Конспект урока обучение чтению на тему «Звуки[й'а],[а],буквы Я,я»
план-конспект урока по русскому языку

Кимлач Вероника Дмитриевна

Тема:«Звуки[й'а],[а],буквы Я,я»

Цель: создать условия для ознакомления учащихся с гласными  буквами Я, я, звуками [й'а],[а], развития речи

Тип урока: «Открытие новых знаний»

Планируемые результаты:

Предметные:

Знают:

  • букву Я и звуки, которые она обозначает
  • графический образ буквы Я

Умеют:                

  • обозначать слияние [й’а] буквой я,
  • объяснять разницу между количеством букв и звуков в словах
  • читать слоги и слова с буквой Я
  • составлять звуковую модель слов с буквой Я

Личностные:

- воспитывать внимательное и вежливое отношение к окружающим

- воспитывать умение сотрудничать, уважительно относиться к иному мнению.

Метапредметные УУД:

Регулятивные: формировать умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

Коммуникативные:         

- формировать умение участвовать в диалоге, выполняя нормы речевого поведения

- осуществлять совместную деятельность с одноклассниками и учителем.

Познавательные:

- формировать умение самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель.

- формировать умение на основе анализа объектов делать выводы.

- формировать умение использовать знаково-символические средства.

Образовательные ресурсы: презентация, учебник «Азбука» 1 класс УМК «Школа России», карточки для самостоятельной работы

Оборудование: проектор, компьютер

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_obuchenie_chteniyu.docx41.34 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока обучение чтению,

проведенного в 1 классе

Кимлач Вероникой Дмитриевной

Тема: «Звуки[й'а],[а],буквы Я,я»

Городец, 2022

Тема:«Звуки[й'а],[а],буквы Я,я»

Цель: создать условия для ознакомления учащихся с гласными  буквами Я, я, звуками [й'а],[а], развития речи

Тип урока: «Открытие новых знаний»

Планируемые результаты:

Предметные:

Знают:

  • букву Я и звуки, которые она обозначает
  • графический образ буквы Я

Умеют:         

  • обозначать слияние [й’а] буквой я,
  • объяснять разницу между количеством букв и звуков в словах
  • читать слоги и слова с буквой Я
  • составлять звуковую модель слов с буквой Я

Личностные:

- воспитывать внимательное и вежливое отношение к окружающим

- воспитывать умение сотрудничать, уважительно относиться к иному мнению.

Метапредметные УУД:

Регулятивные: формировать умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

Коммуникативные:         

- формировать умение участвовать в диалоге, выполняя нормы речевого поведения

- осуществлять совместную деятельность с одноклассниками и учителем.

Познавательные:

- формировать умение самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель.

- формировать умение на основе анализа объектов делать выводы.

- формировать умение использовать знаково-символические средства.

Образовательные ресурсы: презентация, учебник «Азбука» 1 класс УМК «Школа России», карточки для самостоятельной работы

Оборудование: проектор, компьютер

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Планируемые результаты

І. Мотивация к учебной деятельности

(2 минуты)

- Здравствуйте, ребята. Меня зовут Вероника Дмитриевна. Сегодня я проведу у вас урок обучения чтению.
- Руки
на месте.

- Ноги на месте.

- Локти с края.

- Спинка прямая.

-У меня сегодня прекрасное настроение. Я хотела бы с вами им поделиться. Поднимаю желтый кружок.

-А вы хотите поделиться своим настроением?

-Тогда выберите тот цвет кружка, который отражал бы ваше сегодняшнее настроение. Если вы бодры, нет сомнений, то возьмите жёлтый, если вам грустно- зелёный, ну а если тревожно, то выберите красный.

- Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место, проверяют наличие индивидуальных учебных принадлежностей на столе.

- Да.

- Определяют настроение по цвету

Личностные УУД:

Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;

Формируем умения выражать свои эмоции

ІІ. Актуализация опорных знаний

(3 минуты)

Речевая разминка

-Посмотрите на первый слайд. Каких жильцов вы видите в красном домике?                                                                    

-А я думаю звуки?

-Давайте пропоём первую строчку

Э А У О Ы

-А сейчас произнесём резко, как будто иголкой дотрагиваемся до каждой буквы.

Что мы произносили?

-Как называются звуки, которые мы произносили?

Докажите то, что они гласные.

-Посмотрите, а  почему буква Е живёт на 1 этаже, отдельно от остальных букв?

-Правильно, это хитрая буква, которая имеет свои секреты. Но мы их   уже открыли.

-Буквы.  

-Нет, буквы мы можем читать и писать, а звуки слышать и произносить.

-Звуки.

-Гласные.

  • Состоят из голоса
  • При произношении воздух проходит свободно, не встречая препятствий.
  • Образуют слог.
  • Могут быть ударными, безударными

- Буква Е обозначает два звука в начале слова и после гласного и один звук после мягкого согласного

- Буква Е обозначает мягкость впереди стоящего согласного

Личностные УУД:

проявлять целостное восприятие окружающего мира; определять личностный смысл в изученном содержании.

Коммуникативные УУД:  Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами. Оформлять свои мысли в устной форме

ІІІ. Этап определения темы и цели урока

(5-7 мин)

-Как вы думаете, есть ещё такие хитрые буквы? Конечно, и с одной из них мы сегодня с вами познакомимся.

-Слушайте загадку и попробуйте определить новую букву из отгадки

Круглое, румяное

Я расту на ветке.

Любят меня взрослые

И маленькие детки

-Посмотрите, как пишется слово. Какая буква новая?

-Кто назовёт тему урока?

(Показываю печатную букву, вывешиваю на доску)

- Откроем азбуку на стр. 111

Тема нашего урока «Звуки[й'а],[а],буквы Я,я»

-Как вы думаете, куда нужно поселить букву Я?  Почему?

-Но я  пока не буду заселять её в домик. Надо проверить, имеет ли буква я право поселиться на одном этаже с буквой е.

-Какие учебные задачи вы поставите в соответствии с темой урока?

-Это будет наш план.

-Да

Отгадывают загадку

-Яблоко

- Буква Яя.

-Буква Я и  звуки, которые она обозначает.

- К букве Е, т.к. она обозначает 2 звука

-Узнать секреты буквы я.

Научиться слышать новые звуки в словах.

Учиться читать слоги и слова с буквой я

Познавательные УУД: Формируем умение выделять и формулировать познавательную цель

Регулятивные УУД: Формируем умение прогнозировать предстоящую работу

ІV. Этап планирования достижения намеченной цели (2-3 мин)

- Как вы  думаете, что поможет нам в решении этих задач?

-Ответы детей

Регулятивные УУД:формировать умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

V. ОНЗ

(8-10 мин)

Видеофильм Умная сова

- Какие слова с буквой Я из видео вы запомнили?

- На что похожа буква Я?

- Найдите слова на букву Я?

- Напечатаем букву Я в тетради. Посмотрите, как это делаю я.

- Открывает тетради, начинаем печатать с красной строки.

Сначала большую букву, потом строчную

- Откройте учебник на странице 111. Что общего между этими словами?

-Прочитаем первую пару слов.

- С какой буквы начинаются слова?

- Обратите внимание на схему слов, что видите?

- Почему?

- Сколько в словах слогов?

- На какой слог падает ударение?

- Какой слог обозначает буква я на схеме?

- Прочитайте вторую пару слов слов.

- Почему слова написаны с большой буквы?

- Прочитаем еще раз первую задачу урока.

- Начнем с первого секрета.

- Определим звуки буквы я, для этого раскрасим Звуковку буквы  я.

-Давайте послушаем звуки буквы я. -Пропоём хором.

-Что можете сказать?  Сколько звуков вы услышали?

Какие?

-Произнесём первый звук и дадим ему характеристику

- Каким цветом раскрасим башмачок ?

-Произнесём второй звук и дадим ему характеристику.

- Каким цветом раскрасим второй башмачок?

-Каким цветом раскрасим букву.

-Почему?

-Какой секрет буквы я мы сейчас с вами открыли?

ВЫВОД: Обозначает 2 звука

-Дома родителям расскажите, почему  у Звуковки буквы я ботинки разного цвета.

- Поиграем в игру. Я буду называть слова, а вы, если слышите звуки[й’а], хлопайте в ладоши.

- Лягушка, Рая, ручка, вишня, Зоя, ластик, носорог, якорь, утята, яблоко, бабочка, коляска, дыня.

- Молодцы! Вы услышали слова, в которых буква я обозначает два звука.

-Но всегда ли буква я обозначает два звука? Посмотрим, когда буква Е обозначает 2 звука.

-Проверим, подходит ли это для буквы я.

- Прочитайте первое слово на слайде, определяем положение новой буквы.

- Прочитайте второе слово, где расположена буква я в данном слове?

-А кто знает значение этого слова?

-Маяк -высокая башня с сигнальными огнями на берегу моря или на острове для ориентации проходящих судов                

-Работа в парах.Составьте схемы этих слов.

-ЯМА. Делим слово на слоги: 2 слога, оба слоги слияния Буква я обозначает 2    звука: й- согласный, мягкий, и а – гласный.

Обратите внимание на количество букв и звуков. Что можете сказать?

ВЫВОД: Буква я обозначает 2 звука в начале слова.

-МАЯК. Делим слово на слоги: 2 слога: слияние ма , слияние йа и замочек к. й- согласный, мягкий ,а-гласный

-Обратите внимание на количество букв и звуков. Что можете сказать?

ВЫВОД: Буква я обозначает 2 звука после гласного.

Сравним 1 секрет букв е и я

- Чтобы узнать следующий секрет, опять составим схему слова, а какое вы поймете, отгадав ребус

МЯЧ Делим слово на слоги: 1 слог слияние и замочек ч. Произнесём 1 слог мА: м – согласный, мягкий, буква я – звук а –гласный. Буква ч – согласный, мягкий.

Обратим внимание на количество букв и звуков. Что можно сказать?

Какой звук обозначает буква я? Какой согласный впереди? Сделаем вывод

ВЫВОД: Буква я обозначает 1 звук а после согласного.   Буква я обозначает мягкость предшествующего согласного.

Сравним 2 секрет букв е и я

-Посмотрите, что у нас получилось. Читаем хором секреты буквы я

Буква я обозначает 2 звука в начале слова, после гласного и один звук после согласного.

-Так куда мы должны поселить букву Я?

-Вспомним первую учебную  задачу.

-Узнали секреты?  

- Сравним наши  открытия с правилом в учебнике на странице 111

Физминутка «На лугу»

-Ответы детей

-Просмотр картинок

- Есть буква я

- Яблоки, яблони

- Буквы Я

- Они одинаковые

- количество слогов совпадает

-3

- на слог яб

- Буква я обозначает слог –слияние.

- Зоя, Рая

- Потому что имена и фамилии людей пишутся  с большой буквы

-Йаааа

- 2 звука.

- йа

- Согласный, мягкий, звонкий.

- Зеленым.

- Гласный.

- Красным.

-Красным.

- Гласная

- Буква Я обозначает 2 звука

- выполняют задание

-Яма (В начале)

-Маяк (в середине, после гласного)

- Ответы детей

-Буква я обозначает 2 звука в начале слова

- Буква я обозначает 2 звука после гласного.

- Они совпадают

- Мяч

-Буква я обозначает 1 звук  после согласного.

- а

- Мягкий.

- Они совпадают.

- К букве Е.

- Узнать секреты буквы Я.

-Да.

- Читают правило.

Познавательные УУД:

Формируем умение работать со схемами; формируем умение на основе анализа объектов делать вывод

Коммуникативные УУД: Формируем умение работать в парах; Формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

Регулятивные УУД: Формируем умения учиться высказывать своё предположение; формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

Предметные:

Знают:

  • буквы Я и звуки, которые она обозначает
  • графический образ буквы Я

Умеют:         

  • обозначать слияние [й’а] буквой я,
  • объяснять разницу между количеством букв и звуков в словах
  • читать слоги и слова с буквой Я
  • составлять звуковую модель слова с буквой Я
  • печатать букву Я и слоги с ней

VІ.Применение знаний- развитие умений (5-7 мин)

-Сейчас нам нужно закрепить новые знания.

-Читаем слоги 1 столбика шепотом, 2 столбика  плавно напевая

-Что общего между этими слогами?

Чем отличаются?

Ещё чем?  

- Какая гласная буква обозначает твёрдость предшествующего согласного звука?

- Какая гласная буква обозначает мягкость предшествующего согласного звука?

- Проговорим еще раз слоги второго столбика отрывно

- А теперь напечатаем второй столбик слогов в тетради. Печатаем все слоги на одной строке.

- Прочитаем вместе слова на странице 112. Начинаем читать по цепочке.

- Прочтите шепотом слова с буквой я в начале слова, отрывно с буквой я в середине слова и жужжанием с буквой я в конце слова

- Перейдем к тексту. Как он называется?

-Я буду читать текст, а вы внимательно следите.

- Работаем в парах: придумайтевопросы к тексту для своего товарища.  Один задаёт вопрос – другой отвечает, находя ответ в тексте.

-Какие вопросы вы придумали?

- Слоги-слияния.

- Буква а, я

- В первом столбике слогов согласный твёрдый, во втором столбике слогов согласный мягкий.

-Буква а обозначает твёрдость предшествующего согласного звука.

- Буква я обозначает мягкость предшествующего согласного звука.

-повторяют слоги

- Печатают слоги в тктради.

- Читают слова маяк, маяки,  высоко, высокая, ярко, море, морская.

-Маяк.

- Хорошо читающие дети

-Что произошло на море?

- Куда нужно возвращаться суднам?

- Что им встречалось на пути?

-Что освещало путь судам и было видно издалека?

Познавательные УУД: Формируем умение обобщать и классифицировать по признакам

Личностные УУД: Формируемнавыки сотрудничества в разных ситуациях,

Уважительное отношение к иному мнению

Предметные:

Умеют:

  • печатать букву Я и слоги с ней

VІІ. Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону (4-5 мин)

- Распределите слова на карточке в 3 столбика

Карточки со словами

Яблоко, баян, ряд, як, мяч, дыня, ягненок, Рая, Япония

[ Й,А]              [ Й,А]                 [ А]                                                  

Выполняют самостоятельно работу.

Проверяют работу по эталону.

Регулятивные УУД: Формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

Познавательные УУД: 

Выявлять сущность, особенности объектов; на основе анализа объектов делать выводы; понимать учебную задачу урока и  стремиться ее выполнить.

Личностные УУД:

 определять личностный смысл в изученном содержании.

VІІІ. Рефлексия учебной деятельности.

(3 мин)

- С какой буквой вы сегодня познакомились?

Вспомните секреты буквы Я

Вспомним учебные задачи урока. Удалось ли нам их выполнить?

-Продолжите высказывание

Мне запомнилось….

У меня получилось….

Мне было трудно….

Я постараюсь лучше….

-Оцените свою работу, для этого возьмите яблочко нужного цвета и повесьте на яблоньку. Если всё понятно и нет вопросов - зелёное, понятно, но ещё есть вопросы – жёлтое, совсем не понятно – красное.

-Я вижу, что яблок на  яблоньке больше зелёных, значит, учебные задачи урока решены.

- Спасибо за урок!

- С буквой Я

- Буква я обозначает 2 звука в начале слова, после гласного и один звук после согласного.

-Да

-

- Ответы детей

-Оценивают  свою работу

Регулятивные УУД: Формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию; оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.    


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок обучения чтению по теме "The story of jeans" 7 класс

Урок обучения чтению по теме "The story of jeans" по учебнику "New Millennium English" автора Н.Н. Деревянко 7 класс.Показаны различные виды работы с текстом: чтение вслух, чтение про себя, с поиском ...

Конспект урока по чтению "Знакомство со звуком и буквой "Й".

Конспект разработан для учащихся с тяжёлыми множественными нарушениями развития....

Конспект урока в 1 классе, тема «Звуки (к), (кь), буква К» УМК Школа России

Тема: «Звуки (к), (к), буква К»  УМК  Школа России.    Формирование УУД: умение обобщать и систематизировать, устанавливать причинно-следственные связи; самостоя...

Конспект урока по чтению. Знакомство со звуком и буквой "Л".

Конспект урока по чтению. Знакомство со звуком и буквой "Л". 1 класс (VIII вид)...

Технологическая карта по уроку обучения письма по теме "Письмо заглавной и строчной букв П, п"

Тип урока: "открытие" нового знанияЦель урока: создание условий для ознакомления и формирования навыка каллиграфически правильного письмазаглавной и строчной букв П, п.Задачи урокаДидактичес...

Конспект урока обучения чтению «М. М. Пришвин. Предмайское утро. Глоток молока»

Тема: М. М. Пришвин. Предмайское утро. Глоток молокаТип: Урок открытия новых знанийЦель: создать условия для ознакомления учащихся с жизнью и творчеством М. М. Пришвина, с содержанием его произведений...