Юмористический и сатирический талант А. П. Чехова. Урок литературы в 5-м классе
план-конспект урока по литературе (5 класс)
«Хирургия» - осмеяние глупости и невежества героев рассказа. Речь персонажей как средство их характеристики.
Тип урока: изучение нового материала.
Цель урока: показать талант А.П.Чехова как юмориста и сатирика, выявить цель юмора и сатиры Чехова, проанализировать речь героев и их поведение.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Юмористический и сатирический талант А. П. Чехова. Урок литературы в 5-м классе
- Цопанова Залина Муратовна, учитель русского языка и литературы
Разделы: Литература
Класс: 5
Ключевые слова: юмор, А.П.Чехов, сатира, рассказ «Хирургия»
«Хирургия» - осмеяние глупости и невежества героев рассказа. Речь персонажей как средство их характеристики.
Тип урока: изучение нового материала.
Цель урока: показать талант А.П.Чехова как юмориста и сатирика, выявить цель юмора и сатиры Чехова, проанализировать речь героев и их поведение.
Задачи:
- познакомить с биографией А.П.Чехова, введение понятий «юмор» и «сатира», развитие культуры речи, читательских умений;
- обучение отбирать материал текста для работы над темой;
- развитие навыков сравнительного анализа;
- развитие навыков групповой работы, развитие монологической речи, воспитание интереса к предмету, пробуждать стремление к вдумчивому чтению, воспитание нравственных качеств.
Ход урока
1. Организационный момент
Друзья мои! Я очень рада
Войти в ваш светлый класс.
И для меня уже награда
Вниманье ваших умных глаз.
Я знаю: каждый в классе гений.
Но без труда талант не впрок:
Скрестите шпаги ваших мнений -
И вместе сочиним урок!
Итак: жил на свете обыкновенный доктор, который родился 150 лет тому назад. Он много работал, помогал людям, не только микстурами, пилюлями и мазями, но самое главное - словами. Помогал больным и здоровым. Потому что был не только доктор, но и замечательный писатель. Звали его Антон Павлович Чехов.
2. Биография Чехова
(двое учеников рассказывают интересные факты из жизни писателя).
На экране и на партах перед учащимися словарики со словами:
Юмор – ( Humour-нрав, настроение) - изображение героев в смешном виде. Юмор – смех веселый и доброжелательный.
Сатира – ( satira – «смех, всякая всячина») – беспощадное, уничтожающее осмеяние, критика действительности, человека, явления.
Земская больница – больница, организованная земством.
Земство - органы самоуправления, организованные в губерниях и уездах в 1864 году. Кроме прочего, земства строили и содержали школы и больницы для простого народа. В подобных больницах чаще всего работал один врач, ему помогал фельдшер.
Фельдшер – человек со средним медицинским образованием.
Дьячок – низший церковный служитель.
Консилиум – совещание врачей.
- В чем отличие юмора от сатиры? (юмор – добрый смех, сатира - жгучий).
Но, и то и другое – СМЕХ.
О, смех, великое дело! Ничего более не боится человек так, как смеха… Боясь смеха, человек удержится от того, от чего бы не удержит его никакая сила. Н.В.Гоголь.
Человек боится быть осмеянным. И он старается не совершать того, что может вызвать насмешку окружающих; смех удерживает людей от плохого, а значит, делает лучше.
Итак, наша цель:
Постараться рассмеяться
(Ведь смеяться не грешно).
Рассмеявшись, докапаться,
Почему нам так смешно.
3. Работа с текстом
Эпиграфом к уроку являются слова А.П.Чехова «Они смешные - невеселые».
1. Работая над текстом, учитель ставит перед классом задачу, определить, почему А.П.Чехов называет свои рассказы (и в частности «Хирургию») «смешными, но невеселыми».
2. В одной земской больнице (обратиться к словарю) служил фельдшер (словарь).
- Почему больные попадают на прием к фельдшеру?
Одним из таких пациентов является дьячок (словарь).
- Что произошло с дьячком? (разболелся зуб).
Сценка из рассказа «Хирургия», сыгранная учащимися 5 «А» класса.
- Есть ли в тексте подробное описание наших героев? Почему?
- Чем заменено подробное описание Курятина и Вонмигласов (говорящими фамилиями).
- Вонмем: - внимание, внимайте – какие это слова? (однокоренные).
- О каком человеке они нам говорят? (о человеке, к голосу которого люди должны быть внимательны. Фамилия говорит и о том, что его владелец имеет отношение к церкви).
- А фамилия Курятин? Вспомните, с чего начинается рассказ? Что делает главный герой (курит зловонную сигару).
- О чем говорит фамилия? (герой много курит).
- А может быть фамилия связана со словом курятина? Есть такое выражение «курицын сын» т.е. глупый и трусливый человек.
Или выражение «мокрая курица», о каком человеке так говорят? (о жалком).
- При изучении какого произведения мы уже встречались с говорящими фамилиями? (Л.Н.Толстой «Кавказский пленник» Жилин, Костылин).
- Какими предстают перед нами фельдшер и больной? Как они ведут себя в начале и в конце произведения? (Сначала обращаются друг к другу на Вы и по имени и отчеству, а потом обзываются, передразнивают друг друга и «тыкают»).
- О чем говорит такое поведение? (невоспитанность).
- Найдите и прочитайте в тексте реплики фельдшера. Как он говорит о своей профессии? О чем хочет сказать герой? А о чем хочет сказать автор? (Автор дает нам понять, что фельдшер относится к своей работе безответственно, плохо знает свое дело и храбрится перед операцией).
- Вспомните, как он подбирает инструменты? (по тексту - стр. 283).
- О чем говорят эти действия? (у фельдшера не хватает знаний, чтобы выбрать инструмент, и он выбирает наугад).
- На протяжении всей процедуры с зубом Курятин говорит с умным видом о важности своей работы, о том, что все необразованные, он один все понимает, и рассказывает, как лечил один раз помещика Египетского.
- Почему для него важно рассказать об общении с помещиком, чем сосредоточиться на зубе дьячка?
- Обратите внимание на речь Курятина. Какие предложения он строит, высказывает ли свою мысль до конца? Приведите примеры из текста (стр. 283). (Речь его бессвязная, отрывистая, словарный запас ограничен. Он ругается и спорит с пациентом).
- Человек какого культурного уровня перед нами? (с низким уровнем культуры).
- Замените фразу «А-а-а… мое вам» на более удачную. (Заходите, пожалуйста, на что жалуетесь?)
-Замените фразу «Вырвать его нужно» на более удачную. (Его нужно удалить).
-Т.к. тема нашего урока связана с медициной, организуем консилиум (словарь) – совещание врачей для установления диагноза нашего фельдшера. Но прежде скажите, что такое нравственность?
- Какой диагноз мы с вами поставим, прочитав рассказ? (Безнравственность).
- Какие симптомы свидетельствуют этому? (Грубость, невежество, хвастовство).
- Можем ли мы назвать причину заболевания? (Низкий уровень воспитания, образования, культуры).
- Подумайте о лекарстве против болезни, о её профилактике (учеба, культура, знание своего дела).
Итог: Можно ли назвать рассказ юмористическим? (Юмор в рассказе основан на изображении смешной ситуации).
- В начале урока вам был задан вопрос: «Почему А.П.Чехов называет свой рассказ «смешным, но невеселым»? (Потому что понимаешь, что у людей бывает много недостатков, и эти недостатки могут причинять страдания другим людям. Неумение Курятина причиняет страдания дьячку Вонмегласову).
- Жалко ли вам дьячка?
- Изменилось ли отношение к фельдшеру?
- Почему рассказ назван «Хирургия»? Какой подтекст вкладывает автор в заглавие? О какой хирургии рассказывает Чехов? (О такой, которой на самом деле быть не должно. Он высмеивает невежественного фельдшера, который выдает себя за неопытного врача).
Значит в рассказе присутствует и сатира.
- Что же высмеивает Чехов? (Глупость и невежество людей).
4. Заключение
А.П.Чехов предполагал, что его будут читать 6, от силы 7 лет. Прошли десятилетия, Чехов и сегодня один из любимейших писателей, Книги его читают, пьесы ставят в театрах. На мемориальной плите в Германии, где умер Чехов, написано: «Доброму человеку и врачу, великому писателю А.П.Чехову».
И напоследок еще раз получим величайшее удовольствие от А.П.Чехова его «Хирургии» (отрывок из кинофильма).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока литературы в 9-м классе по теме "Люби, цени и знай литературу"
Учащиеся вспомнят ведущие литературные направления, авторов, литературные произведения и героев, о которых читали и говорили на уроках, лучшие произведения русской литературы 18-19 веков и продемонстр...
Юмористические и сатирические произведения А. П. Чехова.
Тема: Юмористические и сатирические произведения А. П. Чехова. Учебные задачи:познакомить с биографией А. П. Чехова, введение понятий «юмор» и«сатира»;учить полноценному восприятию художественног...
Конспект урока литературы в 7-ом классе «Имя твое – Женщина» (Женские образы в произведениях русской литературы).Учитель Козлова Светлана Алексеевна ГБОУ СОШ №456 Колпино Санкт-Петербург
Тип урока – урок-соревнованиеЦель – систематизировать и обобщить знания учащихся о женских образах в произведениях русской литературы.Форма урока позволяет на основе ана...
Урок литературы в 10-м классе по теме "Христианские мотивы в рассказе А.П.Чехова "Студент""
Анализ рассказа А.П.Чехова "Студент"...
Открытый урок: «Юмористический и сатирический талант А. П. Чехова. Рассказ «Хирургия».
Открытый урок в рамках предметной Недели русского языка и литературы....
Проект по рассказам А.П. Чехова, урок литературы, 6 класс
В данной публикации содержится паспорт проекта по рассказам А.П. Чехова, содержащий цель, задачи, этапы работы над проектом, перечень ууд, формируемых при работе над поектом,а также готовый прод...
Разработка урока литературы для групп и классов профильного обучения по теме: "Загадки рассказа А.П.Чехова "Дама с собачкой"
Урок литературы по теме "Загадки рассказа А.П.Чехова "Дама с собачкой" уместно проводить в конце изучения рассказов А.П.Чехова (10 класс, конец учебного года). Ра...