Открытый урок: «Юмористический и сатирический талант А. П. Чехова. Рассказ «Хирургия».
план-конспект урока по литературе (5 класс) на тему

Ивлева Ирина Викторовна

Открытый урок в рамках предметной Недели русского языка и литературы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon yumoristicheskii_i_satiricheskii_talant_a.doc133.15 КБ
Office presentation icon chehov_hirurgiya.ppt1.89 МБ

Предварительный просмотр:

  Тема урока: «Юмористический и сатирический талант А. П. Чехова. Рассказ «Хирургия».

Смеяться, право, не грешно!

Над всем, что кажется смешно…

Н. М. Карамзин

Цели урока: продолжить знакомство с биографией А. П.Чехова; введение понятий «юмор» и «сатира»; развитие культуры речи, читательских умений; обучение отбирать материал текста для работы над темой; развитие навыков сравнительного   анализа; развитие монологической речи, воспитание интереса к предмету, пробуждать стремление к   вдумчивому чтению, воспитание нравственных качеств.

Ход урока.

1. Слово учителя:

--Запишите тему урока и эпиграф. На предыдущем занятии мы говорили о замечательном русском писателе – Антоне Павловиче Чехове, которому в этом году 29 января исполнилось 155 лет со дня рождения. Сегодня мы продолжаем знакомиться с творчеством этого писателя.

Посмотрите на записанные в тетради эпиграф и тему урока. Как вы думаете, о чём мы сегодня будем говорить на уроке? (о смешном)

Чему будем учиться? (понимать прочитанное).

-- Да, сегодня нам предстоит разобраться, в чём заключается юмористический и сатирический талант А.П.Чехова, познакомиться с понятиями «юмор» и «сатира». И говорить мы сегодня будем о смешном. Со смешным в жизни мы сталкиваемся часто (забавные случаи, чей-то рассказ или литературное произведение). А сегодня мы попробуем посмотреть на смешное глазами учёных-литературоведов. Ведь чтобы вызвать наш смех, писатель использует особые приёмы, художественные средства.

2. Словарная работа:

--Посмотрите на слайд:

Произведения, которые вызывают смех, называются юмористическими.

Юмор –изображение героев в смешном виде. Юмор – смех весёлый и доброжелательный.

Сатира – беспощадное, уничтожающее осмеяние, критика действительности, человека.

Эти определения помогут нам понять особенности рассказа «Хирургия». Запишем их в тетрадь.

 

3.Актуализация знаний:

--Что вы знаете об авторе произведения – А.П.Чехове.

(рассказ о Чехове с опорой на слайды)

--Интересно ли вам было слушать друг друга?

--Что показалось самым ярким в биографии А.П.Чехова?

4. Будучи врачом, А.П.Чехов мог наблюдать людей и в самые отчаянные, и в самые необычные, смешные моменты, что находило отражение в его произведениях. Сюжеты для своих историй  А.П.Чехов брал из жизни. Брат писателя рассказывал, что Антон Павлович на врачебной практике в одной из больниц однажды видел, как неопытный студент, заменяя занятого другим пациентом врача, удалил у больного здоровый зуб, а на больном зубе сломал коронку. Пациент выругался и ушёл. А сейчас давайте посмотрим, как этой жизненной ситуацией воспользовался А.П.Чехов.

5. Постановка проблемного вопроса перед работой с текстом:

--Почему рассказ называется юмористическим? Что делает рассказ смешным?

Работа с текстом:

а) прослушать отрывок из фонохрестоматии;

б) инсценировка отрывка   со слов: «Фельдшер берёт козью ножку…» и до слов : «Дьячок вскакивает и лезет пальцами в рот. Во рту нащупывает он зуб на старом месте»;

в) дослушать рассказ до конца.

6. Беседа:

--Понравился ли вам рассказ?

--Какие слова показались не совсем понятными?

(Давайте посмотрим на слайд).

Земская больница – больница, организованная земством.

Земство – орган местного самоуправления. Земства были организованы в 1864 году. В губерниях и уездах ( в областях и районах). Они занимались различной деятельностью, в том числе строили и содержали школы и больницы для крестьян и простого народа. Часто в таких школах был один учитель, а в больницах – один доктор.

 Фельдшер – помощник врача, человек со средним медицинским образованием.

Дьячок –низший чин служителя церкви.

Чехов не описывает подробно земскую больницу. Он берёт один случай из жизни.

--Кратко перескажите случай, описанный в рассказе «Хирургия».

 7. Мини-исследования:

--Обратимся к вашим мини-исследованиям. Назовите главных героев произведения (дьячок Вонмигласов и фельдшер Курятин)

--Что означает фамилия Вонмигласов?

(Вонмем! Это возглас, призыв во время службы, означающий на церковнославянском языке ВНИМАЙТЕ! Слова ВОНМЕМ, ВНИМАНИЕ, ВНИМАЙТЕ – однокоренные. Они говорят о человеке, к голосу которого люди должны быть внимательны. Фамилия говорит и о том, что её владелец имеет отношение к церкви. Значит, он должен быть терпеливым, доброжелательным).

 --А у фельдшера фамилия Курятин? (Может быть, она говорит о том, что герой много курит (ведь с этого начинается рассказ), может быть фамилия связана со словом «курятина», курица. Выражение «мокрая курица» говорит о жалком, беспомощном человеке.

Чехов очень переживал невежество своих коллег, он писал: «Малограмотный доктор, каким бы он ни был добрым человеком, выглядит жалким»)

-- Так какое значение больше подходит к фамилии Курятин?

--Как называется этот приём в литературе? («говорящие фамилии»)

--Как ведут себя герои в начале и в конце произведения? (сначала называют друг друга на «Вы» и по имени-отчеству, а потом на «Ты» и обзываются (прочитать с.283 учебника)

8. Об особенностях чеховских произведений.

Итак, А.П.Чехов использует в своих рассказах определённые приёмы, которые делают их смешными. Давайте посмотрим на слайд и запишем их в тетрадь:

1. Краткое заглавие рассказа.

2.Короткая завязка, дающая полную информацию о героях, месте и времени событий.

3.Бытовая ситуация в основе сюжета.

4.Диалог характеризует героев.

5.Пейзажные и портретные зарисовки отсутствуют.

6. «Говорящие» детали и «говорящие» фамилии.

7. Яркая, смешная, неожиданная развязка.

--А какой смех у Чехова? (добрый или беспощадный). Когда нам становится не смешно, а грустно?

(Смешная ситуация (юмор) превращаются в сатиру (уничтожающую критику), когда автор говорит о том, что нельзя заниматься делом, если ты в нём не разбираешься).

9.Итоги урока:

--В чём же Чехов видел смысл своего творчества, смысл своего юмора и сатиры?

(Он боролся со злом, несправедливостью в обществе, с необразованностью)

А боролся он с этими пороками доступными ему средствами, т.е. средствами литературы, а это прежде всего юмор и сатира. Достичь юмористического эффекта ему помогают те особенности рассказа, которые мы нашли в процессе нашей работы. Целое столетие отделяет нас от рассказов Чехова, и всё же они современны, даже злободневны.

10. Домашнее задание: подготовить выразительное чтение рассказа «Пересолил».


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Юмористический и сатирический талант А. П. Чехова. Рассказ «Хирургия». Смеяться, право, не грешно! Над всем, что кажется смешно… Н. М. Карамзин

Слайд 3

А. П. Чехов родился 29 января 1860 года в семье купца Павла Егоровича Чехова.

Слайд 4

Отец писателя - Павел Егорович Чехов Дед писателя был крепостным, а отец открыл в Таганроге бакалейную лавку, стал купцом третьей гильдии. Он был человеком «требовательным и взыскательным». Павел Егорович играл на скрипке, организовал церковный хор, рисовал красками.

Слайд 5

Мать Чехова –Евгения Яковлевна Чехова (Морозова) Евгения Яковлевна была человеком мягким и отзывчивым. У чилась в институте благородных девиц мадам Куриловой. Занималась воспитанием детей, старалась во всём поддерживать мужа.

Слайд 6

А. П. Чехов вместе с братьями учился в Таганрогской гимназии. Уже в гимназические годы он увлекался театром и литературой, разыгрывал сцены из спектаклей.

Слайд 7

Семья Чеховых была очень талантливой: старший брат Александр стал писателем, Николай- художником, Михаил- литератором, Иван- выдающимся педагогом, сестра Мария - художницей

Слайд 8

В сентябре 1879 года Чехов учится на медицинском факультете Московского университета, который закончит в 1884 году. Он закажет для своей входной двери табличку «Доктор Чехов».

Слайд 9

Во время учёбы в университете А. П.Чехов сотрудничает с юмористическими журналами «Стрекоза», «Будильник», «Осколки» и другими. Он пишет короткие смешные рассказы и фельетоны.

Слайд 10

Вначале он подписывает свои рассказы псевдонимами: Антоша Чехонте, Антоша Ч., Человек без селезёнки, Брат моего брата.

Слайд 11

Он создаёт такие образцы юмористики, как «Жалобная книга», «Налим», «Хирургия», «Налим», «Экзамен на чин», «Пересолил», «Хамелеон».

Слайд 12

Уже в первых рассказах Чехов откликается на самые злободневные вопросы, заставляет читателя не только смеяться, но и негодовать. Ярко проявится чеховский дар сатирика и юмориста.

Слайд 13

Иллюстрация к рассказу «Хирургия»

Слайд 14

Словарь: Земская больница – больница, организованная в губерниях и уездах для крестьян и простого народа.Часто в таких больницах был только один доктор. Фельдшер - помощник врача, человек со средним медицинским образованием. Дьячок –низший чин служителя церкви.

Слайд 15

Иллюстрация к рассказу «Хирургия»

Слайд 16

Наши исследования «говорящих фамилий»: Вонмигласов : «Вонмем» – это возглас, призыв во время службы, означающий «внимайте». Слова «вонмем», «внимание», «внимайте»- однокоренные. Они говорят о человеке, к голосу которого люди должны быть внимательны. Фамилия говорит о том, что её владелец имеет отношение к церкви. И значит должен быть терпеливым, доброжелательным. Курятин : А у фельдшера фамилия «Курятин». Может быть она говорит о том, что герой много курит или фамилия связана со словом «курятина», ведь выражение «мокрая курица» говорит о жалком, беспомощном человеке. И фельдшер не так уж хорошо умеет лечить людей.

Слайд 17

Итоги урока: Особенности чеховских произведений: --краткое заглавие рассказа; --короткая завязка, дающая полную информацию о героях, месте и времени событий; --бытовая ситуация в основе сюжета; --диалог характеризует героев; --нет пейзажных и портретных зарисовок; -- «говорящие» детали и «говорящие» фамилии; --яркая, смешная, неожиданная развязка

Слайд 18

Все эти особенности помогают чеховскому рассказу стать смешным. А какой смех у Чехова? (добрый или беспощадный). Когда нам становится не смешно, а грустно? Смешная ситуация ( юмор ) превращаются в сатиру (уничтожающую критику), когда автор говорит о том, что нельзя заниматься делом, если ты в нём не разбираешься. Чехов боролся с необразованностью, несправедливостью и другими недостатками общества с помощью слова .

Слайд 19

Домашнее задание: Подготовиться к внеклассному чтению – прочитать рассказ «Пересолил»; пересказать его.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Юмористические и сатирические произведения А. П. Чехова.

Тема: Юмористические и сатирические произведения А. П. Чехова. Учебные задачи:познакомить с биографией А. П. Чехова, введение понятий «юмор» и«сатира»;учить полноценному восприятию художественног...

Открытый урок по литературе в 6 классе. Тема: Анализ рассказа А.П. Чехова «Толстый и тонкий»

На уроке дано представление о личности А.П. Чехова,продолжена работа по анализу эпического произведения, развитию критического мышления и творческих способностей учащихся....

Открытый урок по литературе в 5 классе. А.П. Чехов. "Хирургия"

Открытый урок.К данному уроку имеется видеофайл, размещенный на портале Youtube и доступный по ссылке   https://www.youtube.com/watch?v=GvyCsT_Pf4I&feature=youtu.be ....

Конспект открытого урока по теме "Неудавшийся побег юных мечтателей" по рассказу А.П. Чехова "Мальчики".

данный урок составлен для учеников 6 классов. Обращаем внимание на тонкий юмор писателя....

Юмористический и сатирический талант А. П. Чехова. Урок литературы в 5-м классе

laquo;Хирургия» - осмеяние глупости и невежества героев рассказа. Речь персонажей как средство их характеристики.Тип урока: изучение нового материала.Цель урока: показать талант А.П.Чехова как ...