Интегрированный урок русского языка и литературы «Роль средств художественной выразительности в рассказе А.С. Новикова – Прибоя «Две песни». 6 класс
план-конспект урока по литературе (6 класс)
Интегрированный урок русского языка и литературы «Роль средств художественной выразительности в рассказе А.С. Новикова – Прибоя «Две песни». 6 класс
Интегрированные уроки – не новшество образовательной системы, но в современном учебном мире они требуют к себе особого отношения, так как расширяют сферу знаний обучающихся, а также играют важную роль в формировании у ребёнка целостной картины мира.
Предлагаемый конспект урока призван познакомить учащихся с творчеством писателя-мариниста Алексея Силыча Новикова-Прибоя, проникнуть в художественный мир писателя. Основная задача урока – показать искреннюю любовь писателя к своей Родине.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
integrirovannyy_urok.docx | 42.55 КБ |
Предварительный просмотр:
Петракова Екатерина Ивановна
Учитель русского языка литературы
«Пичкиряевская ОШ» - филиал МКОУ «Придорожная СШ» им. А.С. Новикова-Прибоя
Конспект урока русского языка в 6 классе по УМК Л.М. Рыбченковой
2022 год
Интегрированный урок русского языка и литературы «Роль средств художественной выразительности в рассказе А.С. Новикова – Прибоя «Две песни». 6 класс
Интегрированные уроки – не новшество образовательной системы, но в современном учебном мире они требуют к себе особого отношения, так как расширяют сферу знаний обучающихся, а также играют важную роль в формировании у ребёнка целостной картины мира.
Предлагаемый конспект урока призван познакомить учащихся с творчеством писателя-мариниста Алексея Силыча Новикова-Прибоя, проникнуть в художественный мир писателя. Основная задача урока – показать искреннюю любовь писателя к своей Родине.
Цели:
- обучающие: способствовать развитию познавательного интереса обучающихся к творчеству А.С. Новикова – Прибоя; помочь учащимся понять главные черты мировоззрения писателя на основе анализа его рассказа; показать, как речевые средства работают на выражение авторской идеи в рассказе;
- развивающие: развивать творческие способности учащихся и развивать умение анализировать;
- воспитательные: приобщать учащихся к нравственным ценностям, прививать любовь к чтению.
Формируемые УУД:
- познавательные: общеучебные, логические, постановка и решение проблемы;
- регулятивные: умеют планировать и контролировать свою деятельность;
- коммуникативные: умеют слушать и слышать друг друга; устанавливают рабочие отношения, учатся эффективно сотрудничать; вступают в диалог, участвуют в коллективном обсуждении; учатся владеть монологической и диалогической речью;
- личностные: создавать условия для формирования вдумчивого чтения художественных произведений; воспитывать эстетически развитого читателя.
Формы работы: индивидуальная, групповая.
Оборудование: портрет писателя, текст рассказа «Две песни»; аудиозапись колыбельной песни; презентация о писателе; текстовыделители – голубой, розовый и зелёный (или другие удобные для учителя цвета), клей, ножницы; толковый словарь.
Тип урока: интегрированный урок.
Ход урока
Приложение 1.
Были другие дни. Яркие, сочные золотом полдневного солнца, дни смелых радостей. Другой мир. В древнем среднеитальянском городке, где всё мирно и спокойно, точно устало от веков смут, - где голубино-нежно ясное небо и страстны, веселы цветы рядом с ветхими руинами, в час летнего вечера. В тишине пурпурного заката, услышал Сергей иную песню.
Однажды вечером.
В дни расцвета счастья. Однажды вечером, так же, как тогда, в скорбной России, грезил он одиноко в комнате у открытого окна. Отрадный был час, и пели в груди светлые птицы. Сияла жизнь радугами надежд, благоухала редкими цветами. Так было… За стеною его комнаты пела итальянская женщина над колыбелью ребёнка. Это – была песня «другого порядка», другой жизни. Плотный бархатный голос густо искрился мягкими звуковыми лучами, как тёплым светом. Словно свежий, долго искавший выхода из недр земли, только что пробившийся ключ кристальной влаги, лилась сладостная мелодия. Отважной, горделиво-полной и широкой страстью дышал в ней каждый тон. Жгучей зрелой радостью, и хвалой жизни, и блаженным восторгом, и нежной, трепещущей рубиновым блеском благодарностью души, переливалась каждая дрожь песни. На чужом языке пела женщина, но так изумительно проста и прекрасна была песня, так трогательно-ласкова и светла, что всё в ней было понятно. Каждый звук, каждое слово были полны высокого и ясного смысла. Неотступно – родное и вместе что-то небесное-новое, радующее и волнующее почуял вспугнутый Сергей.
В песне чужого края славилась легко и улыбчиво великая заботлива жизнь, щедрая, тёплая милая земля, возлюбленная света, славилась материнская участь, родная счастью. Пела женщина о полях, на которых почиет ласка лета, о морях, на которых её братья, загорелые моряки правят гордые пути. О блаженстве жизни ликовала песня. О чём же было петь матери в стране, которую особенно дарит солнце, где века веков с исключительной любовью изо дня в день дышит солнечное богатство…
Она пела о том большом и сильном, что теперь осияло жизнь Сергея. Точно знала мать об его счастье. Хотелось пойти к ней, пожать её руку, заглянуть в её большие глаза итальянки, поблагодарить её за то, что она росла под заботою солнца, за то, что красив её голос, за то, что рада она жизни, за родину её, за песню её, за эту хвалебную молитву её юношеского сердца благодарить…
И вспомнил нежданно Сергей другой вечер, когда другая женщина пела, - тот вечер, когда запала ему в душу печаль отчизны. Как не похоже, как разно. Там рыдала мать над засыпающим ребёнком, здесь радовалась сама жизнь…
И мучительным, чёрным призраком встала перед глазами далёкая Русь, нищая, серая, согбенная, заплаканная… неуёмные дали под хмурым тягостным небом. Неутолённой скорбью веет. Стонет ветер бездонный по степям, лесам, рекам. Несётся по топким дорогам долгая-долгая жалоба… Угрюмая, размахнулась без конца грани Русь - и на бездольной шири своей зарыдала нескончаемо.
Стояла призраком дальняя родина. Простирала изнурённые руки в мольбе… Глаза её, полные слёз, звали в смутной надежде, влекли непобедимо… И заплакала душа Сергея, как обиженный ребёнок, забилась страшно и жадно. Одиноким, сиротливым стал вдруг и понял тоскливо, что он на чужбине далеко от родных и милых. И всё, что ещё так недавно ликовало в груди, сделалось пустым, ненужным, странно-чуждым. Вернулась давняя грусть, и молодое счастье склонило перед ней голову.
А женщина всё пела. Ещё твёрже и увереннее звучал её голос. Ещё звонче и зрелее звенел в нём великий свет радости. Темнело. Сергей закрыл окно. Слушал в темноте. И в объятиях звуков, пропитанных золотом зноя, запахом цветов и моря, думал он о той русской матери, что в ином краю, в иное время пела иную песню своему ребёнку…
Были чужды, были незнакомы их песни, но что-то неуловимо-близкое было в них…
Может быть, и в этот вечер за тысячи вёрст, за морями, за горами, та женщина, как тогда, сидела над колыбелью и пела…
И грустно думалось: «Два конца, два мира, две песни…»
1912-1913 гг.,
о. Капри.
Приложение 2.
Эпитет | Эпитет |
Сравнение | Сравнение |
Олицетворение | Олицетворение |
Средство художественной выразительности | |
Пар полуденный, душистый Поднимается с земли… Что ж за звуки в серебристой Всё мне чудятся дали. (А.Н. Майков) | |
Темнеет вдали, Приуныл подорожник. (Н. Рубцов) | |
Дождик лил сквозь солнце, и под елью мшистой Мы стояли точно в клетке золотистой. (А.Н. Майков) | |
Стаи птиц. Дороги лента. Повалившийся плетень. С отуманенного неба Грустно смотрит тусклый день. (К. Бальмонт) | |
А неба свод, глубоко-синий,- Как купол, увенчавший храм! (В.Брюсов) | |
Мне теперь по душе иное… И в чахоточном свете луны Через каменное и стальное Вижу мощь я родной стороны. (С.Есенин) |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РОЛЬ ИНТЕГРИРОВАННЫХ УРОКОВ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ В ПОДГОТОВКЕ К ЕГЭ
Исследовательская работа посвящена раскрытию роли практического применения интегрированного урока русского языка и литературы в подготовке к сочинению-рассуждению в рамках ЕГЭ. Мы попытались иссл...
Интегрированный урок русского языка и литературы на тему "Обособленные обстоятельства в рассказе Л.Н. Толстого "После бала".
Данный материал содержит в себе презентацию и конспект урока, предназначенный для проведения урока в 8 классе....
интегрированный урок русского языка и литературы "Правописание частицы НЕ с именами существительными" с опорой на рассказ Л.Андреева "Кусака"
Открытый урок русского языка и литературы проводился в 6 классе на базе нашей школы в период моей аттестации. На сайте размещена разработка урока и электронная презентация....
Интегрированный урок русского языка и литературы в 7-ом классе по теме «Подготовка к сочинению-рассуждению «Книга – наш друг и советчик» на основе анализа рассказа Л.Андреева «Кусака»»
Интеграция тем по русскому языку и литературе выбрана с целью помочь учащимся осознать роль книги в жизни человека. Интегративный подход позволяет усилить мотивацию изучения материала; повысить читате...
Интегрированный урок русского языка и литературы в 7 классе "Деепричастный оборот. Запятые при деепричастном обороте. Роль деепричастий в поэзии А.С.Пушкина".
Урок с использованием приемов технологии развития критического мышления через чтение и письмо поможет учителю сформировать у учеников представление о роли деепричастий и деепричастных оборотов в худож...
Интегрированный урок русского языка и литературы в 11 классе по теме «Входите! Входите, дети!» Роль литературы в будущем самоопределении молодежи (по рассказу М. Гелприна «Свеча горела»)
Тип урока: урок открытия нового знанияФормы работы: фронтальная, индивидуальная, групповая.Используемые технологии:Тренинговые технологии: технология «Дебаты»Технологии на основе эффективн...
Методическое пособие для учителей русского языка и литературы "Интеграция предметов художественно-эстетического цикла на уроках русского языка и литературы как средство повышения мотивации"
laquo;Интеграция предметов художественно-эстетического цикла на уроках русского языка и литературы в 5-9 классах как средство повышения мотивации учащихся»Ратынская Нина Александровна,учитель р...