Разработка урока литературы для групп и классов профильного обучения по теме: "Загадки рассказа А.П.Чехова "Дама с собачкой"
план-конспект урока по литературе (10 класс) на тему
Урок литературы по теме "Загадки рассказа А.П.Чехова "Дама с собачкой" уместно проводить в конце изучения рассказов А.П.Чехова (10 класс, конец учебного года).
Разработка содержит поэтапное описание урока и дополнительные справочные материалы. Работа на уроке может осуществляться как в группах, так и в парах (мои ученики предпочитают работать в парах, считают, что в такой форме сотрудничества легче найти единомышленников). Сценарий урока предполагает активное участие всех обучающихся, каждый должен высказаться, предложив свою интерпретацию рассказа, и аргументировать свой выбор, опираясь на текст произведения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 57.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Разработка урока литературы
учителя русского языка и литературы
Семеновой И.В.
Урок литературы в 10 классе (конец учебного года)
ТЕМА УРОКА: «Загадки рассказа А.П.Чехова «Дама с собачкой»
ТИП УРОКА: комбинированный урок; урок межпредметных связей;
урок применения ИТ и ООТ.
ЦЕЛЬ УРОКА: рассмотреть загадочную поэтику произведения А.П.Чехова
ЗАДАЧИ УРОКА:
- рассмотреть высказывания о произведении известных литературоведов и критиков;
- просмотр и обсуждение двух фрагментов к/ф «Дама с собачкой» (режиссер И.Е.Хейфиц);
- рассмотреть калейдоскоп интерпретаций рассказа, соотнести с замыслом писателя;
- соотнести своё истолкование рассказа с интерпретациями известных литературоведов;
- изучение темы на четвёртом уровне системности знаний;
- развитие эмоциональной сферы учащихся;
- развитие способности выражать себя через восприятие искусства;
- развитие монологической речи.
ВИДЫ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:
презентация виртуальных версий учащихся по теме: «Загадки
«Дамы с собачкой»; классификация данных;
пополнение и активизация словаря; поиск аргументов,
подтверждающих правильность выбора интепретации;
совершенствование речевой культуры; обобщение.
МЕТОДЫ РАБОТЫ: проблемный, деятельностный подход
НЕОБХОДИМОЕ ОБОРУДОВАНИЕ И МАТЕРИАЛЫ: смарт-доска, компьютер,
экран для проецирования.
ЗАДАНИЕ К УРОКУ: подготовить компьютерные презентации «Страничка к
уроку»
СМЫСЛОВОЕ ДВИЖЕНИЕ УРОКА
1. Вопрос-завязка урока:
Бердников Г. П. в статье «Проблема человеческого счастья» писал, что Чехов рисует «драму обездоленности и бесприютности человека, сбросившего с себя обывательское забытье». Автор статьи пришёл к следующему выводу: «Но, утратив свою безмятежность, Гуров стал не беднее, а богаче. Большая любовь очеловечила его».
Л.Н Толстой в «Избранных дневниках» заметил: «Читал «Даму
с собачкой» Чехова. Это все Ницше. Люди, не выработавшие в себе
ясного миросозерцания, разделяющего добро и зло. Прежде робели,
искали; теперь же, думая, что они по ту сторону добра и зла, остаются
по сю сторону, то есть почти животные».
- Как вы думаете, кто прав? Каковы ваши аргументы?
- Панорама интерпретаций
Задание группам: обсудить существующие варианты
интерпретаций, выбрать соответствующие вашим
читательским истолкованиям, назвать их,
аргументировать свой выбор.
КАЛЕЙДОСКОП ИНТЕРПРЕТАЦИЙ
рассказа А.П.Чехова «Дама с собачкой»
«Дама с собачкой» - это...
- история двух семейных катастроф
- история пошлых супружеских измен
- история большой и хрупкой любви
- банальная история курортной любви
- история любви к обыкновенной женщине
- история встречи с женщиной-богиней
- история любви к роковой женщине
- история утраченных иллюзий
- история ожидания новой, прекрасной жизни
- история обретения счастья
- история утраты счастья
- история утраченных иллюзий
- история преображения человека
- воплощение отражения жизни в кривом зеркале повседневности
- ещё одна «скучная история»
- история столкновения иллюзий героев с действительностью
- история обретения человеком истинного смысла жизни
- история малодушия и боязливого отказа от возможного счастья
- история «расфутляривания» человека
..............................................................................................................................
3. Рассмотрение выбранных интерпретаций, обсуждение аргументов
с опорой на текст произведения
4. Просмотр «страничек к уроку» с комментариями авторов
5. Обсуждение результатов работы. Выводы гимназистов
6. Рефлексия:
- Оцените свою работу на уроке.
- Какие чувства вы испытали, обсуждая проблему урока?
Дополнительные материалы к уроку:
- Сементковский Р. И. Что нового в литературе? // Ежемес. лит. и поп.-науч. прил. к журн. «Нива». 1900. № 1. Стб. 191—203.
Гуровых на Руси очень много. Чехов поднял очень важный вопрос: как создаются подобные ненормальные типы, почему для них семья, воспитание детей, общественная служба отодвигаются на задний план и заменяется любовными интрижками? Необходимо воспитывать общество с помощью просвещённых педагогов.
- Набоков В. В. Антон Чехов // Лекции по русской литературе: пер. с англ. / В. В. Набоков М., 2001. С. 330—338. 1-я публ.: Lectures on Russian Literature / v. Nabokov. Harcourt Brace & Company, 1981.
В лекции, которую Набоков читал американским студентам в 1940-е годы, отмечено, что «Дама с собачкой» — один из самых великих рассказов в мировой литературе. В частности, он отмечает семь свойств, присущих рассказу: естественность повествования; достижение точных характеристик за счет распределения незначительных деталей; отсутствие особой морали, особой идеи, «которую нужно было бы уяснить»; рассказ основан на оттенках настроения; Чехову одинаково дорого и высокое, и низкое; рассказ в действительности не кончается.
- Мейлах Б. С. Два решения одной темы // Нева. 1956. № 9. С. 184—188.
Сравнительный анализ сюжетных линий «Анна Каренина — Вронский» и «Анна Сергеевна — Гуров». Героинь объединяет тоска по счастью. Любовь привела Гурова к резкому осуждению окружающей жизни, и «такая трактовка темы любви так близка роману Толстого, что кажется прямым её развитием». Главное в рассказе — постановка вопроса о причинах трагедий, и вопрос о любви таким образом «перерастал у Чехова в мечту об иной жизни, полной героизма, творчества, красоты». По мнению критика, Толстой, осуждая рассказ, не прав, возводя мораль чеховских героев к Ницше.
- Белкин А. А. Художественное мастерство Чехова-новеллиста // Читая Достоевского и Чехова: ст. и разборы / А. А. Белкин. М., 1973. С. 190—192. 1-я публ.: Мастерство русских классиков: сборник. М., 1959.
Психологически очень правдив эпизод, в котором показано, как пошлый банковский служащий под влиянием глубокой любви к женщине становится подлинно человечным. Этот эпизод, или художественная деталь — упоминание об осетрине с душком. «Обыденная и пошлая реплика потому стала признаком освобождения от пошлости, что Гуров впервые сам осознал её пошлость».
- Бердников Г. П. Проблема человеческого счастья // А. П. Чехов. Идейные и творческие искания / Г. Бердников. 3-е изд., доработ. М., 1984. С. 413—414. 1-я публ.: А. П. Чехов. Идейные и творческие искания / Г. П. Бердников. М. ; Л., 1961.
Чехов рисует драму обездоленности и бесприютности человека, сбросившего с себя обывательское забытье. Но, утратив свою безмятежность, Гуров стал не беднее, а богаче. Большая любовь очеловечила его.
- Берковский Н. Я. Чехов, повествователь и драматург // Статьи о литературе / Н. Я. Берковский. М. ; Л., 1962. С. 430—431.
Чехов слегка презирает обоих. Оба по-своему сговорчивы в отношении к злу. Они имитируют жизнь, имитируют любовь, веря, что их подражание — это и есть сам подлинник, не понимают себя. «Их счастье, что они понимают меньше, чем позволено понимать читателям через автора».
- Бялый Г. А. «Пути, мною проложенные…» А. П. Чехов // Чехов и русский реализм / Г. А. Бялый. Л., 1981. С. 68—69.
Семья в рассказе имеет отношение к тому миру, где «осетрина с душком», где люди ведут «куцую и бескрылую жизнь». Семейный союз — это путы. Как освободиться от этих пут? — спрашивают себя герои рассказа. Любовь, поднявшая их высоко над миром, подобном сумасшедшему дому, даёт им нравственную силу поставить вопрос об освобождении. Чехов показывает, что «жизнь начинает требовать от людей каких-то решительных действий, разрыва с привычным существованием».
- Катаев В. Б. Две оппозиции в «Даме с собачкой» // Проза Чехова: проблемы интерпретации / В. Б. Катаев. М., 1979. С. 250—268.
Чехова больше интересует образ Гурова. Финал рассказа указывает на переход героя в новое состояние, его отказ от некоторых стереотипов и появление новых вопросов. Эти перемены в представлениях Гурова, полагает критик, проясняются при сопоставлении двух контрастных пар — оппозиций: «казалось — оказалось» и «кончаться — начинаться». Анна Сергеевна, кажется, ничем не примечательная женщина, но именно она оказалась для Гурова настоящей любовью. Значит, причина не столько в ней, сколько в том, что происходит в душе героя. Чехов пишет о тайне в любви, то есть о том, что любовь — тайна для его героев, каждый случай уникален.
- Звонникова Л. А. «Ложные представления» // Заколдованный круг (проза А. П. Чехова), 1880—1904 / Л. А. Звонникова. М., 1998. С. 103—107.
Художественное время рассказа — время духовного пробуждения Гурова. Время бежит вне встреч Анны Сергеевны и Гурова и замедляет свой ход в моменты их общения. Бежит «бытовое» время, замедляется время «любви»; человек преодолевает время, под влиянием любви приобщаясь к «высшим и отдалённым целям» — к правде и красоте, к природе, к самому себе, к ближним.
- Л.Н.Толстой: «Читал «Даму с собачкой» Чехова. Это все Ницше. Люди, не выработавшие в себе ясного миросозерцания, разделяющего добро и зло. Прежде робели, искали; теперь же, думая, что они по ту сторону добра и зла, остаются по сю сторону, то есть почти животные. […]»
Л.Н.Толстой Избранные дневники
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературы на тему "Загадки образа Печорина в главах "Бэла" и "Максим Максимыч"
Урок-размышление на тему "Загадки образа Печорина в главах "Бэла" и "Максим Максимыч". На уроке использованы фрагменты телесериала "Печорин" (2006 г.), элементы техн...

Конспект урока по литературе в 5 классе по теме "Загадки"
конспект урока литературы в 5 классе "Загадки"...

Календарно - тематическое планирование для 8класса по татарской литературе ( татарская группа с русским языком обучения)
Календарно - тематическое планирование для 8 класса татарской группы с русским языком обучения. В рабочий программе дается объяснительная записка и календарно - тематическое планирование 2 часа ...

Методическая разработка урока литературы и обществознания (или отдельно по каждому из указанных предметов)Тема: «Загадка человека» Цели и ценности человеческой жизни. Цель урока: раскрыть на конкретном примере цели человеческой жизни.
Урок по рассказу !Ф.М.Достоевского "Мужик Марей" учите оценивать людей не по социальной принадлежности, не по внешнему виду, а по умению совершать добрые поступки. Урок проверяет уровень сформированно...

Урок литературы в 5 классе по теме «Загадка» с использованием ИКТ
В последнее время наблюдается тенденция обесценивания предметов гуманитарного цикла, особенно литературы. Чтение часто воспринимается учениками как принудительное и ненужное действие. В связи с этим з...

Технологическая карта занятия по художественно-эстетическому развитию (музыкальная деятельность) в подготовительной к школе группе Тема: "Загадки Зимушки-зимы"
Цель: обогащение музыкальных впечатлений детей через восприятие характера музыки и способы передачи в движении музыкальных образов....
- Мне нравится (1)