3. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности. | Подведение учеников к формулированию темы и постановке задач урока. Создание ситуации успеха и эмоционального настроя на урок. | Эпиграф к уроку. Эпиграфом к уроку мне хотелось бы взять удивительные строки Николая Асеева о раннем периоде Маяковского. И вот он выходит: Большой, длиннолапый, обрызганный Ледниковым дождем, Под широкополой, Обвиснувшей шляпой, Под Вылощенным нищетой плащом. Вокруг никого. Лишь тюрьма за плечами. Фонарь к фонарю. За душой – ни гроша… Лишь пахнет Москва Горячо калачами, да падает лошадь, боками дыша. Обратите внимание на последние 4 строчки. О ком там говорится? О каком стихотворении мы будем вести речь? Ребята, давайте определим цели урока. |
Ученики слушают учителя.
Формулируют тему урока и цели. | Познавательные: высказывание предположений на основе наблюдений. Регулятивные: формулировка темы и целей урока. Коммуникативные: владение устной речью. |
4. Первичное усвоение новых знаний.
| Первичное усвоение новых предметных знаний. | Афоризм. Если вас называют лошадью, не воспринимайте это за оскорбление… История создания стихотворения. Стихотворение «Хорошее отношение к лошадям» было написано поэтом в 1918 году. Это было трудное время для нашей страны. Шла гражданская война. Народное хозяйство было разрушено. Не было хлеба, топлива. Вот как о том времени рассказывает свидетель тех событий: «Было очень холодно. На улицах палые лошади. Убирать их было некому. Их растаскивали по кускам, разрезая перочинными ножами. Только потом приходили собаки…» Такие сцены были нередкими в голодающей Москве 1918 года, да и не только в Москве. Однажды В.В. Маяковский стал свидетелем уличного происшествия, нередкого в голодающей Москве 1918г: обессиленная лошадь упала на обледеневшую мостовую. 9 июня 1918г. в газете «Новая жизнь» было напечатано стихотворение «Хорошее отношение к лошадям» Выразительное чтение стихотворения учителем. Комментированное чтение. В первую очередь обращает на себя внимание необычная строфика, когда строка прерывается и продолжение пишется с новой. Такой прием получил название «лесенка Маяковского» и описан им в его статье «Как делать стихи». Давайте посмотрим как работает этот прием в стихотворении. Перед вами таблица. «Лесенка Маяковского» | Обычная строфа | Может быть — старая — и не нуждалась в няньке, может быть, и мысль ей моя казалась пошла́, только лошадь рванулась, встала на́ ноги, ржанула и пошла.
| Может быть – старая И не нуждалась в няньке, Может быть, и мысль ей моя Казалась пошла, Только лошадь рванулась, Встала на ноги, ржанула и пошла. |
Во втором случае интонация повествовательная. Автор рассказывает о том, как лошадь встает. Но задача Маяковского не просто описать действия лошади, а передать эмоции человека, который с замиранием сердца наблюдает за бедным животным. Темп прочтения замедляется, и каждое слово становится весомым, значительным, каждое слово как рывок лошади в попытке встать на ноги. Ну вот, с необычной формой стихотворения мы разобрались. Давайте теперь поговорим о его содержании. | Ученики внимательно слушают учителя. Просмотр фотографий и презентации.
Ученики слушают учителя.
Ученики знакомятся с таблицей.
Ученики слушают учителя. | Познавательные: поиск и выделение необходимой информации; умение работать с разными источниками информации. Коммуникативные: умение задавать вопросы; слушать и понимать других. Регулятивные: сознательно организовывать свою деятельность; принимать и сохранять учебную задачу. Личностные: воспитание гуманного отношения к животным; признание для себя общепринятых морально-этических норм.
|
5. Первичная проверка понимания.
| Установление правильности и осознанности усвоения нового учебного материала. | Что для вас было непонятным в стихотворении? Словарная работа. Гриб – мерзлые кочки на дороге, мерзлая грязь. Круп – часть туловища лошади от спины до хвоста. Плеща – форма деепричастия, образованная от глагола плескаться. Клешить – от слова клеш: широкие книзу брюки. Употреблено в значении гулять. Плоше – форма сравнительной степени, образованная поэтом от прилагательного плохой. Беседа по стихотворению. - Какую картину вы представили себе? -Какие образы представлены в стихотворении? Назовите главных героев этого стихотворения. - В какое время года произошло событие, описанное в стихотворении? - Где произошло событие? (Кузнецкий мост - одна из центральных улиц Москвы. На Кузнецком мосту помещалось кафе «Питтореск», где часто выступал Маяковский). -Какое впечатление у вас возникло? -Есть ли в этом стихотворении сюжет? Перескажите. - С каких строк начинается развитие сюжета? ( Развитие сюжета начинается с первых строк). -С чего начинается стихотворение? ( с топота копыт) -Какова песня копыт, о чём она? (песня копыт довольно грустна: она о грабежах, гробах и грубости. - Как эти строки «Гриб. Грабь. Гроб. Груб»? характеризуют то время? - Какая зарисовка предстаёт перед нами в начале следующей строфы? (Начало следующей строфы—пейзажная зарисовка неухоженной зимней московской улицы). - Как вы понимаете эти строки? « Ветром опита» - улица как бы напоена сырым, холодным воздухом; «Льдом обута» - панцирь льда как бы обул улицу, поэтому она скользила. Клёшить - неологизм от слова «клёш». «Клёшит» сытый человек, ищущий развлечений. Маяковский всего лишь в нескольких словах описал обычные явления жизни. Вот, например, улица. Поэт использует всего 6 слов, а какую выразительную картину рисуют они. Ветром опита, льдом обута, улица скользила. Что мы видим? ( зимнюю, продуваемую ветрами улицу, ледяную дорогу, по которой скачет лошадь. Все движется.) А с помощью какого художественного приема изображается гололёд? (олицетворение) Но есть и другая улица, другие люди, те, кто пришел? (штаны, Кузнецким клешить, зеваки). И вдруг упала лошадь. Как должны отреагировать на это все, кто рядом с ней? (Броситься на помощь. Но нет, равнодушная улица продолжает движение, и лишь зеваки сгрудились.) -Как поэт изображает зевак?( это безликая масса, бездельники, равнодушные к чужой боли. Смеются над упавшей лошадью. - Какие строки, слова адресует лирический герой зевакам, для которых муки живого существа—зрелище? (Сгрудились - собрались в кучу, как стадо). Смех их неживой (смех зазвенел). –С чем сравнивает поэт смех? (с воем). -Кто противопоставлен равнодушной смеющейся толпе? Докажите текстом. (Смеялся Кузнецкий, лишь один я голос свой не вмешивал в вой ему). Как называется такой прием в литературе? -Какими видит лирический герой глаза лошади? (они наполнены слезами. - Как обращается поэт к лошади? (Поэт обращается к лошади на «вы» - уважительно, подбадривает лошадь. В них было столько боли, что герой обращается к ней как к человеку, пытается успокоить, приободрить). -Как понимаете слова «улица опрокинулась, течет по-своему»? (улица, отразившаяся в глазах упавшей лошади, кажется перевернутой) -Какие слова выражают сочувствие лирического героя к лошади? (И какая-то общая звериная тоска, плеща, вылилась из меня и расплылась в шелесте) -Слова поэта, обращенные к лошади, взяты в кавычки. Как вы считаете, произнесены они вслух или являются внутренним монологом? (внутренний монолог). -Что имел в виду лирический герой, когда сказал: Деточка, все мы немножко лошади, каждый из нас по-своему лошадь. (Поэт искренне сочувствует боли живого существа, подчёркивает родственность душ. Он уподобляет случившееся судьбе человека, на долю которого порой выпадает тяжёлая жизнь, оскорбления недругов. Каждый из нас может оказаться в ситуации лошади, каждый из нас может нуждаться в поддержке). | Ученики работают с толковым словарем. Записывают в тетрадь.
Ученики по очереди читают фрагменты стихотворения, затем совместно с учителем анализируют произведение, вступают в диалог, отвечают на вопросы.
| Познавательные: высказывание предположений на основе работы с текстом; формулирование своих наблюдений, понимания смысла стихотворения; использование информации для решения учебной задачи. Коммуникативные: умение беседовать, умение грамотно выражать свои мысли, умение пересказывать, умение выразительно читать; умение аргументировать свое мнение. Личностные: воспитание нравственно-духовных начал; желание приобретать новые знания. Регулятивные: делать выводы по результатам работы. |
7. Первичное закрепление
| Усвоение учащимися знаний при решении задач. | -Как вы считаете, только ли о лошади стихотворение? ( не только о лошади, оно о людях, об их отношении друг к другу. Холод, лед – это не только состояние окружающей среды, это отношения между людьми.) -Какова главная тема стихотворения ( тема одиночества). -Какие два взгляда на мир представлены в стихотворении? Давайте подберем цитаты, которые характеризуют каждый из образов стихотворения. Цитатная таблица
Лошадь | «Лошадь на круп грохнулась…» | «За каплищей каплища по морде катится, прячется в шерсти… Лошадь Рванулась Встала на ноги, Ржанула И пошла». | «Рыжий ребенок. Пришла веселая, Стала в стойло. И все ей казалось- Она жеребенок, И стоило жить, И работать стоило» |
Улица | «Ветром опита, Льдом обута, Улица скользила…» | «…за зевакой, зевака, Штаны пришедшие Кузнецким клешить, Сгрудились, Смех зазвенел И зазвякал…»
| «Улица Опрокинулась, Течет по-своему…» |
Лирический герой | «Смеялся Кузнецкий. Лишь один я Голос свой не Вмешивал в Вой ему». | «и какая-то общая Звериная тоска Плеща вылилась из меня И расплылась в шелесте. -Лошадь, не надо. Лошадь, слушайте- Чего вы думаете, что вы их плоше? Деточка, все мы немножко лошади, Каждый из нас по-своему лошадь». |
Какой вывод можно сделать из этих цитатных характеристик? ( Лошадь – символ одинокой живой души, которой понадобилась поддержка, сочувствие. Также это символ стойкого характера, потому что лошадь нашла силы подняться и жить дальше). Улица -? ( Улица – враждебный, равнодушный, холодный и жестокий мир). Лирический герой - ? –(Своеобразный двойник лошади. Он так же одинок и затравлен толпой). Таким образом, в стихотворении Маяковский поднимает нравственную проблему жестокого, равнодушного отношения мира к живой душе. Однако идея стихотворения, несмотря ни на что, оптимистична. Лошадь нашла в себе силы, пришла, встала в стойло, т.е. влилась в общественную коллективную систему. Стихотворение – попытка философского осмысления человеческой жизни. Это маленькая победа добра над злом, жизни над смертью вселяет оптимизм в душу поэта: и стоило жить и работать стоило. Если человек занят трудом и труд его нужен людям, он не должен обращать ни на кого внимания, все, кто самозабвенно трудятся, немножко лошади. Конец стихотворения оптимистичен, звучит жизнеутверждающее начало: и стоило жить и работать стоило. Стихотворение Маяковского насыщено различными средствами художественной выразительности. Ребята, попробуйте найти их в тексте. При необходимости учитель использует наводящие вопросы. -Какие звуки настойчиво повторяются? (гр-б, гр-б, гр-б – лошадь скачет, стук копыт о мостовую) -Какой прием использует автор? (Аллитерация, звукопись – прием звукоподражания) Найдите в стихотворении еще примеры звукописи (зв-зв-зв-зв – звенящий смех, безжалостный, жестокий, как звон металла; ш-ш-ш-ш – шёпот; рж-рж-рж-рж – лошадиное ржание) -Найдите пример ассонанса ( «Лошадь упала. Упала лошадь») -Какое средство выразительности использовано в строке «Улица льдом обута». (Здесь метонимия: не улица скользила, а люди, с трудом шагающие по неубранным тротуарам). Найдите в тексте стихотворения еще примеры использования метонимии ( «смеялся Кузнецкий») -Найдите эпитеты, которые автор использует при описании лошади, когда та услышала слова сочувствия и поддержки? ( «рыжий жеребенок», «пришла веселая»). -Какие метафоры использованы в стихотворении? («ветром опита, льдом обута.«улица опрокинулась», «смех зазвякал», «тоска вылилась») Найдите пример зеркального повтора («Лошадь упала. Упала лошадь»). Обратим внимание на рифмы, которые использует В. В. Маяковский: неточные рифмы: зевака – зазвякал, плоше – лошадь. неравносложные: в шерс-ти – в ше-лес-те, стой-ло – сто-и-ло. омонимичная рифма: мысль пошла (кр. прил.) –лошадь пошла (гл.) Объясните смысл афоризма, написанного на доске. | Ученики работают в группах. Каждая группа составляет цитатный план по одному из образов стихотворения и формулируют вывод.
Ученики работают индивидуально.
| Познавательные: осуществлять действие по заданному правилу и образцу; самостоятельно отбирать информацию, используя ее для решения поставленной задачи; умение обобщать, анализировать, сравнивать, группировать. Коммуникативные: строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; оформлять свои мысли в устной и письменной формах; работать в группе; строить монологическое высказывание. Регулятивные: осуществлять самоконтроль/взаимоконтроль. Личностные: желание участвовать в творческом процессе; формирование устойчивой мотивации к самостоятельной и коллективной деятельности. |
9. Рефлексия | Обеспечение позитивного настроя на получение знаний. | Чем вам особенно понравилось творчество В. Маяковского? Согласны ли вы с его лирическим героем что «стоило жить и работать стоило»? Чему научил вас лирический герой и автор стихотворения? Синквейн. Лошадь. Добрая, сильная. Скачет, ржёт, возит. Лошадь пасется на лугу. Домашнее животное. Что было предметом нашего разговора сегодня? ( сочувствие, терпение) Достигли ли мы целей урока? Прием «Свободный микрофон» ( что впечатлило в произведении, что вызвало сложности, урок понравился/не понравился) | Выражают свое согласие/несогласие с лирическим героем
Пишут синквейн.
Формулируют конечный результат своей работы на уроке.
| Познавательные: систематизировать, обобщать изученное, делать выводы. Регулятивные: соотносить цель с достигнутым результатом; анализировать и осмысливать свои достижения, выявлять перспективы развития. Коммуникативные: адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач. Личностные: понимание важности познавательной деятельности. |