Этапы урока.
| Ход урока | Формируемые УУД |
1. Мотивация к учебной деятельности
| - Вступительное слово учителя: Здравствуйте ребята. Я рада снова видеть вас на уроке. Один мудрец однажды сказал: «Не для школы, а для жизни мы учимся!» А для чего Вы изучаете такую сложную науку как математика? «Вы – талантливые дети! Когда-нибудь вы сами приятно поразитесь, какие вы умные, как много и хорошо умеете, если будете постоянно работать над собой, ставить новые цели и стремиться к их достижению» - Я желаю вам сегодня на уроке убедиться в справедливости этих слов великого французского философа Ж.- Ж. Руссо. Ребята, чтобы нам легко работалось на уроке, давайте дадим себе установку. Повторяйте за мной: Я хороший, Я всё знаю, Я всё умею, Я буду стараться, У меня всё получится.
| Личностные: -самоопределение, регулятивные: -волевая саморегуляция |
2.Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.
| _- Чему мы с вами научились в 5 классе? Умеем выполнять все действия с натуральными числами, обыкновенными дробями. -Сколько арифметических действий вы знаете? Сегодня на уроке мы поговорим об одном из действий. Я загадала это действие, а вы попробуйте его угадать. - Подсказка Это действие можно заменить другим действием (деление).
- Ответьте на вопросы:
- Какое это действие?
- Назовите компоненты этого действия.
- Как можно его записать, не используя арифметических знаков?
- Каким действием можно его заменит?
- Какие числа называются взаимно обратными?
- Как называется результат деления?
- Вычисли устно:
а) 0:5, 0:, 4:1; 1:; 12: ; 12: б) Найти от 15; от 16 в) Чему равно произведение дробей 3/5 и 5/3? г) Чему равно отношение чисел 20 к 4? | Познавательные: -умение структурировать знания -использование знаково-символических средств -смысловое чтение, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме Коммуникативные: -достаточно точное и полное выражение своих мыслей, учет разных мнений учащихся Регулятивные: -фиксация индивидуального затруднения, волевая саморегуляция в ситуации затруднения |
|
3.Выявление места и причины затруднений. | Итак, перед нами возникла проблема! -Как можно найти отношение чисел 20 и 4? -Ребята, скажите, как вы понимаете слово «отношение», где оно встречается в жизни? (Высказывания учащихся: дипломатические отношения, международные отношения, деловые отношения, отношения между людьми, дружеские отношения)
Вывод: т.е. отношения, возникающие при общении между кем-нибудь.
Но так как у нас урок математики, то мы будем говорить с вами об отношениях в математике. Что может являться связью в математике и между чем оно возникает? Вернемся к нашему примеру. Итак, вывод: мы будем говорить о взаимосвязи между числами. Проблема: Как можно найти отношение чисел 20 и 4? Кто попробует сформулировать тему урока?
Итак, тема нашего урока «Отношения двух чисел» Запишите число и тему нашего урока. | Познавательные: -анализ, сравнение, постановка и формулировка проблемы, построение речевого высказывания Регулятивные: - волевая саморегуляция в ситуации затруднения Коммуникативные: -выражение своих мыслей, аргументация -учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций |
4.Построение проекта выхода из ситуации затруднения.
| -Какова же цель нашего урока? Какие задачи сегодня нужно рассмотреть? (Что такое отношение, где встречается, научится решать задачи по данной теме, практическое применение) Я буду очень рада, если к концу урока мы сможем ответить, хотя бы на ряд вопросов. Это и будет целью нашего урока. Как можно найти отношение чисел 20 и 4?
Вывод: в математике отношение записывают при помощи знака деления или дробной черты, например 17:2 или 17/2. Как можно найти отношение чисел 20 и 4? Надо 20:4 =5 или =5
- Дайте полное определение, что называют отношением двух чисел? (Отношение чисел a и b - частное двух не равных нулю чисел a и b) - Что показывает это отношение? 20:4 =5 или =5 - Что показывает это отношение? 1:3 =
Свойство отношения : Отношение не изменится, если его члены умножить или разделить на одно и тоже число, не равное нулю. | Познавательные: -умение структурировать знания -использование знаково-символических средств -смысловое чтение, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме Коммуникативные: -на основе выбранного метода выдвинуть и обосновать гипотезу; учет разных мнений учащихся Регулятивные: -применение нового способа действий для решения задачи, вызвавшей затруднение |
5.Реализация построенного проекта
| (Работа с учебником) стр.7 № 3 (устно)
- По образцу прочтите, используя термин «отношения»: 7:2; ; 1:5; Физкультминутка
| Коммуникативные: Планирование учебного сотрудничества со сверстниками, инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации, умение выражать свои мысли Познавательные: построение логической цепи рассуждений, обоснование Регулятивные: -познавательная инициатива |
6.Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
| - -Открыли учебники и еще раз прочитайте правило (расскажите друг другу).
- Решить № 5, № 6 (а, в), № 7 (а, б, в), № 9 (д, е, ж)
3) В цветочный магазин привезли 180 гвоздик. Из них 60 гвоздик белые, а остальные красные. Найдите - отношение количества белых гвоздик к количеству красных. __1/2________ - отношение количества красных гвоздик к количеству белых ____2______ - отношение количества красных гвоздик к общему количеству гвоздик ___2/3_____ - отношение общего количества гвоздик к количеству белых _____3_______ Что означают эти числа для данной задачи? - белые гвоздики составляют половину красных - красных в два раза больше, чем белых - красные составляют 2/3 от числа всех цветов - белых в три раза меньше чем всех цветов
| Познавательный: самостоятельный учет установленных ориентиров действия в новом учебном материале.
Регулятивные: контроль, коррекция |
7.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону
| -А сейчас каждый проверит себя, насколько он понял, что такое отношение двух чисел: В букете 7 роз, 6 гвоздик, 5 ромашек. Найти отношение: - Количество роз к количеству ромашек.
- Количество ромашек к количеству гвоздик.
- Количество роз к общему количеству цветов в букете.
- Количество гвоздик к общему количеству цветов.
- Ромашек к сумме роз и гвоздик.
| Регулятивные: -самостоятельный учет выделенных ориентиров действия в новом учебном материале, -самостоятельная адекватная оценка правильности результатов действия, внесение необходимых корректив Познавательные: -анализ, синтез, использование общих правил |
9.Рефлексия учебной деятельности на уроке.
| Оцените своего одноклассника словесно. Постарайтесь объяснить свое оценивание. -если вы хорошо усвоили тему урока, то поднимите зеленую карту; -если остались непонятными какие-то моменты, то поднимите желтую сигнальную карту; -если вообще не усвоили тему, то поднимите красную сигнальную карту. Вы талантливые дети, так как самостоятельно определили тему урока, делали выводы, отстаивали свое мнение. Я рада, что все этапы цели нами достигнуты. Спасибо за урок.
Домашнее задание: п.1.1(1 часть), № 4, № 6(б, г), № 7 (г, д, е), № 9 (а, б, в) | Познавательные -рефлексия способ и условий действия -контроль и оценка процесса и результатов деятельности Личностные: -адекватное понимание причин успеха или неуспеха, -внутренняя позиция ученика Коммуникативные: - аргументация своего мнения, планирование учебного сотрудничества |