Технологическая карта урока литературы в 7 классе по теме "Стихотворение Маяковского "Хорошее отношение к лошадям". Два взгляда на мир"
план-конспект урока по литературе (7 класс)
Поэзия В.Маяковского - это диалог-отклик на любую боль, причинённую всему живому
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Технологическая карта урока литературы по творчеству В.В.Маяковского | 48.45 КБ |
Предварительный просмотр:
Воронина Валентина Анатольевна, учитель русского языка и литературы
МАОУ «Средняя школа №5» г. Когалыма (высшая квалификационная категория)
Технологическая карта урока литературы
Предмет | Литература |
Класс | 7 «Б» |
Тема | Стихотворение Маяковского "Хорошее отношение к лошадям". Два взгляда на мир. |
Тип урока | Урок изучения нового материала. Ввод новых знаний с опорой на изученный ранее материал и жизненный опыт учащихся. |
Характеристика класса | Общеобразовательный класс со средним показателем качества обученности |
Учебник, раздел, количество часов |
|
Цели урока | Создать условия для понимания идейно-художественного своеобразия стихотворения; организовать деятельность учащихся по анализу поэтического текста таким образом, чтобы определить взгляды поэта на мир. |
Задачи урока | - Познакомить с произведением раннего творчества В. В. Маяковского; - формировать представление о лирическом герое; - находить изобразительно-выразительные средства и определять их роль в создании художественных образов; - развивать способность понимать проблему, выдвигать гипотезу, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции; - выделять причинно-следственные связи, формулировать выводы; - формировать читательскую и литературоведческую компетенции через усвоение содержания стихотворения «Хорошее отношение к лошадям»; - воспитание уважительного отношения к мнению других людей в условиях работы в группах; - способствовать воспитанию сознательного отношения к литературе как духовной ценности. |
Элементы содержания образования | Понятия: «лирический герой», акцентный стих, рифма, аллитерация, ассонанс. Два взгляда на мир – безразличие, бессердечие толпы зевак и доброта, сострадание лирического героя стихотворения. |
Методы | проблемно-поисковый, объяснительно-иллюстративный, использование ИКТ. |
Формы работы | Индивидуальная, групповая |
Применяемые технологи | Проектная технология; технология проблемного, личностно-ориентированного обучения; критического мышления, элементы АМО |
Планируемые образовательные результаты
Предметные | Метапредметные | Личностные |
Различают образ лирического героя и автора; понимают чувства лирического героя; наблюдают за ритмом, лексикой, звукописью стихотворного текста; развивают навыки анализа художественного текста и способы выражения собственного отношения к произведению; продолжают формировать коммуникативные и речевые умения на основе работы с текстом и произведениями живописи; выделяют причинно-следственные связи, формулируют выводы; определяют взгляды поэта на мир | Продолжают формировать умение определять цель и планировать свою деятельность; осуществляют самоконтроль и рефлексию; развивают умение вырабатывать своё мнение с учётом позиции других; формируют умение подбирать аргументы и формулировать выводы; учатся регулировать своё поведение. | Продолжают формировать духовно-нравственные качества личности; воспитывают способность к сопереживанию, доброе отношение к животным, любовь и сострадание к ним, желание помочь нуждающимся; продолжают воспитывать сознательное отношение к литературе как духовной ценности. |
Образовательные ресурсы |
| |
Оборудование | Компьютер, проектор, экран; карточки с заданиями для групп |
Ход урока
№ Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учеников (метапредметные УУД) |
1. Организационный момент | СЛАЙД 1 Учитель создаёт позитивный настрой: - Здравствуйте, ребята! Я очень рада вас всех видеть! Сегодня я шла в школу с отличным настроением. Как вы думаете, почему? - Повернитесь друг к другу, посмотрите друг другу в глаза, улыбнитесь друг другу, пожелайте хорошего рабочего настроения на уроке. Теперь посмотрите на меня. Я тоже желаю вам активно и дружно работать, открыть что-то новое для себя. | Ученики проверяют готовность к уроку. |
2. Актуализация знаний (реализация домашнего задания) | - Начнём с проверки домашнего задания. На предыдущем уроке мы уже познакомились с творчеством В. Маяковского, анализируя его стихотворение «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче». - Что необычного вы открыли для себя в данном стихотворении? (ответы учащихся) - Мы знакомились с понятием «кредо». Что такое «кредо»? Сформулируйте кредо поэта В.В. Маяковского. (ответы учащихся). С этим девизом Маяковский шёл по жизни, ни разу не изменив ему. | Ученики строят речевое высказывание на основе домашнего задания, осуществляют оценочные умения, формируют установку на содержание урока. |
3. Мотивация и целеполагание | СЛАЙД2 Подготовка учащихся к восприятию нового материала. Создание проблемной ситуации. Не должно быть слепых к красоте, глухих к слову и настоящей музыке, черствых к добру, беспамятных к прошлому, а для всего этого нужны знания, интеллигентность. С.Д. Лихачев Обратите внимание на слова Лихачёва «черствых к добру». Объясните их смысл (ответы учащихся) - Были ли в вашей жизни моменты, когда вы стали свидетелями чьей-либо беспомощности? -Почему это происходило? -Что вы чувствовали в такие моменты? -Кто, по-вашему, больше всего достоин сострадания и жалости? Почему? (животные, в том числе лошади). О них слагают стихи, песни, создают скульптуры, их изображают художники на своих полотнах СЛАЙД 3 (Пабло Пикассо и Петров-Водкин) - Велика роль лошади в жизни человека Реализация индивидуального домашнего задания (ученицы представляют проект «Роль лошади в жизни человека») ПРОЕКТ - Согласитесь, учитывая важность данного животного в жизни человек, невозможно оставаться равнодушным к нему или к кому бы то ни было. - Сформулируйте тему нашего урока. (формулируют: Стихотворение «Хорошее отношение к лошадям». Два взгляда на мир) СЛАЙД4 - Какова, по-вашему, цель урока, учитывая позицию людей по отношению к животным? (определить взгляды поэта на мир и на людей) Действительно, поэзия В.В. Маяковского – это диалог с миллионами, разговор с ними о том, на что откликается его душа, прежде всего, на любую боль, причинённую всему живому. | Ученики вспоминают моменты, когда переживали сострадание и жалость к кому-то, выдвигают свои версии о том, кто, по их мнению, заслуживает сострадания. Ученики строят речевое суждение; аргументируют своё мнение, используя метод наблюдения над произведениями живописи. Представляют проект, готовящий к восприятию стихотворения. Ученики воспринимают, обсуждают, учатся оценивать работу товарищей, вносят дополнения. Формулируют тему урока, его цели, сверяют с образцом, вносят коррективы. |
4. Изучение нового материала. Прослушивание стихотворения В. Маяковского «Хорошее отношение к лошадям» | Справка об истории создания стихотворения: СЛАЙД 5 (Однажды В.В. Маяковский стал свидетелем уличного происшествия, нередкого в голодающей Москве 1918 года: обессиленная лошадь упала на обледеневшую мостовую. Поэт, сопереживающий чужому страданию, не мог на это не отреагировать и написал стихотворение. 9 июня 1918 года в московском издании газеты «Новая жизнь» №8 было напечатано стихотворение В.В. Маяковского «Хорошее отношение к лошадям»). http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/7d2dda0d-3cdf-4128-b55a-e4b67564bb84/%5BLI9RK_20-02%5D_%5BAU_01%5D.htm
| Ученики воспринимают, обсуждают, строят высказывания, дают полный ответ на поставленные вопросы. Ученики знакомятся с текстом произведения, слушают аудиозапись стихотворения, учатся воспринимать на слух литературное произведение. Учатся анализировать профессиональное чтение, улавливать интонации чтеца, передающие настроение лирического героя. Ученики создают словесные картины, возникшие при прослушивании стихотворения. |
5. Постановка проблемной задачи | - Подумайте, почему В. Маяковский не смог остаться равнодушным к ситуации, произошедшей на Кузнецком мосту? (ответы учащихся) СЛАЙД 6 - Сам поэт и лирический герой его ранней лирики обладали такими чертами, как способность к глубоким и сильным чувствам, любовь к людям, ненависть к равнодушию. СЛАЙД 7 - Образ поэта, его лирическое «я», его мысли и чувства, отражённые в стихотворении, принято называть «лирическим героем». (Лирический герой – образ того героя в лирическом произведении, переживания, мысли и чувства которого отражены в тексте). Внутренний мир лирического героя раскрывается не через его поступки, а через чувства, мысли, переживания, душевное состояние. Но… лирический герой не тождественен автору. «Лирический герой Маяковского тонко чувствует, умеет сопереживать, потому что одинок и беззащитен» (А.Н. Семёнов). - Какие чувства самого поэта, свойства его души выражает лирический герой в его обращении к лошади? (ответы учащихся) - Заметим также общность судьбы лошади и лирического героя. Как это представлено в стихотворении? (Лошадь одна / лишь один я) - Как автор изображает зевак? Чем они занимаются? (Это бездельники, они равнодушны к чужой боли, смеются над упавшей лошадью. Равнодушная толпа зевак изображена одной безликой массой: «за зевакой зевака…сгрудились». И смех их ненатуральный, неживой: «Смех зазвенел и зазвякал», похожий на «вой»). - Как лирический герой относится к ним, к городским нравам? (Относится к ним с осуждением. В мире людей утрачены такие качества, как милосердие, сострадание, доброта…Толпе зевак нет никакого дела до боли несчастного животного) - В чём отличие взгляда лирического героя от взглядов зевак? | Формируют представление о новом понятии «лирический герой»; наблюдают над сменой настроения, учатся слушать мнение товарищей, формулировать итог рассуждения. Ученики выдвигают гипотезы о содержании произведения, строят речевое высказывание. Развивают умения формулировать гипотезу, подбирать аргументы и отвечать на проблемный вопрос. |
6. Подготовка к анализу стихотворения | Постараемся в этом разобраться. Группам даны задания, на выполнение которых отводится 2 минуты СЛАЙД 8 Работа в группах I. Сколько эпизодов – частей в данном стихотворении? Какие? (пять эпизодов: описание улицы, падение лошади, издевки толпы, сочувствие лирического героя бедному животному, и, наконец, финал, в котором лошадь сама поднялась). II. Назовите главных героев этого стихотворения и опишите их. III. Создать образ улицы. Какая она? Как вы понимаете слова «улица опрокинулась, течёт по-своему»? Отчёт групп (дополнение к отчёту 3 группы СЛАЙД 9) / Кузнецкий мост Какая это улица? (Центральная) образ улицы — зеваки Что они делают на Кузнецком? (Бездельничают) \ лошадь А где же образ лирического героя? (Его здесь нет) (Улица, отразившаяся в глазах упавшей лошади, кажется перевернутой) | Групповая работа (понимание, подбор аргументов, обсуждение). Ученики учатся взаимодействовать в группе, осуществлять взаимоконтроль, формулируют ответ, выслушав разные мнения. Ученики делятся впечатлениями, разъясняют друг другу своё мнение, формулируют гипотезу, сверяют с образцом. |
7. Элементы анализа стихотворения | СЛАЙД 10 Словарная работа - Постараемся теперь объяснить отдельные слова и названия из текста этого стихотворения. Может быть, о значении некоторых из них вы догадаетесь из контекста. Гриб – мерзлые кочки на дороге, мерзлая грязь. Круп – часть туловища лошади от спины до хвоста. Кузнецкий – (Кузнецкий мост) одна из центральных улиц в Москве. Плеща – форма деепричастия, образованная от глагола «плескаться». Клешить – от слова «клеш»: широкие книзу брюки, употреблено в значении «гулять». Плоше – форма сравнительной степени, образованная поэтом от прилагательного «плохой». Лексическое значение слов создает образ города. СЛАЙД 11 - Какая картина города возникает, когда мы читаем слова: грабь (грабить), гроб (гробить), груб (грубый)? - В. Маяковский мастерски изображает происходящее. Мы с вами тоже словно оказываемся на Кузнецком мосту. - Познакомимся с понятием «акцентный стих». СЛАЙД 12 - Понаблюдаем за рифмой этого стихотворения. Она называется «лесенкой». - Убедимся, как «лесенка» помогает поэту-новатору рифмовать многое в тексте? Как разнообразие рифм обогащает его содержание? (Особая графика стиха (деление на интонационные отрезки) придаёт строчкам непринуждённость и позволяет В. Маяковскому использовать удивительно разнообразные рифмы (если брать во внимание всё стихотворение): усеченные неточные (плоше - лошадь, зевака- зазвякал), неравносложные (в шерсти -в шелесте, стойло - стоило), составные ( в вой ему - по-своему, один я -лошадиные, в няньке - на ноги), даже одна омонимическая (пошла - краткое прилагательное и пошла - глагол). - Как мы уже знаем, в литературе существует термин звукопись – прием усиления изобразительности текста путем такого построения фраз, строк, которое соответствовало бы воспроизводимой картине. СЛАЙД 13 Существует также приём звукоподражания – подражание с помощью языка звукам живой и неживой природы. - Употребление согласных называется аллитерацией, этот приём создаёт у читателей звуковую картину ходьбы лошади по мостовой. Мы действительно слышим, как идет лошадь, как цокают ее копыта. - Определите, какие звуки помогают создать иллюзию стука копыт по обледеневшей мостовой, скольжения и падения лошади? (Первые 6 строк – лошадь скачет, звук каждого копыта отчетливо слышен) Звонкие «з», «р», «л» в сочетании с глухими (и многочисленными) «ш», «ц», «к» передают звуковую картину шарканья ног по тротуару. Ассонанс - созвучие, повторение гласных звуков в слове, фразе. - Какие гласные звуки часто повторяются в стихотворении? Какое состояние передают? (В стихотворении несколько раз употреблена буква «у» - звуковое выражение боли, которую испытывала старая лошадь; часто повторяется буква «и» - с восклицанием этого звука «и-и-и! – можно прокатиться с ветерком на ледяной дорожке. Но лошади не до смеха. СЛАЙД 14 11 раз употреблена буква «а». Особенно часто она повторяется в двустишии: Лошадь наверняка могла заржать. Звук «а» - выражение крика и самой лошади, и многочисленных прохожих. - Какой художественный приём помогает поэту изобразить гололёд более наглядно? (Олицетворение: Ветром опита,/ льдом обута,/ улица скользила».) - Назовите гиперболы. Какие из них подчеркивают размеры лошади? (Подошел и вижу - (Грохнулась, каплища…) - Назовите метафоры. Смысл их употребления? (Ветром опита, за зевакой зевака, Улица опрокинулась, - Какие образные средства выражают сочувствие лирического героя к лошади? (эпитеты и метафора) И какая-то общая звериная тоска, плеща, вылилась из меня и расплылась в шелесте. - Что объединяет лошадь и лирического героя? (Упавшая лошадь – это поэтический двойник самого поэта. Поэт, несмотря на сложности поэтического творчества, непонимание со стороны власти, будет до конца жизни следовать своему поэтическому кредо). - Найдите в тексте строки с многоточиями. Зачитайте их. - Каков смысл употребления в стихотворении многоточий? (подчёркивают обобщённый образ: в глазах многих отражается боль от беспомощности, когда нет поддержки со стороны людей, лишь одно равнодушие. Тогда боль усиливается, проливается слезами) - На сколько частей по настроению можно разделить стихотворение? Какие именно? - В какой момент меняется настроение в стихотворении? Что стало причиной? (слова поддержки лирического героя) СЛАЙД 15 Зачитайте данный отрывок. Лошадь, не надо…. Деточка, все мы немного лошади…. -Как меняется поведение лошади? Зачитать. только - Какие эпитеты использует автор при описании лошади, услышавшей от человека слова сочувствия и поддержки? («рыжий ребёнок», «пришла весёлая»). -К чему призывает поэт читателей? - Почему в стихотворении больше не упоминаются зеваки, толпа? (миром должна править любовь к людям, доброе и внимательное отношение к ним. Равнодушию нет места в мире людей) Задание группам: так какие два взгляда на мир представлены в стихотворении? (ответы групп) (умеющий сострадать лирический герой и равнодушная толпа; мир животных и мир людей; добро и зло ) - В каких строках выражен гуманизм и оптимизм Маяковского? (И стоило жить, И работать стоило) СЛАЙД 16 - Ради чего, по мнению лирического героя, стоит жить и работать? (Добро сможет одержать победу над злом. В. Маяковский верит в это, следуя своему кредо). - Как вы объясните строки: «Все мы немножко лошади, каждый из нас по-своему лошадь»? (Стихотворение – попытка философского осмысления человеческой жизни. Это маленькая победа добра над злом, жизни над смертью вселяет оптимизм в душу поэта. Этот вывод дает представление о смысле его жизни и о цели его творчества. Если человек занят трудом, и труд его нужен людям, он не должен обращать ни на кого внимания, все, кто самозабвенно трудятся, немножко лошади). - Как эта мысль близка сегодняшним заботам человека? - В. Кожинов так оценил труд поэта: «Его (Маяковского) поэзия стремилась превратиться в диалог с миллионами, в громкий на весь мир – разговор с ними». - Действительно, его поэзия жизнеутверждающая. Неслучайно стихотворение Маяковского стало песней. СЛАЙД 17 (звучит музыкальная запись песни «Хорошее отношение к лошадям» в исполнении Елены Камбуровой) | Ученики выстраивают ассоциации, вспоминают уже знакомый термин, записывают его в тетрадь, аргументируют своё мнение, учатся слушать друг друга. Осваивают новые теоретические понятия через наблюдение над текстом; записывают новые термины в рабочую тетрадь.
Производят смысловое чтение и выбирают материал для лингвистической «догадки». Формулируют гипотезу. Сверяют с образцом, вносят коррективы, обсуждают и делают выводы. Ученики вспоминают понятие, с которым познакомились на прошлом уроке, доказывают актуальность его использования, делают выводы о мастерстве поэта-новатора. Ученики выстраивают ассоциативные цепочки, вспоминают уже знакомый термин, ищут подтверждение своей гипотезы в тексте, аргументируют своё мнение, учатся слушать друг друга. Ученики используют знакомые им теоретические понятия для объяснения своего предположения, подбирают аргументы, сверяют с образцом. Ученики строят речевое суждение; аргументируют своё мнение. Ученики объясняют своё восприятие текста, используют приёмы словесного рисования. Работа в группе (подбор аргументов, обсуждение). Ученики учатся взаимодействовать в группе, осуществляют взаимоконтроль, формулируют ответ, выслушав разные мнения; учатся контролировать свои эмоции, чтобы услышать мнение других членов группы. Ученики учатся обобщать, делать выводы, слушать мнение других и определять свою собственную позицию. |
8. Включение нового знания в систему знаний | «Лиризм Маяковского всеобъемлющ – в нём выразился небывалый духовный рост человека. Маяковский - …поэт огромного, «сплошного сердца», - сказал о нём Павел Ильич Лавут, литератор-мемуарист, автор книги «Маяковский едет по Союзу». - Отвечает ли вашим представлениям о В.В. Маяковском данное утверждение? Почему? Каким вам запомнится поэт? | Ученики развивают навыки сравнения своей интерпретации текста с авторитетным мнением. |
9. Рефлексия и оценивание | Рефлексия: Урок сегодня был удачный, -Чему научили вас лирический герой и автор стихотворения «Хорошее отношение к лошадям»? (Лошади - благородные, добрые животные. Их всегда любили, ценили. Они были верными друзьями человека, терпеливыми тружениками, желанными участниками народных гуляний. Любят этих животных и сейчас). - Каких лошадей изобразили вы? (ученики представляют свои рисунки) - С каким настроением вы пойдёте сегодня домой? Почему? (Оно не может оставить равнодушным никого! Я думаю, что все должны вдумчиво прочитать его, ведь если они это сделают, то на Земле станет гораздо меньше эгоистичных, злых и безразличных к чужому несчастью людей!) Оценки за работу на уроке: - Оцените свою работу и работу своих товарищей. (Метод «Лесенка успеха»). Встали. Если у вас руки опущены - у меня ничего не получилось; у вас руки разведены в стороны - у меня были проблемы; у вас руки подняты вверх - мне всё удалось (Это наша благодарность авторам учебника и нам самим) -Дайте оценку уроку в целом. | Ученики подводят итоги работы на уроке, высказывают своё мнение. Учатся анализировать индивидуальную деятельность и групповую работу. |
10.Объяснение домашнего задания | 1). Написать сочинение-размышление на тему «Рецепт от душевной боли и слез» (по стихотворению В. Маяковского «Хорошее отношение к лошадям»). 2) прочитать произведение Андрея Платонова «Юшка» СЛАЙД 18 Всем спасибо! | Определяют способы выполнения домашнего задания, учатся слушать советы других и принимать решение. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока литературы: 6 класс (ЗПР) школы для глухих детей.
Конспект урока по теме: "Стихотворение М. Ю. Лермонтова "Бородино". Тип урока: обобщение пройденного материала....
Технологическая карта урока литературы 8 класс
Тема: Н.С.Лесков. Слово о писателе. Нравственные проблемы рассказа «Старый гений». ТДЦ: Обучающий аспект: расширить знания...
Технологическая карта урока литературы. 10 класс. Л.Н.Толстой "Война и мир"
Технологическая карта урока составлена в соответствии с требованиями ФГОС с использованием АМО ( активных методов обучения)...
Технологическая карта урока литературы 6 класс.
Технологическая карта составлена в соответствии ФГОС. Тип урока - урок "открытия" нового знания. На уроке используется самостоятельная работа по группам и индивидуальная....
технологическая карта урока литературы 8 класс
технологическая карта урока литературы по роману В.А.Каверина "Два капитана" к фрагменту видеоматериала...
технологическая карта урока литературы 5 класс
Данная технологическая карта составлена к уроку литературы в 5 классе "Басня - к мудрости ступенька". Карта учитывает требования ФГОС. Технологическая карта была использована на открытом уроке....
Технологическая карта урока литературы 8 класс по теме: « Характеристика одного из героев повести (А.С. Пушкин «Капитанская дочка»)»
Урок. Характеристика одного из героев повести (А.С. Пушкин «Капитанская дочка»)Рабочее название урока: Какие персонажи и почему важны для развития действия повести «Капитанская дочка...