбивый, повеяла сладкой и грустной лаской чего-то небывало-доброго. Задышала сразу тем, что вечно грезится, что неуёмно желанно и – что несбыточно. Далёкая – далёкая и близкая, как тревожный ропот сердца, песня».

  • Каким настроением проникнуто начало рассказа? Какие средства художественной изобразительности вы встретили в прочитанном фрагменте? (Начало грустное и красивое. Поражают  необычные эпитеты и тонкие сравнения, мы понимаем, что песня в рассказе печальная. Но с самого начала чувствуется, что всё описание проникнуто  тонким лиризмом и любовью.)
  • Интересно, какие образы возникнут  дальше в рассказе.

Чтение продолжают учащиеся.

   «За стеною Сергеевой комнаты молодая русская женщина пела песни своему ребёнку. И каждый звук в этой песне был и стоном, и улыбкой, так полна она любви была. Мать, светлая жрица вечной жизни, носительница творческого пламени бытия, изливала свою тоску души. Трепетала, как ушибленная птица, материнская скорбь в словах старых, издавна печальных, как родина её, сложившая эту песню. Были слова полны и тяжелы, словно налиты были вековечным горем, давними болями и жаждой. Билась горько в этой песне и древняя могучая тоска по царственному солнцу, и бездна – ложно – унылая жалоба рано умирающего, и робкая, страдальческая мольба скованного, и надрывный стон заблудшего в невылазной тайге беглеца…».

  • Найдите сравнения  и выпишите их в таблицу.

(Материнская скорбь сравнивается с ушибленной птицей; печальные слова песни – с родиной, с вековечным горем.)

  1.  Работа с текстом рассказа в группах.

Первая группа, продолжая чтение рассказа, заполняет таблицу примерами сравнений.

Вторая группа работает над эпитетами, встречающимися в тексте.

(Учащиеся  читают   рассказ и заполняют таблицу.)

   «В сумерках, окутавших комнату трауром, грезил одинокий Сергей. Перед усталым его взором тянулись угрюмой вереницей давние и недавние разочарования, развеянные надежды, загашенные жизнью гордые замыслы и намерения поникшей юности. Налегли на душу, точно огромные чёрные крылья ночи, грустные, безвыходные думы. Сердце боязливо и покорно сжималось в страхе и беспомощности. Тень густая опутывала грядущее. Одиноким и сирым был Сергей в сумерках. И вот задрожала-зарыдала за стеной песня. И приблизилась к нему, как участливый, всепонимающий друг, её горячая властная нежность. Будто бережными, тонкими пальцами медленно смежила глаза, а тёплое и мягкое веяние укутало сердце. И казалось, что ему, Сергею, поёт за стеной мать, как в детстве. Казалось, что его баюкает добрая мать. Стало тише кругом, всё прислушивалось, тянулось к песне. Пела женщина.

   И забылся он. И почудилось, вошёл кто-то неслышными шагами в его комнату, - светлый, большой, сияющий, - протянул руки и бережным прикосновением легко погладил лицо. И наклонился над Сергеем, и заговорил ясным, бодрым и приветным голосом: «Брат мой, не плачь. Издалека пришёл я к тебе. Из края восторга и света пришёл я. Я принёс тебе завет жизни: - Живи! Живи! – Ты знаешь печаль и томление, ты знаешь  тьму и боль. Но радостны пути будущего, но ждут впереди многосветные дни счастья. Упадут ветхие одежды усталости и хмури, раскроются туманы убожества и мук, и развернется мир весенним пламенем, вспыхнет певучим заревом воли… Близок блаженный день. Шумят ветры, кровятся зори, поют реки и моря весть об идущем. Не грусти…».

Сравнения в рассказе «Две песни»

Эпитеты в рассказе «Две песни»

«Налегли на душу, точно огромные чёрные крылья ночи, грустные, безвыходные думы».

«И приблизилась к нему, как участливый, всепонимающий друг, её горячая властная нежность. Будто бережными, тонкими пальцами медленно смежила глаза, а тёплое и мягкое веяние укутало сердце».

«намерения поникшей юности»

«безвыходные думы»

«горячая властная нежность»

  • Почему меняется настроение рассказчика? (Сергей вспоминает  песню, которую пела ему когда-то его мама. Это воспоминание проникнуто необыкновенным теплом  и светом. )

Упражнение для глаз «Сладкий сон».

  • Продолжите работу над текстом и заполнение таблицы примерами сравнений и эпитетов.

   «Пела мать. За стеною исходила слезами и звуками обделённая на празднике жизни душа. Струилась тихо, несмело задушевная мелодия, то вдруг непокорно вздрагивала ропотом и буйными вскликами, точно за стеною кто-то сильный корчился в смертных судорогах, - то слабо замирала, медленнее текла, будто уставала от непосильной цепкой боли. Хлопала белыми в пятнах крови крыльями, надломленно звала на помощь чью-то родную душу, томилась песня матери… И думалось: «Русская песня, унывная русская жалоба, в которой, как раненый сокол, трепещет пленная удаль, охмелённая неоглядными пирами и скованная кандалами. В ней мятежно растут степные зовы, алеют молодые зори, но – горькое бессилие обнимает её, душит. И нет воли. Нет воли песне…душе…жизни».

   Пела мать над ребёнком. Близкой и знакомой, как сама сырая тёмная земля, была тоска её. Вспоминалась прошлая жизнь и была она маленькой, бескрылой, пугливой. И не было в ней творческого пламени, озаряющего дни. Неудачно  и тускло-ровной была она теперь в свете песни. Длинной и скучной, как неохватная русская степь, и такой же нелюдимо-огромной и убогой. А сердце просило-просило счастья, хотя бы на краткое мгновенье, на час яркого счастья. (Мило) сердце, как милости, радости, бурного смеха, солнечного звона, разгула – один раз, только один раз в жизни.  «Господи, Господи, бедный я, бедная Россия… Одна скорбь, один стон…», - молились уста. Замер Сергей так до утра…

   Укоризненно глядела в окно седая схимница-ночь, и, как её тёмный, суровый взор, было всё вокруг чухло и горестно. Росла тяжким сводом жёсткая тишина. Плакал этой ночью Сергей. Над целым миром плакал, над собой, над родиной, над матерью за стеною, жизнь оплакивал он…

   Оборвалась внезапно эта песня. Погасла вдруг, захлебнувшись в слезах. И пронятулась надолго тишина, проникнутая отзвуком песни. Вероятно, ребёнок заснул, и мать, любовно перекрестив его, отошла к окну и вгляделась в чернеющую даль…

   Только и было, что колыбельная песня».

  • Какими сравнениями вы пополнили таблицу?

(Тоска песни сравнивается с сырой тёмной землёй. А чтобы подчеркнуть масштабы переживаемого автор сравнивает песню с неохватной русской степью).

  • Мы прочитали первую часть рассказа А.С. Новикова – Прибоя. Какую роль играют в нём сравнения? ( Рассказ насыщен яркими, необычными сравнениями. Это не случайно. Сравнения помогают писателю передать чувства героя: на душе у Сергея грустно и тревожно от переживания за свою родину. Он осознаёт тяжёлую историческую судьбу России и её людей.)

Выводы учителя

  Используя в своём рассказе сравнения, Новиков – Прибой приближает читателя к пониманию основной мысли произведения – любовь к своему отечеству, щемящее чувство в груди от боли и переживания за его судьбу.

Учитель обращает внимание на то, что в рассказе есть устаревшие слова.  

Учащиеся находят в тексте устаревшие слова и определяют их значение, пользуясь толковым словарём.

Согбенная (устарелое и высокое). О людях: сгорбленный, согнутый.

Смежила – от смежить – сомкнуть, закрыть (глаза, веки).

Схимница – монахиня, принявшая схиму – высшую монашескую степень, требующую выполнения суровых аскетических правил.

  1.  Работа над второй частью рассказа.
  • В первой части рассказа мы узнали первую песню. Но из названия известно, что их было две. Давайте выясним, о какой песне вспоминает Сергей? Вам предстоит самостоятельно прочитать вторую часть и найти, ответ на этот вопрос.

(Учащиеся читают рассказ) (Текст в приложении 1)

Беседа

  • Что вы почувствовали, читая вторую часть рассказа? (С первых строк второй части ощущается перемена в настроении Сергея.  Оно здесь совсем иное. Песня, которую он слышит – колыбельная итальянки. Герой говорит: «Каждый звук, каждое слово были полны высокого и ясного смысла».)
  • Какие сравнения используются для передачи настроения второй песни? (« Плотный бархатный голос густо искрился мягкими звуковыми лучами, как тёплым светом». «Словно  свежий, долго искавший выхода из недр земли, только что пробившийся ключ кристальной влаги, лилась сладостная мелодия».)
  • С чем же связан грустный финал произведения? (Сергей внезапно вспоминает первую песню, и былые горестные раздумья возвращаются к нему).

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и  условиями коммуникации.

Познавательные:  выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение речевого высказывания.

Коммуникативные: умение  с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Познавательные: поиск  и выделение информации.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества со сверстниками.

Регулятивные: саморегуляция.

Познавательные: смысловое чтение.

Коммуникативные: аргументация своего мнения.

VI.Подведение итогов урока

  Учитель. Окунувшись в язык рассказа А.С. Новикова – Прибоя «Две песни», мы наблюдали сегодня, как использование  сравнений и эпитетов помогло передать искренние чувства героя, самые сокровенные его переживания за судьбу России. Я думаю, что вы согласитесь и с тем, что рассказ – настоящий кладезь не только сравнений, эпитетов, но и других  художественных средств. Хочется верить, что вы продолжите самостоятельное изучение не только этого произведения, но и других, написанных А.С. Новиковым – Прибоем.

Приём «Микрофон»

- Что удалось на сегодняшнем уроке? Что вызвало затруднение?

- У кого из вас возникло желание продолжить изучение творчества А.С. Новикова  - Прибоя?

   Оценивание работы учащихся. (Учащиеся оценивают личный вклад в решение коллективной проблемы урока через стандартную пятибалльную шкалу оценки).

Регулятивные: адекватное восприятие  оценки своей работы учителем, товарищами.

VII.Домашнее задание

1) Сочинение «Роль средств художественной изобразительности  в рассказе А.С. Новикова – Прибоя «Две песни».

2) Подготовиться к проекту по творчеству А.С. Новикова-Прибоя: спланировать работу, определить цели  и задачи проекта.

Приложение 1.

   Были другие дни. Яркие, сочные золотом полдневного солнца, дни смелых радостей. Другой мир. В древнем среднеитальянском городке, где  всё мирно и спокойно, точно устало от веков смут, - где голубино-нежно ясное небо и страстны, веселы цветы рядом с ветхими руинами, в час летнего вечера. В тишине пурпурного заката, услышал Сергей иную песню.

   Однажды вечером.

   В дни расцвета счастья. Однажды вечером, так же, как тогда, в скорбной России, грезил он одиноко в комнате у открытого окна. Отрадный был час, и пели в груди светлые птицы. Сияла жизнь радугами надежд, благоухала редкими цветами. Так было… За стеною его комнаты пела итальянская женщина над колыбелью ребёнка. Это – была песня «другого порядка», другой жизни. Плотный бархатный голос густо искрился мягкими звуковыми лучами, как тёплым светом. Словно свежий, долго искавший выхода из недр земли, только что пробившийся ключ кристальной влаги, лилась сладостная мелодия. Отважной, горделиво-полной и широкой страстью дышал в ней каждый тон. Жгучей зрелой радостью, и хвалой жизни, и блаженным восторгом, и нежной, трепещущей рубиновым блеском благодарностью души, переливалась каждая дрожь песни. На чужом языке пела женщина, но так изумительно проста и прекрасна была песня, так трогательно-ласкова и светла, что всё в ней было понятно. Каждый звук, каждое слово были полны высокого и ясного смысла. Неотступно – родное и вместе что-то небесное-новое, радующее и волнующее почуял вспугнутый Сергей.

   В песне чужого края славилась легко и улыбчиво великая заботлива жизнь, щедрая, тёплая милая земля, возлюбленная света, славилась материнская участь, родная счастью. Пела женщина о полях, на которых почиет ласка лета, о морях, на которых её братья, загорелые моряки правят гордые пути. О блаженстве жизни ликовала песня. О чём же было петь матери в стране, которую особенно дарит солнце, где века веков с исключительной любовью изо дня в день дышит солнечное богатство…

   Она пела о том большом и сильном, что теперь осияло жизнь Сергея. Точно знала мать об его счастье. Хотелось пойти к ней, пожать её руку, заглянуть в её большие глаза итальянки, поблагодарить её за то, что она росла под заботою солнца, за то, что красив её голос, за то, что рада она жизни, за родину её, за песню её, за эту хвалебную молитву её юношеского сердца благодарить…

   И вспомнил нежданно Сергей  другой вечер, когда другая женщина пела, - тот вечер, когда запала ему в душу печаль отчизны. Как не похоже, как разно. Там рыдала мать над засыпающим ребёнком, здесь радовалась сама жизнь…

   И мучительным, чёрным призраком встала перед глазами далёкая Русь, нищая, серая, согбенная, заплаканная… неуёмные дали под хмурым  тягостным небом. Неутолённой скорбью веет. Стонет ветер бездонный по степям, лесам, рекам. Несётся по топким дорогам долгая-долгая жалоба… Угрюмая, размахнулась без конца грани Русь -  и на бездольной шири своей зарыдала нескончаемо.

   Стояла призраком дальняя родина. Простирала изнурённые руки в мольбе… Глаза её, полные слёз, звали в смутной надежде, влекли непобедимо… И заплакала душа Сергея, как обиженный ребёнок, забилась страшно и жадно. Одиноким, сиротливым стал вдруг и понял тоскливо, что он на чужбине далеко от родных и милых. И всё, что ещё так недавно ликовало в груди, сделалось пустым, ненужным, странно-чуждым. Вернулась давняя грусть, и молодое счастье склонило перед ней голову.

   А женщина всё пела. Ещё твёрже и увереннее звучал её голос. Ещё звонче и зрелее звенел в нём великий свет радости. Темнело. Сергей закрыл окно. Слушал в темноте. И в объятиях звуков, пропитанных золотом зноя, запахом цветов и моря, думал он о той русской матери, что в ином краю, в иное время пела иную песню своему ребёнку…

   Были чужды, были незнакомы их песни, но что-то неуловимо-близкое было в них…

   Может быть, и в этот вечер за тысячи вёрст, за морями, за горами, та женщина, как тогда, сидела над колыбелью и пела…

   И грустно думалось: «Два конца, два мира, две песни…»

1912-1913 гг.,

о. Капри.

Приложение 2.

Эпитет

Эпитет

Сравнение

Сравнение

Олицетворение

Олицетворение

Средство художественной выразительности

Пар полуденный, душистый

Поднимается с земли…

Что ж за звуки в серебристой

Всё мне чудятся дали.

(А.Н. Майков)

Темнеет вдали,

Приуныл подорожник.

(Н. Рубцов)

Дождик лил сквозь солнце, и под елью мшистой

Мы стояли точно в клетке золотистой.

(А.Н. Майков)

Стаи птиц. Дороги лента.

Повалившийся плетень.

С отуманенного неба

Грустно смотрит тусклый день.

(К. Бальмонт)

А неба свод, глубоко-синий,-

Как купол, увенчавший храм!

(В.Брюсов)

Мне теперь по душе иное…

И в чахоточном свете луны

Через каменное и стальное

Вижу мощь я родной стороны.

(С.Есенин)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РОЛЬ ИНТЕГРИРОВАННЫХ УРОКОВ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ В ПОДГОТОВКЕ К ЕГЭ

Исследовательская работа посвящена раскрытию роли практического применения интегрированного урока русского языка и литературы в подготовке к сочинению-рассуждению в рамках ЕГЭ. Мы попытались иссл...

Интегрированный урок русского языка и литературы на тему "Обособленные обстоятельства в рассказе Л.Н. Толстого "После бала".

Данный материал содержит в себе презентацию и конспект урока, предназначенный для проведения урока в 8 классе....

интегрированный урок русского языка и литературы "Правописание частицы НЕ с именами существительными" с опорой на рассказ Л.Андреева "Кусака"

Открытый урок русского языка и литературы  проводился  в 6 классе на базе нашей школы в период моей аттестации. На сайте размещена разработка урока и электронная презентация....

Интегрированный урок русского языка и литературы в 7-ом классе по теме «Подготовка к сочинению-рассуждению «Книга – наш друг и советчик» на основе анализа рассказа Л.Андреева «Кусака»»

Интеграция тем по русскому языку и литературе выбрана с целью помочь учащимся осознать роль книги в жизни человека. Интегративный подход позволяет усилить мотивацию изучения материала; повысить читате...

Интегрированный урок русского языка и литературы в 7 классе "Деепричастный оборот. Запятые при деепричастном обороте. Роль деепричастий в поэзии А.С.Пушкина".

Урок с использованием приемов технологии развития критического мышления через чтение и письмо поможет учителю сформировать у учеников представление о роли деепричастий и деепричастных оборотов в худож...

Интегрированный урок русского языка и литературы в 11 классе по теме «Входите! Входите, дети!» Роль литературы в будущем самоопределении молодежи (по рассказу М. Гелприна «Свеча горела»)

Тип урока: урок открытия нового знанияФормы работы: фронтальная, индивидуальная, групповая.Используемые технологии:Тренинговые технологии: технология «Дебаты»Технологии на основе эффективн...

Методическое пособие для учителей русского языка и литературы "Интеграция предметов художественно-эстетического цикла на уроках русского языка и литературы как средство повышения мотивации"

laquo;Интеграция предметов художественно-эстетического цикла на уроках русского языка и литературы в 5-9 классах как средство повышения мотивации учащихся»Ратынская Нина Александровна,учитель р...