Рабочая программа по чтению (ФГОС) 9 класс (ОВЗ)
рабочая программа по литературе (9 класс)

Драб Ирина Викторовна

Рабочая программа по учебному предмету «Чтение» для обучающихся 9 класса (8 вид, ФГОС) 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chtenie._9_kl._ovz_fgos.docx72.91 КБ

Предварительный просмотр:

Утверждаю:

Директор МБОУ – СОШ №___

___________________________

____________

                                                                                           Приказ от __________ г. № __

                                         

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по чтению

___________________________

Количество часов в неделю: основное общее (коррекционное обучение), 9 «__» класс (8 вид)

Количество часов в неделю: 4 часа

Количество часов в год: 133 часа

Учитель: ________________________

 Программа разработана на основе:

  • Программы для специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида для 5-9 классов под ред. В.В. Воронковой.
  • примерных программ по учебному предмету «Чтение и развитие речи» для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII, автор А.К. Аксёнова - М.: «Просвещение», 2016 г.
  •  «Положения о рабочей программе _________________________________________»

____________ учебный год

                                                              1. Пояснительная записка.

Рабочая программа по учебному предмету «Чтение» для обучающихся 9 класса (8 вид) создана на основе следующих нормативных документов:

  • Программы для специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида для 5-9 классов под ред. В.В. Воронковой;
  • примерных программ по учебному предмету «Чтение и развитие речи» для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII, автор А.К. Аксёнова - М.: «Просвещение», 2016 г.;
  •  «Положения о рабочей программе …».

Цели программы:

• формирование духовно развитой личности, обладающей гуманистическим мировоззрением, национальным самосознанием и общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма;
• развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающихся, необходимых для успешной социализации и самореализации личности;
• постижение обучающимися  произведений отечественной и мировой литературы, их чтение и анализ, основанный на понимании образной природы искусства слова, опирающийся на принципы единства художественной формы и содержания, связи искусства с жизнью, историзма;
• поэтапное, последовательное формирование умений читать, комментировать, анализировать и интерпретировать художественный текст;
• овладение возможными алгоритмами постижения смыслов, заложенных в художественном тексте (или любом другом речевом высказывании), представление своих оценок и суждений по поводу прочитанного.
                                                                 

2. Место учебного предмета в учебном плане.

Согласно базисному учебному плану для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида  на изучение учебного предмета «Чтение»  в 9  классе отводится  4 часа в неделю, всего – 136 часов. В соответствии с календарным учебным графиком на 2021-2022 уч. год количество часов в неделю – 4, количество часов за год – 133.

3. Содержание учебного предмета «Чтение» для обучающихся 9 класса (8 вид)

Разделы

Содержание

Общее кол-во часов

Р/Р

Введение

1

Устное народное творчество

Жанры устного народного творчества (сказка, пословица, поговорка, баллада, былина). Отличие литературной сказки от народной. Основные герои русских былин, распространенные пословицы и поговорки. Главная мысль произведения. Русские народные песни «Колыбельная», «За морем синичка не пышно жила…».

Былина «На заставе богатырской» (в сокращении).

«Сказка про Василису Премудрую», сказка «Лиса и тетерев».

14

4

Русская литература XIX века

В.А. Жуковский. Сказка «Три пояса» (в сокращении). И.А. Крылов. Басня «Кот и Повар» (в сокращении). А.С. Пушкин. Поэма «Руслан и Людмила» (в сокращении), повесть «Барышня – крестьянка» (в сокращении). М.Ю. Лермонтов. Стихотворения «Тучи», «Морская царевна» (в сокращении); «Баллада». Н.В. Гоголь. Повесть «Майская ночь, или Утопленница» (в сокращении). Н.А. Некрасов. Отрывок из стихотворения «Рыцарь на час», отрывок из поэмы «Саша». А.А. Фет. Стихотворения «На заре ты её не буди…», «Помню я: старушка няня…», «Это утро, радость эта…». А.П. Чехов. Рассказы «Злоумышленник» (в сокращении), «Пересолил».

56

7

Из литературы XX века

М. Горький «Песня о Соколе». В.В. Маяковский. Стихотворение «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче» (в сокращении). М.И. Цветаева. Стихотворения «Красной кистью…», «Вчера ещё в глаза глядел…». К. Г. Паустовский. Рассказ «Стекольный мастер». С.А. Есенин. Стихотворения «Нивы сжаты, рощи голы…», «Собаке Качалова». М.А. Шолохов. Рассказ «Судьба человека» (в сокращении). Е. И. Носов. Рассказ «Трудный хлеб». Н.М. Рубцов. Стихотворения «Тихая моя родина», «Русский огонёк», «Зимняя песня». Ю.И. Коваль. Отрывок из повести «Приключения Васи Куролесова».

45

7

Из зарубежной литературы

Роберт Луис Стивенсон «Вересковый мёд», Эрнест Сетон-Томпсон «Снап», Джеральд Даррелл «Живописный жираф».

17

2

Итого:

133

20

                                                 

4. Планируемые результаты освоения учебного предмета «Чтение».

Формируемые универсальные учебные действия:

В структуре планируемых результатов при изучении учебного предмета «Чтение» для обучающихся 9 класса (8 вид) ведущее место принадлежит личностным результатам.

Личностные результаты: 

  • у обучающихся будут сформированы умения: 
  • осознавать себя как гражданина России, имеющего определенные права и обязанности;
  • гордиться школьными успехами и достижениями как собственными, так и своих товарищей; 
  • адекватно эмоционально откликаться на произведения литературы, музыки, живописи; 
  • уважительно и бережно относиться к людям труда и результатам их деятельности; 
  • активно включаться в общеполезную социальную деятельность; 
  • осознанно относиться к выбору профессии;
  • бережно относиться к культурно-историческому наследию родного края и страны. 

Достаточный уровень освоения предметных результатов не является обязательным для всех обучающихся. Минимальный уровень является обязательным для всех обучающихся с умственной отсталостью. 

Обучающиеся научатся:

  • -читать вслух правильно, целыми словами, трудные слова – по слогам, соблюдая синтаксические паузы, интонацию конца предложения в зависимости от знаков препинания;
  • -читать «про себя» проанализированный заранее текст, выполняя несложные задания;
  • -участвовать в обсуждении темы и текста;
  • -оценивать поступки героев с помощью учителя;
  • -отвечать на вопросы учителя, пересказывать несложные по содержанию тексты с помощью наводящих вопросов, по плану.
  • - читать вслух правильно, выразительно, осознанно, бегло в соответствии с нормами литературного произношения;
  • - читать «про себя»;
  • - выделять тему и идею произведения с помощью учителя;
  • - формулировать вопросы к тексту;
  • - делить текст на части или озаглавливать данные части под руководством учителя, в простейших случаях — самостоятельно;
  • - составлять простой план под руководством учителя;
  • - характеризовать главных действующих лиц (с помощью учителя), давать оценку их поступкам;
  • - выделять незнакомые слова в тексте, правильно их объяснять (с помощью учителя);
  • - производить пересказ прочитанного по составленному плану; полный и выборочный пересказ;
  • - учить стихотворения наизусть (объем текста с учетом особенностей учеников);
  • - участвовать в уроках внеклассного чтения, выполняя доступные задания по прочитанному тексту;
  • -выучить наизусть 8-10 стихотворений.

Метапредметные результаты по учебному предмету.

Регулятивные базовые учебные действия:

Обучающиеся научатся:

  • принимать и сохранять цели и задачи решения типовых учебных и практических задач,
  • осуществлять коллективный поиск средств их осуществления;
  • осознанно действовать на основе разных видов инструкций для решения практических и учебных задач;
  • осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
  • осуществлять самооценку и самоконтроль в деятельности, адекватно реагировать на внешний контроль и оценку, корректировать в соответствии с ней свою деятельность.

Познавательные базовые учебные действия:

Обучающиеся научатся:

  • дифференцированно воспринимать окружающий мир, его временно-пространственную организацию;
  • использовать логические действия (сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификацию, установление аналогий, закономерностей, причинно-следственных связей) на наглядном, доступном вербальном материале, основе практической деятельности в соответствии с индивидуальными возможностями;
  • применять начальные сведения о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета и для решения познавательных и практических задач;
  • использовать в жизни и деятельности некоторые межпредметные знания, отражающие доступные существенные связи и отношения между объектами и процессами.

Коммуникативные базовые учебные действия:

Обучающиеся научатся:

  • вступать и поддерживать коммуникацию в разных ситуациях социального взаимодействия (учебных, трудовых, бытовых и др.);
  • слушать собеседника, вступать в диалог и поддерживать его, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;
  • излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
  • дифференцированно использовать разные виды речевых высказываний (вопросы, ответы, повествование, отрицание и др.) в коммуникативных ситуациях с учетом специфики участников (возраст, социальный статус, знакомый-незнакомый);
  • использовать разные виды делового письма для решения жизненно значимых задач;
  • использовать разные источники и средства получения информации для решения коммуникативных и познавательных задач, в том числе информационные.

Содержательные линии программы

Планируемые результаты. Требования ФГОС

Базовый уровень

Повышенный уровень

Устное народное творчество

• осознанно воспринимать и понимать фольклорный текст; различать фольклорные и литературные произведения, фольклорным образам, традиционным фольклорным приёмам в различных ситуациях речевого общения;

• учитывая жанрово-родовые признаки произведений устного народного творчества, выбирать фольклорные произведения для самостоятельного чтения;

• выразительно читать былины, соблюдая соответствующий интонационный рисунок устного рассказывания;

• пересказывать былины, чётко выделяя сюжетные линии, не пропуская значимых композиционных элементов, используя в своей речи характерные для народных былин художественные приёмы.

• видеть в былинах воплощение нравственного идеала конкретного народа (находить общее и различное с идеалом русского и своего народов);

• рассказывать о самостоятельно прочитанной былине, обосновывая свой выбор;

• сочинять былину и/или придумывать сюжетные линии;

• выбирать произведения устного народного творчества разных народов для самостоятельного чтения, руководствуясь конкретными целевыми установками.

Русская литература XIX—XX вв.

• осознанно воспринимать художественное произведение в единстве формы и содержания; адекватно понимать художественный текст и давать его смысловой анализ; интерпретировать прочитанное, устанавливать поле читательских ассоциаций, отбирать произведения для чтения;

• воспринимать художественный текст как произведение искусства, послание автора читателю, современнику и потомку;

• выбирать произведения для самостоятельного чтения;

• выявлять и интерпретировать авторскую позицию, определяя своё к ней отношение, и на этой основе формировать собственные ценностные ориентации;

• анализировать и истолковывать произведения разной жанровой природы, аргументировано формулируя своё отношение к прочитанному.

• выбирать путь анализа произведения, адекватный жанрово-родовой природе художественного текста;

• дифференцировать элементы поэтики художественного текста, видеть их художественную и смысловую функцию;

• сопоставлять «чужие» тексты интерпретирующего характера, аргументировано оценивать их;

• оценивать интерпретацию художественного текста, созданную средствами других искусств;

• сопоставлять произведения русской и мировой литературы самостоятельно (или под руководством учителя), определяя линии сопоставления, выбирая аспект для сопоставительного анализа.

5. Календарно- тематическое планирование по учебному предмету «Чтение.  9 класс (8 вид)»

Дата

Тема урока

Содержание урока

Деятельность обучающихся

План

Факт

1.Введение (1час)

1.

Введение. Роль книги в жизни человека.

Роль книги в жизни человека. Специфика художественной литературы как искусства слова. История книги. Любовь к книге. Выразительное чтение статьи.

Давать устный или письменный ответ на вопрос.

Формулировать вопросы по тексту.

2.Из устного народного творчества (10 часов+4 Р/Р)

2.

Устное народное творчество. Жанры.

Устное народное творчество. Повторение жанров устного народного творчества: загадка как метафора, вид словесной игры. Пословица как воплощение житейской мудрости. Темы пословиц. Поговорка как образное выражение. Стр. 6- 9, в.1-3

Знать тексты произведений; жанровые особенности; понимать значение былин, баллад, сказок в жизни народа. Выявлять характерные для произведений устного народного творчества художественные приёмы (постоянные эпитеты, троекратные повторы).

Характеризовать героев произведений устного народного творчества.

Понимать значение былин, баллад,

Формулировать вопросы по тексту.

Выразительно читать фрагмент былины. Учить отличать былину от сказки.

Характеризовать героя былины как воплощение национального характера.

Находить в тексте незнакомые слова и определять их значение.

Выявлять характерные для произведений устного народного творчества художественные приёмы (постоянные эпитеты, троекратные повторы).

Характеризовать героев произведений устного народного творчества.

Пересказывать самостоятельно прочитанный текст.

Давать устный или письменный ответ на вопросы по тексту предания, сказки. Учить писать сочинение – сказку.  

3.

Русские народные песни.  «Колыбельная», «За морем синичка жила».

Русские народные песни. Виды обрядовых песен, особенность их поэтики.  Стр. 10-12. Вопросы 1-3. Выразительное чтение.

4.

Былины как жанр устного народного творчества.  

Былины. Былинные герои. Характерные черты былинного героя, художественная идея былины, особенности поэтики былин. Стр. 13-17, в.1-2, стр.18. в.11,12. Выразительное чтение. Работа с текстом.

5.

Художественная идея былины  

«На заставе богатырской».  

6.

Жанровые особенности былины «Вольга и Микула Селенинович».

Жанровые особенности былины «Вольга и Микула Селенинович»; художественная идея былины «Вольга и Микула Селенинович», прославивших родную землю своей отвагой и мужеством; значение собирательного образа народа в былине

7.

Р/Р Подготовка к сочинению.

Словарная работа, лексическая работа, работа со словарём. План. Составление творческого текста по картине. Стр.112.  Сочинение по картине В.М. Васнецова «Богатыри».

8.

Р/Р Сочинение по картине В.М. Васнецова «Богатыри».

9.

Сказка как жанр устного народного творчества.

 Сказка как выражение народной мудрости и нравственных представлений народа. Сюжет в волшебной сказке: зачин, важное событие, преодоление препятствий, поединок со злой силой, победа, возвращение, преодоление препятствий, счастливый финал.  Нравственная проблематика сказки: добрая и злая сила в сказках.

Сказочные образы. Выразительное чтение, исследовательская работа с художественным текстом. Стр.19-29. Вопросы и задания на стр.29

10.

«Сказка про Василису Премудрую» как выражение народной мудрости и нравственных представлений народа.

11.

  Сказочные образы в сказке.

12.

Нравственная основа сказок о животных. Сказка «Лиса и Тетерев».

Сказка «Лиса и Тетерев»

Нравственная основа сказок о животных.

Вопросы и задания 1-6 на стр.31-32.

Сюжет и главные герои в сказке. Цитатная характеристика героев.

13.

Сюжет и главные герои в сказке «Лиса и Тетерев».

 14.

Р/Р Сочинение- сказка.

Словарная работа, лексическая работа, использование композиционной схемы сказки. Сочинение – сказка.

Анализ ошибок и их корректировка.

 15.

Р/Р Анализ работ.

3.Из русской литературы века XIX века (49 часов + 7 Р/Р)

16.

В.А. Жуковский. Краткие сведения о писателе.

В.А. Жуковский.  Основные факты биографии поэта, выявление наиболее ярких качеств его личности, стр.34, в.1-3 Особенности замысла, связанные с   жизненными судьбами героинь сказки «Три пояса». Стр.38- 44, в.1-11

Нравственная основа сказки «Три пояса». Цитатная характеристика главных героев, изобразительно-выразительные средства в сказке.  Выразительное чтение. Вопросы и задания 1-9 на стр. 45-47.

Воспринимать текст литературного произведения.

Выразительно читать фрагменты произведений русской литературы XIX века.

Выразительно читать наизусть лирические стихотворения произведений русской литературы XIX  века.

Характеризовать героя русской литературы XIX  века.

Выявлять характерные для произведений русской литературы XIX  века темы, образы, приёмы изображения человека.

Находить в тексте незнакомые слова и определять их значение.

Формировать вопросы по тексту произведения.

Давать устный и письменный ответ на вопрос по тексту произведения, в том числе с использованием цитат.

Характеризовать сюжет произведения, его тематику.

Давать общую характеристику художественного мира произведения, писателя, литературного направления.

Выявлять признаки эпического, лирического и драматического родов в литературном произведении.

Составлять план, в том числе цитатный, литературного произведения.

Подбирать цитаты из текста по заданной теме.

Подбирать материал о биографии и творчестве писателя, истории создания произведения, прототипах с использованием справочной литературы и ресурсов Интернета.

Сопоставлять сюжеты, персонажей литературных произведений.

Делать выводы об особенностях художественного мира, сюжетов, проблематики и тематики произведений конкретного писателя.

Делать выводы об особенностях сюжетов, проблематики и тематики произведений конкретного писателя.

Анализировать эпизоды литературного произведения.

Писать сочинение на литературном материале и с использованием собственного жизненного и читательского опыта.

Находить ошибки и редактировать черновые варианты собственных письменных работ.

Подбирать и обобщать дополнительный материал о биографии и творчества А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Н.В. Гоголя, И.С. Тургенева, Н.А. Некрасова, Л.Н. Толстого, А.П. Чехова, А.А.Фета.

Формулировать вопросы по тексту произведения.

Давать устный или письменный ответ на вопрос по тексту произведения, в том числе с использованием цитирования.

Характеризовать сюжет произведения, его тематику, проблематику, идейно-эмоциональное содержание.

Давать общую характеристику художественного мира произведения, писателя, литературного направления.

Выявлять признаки эпического, лирического и драматического родов в литературном произведении.

Составлять план литературного произведения.

Совершенствовать навык составления устных кратких пересказов.

Подбирать цитаты из текста литературного произведения по заданной теме.

Подбирать материал о биографии и творчестве писателя, истории создания произведения.

Сопоставлять сюжеты, персонажей литературных произведений.

Делать выводы об особенностях сюжетов, проблематики и тематики произведений конкретного писателя.

Писать сочинение на литературном материале и с использованием собственного жизненного и читательского опыта.

Находить ошибки и редактировать черновые варианты собственных письменных работ.

Подбирать и обобщать дополнительный материал о биографии и творчестве писателей и поэтов.

17.

Особенности замысла сказки «Три пояса».

18.

Нравственная основа сказки «Три пояса».

19,

Р/Р Подготовка к написанию отзыва о прочитанной сказке.

Словарная работа, лексическая работа. Создание творческого текста по плану. Стр.47, в.11

Отзыв о прочитанной сказке «Три пояса».

20.

Р/Р Отзыв о сказке «Три пояса».

21.

И.А. Крылов. Знакомство с жизнью и творчеством.

Краткие сведения о писателе. Детство. Нравственная проблематика басен, злободневность. Пороки, недостатки, ум, глупость, хитрость, невежество, самонадеянность; просвещение и невежество – основные темы басен. Стр.48-49, в.1.

22.

И.А. Крылов. Басня «Кот и повар».

Особенности басни «Кот и повар».  Мораль в басне.  Характеристика главных героев басни. Стр.51-53, в.1-6

23.

А.С. Пушкин. Знакомство с   жизнью и творчеством.

Краткие сведения о писателе. Краткие сведения о детстве и детских впечатлениях поэта. Пушкин и книга. А. С.  Пушкин и няня Арина Родионовна. Стр.56, в.1-12

24.

Художественная идея поэмы «Руслан и Людмила».

Художественная идея поэмы «Руслан и Людмила» и приемы создания художественного образа. Знакомство с особенностями поэмы «Руслан и Людмила», Выразительное чтение, исследовательская работа с художественным текстом. с. 58-62. Вопросы стр.62, часть 1.

25.

Композиционные особенности поэмы «Руслан и Людмила».

26.

Сюжет и главные герои поэмы «Руслан и Людмила»

Сюжет и главные герои поэмы «Руслан и Людмила». Сравнительная характеристика. Добро и зло в поэме А.С. Пушкина «Руслан и Людмила»; благодарность, верность, преданность, зависть, подлость; отношение автора к героям.  Выразительное чтение, исследовательская работа с художественным текстом.  Стр.62-72, вопросы стр.71, часть 2

27.

Добро и зло в поэме А.С. Пушкина «Руслан и Людмила».

28.

Р/Р Анализ эпизода из поэмы «Руслан и Людмила».  

Анализа эпизода лирического произведения. Работа с текстом поэмы «Руслан и Людмила».  Беседа о поступках, характерах героев.  Стр.58-82, вопросы.

29.

История создания повести А.С. Пушкина «Барышня-крестьянка»

Историческая эпоха, нашедшая отражение в повести «Барышня-крестьянка». Болдино – самый продуктивный в творчестве писателя. Прототипы героев. Стр. 82-92, вопросы стр.92.

Любовь и обман в повести «Барышня-крестьянка»- главная тема произведения.

30.

Любовь и обман в повести «Барышня-крестьянка».

31.

Основная мысль повести «Барышня –крестьянка».

Основная мысль – настоящая любовь сильнее обманов и ссор. Быть откровенным, честным с близкими людьми, вот чему учит автор читателей. Сравнение характеров героев, определение мотивов их поведения; стр. 102-103, в.1-5. Смысл названия повести.

32.

Смысл названия повести «Барышня –крестьянка».

33.

Художественная идея повести «Барышня – крестьянка».

Художественная идея повести, состоящая в утверждении необходимости гуманного, справедливого отношения к людям, независимо от их общественного и имущественного положения. стр. 102-103, в.5-10.

Выразительное чтение, исследовательская работа с художественным текстом.

34.

Внеклассное чтение по произведениям А.С. Пушкина.

35.

Р/Р Анализ эпизода в   повести А.С. Пушкина «Барышня-крестьянка».

Словарная работа, лексическая работа. Работа с текстом. Проверка полученных знаний. Стр.103. в.1-12.

36.

М.Ю. Лермонтов. Знакомство с жизнью и творчеством поэта.

Жизненный и творческий путь М.Ю. Лермонтова. Романтическое движение в литературе, лирический персонаж и лирический герой стр.104-108, в.1.

 37.

Вольнолюбивые мотивы в лирике Лермонтова.

Вольнолюбивые мотивы в лирике Лермонтова. Значение мотива странничества в творчестве М.Ю. Лермонтова, смысл последних слов стихотворения, свидетельствующих об особенностях мировоззрения поэта, воспринимающего человеческую жизнь как "земное краткое изгнанье".  Стр.109, в.1-4.   Выразительное чтение, исследовательская работа с художественным текстом.  «Тучи» наизусть.

38.

Мотив странничества в стихотворении М.Ю. Лермонтова «Тучи»

39.

Стихотворение М.Ю. Лермонтова «Баллада».

Художественная идея стихотворения, состоящая в утверждении мысли о трагической непреодолимости одиночества при общей родственности судьбы. Значение авторской позиции, проявляющейся в утверждении стойкости, мужества, необходимости жертвенного служения во имя достижения счастья и любви.   Выразительное чтение, исследовательская работа с художественным текстом. Стр.110-112, в.1-5

40.

Значение авторской позиции в «Баллада».

41.

Художественная идея стихотворения «Морская царевна» М.Ю. Лермонтова.

Художественная идея стихотворения «Морская царевна» М.Ю. Лермонтова. Выразительное чтение, самостоятельная исследовательская работа с текстом, с иллюстрациями, терминами, лексическая работа. Изобразительно-выразительные средства. Стр.113-115, в.1-8.

42.

Изобразительно-выразительные средства в стихотворении «Морская царевна».

  43.

Тема одиночества в стихотворении «Выхожу один я на дорогу».

Тема одиночества в стихотворении «Выхожу один я на дорогу». Художественная идея, мотив. Стр.115-116. Выявление особенностей творческой манеры М.Ю. Лермонтова, художественная идея его стихотворений. Смысловые части: рассказ о начале путешествий листика, разговор листка и чинары. Стр.115-116. Чтение наизусть стихов по выбору.

 44.

Композиция стихотворения «Листок» М.Ю. Лермонтова.

45.

Н.В. Гоголь. Знакомство с жизнью и творчеством.

Сведения о писателе. Малороссия в жизни и творчестве Н.В. Гоголя. Первоначальные представления о повести Н.В. Гоголя. Вопросы 1-3, стр.117-118

46.

Повесть «Майская ночь, или Утопленница», глава «Ганна». Зло и добро в повести.

Отражение в повести «Майская ночь, или Утопленница» славянских преданий, легенд, обрядов и поверий; образы и сюжет повести. Зло и добро в повести. Стр.119-124, в.1-7

47.

Повесть «Майская ночь, или Утопленница», глава «Утопленница».  Своеобразие сюжета.

Любовь как нравственная основа в человеке. Своеобразие сюжета. Речь персонажей и отражение в ней особенностей характера и взгляда на жизнь и судьбу. Отношение писателя к событиям и героям. Вопросы 1-5, стр. 125-129

48.

Повесть «Майская ночь, или Утопленница», глава «Пробуждение». Художественная идея.

  Воссоздание атмосферы эпохи, нашедшие отражение в произведении Н.В. Гоголя «Майская ночь, или Утопленница». Стр.129-132, в.1-4

49.

Р/Р Устное рисование портретов героев повести, особенности языка.

Обобщение знаний по повести Н.В. Гоголя «Майская ночь, или Утопленница». План составления устного текста. Особенности устного портрета героя. Выделение главного.  Стр. 132, в.8-11

50.

Н.В. Гоголь «Ночь перед Рождеством».  Реалистичные традиции и мистические элементы в произведении.

Н.В. Гоголь «Ночь перед Рождеством». Реалистичные традиции и мистические элементы в произведении. Мотивы народного фольклора, приметы и поверья, существующие между людьми.  Выразительное чтение, исследовательская работа с художественным текстом.

51.

Сюжет и главные герои «Ночи перед Рождеством».

Сюжет и главные герои «Ночи перед Рождеством». Основные события, характеристика главных героев.

52.

Толкование непонятных слов в «Ночи перед Рождеством».

Толкование непонятных слов. Тройка – старинная русская упряжка лошадей. Шинок – небольшое питейное заведение. Заутреня – одно из богослужений в православной церкви, совершаемое утром. Люлька – трубка для курения.

53.

Н.А. Некрасов.  Краткие сведения о поэте.

 Краткие сведения о поэте. Доля народная - основная тема произведений поэта. Своеобразие поэтической музы писателя. Стр. 134-135, вопросы стр.136. Основная проблематика произведений: судьба русской женщины, любовь и чувство долга; верность, преданность, независимость; беззащитность, бесправие, покорность судьбе.

54.

Доля народная – основная тема произведений Н.А. Некрасова.

55.

 

Тема, основная мысль поэмы «Саша» (отрывок).

Тема поэмы – влияние разных факторов на становление личности и её самосознания. Основная мысль. Понятия твёрдая позиция, лишние люди. с. 138-140

56.  

Особенности композиции   поэмы «Саша» Н.А. Некрасова.

Особенности композиции   поэмы «Саша». Отрывок наизусть. В.7, стр.141

57.

Герои и образы поэмы «Саша».

Образ Саши - центральный образ поэмы.  Лирический герой – рассказчик близок к образу Некрасова. Доля народная - основная тема произведений поэта. Стр.142, в. 1-2

58.

А.А. Фет. Основные этапы жизни и творчества.

Основные этапы жизни и творчества А.А. Фета; основные темы и мотивы лирики Фета. Поэтическая «безглагольность». Выразительное чтение, исследовательская работа с художественным текстом.

59.

Основные темы и мотивы лирики Фета.

 60.

Художественная идея стихотворения «На заре ты ее не буди».

Художественная идея стихотворения «На заре ты ее не буди». Стр.144-145, вопросы на стр.145. Выразительное чтение, изобразительно-выразительные средства.

 61.

Единство человека и природы в стихотворении А.А. Фета «Это утро».

Изображение природы и внутренний мир лирического героя в стихотворениях А.А. Фета.  Единство человека и природы. Малая и большая родина. Художественная идея, основная мысль, мотивы. Стр.146-147

62.

Внутренний мир лирического героя в стихотворении А.А. Фета «Помню я, старушка няня…».

Изображение внутреннего мира лирического героя в стихотворении А.А. Фета «Помню я, старушка няня...».  Сюжетная линия. Метафора, эпитет, сравнения. Стр.145-146, в.1-3

63.

Р/Р Урок выразительного чтения по стихотворениям А.А. Фета.

Выразительное чтение, лексическая работа, работа с учебником, терминами, таблицей, иллюстрациями.

Чтение наизусть по выбору стихотворение А.А. Фета. Стр.145-147

64.

А.П. Чехов. Биография. Детские и юношеские годы.

Детские и юношеские годы писателя. Семья А. П. Чехова, Некоторые факты биографии А. П. Чехова, оказавшие влияние на становление творческой манеры писателя; выявление художественной идеи произведения, темы, приемы создания характеров и ситуаций, отношение писателя к персонажам. Стр.148-150, в.1-5

65.

Семья А. П. Чехова. Книга в жизни А. П. Чехова.

66.

А. П. Чехов. Рассказ «Злоумышленник».

Рассказ «Злоумышленник»: темы, приемы создания характеров и ситуаций, отношение писателя к персонажам. Художественная идея, особенности композиции.  Жанровое своеобразие рассказа. Стр.150-155, в.1-8 на стр.155-156

67.

Приёмы создания характеров и ситуаций, жанровое своеобразие

68.

А.П. Чехов.  Жанровое своеобразие рассказа «Пересолил».

   А.П. Чехов.  Жанровое своеобразие рассказа «Пересолил». Особенности юмора писателя. Художественная идея рассказа. Термины на стр. 161. Выразительное чтение, исследовательская работа с художественным текстом.  вопросы на стр.161-162.

69.

Особенности юмора писателя в рассказе «Пересолил».

70.

Внеклассное чтение по рассказам А.П. Чехова.

Характеристика чеховских героев. Отработка умения выделять главное, обобщать и делать выводы.

71.

Р/Р Анализ эпизода в рассказе А.П. Чехова «Пересолил».

Словарная работа, лексическая работа. Работа с текстом. Проверка полученных знаний.

4.Из произведений русской литературы XX века. (38 часов+7 Р/Р)

72.

Художественное своеобразие ранней прозы М. Горького.

М. Горького.  Биографические факты жизни. Утверждение бесплодности и призрачности жизни романтических героев, стремящихся к абсолютной свободе. Специфика романтического рассказа. Художественное своеобразие ранней прозы М. Горького.  Выразительное чтение, исследовательская работа с художественным текстом. Стр.166-169, в.1-6

Воспринимать текст литературного произведения.

Выразительно читать фрагменты произведений русской литературы XX века.

Выразительно читать наизусть лирические стихотворения и фрагменты произведений русской литературы XX века.

Характеризовать героя русской литературы XX века.

Выявлять характерные для произведений русской литературы XX века темы, образы, приёмы изображения человека.

Соотносить содержание произведений русской литературы XX века с романтическими и реалистическими принципами изображения жизни и человека.

Находить в тексте незнакомые слова и определять их лексическое значение.

Формулировать вопросы по тексту произведения.

Давать устный или письменный ответ на вопрос по тексту произведения, в том числе с использованием цитирования.

Характеризовать сюжет произведения, его тематику, проблематику, идейно-эмоциональное содержание.

Давать общую характеристику художественного мира произведения, писателя, литературного направления.

Выявлять признаки эпического, лирического и драматического родов в литературном произведении.

Составлять план литературного произведения.

Подбирать цитаты из текста литературного произведения по заданной теме.

Подбирать материал о биографии и творчестве писателя, истории создания произведения.

Сопоставлять сюжеты, персонажей литературных произведений.

Делать выводы об особенностях сюжетов, проблематики и тематики произведений конкретного писателя.

Анализировать эпизоды литературного произведения.

Писать сочинение на литературном материале и с использованием собственного жизненного и читательского опыта.

Находить ошибки и редактировать черновые варианты собственных письменных работ.

Составлять план литературного произведения.

Подбирать цитаты из текста литературного произведения по заданной теме.

Подбирать материал о биографии и творчестве писателя, истории создания произведения.

Сопоставлять сюжеты, персонажей литературных произведений.

Делать выводы об особенностях сюжетов, проблематики и тематики произведений конкретного писателя.

Воспринимать текст литературного произведения.

Выразительно читать фрагменты произведений зарубежной литературы.

Выразительно читать наизусть лирические стихотворения и фрагменты произведений зарубежной литературы.

Характеризовать героя зарубежной литературы.

Выявлять характерные для произведений зарубежной литературы, образы, приёмы изображения человека.

Соотносить содержание произведений зарубежной литературы с принципами изображения жизни и человека, характерными для определения литературной эпохи, направления.

Формулировать вопросы по тексту произведения.

73.

М. Горький «Песня о Соколе». Проблема цели и смысла жизни.

74.

 Истинные и ложные ценности в «Песне о Соколе».

75.

Р/Р Подготовка к написанию отзыва по прочитанному произведению.

Развивать навыки самостоятельной творческой работы. План написания отзыва. Отзыв о «Песне о Соколе».

76.

Р/Р Отзыв о «Песне о Соколе».

77.

Краткие сведения о В.В. Маяковском.

Биографические факты жизни поэта. Ощущение новизны жизни, вернувшегося детства, которое испытывает лирический герой, связывающий с новым временем надежды на неизбежное торжество подлинной человечности.   Стр. 171- 172, вопросы на стр.172.

78.

В.В. Маяковский «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче».

Особенность авторского взгляда на высокое предназначение русской поэзии, проблема традиций и новаторства. Стр. 173- 176, вопросы на стр.176-177.  Образы и символы в стихотворении. Выразительное чтение, работа с терминами. Л.р.:  Ясь, тьма, истина, преемственность, творчество. Художественная идея, тематика и настроение. Выразительное чтение.

79.

Образы и символы в стихотворении.

80.

  М. Цветаева. Поэзия и жизнь поэтессы.

Биографические факты жизни поэта. Стихи разных периодов жизни, основные темы и мотивы лирики.  Ключевые темы творчества.  Стр.178.

81.

Художественная идея стихотворения М.  Цветаевой «Красною кистью».

Художественная идея стихотворения «Красною кистью», «Вчера еще в глаза глядел», стр.179-180.  Художественное богатство стихотворений, слияние с природой; нравственно - эмоциональное состояние персонажей. Выразительное чтение наизусть стихотворения по выбору.

82.

 Художественная идея стихотворения М.  Цветаевой «Вчера еще в глаза глядел».

83.

Уникальность поэтического голоса М. Цветаевой в стихотворениях.

 Уникальность поэтического голоса М. Цветаевой, ее поэтического темперамента. Стихотворения «Мне нравится, что Вы больны не мной…», «Попытка ревности», «Моим стихам, написанным так рано…». Выразительное чтение наизусть стихотворения по выбору.

84.

К.Г. Паустовский.  Краткие сведения о   К. Г. Паустовском.

Некоторые факты биографии К. Г. Паустовского. Основная тематика его творчества. Стр. 181-182, в.1-3

85.

Художественная идея рассказа К.Г. Паустовского «Стекольный мастер».

К.Г. Паустовский. Рассказ «Стекольный мастер» художественная идея частей рассказа. Детская мечта и восхищение красотой природы в произведении. Проблема взаимоотношения близких людей.  Выразительное чтение, лексическая работа. с. 182-189. В.1-11. Любовь к родине в рассказе «Стекольный мастер». Смысл финала рассказа.

86.

Детская мечта и восхищение красотой природы в рассказе.

87.

Любовь к родине в рассказе «Стекольный мастер».

88.

В мире рассказов К.Г. Паустовского.

В мире рассказов К.Г. Паустовского. Тематика рассказов Паустовского, особенность языка и употребление средств выразительности. Рассказы «Заботливый цветок», Романтики», «Мальчики», «Заячьи лапы».

89.

Краткие сведения о   С. А. Есенине.

Биографические факты жизни поэта. Особенность мировосприятия поэта, символика поэтических образов. Стр. 192-193, вопросы на стр.193.

Связь мира природы и мира человека, одушевление природы, пейзажные картины, отражающие состояние души человека, цветовая символика в поэзии    С. Есенина. Художественная идея стихотворений «Нивы сжаты, рощи голы», «Собаке Качалова». Стр.193-195, вопросы на стр. 195.  Выразительное чтение наизусть стихотворения по выбору.

90.

Поэтические особенности стихотворения С. А. Есенина «Нивы сжаты, рощи голы».

91.

Художественная идея стихотворения С.А. Есенин «Собаке Качалова».

92.

Р/Р Урок выразительного чтения по стихотворениям С.А. Есенина.

93.

 М.А. Шолохов.     Биографические факты жизни писателя.

Факты жизни и творчества писателя. Михаил Александрович Шолохов (1905 – 1984) – советский писатель, обладатель Нобелевской премии по литературе, стр. 196-197

94.

М.А. Шолохов. Рассказ «Судьба человека».

Рассказ Шолохова «Судьба человека»: повествование о трагедии и подвиге народа в годы Великой Отечественной войны.  Андрей Соколов, главный герой рассказа Шолохова «Судьба человека».  Достоверность величайшего творения автора завоевало мировую популярность, стр. 197-204.  Жанровая особенность рассказа, художественное своеобразие.  Шолоховская концепция человека в рассказе «Судьба человека». Рассказ М. Шолохова о войне: возможности человеческого духа, то общего в судьбе Андрея Соколова и Ванюши.

95.

Жанровая особенность рассказа «Судьба человека».

96.

Шолоховская концепция человека в рассказе «Судьба человека».

97.

Андрей Соколов и Ванюша.

98.

Смысл названия рассказа «Судьба человека».

Мотивы поступков героев, смысл названия рассказа, значение его для понимания. стр.205, в.1-4 Воссоздание особой атмосферы послевоенной жизни. Человеческая красота-высшее качество русского народного характера. 

99.

Р/Р Подготовка к сочинению.

Самостоятельной творческой работы.  Словарная работа, лексическая работа. Проверка полученных знаний Работа с текстом по плану. Стр.205, в.4. Сочинение.

100.

Р/Р Сочинение по рассказу М. Шолохова «Судьба человека».

101.

Внеклассное чтение. М.А. Шолохов «Донские рассказы».  

 «Донские рассказы». Своеобразие отечественной прозы первой половины XX века. Сюжет, композиция. Мой любимый эпизод.

102.

Краткие сведения о Е.И. Носове.

Некоторые факты биографии, Е.И. Носова Стр.206, в.1-4.

Художественная идея рассказа «Трудный хлеб». Стр.206-211. Выразительное чтение, пересказа, работа с иллюстрациями, лексическая работа. Стр.212, в.1-5. Сострадание и уважение ко всему живому, настоящая дружба без предательств, духовные ценности в рассказе. Нравственные законы, по которым живет хозяин слепой собаки.

103.

Е.И. Носов. Рассказ «Трудный хлеб».

104.

Духовные ценности в рассказе «Трудный хлеб».

105.

Краткие сведения о Н.М. Рубцове.  

Ключевые темы творчества Н.М. Рубцова. Жизнь и творческий путь поэта. Малая и большая родина. Художественная идея, основная мысль, мотивы. Сюжетная линия.  Деревенская тема поэзии с. 214

106.

Деревенская тема поэзии.

107.

Красота природы в стихотворении Н.М. Рубцова «Тихая моя родина».

Объединяющее начало стихотворений, посвященных России.   Красота природы в стихотворении Н.М. Рубцова «Тихая моя родина» Чтение наизусть.

108.

  Изобразительно – выразительные средства в стихотворении «Русский огонек».

Изобразительно- выразительные средства в стихотворении «Русский огонек», исследовательская работа с текстом, выразительное чтение.

109.

Художественное своеобразие стихотворения «Зимняя ночь».

Художественная идея, основная мысль, мотивы. Сюжетная линия, воспитание чувства патриотизма. Выразительное чтение, лексическая работа. Стр. 216-220. Наизусть (по выбору).

110.

Ю.И. Коваль. Слово о писателе.

Знакомство с биографией автора, с особенностями его творчества. Воспитание чувства патриотизма в рассказах Ю.И. Коваля. Стр. 221-222

111.

Ю.И. Коваль «Приключения Васи Куролесова». Сюжетная линия повести.

Чтение отрывка из повести Ю.И. Коваля «Приключения Васи Куролесова», Сюжетная линия повести.  Чтение 1-3 главы, пересказ. Стр.222-227, в.1-6

112.

Главные герои повести и их характеристика.

Характеристика главных героев, работа с понятием «внутренний мир», «душевные переживания». Стр.228-233, в.1-6. Основная мысль повести, план повести, чему учит эта книга. Добро побеждает зло, главное - активно содействовать, помогать хорошим людям и бороться со злыми. Выразительное чтение, исследовательская работа с текстом.

113.

Основная мысль повести «Приключения Васи Куролесова».

114.

Как добро побеждает зло в повести.

115.

Р/р Подготовка к написанию отзыва по прочитанному произведению.

Самостоятельная творческая работа. План написания отзыва. Отзыв о прочитанной повести «Приключения Васи Куролесова».

116.

Р/Р Написание отзыва о книге Ю. Коваля.

                                                                        5. Из зарубежной литературы. (15 часов + 2 Р/Р)

117.

Р. Стивенсон. Краткие сведения о писателе

Краткие сведения о писателе.  Представитель английского неоромантизма. Годы зрелости.  Популярность Стивенсона в России.

118.

Баллада Р. Стивенсона «Вересковый мёд» (отрывок).

Баллада Р. Стивенсона «Вересковый мёд». На русский язык перевёл Самуил Маршак. Жанр баллады.  Основная мысль, завязка, кульминация, развязка, сюжетная линия. Беседа по вопросам. Выразительное чтение, исследовательская работа с текстом, анализ эпизода. Вопросы и задания стр. Стр.236-241.

119.

Основная мысль баллады «Вересковый мёд»

120.

Характеристика героев баллады.

121.

Э. Сетон-Томпсон.   Краткие сведения о писателе.

Краткие сведения о писателе. Автобиография и авто биографические мотивы в творчестве. Рассказ «Снап», глава1,2, стр.243-249, в.1-9. Художественное своеобразие рассказа.  Цена дружбы в рассказе «Снап». Анализ текста, выразительное чтение.

122.

Художественное своеобразие рассказа «Снап».

123.

Цена дружбы в рассказе «Снап».

124.

Дж. Даррелл. Слово о писателе.

Краткие сведения о писателе. Автобиография и автобиографические мотивы в творчестве. Стр.255-256

125.

Тема и идея в рассказе Дж. Даррелл. «Живописный жираф.

Рассказ «Живописный жираф».  Тема и идея Добро и доброта.  Характеристика героев рассказа.  Воспитание милосердия, сострадания, участия, заботы о беззащитном животном. Стр.255-264, в.1-7 на стр.265-266.  Смысл названия рассказа «Живописный жираф».   Характеристика героев рассказа. Выразительное чтение отдельных эпизодов, исследовательская работа с текстом. Анализ эпизода, вопросы и задания на стр. 258.

126.

Проявление милосердия и сострадания в рассказе «Живописный жираф».  

127.

Характеристика героев рассказа «Живописный жираф».  

128.

Смысл названия рассказа «Живописный жираф».  

129.

 Мой любимый отрывок в рассказе «Живописный жираф».

130.

Р/Р Подготовка к написанию отзыва по прочитанному произведению.

Самостоятельная творческая работа. План написания отзыва. Отзыв о прочитанном рассказе «Живописный жираф».  

131.

Р/Р Написание отзыва о рассказе «Живописный жираф».  

132.

Внеклассное чтение. Моё любимое произведение Д.Дарелла.

 Любимые произведения Д. Дарелла. Художественная идея, сюжет, характеристика главных героев.  Выразительное чтение, исследовательская работа с текстом.

133.

 Итоговый урок. Рекомендации для чтения на лето.

Подведение итогов.  Рекомендации для чтения на лето.

СОГЛАСОВАНО:

Руководитель МО

____________________.

Подпись              ФИО

 ___ августа 20__ г.

 СОГЛАСОВАНО:

 Заместитель директора по УВР

__________          _____________

Подпись                    ФИО

   ___ августа 20___ г.

 

                           

     СОГЛАСОВАНО:

     Протокол заседания методического совета

      _____________________________

      от ___ августа 20__ г. № 1

      Председатель методического совета

     _____________    ________________

      подпись руководителя МС         ФИО          

Лист внесения изменений

№ п/п

урока

Дата по

плану

Дата по факту

Тема

Способ

корректировки

Реквизиты документа, которым закреплено изменение

     В связи с внесением   изменений   количество часов за год по учебному предмету   «Чтение»  за год   -   ___ ч.  В результате корректировки обеспечивается полное выполнение содержания программы.

Изменения в рабочей программе согласованы и одобрены  «       » ______________20     г.

Заместитель директора по УВР: _______________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по чтению 8 класс школа VIII вида.

Данная рабочая программа предназначена для обучающихся по программе коррекционной школы VIII вида (обучение на дому). Программа содержит все необходимые структурные компоненты. Рабочая программа рассч...

Рабочая программа по чтению 6 класс 8 вид

Программа предусматривает подготовку обучающихся VIII вида....

Рабочая программа по чтению 3 класс ПНШ

Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, задач...

Рабочая программа по чтению. 7 класс коррекционной школы

Программа предназначена для учителей коррекционных школ 8 вида....

Рабочая программа по чтению - ФГОС ОВЗ, 8 класс, 102 часа

По учебнику составителя З.Ф.Малышевой. + КТП...