Рабочая программа по чтению 6 класс 8 вид
рабочая программа (6 класс) по теме
Программа предусматривает подготовку обучающихся VIII вида.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Программа предусматривает подготовку обучающихся VIII вида. | 146.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Акбулакская средняя общеобразовательная школа №1 Акбулакского района Оренбургской области»
«Утверждаю» "Согласовано" «Рассмотрено»
Директор ОУ зам. директора по УВР на заседании МО
Протокол №_____
______________ _______________ _________________
«__»_______2013г. «__»_______2013г «__»_______2013г.
Рабочая программа
Чтение и развитие речи 6 класс
(для учащихся VIII вида)
Индивидуальное обучение
Учитель: Антипина Валентина Михайловна
Всего часов на изучение программы: 35.
Количество часов в неделю: 1ч.
Настоящая рабочая программа составлена:
На основе программы коррекционных образовательных учреждений VIII вида 5-9 классы/ под ред. И.М. Бгажноковой. –М.: Просвещение, 2010
Учебно - методическое обеспечение.
1.Программа 5-9 классов коррекционных образовательных учреждений VIII вида/ под ред. И.М. Бгажноковой. –М.: Просвещение, 2010
2.Учебник «Чтение» 6 класс. Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида/ Авт. -сост. Бгажнокова И.М., Погостина Е.С. – М.: «Просвещение», 2010 г.
Пояснительная записка
Обучение чтению в 6 классе направлено на решение следующих задач:
• формирование и дальнейшее совершенствование навыка полноценного чтения как основы понимания художественного текста;
• развитие и коррекция недостатков психического, в том числе речевого, развития, формирование речи как средства общения;
• воспитание нравственных качеств личности, усвоение нравственных ценностей, содержащихся в художественном произведении, осмысление нравственных понятий.
Для решения поставленных задач в программе выделены
следующие подразделы:
- Примерная тематика чтения,
- Навыки чтения,
- Работа с текстом,
- Основные требования к умениям учащихся
В круг чтения, определяемый примерной тематикой, включены произведения, представляющие разные области словесно-литературного творчества: фольклор, произведения
русской классической и современной литературы, а также произведения зарубежных авторов или отрывки из этих произведений. Наряду с изучением художественной литературы ученики знакомятся с научно-популярными статьями, посвященными природе, историческим деятелям и событиям.
Требования, предъявляемые к качествам, характеризующим навык полноценного чтения (правильность, беглость, осознанность и выразительность), отражены в разделе -Навыки
чтения.
Продолжается последовательная работа по овладению учащимися навыками синтетического чтения: от чтения целым словом к плавному чтению отдельными словосочетаниями и короткими предложениями.
Дети с нарушением интеллекта по-разному проходят все этапы овладения техникой чтения в силу своих особенностей, поэтому правильная организация работы во многом помогает преодолеть возникающие у школьников затруднения. Предупреждение и исправление ошибок, ведущих к нарушению правильности чтения, проводятся во все годы обучения.
Работа над техникой чтения должна обеспечивать полное и адекватное понимание прочитанного. С этой целью в программе выделен раздел - Работа над текстом.
Уделяется внимание не только усвоению детьми фактического содержания произведения и установлению адекватных смысловых отношений между частями текста, причинности поступков действующих лиц, но и осознанию идейной направленности (подтекста) произведения. Таким образом,
в этот период главное в работе над текстом - анализ сюжета в единстве с его предметным (фактическим), смысловым и идейным содержанием. С этой целью дети учатся выделять тему и идею произведения, соотносить тему с его названием,определять последовательность и причинность событий, мотивы
поступков героев и т. д.
.Усвоенное содержание произведений позволяет ученикам понять и усвоить принципы нравственного поведения в обществе.
На уроках чтения в 6 классе продолжается формирование у школьников техники чтения: правильности, беглости, выразительности на основе понимания читаемого материала. Это связано с тем, что не все учащиеся старших классов в достаточной степени владеют указанными навыками. Кроме того, изучение каждого художественного произведения вызывает у них затруднения при его чтении и понимании содержания. Ведь рекомендуемые произведения разножанровые и при работе с ними требуется большая методическая вариативность.
Умственно отсталые школьники трудно воспринимают биографические данные писателей, тем более их творческий путь, представленный даже в упрощенном варианте. Биографию писателя они часто отождествляют с биографией героев читаемых произведений. В исторических произведениях учащиеся с трудом воспринимают описываемые события, не всегда понимают слова и выражения, используемые автором для передачи того или иного факта, поступка героя.
На уроках чтения, кроме совершенствования техники чтения и понимания содержания художественных произведений уделяется большое внимание развитию речи учащихся и их мышлению.
Содержание программы
ЧТЕНИЕ И РАЗВИТИЕ РЕЧИ
6 класс (35 ч)
Навыки чтения
Правильное, осознанное чтение вслух целыми словами с соблюдением норм литературного произношения. Работа над беглостью и выразительностью чтения: темп и соответствующая содержанию и смыслу текста интонация (паузы, логическое ударение, тон голоса), «драматизация» (чтение по ролям).
Чтение «про себя», с выполнением заданий.
Выделение с помощью учителя главной мысли художественного произведения, выявление отношения к поступкам действующих лиц. Выбор слов и выражений, характеризующих героев, события, картины природы. Нахождение в тексте непонятных слов и выражений, пользование подстрочным словарем.
Ответы на вопросы к тексту.
Деление текста на части с помощью учителя. Озаглавливаете частей текста и составление с помощью учителя плана в форме повествовательных и вопросительных предложений.
Пересказ по плану. Использование при пересказе слов и оборотов речи из текста. Передача содержания иллюстраций к произведению по вопросам учителя.
Самостоятельное чтение несложных рассказов с выполнением различных заданий учителя: найти ответ на поставленный вопрос, подготовиться к пересказу, выразительному чтению.
Заучивание наизусть стихотворений.
Примерная тематика чтения
Сказки. Мир добра и зла.
Люблю русскую природу. Рассказы, стихи и научно-популярные статьи о природе в разные времена года, о красоте родной земли, об открытиях человека, умеющего всматриваться окружающий мир. Светские и религиозные праздники связи с разными временами года.
Удивительные животные. Рассказы, стихи, сказки, басни жизни животных. Отношение человека к животному миру как показатель его нравственных качеств.
Человек, будь человеком! Рассказы и стихи, раскрывающие восприятие мира в детстве, осмысление мира и своего места в нем.
Смешное и веселое. Юмористические произведения разных жанров.
Вечный свет подвига. Художественные произведения
о подвигах защитников Отечества в прошлом и настоящем.
Писатели мира- детям. Сказки и рассказы зарубежных авторов о жизни детей, об их приключениях, о животных.
Основные требования к умениям учащихся
1-й уровень
• Правильно читать вслух доступные тексты целым словом;
• читать про себя отрывки из проанализированного текста с целью выполнения определенных заданий;
• отвечать на вопросы и выражать свое отношение к поступкам героев;
• пересказывать текст (полностью или частично) по дан- ному плану, используя опорные слова;
• знать наизусть 6-8 стихотворений (объемом 8-10 строк).
2-й уровень
• Читать вслух правильно по слогам и целым словом, соблюдая синтаксические паузы, интонацию конца предложения в зависимости от знаков препинания;
• отвечать на вопросы учителя по предметному содержанию произведения;
• давать элементарную оценку поступкам героев;
• заучивать стихотворения наизусть (объем текста с учетом индивидуальных особенностей учащихся).
В школе для умственно отсталых детей в старших классах осуществляются задачи, решаемые в младших классах, но на более сложном речевом и понятийном материале.
Учащиеся должны:
- овладеть навыками правильного, беглого и выразительного чтения доступных их пониманию произведений или отрывков из произведений русских и зарубежных классиков и современных писателей;
- получить достаточно прочные навыки грамотного письма на основе изучения элементарного курса грамматики;
- научиться правильно и последовательно излагать свои мысли в устной и письменной форме;
- быть социально адаптированными в плане общего развития и сформированное нравственных качеств.
Специальная задача коррекции речи и мышления умственно отсталых школьников является составной частью учебного процесса и решается при формировании у них знаний, умений и навыков, воспитания личности.
планирование по чтению в 6 классе (35 ч)
№ п/п | Дата | Тема урока | Словарь | Развитие устной речи | Оборудование | Контрольно - диагностический материал | |
план | факт | ||||||
В. Песков «Отечество» | Эпиграф, до донца, целебен | Объяснение эпиграфа к разделу и главной мысли текста, объяснение выражения корни родины | Картинки родной природы | Контроль умений отвечать на вопросы, используя авторский текст, работать с эпиграфом. | |||
М. Ножкин «Россия» | Необъятна, мудрец, вольная (дорога) | Работа над образными выражения, передающими образ Родины. Определение главной мысли стихотворения. Объяснение пословиц. | Заучивание наизусть, сформированность навыков запоминания. | ||||
М. Пришвин «Моя Родина» | Находка, сокровища, кладовая солнца | Определение темы рассказа, ответы на вопросы. Деление текста на части по предложенному плану. Словесное рисование | План | Чтение стихотворения наизусть. Контроль умений выделять главную мысль рассказа, давать полные ответы на вопросы, читать отрывка, соблюдая интонационные нормы | |||
.4. | В. Бианки «Сентябрь» И. Бунин «Лес, точно терем расписной» | Хмурень, ревун, вёдро, листопаднички, амбар. Резьба, лазурь, просветы, терем | Работа над выражениями, передающими признаки ранней осени. Объяснение пословиц. Словесное рисование. | Картинки об осени, пословицы на карточках | Контроль умений пересказывать, объяснять смысл пословиц, выделять признаки ранней осени с опорой на выражения из текста. | ||
5. | Ю. Качаев «Грабитель» Б. Житков «Белый домик». | Пучка, сопки. Шлюпка, корма, мель | Объяснение трудных слов. Ответы на вопросы. Рассказ своими словами. Как медведь ограбил бурундука. Подпись иллюстрации из учебника. | Контроль умений давать полные ответы на вопросы, пересказывать содержание рассказа своими словами с опорой на иллюстрации, выполнять деление текста на части | |||
6. | А. Белорусец «Звонкие ключи». Жизнь мальчика в деревне. | Перебранка, снежная тундра, северное сияние, станция, терраса | Беседа по содержанию. Составление плана пересказа. Озаглавливание главной мысли рассказа. Составление рассказа по иллюстрации. | Контроль умений составлять план к рассказу, пересказывать с опорой на план, выполнять деление рассказа на смысловые части, озаглавливать их. | |||
7. | К. Паустовский «Заячьи лапы». Доброта и отзывчивость людей. | Сени, гарь, зенит, ветеринар, аптекарь, исподтишка, пелена. | Озаглавливание частей рассказа. Чтение по ролям. Составление рассказа по иллюстрациям в учебнике. | Контроль умений пересказывать с опорой на план, на иллюстрации. Выделять главную мысль рассказа, выполнять деление рассказа на смысловые части. | |||
8. | И. Тургенев «Осенний день в берёзовой роще» Е. Носов «Хитрюга». | Лазурь, дремота, украдкой, лукаво. Переполох, кладовая | Работа над поэтическими зарисовками, передающими очарование осенней природы. Составление рассказа описания осеннего дня | Картинки осеннего дня. | Контроль умений отвечать на вопросы в процессе беседы, пересказывать близко к тексту. | ||
9. | В. Бианки «Октябрь» | Грязник, зазимник, листопад | Объяснение пословиц. Дать характеристику октября примерами из текста. | Зарисовки осенней природы. | Индивидуальный опрос. Цель: определить сформированность умений давать связные ответы на вопросы. | ||
10. | С. Михалков «Будь человеком» Б. Заходер «Петя мечтает» | Тлеть, эгоист, муравейник. Неопрятный, неаккуратный | Ответы на вопросы. Дать оценку поступкам человека, разорившего муравейник, опираясь на текст. | Картинки о лесе, муравейник. | Контроль умения соблюдать интонацию, передавать настроение при чтении стихотворения. | ||
11. | По Д. Биссету «Слон и муравей» «Кузнечик Денди» | Закадычные друзья, птица – чакалка. | Беседа по вопросам. Чтение по ролям. Объяснение выражения, определяющего главную мысль сказки. | Чтение наизусть. Контроль за сформированностью навыков чтения по ролям. | |||
12. | Дж. Родари «Как один мальчик играл с палкой». «Пуговкин домик». | Галоп, величественный, безлюдная (даль), оазис | Беседа по содержанию. Чтение по ролям. Обсуждение на тему: «Что значит быть добрым человеком» | Контроль умений выполнять деление рассказа на смысловые части. Отслеживание уровня сформированности практических навыков при составлении плана. | |||
13. | Былина «Илья Муромец и Соловей Разбойник» Ф. Глинка «Москва» | Былина, благословение, ратный (подвиг), радельник. Посад, срединный | Беседа по вопросам. Работа над образными выражениями. Чтение по ролям. | Книга «Былины. Карточки со смысловым значением трудных слов. | Контроль умения работать над выразительными средствами, пересказывать, характеризовать главных действующих лиц, давать оценку ситуаций. Контроль за умением различать оттенки значений слов в тексте. | ||
14. | В. Бианки «Ноябрь» По А. Алексееву «Без Нарвы не видать моря» «На берегу Невы». | Зябь, полузимник. Возок, обозы, фокус, величают, потешное (войско), гвардия | Работа над образными выражениями, передающими картину описания поздней осени. Народные приметы и содержание текста. | Зарисовки поздней осени. | Контроль умений работать над образными выражениями, передающими картину описания поздней осени, устанавливать причинно – следственные связи в природе. | ||
15. | По А. Алексееву «Медаль». «Гришенька». | Гренадёр, турки. | Чтение по ролям. Ответы по ролям. Подписать иллюстрации словами из текста. Охарактеризовать поведение бойца. | Контроль умений пересказывать с опорой на предложенный план, выделять главную мысль рассказа, читать выразительно, давать характеристику бойцу | |||
16. | Е. Холмогорова. «Серебряный лебедь» «Боевое крещение» | Кафтан, прапорщик, щит, герб, камин | Беседа по вопросам. Чтение отрывка по ролям. Рассказать о ком рассказывали портреты в доме Раевских. | Зарисовки различных гербов. | Определение уровня сформированности оценочных суждений на «Боевое крещение» | ||
17. | Е. Холмогорова. «День рождения Наполеона» «В дни спокойные». | Атака, захватчики, генерал, гонцы | Ответы на вопросы. Рассказ на тему «Защита Смоленска» Деление на части, составление плана пересказа. | Определение уровня знаний на тему «Занятия Раевских после ухода из армии» | |||
18. | По Е. Носову «Как Незнайка сочинял стихи». | Поэт, рифма | Беседа по содержанию. Описание сказочных героев, их характеристика, их поведение. Чтение по ролям. | Читать выразительно, с соблюдением интонационных норм, давать характеристику главным героям, исходя из их внешнего вида и поведения. | |||
19. | Е. Пермяк «Тайна цены». Сказка или быль. | Дотошный (паренёк), обутки, портки, картуз, дюжина, расчёт, кумачовой (рубахой) | Беседа по прочитанному. Ответы на вопросы. Составление плана. | Отслеживание уровня сформированности практических навыков при составлении плана. | |||
20. | По переводу Д. Гальпериной «Здравствуйте» В. Бианки «Декабрь» | Здравствуйте. Студень, возродиться | Ответы на вопросы. Деление на части плану. Обсуждение на тему «Кого можно назвать вежливым» | Правила поведения на плакате. | Контроль умений пересказывать с опорой на план. | ||
21. | Е. Благинина «Новогодние загадки». А. Никитин «Встреча зимы» А. Дорохов «Тёплый снег» | Пышно убрана. Веял, угрюмые (небеса), угрюмый (лес | Ответы на вопросы. Словесное рисование. | Рисунки учащихся о зиме. | Контроль за умением давать ответы на вопросы, составлять загадки. | ||
22. | А. Пушкин «Вот север, тучи нагоняя…» Д. Хармс «Пушкин». Детские годы Пушкина. | Клоками, волшебница зима, блеснул (мороз), дохнул, завыл. Поэт, лицей. | Определение настроения стихотворения. Образные выражения, передающие картину природы. Словесное рисование. Заучивание наизусть. | Картинки о зиме. | Умение передавать чувства поэта, выделять главную мысль с помощью учителя. Умение читать осознанно, выразительно, передавая чувства и переживания автора. | ||
23. | В. Бианки «Январь» | Серёдка, скок, мёртвый (сон), таят, убежище | Работа с эпиграфом. Сравнение народных примет и собственных наблюдений. Беседа по содержанию. Составление плана. | Зарисовки о зиме | Пересказывать с опорой на план, сравнивать народные приметы с собственными наблюдениями за природой. | ||
24. | Х.-К. Андерсен «Ель». Мечты Ёлочки. | Нанизав (ягоды), коленце, мачта, дровни, приволье, изнываю, Рождество, изгородь, Сочельник. | Беседа по содержанию. Деление текста на смысловые части. Озаглавливание частей сказки. Чтение сказки по ролям. Составление плана. Определение главной мысли сказки. | Аппликации учащихся. | Отслеживание уровня сформированности практических навыков при составлении плана, пересказывать с опорой на план. Выполнять деление сказки на смысловые части, озаглавливать части. | ||
25. | А. Чехов «Ванька» а) Жизнь Ваньки у сапожника. | Заутреня, тёмный образ, колодка, шпандырь, сидельцы, балагурит, дворня | Ответы на вопросы. Деление на части. Работа с иллюстрацией (подписать словами из текста) | Иллюстрация (стр. 102, 104). Конверт. | Контроль умений пересказывать с опорой на план, на иллюстрации. Выделять главную мысль рассказа, выполнять деление рассказа на смысловые части, озаглавливать части рассказа. | ||
26. | И. Никитин «Весело сияет» (отрывок) И. Суриков «Белый снег пушистый» | Храм Пелена | Выразительные средства, передающие картину тихой зимней ночи в селе. Словесное рисование. Озаглавливание стихотворений. Сравнение стихотворений Никитина и Сурикова. | Зимние зарисовки (зимняя ночь) Зимние зарисовки (зимнее утро) | Умение передавать чувства поэтов, выделять главную мысль с помощью учителя. Умение читать осознанно, выразительно, передавая чувства и переживания авторов, сравнивать стихотворения авторов. | ||
27. | М. Зощенко «Лёля и Минька» Ёлка. Ю. Рытхэу «Пурга». | Пастилка, церемониться. Малахай, вельбот, яранга, Чукотка. | Беседа по содержанию. Чтение по ролям. Определение главной мысли. Обсуждение на тему «Какой урок преподнёс отец детям?» | Чтение наизусть. Контроль за умением пересказывать с опорой на план, на иллюстрации, выделять главную мысль сказки. | |||
28. | Ю. Дмитриев «Таинственный ночной гость». В. Бианки «Февраль» | Полумрак, пригоршни, ветлы, притолока, озноб (знобить) | Ответы на вопросы. Рассказ о переживаниях автора. Определение главной мысли рассказа. | Контроль за умением пересказывать с опорой на план, | |||
29. | С. Я. Маршак «Двенадцать месяцев». Отношение Мачехи и дочери к Падчерице. | Пьеса, действие | Беседа по вопросам. Чтение по ролям. Характеристики Дочки и Падчерицы с приведением примеров из текста. Обозначение изменений в природе в связи со сменой месяцев. | DVD - фильм «Двенадцать месяцев». | Контроль умений давать полные ответы на вопросы, читать выразительно, с соблюдением интонации, давать характеристику главным героям, пересказывать с опорой на иллюстрации, выделять главную мысль сказки. | ||
30. | По Х.-К. Андерсену «Снежная королева» | Тролль, дьявол, клюка, принц, принцесса, Лапландия, северное сияние, чертоги | Беседа по содержанию каждой части. Чтение по ролям отрывков. Озаглавливание частей сказки. Работа над выражениями, характеризующие Снежную королеву. Рассказ о дружбе Кая и Герды. | DVD – фильм «Снежная королева» | Контроль умений давать полные ответы на вопросы, читать выразительно с соблюдением интонационных норм, давать характеристику главным героям, пересказывать с опорой на иллюстрации, выделять главную мысль сказки. | ||
31 | С. Смирнов «Первые приметы». В. Бианки «Март» По В. Пескову. «Весна идёт» | Краснотал, голубеют (следы), припёк | Ответы на вопросы. Рассказ о собственных наблюдениях за изменениями в природе. Работа над выразительными средствами, говорящие о наступлении весны. | Картинки о весне. | Умение передавать чувства поэта, выделять главную мысль с помощью учителя. Умение читать осознанно, выразительно, передавая чувства автора. | ||
32 | М. Пришвин «Жаркий час». Г. Скребицкий «Весенняя песня». В. Жуковский «Жаворонок» | Жаркий час | Работа с эпиграфом. Беседа по содержанию. Работа над образными выражениями, передающими описание леса. | Картинки с лесными животными и птицами. | Контроль за умением пересказывать рассказ с опорой на образные выражения, описывающие леса. | ||
33. | А. Толстой «Детство». А. Твардовский «Как после мартовских метелей». А. Плещеев «И вот шатёр свой голубой» | Кочетки, подёрнулся, выгон, табун, мерин, ощеряясь | Беседа по содержанию. Определение главной мысли отрывка. Работа над образными выражениями, передающими радость в природе. | Чтение стихотворения наизусть. Контроль умений пересказывать отрывок, выделять главную мысль отрывка, работать над образными выражениями, передающими радость в природе. | |||
34 | В. Бианки «Апрель». К. Паустовский «Стальное колечко». | Вешние потоки, гнёт | Ответы на вопросы. Народные приметы содержание текста. | Контроль за умением пересказывать, выделять главную мысль прочитанного. | |||
35. | В. Набоков «Дождь пролетел…» В. Бианки «Май» . Н. Рыленков «Нынче ветер…» | Воздух живителен, жимолость благоухает, жемчуг | Ответы на вопросы. Работа над образными выражениями. Заучивание наизусть. | Картинки о лете. | Умение читать стихотворение спокойно, внятно, соблюдая знаки препинания. Находить сравнения, слова, образы. | ||
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по чтению 6 класс по программе специальных образовательных учреждений 8 вида
Рабочая программа по чтению...
Рабочая программа по чтению и развитию речи для 8 класса (программа 8 вида) по учебнику А.К. Аксеновой.
Рабочая программа курса чтения и развития речи в 8 классе 8 вида составлена на основе программы для специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений 8 вида 5-9 классов под редакцией В....
Рабочая программа по чтению (литературному чтению) 5 «В» класс на 2019-2020 учебный год
Рабочая программа по чтению (литературному чтению) 5 «В» класс на 2019-2020 учебный год...
Рабочая программа по чтению (литературное чтение) 6 «в» класс 2019-2020 учебный год
Рабочая программа по чтению (литературное чтение) 6 «в» класс 2019-2020 учебный год...
Рабочая программа по чтению (литературному чтению) 5 кл. ( для учащихся с у/о)
Рабочая программа АООП УО вариант 9.1...
Адаптированная рабочая программа предмета «Чтение (Литературное чтение)» для 6 класса
Планируемые результаты изучения предмета «Чтение (Литературное чтение)»Базовый уровеньУченик научится:- читать вслух осознанно, правильно, выразительно;- читать «про себя»;- вы...
Адаптированная рабочая программа по чтению (литературному чтению) 5 класс
Адаптированная рабочая программа составлена на основе:Программы специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида: 5-9 кл.: Под ред. В.В. Воронковой. –М: Гуманит. изд. центр...