Юмористические и сатирические произведения А. П. Чехова.
план-конспект урока по литературе (5 класс) по теме

Тема: Юмористические и сатирические произведения А. П. Чехова.

 

Учебные задачи:

познакомить с биографией А. П. Чехова, введение понятий «юмор» и

«сатира»;

учить полноценному восприятию художественного произведения на уровне понимания главной мысли – идеи;

обогащать читательскую деятельность учеников в процессе работы с новыми произведениями А. П. Чехова;

воспитывать эмоциональную отзывчивость к прочитанному, героям и их поступкам;

учить высказывать собственное понимание произведения, подтверждать мнение словами текста

 

 

Ход урока.

 

I.Чтение эпиграфа (слайд 1)

- Эти слова принадлежат знаменитому писателю А. П. Чехову. В этом году исполняется 150 лет со дня рождения писателя, и поэтому сегодняшний урок мы посвящаем ему- А. П. Чехову. Мы поговорим о биографии писателя, попытаемся инсценировать его произведения, а после вы получите задание, которое выявит не только внимательного читателя, но и слушателя.

Антон Павлович Чехов- из тех писателей, которые входят в нашу жизнь с детства и остаются с нами навсегда. Вы, конечно, помните приключения чеховской Каштанки. Такой рассказ мог написать только человек, любящий людей, любящий животных,  любящий жизнь. Эта любовь была очень деятельной. Он был врачом и помог многим людям справиться с болезнью; он был писателем, и его рассказы и книги помогали и помогают справляться со сложностями жизни, помогают посмотреть на себя со стороны. Он не просто посадил дерево – он посадил целые сады, организовал на свои деньги множество библиотек, школ, больниц, не афишируя свою благотворительность. Он действительно творил благо. При этом был очень веселым, жизнерадостным, неистощимым на выдумки человеком.

(продолжает подготовленный ученик) (слайды 2, 3, 4, 5)

II. Так как мы сегодня рассматриваем юмористические и сатирические произведения Чехова, то давайте разберемся, что такое юмор и сатира(слайд 6).

-Что общего у юмора и сатиры?

- Чехов – мастер слова – умел в малую форму уместить глубокое содержание. Его рассказы – это россыпь юмора, ума и доброты. Как же это ему удавалось? Давайте посмотрим.

- Мы не только вспомним содержание рассказов, но и выясним, кто из наших артистов лучше понял тот образ, который ему предстоит раскрыть.

III. 1-е произведение: «Толстый и тонкий» (слайды 7, 8)

Вопросы после просмотра:

- Какое состояние у обоих? (они оба приятно ошеломлены)

- Почему так названо произведение? Что обозначают слова «толстый» и «тонкий»?

2-е произведение: «Смерть чиновника» (слайды 9, 10, 11)

Вопросы:

- Чехов часто использует говорящие фамилии. Какие есть в рассказе и о чем они «говорят»?

- Почему Червяков никак не мог успокоиться? Чего он боится?

3-е произведение: «Хамелеон» (слайд 12)

Вопросы:

- Почему рассказ так назван? Ведь этого слова в тексте нет. Кого он называет так?

- О чем говорит фамилия главного героя? ( Очумелов – потерявший соображение, одуревший).

4-е произведение: «Хирургия» (слайд 13)

Вопросы:

- Кто герои произведения? (Курятин, Вонмигласов)

- Над чем смеется автор в этом рассказе? (над невежеством Курятина)

5-е произведение: «Лошадиная фамилия» (слайд 14)

Вопросы:

- Что в этом произведении вызывает смех?

IV. – Мы рассмотрели с вами 5 инсценированных рассказов Чехова.

- Почему их легко инсценировать? (диалог, нет описаний, короткие рассказы – мало повествования)

- Какие из рассказов юмористические? («Хирургия», «Лошадиная фамилия» - они вызывают смех).

- А какие сатирические? («Хамелеон», «Смерть чиновника», «Толстый и тонкий» - высмеивают чинопочитание, униженность, страх перед деньгами и авторитетом).

V. Домашнее задание:

написать сочинение  на тему:

 « О чем меня заставили задуматься юмористические и сатирические рассказы  А. П. Чехова».(слайд 15)

VI. Кроссворд

По горизонтали:

  1. Один из псевдонимов писателя.
  2. Фамилия фельдшера в рассказе «Хирургия».
  3. Действующее лицо рассказа «Хирургия».

 

По вертикали:

  1. Кто в рассказе А. П. Чехова «Смерть чиновника» умирает от страха?
  2. Сколько раз меняет Очумелов свое решение относительно собаки?
  3. Приказчик в произведении «Лошадиная фамилия» .
  4. Герой рассказа «Смерть чиновника».
  5. Персонаж рассказа «Хамелеон».

Кто в рассказе «Толстый и тонкий» первым бросается к другу

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл презентация1.68 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Желание служить благу должно непременно быть потребностью души, условием личного счастья… Антон Павлович Чехов (1860 – 1904)

Слайд 2

Отчий дом писателя в Таганроге

Слайд 3

Семья Чеховых. Слева направо: стоят - Иван, Антон, Николай, Александр и Митрофан Егорович; сидят -- Михаил, Мария, Павел Егорович, Евгения Яковлевна, Людмила Павловна и её сын Георгий. Фотография 1874 г.

Слайд 5

Портрет Чехова работы Браза

Слайд 6

Юмор - изображение героев в смешном виде. Юмор – смех веселый и доброжелательный. Сатира – беспощадное, уничтожающее осмеяние, критика действительности, человека, явления.

Слайд 10

«КОРНЕВИЛЬСКИЕ КОЛОКОЛА»

Слайд 15

Домашнее задание: написать сочинение на тему: « О чем меня заставили задуматься юмористические и сатирические рассказы А . П. Чехова».

Слайд 16

2 ш е 3 Б с 1 Ч е 5 Х о н т е 2 К у р я т и н 4 Б е р л ь р р ю д и в к е з я и е 6 Т ж к н 3 в о н м и г л а с о в л л в с о т в ы й


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Юмористические средства в рассказе А.П.Чехова "Хамелеон"

урок предназначен для 6 класса по УМК  Т.Ф. Курдюмовой...

Методическая разработка урока литературы в 11 классе. Сатирические произведения М.Зощенко. Анализ рассказа "Аристократка"

Первый из двух уроков, посвященных сатирическим рассказам М. Зощенко. На этом уроке учащиеся знакомятся с рассказом «Аристократка» и анализируют его; на втором уроке после домашнего знакомства с други...

Открытый урок: «Юмористический и сатирический талант А. П. Чехова. Рассказ «Хирургия».

Открытый урок в рамках предметной Недели русского языка и литературы....

«Оружия любимейшего род» (Сатирические произведения В.В.Маяковского).

Урок литературы в 11 классе.Спаренный урок-практикум, ориентированный на анализ сатирических произведений В.В.Маяковского Путем анализа стихотворений разных лет учащиеся наблюдают, как созревал талант...

Урок внеклассного чтения по юмористическим и сатирическим рассказам М. Зощенко, Н. Тэффи, А. Аверченко). Особенности моноспектакля. Требования выразительного чтения.

Урок внеклассного чтения по юмористическим и сатирическим рассказам М. Зощенко, Н. Тэффи,  А. Аверченко). Особенности моноспектакля. Требования выразительного чтения.Цель: приобщение ученико...

Юмористический и сатирический талант А. П. Чехова. Урок литературы в 5-м классе

laquo;Хирургия» - осмеяние глупости и невежества героев рассказа. Речь персонажей как средство их характеристики.Тип урока: изучение нового материала.Цель урока: показать талант А.П.Чехова как ...