Конспект урока литературы в 7-ом классе «Имя твое – Женщина» (Женские образы в произведениях русской литературы).Учитель Козлова Светлана Алексеевна ГБОУ СОШ №456 Колпино Санкт-Петербург
план-конспект урока по литературе (7 класс) по теме
Тип урока – урок-соревнование
Цель – систематизировать и обобщить знания учащихся о женских образах в произведениях русской литературы.
Форма урока позволяет на основе анализа текста проследить особенности описания героинь разными авторами, учит узнавать черты характера героинь по их поступкам, давать характеристику литературному образу; формирует навык работы с текстом, умение находить в нем средства художественной выразительности (эпитеты, метафоры, сравнения). Многие вопросы, заданные учителем, способствуют развитию ассоциативно-образного мышления, пробуждают творческую активность учащихся.
Урок включает в себя разнообразные конкурсы, подготовку сценок, заучивание стихотворений, способствует пониманию учащимися великой роли женщины-матери в жизни семьи, народа, государства, воспитывает бережное отношение к женщине: матери, бабушке, сестре, будущей жене, учит проявлять заботу о близких, не стыдиться нежности, чуткости.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект урока литературы (7 класс) "Имя твоё - Женщина" | 35.42 КБ |
Презентация к уроку литературы (7 класс) "Имя твоё - Женщина" | 1.03 МБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока литературы в 7-ом классе
«Имя твое – Женщина» (Женские образы в произведениях русской литературы)
Тип урока – урок-соревнование
Цель – систематизировать и обобщить знания учащихся о женских образах в произведениях русской литературы.
Задачи:
Образовательные:
- на основе анализа текста проследить особенности описания героинь разными авторами;
- учить узнавать черты характера героинь по их поступкам, давать характеристику литературному образу;
- формировать навык работы с текстом, умение находить в нем средства художественной выразительности (эпитеты, метафоры, сравнения).
Развивающие:
- развивать умение выражать свои мысли, оценивать поступки героев, обобщать, делать выводы;
- формировать представление о героях произведения на основе сопоставления словесного и графического образов, развивать ассоциативное мышление;
- продолжать работу по развитию культуры речи школьников, обогащать словарный запас.
Воспитывающие:
- через знакомство с художественными произведениями помочь учащимся осознать великую роль женщины-матери в жизни семьи, народа, государства;
- воспитывать бережное отношение к женщине: матери, бабушке, сестре, будущей жене;
- учить проявлять заботу о близких, не стыдиться нежности, чуткости.
Прогнозируемый результат – систематизировали и обобщили знания учащихся о женских образах в произведениях русской литературы
Предварительная подготовка к уроку:
- задание для классов и команд;
- подготовка сценок;
- заучивание стихотворений;
- рисунки;
- словарная работа;
- подготовка материала для жюри.
Оборудование:
- видеопроектор, экран;
- презентация к уроку;
- задания к конкурсам;
- иллюстрации;
- «чудесный мешочек» (предметы-ассоциации к произведениям);
- карточки для жюри;
- карточки для жеребьёвки (цифры и имена героинь).
Оформление:
- рисунки ребят к произведениям;
- выставка книг.
Ход урока
1.Организационный момент.
Вступительное слово учителя.
Здравствуйте, уважаемые гости! В этот прекрасный весенний день хочется говорить о любви, а значит, о женщине! Наш урок – соревнование посвящен образу женщины в русской литературе.
4 команды вступают в игру. Заранее вы, ребята, знали, по каким произведениям будут задания и готовились к ним. Напоминаю список этих произведений…(слайд 1). Ну что ж, начнем…
Ученик 1:
Всё начинается с любви.
Твердят:
Вначале было слово,
но я провозглашаю снова:
Всё начинается с любви!
Всё начинается с любви:
И озаренье, и работа,
Глаза цветов, глаза ребёнка -
Всё начинается с любви.
Весна шепнёт тебе: живи!
И ты от шёпота качнёшься,
И выпрямишься, и очнешься.
Всё начинается с любви.
Учитель: Великое чувство любовь… В любви зарождается всё хорошее, доброе, светлое. А кто нам дарит любовь? Конечно же, женщины! Своей улыбкой, блеском глаз, волшебным голосом.
Ученик 2:
Ах, женщины, - и красота, и праздник,
И героини юношеских снов!
С рожденья в дочерях весны прекрасной
Надежда наша, вера и любовь!
Они всю жизнь нам солнцем ярким светят,
И как сказал восторженный поэт:
- Без женщин разве можно жить на свете?
- Без женщин жить нельзя на свете, нет!
2. Соревнование начинается
- Учитель: первый конкурс (слайд 2). 5 баллов за правильный ответ.
У каждой девушки, героини этих произведений, есть возлюбленный, который предан ей всей душой, готов ради неё на подвиг. Соедини влюбленные сердца…
Ассоль Елисей
Марья Ивановна Владимир Андреевич
Царевна Петр Попельский
Марья Кириловна Петр Андреевич
Эвелина Грэй
Проверка (слайд 3). Оценка жюри.
- Учитель: второй конкурс (слайд 4). 5 баллов.
Эти девушки заслуживают любви. Какие черты характера у них общие? Остальные вычеркни.
Легкомысленность Ассоль
Доброта
Преданность Эвелина
Лукавство
Притворство Марья Кириловна
Отзывчивость
Плаксивость Марья Ивановна
Самодовольство
Стойкость Царевна
Добродетельность
Проверка (слайд 5). Оценка жюри.
- Учитель: наш третий конкурс.
Узнай героиню произведения по описанию (слайд 6). 3 балла.
А) В эпоху, нами описываемую, ей было 17 лет, и красота ее была в полном цвете. Отец любил ее до безумия, но обходился с нею со свойственным ему своенравием, то стараясь угождать малейшим ее прихотям, то пугая ее суровым, а иногда и жестоким обращением. Уверенный в ее привязанности, никогда не мог он добиться ее доверенности. Она привыкла скрывать от него свои чувства и мысли, ибо никогда не могла знать наверно, каким образом будут они приняты.
Проверка (слайд 7).
Следующая героиня (слайд 8). После ответов проверка (слайд 9). 3 балла.
Б) При первом взгляде на это небольшое, худощавое созданьице казалось, что это еще девочка, но в ее неторопливых, размеренных движениях сказывалась нередко солидность женщины. То же впечатление производило и ее лицо. Такие лица бывают, кажется, только у славянок. Правильные красивые черты зарисованы плавными, холодными линиями; голубые глаза глядят ровно, спокойно; румянец редко является на этих бледных щеках, но это не та обычная бледность, которая ежеминутно готова вспыхнуть пламенем жгучей страсти; это скорее холодная белизна снега. Прямые светлые волосы … чуть-чуть оттенялись на мраморных висках и спадали тяжелою косой, как будто оттягивавшей назад ее голову при походке…
В) Белолица, черноброва, (Слайд 10)
Нраву кроткого такого
И жених сыскался ей…
Проверка (слайд 11). 1 балл.
Следующая героиня (слайд 12). 1 балл.
Г) Не далее как в пяти шагах, свернувшись, подобрав одну ножку и вытянув другую, лежала головой на уютно подвернутых руках утомившаяся ... Ее волосы сдвинулись в беспорядке; у шеи расстегнулась пуговица, открыв белую ямку; раскинувшаяся юбка обнажала колени; ресницы спали на щеке, в тени нежного, выпуклого виска,
полузакрытого темной прядью; мизинец правой руки, бывшей под головой, пригибался к затылку.
Проверка (слайд 13). Оценка жюри этого конкурса.
4) Выездной конкурс. Нужно по 2 человека от команды. Они должны составить рассказ о героине произведения, которая достанется им по жребию.
(Вытаскивают листок с именем и уходят готовиться).
5) Учитель: следующий конкурс. Узнай героиню, автора и произведение по иллюстрации (слайд 14 – 18). По 3 балла за каждый правильный ответ.
Лидия Михайловна «Уроки французского» В.Г.Распутин
Оксана «Ночь перед Рождеством» Н.В.Гоголь
Светлана «Светлана» В.А.Жуковский
Марья Ивановна Миронова «Капитанская дочка» А.С.Пушкин
Царица «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» А.С.Пушкин
Проверка и оценка жюри.
6) Учитель: следующий конкурс.
Узнайте героиню по предмету и объясните свой выбор. По 2 балла.
Яблоко (царевна или царица А.С.Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» и Лидия Михайловна В.Г.Распутин «Уроки французского»)
Кольцо (Марья Кириловна А.С.Пушкин «Дубровский» и «Светлана» В.А.Жуковский)
Письмо (Марья Ивановна Миронова А.С.Пушкин «Капитанская дочка»)
Венок с лентами (Оксана Н.В.Гоголь «Ночь перед Рождеством»)
Кораблик (Ассоль А.Грин «Алые паруса»)
Гематоген (Лидия Михайловна В.Г.Распутин «Уроки французского»)
Скатерть (Акулина Ивановна М.Горький «Детство» и Наталья Савишна или Наталья Николаевна Л.Н.Толстой «Детство»)
Свеча (В.А.Жуковский «Светлана»)
Оценка жюри.
7) Учитель: следующий седьмой конкурс.
Домашнее задание. Сценка. Узнайте произведение, героиню и автора. Жюри оценивает и саму сценку (5 баллов), и правильный ответ команд (2 балла).
Жеребьевка очередности и показ сценок.
Царица (А.С.Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»)
Марья Ивановна Миронова (А.С.Пушкин «Капитанская дочка»)
Светлана (В.А.Жуковский «Светлана»)
Оксана (Н.В.Гоголь «Ночь перед Рождеством»)
8) Учитель: следующий конкурс.
Расположи героинь в зависимости от времени создания произведений (от прошлого к настоящему), поставив слева от имён цифры 1,2,3,4 (слайд 19). 5 баллов.
Эвелина
Маша Миронова
Лидия Михайловна
Акулина Ивановна
Проверка (слайд 20). Оценка жюри.
9) Следующий конкурс (слайд 21).
Какие средства художественной выразительности использовал автор в описании героини? Найди и выпиши эпитет, метафору и сравнение:
«Каждая черта Ассоль была выразительно легка и чиста, как полет ласточки. Темные, с оттенком грустного вопроса глаза казались несколько старше лица; его неправильный мягкий овал был овеян того рода прелестным загаром, какой присущ здоровой белизне кожи. Полураскрытый маленький рот блестел кроткой улыбкой».
Проверка (слайд 22). Оценка жюри. По 2 балла за каждый правильный ответ.
10) Следующий конкурс - викторина (слайды 23 – 29).
А) Кому из героинь давал уроки музыки учитель-француз?
Б) Кто встречается с царицей, чтобы спасти своего жениха?
В) Какая героиня требует черевички, как у самой царицы?
Г) У кого из героинь было много разного добра в сундуках?
Д) Отрицательный женский образ в этих произведениях?
Е) Чья самая светлая и, казалось бы, несбыточная мечта сбывается?
Ё) Кто такая Егоровна? Из какого произведения эта героиня?
Оценка жюри. 1 балл за каждый правильный ответ.
- Проверка задания выездного конкурса. Показ иллюстраций и рассказ о героине (слайды 30 -33). 5 баллов за характеристику и 1 балл, если узнали
по иллюстрации героиню.
Наталья Савишна «Детство» Л.Н.Толстой.
Акулина Ивановна «Детство» М.Горький.
Анна Михайловна Попельская «Слепой музыкант» В.Г.Короленко.
Наталья Николаевна «Детство» Л.Н.Толстой.
11) Учитель:
Вот и завершается наша игра, посвящённая женским образам в русской литературе.
Женщина…мама…бабушка! Как прекрасны эти слова! Сколько стихов посвятили им поэты! И пока жюри подводит итоги, ещё раз скажем о женщине-матери-бабушке…
Конкурс чтецов (5 баллов). Стихи, посвящённые ЖЕНЩИНЕ, звучат сейчас, накануне праздника 8 Марта…
Песня о женщине
Есть в природе знак святой и вещий,
Ярко обозначенный в веках!
Самая прекрасная из женщин -
Женщина с ребёнком на руках.
От любой напасти заклиная
(Ей-то уж добра не занимать!)
Нет, не Богоматерь, а земная,
Гордая возвышенная мать.
Свет любви издревле ей завещан,
Так вот и стоит она в веках
Самая прекрасная из женщин -
Женщина с ребёнком на руках.
Всё на свете метится следами
Сколько б ты ни вышагал путей,
Яблоня - украшена плодами,
Женщина - судьбой своих детей.
Пусть ей вечно солнце рукоплещет,
Так она и будет жить в веках
Самая прекрасная из женщин -
Женщина с ребёнком на руках.
С. Островой
Маме
С широко раскрытыми глазами,
Сладкий сон стараюсь превозмочь,
Я лежу и думаю о маме,
Нет её: она дежурит в ночь...
Мамочка, любимая, родная!
предо мной твой образ дорогой,
Я тебя весёлой вспоминаю,
Молодой, красивой и простой.
Ты уже немного поседела,
Но глаза по-прежнему блестят,
Ты берёшься за любое дело
Молодо, как много лет назад.
Е. Трутнева
Стариков А.
Посмотрите в мамины глаза –
Там живут любовь и доброта.
Там слезинки прячутся порой,
Если мы поссоримся с тобой.
Если мама плачет –
На душе темно,
Стоит улыбнуться –
На душе светло.
Я возьму ладошку
Теплую твою,
Поцелую нежно
И скажу: « Люблю».
Не беда, что пролетают дни,
И у глаз морщинки пролегли.
Я разглажу их своей рукой,
Снова мама станет молодой.
Мурина Т.
Бабушка
Хранительница радостного детства
Бабушка любимая моя.
От неё достались мне в наследство
Сказки про далекие края,
Про войну, про жизнь её без скуки.
Помню я, тепло в душе храня,
Добрые и ласковые руки,
Вслед благословлявшие меня.
Мелкие обиды и секреты
Поверяла бабушке своей.
Принимала мудрые советы,
А тепла дарила мало ей.
Поцелуй в макушку на рассвете,
Плюшки, кулебяки, пироги…
Ближе и роднее нет на свете.
Образ бабушки ты в сердце береги.
Лаврова Татьяна
3. Подведение итогов.
Учитель: Чем вам, ребята, запомнится этот урок-соревнование? Что вы узнали? Чему научились?
Дети:
Слово жюри. Поздравление всех участников и, конечно же, победителей.
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект урока литературы на тему «Русская народная сказка «Царевна-лягушка». Образ Василисы Премудрой»
Конспект включает в себя план урока, беседу с учащимися по эпизодам, просмотр репродукций по данной теме, обобщающие вопросы....
Конспект урока литературы. (7 класс). "Дом и семья в русской литературе (по произведениям Л.Н.Толстого «Детство»).
Цель урока: опираясь на знание содержания художественного произведения, выявить отношения взрослых и детей, законы семьи, через художественный текст показать, как семья влияет на развитие ребенка....
Конспект урока литературы в 6 классе по теме: «Великая Отечественная война в произведениях русских поэтов 20 века».
Разработка урока....
Конспект урока по литературе в 6 классе "Есть женщины в русских селеньях.."
Методические приемы:1. Объяснение учителя2. Анализ текста3. Выразительное чтение Автор УМК: В.Я.Кор...
Конспект урока литературы в 5 классе "Образ героини русских народных сказок в стихотворениях русских поэтов ХХ века" (по стихотворениям Д. Кедрина "Аленушка" и А. Прокофьева "Аленушка")
Урок представляет собой сравнительный анализ двух одноименных стихотворений...
Урок литературы "Л.Н. Толстой. «Война и мир». Женские образы в романе", 10 класс
Конспект урока литературы "Л.Н. Толстой. «Война и мир». Женские образы в романе", 10 классЦели урока: на материале романа раскрыть психологический процесс становления человеческо...
Конспект урока литературы в 8-9 классах «Анализ эпизода художественного произведения с элементами работы над заданиями ОГЭ по русскому языку»
Пояснительная записка Урок подготовки к ОГЭ по русскому языку (часть С) подчас превращается в чуть ли механическую отработку навыков создания сочинений с шаблонным форматом. Но ведь ...