Рабочая программа по чтению - ФГОС ОВЗ, 8 класс, 102 часа
рабочая программа (8 класс)
По учебнику составителя З.Ф.Малышевой. + КТП
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_chteniyu_8_b_klass_2020-2021.docx | 25.7 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
школа № 755 «Региональный центр аутизма»
Василеостровского района Санкт-Петербурга
Принято и рекомендовано к использованию педагогическим советом ОУ Протокол № от | Утверждено Приказом ОУ № от Директор __________________Л.Н. Демьянчук |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ЧТЕНИЮ
ДЛЯ 8 КЛАССА
Срок реализации программы: 1 год
Учитель: Малышева Александра Николаевна
Согласовано
Зам. директора по УВР
Н.А. Стрижак
«____» _________ 2020
Санкт-Петербург
2020
Пояснительная записка
Статус документа
Данная программа составлена на основе программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: 5—9 кл.: В 2 сб. / Под ред. В.В. Воронковой. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. - Сб. 1. - 232 с. и в соответствии с адаптированной образовательной программой образования обучающихся с умственной отсталостью в сочетании с расстройствами аутистического спектра (I вариант учебного плана).
Специфика учреждения проявляется в том, что контингент обучающихся средней школы - дети с различными синдромами аутизма, имеющие сложный дефект развития: интеллектуальную недостаточность различной степени выраженности, речевую патологию, соматическую патологию; 98% обучающихся – дети-инвалиды.
Специфические особенности данной категории обучающихся:
- выраженная недостаточность или полное отсутствие потребности в контактах с окружающими, трудности во взаимодействии со сверстниками, отгороженность от внешнего мира;
- особенности эмоционально-волевой сферы: слабость или искаженность эмоционального реагирования, бедность эмоций, их однообразие, неадекватность, проявления негативизма при попытках вовлечь ребенка в произвольную деятельность;
- боязнь всего нового, приверженность к сохранению неизменности окружающей обстановки;
- своеобразное зрительное поведение: взгляд мимо, «скользящий взгляд», ограниченность визуального контакта, фрагментарность зрительного внимания;
- своеобразие движений: произвольные движения неловкие, недостаточно координированы, наличие стереотипных повторений одних и тех же движений;
- специфические особенности речевого развития: понимание обращенной речи на бытовом уровне, собственная речь представлена от вокализаций до автономной речи (разговоры с самим собой с использованием сложных оборотов, штампов с недостаточным осмыслением их). Часто отмечаются непосредственные или отставленные по времени эхолалии. Грубое нарушение коммуникативной функции речи, низкая речевая активность;
- низкая сформированность высших корковых функций, прежде всего пространственной ориентации;
- умственная отсталость легкой и умеренной степени.
Специфические особенности нарушения психического развития детей вызывают трудности при организации процесса обучения. Усвоение учебного материала и освоение социальных навыков носит неравномерный и избирательный характер. Приобретаемые знания, умения и навыки с большим трудом переносятся и используются в реальной жизни.
«Чтение»
8 класс
Рабочая программа рассчитана на 102 часа (3 часа в неделю, 34 недели).
Предлагаемая программа ориентирована на учебник для 8 класса для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные общеобразовательные программы: автор-составитель З.Ф.Малышева Чтение. Учебник для 8 классов – М.: Просвещение, 2019 г. – 287 с.
Программа составлена с учетом психофизических особенностей обучающихся с нарушением интеллектуального развития и расстройствами аутистического спектра. Содержание художественных произведений обладает значительными возможностями для развития и коррекции познавательной деятельности детей с нарушениями интеллектуального развития (они учатся анализировать изучаемые явления, понимать причинно-следственные зависимости) и развития всех сторон речи.
Целью рабочей программы является формирование у обучающихся основных навыков чтения на основе понимания читаемого материала.
В ходе реализации программы решаются следующие взаимосвязанные задачи:
- дать обучающимся прочные навыки правильного, беглого, выразительного чтения на основе художественного материала;
- учить правильно и последовательно излагать свои мысли в устной форме;
- учить правильно и последовательно излагать содержание прочитанного;
- учить адекватно оценивать действия и поступки главных и второстепенных героев, давать им характеристику;
- развивать социальную активность в плане общего развития и
сформированности нравственных качеств (учить делать выводы, обобщения в том числе и эмоционального плана).
Специальная задача коррекции речи и мышления школьников 8 класса с психическим недоразвитием является составной частью учебного процесса и решается при формировании у них знаний, умений и навыков, воспитания личности.
Общая характеристика учебного процесса
Рабочая программа определяет оптимальный объем знаний и умений по чтению, который доступен большинству школьников с лёгкой умственной отсталостью и нарушениями аутистического спектра. Учитывая особенности этой группы школьников, рабочая программа определила те упрощения, которые могут быть сделаны, чтобы облегчить усвоение основного программного материала. Работу по обучению детей со сниженным или повышенным уровнем требований следует осуществлять по индивидуальному образовательному маршруту.
Основной формой организации процесса обучения по предмету «чтение» является урок. Ведущей формой работы учителя с обучающимися на уроке является фронтальная работа при осуществлении дифференцированного и индивидуального подхода. Каждый урок чтения оснащается необходимыми наглядными пособиями, раздаточным материалом, техническими средствами обучения. Во время урока проводится 1 – 2 динамических паузы.
Основу формирования знаний, умений и навыков при работе с детьми с нарушениями аутистического спектра составляет технология личностно-ориентированного обучения, которая реализуется через индивидуальный и дифференцированный подход, учёт психофизических и психоэмоционльных особенностей каждого обучающегося. При обучении детей нужно учитывать различия у школьников с нарушениями аутистического спектра в степени и характере речевого недоразвития, в их познавательных процессах, ощущениях и восприятиях, интеллектуальных нарушениях.
Текущий и итоговый контроль в 8 классе
Текущий контроль осуществляется на каждом уроке. Текущий и итоговый контроль осуществляется по 5-балльной системе (минимальный балл - 2; максимальный балл - 5). Учитель, проверяя достигнутые обучающимися навыки и умения, выставляет отметку в классный журнал. В процессе обучения выставляются промежуточные отметки успеваемости по 5-балльной системе за освоение учебных дисциплин за полугодие. В конце учебного года выставляются годовые отметки по 5-балльной системе на основании промежуточных отметок успеваемости, выставленных за полугодия.
Содержание учебного предмета
«Чтение»
N п/п | Название раздела | Количество часов |
1 | Устное народное творчество | 8 |
2 | Произведения русских писателей XIX века | 36 |
3 | Произведения русских писателей 1-й половины ХХ века | 21 |
4 | Произведения русских писателей 2-й половины ХХ века | 30 |
5 | Повторение | 7 |
Итого | 102 |
Основные требования к знаниям и умениям обучающихся по окончании 8-го года обучения
Учащиеся должны уметь:
- читать осознанно, правильно, выразительно, целыми словами вслух;
- читать «про себя», выполняя задания учителя;
- отвечать на вопросы учителя полными и краткими ответами;
- пересказывать текст по плану с помощью учителя;
- пересказывать несложные по содержанию тексты — самостоятельно.
Учащиеся должны знать:
- наизусть 6—10 стихотворений.
Описание материально-технического обеспечения
образовательного процесса
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса включает в себя дидактическое и методическое обеспечение образовательной программы, описание печатных пособий, технических средств обучения, экранно-звуковых пособий, игр и игрушек, оборудования класса, а также перечень информационно-коммуникативных средств обучения.
Дидактическое и методическое обеспечение
Дидактическое обеспечение | Методическое обеспечение |
Для реализации рабочей программы 8 класса используется учебник для специальных коррекционных образовательных учреждений 8 вида, сост. Малышева З.Ф. Чтение. Учебник для 8 классов – М.: Просвещение, 2019 г. – 287 с.: ил.
| Программы: Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: 5—9 кл.: В 2 сб. / Под ред. В.В. Воронковой. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. - Сб. 1. - 232 с. |
Дополнительные образовательные программы Программы для 5 – 9 классов для детей с ограниченными возможностями здоровья (дидактические игры) | |
Печатные пособия Иллюстрации Портреты писателей и поэтов |
Технические средства обучения
Наименование объектов | Примечание |
Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, плакатов и картинок | |
Электронные приложения к учебникам | |
Настенная доска с набором приспособлений для крепления картинок | |
Компьютер, принтер, сканер | |
Аудиоцентр, магнитофон | |
Мультимедийный проектор | |
Экспозиционный экран |
Экранно-звуковые пособия
Аудиозаписи в соответствии с программой обучения.
Видеофильмы, соответствующие тематике программы по математике (по возможности).
Слайды, соответствующие тематике программ по математике (по возможности).
Мультимедийные (цифровые) образовательные
ресурсы, соответствующие тематике примерной программы по математике.
Ресурсы интернета (электронные библиотеки)
Игры и игрушки
Наборы ролевых игр, игрушек и конструкторов (по темам: зоопарк, транспорт, магазин и др.).
Настольные развивающие игры, лото, наглядный материал.
Оборудование классов
Ученические столы одно-и двухместные с комплектом стульев.
Стол учительский с тумбой.
Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий и пр.
Настенные доски для вывешивания иллюстративного материала.
Подставки для книг, держатели для схем и таблиц и т. д.
Календарно-тематическое планирование по учебному предмету "Чтение" (102 часа)
№ п/п | Дата | Содержание учебного материала |
1 | Устное народное творчество. Повторение изученного | |
2 | Русская народная сказка «Волшебное кольцо» - чтение, обсуждение | |
3 | Русская народная сказка «Волшебное кольцо» - чтение, обсуждение | |
4 | Пословицы и поговорки | |
5 | Баллады. В.А.Жуковский. Перчатка | |
6 | Баллады. И.З.Суриков. Нашла коса на камень | |
7 | Былины. Садко | |
8 | Приметы времени в былине «Садко» | |
9 | А.С.Пушкин. Повторение изученного. Биография | |
10 | Воспоминания о Пушкине | |
11 | Лирика А.С.Пушкина. «Памятник», «Во глубине сибирских руд» | |
12 | Лирика А.С.Пушкина. «Зимнее утро». Ассоциативное рисование | |
13 | Лирика А.С.Пушкина о дружбе. «И.И.Пущину», «Няне» | |
14 | Любовная лирика А.С.Пушкина. «Сожжённое письмо», «Я вас любил…» | |
15 | Сказка о попе и о работнике его Балде | |
16 | Сказка о попе и о работнике его Балде | |
17 | М.Ю.Лермонтов. Повторение изученного. Биография | |
18 | М.Ю.Лермонтов. Смерть поэта. Родина | |
19 | М.Ю.Лермонтов. Парус. Сосна | |
20 | М.Ю.Лермонтов. Песня про царя Ивана Васильевича… | |
21 | М.Ю.Лермонтов. Песня про царя Ивана Васильевича… | |
22 | М.Ю.Лермонтов. Песня про царя Ивана Васильевича… | |
23 | И.А.Крылов. Биография. Волк на псарне | |
24 | И.А.Крылов. Осёл и Соловей. Муха и пчела | |
25 | Н.А.Некрасов. Биография. Размышления у парадного подъезда | |
26 | Н.А.Некрасов. «В полном разгаре страда деревенская…», «Мороз, Красный нос» | |
27 | Н.А.Некрасов. Русские женщины | |
28 | И.С.Никитин. Русь. | |
29 | И.С.Никитин. Утро на берегу озера. Ассоциативное рисование | |
30 | И.С.Тургенев. Биография | |
31 | И.С.Тургенев. Муму | |
32 | И.С.Тургенев. Муму | |
33 | И.С.Тургенев. Муму | |
34 | И.С.Тургенев. Муму. Самостоятельная работа | |
35 | Л.Н.Толстой. Биография | |
36 | Л.Н.Толстой. После бала | |
37 | Л.Н.Толстой. После бала | |
38 | Л.Н.Толстой. После бала | |
39 | Л.Н.Толстой. После бала. Самостоятельная работа | |
40 | А.П.Чехов. Биография | |
41 | А.П.Чехов. Лошадиная фамилия | |
42 | В.Г.Короленко. Биография | |
43 | В.Г.Короленко. Слепой музыкант | |
44 | В.Г.Короленко. Слепой музыкант | |
45 | В.Г.Короленко. Слепой музыкант | |
46 | В.Г.Короленко. Слепой музыкант | |
47 | В.Г.Короленко. Слепой музыкант. Самостоятельная работа | |
48 | М.Горький. Биография | |
49 | М.Горький. Макар Чудра | |
50 | М.Горький. Макар Чудра | |
51 | С.А.Есенин. Биография | |
52 | С.А.Есенин. «Спит ковыль…», «Пороша» | |
53 | С.А.Есенин. «Отговорила роща золотая…» | |
54 | Конкурс чтецов. Стихотворения С.А.Есенина | |
55 | А.П.Платонов. Биография | |
56 | А.П.Платонов. Разноцветная бабочка | |
57 | А.П.Платонов. Разноцветная бабочка | |
58 | А.Н.Толстой. Биография | |
59 | А.Н.Толстой. Русский характер | |
60 | А.Н.Толстой. Русский характер | |
61 | А.Н.Толстой. Русский характер | |
62 | Н.А.Заболоцкий. Биография | |
63 | Н.А.Заболоцкий. Некрасивая девочка | |
64 | К.Г.Паустовский. Биография | |
65 | К.Г.Паустовский. Телеграмма | |
66 | К.Г.Паустовский. Телеграмма | |
67 | Р.И.Фраерман. Биография | |
68 | Р.И.Фраерман. Дикая собака Динго, или Повесть о первой любви | |
69 | Р.И.Фраерман. Дикая собака Динго, или Повесть о первой любви | |
70 | Р.И.Фраерман. Дикая собака Динго, или Повесть о первой любви | |
71 | Р.И.Фраерман. Дикая собака Динго, или Повесть о первой любви | |
72 | Р.И.Фраерман. Дикая собака Динго, или Повесть о первой любви | |
73 | Р.И.Фраерман. Дикая собака Динго, или Повесть о первой любви. Самостоятельная работа | |
74 | Л.А.Кассиль. Биография | |
75 | Л.А.Кассиль. Пекины бутсы | |
76 | Л.А.Кассиль. Пекины бутсы | |
77 | Л.А.Кассиль. Пекины бутсы | |
78 | А.Т.Твардовский. Биография | |
79 | А.Т.Твардовский. Василий Тёркин | |
80 | А.Т.Твардовский. Василий Тёркин | |
81 | А.Т.Твардовский. Василий Тёркин | |
82 | А.Т.Твардовский. Василий Тёркин | |
83 | А.Т.Твардовский. Василий Тёркин. Самостоятельная работа | |
84 | В.М.Шукшин. Биография | |
85 | В.М.Шукшин. Гринька Малюгин | |
86 | В.М.Шукшин. Гринька Малюгин | |
87 | В.М.Шукшин. Гринька Малюгин | |
88 | В.П.Астафьев. Биография | |
89 | В.П.Астафьев. Далёкая и близкая сказка | |
90 | Р.П.Погодин. Биография | |
91 | Р.П.Погодин. Алфред | |
92 | Р.П.Погодин. Алфред | |
93 | Р.П.Погодин. Алфред | |
94 | Р.П.Погодин. Алфред. Самостоятельная работа | |
95 | А.А.Сурков. Родина | |
96 | Повторение изученного в 8-м классе | |
97 | Обсуждение списка для чтения на лето | |
98 | Резервный урок | |
99 | Резервный урок | |
100 | Резервный урок | |
101 | Резервный урок | |
102 | Резервный урок |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа предмета «Чтение» для 3 класса школы І вида (ЗПР) на 2012-2013 учебный год
Данный курс разработан для обучающихся, имеющих - тугоухость III-IV степени, глухоту - задержку психического развития - грубое недоразвитие речи...
Рабочая программа по чтению 1-4 классы
Рабочая программа учебного предмета «Чтение и развитие речи» разработана на основе «Программ специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Подготовительный, 1 – 4 классы» под...
Рабочая программа по математике ФГОС 5 класс (6 часов в неделю)
P { margin-bottom: 0.21cm; direction: ltr; color: rgb(0, 0, 0); widows: 2; orphans: 2; }P.western { font-family: "Times New Roman",serif; font-size: 12pt; }P.cjk { font-family: "Times New Roman",...
Рабочая программа по чтению для 8 класса, 8 вид
Планирование уроков чтения в 8 классе 8 вида...
Рабочая программа по чтению 7-8 класс коррекции 8 вида
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному курсу «Чтение» 7-8 класс(обучение по специальной (коррекционной программе VIII вида) ...
Рабочая программа по чтению (ФГОС) 9 класс (ОВЗ)
Рабочая программа по учебному предмету «Чтение» для обучающихся 9 класса (8 вид, ФГОС)...
Рабочая программа по чтению 5-9 классы для учащихся с умственной отсталостью (вариант 1) в соответствии с ФГОС.
Программа разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утвержденным приказом М...