Дифференциация обучения на уроках литературы.Технологическая карта урока литературы на основе дифференциации обучения.
план-конспект урока литературы (5 класс) по теме
Класс: 5
Литературная тема: Н.А.Некрасов. Судьбы крестьянских детей, их жизнь.
Тема урока: Н.А.Некрасов. Рассказ о поэте .Стихотворение «Крестьянские дети».
Тип урока: вступительный (опережающее задание: Познакомиться в учебнике со вступительной статьей о Некрасове «Детство и юность поэта» стр.63-67.
Литература. Начальный курс 5 класс.: Учебник- хрестоматия для общеобразовательных учреждений в двух частях. Ч .2 авт.-сост.: М.А. Снежневская, О.М.Хренова-4-е издание. - М.:Мнемозина
Триединая задача (образовательные воспитательные, развивающие задачи урока):
1) Продолжить знакомство с творчеством Н. А. Некрасова, с текстами его стихотворений «Крестьянские дети»,
« Школьник».
2)Учить умению анализировать текст стихотворения , строить полный ответ, побуждение учащихся к правильному прочтению и осмыслению произведения.
3) Воспитывать любовь и интерес к родной литературе
Скачать:
Предварительный просмотр:
Дифференциация обучения на уроках литературы
Технологическая карта урока литературы на основе дифференциации обучения.
Класс: 5
Литературная тема: Н.А.Некрасов. Судьбы крестьянских детей, их жизнь.
Тема урока: Н.А.Некрасов. Рассказ о поэте .Стихотворение «Крестьянские дети».
Тип урока: вступительный (опережающее задание: Познакомиться в учебнике со вступительной статьей о Некрасове «Детство и юность поэта» стр.63-67.
Литература. Начальный курс 5 класс.: Учебник- хрестоматия для общеобразовательных учреждений в двух частях. Ч .2 авт.-сост.: М.А. Снежневская, О.М.Хренова-4-е издание. - М.:Мнемозина, 2001 год.)
Триединая задача (образовательные воспитательные, развивающие задачи урока):
1) Продолжить знакомство с творчеством Н. А. Некрасова, с текстами его стихотворений «Крестьянские дети»,
« Школьник».
2)Учить умению анализировать текст стихотворения , строить полный ответ, побуждение учащихся к правильному прочтению и осмыслению произведения.
3) Воспитывать любовь и интерес к родной литературе.
Фамилия Стеценко
Имя Светлана
Отчество Витальевна
2008-2009 уч. год
№ | Аспекты Учебной деятельности | Уровень литературного развития | Аргументация целесообразной учебной деятельности | ||
низкий | средний | высокий | |||
1. | Методы обучения | Репродуктивная деят-ть | Частично-поисковый | Исследовательский | |
2. | Вопросы домашнего задания | 1 группа: готовила подбор иллюстраций к произведениям поэта, отвечала на вопрос (Какие произведения Н.А. Некрасова читали и учили в начальной школе?) | 2 группа: подготовка и проведение словарной работы (СОСТРАДАНИЕ, ПОТРЯСЕНИЕ ЧУВСТВИТЕЛЬНЫЙ, КРЕСТЬЯНЕ,ЛЮБОВЬ К ТРУДУ) | 3 группа: составление плана учебной статьи «Детство и юность поэта» , пересказ частей плана с чтением наизусть некрасовских строк, включенных в статью. | Развитие читательского кругозора, обучение монологическому высказыванию, обогащение словарного запаса |
3. | Повторяем материал | Стихотворения, с которыми учащиеся были знакомы уже в начальной школе и познакомились самостоятельно | Развитие речи, лексическая работа | Составление плана учебной статьи, пересказ с использованием стихотворного текста.(+привлечение дополнит. лит -ры по теме) | 1 гр. - заинтересовать, дать возможность поработать с текстами, самостоятельно подобрать иллюстрации 2 гр.- повторение терминов, необходимых для работы на уроке, проведение терминологической пятиминутки (в любой форме по желанию ребят) 3 гр.- представление опорных конспектов по теме, составленных ребятами попарно, индивидуально или в группе |
4. | Внутрипредметные связи | Навык работы с литерат. произведениями | Самостоят. поиск информации | Умение строить монологическое высказывание, аргументировать свои мысли. | 1 гр - формирование навыка работы со справочной литературой. 2,3 группы-задания ориентированы на самостоятельный поиск информации и развитие речи, привлечение дополнительной литературы |
5. | Межпредметные связи | История. Эпоха крепостного права в России. Жизнь крестьянства. Живопись. Репродукция картины В.Е.Маковского «Игра в бабки».Как передает художник на картине поэзию крестьянского детства? | История. Эпоха крепостного права в России. Жизнь крестьянства. Живопись. Репродукция картины В.Е.Маковского «Игра в бабки».Как передает художник на картине поэзию крестьянского | История. Эпоха крепостного права в России. Жизнь крестьянства. Живопись. Репродукция картины В.Е.Маковского «Игра в бабки».Как передает художник на картине поэзию крестьянского | 1 гр - формирование Навыка работы со справочной литературой. 2,3 группы-задания ориентированы на самостоятельный поиск информации и развитие речи. |
6. | Самостоятельная работа по группам (карточки-информаторы) Ребята работают по группам .На партах карточки-информаторы, приготовленные учителем заранее | 1-2 группы выполняют задания первого уровня сложности. -Выделить события, которые происходят в настоящем времени и в прошлом. Почему рассказ поэта о происходящем событии прерывается его воспоминаниями? -Обратимся к воспоминаниям поэта. В чем он видит обаяние крестьянского детства? Прочитайте об этом вслух. Как эта часть стихотворения связана с биографией поэта? | 3-4 группа выполняют более сложные задания. - «Зато ему рано знакомы труды»,-пишет поэт о крестьянском ребенке. Какую крестьянскую работу имеет в виду поэт? -В чем он видит поэзию этого труда? -Какие стороны жизни крестьянских детей удручают поэта?. При ответах обязательна опора на текст. | 5-6 группы выполняют наиболее сложные задания. -В каких словах поэт прямо выражает свои чувства к крестьянским детям? Прочитайте эти строки. -А если бы не было этого прямого признания, могли бы мы догадаться об отношении Н.А.Некрасова к крестьянским детям? (Обрати внимание на СРАВНЕНИЯ,ЭПИТЕТЫ,СЛОВА С УМЕНЬШИТЕЛЬНО-ЛАСКАТЕЛЬНЫМИ СУФФИКСАМИ. Приведите примеры из текста | 1 гр.- вопросы репродукт., рассчитаны на запоминание и воспроизведение фактов. 2 гр.- вопрос на частично- поисковую деят- ть и обобщение фактов. 3 гр. -самостоятельная исследоват. деят- ть. |
7. | Контроль и обратная связь | *С каким чувством обращается Н.А.Некрасов к детям? Чем вызван этот призыв? Как вы понимаете выражения: «красное детство», «скудное поле»? | *С каким чувством обращается Н.А.Некрасов к детям? Чем вызван этот призыв? Как вы понимаете выражения: «красное детство», «скудное поле»? | *С каким чувством обращается Н.А.Некрасов к детям? Чем вызван этот призыв? Как вы понимаете выражения: «красное детство», «скудное поле»? | Вовлечение в работу всего класса, организация для каждого ученика интересной и посильной поисковой деятельности. |
8. | Планируемые результаты | Умение строить монологический ответ, рассуждать, работа с текстом, позволяющая развивать навыки аналитической деятельности | Умение строить монологический ответ, рассуждать, работа с текстом, позволяющая развивать навыки аналитической деятельности | Работа с текстом, позволяющая развивать навыки аналитической деятельности, развивать умение рассуждать, доказывать свою точку зрения | Знакомство со стихотворением «Крестьянские дети», развитие у учащихся правильного понимания произведения, умения доказать текстом это понимание. Обучение монологическому высказыванию по теме, а у сильных учеников развивать умение аргументировать свои мысли. Воспитание любви к родной литературе. |
9. | Фомы организации учебной деятельности | Выразительное чтение (фронтальная работа ,индивидуальная) | Выразительное чтение по ролям (групповая работа, индивидуальная) | Элементы анализа произведения, творческое задание –устное мини-сочинение в группе; чтение в лицах; устное словесное рисование | 1 гр. -предоставляется возможность поработать с текстом каждому ученику, попробовать свои силы. 2 гр.- развивается умение работать как индивидуально, так и в паре , в группе. 3гр.- задание позволяет сильным ученикам развивать умение аргументировать свои мысли, работать в группе, приучает к сотворчеству, умению выслушивать и принимать во внимание чужое мнение. |
10. | Домашнее задание (по выбору учащихся) | Приготовить выразительное чтение отрывка (можно в лицах ) по желанию сделать рисунок к стихотворению. | Выучить наизусть понравившийся отрывок (не менее 40-45 строк) | . Выучить наизусть понравившийся отрывок (не менее 40-45 строк), по желанию сделать рисунок к стихотворению. | Учащиеся сами определяют, что им интересно, что по силам. Это снимает негативный эффект обязательной работы и развивает навыки самооценки. |
Стеценко С.В., персональный номер (идентификатор 251382)
Дифференциация обучения на уроках литературы в основной школе.
Конспект урока.
Н.А.Некрасов. Рассказ о поэте. Судьба крестьянских детей в стихотворении «Крестьянские дети»
Цели: - Познакомить с биографией и чертами личности поэта;
-показать мастерство русского поэта 19в. в создании образа Родины;
-продолжить работу по формированию анализа стихотворения;
-обучение выразительному чтению.
Ход урока:
1.Орг. момент.
2.Проверка домашнего задания.
(К уроку было задано чтение учебной статьи по учебнику о поэте стр. 63-67 всему классу и выполнение заданий по группам.)
1 группа: готовила подбор иллюстраций к произведениям поэта, отвечала на вопрос (Какие произведения Н.А. Некрасова читали и учили в начальной школе?)
2 группа: подготовка и проведение словарной работы (СОСТРАДАНИЕ,ПОТРЯСЕНИЕ, ЧУВСТВИТЕЛЬНЫЙ,КРЕСТЬЯНЕ,ЛЮБОВЬ К ТРУДУ)
3 группа: составление плана учебной статьи «Детство и юность поэта» , пересказ частей плана с чтением наизусть некрасовских строк, включенных в статью.
Подведение итогов. Слово учителя.
3.Выразительное чтение учителем стихотворения «Крестьянские дети»
Вопрос: Какие образы и картины вам представились?
*Перечитать текст « про себя», определяя, каким настроением он проникнут, мысленно деля его на смысловые части.
Обсуждение.
4.Работа с текстом стихотворения «Крестьянские дети»
Ребята работают по группам .На партах карточки-информаторы, приготовленные учителем заранее)
1-2 группы выполняют задания первого уровня сложности.
-Выделить события, которые происходят в настоящем времени и в прошлом. Почему рассказ поэта о происходящем событии прерывается его воспоминаниями?
-Обратимся к воспоминаниям поэта. В чем он видит обаяние крестьянского детства? Прочитайте об этом вслух. Как эта часть стихотворения связана с биографией поэта?
3-4 группа выполняют более сложные задания.
- «Зато ему рано знакомы труды»,-пишет поэт о крестьянском ребенке. Какую крестьянскую работу имеет в виду поэт?
-В чем он видит поэзию этого труда?
-Какие стороны жизни крестьянских детей удручают поэта?.
При ответах обязательна опора на текст.
5-6 группы выполняют наиболее сложные задания.
-В каких словах поэт прямо выражает свои чувства к крестьянским детям? Прочитайте эти строки.
-А если бы не было этого прямого признания, могли бы мы догадаться об отношении Н.А.Некрасова к крестьянским детям? (Обрати внимание на СРАВНЕНИЯ,ЭПИТЕТЫ,СЛОВА С УМЕНЬШИТЕЛЬНО-ЛАСКАТЕЛЬНЫМИ СУФФИКСАМИ. Приведите примеры из текста)
5.Обучение выразительному чтению.
Некоторые части стихотворения написаны в форме диалога, назовите их. Поучимся их выразительно читать.
*Давайте ту часть стихотворения, где поэт передает подслушанный диалог детей , разыграем как сценку. В обсуждении принимает участие весь класс.
-Определите, сколько действующих лиц в нашем спектакле? Можем ли мы догадаться о характерах детей?
-Как вы думаете, какая реплика кому из детей принадлежит? Обоснуйте свое мнение.
-А с какой интонацией будем произносить слова автора?
*Читаем этот отрывок из стихотворения в классе по ролям.
6.Опережающее задание 5-6 группам. Отрывок «Встреча поэта с Власом ».
Чтение в лицах отрывка заранее подготовленными учениками.
* Выступление ребят и обсуждение сказанного.
Карточка-информатор:
-Почему к маленькому мальчику поэт обращается «парнище», называет его «грозным»?
-Какие чувства вызывает у поэта Влас? Какие слова надо выделить при чтении, чтобы передать эти чувства?
-Каким ты представляешь себе Власа? Вчитайся в его ответы. Какой характер в них раскрывается? (Устное словесное рисование)
.
- Чтение в лицах отрывка заранее подготовленными учениками.
7.Выводы по уроку.
Поэзия Н.А.Некрасова всегда очень сюжетна. В основе каждого стихотворения – рассказ о каком-либо событии. Вот почему его поэзия будит и разум, и чувства. Какие чувства пробудило стихотворение в вашей душе?
*С каким чувством обращается Н.А.Некрасов к детям? Чем вызван этот призыв? Как вы понимаете выражения: «красное детство», «скудное поле»?
8. Работа с репродукцией В.Е.Маковского «Игра в бабки».
*Чем близка она стихотворению, с которым мы познакомились на уроке?
*Как художник передает на картине поэзию крестьянского детства?
9.Домашнее задание.
Выучить наизусть понравившийся отрывок (не менее 40-45 строк)
По желанию нарисовать рисунок к стихотворению.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока литературы на основе дифференциации обучения
Очень помогает на уроках литературы....
Технологическая карта урока литературы на основе дифференциации обучения
Урок анализа лирического произведения (стихотворение Н.А.Некрасова «Железная дорога»)....
Технологическая карта урока литературы на основе дифференцированного обучения
В данном материале я предлагаю образец того, как нужно строить технологическую карту урока литературы при использовании дифференцированного метода обучения. Бесспорно, это кропо...
Технологическая карта урока литературы на основе дифференциации обучения
Класс: 5 Литературная тема: Сказка К.Г.Паустовского «Теплый хлеб». Тема урока: Трудный путь героя от зла к добру в сказке «Теплый хлеб» Тип урока: анализ эпического произведения Литера...
Личный перспективный план по самообразованию.Тема: Внедрение ИКТ технологии в образовательный процесс на основе дифференциации обучения и индивидуального подхода на уроках математики в рамках ФГОС.
Совершенствование качества обучения и воспитания в школе напрямую зависит от уровня подготовки педагогов. Этот уровень должен постоянно расти и немалую роль здесь играет самообразование уч...
Технологическая карта урока литературы на основе дифференцированного обучения. 8 класс. "Капитанская дочка" А.С.Пушкин
Данная технологиченская карта разработа с учетом разного уровня познавательной активности учащихся одного класса и позволяет учителю вовлечь в работу весь класс....
Методическая разработка по литературе. Технологическая карта урока литературы в 6 классе.
Технологическая карта урока поможет учителям литературы провести урок по творчеству А.П.Чехова, в основе которого лежит постановка проблемного вопроса. Поисковая деятельность учащихся приводит их к ра...
Комментарии
Технологическая карта урока