Методическое пособие для учителей русского языка и литературы "Интеграция предметов художественно-эстетического цикла на уроках русского языка и литературы как средство повышения мотивации"
методическая разработка по литературе (5, 6, 7, 8, 9 класс)
«Интеграция предметов художественно-эстетического цикла на уроках русского языка и литературы в 5-9 классах как средство повышения мотивации учащихся»
Ратынская Нина Александровна,
учитель русского языка и литературы,
школы № 537 Московского района Санкт-Петербурга
Методическая разработка Ратынской Н.А. «Интеграция предметов художественно-эстетического цикла на уроках русского языка и литературы в 5-9 классах как средство повышения мотивации учащихся» представляет учебно-методическое пособие для учителей гуманитарного цикла предметов, желающих освоить педагогические возможности и формы организации образовательного процесса на основе интеграции содержания.
Происходящие изменения в современном обществе требуют развития новых способов образования, педагогических технологий, нацеленных на индивидуальное развитие личности, творческую инициацию, формирование у учащихся универсального умения ставить и решать задачи для разрешения возникающих в жизни проблем. Именно этому и способствуют межпредметные интегрированные уроки. С введением ФГОС нового поколения, на первый план выходят личностные и метапредметные знания, основанные на персональном опыте и включающее когнитивные и коммуникативные умения.
Интеграция предполагает создание условий для двигательной активности ребенка. Его эмоционального, интеллектуального, социально-нравственного здоровья, выход на творчески продуктивную деятельность. В процессе интеграции разных видов искусства и творческой деятельности дети получают возможность всестороннего, глубокого, многогранного ознакомления с изучаемой темой; каждый ребенок раскрывает свой творческий потенциал в различных видах деятельности, формируются яркие положительные эмоции в процессе их творческого взаимодействия и деятельного общения с взрослыми, возрастает уровень социальной и творческой активности учащихся, повышается мотивация к изучению предметов.
В содержание методической разработки «Интеграция предметов художественно-эстетического цикла на уроках русского языка и литературы в 5-9 классах как средство повышения мотивации учащихся» входят имеющиеся в распоряжении автора источники [4], [7], [8], [9]*,которые послужили теоретической основой для разработки в виде цитат, тезисов статей и работ специалистов. Ратынской Н.А.посчастливилось сотрудничать с активными и творческими коллегами –предметниками гуманитарного цикла предметов по разработке конкретных тем уроков, занятий, мероприятий. На определенном этапе сотрудничества у автора возникла необходимость обобщить опыт и придать ему новый уровень применения. Для начала были созданы технологические карты уроков, внеурочных занятий, внеклассных уроков чтения, литературных гостиных и мероприятий разного уровня проведения.
Опыт работы с учащимися 5-6 классов в тесном сотрудничестве с социальной службой школы (социальными педагогами, психологами, заместителями по воспитательной работе) позволил обобщить материал по повышению мотивации учащихся на предметах гуманитарного цикла за счет интеграции в них предметов художественно-эстетического.
Площадками, где была сформирована и реализована методическая разработка, являлись две школы : Гатчинская средняя общеобразовательная школа №9 с углубленным изучением отдельных предметов ( до 2018 года) и ГБОУ школа №537 Московского района Санкт-Петербурга ( с 2018/19 учебного года), где приёмы интеграции на уроках гуманитарного цикла успешно реализуются учителями-практиками как индивидуально, так и при проведении совместных уроков. Продуктивное сотрудничество педагогов в процессе их подготовки интегрированных уроков и творческих проектов реально повышает качество и эффективность образовательного процесса.
Методическая разработка представляет собой методическое пособие для учителей гуманитарного цикла с: 1) подробным описанием интеграции как педагогического явления и его влияния на мотивацию учащихся; 2) описанием форм организации учебного процесса; 3) перечислением условий при планирования и организации интегрированных уроков;4) обобщением опыта коллег;5) подробным конспектом урока литературы; 6) технологической картой урока русского языка с элементами интеграции; 7)заключениями работы психолога по диагностике уровня школьной мотивации в тех классах, на которых апробировалась система занятий, уроков, мероприятий интегрированного типа.
Интегрированные уроки отличаются от традиционных тем, что предметом анализа в интегрированном уроке выступают многоплановые объекты, информация о сущности которых содержится в разных учебных дисциплинах. Осуществлённый на этом этапе синтез, как взаимодействие, соединение, выступает основным принципом построения содержания и приводит к такому важному познавательному результату, как формирование целостной картины мира. Смысл использования приёма интеграции заключается в том, что в урок включается эпизодически материал других предметов, но при этом сохраняется самобытность каждого предмета со своими целями, задачами, программой. Интеграция на уроках словесности способствует духовному и интеллектуальному развитию ученика, повышению его творческой самостоятельности. Интеграция позволит разнообразить анализ произведения, приобщить школьников к тайнам творческого процесса, активизировать познавательную деятельность учащихся, т.е.служит средством повышения мотивации к изучению предметов и учению вообще.
Используемые методы и инновационные педагогические технологии: метод эмоционального стимулирования и создания ситуаций успеха в обучении, метод стимулирования занимательным содержанием; педагогика сотрудничества, ИКТ-технологии, личностно-ориентированные технологии, технология проблемного и разноуровневого обучения. Преимуществом данной методической разработки по сравнению с аналогичными является реализация продуктивного взаимодействия педагогов-предметников гуманитарного и художественно-эстетического цикла уроков.
Результативность методической разработки подтверждается: 1) повышением уровня учебной мотивации у учащихся ; 2) достижениями учащихся в творческих конкурсах различного уровня; 3) активизацией инициативы у учащихся при организации и проведении мероприятий классного и школьного уровней; 4) повышение интереса учащихся к проектной деятельности межпредметной тематики; 5) интересом педагогического сообщества к представлению разработки на педагогических порталах, семинарах и конференциях разного уровня; 6) рекомендация к публикации методической разработки в Вестнике Ленинградского областного института развития образования от кандидата филологических наук, доцента кафедры филологического образования ЛОИРО, Букреевой С.В.
Среди коллег есть учителя, активно использующие элементы этой методической разработки: Шевякова Виктория Александровна и Кузнецова Светлана Геннадьевна, учителя русского языка и литературы (Гатчинская средняя общеобразовательная школа №9 с углубленным изучением отдельных предметов), Радионова Светлана Олеговна и Бабылева Ольга Анатольевна, учителя русского языка и литературы (ГБОУ СОШ №537 Московского района Санкт-Петербурга).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
методическая разработка об интеграции предметов | 453.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ
ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ШКОЛ
Интеграция предметов художественно-эстетического цикла на уроках русского языка и литературы в 5-9 классах как средство повышения мотивации учащихся
Автор разработки:
Ратынская Нина Александровна,
учитель русского языка и литературы
ГБОУ «Средняя общеобразовательная школа
№537 Московского района Санкт-Петербурга»
Санкт-Петербург
СОДЕРЖАНИЕ
Содержание.
Цель работы. Предполагаемые результаты. Методы исследования.
| Стр. 2 Стр. 3 Стр. 5 |
| Cтр. 7 |
| Стр. 9 |
1) Обобщение опыта коллег МБОУ СОШ № 9 с УИОП г.Гатчины. 2) Обобщение опыта коллег ГБОУ СОШ №537 Московского района Санкт-Петербурга 3) Разработка интегрированного урока ЛИТЕРАТУРЫ (внеклассного чтения) в условиях реализации ФГОС 4)Разработка урока РУССКОГО ЯЗЫКА с элементами интеграции |
Стр. 10 Стр. 12 |
| Стр. 23 |
Список использованных источников. ПРИЛОЖЕНИЯ
| Стр. 24 |
- АКТУАЛЬНОСТЬ МЕТОДИЧЕСКОЙ ТЕМЫ .
В соответствии с модернизацией отечественного образования активно обсуждаются вопросы содержания школьного образования, переоценки учебного процесса, соответствия учебных программ уровню ФГОС, а так же изменения, касающиеся воплощения вышеперечисленного посредствам применения новых технологий, методов и типов уроков.
В 2017 -2018 и 2018-2019 учебных годах моя основная педагогическая нагрузка состояла из часов в 5 и 6-ых классах. Плотно работая с психологами школы, которые занимаются вопросами преемственности начальной школы и среднего звена, мы обнаружили серьезные проблемы, связанные со снижением уровня МОТИВАЦИИ при переходе из младшего звена в среднее и при изучении предметов гуманитарного цикла. Проведенные школьным психологом Шведовой Ю.В. психолого-педагогические исследования в 5 -ых классах в начале 2017 учебного года наглядно доказали, насколько сильно упал процент учащихся, заинтересованных в учении. (ПРИЛОЖЕНИЕ 1). В начале года учащиеся 5-ых классов среди всех предметов самыми сложными и, как следствие, «неинтересными» указывают обычно русский язык, историю, географию и математику. То есть, в основном, предметы гуманитарного цикла.
Мотивация, или желание учиться – ключевое понятие в педагогике. Мотивация включает в себя познавательные мотивы и социальные. К познавательным относятся желание осваивать новые знания и изучать пути их получения. Социальные мотивы связаны с желанием занять свою нишу в обществе, найти применение своим знаниям. Вопрос повышения мотивации на уроках русского языка связан с проблемой формирования и поддержания интереса ученика к предмету.
Выбирая тему для методической работы, я ориентировалась на запрос администрации ОУ, связанный с решением проблемы снижения уровня мотивации учащихся к изучению предметов гуманитарного цикла и методическую тему своей школы, которая звучит так: «Интеллектуальное и личностное развитие учащихся на основе внедрения в образовательный процесс современных педагогических технологий и осуществления профессионального роста учителя». Одним из таких новшеств современной методики является интегрированный урок. Эта технология активно внедряется в школьные программы и связывает, на первый взгляд, несовместимые предметы.
Поскольку база внешней и внутренней мотивации к изучению русского языка закладывается в младшем подростковом возрасте, то основой для продуктивного формирования мотивации становятся свойственные данному возрасту любопытство, находчивость, потребность общения со сверстниками, развитие лидерских качеств, индивидуальный склад ума, творческие способности. Интеграция предметов в современной школе - одно из направлений активных поисков новых педагогических решений, способствующих развитию творческого потенциала личности, повышению интереса изучению предметов в школе и вообще к учению.
Современный урок должен способствовать раскрытию индивидуальности и неповторимости каждого ребенка, умению найти себя в обществе, быть преобразователем себя и окружающей действительности. Но для этого в сознании ребенка должно четко формироваться целостное представление о мире. А это возможно на основе интеграции знаний по предметам, прежде всего, художественно-эстетического цикла.
Литература, изобразительное искусство, музыка должны стать курсами именно искусства, развития художественного мышления и творчества, т.е. особой формой познания и организации мира. Интеграция данных предметов способствует формированию целостной картины мира у детей, пониманию связей между явлениями в обществе, в природе и мире в целом. Интегрированный учебный процесс способен обогатить не только учащихся, но и педагогов, повысить уровень их культурного образования. Тип культуры определяет тип сознания человека, поэтому интеграция чрезвычайно актуальна и необходима в современной школе. Интеграция - это деятельностный и продуктивный способ получения знаний.
Интеграция предполагает создание условий для двигательной активности ребенка. Его эмоционального, интеллектуального, социально-нравственного здоровья, выход на творчески продуктивную деятельность: рисование на основе полученных впечатлений, ручной труд (изготовление игрушек, плетение), сочинение песен, небольших рассказов на заданную тему, музыкально-игровые, инструментальные импровизации.
В процессе интеграции разных видов искусства и творческой деятельности дети получают возможность всестороннего, глубокого, многогранного ознакомления с изучаемой темой; каждый ребенок раскрывает свой творческий потенциал в различных видах деятельности, формируются яркие положительные эмоции в процессе их творческого взаимодействия и деятельного общения с взрослыми, возрастает уровень социальной и творческой активности учащихся, повышается мотивация к изучению предметов.
Продуктивное сотрудничество педагогов в процессе их подготовки интегрированных уроков и творческих проектов реально повышает качество и эффективность образовательного процесса.
ЦЕЛЬ МЕТОДИЧЕСКОЙ РАЗРАБОТКИ.
Показать практическое применение интеграции на примере уроков русского языка, литературы с целью повышения мотивации учащихся 5-7 классов
ЗАДАЧИ.
- Выяснить, что такое межпредметная интеграция, каковы ее разновидности;
- Рассмотреть интегрированный урок как форму нетрадиционного урока;
- Доказать, что интеграция на уроках русского языка и литературы способствует повышению мотивации к изучению предмета и учению как виду деятельности.
- Обобщить опыт коллег (учителей русского языка и учителей – предметников эстетического цикла) МБОУ СОШ №9 в проведении интегративных уроков
ПРЕДПОЛАГАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ.
- Повышение уровня мотивации учащихся 5-7 классов к изучению русского языка и литературы после проведения ряда интегрированных уроков, включающее:
- Активизацию познавательной творческой деятельности учащихся, развитие познавательного интереса через проблемное обучение;
- Вовлечение учащихся в самостоятельную практическую деятельность;
- Развитие исследовательских навыков и умения принимать самостоятельное решение;
- Формирование у учащихся современных представлений о целостности и развитии природы;
- Формирование системного мышления и глубокое осознанное усвоение понятий.
- Обобщение результатов и психолого-педагогических исследований мотивации учащихся 6-7 классов после проведения ряда интегрированных уроков (Результаты представить в виде таблиц психолого-педагогических диагностик (ПРИЛОЖЕНИЕ 2))
- Обобщение материалов исследования о формах и условиях организации образовательного процесса на основе интеграции содержания.
МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ.
- Изучение литературы (теория вопроса о мотивации учащихся среднего подросткового возраста, теория вопроса об интеграции как инновационного средства обучения)
- Психолого-педагогические диагностики мотивации учащихся 5 классов в сравнении (на начало И конец 2017-18 уч.года ) по методике М.И. Лукьяновой, Н.В. Калининой М. «Оценка уровня школьной мотивации» (ПРИЛОЖЕНИЕ 3)
- Наблюдение (за удовлетворенностью учащихся и педагогов интегрированными уроками и их результатами)
- Обобщение опыта коллег, сбор мультимедиаархива с интегративными уроками для общего пользования
- ИНТЕГРАЦИЯ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ЯВЛЕНИЕ.
Интеграция предметов в современной школе - одно из направлений активных поисков новых педагогических решений, способствующих развитию творческого потенциала личности.
Интеграция возникла на фоне своей противоположности - дифференциации наук, неизбежно ведущих к сужению круга профессиональных интересов узких специалистов.
Следует сразу развести понятие межпредметные связи и интегрированные уроки. Задачу использования межпредметных связей в учебном процессе в разные периоды выдвигали Коменский Я.А., Локк Д., Гербарт И., Дистервег А., Ушинский К.Д. В современной педагогике имеется более 40 определений категории межпредметные связи.
Г.Ф. Федорц предлагает такое определение: «Межпредметные связи есть педагогическая категория для обозначения синтезирующих, интегративных отношений между объектами, явлениями и процессами реальной действительности, нашедших свое отражение в содержании, формах и методах учебно-воспитательного процесса и выполняющих образовательную, развивающую и воспитательную функции в их органическом единстве».
Средства реализации межпредметных связей могут быть различны: вопросы, наглядные пособия, тексты, проблемные ситуации и познавательные задачи, конференции, «интегрированные» учебные дни, факультативные занятия и олимпиады.
Особенно эффективным средством реализации межпредметных связей является интегрированный урок.
В процессе интеграции исследуются сложные связи человека и общества, человека и искусства. Интеграция помогает ученику видеть богатство и разнообразие мира.
Интеграция является относительно новым веянием в образовательном процессе (это понятие в российскую педагогику пришло в 80-е годы) и становится востребованным в современной школе, где развернуты активные поиски инновационных педагогических технологий. При интеграции появляется возможность вырваться за рамки одной учебной дисциплины, наглядно, в действии показать, как всё в мире взаимосвязано, и одновременно усилить мотивацию изучения отдельного предмета. Интеграция должна способствовать воссоединению целостности мировосприятия – единство мира и человека, живущего в нем и его познающего.
Особенности межпредметных связей в предметах гуманитарного цикла определяются общими целями гуманитарного образования, которые направлены на эстетическое воспитание учащихся. Дети воспринимают различные виды искусства обособленно. Вместе с тем, такие виды искусства, как живопись, музыка и литература, тесно взаимосвязаны позволяет каждому ученику воспринимать мир в его единстве. Межпредметные связи формируют потребность в расширении круга чтения, прививают интерес к другим видам искусства. Каждый вид искусства отражает реальность по-своему. Всю полноту многокрасочности мира может передать только живопись. Музыка выражает человеческие чувства. Описать конкретные события способна литература. Ни одно из искусств, взятое изолированно от других видов, не может дать исчерпывающую информацию о мире. Интеграция помогает глубже развивать эстетические особенности детей.
Что представляет собой понятие интеграция? Интеграция - это объединение в целое разрозненных частей, глубокое взаимопроникновение, слияние в одном учебном материале обобщённых знаний в той или иной области. Интеграция предметов в современной школе находится в постоянном поиске новых педагогических решений. В словаре Ожегова: «Интегрировать – объединять в одно целое». А в работе Кульневича С. В., Лакоценина Т.Т. «Анализ современного урока» приводится следующее определение:
«Интеграция – это глубокое взаимопроникновение, слияние, насколько это возможно, в одном учебном материале обобщенных знаний в той или иной области». Следовательно, интеграция – объединение всех частей в единое целое, качественно новое.
Принято выделять внутрипредметную и межпредметную интеграцию. Известно, что многие школьные предметы издавна имеют интегративный характер, здесь уместно говорить о внутрипредметной интеграции: литература и русский язык, химия и биология, история и общество, физика и математика. Внутрипредметная интеграция необходима, т.к. ученики, к сожалению, каждый предмет воспринимают изолированно, и наша задача показать, что это неверное восприятие, что, наоборот, всё взаимосвязано.
Межпредметная интеграция - это не просто соединение близких понятий из разных предметов для прочных знаний, это объединение разных предметов при изучении одной темы, целого блока тем в одно целое на основе общего подхода.
Традиционно, понятие «интеграция» может иметь два значения:
а) создание у учеников целостного представления об окружающем мире (исходя из такого раскрытия этой категории, интеграция рассматривается как цель обучения); б) нахождение общего фундамента взаимопроникновения знаний (в таком понимании интеграция является средством обучения).
Интегрированным уроком называется любой урок со своей структурой, если для его проведения привлекаются знания, умения и результаты анализа изучаемого материала методами других наук, других учебных предметов
Для успешной реализации интегрированного обучения необходимо понимать функции интегрированных уроков:
- Методологическая функция – формирование у учащихся современных представлений изучаемых дисциплин.
- Образовательная функция – формирование системности, связанности отдельных частей как системы, глубины, гибкости осознанность познания.
- Развивающая функция – формирование познавательной активности, преодоление инертности мышления, расширения кругозора.
- Воспитывающая функция – отражает политехническую направленность.
- Конструктивная функция – совершенствование содержания учебного материала, методов и форм организации обучения.
- ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА НА ОСНОВЕ ИНТЕГРАЦИИ СОДЕРЖАНИЯ
Исследователи выделяют различные формы организации образовательного процесса на основе интеграции содержания. Каждая из форм имеет свою структуру построения, способы интеграции содержания и видов деятельности.
1. Пластообразная форма предполагает наслоение различных видов деятельности (познавательных, художественно - эстетических, игровых, коммуникативных и т.п.), содержание которых пронизано общим объектом познания. Главными параметрами становятся те средства, которые наиболее образно раскрывают содержание изучаемого явления. В интегрированном уроке такими средствами чаще всего выступают слово, цвет, звук. Например, на интегрированном уроке в 6-ом классе «Отчего ты на других непохожий?» (Образ неизвестного цветка в сказке - были А. Платонова «Неизвестный цветок») использовались следующие художественные средства: звук (музыкальное искусство) - «Вальс цветов» из балета П.И.Чайковского «Щелкунчик»; слово (литературное чтение, сочинение - миниатюра); цвет, свет (изобразительное искусство) - изображение неизвестного цветка. Все эти художественные средства помогли создать целостный образ неизвестного цветка.
2. Особенность спиралевидной формы состоит в том, что содержание, способы деятельности, в которую включён учащийся, постепенно нарастают, изменяясь количественно и качественно. Познание объекта при такой организации может осуществляться или от частного (детали) к общему (целому) или наоборот. Основное понятие, изучаемое на уроке, выполняет функцию спирали: или постепенно расширяющейся (от частного к общему), или сужающейся (от общего к частному). Учитель при такой форме выступает партнёром, соучастником в совместном осмыслении изучаемого материала. Например, на интегрированном уроке «Магия романтики (по произведениям А. Грина)», размышляя о сложности человеческих характеров, о жестокости и равнодушии, зависти и злобе, о доброте и мужестве, учащиеся создают ассоциативно - цветовую «палитру чувств», тем самым обобщая разговор о многогранности души человека.
3. Содержание взаимопроникающей формы строится на основе одного вида деятельности, например, игровой, в которую вплетаются другие виды: познавательные, слушание музыки, восприятие живописи и др. Известны следующие виды уроков: урок - спектакль, урок - сказка, урок - расследование и пр. Проникновение одной деятельности в другую обусловливается необходимостью расширения данного содержания или его закрепления. Например, в основу обобщающего урока в 6-ом классе «Путешествие в страну Русского языка» легла игровая деятельность. Кроме того, использовались интерактивные формы урока: элементы театральной педагогики (сценки с участием частей речи), музыка (песня королевы Двоек и частей речи), живопись (создание карты страны Русского языка), познавательная деятельность (кроссворды, ребусы по русскому языку, написание лингвистических сказок).
Невозможно реализовать интегрированный урок, не зная его типов и форм. Интегрированное обучение предполагает проведение уроков с широким использованием современных педагогических технологий и даже предоставляет возможность проведения бинарных уроков (то есть уроков, на которых одновременно присутствует два учителя).
Итак, первый тип урока, соответствующий ФГОС – это урок формирования новых знаний. Данный урок решает комплекс задач, поставленных учителем путём сочетаемости разнообразных методов, средств и технологий. Формами проявления такого урока являются: урок-путешествие, урок-исследование, урок-экскурсия, мультимедиа-урок, проблемный урок.
При такой форме организации применяются как объяснительно-иллюстративные, так и частично поисковые, исследовательские методы обучения, дискуссия, разнообразные источники знаний, программы телевидения, кинофрагменты, мультимедийные курсы, интернет-технологии, другие технические средства обучения и контроля. Широко используются также разнообразные формы работы: групповая, фронтальная, звеньевая, парная, индивидуальная. На таких уроках создается больше возможностей для решения познавательных задач, высказывания предложений реализации творческого потенциала, словом создаются условия для полного развития личности учащегося.
Следующий тип урока не менее интересный – это урок открытия нового знания. Главенствующая цель такого урока – это выработка у учащихся умений, навыков и компетенций в рамках учебной программы. Задачи такого урока разделяются на три группы:
- образовательные: познакомить; дать представление; выработать умение; научить владению приемами;
- воспитательные: показать роль:; вовлечь в активную практическую деятельность; способствовать воспитанию природо- и культуроохранного, экологического сознания; создавать объективную основу для воспитания и любви к родному краю; совершенствовать навыки общения;
- развивающие: научить работать с дополнительной литературой и другими источниками информации; готовить доклады; выступать перед аудиторией, формирование критического мышления; умения анализировать, выделять главное, обобщать и делать выводы.
На уроке открытия нового знания используются следующие формы обучения: урок-практикум, урок-сочинение, урок – деловая или ролевая игра, комбинированный урок, урок-путешествие.
Далее выделяется урок обобщения, для более глубокого усвоения знаний, высокого уровня обобщения, систематизации. Такие уроки проводятся при изучении крупных тем программы или в конце учебной четверти, года. К ним можно отнести итоговые уроки. На уроке повторения и систематизации знаний учащиеся включаются в различные виды деятельности. Проводятся беседы, дискуссии, лабораторные работы, практикуется выполнение заданий, решение задач. На этих уроках, наряду с беседой включаются краткие сообщения учащихся, выступления с устными рецензиями на отдельные статьи, книги, посвященные разбираемому вопросу.
Из всего вышесказанного следует вывод о том, что интегрированные уроки представляют собой достаточно сложную систему. И для того, чтобы эффективно, удачно, профессионально использовать их на практике нужно знать теоретические аспекты интегрированного обучения, а также усвоить особенности их использования в начальной школе, которых следует придерживаться для того, чтобы осуществить какой-то определенный педагогический замысел.
- УСЛОВИЯ ПЛАНИРОВАНИЯ И ОРГАНИЗАЦИИ ИНТЕГРИРОВАННЫХ УРОКОВ
Чтобы провести интегрированный урок, необходимо учесть следующие условия: в первую очередь учитель должен выбрать объект изучения на уроке и внимательно проанализировать содержание урока. Далее к подготовке урока можно привлечь учащихся, как правило, они всегда рады помочь учителю. В процессе реализации урока нужно подумать о технологиях самообразования учащихся (этот компонент выделяется и в УУД). Учитель не должен забывать и о использовании методов проблемного обучения, так как благодаря чему происходит активизация мыслительной деятельности учащихся на всех этапах урока. Продуманное сочетание индивидуальных и групповых форм работы так же является неотъемлемой частью интегрированного урока. Не следует забывать про учет возрастных психологических особенностей обучающихся и их ориентацию на здоровый образ жизни.
При планировании и организации интегрированных уроков важно учитывать следующее:
1. В интегрированном уроке объединяются блоки знаний двух - трёх различных предметов, поэтому чрезвычайно важно правильно определить главную цель. Если общая цель определена, то из содержания предметов берутся только те сведения, которые необходимы для её реализации.
Например, на интегрированном уроке в 6-ом классе по теме «И грустно, и смешно» (рассказы М. Зощенко) главные цели и литературы, и изобразительного искусства совпадают. Литература: обучать умению составлять характеристику литературного героя на основании его поступков, окружающего предметного мира, речевой характеристики; развивать навыки сопоставительной характеристики.
Изобразительное искусство: обучать умению создавать портрет персонажа на основании его поступков, речевой характеристики, предметного мира, пластики (т.е. мимики, жестов, эмоционального состояния)
Общая цель: работать над художественным образом с точки зрения разных видов искусства: литературы, живописи.
2. При проведении интегрированного урока от учителей (ведущих разные предметы) требуется тщательная координация действий, глубокое проникновение в замысел.
3. Интеграция способствует снятию напряжения, перегрузки, утомлённости учащихся за счёт переключения их на разнообразные виды деятельности в ходе урока. При планировании требуется тщательное определение оптимальной нагрузки различными видами деятельности учащихся на уроке. Виды деятельности должны быть личностно значимы для каждого ученика.
Например, на спаренном интегрированном уроке в 6-ом классе «О.Уайлд «Счастливый принц». Что важнее: доброта или красота?» были использованы разнообразные виды деятельности: инсценирование эпизода (отрывок из сказки), дискуссия на тему «Что важнее: добро или красота?», выразительное чтение (в рамках дискуссии), анализ эпизодов, работа с иллюстрациями художников – профессионалов (к сказке), создание ассоциативно - цветовой «палитры чувств» при прослушивании музыки и просмотре отрывков мультипликационного фильма, создание наброска (дома- иллюстрации) к обложке книги.
При проведении интегрированных уроков учитель ставит следующие цели:
- Познавательные (содержательно – информационные). Научить искать связи между фактами, событиями, явлениями, делать выводы.
- Развивающие (информационно – деятельностные). Научить анализировать, сравнивать, сопоставлять, обобщать.
- Воспитательные. Научить ребят извлекать нравственные уроки из осмысления произведений и событий, явлений литераторами, историками, искусствоведами.
Одним из самых существенных результатов интегрированных уроков является единство в формировании у школьников ценностей, изучаемых в разных предметах: язык и речь, культура, взаимоотношения людей, физическое и нравственное здоровье.
Государственный образовательный стандарт по русскому языку ориентирован не только и не столько на обучение орфографии и пунктуации, сколько на формирование языковой и духовной культуры школьников, умение грамотно думать и хорошо говорить и писать в разных условиях общения. Поэтому естественной становится интеграция русского и литературы и создание русской словесности, предмета, синтезирующего знания учащихся по языку с проникновением в мир художественной литературы. Такие уроки дают замечательную возможность закреплять знания, полученные на уроках русского языка, и углублять мотивацию к учению.
- 1) ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА КОЛЛЕГ
Учителя русского языка и литературы обычно составляют одно из самых крупных в школе методических объединений. Например, ШМО учителей русского языка и литературы МБОУ «Гатчинской школы №9 с углубленным изучением отдельных предметов» составляют 7 учителей, из них 7 – с высшим педагогическим филологическим образованием, 5- учителя с высшей кв.категорией, 2-ое- с 1 кв.категорией, 1 – заслуженный учитель (Зуева С.В.), 1- победитель Всероссийского конкурса «Учитель года» (Юрко Т.Б.), 2 – победители Областного конкурса «Классный, самый классный» (Кузнецова С.Г., Ратынская Н.А.). Нет ни одного учителя со стажем преподавания менее 14 лет.
ШМО учителей гуманитарного цикла в ГБОУ СОШ №537 Московского района еще более объемное, так как включает не только учителей русского языка и литературы – 4 человека, но и учителей истории и обществознания – 2 человека, учителя музыки, учителей изобразительного искусства -2 человека, из которых все работают в школе более 5 лет.
Учителя МО русского языка – личности творческие, ищущие, идущие в ногу со временем, ежегодно повышающие квалификацию на различных курсах, участвующие в конкурсах различных уровней и направлений. Учащиеся наших учителей регулярно становятся участниками и победителями различных олимпиад, конкурсов, конференций и т.п.; выпускники школы имеют высокие баллы при сдаче ЕГЭ по русскому и литературе ( выше общерайонных)
Учителя русского языка с удовольствием откликаются на инновационные предложения, всегда готовы поделиться своим опытом. Учителя музыки и ИЗО с удовольствием откликаются на интересные идеи интегрирования уроков, поэтому бинарные уроки проводятся регулярно.
Проведены интегрированные уроки, где реализовывалась межпредметная интеграция, например, литературы и физики, литературы и истории, русского языка и математики. Учителя предметов негуманитарного цикла с воодушевлением подхватили инициативу учителей русского языка и проводят интегрированные уроки с учителями предметов естественнонаучного цикла. Кроме того, замечено, что учащиеся стали с большим удовольствием откликаться на предложения об участии в проектной деятельности, ведь многие проекты предполагают именно интеграцию и межпредметные умения и знания.
Все разработки уроков хранятся в школьной системе и доступны для общего пользования.
РАЗРАБОТКА ИНТЕГРИРОВАННОГО УРОКА
6 класс Оскар Уайльд. «Счастливый принц» Урок внеклассного чтения (2 часа, за счет урока литературы и ИЗО)
Тема. Что важнее: добро или красота? (По сказке О.Уайльда «Счастливый принц»).
Тип урока: изучение нового материала
Цель: раскрывая идейное содержание сказки, способствовать формированию умения видеть художественное своеобразие, глубину, гуманистический пафос произведения.
Задачи:
- Образовательные – использовать содержание сказки О. Уайльда «Счастливый принц» для расширения смыслового поля важнейших нравственных понятий «добро», «милосердие», «гуманность», «счастье».
- Развивающие – развитие навыков анализа произведения малой прозаической формы, навыков анализа произведений живописи, киноискусства (развитие умений анализировать, сопоставлять, сравнивать, выделять главное, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, формулировать выводы; развитие коммуникативных навыков и умений по применению знания в новой ситуации).
- Воспитательные – способствовать воспитанию доброты и милосердия, прогнозированию последствий своих поступков, развитию готовности к социальному взаимодействию.
Планируемые результаты:
Личностные результаты:
- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
- воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний.
Метапредметные результаты:
- овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, а также находить средства её осуществления умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий;
- овладение навыками смыслового чтения текста, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;
- овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
- готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
- определение общей цели и путей её достижения, умение договориться о распределении ролей в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Предметные результаты:
Литература:
- глубокое понимание идейного содержания сказки, её художественного своеобразия, глубины, гуманистического пафоса произведения;
- осознание ценности нравственности и духовности в человеческой жизни.
Музыка:
- умение слушать музыку, слышать ее ритм, мелодику, уметь определять настроение, передаваемое музыкой
Изобразительное искусство:
- умение рассматривать иллюстрации, определять композицию и сюжетное содержание
- умение определять средства выразительности, используемые автором (цвет, контраст, композиционные центры и др.)
- умение создавать наброски – иллюстрации к литературному произведению, умение находить сюжет и выбирать композицию для иллюстрирования
- умение представить свою работу, обосновать выбор сюжета, композиции.
Методы:
- объяснительно-иллюстративный метод (слово учителя как необходимый элемент в системе урока изучения учебного материала, сообщение обучающихся как реализация ролевого распределения материала);
- метод творческого чтения (выразительное чтение сцен и эпизодов сказки);
- эвристический метод (беседа по вопросам учителя, наблюдение);
- проблемно-поисковый (решение проблемных вопросов);
Ключевые понятия: добро, нравственность, счастье, сострадание
Оборудование урока: текст сказки О.Уайльда «Счастливый принц»; мультимедийная презентация по теме урока, раздаточный материал, иллюстрации разных художников к книге (распечатаны+ на слайдах), альбомные листы, простые карандаши/ черная пастель/ восковые мелки, резинки
Литература. 6 класс. Учеб.для общеобразоват.учреждений с прил.на электрон.носителе. В 2 ч. / [В.П.Полухина, В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин]; под ред. В.Я.Коровиной. – М.: Просвещение, 2012
Технические средства: ноутбук, мультимедийный проектор, колонки, презентационный экран
Содержание работы над произведением:
№ п/п | Этап работы | Содержание работы | Приёмы и направления анализа | |
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | |||
1. | Организационный момент. Выявление восприятия, мотивация | - Здравствуйте! Вы готовы к уроку? Тогда мы можем начинать… Закройте глаза на минуту, вспомните, какие чувства вы испытываете, когда совершаете добрые дела. Откройте глаза, посмотрите: у нас в классе стало светлее. Вы улыбаетесь, у вас счастливые и добрые лица. | Оживление личных впечатлений | |
2. | Анализ сказки Оскара Уайльда «Счастливый принц». Беседа с обучающимися | - «На высокой колонне, над городом, стояла статуя Счастливого Принца. Принц был покрыт сверху донизу листочками чистого золота. Вместо глаз у него были сапфиры, и крупный алый рубин сиял на рукоятке его шпаги», – так начинается сказка английского писателя Оскара Уайльда «Счастливый принц». Вопросы, способствующие раскрытию читательского восприятия. - Перед знакомством с содержанием произведения по его названию вы пытались определить, о ком пойдёт речь в сказке, высказывали предположения о его внешности и характере. Вспомним ваши слова. - Вы все прочитали сказку. Поделитесь своими впечатлениями о ней. Совпали ли ваши предположения с тем, что вы узнали из произведения? - Выразите одним словом – именем существительным – то, что вы ощутили после чтения.
- В качестве домашнего задания вам нужно было подготовить словарную статью ключевых понятий урока. Знакомство со словами «добро», «сострадание». - Посмотрите фрагмент мультипликационного фильма «Счастливый принц». На каком приёме построено начало данного рассказа? Кого мы видим в этом городе? - Почему же люди называли статую Счастливым Принцем? - Как вы думаете, все восхищались статуей, потому что ценили человеческие достоинства своего правителя и после смерти отдавали ему дань уважения? - Какие конкретно черты статуи поражали прохожих? - Почему каждый нашёл в статуе Счастливого Принца свою особую привлекательную черту? - Но ведь его и при жизни называли Счастливым Принцем. Выразительно прочитайте, как об этом рассказывает сам герой. - Была ли статуя Принца просто бессловесным украшением города? знал ли об этом кто-нибудь из жителей города? Когда Принц перестал быть беззаботным и радостным? - Кто обнаружил, что статуя Принца может испытывать человеческие чувства? Опишите, какой вы представляете себе птицу. - Что же он увидел с высоты своей колонны? Перечитаем его рассказы о своём городе. (На фоне музыки концерта А.Вивальди «Зима», 1 часть, звучат отрывки). (Демонстрируются картины Ф.С.Журавлёва «Дети-нищие», 1860-е, В.Г.Перова «Дети на кладбище», В.Г.Перова «У замёрзшего фонтана», 1865, «Спящие дети, 1870, И.М. Прянишникова «Швея», 1870). - Посмотрите репродукции картин. Что объединяет эту реалистическую живопись с рассказами Принца о городе? Какие средства использовали художники для того, чтобы донести до нас идею? Что такое композиционный центр? Где он на каждой иллюстрации? Почему? О чем это говорит? - Какая страна противопоставлена мрачному, холодному и бесприютному городу? Кто рассказывает о ней Принцу? - Как эта маленькая птичка оказалась в городе? - Почему Ласточка отправилась в такое трудное путешествие одна, а не летела вместе со своей стаей? - Если Ласточка испытывала такую глубокую привязанность к Тростнику, почему она всё-таки улетела от него? - Что Ласточка рассказывала Счастливому Принцу о Египте? Перечитаем рассказы о Египте. Чем он привлекателен? (На фоне музыки концерта А.Вивальди «Зима», 2 часть, звучат отрывки). Обсуждение МУЗЫКИ. Ее темпа, ритма, настроения, которое она передает. Тёплая, светлая, мягкая музыка Вивальди усиливает ощущение гармонии и света. - Рассмотрите репродукции картин, посвящённые Египту. Похож ли Египет, который создали на своих полотнах художники на тот, о котором рассказывала Ласточка? (Демонстрируются картины Д.Робертса «Гиза. Пирамиды Хеопса и Хефрена», «Колоссы Мемнона», «Большой Сфинкс», Ж.-Л.Жерома «Верблюды у источника»,). - Чудесная страна из какого-то сна…Она совсем не похожа на тот страшный город, в котором по воле судьбы оказалась Ласточка. Почему же она не улетела? - Как вёл себя Счастливый Принц, когда расставался со своими составными частями? - Счастливый Принц говорит: «Самое удивительное в мире – это людские страдания». Почему в городе живут люди, которым плохо? Почему они страдают? - Давайте послушаем самых главных людей города. - Какими же предстают власти города?
- Трудно жить в таком городе. Как Счастливый Принц решает помочь обездоленным людям? (Демонстрируется фрагмент из мультипликационного фильма). - Приносило ли это подношение счастье бедным людям? - Как долго Ласточка оставалась верной помощницей Принца? - Трагичен финал сказки: от лютого холода погибает Ласточка, Посмотрите два фрагмента из мультипликационных мультфильмов, рассказывающих об этой трагедии. Какой из финалов вам кажется наиболее ярким? Почему? - Почему раскололось сердце Принца? Автор говорит об этом так: «Воистину был жестокий мороз». А вы тоже считаете, что во всём повинен холод? - И всё-таки наши герои счастливы. Почему? - В начале урока мы задали себе вопрос «Что важнее: добро или красота?» Попробуйте ответить на него теперь, когда разговор о сказке подходит к концу. Вспомните какое-нибудь доброе дело, сделанное вами, и то чувство, которое вы испытали при этом. - Почему же нужно спешить делать добрые дела? - В начале урока мы знакомились со словами «добро», «сострадание». Анализируя сказку, мы с вами подошли к таким понятия, как «счастье», «нравственность». - Что из описываемых событий сказки можно отнести к реальному миру? - Счастливый Принц прошёл долгий путь осознания настоящего счастья. В чём же оно проявилось в его жизни? - А каким вам представляется писатель, создавший такую замечательную сказку? - Так, к сожалению, было не всегда. Уайльд не хотел замечать социальной несправедливости, которой была так богата Англия. При каждом столкновении с ней он старался заглушить совесть и убегал к своим книгам, стихам, зрелищам. Каждым своим произведением он доказывал, что искусство должно быть далёким от реального мира, оно должно создавать новую красоту вместо грубой повседневной правды, мораль должна быть отвергнута во имя красоты и наслаждения жизнью. Но весь мир писателя был разрушен судом, после которого всё было кончено: друзья отшатнулись от него, книги были сожжены, жена умерла от горя, дети были отняты - нищета и страдание стали уделом этого человека. - Недавно в рамках международного кинофестиваля «Литература и кино» (г.Гатчина) мы смотрели с вами художественный фильм, поставленный по мотивам сказки О.Уайльда «Мальчик-звезда». Как вы думаете, есть ли в сюжетах этих произведений что-либо общее? Если бы вы получили заказ на иллюстрирование этого произведения, то какие эпизоды бы выбрали? Представьте, что вам руководству нужно представить набросок к обложке этого произведения. Что вы изобразите? Почему? Создайте набросок обложки к произведению. - Завершая наш урок, хочу вам сказать, что учиться делать Добро, расти духом нужно, не дожидаясь испытаний. А помогут вам в этом добрые сказки Оскара Уайльда, несущие свет Добра и Любви. Учитесь у его героев Состраданию, Милосердию, Самоотверженности и радуйтесь своей потребности делать Добро. | Будет говориться о Счастливом принце. Скорее всего, Принц красив, благороден, ему всё удаётся, у него много друзей, он физически и духовно само совершенство (представление облика Принца зависит, в первую речь, оттого, что каждый из учащихся вкладывает в смысл понятия «счастье»). В сказке должно произойти что-то очень хорошее, светлое, волшебное. Сказка оказалась печальной, никого не оставила равнодушным. Добро победило зло, но грустно, потому что главные герои: Принц и Ласточка - погибают. - Добро, счастье, боль, нищета, страдание, милосердие, любовь, сострадание, надежда, радость, грусть, равнодушие, злоба. Обучающиеся зачитывают словарные статьи предложенных слов. Добро – всё хорошее, положительное, направленное на благо (противоп.: зло). Синонимы: благо, благодеяние, благотворение, пожертвование, услуга, одолжение. Сострадание – сочувствие, жалость, вызываемые чьим-либо страданием, несчастьем. Синонимы: участие, жалость, сожаление, милосердие, сочувствие, соболезнование, гуманность, сердобольность, сердоболие. («Большой толковый словарь русского языка» А.С.Кузнецов, «Словарь синонимов русского языка» М.Р.Львов) Учащиеся смотрят фрагмент одноимённого мультипликационного фильма. Начало повествования построено на антитезе – противопоставлении. На фоне красоты и великолепия статуи Счастливого Принца мы видим нищих, бездомных людей, охваченных горем, страданиями, безысходностью, болезнями. Учащиеся отвечают на вопрос с опорой на текст сказки: - Он был очень красив и «покрыт сверху донизу листочками чистого золота. Вместо глаз у него были сапфиры, и крупный алый рубин сиял на рукоятке его шпаги». Сверкающие камни и золото притягивали взоры людей, и Принц казался им воплощением счастья и благополучия. Описание статуи – это идеал красоты, который заслуживает поклонения. Позже Принц скажет: «Люди, покуда живут, думают, что в золоте счастье». – Каждый человек, смотря на статую Счастливого Принца, не вспоминал образ живого человека. Он видел лишь прекрасную дорогую оболочку монумента. - Городской Советник оценивал все достоинства статуи, рассматривая её как предмет искусства. Разумная мать восхищалась его спокойным, исполненным достоинства поведением. Гонимый судьбою горемыка завидовал её богатому исполнению. Приютские Дети считали его прекрасным, как ангел: он был для них пришельцем из сказки. - Каждый житель города выделил для себя то, чего, как ему казалось, ему не хватало для счастья: один мечтал о славе и очень хотел прослыть тонким ценителем искусства; другой понимал своё счастье в разумном и умеренном использовании земных благ, в мирном безоблачном течении всей жизни; третьему для счастья не хватало материального достатка; четвёртые мечтали, глядя на статую, о сказочном мире, в котором они не были бы одинокими и нашли отеческую заботу, любовь, взаимопонимание. - «Когда я был жив и у меня было живое человеческое сердце, я не знал, что такое слезы, – ответила статуя. – Я жил во дворце San-Souci (Дворец беззаботности), куда скорби вход воспрещен. Днем я в саду забавлялся с товарищами, а вечером я танцевал в главной зале. Сад был окружен высокой стеною, и я ни разу не догадался спросить, что же происходит за ней. Вокруг меня все было так роскошно! «Счастливый Принц» – величали меня приближенные, и вправду я был счастливый, если только в наслаждениях счастье». - Статуя Принца, хотя и имела теперь только оловянное сердце, могла мыслить, чувствовать, переживать, говорить. Но никто в городе этого не мог себе даже представить. «Так я жил, так и умер. И вот теперь, когда я уже не живой, меня поставили здесь, наверху, так высоко, что мне видны все скорби и вся нищета, какая только есть в моей столице. И хотя сердце теперь у меня оловянное, я не могу удержаться от слез». - Это была Ласточка. Небольшая юркая птичка, с большими добрыми глазами, отзывчивым сердцем, с оперением, отливающим синим цветом, и белой грудкой – цвета, символизирующие чистоту и счастье. - «Там, далеко, в переулке, я вижу убогий дом, – продолжала статуя тихим мелодическим голосом. – Одно окошко открыто, и мне видна женщина, сидящая возле стола. Лицо у нее изможденное, руки огрубевшие и красные, они сплошь исколоты иголкой, потому что она швея. Она вышивает цветы страстоцветы на шелковом платье прекраснейшей из фрейлин королевы, для ближайшего придворного бала. А в постельке, поближе к углу, ее больное дитя. Ее мальчик лежит в лихорадке и просит, чтобы ему дали апельсинов. У матери же нет ничего, только речная вода. И вот этот мальчик плачет... Там, далеко, за городом я вижу в мансарде юношу. Он склонился над столом, над бумагами. Перед ним завядшие фиалки. Его губы алы, как гранаты, его черные волосы вьются, а глаза его большие и мечтательные. Он торопится закончить свою пьесу для директора театра, но он слишком озяб, огонь догорел у него в очаге, и от голода он лишается чувств... Внизу, на бульваре, – молвил Счастливый Принц, – стоит маленькая девочка со спичками. Она уронила их в канаву, они испортились, и отец её прибьет, если она возвратится без денег. Она плачет. У нее ни башмаков, ни чулок, и голова у нее непокрытая». - Страдание людей, нищета, бедность людей, которые измождены от голода, холода, болезней – это и есть единый мотив сказки и картин, отражающих социальную действительность. Во многом рассказы Принца выглядят совсем не сказочно, а скорее близки действительности и очень искусно вплетены в ткань сказки. - Ласточка постоянно говорит о Египте как о счастливой и богатой стране. - Ласточка пролетала через этот город ночью. Её путь лежал в Египет, и перед дальним перелётом ей нужно было отдохнуть. - Стая улетела раньше Ласточки на семь недель, а она отстала от стаи, так как была влюблена в красивый тростник и долго не решалась оставлять его одного. - Ласточка была верна Тростнику, но не нашла в растении ответного понимания и такого же взаимного чувства. Тростник не нуждался в ней. Она почувствовала себя сиротою. - «Мои подруги кружатся над Нилом и беседуют с пышными лотосами. Скоро они полетят на ночлег в усыпальницу великого царя. Там почивает он сам, фараон, в своем роскошном гробу. Он закутан в желтые ткани и набальзамирован благовонными травами. Шея у него обвита бледно-зеленой нефритовой цепью, а руки его, как осенние листья. Завтра подруги мои полетят на вторые пороги Нила. Там гиппопотамы лежат в тростниках, и на великом гранитном престоле восседает там бог Мемнон. Всю ночь он глядит на звезды, а когда засияет денница, он приветствует ее радостным криком. В полдень желтые львы сходят к реке на водопой. Глаза их подобны зеленым бериллам, а рев их громче, чем рев водопада. А в Египте теплое солнце на зелени пальм, и крокодилы вытянулись в тине и лениво глядят по сторонам. Мои подруги вьют уже гнезда в Баальбековом храме, а белые и розовые голуби смотрят на них и воркуют». - Похож. Он такой же яркий, таинственный, тёплый, полный чудес. В Египте тепло, много зелени, птиц и животных, и все они живут в мире среди покоя, солнца, древних храмов и царских гробниц. - Сначала она пожалела Принца, ведь он так хотел помочь людям, но был неподвижен и беспомощен, а у неё было «предоброе сердце». А потом, когда по его просьбе она выклевала рубин из эфеса шпаги рубин и глаза-сапфиры и отдала их больному мальчику и его матери-швее, юноше-писателю и девочке-торговке, она сказала: «Теперь, когда ты слепой, я останусь с тобой навеки». Огромное чувство любви и понимание, что в ней нуждаются, не позволило Ласточке улететь. - Он отдавал их без тени сожаления, осознавая, что они не принесут ему ни пользы, ни радости, тогда как этим страдающим людям они облегчат жизнь, а кого-то, может, и спасут от верной гибели. - Все в городе принадлежит богатым. Они хозяева жизни, наживаются на чужой беде, за счёт других. Вспомните девушку из прекрасного дворца, которая упрекает бедную, измождённую швею в лени, полицейского, который безжалостно прогоняет нищих детей под дождь. – «Рано утром внизу на бульваре гулял городской голова, а с ним городские советники. Проходя мимо колонны Принца, голова посмотрел на статую. - Бесчувственными, жестокими, высокомерными, тщеславными. Смотрят отрывок из мультипликационного фильма. «Он сказал Ласточке: - Да. В домах появился хлеб, и жители города не страдали от голода, а дети начинали смеяться и затевать игры на улицах. - Она помогала Принцу до тех пор, пока не поняла, что пришёл час умирать. «и в ту же минуту страшный треск раздался у статуи внутри, словно что-то там разорвалось. Это раскололось оловянное сердце». - Нет. Сердце Счастливого Принца раскололось в ту же минуту, когда умерла Ласточка. Он не вынес этого горя. - Они счастливы, потому что пожертвовали собой ради других. Помните, Ласточка, рассказывая Принцу о том, как она помогла швее и её ребёнку, говорит: «И странно…хотя на дворе стужа, мне теперь нисколько не холодно». А Принц ей объясняет: «Это потому что ты сделала доброе дело!» В добре сила радости и счастья. - Конечно, важнее добро. Это счастье – делать добро. - Было хорошо, тепло, радостно, счастливо, что смогли оказаться кому-то нужным в трудную минуту - Нужно спешить делать добрые дела, чтобы успеть, чтобы не опоздать оказать помощь тем, кто в ней нуждается именно сейчас, а не завтра или как-нибудь потом. Может быть слишком поздно. Обучающиеся знакомятся со словами. Нравственность – 1. Внутренние (духовные и душевные) качества человека, основанные на идеалах добра, справедливости, долга, чести и т.п., которые проявляются в отношении к людям и природе. Счастье – состояние абсолютной удовлетворенности жизнью, чувство наивысшего удовольствия, радости. - Страдания бедных людей, несправедливость и жестокость тех, у кого много денег и есть власть – это не выдумка, это - реальный мир. – Принц осознал, что счастье – это не горы золота и беззаботная жизнь, счастье – это любовь и дружба, верность и преданность тому, что нуждается в твоей поддержке и защите. - Он добрый, чуткий, сочувствующий бедным и осуждающий богатых, для него ценны не материальные блага, а Добро, Сострадание, Милосердие. - Главные герои произведений пришли к одному и том же выводу: важнее всего на свете доброта. Именно она делает людей красивее, именно она несёт людям счастье. Ответы детей Рассуждение детей и словесное рисование Рисование. Создание карандашного наброска (формат работы А8) (Учитель демонстрирует книги Уайльда с выставки). | Сочетание различных путей анализа при доминирующей роли одного из них:
Оживление личных впечатлений Комментарий общекультурного типа Сопоставление элементов художественного текста Выразительное чтение Проблемный вопрос Элементы рассказывания Элементы рассказывания Выразительное чтение Выразительное чтение Словесное рисование Выразительное чтение Сопоставление литературного текста с произведениями другого вида искусства Анализ композиции: рассмотрение связей пейзажа с общим течением текста Выразительное чтение Сопоставление литературного текста с произведениями другого вида искусства Заранее подготовленные обучающиеся разыгрывают отрывок из сказки. Инсценирование Просмотр мультфильма Просмотр отрывков мультфильма Просмотр отрывков из мультфильма Проблемный вопрос Проблемный вопрос Обучающиеся смотрят фрагменты презентации Комментарий исторического и общекультурного типа (Демонстрируются фрагменты презентации, посвящённой жизни и творчеству писателя). Сопоставление данного произведения с другими произведениями писателя Обсуждение некоторых работ учащихся. Представление работ учащимися: -Я выбрал эпизод…так как… Я изобразил…т.к… |
3. | Домашнее задание | Обучающимся предлагается индивидуальное задание по группам:
| Проблемный анализ. Проблемный вопрос Умение находить сюжет и выбирать композицию для иллюстрирования | |
4. | Рефлексия |
| ||
5. | Итог урока | Оценивание работы обучающихся. |
- ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, интегрированный урок отличается от традиционного тем, что предметом анализа в интегрированном уроке выступают многоплановые объекты, информация о сущности которых содержится в разных учебных дисциплинах. Осуществлённый на этом этапе синтез, как взаимодействие, соединение, выступает основным принципом построения содержания и приводит к такому важному познавательному результату, как формирование целостной картины мира. Смысл использования приёма интеграции заключается в том, что в урок включается эпизодически материал других предметов, но при этом сохраняется самобытность каждого предмета со своими целями, задачами, программой. Интеграция на уроках словесности способствует духовному и интеллектуальному развитию ученика, повышению его творческой самостоятельности. Интеграция позволит разнообразить анализ произведения, приобщить школьников к тайнам творческого процесса, активизировать познавательную деятельность учащихся, т.е.служит средством повышения мотивации к изучению предметов и учению вообще.
Школа призвана развивать творческие способности учеников, а этого можно достичь путём интеграции предметов ,особенно гуманитарного и художественно-эстетического циклов.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Баранова М.Т. Методика преподавания русского языка в школе. М: Академия, 2001.
2. Богданова Г.А. Опрос на уроках русского языка. М: Просвещение, 1996г.
3. Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. Современный урок. – Ростов н/Д: изд-во «Учитель», 2006.
4. Лакоценина Т.П., Алимова Е.Е., Оганезова Л.М. Современный урок. Часть 4. Альтернативные уроки. – Ростов н/Д: изд-во «Учитель», 2007.
5. Личностно-ориентированный подход в работе педагога: разработка и использование / Под ред. Е.Н. Степанова. М.: ТЦ «Сфера», 2003.
6. Мордес Е.М. Искать, пробовать, обучать (нетрадиционные уроки по русскому языку), Волгоград: «Учитель - АСТ», 2002.
7. Подрезова И.И. Интеграция на уроках словесности // Проблемы организации и содержания педагогических практик в ТГПУ: Материалы I Всероссийской учебно-методической конференции: Издательство Томского государственного педагогического университета. 2007. С.273-281.
8. Селевко Г.К. Технологии развивающего образования. - М.: "Народное образование", 2005
9. Сухаревская Е.Ю. Технология интегрированного урока: Практическое пособие для учителей начальной школы, студентов пед.учеб.заведений, слушателей ИПК. – Ростов н/Д: Изд-во «Учитель», 2003.
Приложение 1.
Заключение по результатам диагностики уровня школьной мотивации
5-х классов на начало 2017-2018 учебного года.
Октябрь 2017
Цель: Определение уровня школьной мотивации.
Обучающимся была предложена анкета М.И. Лукьяновой, Н.В. Калининой М. «Оценка уровня школьной мотивации»
Исследование проводилось в начале октября в 5А, 5Б, 5В, 5Г классах . В исследовании приняло участие 98 учеников, что составляет 97% от общего количества обучающихся 5-х классов.
Анализ ответов учащихся показал:
Таблица №1. Процентное распределение уровней мотивации по 5-м классам
Первый уровень (14%) | Второй уровень (38%) | Третий уровень (36%) | Четвертый уровень (11%) | Пятый уровень (1%) |
14 обучающихся | 37 обучающихся | 35 обучающихся | 11 обучающихся | 1 обучающийся |
Приложение к заключению по результатам диагностики уровня школьной мотивации 5-х классов на начало учебного года.
Диаграмма 1. Уровни школьной мотивации обучающихся 5-х классов
Диаграмма 2. Сравнительная характеристика школьной мотивации обучающихся 5-х классов.
Справку составила педагог-психолог Шведова Ю.В.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Заключение по результатам диагностики уровня школьной мотивации
5-ых классов на конец 2017-2018 учебного года.
Май 2018
Цель: Определение уровня школьной мотивации.
Как и в прошлом году, обучающимся была предложена анкета Лускановой Н.Г. «Оценка уровня школьной мотивации» .
Исследование проводилось в начале мая в 5-а,б,в,г классах . В исследовании приняло участие 98 учеников, что составляет 99% от общего количества обучающихся 5-ых классов. (1 учащийся выбыл по семейным обстоятельствам)
Анализ ответов учащихся представлены ниже в табличной форме и диаграммах.
Таблица №1. Процентное распределение уровней мотивации по 5-ым классам
Первый уровень (23%) | Второй уровень (45%) | Третий уровень (26%) | Четвертый уровень (6%) | Пятый уровень (%) |
Высокий уровень мотивации | Хорошая мотивация | Привлекает внеучебная деятельность | Низкая мотивация | Дезадаптация |
22 обучающихся | 44 обучающихся | 26 обучающихся | 6 обучающихся | 0 |
Диаграмма 1. Уровни школьной мотивации обучающихся 5-х классов на конец года
Диаграмма 2. Сравнительная характеристика школьной мотивации обучающихся исследуемых классов по результатам диагностик в начале (октябрь) и конце (май) 2017/2018 учебного года.
Ясно видна положительная динамика: увеличение количества обучающихся с высоким и хорошим уровнем мотивации. Отсутствуют учащиеся с дезадаптацией. Уменьшилось количество учащихся, заинтересованных только во внеучебной деятельности.
Заключение составила педагог-психолог Шведова Ю.В.
ПРИЛОЖЕНИЕ 3.
АНКЕТА ДЛЯ ОЦЕНКИ УРОВНЯ ШКОЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ
/ методика Н. Г. Лускановой/
Цель: Определение уровня школьной мотивации.
— ответ ребёнка, свидетельствующий о его положительном отношении к школе и предпочтении им учебных ситуаций, оценивается в три балла;
— нейтральный ответ («не знаю», «бывает по-разному» и т.п.) оценивается в один балл;
— ответ, позволяющий судить об отрицательном отношении ребёнка к той или иной школьной ситуации, оценивается в ноль баллов.
Оценки в два балла отсутствовали, так как математический анализ показал, что при оценках в ноль, один, три балла возможно более надёжное разделение детей на группы с высокой, средней и низкой мотивацией.
ПРЕДЪЯВЛЕНИЕ АНКЕТЫ.
Данная анкета может быть использована при индивидуальном обследовании ребёнка, а также может применяться для групповой диагностики. При этом допустимы два варианта предъявления. Анкета допускает повторные опросы, что позволяет оценить динамику школьной мотивации. Снижение уровня школьной мотивации может служить критерием школьной дезадаптации ребёнка, а его повышение — положительной динамикой в обучении и развитии школьника.
ТЕСТ
Инструкция: Выбери один из трёх предъявляемых ответов (наиболее тебе подходящий) на поставленный вопрос, отметь его галочкой.
- Тебе нравится в школе?
а) не очень б) нравится в) не нравится
- Утром, когда ты просыпаешься, ты всегда с радостью идёшь в школу или тебе часто хочется остаться дома?
а) чаще хочется остаться дома б) бывает по-разному в) иду с радостью
- Если бы учитель сказал, что завтра в школу не обязательно приходить всем ученикам, что желающие могут остаться дома, ты пошёл бы в школу или остался дома?
а) не знаю б) остался бы дома в) пошёл бы в школу
4. Тебе нравится, когда у вас отменяют какие-нибудь уроки?
а) не нравится б) бывает по-разному в) нравится
5. Ты хотел бы, чтобы тебе не задавали домашних заданий?
а) хотел бы б) не хотел бы в) не знаю
6. Ты хотел бы, чтобы в школе остались одни перемены?
а) не знаю б) не хотел бы б) хотел бы
7. Ты часто рассказываешь о школе родителям?
а) часто б) редко в) не рассказываю
8. Ты хотел бы, чтобы у тебя был менее строгий учитель?
а) точно не знаю б) хотел бы в) не хотел бы
- У тебя в классе много друзей?
а) мало б) много в) нет друзей
- Тебе нравятся твои одноклассники ?
а) нравятся б) не очень в) не нравятся
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИКТ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ И РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ
В современном образовании наряду с традиционными средствами обучения, которые нам всем хорошо известны, учителя все больше используют современные технологии. Использование информационных технологий по...
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИКТ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ И РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ
В современном образовании наряду с традиционными средствами обучения, которые нам всем хорошо известны, учителя все больше используют современные технологии. Использование информационных техноло...
Обобщение опыта работы "ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КЕЙС-МЕТОДА НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ С ЦЕЛЬЮ ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ К ОБУЧЕНИЮ"
Из опыта работы учителя русского языка и литературы МБОУ «ООШ п.Анисовский» Ребро Любови Вячеславов Кейс – метод совмещает в себе такие прекрасно зарекомендовавшие себя методы как: метод про...
Обобщение педагогического опыта работы по теме: «Использование ЭОР на уроках русского языка и литературы с целью повышения мотивации учащихся к предмету»
Обобщение педагогического опыта работыпо теме: «Использование ЭОР на уроках русского языка и литературы с целью повышения мотивации учащихся к предмету»Ереминой Ольги ЮрьевныУчителя русского язык...
Выступление на МО учителей русского языка и литературы « Использование технологии критического мышления на уроках русского языка и литературы»
Выступление на МО учителей русского языка и литературы« Использование технологии критического мышления на уроках русского языка и литературы»...
Методические рекомендации для учителей русского языка и литературы по совершенствованию словарной работы на уроках русского языка
Данные методические рекомендации призваны оказать помощь учителям русского языка и литературы по совершенствованию словарной работы на уроках русского языка. Методические рекомендации содержат предлож...
Из опыта работы учителя русского языка и литературы "Использование педагогических (творческих) мастерских на уроках русского языка и литературы".
Статья для выступления на методическом объединении учителей русского языка и литературы об актуальности образовательной технологии "Творческая мастерская"....