Конспект урока обучение чтению на тему «Звуки[й'а],[а],буквы Я,я»
план-конспект урока по русскому языку
Тема:«Звуки[й'а],[а],буквы Я,я»
Цель: создать условия для ознакомления учащихся с гласными буквами Я, я, звуками [й'а],[а], развития речи
Тип урока: «Открытие новых знаний»
Планируемые результаты:
Предметные:
Знают:
- букву Я и звуки, которые она обозначает
- графический образ буквы Я
Умеют:
- обозначать слияние [й’а] буквой я,
- объяснять разницу между количеством букв и звуков в словах
- читать слоги и слова с буквой Я
- составлять звуковую модель слов с буквой Я
Личностные:
- воспитывать внимательное и вежливое отношение к окружающим
- воспитывать умение сотрудничать, уважительно относиться к иному мнению.
Метапредметные УУД:
Регулятивные: формировать умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.
Коммуникативные:
- формировать умение участвовать в диалоге, выполняя нормы речевого поведения
- осуществлять совместную деятельность с одноклассниками и учителем.
Познавательные:
- формировать умение самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель.
- формировать умение на основе анализа объектов делать выводы.
- формировать умение использовать знаково-символические средства.
Образовательные ресурсы: презентация, учебник «Азбука» 1 класс УМК «Школа России», карточки для самостоятельной работы
Оборудование: проектор, компьютер
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_obuchenie_chteniyu.docx | 41.34 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока обучение чтению,
проведенного в 1 классе
Кимлач Вероникой Дмитриевной
Тема: «Звуки[й'а],[а],буквы Я,я»
Городец, 2022
Тема:«Звуки[й'а],[а],буквы Я,я»
Цель: создать условия для ознакомления учащихся с гласными буквами Я, я, звуками [й'а],[а], развития речи
Тип урока: «Открытие новых знаний»
Планируемые результаты:
Предметные:
Знают:
- букву Я и звуки, которые она обозначает
- графический образ буквы Я
Умеют:
- обозначать слияние [й’а] буквой я,
- объяснять разницу между количеством букв и звуков в словах
- читать слоги и слова с буквой Я
- составлять звуковую модель слов с буквой Я
Личностные:
- воспитывать внимательное и вежливое отношение к окружающим
- воспитывать умение сотрудничать, уважительно относиться к иному мнению.
Метапредметные УУД:
Регулятивные: формировать умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.
Коммуникативные:
- формировать умение участвовать в диалоге, выполняя нормы речевого поведения
- осуществлять совместную деятельность с одноклассниками и учителем.
Познавательные:
- формировать умение самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель.
- формировать умение на основе анализа объектов делать выводы.
- формировать умение использовать знаково-символические средства.
Образовательные ресурсы: презентация, учебник «Азбука» 1 класс УМК «Школа России», карточки для самостоятельной работы
Оборудование: проектор, компьютер
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учеников | Планируемые результаты |
І. Мотивация к учебной деятельности (2 минуты) | - Здравствуйте, ребята. Меня зовут Вероника Дмитриевна. Сегодня я проведу у вас урок обучения чтению. - Ноги на месте. - Локти с края. - Спинка прямая. -У меня сегодня прекрасное настроение. Я хотела бы с вами им поделиться. Поднимаю желтый кружок. -А вы хотите поделиться своим настроением? -Тогда выберите тот цвет кружка, который отражал бы ваше сегодняшнее настроение. Если вы бодры, нет сомнений, то возьмите жёлтый, если вам грустно- зелёный, ну а если тревожно, то выберите красный. | - Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место, проверяют наличие индивидуальных учебных принадлежностей на столе. - Да. - Определяют настроение по цвету | Личностные УУД: Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности; Формируем умения выражать свои эмоции |
ІІ. Актуализация опорных знаний (3 минуты) | Речевая разминка -Посмотрите на первый слайд. Каких жильцов вы видите в красном домике? -А я думаю звуки? -Давайте пропоём первую строчку Э А У О Ы -А сейчас произнесём резко, как будто иголкой дотрагиваемся до каждой буквы. Что мы произносили? -Как называются звуки, которые мы произносили? Докажите то, что они гласные. -Посмотрите, а почему буква Е живёт на 1 этаже, отдельно от остальных букв? -Правильно, это хитрая буква, которая имеет свои секреты. Но мы их уже открыли. | -Буквы. -Нет, буквы мы можем читать и писать, а звуки слышать и произносить. -Звуки. -Гласные.
- Буква Е обозначает два звука в начале слова и после гласного и один звук после мягкого согласного - Буква Е обозначает мягкость впереди стоящего согласного | Личностные УУД: проявлять целостное восприятие окружающего мира; определять личностный смысл в изученном содержании. Коммуникативные УУД: Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами. Оформлять свои мысли в устной форме |
ІІІ. Этап определения темы и цели урока (5-7 мин) | -Как вы думаете, есть ещё такие хитрые буквы? Конечно, и с одной из них мы сегодня с вами познакомимся. -Слушайте загадку и попробуйте определить новую букву из отгадки Круглое, румяное Я расту на ветке. Любят меня взрослые И маленькие детки -Посмотрите, как пишется слово. Какая буква новая? -Кто назовёт тему урока? (Показываю печатную букву, вывешиваю на доску) - Откроем азбуку на стр. 111 Тема нашего урока «Звуки[й'а],[а],буквы Я,я» -Как вы думаете, куда нужно поселить букву Я? Почему? -Но я пока не буду заселять её в домик. Надо проверить, имеет ли буква я право поселиться на одном этаже с буквой е. -Какие учебные задачи вы поставите в соответствии с темой урока? -Это будет наш план. | -Да Отгадывают загадку -Яблоко - Буква Яя. -Буква Я и звуки, которые она обозначает. - К букве Е, т.к. она обозначает 2 звука -Узнать секреты буквы я. Научиться слышать новые звуки в словах. Учиться читать слоги и слова с буквой я | Познавательные УУД: Формируем умение выделять и формулировать познавательную цель Регулятивные УУД: Формируем умение прогнозировать предстоящую работу |
ІV. Этап планирования достижения намеченной цели (2-3 мин) | - Как вы думаете, что поможет нам в решении этих задач? | -Ответы детей | Регулятивные УУД:формировать умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей. |
V. ОНЗ (8-10 мин) | Видеофильм Умная сова - Какие слова с буквой Я из видео вы запомнили? - На что похожа буква Я? - Найдите слова на букву Я? - Напечатаем букву Я в тетради. Посмотрите, как это делаю я. - Открывает тетради, начинаем печатать с красной строки. Сначала большую букву, потом строчную - Откройте учебник на странице 111. Что общего между этими словами? -Прочитаем первую пару слов. - С какой буквы начинаются слова? - Обратите внимание на схему слов, что видите? - Почему? - Сколько в словах слогов? - На какой слог падает ударение? - Какой слог обозначает буква я на схеме? - Прочитайте вторую пару слов слов. - Почему слова написаны с большой буквы? - Прочитаем еще раз первую задачу урока. - Начнем с первого секрета. - Определим звуки буквы я, для этого раскрасим Звуковку буквы я. -Давайте послушаем звуки буквы я. -Пропоём хором. -Что можете сказать? Сколько звуков вы услышали? Какие? -Произнесём первый звук и дадим ему характеристику - Каким цветом раскрасим башмачок ? -Произнесём второй звук и дадим ему характеристику. - Каким цветом раскрасим второй башмачок? -Каким цветом раскрасим букву. -Почему? -Какой секрет буквы я мы сейчас с вами открыли? ВЫВОД: Обозначает 2 звука -Дома родителям расскажите, почему у Звуковки буквы я ботинки разного цвета. - Поиграем в игру. Я буду называть слова, а вы, если слышите звуки[й’а], хлопайте в ладоши. - Лягушка, Рая, ручка, вишня, Зоя, ластик, носорог, якорь, утята, яблоко, бабочка, коляска, дыня. - Молодцы! Вы услышали слова, в которых буква я обозначает два звука. -Но всегда ли буква я обозначает два звука? Посмотрим, когда буква Е обозначает 2 звука. -Проверим, подходит ли это для буквы я. - Прочитайте первое слово на слайде, определяем положение новой буквы. - Прочитайте второе слово, где расположена буква я в данном слове? -А кто знает значение этого слова? -Маяк -высокая башня с сигнальными огнями на берегу моря или на острове для ориентации проходящих судов -Работа в парах.Составьте схемы этих слов. -ЯМА. Делим слово на слоги: 2 слога, оба слоги слияния Буква я обозначает 2 звука: й- согласный, мягкий, и а – гласный. Обратите внимание на количество букв и звуков. Что можете сказать? ВЫВОД: Буква я обозначает 2 звука в начале слова. -МАЯК. Делим слово на слоги: 2 слога: слияние ма , слияние йа и замочек к. й- согласный, мягкий ,а-гласный -Обратите внимание на количество букв и звуков. Что можете сказать? ВЫВОД: Буква я обозначает 2 звука после гласного. Сравним 1 секрет букв е и я - Чтобы узнать следующий секрет, опять составим схему слова, а какое вы поймете, отгадав ребус МЯЧ Делим слово на слоги: 1 слог слияние и замочек ч. Произнесём 1 слог мА: м – согласный, мягкий, буква я – звук а –гласный. Буква ч – согласный, мягкий. Обратим внимание на количество букв и звуков. Что можно сказать? Какой звук обозначает буква я? Какой согласный впереди? Сделаем вывод ВЫВОД: Буква я обозначает 1 звук а после согласного. Буква я обозначает мягкость предшествующего согласного. Сравним 2 секрет букв е и я -Посмотрите, что у нас получилось. Читаем хором секреты буквы я Буква я обозначает 2 звука в начале слова, после гласного и один звук после согласного. -Так куда мы должны поселить букву Я? -Вспомним первую учебную задачу. -Узнали секреты? - Сравним наши открытия с правилом в учебнике на странице 111 Физминутка «На лугу» | -Ответы детей -Просмотр картинок - Есть буква я - Яблоки, яблони - Буквы Я - Они одинаковые - количество слогов совпадает -3 - на слог яб - Буква я обозначает слог –слияние. - Зоя, Рая - Потому что имена и фамилии людей пишутся с большой буквы -Йаааа - 2 звука. - йа - Согласный, мягкий, звонкий. - Зеленым. - Гласный. - Красным. -Красным. - Гласная - Буква Я обозначает 2 звука - выполняют задание -Яма (В начале) -Маяк (в середине, после гласного) - Ответы детей -Буква я обозначает 2 звука в начале слова - Буква я обозначает 2 звука после гласного. - Они совпадают - Мяч -Буква я обозначает 1 звук после согласного. - а - Мягкий. - Они совпадают. - К букве Е. - Узнать секреты буквы Я. -Да. - Читают правило. | Познавательные УУД: Формируем умение работать со схемами; формируем умение на основе анализа объектов делать вывод Коммуникативные УУД: Формируем умение работать в парах; Формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; Регулятивные УУД: Формируем умения учиться высказывать своё предположение; формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; Предметные: Знают:
Умеют:
|
VІ.Применение знаний- развитие умений (5-7 мин) | -Сейчас нам нужно закрепить новые знания. -Читаем слоги 1 столбика шепотом, 2 столбика плавно напевая -Что общего между этими слогами? Чем отличаются? Ещё чем? - Какая гласная буква обозначает твёрдость предшествующего согласного звука? - Какая гласная буква обозначает мягкость предшествующего согласного звука? - Проговорим еще раз слоги второго столбика отрывно - А теперь напечатаем второй столбик слогов в тетради. Печатаем все слоги на одной строке. - Прочитаем вместе слова на странице 112. Начинаем читать по цепочке. - Прочтите шепотом слова с буквой я в начале слова, отрывно с буквой я в середине слова и жужжанием с буквой я в конце слова - Перейдем к тексту. Как он называется? -Я буду читать текст, а вы внимательно следите. - Работаем в парах: придумайтевопросы к тексту для своего товарища. Один задаёт вопрос – другой отвечает, находя ответ в тексте. -Какие вопросы вы придумали? | - Слоги-слияния. - Буква а, я - В первом столбике слогов согласный твёрдый, во втором столбике слогов согласный мягкий. -Буква а обозначает твёрдость предшествующего согласного звука. - Буква я обозначает мягкость предшествующего согласного звука. -повторяют слоги - Печатают слоги в тктради. - Читают слова маяк, маяки, высоко, высокая, ярко, море, морская. -Маяк. - Хорошо читающие дети -Что произошло на море? - Куда нужно возвращаться суднам? - Что им встречалось на пути? -Что освещало путь судам и было видно издалека? | Познавательные УУД: Формируем умение обобщать и классифицировать по признакам Личностные УУД: Формируемнавыки сотрудничества в разных ситуациях, Уважительное отношение к иному мнению Предметные: Умеют:
|
VІІ. Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону (4-5 мин) | - Распределите слова на карточке в 3 столбика Карточки со словами Яблоко, баян, ряд, як, мяч, дыня, ягненок, Рая, Япония [ Й,А] [ Й,А] [ А] | Выполняют самостоятельно работу. Проверяют работу по эталону. | Регулятивные УУД: Формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; Познавательные УУД: Выявлять сущность, особенности объектов; на основе анализа объектов делать выводы; понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить. Личностные УУД: определять личностный смысл в изученном содержании. |
VІІІ. Рефлексия учебной деятельности. (3 мин) | - С какой буквой вы сегодня познакомились? Вспомните секреты буквы Я Вспомним учебные задачи урока. Удалось ли нам их выполнить? -Продолжите высказывание Мне запомнилось…. У меня получилось…. Мне было трудно…. Я постараюсь лучше…. -Оцените свою работу, для этого возьмите яблочко нужного цвета и повесьте на яблоньку. Если всё понятно и нет вопросов - зелёное, понятно, но ещё есть вопросы – жёлтое, совсем не понятно – красное. -Я вижу, что яблок на яблоньке больше зелёных, значит, учебные задачи урока решены. - Спасибо за урок! | - С буквой Я - Буква я обозначает 2 звука в начале слова, после гласного и один звук после согласного. -Да - - Ответы детей -Оценивают свою работу | Регулятивные УУД: Формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию; оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект урока обучения чтению по теме "Буква мягкий знак"
Буква мягкий знак...
Урок обучения чтению по теме "The story of jeans" 7 класс
Урок обучения чтению по теме "The story of jeans" по учебнику "New Millennium English" автора Н.Н. Деревянко 7 класс.Показаны различные виды работы с текстом: чтение вслух, чтение про себя, с поиском ...
Конспект урока по чтению "Знакомство со звуком и буквой "Й".
Конспект разработан для учащихся с тяжёлыми множественными нарушениями развития....
Конспект урока в 1 классе, тема «Звуки (к), (кь), буква К» УМК Школа России
Тема: «Звуки (к), (к), буква К» УМК Школа России. Формирование УУД: умение обобщать и систематизировать, устанавливать причинно-следственные связи; самостоя...
Конспект урока по чтению. Знакомство со звуком и буквой "Л".
Конспект урока по чтению. Знакомство со звуком и буквой "Л". 1 класс (VIII вид)...
Технологическая карта по уроку обучения письма по теме "Письмо заглавной и строчной букв П, п"
Тип урока: "открытие" нового знанияЦель урока: создание условий для ознакомления и формирования навыка каллиграфически правильного письмазаглавной и строчной букв П, п.Задачи урокаДидактичес...
Конспект урока обучения чтению «М. М. Пришвин. Предмайское утро. Глоток молока»
Тема: М. М. Пришвин. Предмайское утро. Глоток молокаТип: Урок открытия новых знанийЦель: создать условия для ознакомления учащихся с жизнью и творчеством М. М. Пришвина, с содержанием его произведений...