Конспект урока по литературе "М. М. Пришвин "Кладовая солнца". Человек и природа в творчестве М. М. Пришвина"
план-конспект урока по литературе (6 класс)
Конспект урока по литературе "М. М. Пришвин "Кладовая солнца". Человек и природа в творчестве М. М. Пришвина"
Скачать:
Предварительный просмотр:
ГБОУ ВО МО «Академия социального управления»
Кафедра общеобразовательных дисциплин
Фрагмента урока
литературы
по теме «М. М. Пришвин «Кладовая солнца». Человек и природа в творчестве
М. М. Пришвина.»
(6 класс)
Итоговая практико-значимая работа
на курсах повышения квалификации
по теме
«Интеграция естественнонаучной и читательской
грамотности на уроках русского языка и литературы»
Выполнил:
учитель русского языка и литературы МОУ Лицея №42
г. о. Люберцы
Ерофеева Т.А. г.
Москва
2020
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
М.М. Пришвин «Кладовая солнца». Человек и природа в творчестве М.М. Пришвина»
(название урока)
ФИО (полностью) | Ерофеева Татьяна Анатольевна | |
Место работы | Муниципальное общеобразовательное учреждение гимназия №44 муниципального образования городской округ Люберцы Московской области | |
Должность | Учитель русского языка и литературы | |
Предмет | Литература | |
Класс | 6 | |
Тема и номер урока в теме | М.М. Пришвин «Кладовая солнца», 2 | |
Предметная программа и её автор | Предметная линия учебников под редакцией В.Я. Коровиной 5-9 классы | |
Цель урока | формирование метапредметных результатов | |
Тип урока | Урок комплексного применения знаний | |
Модель организации УПД учащихся | АРМ учителя, 1 ПК – 2 ученика – самостоятельная работа в парах | |
Необходимое оборудование | АРМ учителя, АРМ ученика |
Ход урока
Этап урока | Решаемая задача | Деятельность ученика | Деятельность учителя (с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация) | Название используемых ЭОР, гиперссылка | Время (в мин) | ||||||||||||
2 | 3 | 5 | 6 | 7 | |||||||||||||
1.Адаптационный этап |
Мотивировать учащихся к выполнению задания «PISA». | Изучают презентацию с видами русской природы средней полосы России) 1.Отвечают на вопросы учителя. Мы не знаем наверняка, почему М.М. Пришвин так назвал своё произведение. 2. Выполняют задания учителя. 3. Выдвигают гипотезы. 4. Предлагают варианты решений. Узнать, какой смысл вкложил в название сказки – были М.М. Пришвин. Почему он так назвал своё произведение? Смысл названия сказки - были М.М. Пришвина «Кладовая солнца». | Показывает презентацию с видами русской природы средней полосы России) М.М.Пришвин в сказке-были «Кладова солнца» описывает красоту русской природы . Фронтально задает вопросы учащимся. . 1.Знаете ли вы, почему так называется сказка-быль М.М. Пришвина? Какой смысл вкладывает писатель в это название? С какой проблемой мы столкнулись? Какова будет цель нашего урока? Какова будет тема урока? ММ Пришвин был естествоиспытателем и агрономом. Давайте зачитаем эпизод, в котором говорится об одной из составляющих кладовой солнца. Учитель предлагает метапредметную задачу используя средства ИКТ и текст-инструкции. | Презентация с пейзажами России https://znayka.pw/uchebniki/6-klass/literatura-6-klass-korovina-v-ya-poluhina-v-p-chast-2/ | 5мин. | ||||||||||||
11. Основной этап | Читают отрывок: «Мы это так понимаем, что все Блудово болото, со всеми огромными запасами горючего торфа, есть кладовая солнца. Да, вот именно так и есть, что горячее солнце было матерью каждой травинки, каждого цветочка, каждого болотного кустика и ягодки. Всем им солнце отдавало свое тепло, и они, умирая, разлагаясь, в удобрении передавали его, как наследство, другим растениям, кустикам, ягодкам, цветам и травинкам. Но в болотах вода не дает родителям-растениям передать все свое добро детям. Тысячи лет это добро под водой сохраняется, болото становится кладовой солнца, и потом вся эта кладовая солнца как торф достается человеку от солнца в наследство». Отвечают на вопрос: «Образование торфа» | Организует работу в парах по поиску информации используя различные средства обучения, включая ИКТ Задаёт вопросы: 1)Какой процесс описывается в этом эпизоде? 2) Что вы знаете о торфе? Торф как вид топлива . Задача 1. Сгруппируйте картинки по видам горючих полезных ископаемых : А) твёрдые Б) газообразные В) жидкие Задача 2 Несмотря на преимущества использования биотоплива для окружающей среды, ископаемые виды топлива по-прежнему широко используются. В следующей таблице сравниваются количество энергии и количество СО2, которые выделяются при сжигании нефти, газа и торфа
Основываясь на данных, приведенных в таблице, объясните, почему кому-то использование торфа вместо газа и нефти может показаться предпочтительнее. Ответ: Задача 3. Многие электростанции сжигают торф на основе углерода и выделяют углекислый газ (СО2). СО2, выбрасываемый в атмосферу, что оказывает негативное влияние на глобальный климат. Инженеры используют различные стратегии, чтобы уменьшить количество СО2, выбрасываемого в атмосферу. Одна из таких стратегий заключается в сжигании биотоплива вместо ископаемого топлива. В то время как ископаемое топливо (торф, уголь) образуется из давно умерших организмов, биотопливо образуется из растений, которые жили и умерли недавно. Другая стратегия предполагает улавливание части СО2, выделяемого электростанциями, и хранение ее глубоко под землей или в океане. Эта стратегия называется «улавливание и хранение углерода» Вопрос : Использование биотоплива не так сильно влияет на уровень СО2 в атмосфере, как использование ископаемых видов топлива. Какое из приведенных ниже утверждений лучше всего объясняет, почему так происходит? A. Биотопливо при горении не выделяет СО2. B. Растения, используемые для производства биотоплива, пока они растут, поглощают СО2 из атмосферы. C. По мере сгорания биотопливо поглощает часть СО2 из атмосферы. D. СО2, выделяемый электростанциями на биотопливе, имеет иные химические свойства, чем СО2, выделяемый электростанциями на ископаемом топливе. Ответ: | https://www.chem21.info/info/1739953/ https://stroy-podskazka.ru/torf/vse/ ноутбуки с презентациями и задачами в формате «PISA». | 20 мин | |||||||||||||
111. Творческий этап
| Оценка и рефлексия достижений учащихся при решении задания «PISA». Развитие навыков переноса предметных знаний на решение жизненных проблем | Кладовая солнца=торф +клюква+….
Составляют аналогичные задачи | 1.Составьте формулу: Кладовая солнца = …….+…….+…….. 2.Как вы считаете, прав ли автор, вкладывая такой смысл в название сказки – были? Отметьте ответ. Да Возможно Нет | Организует беседу:
Какие условия необходимы для успешного сохранения природных богатств? | 3 мин. |
Литература:
Учебник. Литература. 6 класс. Коровина В. Я., Полухина В. П. Часть 2
https://znayka.pw/uchebniki/6-klass/literatura-6-klass-korovina-v-ya-poluhina-v-p-chast-2/
Примеры открытых заданий по естествознанию PISA 2015 (По материалам исследований) file:///C:/Users/warcr/AppData/Local/Temp/Rar$DI00.078/Instr_Sci_PISA2015.pdf
https://rikc.by/ru/PISA/3-ex__pisa.pdf
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по литературе 10 класс Н.А.Некрасов Жизнь и творчество
Конспект урока по литературе Н.А.Некрасов Жизнь и творчество...
Конспект урока по литературе в 11 классе по теме: «Дореволюционный период творчества В.Маяковского».
Обучение работе с поэтическим текстом.Представление о раннем творчестве Маяковского, показать новаторский характер поэтики Маяковского, знакомство с биографией поэта. Анализ поэтического текста....
Конспект урока по литературе в 8 классе "Человек на войне" по рассказу М.А. Шолохова "Наука ненависти"
Цель: уметь выразительно читать эпизоды, предложенные для анализа; уметь грамотно использовать русский литературный язык при создании устных высказываний; знать форму, жанры, детали в художественном п...
Конспект урока и презентация по теме "Воздействие человека на природу"
Конспект урока и презентация по теме "Воздействие человека на природу"...
План-конспект урока по литературе. С. А. Есенин. Родина и природа в лирике поэта
Конспект урока " Родина и природа в лирике С.А. Есенина" предназначен для учащихся 11 класса....
Конспект урока комплексного применения знаний и умений "Человек-дитя природы"
Материал урока может быть использован при изучении темы "Environmental Protection". Содержит проблемные задания. Развивает коммуникативные навыки и умения....