Конспект урока внеклассного чтения: «М. Пришвин «Золотой луг»»
план-конспект урока по литературе (5 класс)

Власова Ольга Васильевна

 Конспект урока внеклассного чтения: «М. Пришвин «Золотой луг»» (коррекционная школа, 5 класс)

Скачать:


Предварительный просмотр:

Цель: обобщить и систематизировать знания учащихся о прочитанном рассказе «Золотой луг».

Задачи:

  1. Обобщение представлений учащихся о самостоятельно прочитанном рассказе «Золотой луг»; раскрыть образ главных героев произведения.
  2. Развитие устной речи, памяти, воображения учащихся.
  3. Воспитание интереса у учащихся к творчеству М. Пришвина.

Оборудование: книги, портрет М. Пришвина, сюжетные картинки к рассказу «Золотой луг».

Ход урока:

1. Оргмомент.

Вот опять звенит звонок

Начитается урок.

Каждый хочет получать

Только лишь оценку «5»!

- Приготовились, тихо сели. Готовы начать урок?

2. Сообщение темы и цели урока.

- Сегодня наш урок посвящен творчеству М. Пришвина и его рассказу «Золотой луг». Сейчас вы самостоятельно прочитаете рассказ «Золотой луг», а потом мы проверим, кто внимательно читал этот рассказ.

3. Самостоятельное чтение рассказа «Золотой луг» про себя.

4. Беседа по вопросам после чтения.

- Какие чувства вы испытываете после чтения рассказа? Удалось ли автору поразить вас?

- Что привлекло вас в этом рассказе? Сумели ли вы представить всё то, о чём рассказал автор?

- Подходит ли к тексту название рассказа?

- Какие три части должны присутствовать в любом тексте? (Вступление. Основная часть. Заключение.)

- В чём особенность каждой из них? Попробуем отыскать в рассказе М. Пришвина каждую часть.

5. Повторное чтение рассказа вслух. Деление на части. Комментирование.

Автор подводит нас к главной мысли рассказа.

- От какого лица ведётся повествование?

- Кто был старше из братьев? Почему? («…Он впереди, я – в пяту»)

- Как это  - идти в пяту?

- Что значит созревают одуванчики?

Словарная работа.

- Что такое забава? Что значит постоянная забава?

- Кто заметил детскую словесную изобретательность? Какое слово они изобрели: фукну, фукнет.

- Знакома ли вам такая игра с одуванчиком?

- Но как рассказчик называет одуванчики? Почему? Что он имеет в виду? (неинтересные цветы – простые, обычные, без всякой тайны, без особой красоты).

- Каким предложением заканчивается первая часть? Как её можно озаглавить?

Чтение 2 части.

- Нашли ли вы подтверждение того, почему луг назван «золотым». Прочитайте.

- Каким настроением отзывалась картинка луга в сердцах тех, кто видел одуванчиковый ковёр?

- Что заставило мальчика заняться наблюдением

- Какое объяснение происходящему нашёл рассказчик?

- С чем сравнивает писатель лепестки одуванчика? («Пальчики на ладони»).

- В чём главная мысль этой части? (Раскрывается тайна названия луга, описывается луг).

- Как можно озаглавить вторую часть?

Чтение 3 части.

- Итак, заключение, в котором содержится вывод, подтверждение главной мысли всего текста. В чём по-вашему, она состоит? (Одуванчики вовсе неинтересные цветы, у них своя загадка, своя тайна, надо только её увидеть, приглядеться.)

Как можно озаглавить эту часть?

Проблемный вопрос.

- Какое «открытие» сделал для себя писатель? А можно ли, на ваш взгляд, считать это открытием?

Это интересно.

- А сейчас и мы с вами узнаем много интересного об одуванчике. Как вы думаете, сколько видов одуванчика встречается в природе? Оказывается, их 203 вида.

- А сколько названий у этого вида? 27 народных названий.

- А сколько пушинок бывает в одной корзиночке? Представьте себе, до 200 семян с парашютиком. А за сезон одно растение даёт до 3000 семян. Не все семена прорастают, а то бы на Земле не осталось бы никому места, росли бы везде одни одуванчики.

- Кому интересно знать, как ещё по-другому люди называют одуванчик?

(Одуванчик, одуй-плешь, бабка. Молочник, плешивец, кульбаба, пушица, пустодуй, пухлянки, дуван, зубчик, летучки, прядуница).

Рефлексия.

Закройте глаза, представьте, что сейчас не холодная зима, а теплое лето. Ярко светит солнышко, мы идем с вами по зеленому лугу. На лугу растут красивыеодуванчики, поют птицы. Легкий ветерок колышет траву и листву. У нас отличное настроение, у нас все хорошо. И пусть это настроение всегда будет с нами.

Подведение итогов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока внеклассного чтения для 11 класса Тема: Жизнь богата человеком (по рассказу Бориса Екимова «Возвращение»)

Тема:Жизнь богата человеком (по рассказу Бориса Екимова «Возвращение»).Тип урока:урок-беседа.Цели: - выявление художественного мастерства и нравственной проблематики рассказа;-формирование умени...

План-конспект урока внеклассного чтения "Подвигу народа жить в веках"

Внеклассное мероприятие для по патриотическому, нравственному воспитанию...

Конспект урока внеклассного чтения по творчеству С.А. Есенина

Конспект урока по внеклассному чтению состоит из пояснительной записки, где отражены цель, задачи, оборудование урока и подробного описания хода урока...

Конспект урока внеклассного чтения по сказке Г.К.Андерсена « Снежная королева». В гостях у великого сказочника.

Конспект урока внеклассного чтения по сказке Г.К.Андерсена « Снежная королева». В гостях у великого сказочника....

Конспект урока внеклассного чтения по рассказу В.П.Астафьева "Белогрудка". Тема урока:"Я поведаю вам свою боль..."

Конспект урока внеклассного чтения по рассказу В.П.Астафьева "Белогрудка" помогает учителю пробудить интерес к чтению. Ранее я опубликовала презентацию к нему. Этот урок я проводила на районном семина...

План-конспект урока внеклассного чтения в 5 классе УРОК-ИГРА «Вспоминая сказки Андерсена»

Данныйурок  внеклассногочтения  расширитяет знания детей о сказках Г.Х. Андерсена, развивает  интерес к его творчеству; воспитывает у учащихся чувство коллективизма, сплоченности, умени...

Конспект урока внеклассного чтения: «М. Пришвин «Лисичкин хлеб»»

Конспект урока внеклассного чтения «М. Пришвин «Лисичкин хлеб»» (коррекционная школа, 5 класс)...