Конспект урока обучения чтению «М. М. Пришвин. Предмайское утро. Глоток молока»
план-конспект урока по литературе

Кимлач Вероника Дмитриевна

Тема: М. М. Пришвин. Предмайское утро. Глоток молока

Тип: Урок открытия новых знаний

Цель: создать условия для ознакомления учащихся с жизнью и творчеством М. М. Пришвина, с содержанием его произведений «Предмайское утро», «Глоток молока».

Планируемые результаты:

Предметные

Знают:

  • биографию и творчество М.М. Пришвина
  • о чем рассказы «Предмайское утро» и « Глоток молока»
  • главную мысль рассказов «Предмайское утро», « Глоток молока»

 

Умеют:

  • выделять главное из рассказа
  • составлять мини-рассказы о заботе к животным
  • объяснять смысл пословиц

Личностные:

-проявляют положительное отношение и интерес к процессу познания;

- воспитывать внимательное и вежливое отношение к окружающим;

- воспитывать умение сотрудничать, уважительно относиться к иному мнению.

Метапредметные УУД:

Регулятивные:

-удерживать цель деятельности до получения ее результата;

-оценивать весомость приводимых доказательств и рассуждений;

-уметь вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок;

-принимать и сохранять учебную задачу, планировать свои действия;

 -осуществлять итоговый и пошаговый контроль, адекватно воспринимать оценку учителя.

Познавательные:

-классифицировать объекты (объединять в группы по существенному признаку);

-уметь ориентироваться в своей системе знаний;

-осуществлять анализ объектов, уметь преобразовывать информацию из одной формы в другую.

Коммуникативные:

-принимать участие в работе парами, в группе, договариваться, приходить к общему решению;

- уметь объяснять свои действия, уметь оформлять свои мысли в устной форме;

- контролировать действия партнёра, вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное).

Образовательные ресурсы:  УМК «Школа России»

Оборудование: презентация, компьютер, колонки

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект урока обучения чтению,

проведённого в 1 «б» классе,

Кимлач Вероникой Дмитриевной

Тема: «М. М. Пришвин. Предмайское утро. Глоток молока»

г. Городец, 2021 учебный год

Тема: М. М. Пришвин. Предмайское утро. Глоток молока

Тип: Урок открытия новых знаний

Цель: создать условия для ознакомления учащихся с жизнью и творчеством М. М. Пришвина, с содержанием его произведений «Предмайское утро», «Глоток молока».

Планируемые результаты:

Предметные

Знают:

  • биографию и творчество М.М. Пришвина
  • о чем рассказы «Предмайское утро» и « Глоток молока»
  • главную мысль рассказов «Предмайское утро», « Глоток молока»

Умеют: 

  • выделять главное из рассказа
  • составлять мини-рассказы о заботе к животным
  • объяснять смысл пословиц

Личностные:

-проявляют положительное отношение и интерес к процессу познания;

- воспитывать внимательное и вежливое отношение к окружающим;

- воспитывать умение сотрудничать, уважительно относиться к иному мнению.

Метапредметные УУД:

Регулятивные:

-удерживать цель деятельности до получения ее результата;

-оценивать весомость приводимых доказательств и рассуждений;

-уметь вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок;

-принимать и сохранять учебную задачу, планировать свои действия;

 -осуществлять итоговый и пошаговый контроль, адекватно воспринимать оценку учителя.

Познавательные:

-классифицировать объекты (объединять в группы по существенному признаку);

-уметь ориентироваться в своей системе знаний;

-осуществлять анализ объектов, уметь преобразовывать информацию из одной формы в другую.

Коммуникативные:

-принимать участие в работе парами, в группе, договариваться, приходить к общему решению;

- уметь объяснять свои действия, уметь оформлять свои мысли в устной форме;

- контролировать действия партнёра, вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное).

Образовательные ресурсы:  УМК «Школа России»

Оборудование: презентация, компьютер, колонки

Ход урока

Этап

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

  1. Мотивация к учебной деятельности(2 мин)

- Здравствуйте, меня зовут Вероника Дмитриевна, и сегодня я проведу у вас урок обучения чтению. Садитесь.

Прозвенел звонок,

Начался урок.

Будем тихо мы сидеть,

Чтобы знать и всё уметь

- Проверим вашу готовность к уроку.

-Посмотрите на парты все на месте: рабочая тетрадь, учебник, пенал?

-Проверили? Замечательно!

Приветствуют учителя

Слушают стихотворение

Проверяют готовность к уроку

Личностные результаты:

Развивать коммуникативные функции; мотивация к учебной деятельности.

  1. Актуализация знаний

(10 мин)

- Прежде чем начать работу немного разомнем наш речевой аппарат.

- Голову поднимем выше и легко, легко подышим:

 - спокойное дыхание (вдох через нос, выдох через рот);

- Повторяйте за мной.

Кно – кно – кно – открывай скорей окно.

Он – он – он – ходит, бродит серый слон.

Лью – лью – лью -  все цветочки я полью.

Ят – ят – ят – дети хором говорят.

-Теперь прочитайте хором.

-Прочитайте. Прочитаем все вместе.

Три сороки – тараторки

Тараторили на горке.

-Ребята, с каким автором вы познакомились на прошлом уроке?  С каким произведением?

- Какой совет дал Угомон детям?

Выполняют упражнения повторяя за учителем.

Читают скороговорки и чистоговорки.

- С.Я Маршак

- Угомон

- не учи молчать другого, а молчи побольше сам

Личностные результаты:

развивать познавательные процессы (внимание, память, мышление, речь)

  1. Определение  цели темы урока (5 мин)

- Обратите внимание на слайд. Кто- то догадался, с творчеством какого автора мы сегодня познакомимся?

– Прочитайте фамилию писателя на с. 102.

– Вы знаете этого писателя, какие рассказы он написал? А узнать хотите? Тогда за дело!

-Посмотрите внимательно на доску. Прочитаем слова, записанные на доске “Мы в ответе за тех, кого приручили”

- Обдумайте эти слова. Постараемся найти доказательства этой фразы немного позднее.

- М.М. Пришвин

-нет

- да

- читают со слайда

Коммуникативные УУД:

учить строить монологическое высказывание

  1. Планирование достижение намеченной цели

(2 мин)

- Посмотрите на стр. 102-103, как вы думаете, чем мы будем заниматься на уроке?

- что мы сегодня узнаем?

- о чем будем читать?

- Все верно, сегодня мы будем знакомится с творчеством М.М. Пришвина

-познакомимся с произведениями М.М. Пришвина «Предмайское утро», « Глоток молока»

Личностные результаты:

развивать познавательные процессы (внимание, память, мышление, речь), коммуникативные функции (умение вести учебный диалог);

  1. Открытие новых знаний

(20 мин)

-Кто изображен на иллюстрации стр 102?

 - Что он делает?

 - А как вы думаете, что он рисует?

-Этот человек любит родную природу и рисует ее, а писатель М. М. Пришвин тоже любил свою природу.

-Посмотрите еще раз на портрет писателя

Рассказ о жизни и творчестве М. М. Пришвина с опорой на портрет и выставку книг

- Пришвин Михаил Михайлович, русский писатель. Родился 23 января (4 февраля) 1873 в имении Хрущево близ г. Елец Орловской губернии, сын разорившегося купца. Окончив университет в Германии, Пришвин стал работать агрономом. Затем решил стать писателем. Первый рассказ Сашок опубликовал в 1906.

-Прочитайте о нем в учебнике.

-О ком и о чем рассказывал М. М. Пришвин в своих книгах?

  - Как надо относиться к природе?

- Ребята, прочитайте название рассказа?

 - Как понимаете это выражение?

-В тексте будут встречаться немного незнакомые слова: горизонт, зеленя.

Мы уже знакомы с этим словом, кто помнит, что оно обозначает?

Горизонт – это воображаемая линия, где небо сходится с землей.

Зеленя. – От какого слова? (цвет - зеленый).

Поля, засеянные под зиму (осенью), с приходом весны очень зеленая молодая поросль.

Текст читает учитель. Дети слушают.

 - Что вы представили, когда я читала текст? Какие бы взяли краски, чтобы нарисовать весеннюю картинку?

- Сейчас самостоятельно пробегитесь глазками по тексту, чем нас радует каждый месяц?

-Найдите в тексте какими красками описывает это утро?

-А какой лес в тексте?

-На каких деревьях в лесу появляется первая зелень ?

ГИМНАСТИКА ДЛЯ ГЛАЗ (видео)

Учебник стр. 103

- Рассмотрите иллюстрацию. Как вы думаете, о чем или о  ком будет этот текст?

-Прочитайте заголовок рассказа.

-Попробуйте уточнить свои предположения с помощью заголовка.

-М. М. Пришвин открыл много тайн и подарил их своим читателям.

-И сегодня мы будем знакомиться с еще одним произведением М. М. Пришвина

 « Глоток молока»  

 -Прочитаем хором ключевые слова

     Лада, молоко, заболела, ласка, спасли жизнь

- Изменилось ли ваше предположение о чем будет рассказ?

-Прослушайте аудио исполнение рассказа

- Какие чувства, эмоции вызвал у вас этот рассказ?

Давайте еще раз прочитаем текст по абзацам и подумаем “От чьего имени ведется рассказ?”

А) – Кто такая Лада?

Что с ней случилось?

Как понимаете слово отвертывалась?

Б) – Кого позвали к Ладе?

- Как Лада отреагировала на появление автора ?

- Как понимаете выражение « забила прутом» , « жизнь заиграла»

В)- Что сказал автор Ладе ?

Как Лада отреагировала на слова автора ?

- Так в чём заключается основная мысль рассказа?

- Что можно сказать о самом авторе, как о человеке?

 Подумаем над вопросом: « Прав ли рассказчик, что именно эти несколько глотков молока спасли жизнь Ладе?»

-художник

-рисует

-природу

- читает один ученик

- о жизни растений, животных, об отношениях человека к родной природе

- Предмайское утро

- ответы детей

-ответы детей

-зеленый

-ответы детей

- март- свет, апрель – вода, май – цвет

- Трава – зеленеет.

Березы – шоколадного цвета.

Почки – густые.

-не одет, но… почки

-на ивах

- о собаке и ее хозяине

-глоток молока

-да

-ответы детей

- читают по цепочке

- от первого лица, автора

-собака

- она заболела

-отворачивала голову

- автора

- подняла голову и забила прутом

- завиляла хвостом, глаза стали радостные

- кушай

- протянула нос к молоку и залакала

-что лаской можно многого добиться

- добрый, заботливый, внимательный, чуткий, любит животных

- ответы детей

Познавательные УУД:

продолжить работу по формированию читательских умений анализировать художественное произведение: устанавливать причинно-следственные связи в развитии сюжета произведения; содействовать развитию навыка правильного сознательного чтения по слогам и целыми словами; способствовать обогащению словаря учащихся.

Предметные

Знают:

  • биографию и творчество М.М. Пришвина
  • о чем рассказ «Предмайское утро» и рассказ « Глоток молока»
  • главную мысль рассказов «Предмайское утро» , « Глоток молока»

Умеют: 

  • выделять главное из рассказа
  1. Применение знаний развитие умений (10 мин)

- Составим план рассказа

- На сколько частей можно разделить рассказ?

- О чем будет первый пункт плана?

- Что случилось в начале. Прочитайте этот отрывок

- Как назовем этот пункт?

-Перейдем к следующему абзацу

-Обозначим его границы

- О чем он?

- Какое название дадим второму пункту рассказа

- Кто прочитает последний абзац?

- О чем в нем говорится ?

- Как назовем этот пункт плана?

Резерв

- Поработаем в парах. Отметьте пословицу, которая отражает главную мысль рассказа.

  • Ласковое слово самому ничего не стоит, а другому много дает.
  • Собаку палкой не учат.
  • И собака помнит, кто ее кормит.

-Как понимаете смысл пословицы? 

-Какую мудрость вы выбрали и почему?

- Скажите, а для кого написаны эти мудрости?

- Мы должны стать более чуткими, добрыми, милосердным

-На слайде слова, определите какие слова подходят к Ладе, а какие к автору.

( беззащитная, ответственный, преданная, верная, добрый, любит животных, плохой, жестокий, грубый, злая, милосердный, заботливый, внимательный)

-Какие слова никуда не вошли? Почему?

-3

-читают отрывок

-Болезнь Лады

- читают второй абзац

- ответы детей

- Добрый поступок

- ответы детей

- читает один ученик

- о ласке

- Глоток жизни

- Ласковое слово самому ничего не стоит, а другому много дает.

- для людей

- Лада: беззащитная, преданная, верная

- Автор: ответственный, добрый, любит животных, милосердный, заботливый, внимательный

- плохой, жестокий, грубый, злая,

Коммуникативные УУД:

учить строить монологическое высказывание; строить предположения,  договариваться, приходить к общему решению.

Предметные

Умеют: 

  • выделять главное из рассказа
  • объяснять смысл пословиц

  1. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону (5 мин)

- Предлагаю вам, поделится « А как вы заботитесь о своих животных» или «Как нужно заботится»?

- Подумайте пару минут, составив небольшой рассказ

- Кто бы хотел рассказать об этом у доски

Составляют рассказ и отвечают у доски

Регулятивные УУД:

учить принимать роль в учебном сотрудничестве.

Предметные

Умеют: 

  • составлять мини-рассказы о заботе к животным
  1. Рефлексия (6 мин)

-С творчеством какого писателя мы сегодня знакомились?

-Какие рассказы прочитали?

- Какой рассказ вам понравился больше?

- Итак, вернемся к вопросу в начале урока.

-Так почему, мы в ответе за тех, кого приручили?

Кто любит собак
Или прочих животных -
Серьезных котов
И щенков беззаботных, 
Кто может любить
И осла, и козла, 
Тот людям вовеки 
Не сделает зла

- Продолжите предложение:

Я узнала…..

Теперь я хотел бы ещё узнать…

- Поднимите две руки- если все понятно и интересно

Поднимите одну руку – если было не все понятно, вы затрудняетесь

Не поднимайте рук – если было трудно и непонятно

М.М.Пришвин

- Предмайское утро. Глоток молока

-ответы детей

Личностные результаты:

учить оценивать свою работу.

Домашнее задание: стр. 103 пересказ от 3 лица


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Прозвенел звонок, Начался урок. Будем тихо мы сидеть, Чтобы знать и всё уметь

Слайд 2

Кно – кно – кно – открывай скорей окно. Он – он – он – ходит, бродит серый слон. Лью – лью – лью - все цветочки я полью. Ят – ят – ят – дети хором говорят. Три сороки – тараторки Тараторили на горке.

Слайд 3

Михаил Михайлович Пришвин ( 1873-1954)

Слайд 4

«Мы в ответе за тех, кого приручили»

Слайд 5

Пришвин Михаил Михайлович, русский писатель. Родился 23 января (4 февраля) 1873 в имении Хрущево близ г. Елец Орловской губернии, сын разорившегося купца. Окончив университет в Германии, Пришвин стал работать агрономом. Затем решил стать писателем. Первый рассказ Сашок опубликовал в 1906 .

Слайд 6

Книги Пришвина для детей:

Слайд 7

Лада, молоко, заболела, ласка, спасли жизнь

Слайд 8

Ласковое слово самому ничего не стоит, а другому много дает. Собаку палкой не учат. И собака помнит, кто ее кормит .

Слайд 9

Беззащитная , ответственный, преданная, верная, добрый, любит животных, плохой, жестокий, грубый, злая, милосердный, заботливый, внимательный Лада Автор Беззащитная, преданная, верная О тветственный , добрый, любит животных, милосердный, заботливый, внимательный Плохой, жестокий, грубый, злая

Слайд 11

Так почему же мы в ответе за тех, кого приручили? Кто любит собак Или прочих животных - Серьезных котов И щенков беззаботных, Кто может любить И осла, и козла, Тот людям вовеки Не сделает зла. Роман Сеф


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока по чтению на тему :О.Высотская «Осеннее утро».

Цель: формирование навыков качественного чтения.Задачи:·         создавать у учащихся целостное представление об окружающем мире, используя близость...

Конспект урока внеклассного чтения: «М. Пришвин «Золотой луг»»

Конспект урока внеклассного чтения: «М. Пришвин «Золотой луг»» (коррекционная школа, 5 класс)...

Конспект урока внеклассного чтения: «М. Пришвин «Лисичкин хлеб»»

Конспект урока внеклассного чтения «М. Пришвин «Лисичкин хлеб»» (коррекционная школа, 5 класс)...

Конспект урока обучение чтению на тему «Звуки[й\'а],[а],буквы Я,я»

Тема:«Звуки[й'а],[а],буквы Я,я»Цель: создать условия для ознакомления учащихся с гласными  буквами Я, я, звуками [й'а],[а], развития речиТип урока: «Открытие новых знани...

Библиотечный урок громкого чтения рассказа М. Пришвина "Ёж" (3,4 класс 8 вида)

В данном материале коллеги познакомятся со структурой библиотечного урока громкого чтения рассказа "Ёж", вопросами для учащихся.  Одним из этапов урока - выполнение творческой работы. В...